Христа Пантократора монастыря в Дечанах (Косово и Метохия) ростовой образ И. П. находится в верхнем регистре на столпе храма (ок. 1348), сцена мучения представлена в нартексе (ок. 1350). Изображения И. П. сохранились в росписях ц. Спасителя в серб. мон-ре Жича (1309-1316), в соборе мон-ря Манасия (Ресава, Сербия, нач. XV в.); на фреске мон-ря ап. Иоанна Богослова в Поганово (Болгария, ок. 1499) и др. В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов. РНБ. O. I. 58) он изображен в медальоне среди мучеников (Л. 56 об.) и в рост в позе оранта под 27 нояб. (Л. 88 об.), оба раза без головного убора. Сцена мучения И. П. иногда встречается в иконописи, как, напр., на иконе из ц. свт. Николая Болнички в Охриде (сер. XVI в., Иконная галерея, Охрид). В левой части иконы изображено рассечение великомученика, в правой - И. П. в мученическом венце, с крестом в руке. Его венец и одежда с длинными полыми рукавами напоминают костюмы балканской знати. Вмч. Иаков Персинянин. Роспись ц. св. Апостола в Пече. Ок. 1260 г. Вмч. Иаков Персинянин. Роспись ц. св. Апостола в Пече. Ок. 1260 г. В поствизант. монументальной живописи сохранялись оба основных иконографических типа изображения И. П. Фигура святого была представлена среди св. воинов-мучеников, располагавшихся в нижних зонах росписи кафоликонов ряда мон-рей: лавры св. Афанасия на Афоне (1535); св. Варвары Русану (1546), св. Варлаама (1548, мастер Франгос Кателанос) и Преображения (1552, мастер Джорджи) в Метеорах; Дионисиат и Григориат на Афоне (1768-1779) (1546-1547, мастер Зорзис Критянин); Филантропинон на о-ве оз. Памвотида (Янина) (1531/32, 1542); Сучевица в Румынии (80-е гг. XVI в.); Пива в Черногории (1604-1606), а также в церквах вмч. Георгия в с. Воронец в Румынии (1547-1550), Успения Пресв. Богородицы в Каламбаке в Греции (1573), в парекклисионе св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе) в Греции (1634) и др. В поствизант. живописи бытуют разные варианты изображений костюма, головной убор И. П. часто напоминает экзотический шлем с украшениями. Почитание И. П. было распространено и в Др. Руси. Одно из первых изображений И. П. встречается в соборе Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.), о чем свидетельствует сохранившееся граффити. И. П. изображен молодым, с едва проступившей бородой, в хитоне и гиматии с тавлионом. Сохранилось его полуфигурное изображение в ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (ок. 1167) на юж. стене под хорами в составе композиции «Страшный Суд». Исследователи объясняют появление этого изображения тем, что страдания И. П. воспринимались как исполнение пророчества Иисуса Христа о разделении праведников и грешников и как указание на связь образа И. П. с темой Второго пришествия. Головной убор И. П. напоминает небольшую шапочку ветхозаветных пророков, плащ богато украшен жемчугом, в правой руке крест.

