своей властью утвердить соответствующее издание в качестве единственной допустимой формы совершения рукоположения в Церкви Англии. В нач. марта 1550 г. чин был опубликован под заглавием «Порядок и способ поставления и посвящения архиепископов, епископов, священников и диаконов» (The forme and maner of makyng and consecratyng of Archebishoppes, Bishoppes, Priestes and Deacons); впосл. он обычно издавался вместе с «К. о. м.» и в версии 1662 г. был окончательно включен в ее состав. При переработке католич. текстов Кранмер активно использовал соч. М. Буцера «О законном рукоположении» (De ordinatione legitima, 1549; впервые опубл.: Martini Buceri Scripta Anglicana fere omnia. Basileae, 1577. P. 238-266); особое внимание он уделил тому, чтобы исключить из молитв упоминания о власти священнослужителей приносить евхаристическую жертву, подчеркнув вместо этого их роль как проповедников Слова Божия и духовных наставников (ср.: Cuming. 1982. P. 67-69). В отличие от католич. Понтификала новое издание не содержало последований поставления субдиаконов и др. церковных служителей; тем самым т. н. малые чины (ordines minores) католич. иерархии в Церкви Англии оказались фактически отменены. В 1550 г. при одобрении Кранмера вышло нотированное издание «К. о. м.» (The booke of Common praier noted. [L.,] 1550), подготовленное Дж. Мербеком (ок. 1505 - ок. 1585). В муз. отношении предложенный Мербеком материал являлся подражанием традиц. католич. распевам этого времени, однако для пуритан, допускавших использование при богослужении лишь т. н. простого распева (лат. cantus planus; англ. plainsong; см. ст. Григорианское пение ), мелодии Мербека выглядели недостаточно аскетично, поэтому после 1552 г. его нотация не использовалась. Рецепция «К. о. м.» 1549 г. в Церкви Англии происходила медленно и была сопряжена с многочисленными сложностями и препятствиями. Ввиду того что лица, не желавшие принимать «К. о. м.», объявлялись в «Акте о единообразии» гос. преступниками, случаев открытого протеста против «К.

http://pravenc.ru/text/1841554.html

Спасение, искупление, освобождение должны не только избавить человечество от зла, но и обеспечить триумф блага. Поскольку справедливость и истинность – основы жизни, без них невозможны любовь и союз. Изначально мыслители Израиля не различали понятия права и долга, они были слиты в представлении о божественной воле и законе. Понятие справедливости – центральное, оно постоянно присутствует в рассуждениях всех пророков: чтобы заслужить благословение пророков, человек должен быть в первую очередь справедлив, кроме того, он должен принять Господа. Мятежники окажутся в Шеоле, а праведники обретут царство Божие. Человек как носитель воли Господней – ведущая тема Книги Иова, Псалмов, пророков. Тайна справедливости Господней существует, и постичь ее можно лишь посредством веры: «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину» ( Пс.36:1–5 ). Пророки не устают на протяжении веков порицать несправедливость, злоупотребления, нарушения закона, отсутствие милосердия, жестокость, агрессию, неумеренность. Злодеяния абсурдны, поскольку влекут за собой страдания и жертвы. Триумф справедливости положит конец противоречиям человечества. Пророки не были погружены в метафизику, занимавшую умы древних язычников: их беспокоила проблема справедливости и духовного совершенствования, в котором заключена истина грядущего триумфа Господа ( Иер.12:1–4 ; Иов.21 ; Иез.3:20, 14:14–20 ). Так размышления пророков преодолевают зло и обращаются к новым горизонтам, которые найдут свое выражение в двух религиях, источником которых станет Библия: иудаизме и христианстве. Хронологические таблицы Хронологическая таблица истории евреев и соседних народов периода кочевания, полуоседлости и царской эпохи Египет Земля Израиля Месопотамия Древняя бронза 3100–2100 (зарождение письменности 3000) Древнее царство; Мемфис, Великие пирамиды Хананеи Шумеры и аккадцы Средняя бронза 2100–1550 Среднее царство: Тети 2030–1720. Контроль над сиро-палестинскими владениями. Вторжение гиксосов 1700–1550 Призвание Авраама. Прибытие в Ханаан к 1750 (?). Путешествие Иакова в Египет ок. 1600 (?)