http://pravenc.ru/text/200345.html

Степан Фёдорович Шестак и племянники его Григорий Андреевич и Илья Андреевич, боярские дети суздальского уезда, переведены были на поместье в уезд московский, 2-го октября 1550 года, Царём Иоанном IV, который, в последствии, в 1575 году, вступил в брак с дочерью Григория Андреевича, Анною Григорьевною. Царица Анна Григорьевна приняла пострижение, под именем Дарьи, в Горицком Воскресенском монастыре на Беле-Озере; оттуда, в 1604 году, перешла в Тихвинский Введенский монастырь, и там скончалась 7 января 1626 года. Царь Михаил Феодорович, вскоре по вступлении своём на престол, подарил Царице-инокине Дарье, 26 августа 1644 года, в устюжском уезде, дворцовое село Никифоровское с деревнями. Назарий Борисович упоминается, в 1585 году, на службе в Новгороде; а брат его Григорий Борисович, судья земского приказа, ездил в 1588 и 1589 годах, послом в Персию; сын его Лукьян Григорьевич служил воеводою; из внуков, Михайло Лукьянович упоминается, 26 января 1648 года, в стольниках на свадьбе Царя Алексея Михайловича с Мариею Ильинишною Милославскою, а Савва Лукьянович находился, в 1679 году, стольником и воеводою в Ельце. Двое Васильчиковых владели населёнными имениями в 1699 году. Григорий служил генерал-лейтенантом, а брат его Василий Алексеевич бригадиром, равно как Василий Николаевич 46) и брат его Михайло Николаевич. – Генерал от кавалерии Илларион Васильевич, один из отличнейших вождей войны отечественной, находился, при Императоре Александре, командиром гвардейского корпуса и членом государственного совета, а в нынешнее царствование был, с 1838 года по самую кончину свою, председателем государственного совета и комитета министров, возведён в Графское Российской Империи достоинство 6 декабря 1831 года и в Княжеское Российской Империи достоинство 1 января 1839 года; скончался 21 февраля 1847 года, на 71-м от рождения, стяжав общую любовь и почтение всеобщее своими возвышенными качествами, пламенною любовию к отечеству, безкорыстием, правотою и непоколебимым благородством душевным. Князь Илларион Васильевич был истинным витязем без страха и без упрека.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Последнее обстоятельство еще раз убеж­дает нас в том, что, при составлении настоящего тома «Истории Афона», преосв. Порфирий в большинстве случаев ограничивался меха­ническою перепискою того материала, который им был собран и изло­жен в его дневниках или «Первом и втором путешествиях по Афону», не исправляя даже допущенных здесь ошибок. «Книжное дело святогорцев» (стр. 447 и далее) представлено в «Истории Афона» преосвящ. Порфирием поверхностно, что зависело прежде всего от того, что главным источником для этого отдела его «Истории» послужил труд Врето: « Νεοελληνικ φιλολογα " , а потом и от того, что покойный историк Афона не сделал, ему легко доступных, личных библиографических разысканий в богатых книгохранилищах св. Горы и не обнаружил необходимой в данном случае настойчивости. Ни­сколько поэтому неудивительно, что из под пера нашего историка вы­лился о святогорских насельниках суровый, хотя, как увидим сей­час, совершенно не справедливый приговор. «Во второй половине XVI века и все последующее столетие, пишет преосвящ. Порфирий о книжной дея­тельности святогорцев, не было на Афоне ни одною книжника из греков» (стр. 458). Чтобы убедиться в несправедливости такого приговора, до­статочно взять в руки книгу Мануила Гедеона ( ’A= θως. ν Κωνσταντ. 