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На всем протяжении своего исторического существования кинизм был ориентирован на диалог с др. философскими школами. Наиболее значимым является влияние кинизма на зарождение и развитие стоицизма; представители 2 школ всегда помнили о своем родстве и воспринимали друг друга как естественных союзников в деле просветительской и воспитательной философской работы. Отказавшись от ригоризма кинической этики и экстремизма кинической аскетики, стоицизм вместе с тем вобрал в себя основные элементы кинической практической философии и сделал их доступными для широкого круга лиц, стремившихся к философской жизни, но не желавших следовать трудным киническим путем, предполагавшим изменение всего строя индивидуальной жизни. Непримиримыми оппонентами К. были приверженцы эпикурейства , провозглашавшие тождественность блага и удовольствия и критиковавшие К. за их неумеренный аскетизм. Из-за отсутствия в кинизме развитой теоретической философии его влияние на перипатетизм, платонизм и неоплатонизм было слабым, однако некоторые формы неоплатонической аскетики могут быть возведены к учению К. ( Goulet-Caz é . 1990. S. 2808-2817; Desmond. 2008. P. 210-211). Диоген и афиняне. Гравюра. 1550 г. Диоген и афиняне. Гравюра. 1550 г. Хотя к VI в. кинизм прекратил существование в качестве философской школы, кинические идеи всегда оставались востребованными в европ. философии и культуре. Связанные с Диогеном истории и его изречения часто включались в средневековые сборники этических наставлений (см. подборку отрывков: Largier. 1997. S. 175-261); традиция воспринимать его как учителя аскезы и проповедника добровольной бедности в лат. лит-ре восходила к блж. Иерониму, назвавшему Диогена «победителем человеческой природы» ( Hieron. Adv. Iovin. II 14). В эпоху Ренессанса пробуждается интерес к лит. стороне кинизма; мн. авторы этого времени рассматривали К., известных гл. обр. через сочинения Лукиана, как образцовых сатириков древности, едко и беспощадно высмеивавших недостатки индивида и общества, и считали себя продолжателями их дела ( Desmond.

http://pravenc.ru/text/1684656.html

В конце того же года городской совет Мессины предложил устроить для ордена в местном университете коллегию на том условии, что генерал обяжется постоянно замещать четыре профессорские кафедры. Игнатий ответил согласием. Новая школа с семью профессорами-иезуитами была открыта на Пасху 1548 года. Успех ее был настолько велик, что к Игнатию стали со всех сторон обращаться с просьбами дать иезуитских профессоров, и в конце концов он перестал противиться превращению ордена в образовательный. Уже в 1549 году в Палермо была открыта вторая иезуитская гимназия. В то же время иезуиты начали преподавать в одном из немецких университетов – в Ингольштадте. В 1550 году была основана гимназия в Тиволи; 18 февраля 1551 года в Риме была открыта образцовая центральная школа ордена – римская коллегия; после Пасхи была освящена гимназия в Венеции, в июне школа в Вене, в июле гимназия в Ферраре, в октябре гимназия в Болонье. В 1552 году возникли коллегии во Флоренции, Неаполе, Падуе, Джуббио, Перудже, Модене и германская коллегия в Риме; в 1553 году – коллегии в Лиссабоне, Эворе, Монреале, в 1554-м – коллегии в Кордове, Коимбре и т. д. В течение шести лет орден захватил в свои руки преподавание во всей романской Южной Европе и стал твердой ногой в Германии. В 1554 году иезуитская школа уже сложилась – сложилась раньше, чем орден признал в качестве безусловного принципа необходимость взять в свои руки образование иезуитов. Говорят, что прусский школьный учитель обеспечил Пруссии гегемонию в Германии. С гораздо большим основанием можно было бы сказать, что всюду, где протестантизм терпел поражение, победителем был учитель-иезуит, который