1885), далеко не отличающуюся полнотою и обстоятельностью. Здесь в главе: « γιορται πσημοι» Мануил Гедеон называет следующих лиц из святогорцев, заявивших себя на литературном поприще за указанный период: прота Серафима, жившего на Афоне между 1540 и 1550 годами и написавшего историю иконы «Достойно есть " , некоего иеродиакона Симеона Кавасилу, ритора Дионисия (†1606 г.), по всей ве­роятности монаха скита св. Анны, нравственные сочинения которого печатаются в сборнике «Маргарит»; из начала XVII столетия иверского монаха Феодосия, автора книги: ,, Διηγησις περ τς μονς τν βηρων“, из­вестного ученого лаврскаго монаха Агапия Ланда ( Λνδος), составителя и доселе еще пользующихся на православном востоке большим распро­странением и известностью в среде благочестивых читателей книг под заглавием: « Καλοκαιριν " , „ Παρδεισος " , „ Νος παρδεισος " и ,, κλγιον 11 , иверскаго архимандрита Дионисия, написавшего в 1668 г. на основании славянских сочинений историю России до царствования Бориса Годунова, и известного, впрочем, и преосв. Порфирию (стр. 458–459), монаха Феоклита, переводчика в 1671 г. Прохирона Василия, Льва и Константина, иверского иеродиакона Козьму, переводчика в 1694 году (Гедеон оши­бочно год этого перевода обозначает 1604 г.) нашего киево-печерского Патерика на новогреческий язык, и некоторых других ( " О » Αθως σελ. 210–215). Кажется, тому же иеродиакону Козьме иверцу принадлежит перевод на новогреческий язык и Синопсиса Иннокентия Гизеля в 1693 году, хранящийся ныне в библиотеке святогробского подворья в Константинополе в рукописи под 329 (по каталогу архимандрита Антонина).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

От глагола «баять», «говорить»; байка – сказка; бахарь (часто бахорь) – краснобай Бахматовы : Федор Бахматов, крестьянин, 1539 г., Новгород; Иван Григорьев, костромской ямщик, 1604 г. Бахмат – малорослая лошадь (восточн.) Бахметев Юрий Ерофеевич, 1590 г., Арзамас [см. Дунило] Бахмуров Гаврило Матвеевич, 1560 г., Рязань Бахмур – дурнота, головокружение Бахта, Бахтины : Бахтины, XVI в. и позже, Тула; Бахта Федор Логчинов, посадский человек, 1623 г., Гороховец Бахта – бязь, крашенина Бахтей, Бахтеевы : Бахтей, крестьянин, 1545 г., Новгород; Дмитрий и Григорий Ивановичи Бахтеевы, 1603 г., Новгород [Ср. Бехтеевы] Бахт – счастье Бахтиар , Бахтиаровы : Бахтиар Григорьевич Зюзин [см. Зюзя] и Бахтиар Сидоров, первая половина XVI в.; кн. Федор Дмитриевич Бахтиар Приимков-Ростовский [см. Приимок], умер в 1550 г.; от него – князья Бахтиаровы-Ростовские [см. Дивей, Дубовый Нос, Еналей, Челибей] Бахтиар – счастливый (тюрк.) Бахтины , вторая половина XVI в. и позже в Тульском уезде Бача , холоп, 1539 г., Новгород Бачаев Аверкий Чудинов [см. Чудин], земской целовальник, 1672 г., Соль Камская Бачалдины : Вахромей Будило [см. Будило] и Михаил Алексеевичи, 1542 г., Кашин Бачалда, бакалда – рытвина, колдобина Бачарин Тарас, крестьянин, 1495 г., Новгород Бачины, помещики, с конца XV в., Новгород [см. Щавей] Бачмановы : Михаил Бачманов, старец Троицкого монастыря, 1490 г.; несколько Бачмановых, помещики, XVI в., Новгород; Ларя Бачманов, 1510 г., Рязань [см. Секач] Ср. селение Бачманово на р. Оке, недалеко от Коломны Бачура, Бачурин : Бачура, крестьянин, 1545 г., Новго род; Гридя [см. Гридя] Бачурин, 1495 г., Обонежье Башев Степан, губной староста, 1603 г., Владимир; у него сын Муртоза Степанович [см. Муртоза] Баш – голова (тюрк.), башка (рус.) Башенин Семен Дмитриевич, дьяк вел. кн. Ивана III, 1502 г., Дмитров Башина Вассиан, старец Кириллова монастыря, 1515 г. Башкины Семен и Алексей Ивашковы, 1519 г., Переяславль, где в бассейне р. Киржач деревня Баткина; Федор Александрович Баткин-Монастырев [см. Монастырь], начало XVI в., Белоозеро; Матвей и Федор Семеновичи, еретики, середина XVI в., Боровск

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Костеря Евгодим, посадский человек, 1615 г., Свияжск Костица, Костицын : Костица, крестьянин, 1492 г., Переяславль; Иван Федорович Костица Заболоцкий [слг. Заболоцкий], 1500 г.; Михаил Петрович Костицын, 1551 г., Белоозеро Косткин Василий Андреевич, убит в 1550 г. в казанском походе; Семен Андреевич Косткин, дьяк, 1571 г., Кашира Костливцевы см. Косливцевы Костолом Ферапонт, старец Печенгского монастыря, 1636 г. Костолыгин Федор, сын боярский, 1636 г. Костомаров Илларион, убит в 1560 г. под Казанью; Яков Филатович, 1587 г., Тула