обеспечил старой церкви победу во многих странах, уже успевших полностью или частично перейти к лютеранству. Господствующие классы, воля которых решала веру народов, были вновь завоеваны католицизмом только потому, что орден получил своего рода монополию преподавания в романских странах, в Польше и во многих немецких областях. Если представить себе карту Европы XVI века с нанесенными на нее ареалами распространения религий, то мы увидим на ней результат тех изменений, которые произвели школьные учителя-иезуиты в Европе в 1550–1556 годах. Еще многие годы после этого в умственной жизни католических наций можно было наблюдать влияние иезуитской школы, которая тогда пользовалась настоящей монополией в области преподавания в высших учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Одолей Семенович Забелин [см. Забела], 1564 г.; Одолей Степанович Соковнин [см. Соковнин], 1648 г. Одолей – приворотная трава из рода молочаев Одонье Якут, крестьянин, 1495 г., Новгород Одонье – 1) подонки, 2) круглая в основе кладь хлеба в снопах и подстилка из хвороста под стог сена Ожгибесов Шапуля, крестьянин, 1564 г., Обонежье Ожгибоков Третьяк [см. Третьяк], царский конюх, 1573 г. Ожег см. Ожог Ожегов Иван, дворовый царя Ивана, 1573 г. Ожерельев Григорий Игнатьевич, 1495 г., Новгород; Семен Ожерельев, слуга митрополита Симона, 1506 г. Ожжиха Якут, крестьянин, 1585 г., Новгород Ожигаев Василий, посадский человек, 1625 г., Зарайск Ожог ( Ожег ), Ожога , Ожогины : Яков Федоров Ожег, послух, 1522 (1552? – С. В.) г., Кашин; Иван Матвеевич Ожога Емельянов, 1500 г.; Нестер Ожогин, казак, 1612 г., Вологда Озеро, Озеровы : Иона Озеро, писец, первая половина в., Переяславль; Второй [ср. Вторытка] Иванович Озеров, гость, 1602 г., Кострома; Озеровы, помещики, XVI–XVII вв. Новгород Озимко , крестьянин, 1545 г., Новгород Озимки – запоздалые морозы и снег весной Ознобиша, Ознобишины : Иван Ознобиша, середина XV в., Кострома; Михаил Никитич Ознобишин, 1532 г.; Иван Федорович Ознобишин, 1550 г., Дорогобуж [см. Село] Озорной, Озорного : Богдан Васильевич Озорной, 1540 г., Звенигород; Дей и Булгак [см. Дей, Булгак] Васильевичи Озорного, 1550 г. Озяблый Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1555 г., Вологда Окат, Окатий ( Акат, Акатий ), крестьяне, XV–XVI вв., Новгород (много лиц) Оклячеевы , помещики, конец XV в. и позже, Новгород Оклячить – обвязать бочку или тюк клячом, заверткой, ключом (Даль) Окоем Семенович кн. Шелешпанский, первая половина XVI в. Ср. имение Окоемово во Владимирской губ. Окорок, Окороковы : Илья Окороков, казнен в опричнике Окул, Окуловы : Окул – очень распространенное прозвище; Степан Окулов, середина XV в., Радонеж [см. Веселье, Деревль, Кулкишов, Моденов, Обещало, Скоблев, Сухирин] Окул – плут, хвастун, обманщик (Даль) Окунь, Окуневы : Окунь Иванович Линев [см. Линь], 1495 г.; от него – Окуневы Олабухин см. Алабухин и Алабыш

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сукора Евдоким, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Сулдеш, Сулдешов : Сулдеш Елизаров, помещик, 1569 г., Ярославль; Ждан [см. Ждан] и Суморок [см. Суморок] Сулдешовы, казнены в опричнине; Постник [см. Постник] Сулдешев, дворцовый дьяк, 1580 г. Сулемша Григорий Григорьевич Пушкин [см. Пушка], 1572–1618 гг.; Сулемша Леонтьевич Скобельцын [см. Скобельцын], 1605 г., Арзамас Сулеш Невзоров Выповский [см. Невзор, Выповский], помещик, 1550 г., Москва; Евстигней Минич Сулеш Болотников [см. Болотников], 1611 г.; Юрий Яншеевич Сулешев, боярин, 1619 г. [см. Артаковы, Раструбай] Сулеш – собственное имя (татар.) Сулимка Селиванов [см. Селивановы], крестьянин, 1628 г., Белев Сулменев ( Сульмень, Сюльменев, Сюлеменев ): Гаврило и Константин Федоровичи, 1535 г.; Тишина [см. Тишина] Константинович, 1549 г.; Сульмень Тимофеевич Булгаков [см. Булгак], дворянин, 1573 г.; Сульменевы, вторая половина XVI в. и позже, Тула Сулой Богдан, крестьянин, 1606 г., Нижний Новгород Сулуев Гридя [см. Гридя], своеземец, 