Костоусов , каменщик, 1640 г., Белоозеро Кострец Григорий Давидович Пушкин [см. Пушка], первая половина XVI в. Кострец – 1) сорная трава, 2) верхняя часть задней ноги туши Кострика, Кострикин, Костриков : Иван Матвеевич Кострика Хлопов [см. Хлопов], 1562 г.; Иван Костриков, казнен в 1570 г. в Новгороде Кострика, костерь, кострица – кострец Костров Мамыш Жеребцов [см. Мамыш, Жеребец], помещик, 1496 г., Новгород Кострома , дьяк вел. кн. Ивана Калиты, писал его духовную грамоту, 1328 г. Кострюков Иван Васильев, крестьянин, 1594 г., Новгород Костыга Иван, крестьянин, 1496 г., Обонежье Костыга – кость, мосол, бабка Костяные Уши Григорий, посадский человек, 1625 г., Вязьма Костылев Богдан Федорович, 1597 г., Муром Костюрин [см. Чумсан] Костюров Степан Зажарьев, 1459 г., Кашин; Андрей Осипович, конец XV в., там же Костюря, костеря – бранчливый, упрямый, сквернословец (Даль) Костяев Василий Михайлович, 1556 г., Кашира Косяк Елизаров Солонинин [см. Солонина], крестьянин, 1460 г., Переяславль Косяк – 1) часть туши скота, 2) табун лошадей Кот, Котов : кн. Григорий Яковлевич Кот Мещерский, убит в 1571 г. под Москвой татарами; Иван Котов, дьяк кн. Михаила Верейского, 1482 г., четверо Котовых казнены в 1570 г. в Новгороде [см. Бубариковы] Кот-Мышелов Константин, крестьянин, 1545 г., Новгород Котафьев Василий, бобыль, 1607 г., Арзамас Котена, Котенин : Иван Котена, судья по земельному делу, 1490 г., Костромской уезд; Котенин, 1446 г. 51 ; Котенины, середина XVI в., Каширский уезд; Федор и Гавриил Сергеевичи Котенины, 1556 г., Тульский уезд; Иван Котенин, дозорщик, 1604 г., Рыльск; Михаил Ширяев [см. Ширяй] и др., XVII в., там же

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Епископы З. стремились выйти из юрисдикции Калочайской митрополии: напр., еп. Степан II Бабонич (1225-1247) безуспешно выступал за вхождение епископии в состав Сплитского архиеп-ства (при этом З. должен был стать центром объединенного диоцеза). Нек-рые епископы принимали активное участие в политике: еп. Шимун Эрдёди (1519-1543), надеясь получить должность канцлера, поддержал трансильванского кн. Яноша I Запойяи в борьбе за титул венг. короля, но победивший Фердинанд I Габсбург назначил на должность канцлера и главы Загребской кафедры Николу II Олаха (1543-1548). Загребский еп. Павел II Григорианец (1550-1557) был участником Тридентского Собора и осуществил в еп-стве З. ряд контрреформационных преобразований. Еп. Юрай I Драшкович (1564-1578), ставший в 1567 г. хорват. баном, открыл семинарию, обучение в к-рой было поставлено согласно предписаниям Тридентского Собора. В 1585 г. еп. Юрай первым из хорватов был возведен в сан кардинала. В 1602 г. синод, созванный еп. Николаем III Зелницем Степаничем (1598-1602), признал католицизм единственной религией в Хорватии (это решение подтвердил хорват. Собор в 1604) и пригласил иезуитов . В 1606 г. в З. была открыта иезуитская гимназия, а при еп. Петре II Домитровиче (1611-1628) началось возведение ц. св. Екатерины по образцу иезуитской ц. Иль Джезу в Риме. Еп. Александр I Игнаций Микулич (1688-1694) вновь попытался выйти из юрисдикции Калочайской митрополии и объединиться с архиеп-ством Сплит, но этому помешала Венеция, к-рая владела Далмацией и опасалась утраты своего влияния в Хорватии. В кон. XVII - нач. XVIII в. в результате австро-тур. войн в состав Загребского еп-ства вошли новые земли: часть Славонии и Хорватии до рек Уна, Сава, Корана, Глина (1699) и часть Срема (1718). В тот же период на территории еп-ства значительно увеличилось число правосл. сербов, к-рые оказались на австр. земле во время великого переселения сербов 1690 г. во главе с патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) . Католические церковные власти провоцировали конфликты между хорватами и сербами, но, несмотря на это, сербам удалось учредить на территории диоцеза неск. правосл. епархий (см. ст. Загребско-Люблянская и всей Италии епархия ).

http://pravenc.ru/text/182461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЕВ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (подворье Геннадиева мон-ря в с. Павловка). Фотография. 2005 г. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (подворье Геннадиева мон-ря в с. Павловка). Фотография. 2005 г. (Ярославской и Ростовской епархии), находится в дер. Слободе Любимского р-на Ярославской обл. В сер. 20-х гг. XVI в. преподобные Корнилий Комельский и Геннадий Костромской , взяв с собой «мало от братии», покинули Корнилиев Комельский мон-рь и пришли в «пустыню» на берегу Сурского (Сурмского, Сурбского) оз., близ впадения р. Обноры в р. Кострому. Иноки построили кельи, «лес сечаше и пашню сотворяя». В 1528/29 или 1530 г. по настоянию вел. кн. московского Василия III Иоанновича прп. Корнилий вернулся в Комельский мон-рь, благословив прп. Геннадия возглавить собравшуюся братию и построить храм. Вскоре, вероятно на средства вел. кн. Василия, был поставлен деревянный летний храм в честь Преображения Господня, затем зимняя ц. во имя прп. Сергия Радонежского. Возможно, вел. князь предоставил мон-рю налоговые льготы. Прп. Геннадий сам рубил дрова, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Погребенный в Преображенском соборе прп. Геннадий († 23 янв. 1565) к кон. XVI в. почитался как местночтимый святой, его мощи, покоившиеся под спудом, стали главной святыней обители. В 1584-1587 гг. ученик прп. Геннадия настоятель Г. м. игум. Алексий составил его житие. Первоначально Г. м. назывался Новая Корнилиева пуст., с 40-х гг. XVI в.- Геннадиева пуст., к кон. XVII в.- Спасский Геннадиев мон-рь. Г. м. покровительствовали царь Иоанн IV Грозный и боярский род Романовых (в нач. 40-х гг. XVI в. прп. Геннадий предсказал боярину Роману Юрьевичу Захарьину, что его дочь Анастасия Романовна станет царицей). Грамотой царя Иоанна Грозного 1547/48 г. (подтверждала недатированную предыдущую грамоту) Г. м. жаловались 4 деревни, починки и Сурское оз. с истоком и одновременно освобождались от налогов и повинностей живущие на монастырской земле. Мон-рю также предоставлялось право суда над крестьянами. В 1550 г. царь Иоанн Грозный пожаловал Г. м. деревни Павловка, Кортополово, Радильцево Лысцово, Настасьино, починки Охотино и Попиральцево, ез (сооружение для ловли рыбы) на р. Костроме и бортный лес у дер. Карганово «со всем с тем, что к тем деревням и к починкам исстари потягло». В 1554 г. боярин и дворецкий Данила Романович (брат царицы Анастасии) указной грамотой распорядился ежегодно выдавать Г. м. из «царевых житниц» хлебную ругу - 60 четв. ржи и 60 четв. овса. В «Росписи русского войска» московского стола 1604 г. упомянуты «2 человека конных» Г. м.