1495 г., Новгород Сума, Сумин : Федор Юрьевич Сума, первая половина XVI в., Тверь; от него – Сумины; Суморок [см. Сумо рок] Михайлович Сумин, 1567 г., Новгород; Сума Васильевич Кравков [см. Кравков], 1596 г., Муром; у него сын – Мешок [см. Мешок] Сумин, 1614 г. [см. Курдюк, Лущиха] Сумак, Сумаков : Сумак Петрушин, ямщик, 1512 г., Белоозеро; Оценок [см. Опенок] Сумаков, писчик, 1502 г., Белоозеро Сумак – нищий с сумой (? – С. В.) Сумбул см. Сунбул Сумгур ( Сунгур ), Сумгуров ( Сунгуров ): Сумгур Григорьевич Лаптев [см. Лапоть], середина XVI в.: Сунгур Степанович Головцын, середина XVI в., Кострома; Семен Сумгуров, таможенный целовальник, 1606 г., Суздаль; Дмитрий Сунгуров, подьячий, 1695 г., Москва [см. Алатор, Сапог] Ср. в Костромском уезде село Сунгурово на р. Волге Сумесь Иов, кузнец, 1624 г., Нижний Новгород Сумник Измайлов [см. Измайлов], начало XVI в., Рязань [см. Мясной] Суморок, Сумороков, Сумароков – очень распространено повсеместно и во всех слоях населения в XVI–XVII вв.; Иван Иванович Суморок Быков [см. Бык], 1499 г.; Иван Васильевич Сумороков Вокшерин [см. Вокшерин], дьяк, 1500 г.; Григорий Семенов Сумороков, подьячий, 1510 г.; Суморок Алексеевич Караулов [см. Караул], помещик, 1550 г., Москва [см. Буян, Елгозин, Опенок, Поганок, Путята, Сулдеш, Сума, Турабей, Шуин]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Узел Васильевич Чеглоков [см. Чеглок], середина XVI в. Узкий, Узкого : Иван Матвеевич Узкий, конец XV в., Новгород; Семен Федорович, взят в 1514 г. в плен под Оршей; Узкий Васильевич Жпборов [см. Жибор], 1545 г., Новгород; Данило Васильевич Узкого, середина XVI в., Белоозеро [см. Гутко, Тунко, Юс] Уклея Илья, крестьянин, 1645 г., Казань Уклея, уклейка – рыба верховодка, беловка Уключко Григорьевич Хвостов [см. Хвост], 1550 г., Москва Уколов Никифор Павлович, 1625 г., Белев Улазень Андрей, крестьянин, конец XV в., Новгород Ср. улаз – выемка меда из бортного дерева; улазить – лазать за медом в борти Улан – очень распространено; кн. Иван Васильевич Шаховской [см. Шаховские]; Улан Айгустов [см. Айгустовы], подьячий, 1571 г., Москва; Тимофей Кондратьевич Титов, царский охотник, 1591 г.; Михаил Матвеевич Улан Апраксин [см. Апраксины]; Улан Семенович Молоствов [см. Молоствовы], 1615 г. [см. Абаш, Животовы, Мосалитинов, Побединские] Улан – парень, молодец, конный ратпик (тюрк.) Улемица кн. Константин Федорович Ярославский, XIV в. Улита Василий Григорьевич Пушкин [см. Пушка], первая половина XV в.; от него – Улитины-Пушкины [см. Каур, Кологрив] Уличанин Василий Андреевич Лодыгин [см. Лодыга], конец XV в. Уличка кн. Василий Константинович Оболенский, 1500 г. Улыба , крестьянин, 1545 г., Новгород Улыбышевы , митрополичьи крестьяне, 1473 (1478? – С. В.) г. и позже, Владимир; Суета [см. Суета] Ефимович Улыбышев, 1531 г., Бежецкий Верх; Лука Яковлевич, 1554 г. Ульев Ефим, пушкарь, 1639 г., Рязань Ульмез Дмитриевич Юренев [см. Юреня], 1550 г., Московский уезд Умай Шеншин [см. Шеншин], помещик, вторая половина XVI в., Белев Умной Иван Иванович Лобанов-Колычев [см. Лобан, Колыч], конец XV в.; Василий Иванович Умного Колычев, боярин царя Ивана в опричнине Умойсягрязью Федор, псковский патриот, 1606 г. 94 Умрыха Васильевич Зиновьев Чемоданов [см. Чемодан], 1500 г. Унковский Иван Евстафьевич, конец XV в., Новгород; Курака [см. Курака] Тимофеевич, стрелецкий голова, опричник, казнен около 1572 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Наиболее ранним очагом цивилизации в Д. Г. стал о-в Крит, чья культура и история известны благодаря открытиям англ. археолога А. Эванса, начавшего раскопки на Крите в 1900 г. Археологами открыты древнейшие поселения эпохи медно-каменного века (халколита), более развитые очаги цивилизации бронзового века. Нек-рые из поселений со временем превратились в большие структуры, условно именуемые дворцами. Самое крупное из поселений этого типа обнаружено у г. Кносс и названо дворцом Миноса, по имени легендарного критского правителя. Эвансом было введено общее название древней культуры Крита - минойская. Хронология этой культуры разделена на 3 периода: раннеминойский (2500-2000), среднеминойский (2000-1550) и позднеминойский (1550-1150). В ранний период уровень развития земледельческих поселений был весьма примитивен: небольшие родовые поселки, где жилищами служили полуземлянки или небольшие хижины. В производстве орудий труда использовались как камень, так и бронза, сосуды изготовлялись без применения гончарного круга. В средний период возникают первые дворцовые комплексы, наиболее значительные - в Кноссе и Фесте. Бронза вытесняет камень, появляется гончарный круг. Формируются гос-ва раннемонархического типа, среди к-рых первенствующее положение занимает Кносс. Появляется письменность: обнаружены глиняные таблички, исписанные значками (линейное письмо А). Ок. 1600 г. древние дворцы подверглись разрушению из-за природного катаклизма (землетрясения) или вслед. вторжения с севера чужеземцев. Спустя нек-рое время дворцовые комплексы восстанавливаются, но в начале позднего периода (ок. 1400) их постигает новая катастрофа. В развалинах новых дворцов также были обнаружены таблички, исписанные линейным письмом неск. иного типа (линейное письмо Б). Табличек письма А обнаружено неск. сот, табличек письма Б - неск. тысяч, причем таблички этого типа найдены не только на Крите, но и в Пилосе и Микенах на территории материковой Греции. Письмо Б было дешифровано англ. лингвистами М. Вентрисом и Дж. Чедвиком (1952). Язык табличек оказался древнейшим вариантом греч. языка. Относительно нерасшифрованного письма А делается вывод, что оно было изобретением местного, автохтонного населения (т. н. этеокритян). Ок. 1600 г. созданные этим населением дворцы были разрушены пришельцами с севера, вероятно греч. племенем ионийцев, к-рые расселились по Криту и заимствовали элементы критской культуры, в частности приспособив критскую письменность к нуждам своего языка. Разрушение новых дворцов ок. 1400 г. могло быть связано с новой волной греч. переселенцев, возможно племен ахейцев. Вероятно, ко времени установления греч. господства на Крите относятся предания о кносском царе Миносе и его державе, колонизации критянами островов и побережья Эгейского м. и временного покорения ими Аттики.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Греч. культура в материковой Греции именуется микенской по наиболее хорошо изученному центру - дворцовой цитадели и гробницам в Микенах (Пелопоннес). Греч. племена не были исконным населением Балканского п-ова. Они появились здесь в нач. II тыс. и постепенно мигрировали с севера на юг. Наиболее крупными из этих племен были ионийцы и ахейцы. К сер. II тыс. они практически заселили юг Балканского п-ова, истребив, ассимилировав или вытеснив древнейшие местные племена пеласгов, лелегов и др. Примерно тогда же греки стали расселяться по островам Эгейского архипелага и основали поселения на малоазийском побережье. По образцу хронологии минойской культуры хронология балканской Греции бронзового века также разделяется на 3 эпохи: раннеэлладский период (2500-1900), среднеэлладский период (1900-1550), позднеэлладский период (1550-1150). Собственно греч. история начинается с рубежа раннеэлладского и среднеэлладского периодов, т. е. с сер. II тыс. В это время в стране появилось много укрепленных поселений греков. Некоторые из них выросли в крупные центры, по аналогии с Критом их также называют дворцами. Но в отличие от критских дворцов древнейшие греч. центры были укрепленными цитаделями с крупными постройками в центре. Такие крепости обнаружены в разных областях греч. мира: Иолк в Фессалии, Орхомен и Фивы в Беотии, Афины в Аттике, Пилос, Микены и Тиринф на п-ове Пелопоннес. Хорошо изучены Пилос и Микены. В Микенах, где с 1876 г. раскопки вел Г. Шлиман, на акрополе открыты древнейшие, т. н. шахтовые, гробницы, в нек-рых из них обнаружен богатый инвентарь (золотые маски, передающие портретные черты покойных, оружие из бронзы