http://pravenc.ru/text/162044.html

(Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550, с. Протасьево близ Ростова - 13.09.1626, Соловецкий мон-рь), келарь Троице-Сергиева мон-ря, писатель. Происходил из древнего московского дворянского рода. Поступил на гос. службу при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном , служил воеводой в Коле и, возможно, в Холмогорах, «государевым посланником» на Русском Севере, дозорщиком Темниковского и Шацкого уездов, участвовал в отражении набегов крымских татар и наделении землей арзамасских служилых людей (1582-1587). В 1587 или 1588 г., при царе Феодоре Иоанновиче , подвергся опале (причина неизвестна), был сослан, не ранее 1597 г. принял монашество в Соловецком мон-ре. В 90-х гг. XVI в. управлял приписным к Троице-Сергиеву свияжским Богородичным монастырем , в 1601 г. управлял Троицким подворьем в Москве, в 1602 г. был соловецким келарем, в 1603 или 1604 г.- монастырским старцем, затем, возможно, управлял подворьем Соловецкого мон-ря в Каргополе. В 1607 или 1608 г. стал келарем Троице-Сергиева мон-ря. В период осады мон-ря тушинцами находился в Москве и оказывал помощь осажденным, но, по-видимому, поддерживал связи и с интервентами. В 1610 г. был членом посольства к польск. кор. Сигизмунду III , к-рому присягнул под Смоленском. После завершения посольской миссии изменил свою позицию и уже в 1611-1612 гг. вместе с архим. прп. Дионисием (Зобниновским) и др. троицкими старцами участвовал в составлении патриотических посланий, призывавших народ к борьбе с интервентами. Во время освобождения Москвы склонял казаков кн. Д. Т. Трубецкого к поддержке ополчения К. Минина и кн. Д. М. Пожарского . Способствовал избранию Михаила Романова царем на Земском Соборе 1613 г. А. был в числе инициаторов предпринятой в Троицком мон-ре в 1616-1618 гг. правки Требника и др. богослужебных книг, из-за к-рой в июле 1618 г. были осуждены справщики архим. Дионисий, Иван Наседка и Арсений Глухой . В 1618 г. А. управлял Троице-Сергиевым мон-рем и руководил его обороной от польско-литов. войск королевича Владислава . После возвращения в 1619 г. из польск. плена Филарета (Романова), ставшего Патриархом, А. лишился влияния при дворе и, по-видимому, был сослан: в 1620 г., оставив должность, А. уехал на покой в Соловецкий мон-рь, где и умер.

http://pravenc.ru/text/62922.html

П.В. Долгоруков Безобразовы При великом князе Василие Дмитриевиче, в начале пятнадцатого века, выехал из прусской земли в Москву по прозванию безобраз, принял православную веру с именем Михаила, а был родоначальником Безобразовых. Черница Александрович Безобразов упоминается при Иоанне Великом в новгородском походе 1495 года. Юрий Васильевич находился судьею в Москве в 1507 году; Иван Яковлевич был воеводою в казанском походе 1544 года; Андрей Андреевич, сын боярский дмитровского уезда, Дмитрий и Иван Андреевичи дети боярские вяземского уезда, все трое получили от Иоанна Грозного поместья в уезде московском, 2 октября 1550 года. Владимир Матвеевич получал от того же Царя, в 1576 году, грамоту, в коей за верную и усердную службу ему дозволено писаться с вичем. Сын его Семён Владимирович находился, при Царе Феодоре Иоанновиче «стряпчим с ключем». Трое Безобразовых убиты при защите, от Стефана Батория, Печерского монастыря, в 50 верстах от Пскова. Истома Осипович находился постельничим «с путем» в последний год жизни Грозного, во все царствование Феодора I и при Годунове, по самую смерть свою, в 1604 году: Годунов его особенно любил. Брат его Кирило Осипович († 1608) находился постельничим «с путем» при Царе Шуйском. Елизарий Владимирович находился в числе воевод-сподвижников