с золотыми инкрустациями, ювелирные изделия и проч.). У подножия акрополя найдены более поздние купольные гробницы. Начало сооружения шахтовых гробниц датируется 1600 г., купольных - 1500 г., а возведение дворцов - 1400 г. Формирование микенской культуры происходило под сильным влиянием более древней критской культуры, а ее расцвет относится к концу позднеэлладского периода. Археологические изыскания, письменные материалы, сохранившиеся благодаря большому числу табличек линейного письма Б, сведения из гомеровского эпоса дают возможность представить характер микенских центров. Это были небольшие гос-ва с достаточно развитой социальной и политической иерархией. На вершине социальной пирамиды находились царь (ванака) и его военно-бюрократическое окружение: лавагета - военачальник, тереты - подчиненные чиновники (τηρητα, позднее - охранники) и василевсы (басилевсы - βασιλεσαι, позднее - цари). Ниже располагались свободные крестьяне-общинники, владевшие наделами и обязанные служить в войске. Ремесленники, кузнецы и оружейники, жившие при дворце, составляли привилегированную часть населения. Рабы использовались в различных сферах производства и в качестве челяди. В структуре древних ахейских гос-в переплетались элементы монархии и общинного быта.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Известный парижский издатель и печатник Робер Этьенн (Robert Estienne, лат. Стефан, 1503–1559) выпустил четыре издания Нового Завета, три первых в Париже (1546, 1549 и 1550) и четвертое в Женеве (1551), где он провел последние годы жизни, став протестантом 136 . Три первых парижских издания были сделаны особенно роскошно. Типографские работы оплатило французское правительство. Прекрасно исполненное третье издание (размер страниц 22 x 33 см) является первым греческим Новым Заветом, содержащим критический аппарат, на внутренних полях страниц Стефан записывал разночтения из 14 греческих рукописей и Комплютенской многоязычной Библии. Одной из рукописей, которую он цитировал, был знаменитый кодекс Безы, коллацию разночтений которого сделали, по словам Стефана, его “друзья в Италии”. Текст изданий Стефана 1546 и 1549 гг. включал тексты Эразма и Комплютенский; третье издание (1550) очень близко к тексту Эразма четвертого и пятого изданий. Случилось так, что третье издание Стефана для многих, в особенности для англичан, и стало общепринятым текстом греческого Нового Завета. Четвертое издание Стефана (1551), которое снабжено двумя латинскими версиями (Вульгата и латинский текст Эразма), расположенными по обе стороны греческого текста, уникально в своем роде, поскольку впервые текст был разбит на пронумерованные стихи. Существовало мнение, что Стефан делал разбивку во время “путешествия верхом”: подчас причиной неверного членения являлся галоп лошади, вследствие чего перо автора попадало на нужную строку 137 . Сын Стефана подтвердил, что его отец действительно работал над текстом во время путешествия (inter equitandum) из Парижа в Лион, но наиболее логично было бы предположить, что работа выполнялась во время отдыха на постоялых дворах. В 1553 г. инфолио Стефана 1550 г. переиздано меньшим форматом (8,5 x 14 см) Жаном Криспеном (или Креспеном), французским печатником, который работал в Женеве и выпустил несколько изданий Священного Писания на различных языках, в том числе и вторую английскую Библию 1570 г., напечатанную в четверть листа. Криспен воспроизвел текст Стефана, внеся лишь незначительные исправления 138 . Он воспроизвел также и разночтения издания 1550 г., но без ссылок Стефана на рукописи, из которых они были взяты. Одно из двух изданий (Стефана или карманный репринт Криспена) легло в основу английского перевода Нового Завета (Женева, 1557), первого англоязычного издания с разночтениями, вынесенными на поля 139 . Этот перевод сделан Уильямом Уиттингэмом (William Wittingham) и его братьями-протестантами, с которыми он бежал из Англии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010