князя Мих. Вас. Скопина- Шуйского. Никита Кузмич убит в сражении с войсками тушинского самозванца. Семён Андреевич и Иван Семёнович, боярские дети брянского уезда, участвовали в избрании Царя Михаила Феодоровича. Тимофей Фёдорович умер от ран, полученных им в 1634 году, при осаде Смоленска Василий и Илья Кузмичи упоминаются на свадьбе Царя Михаила Феодоровича с княжною Мариею Владимировною Долгоруковой, 19 сентября 1624 года; Илья Кузмич был потом воеводою на Двине с 1646 по 1648 год; подписался под уложением; был воеводою в Астрахани в 1651 году; вторым судьёю в приказе разбойном с 1661 по 1663 год, и первым судьёю в приказе патриаршем с 1663 по 1667 год. Сорок семь Безобразовых владели населёнными имениями в 1699 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

К сер. 90-х гг. XVI в. И. находился на Афоне. По-видимому, он не состоял ни в одном из афонских мон-рей, но переходил из обители в обитель, останавливался в скитах, некоторое время подвизался в пещере. В соч. «Зачапка…» И. именует себя «Христофор инок, русин, во Святей Афонстей горе странствуяй» (Там же. С. 171). В заголовках др. сочинений И. называл себя «странствующим», «скитником», в письме Иову (Княгиницкому) писал о трудности скитания «от келия до келия и от монастыря до монастыря» (Там же. С. 209). Нек-рое время И. жил в Зографе , где с сер. XVI в. подвизалось значительное число иноков западнорус. происхождения. В этой обители ок. 1610 г. он написал послания Львовскому братству и Иову (Княгиницкому); вероятно, с И. связано появление в библиотеке Зографа каллиграфического Евангелия-тетр 1550 г., переписанного его земляком и, возможно, родственником - Лукой, протопопом вишненским (см.: Турилов А. А. Критерии определения слав.-молдав. рукописей XV-XVI вв.//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 152, 165). По сообщению Жития Иова (Княгиницкого), Иов на Афоне стал «другом» И. Иов жил в мон-ре Ватопед ; очевидно, И. также провел какое-то время в этой обители. В Житии Иова дана следующая характеристика И.: «Бяше бо и той зело любя бессловие, и свят бе муж и трудолюбен, якоже от многих слышится» ( Irhamiй з Любартова. 1860. С. 235). Писатель не стремился к принятию священного сана, считая, что на это нет Божия благословения; об этом свидетельствуют его слова, обращенные к униатам: «Якоже вы, на поповство без воле Божей не хощу» («Писание к утекшим от православное веры епископом...» - Соч. 1955. С. 92). В сер. 90-х гг. XVI в.- ок. 1604 г. на Афоне И. написал основные сочинения, представляющие собой послания на родину. Большая их часть была объединена в составленный ок. 1599-1601 гг. авторский сб. «Книжка Иоанна мниха, Вишенского, от Святыя Афонскиа горы в напоминание всех православных христиан братствам и всем благочестивым, в Малой России в Короне Полской жителствующим, иноческаго чина общежителем, архимандритом, и священноиноком, и честным монахом, и инокиням всем, сестрам нашим, и прочим тщателем церковным». Главными темами 10 сочинений И., вошедших в «Книжку...», были апология правосл. Церкви, терпевшей притеснения в Польско-Литовском гос-ве, убеждение соотечественников в необходимости любой ценой сохранить веру отцов. Судя по всему, сборник был подготовлен И. для Острожской типографии, деятельность к-рой полемист знал и одобрял. И. П. Ерёмин высказал предположение, что «Книжка...» была отправлена И. для публикации Львовскому братству (Там же. С. 293). Однако у И. были серьезные разногласия с львовскими братчиками; кроме того, Львовская братская типография не выпускала книг полемического содержания. «Книжка...» могла быть подготовлена к приезду на Афон близко связанного с кн. Константином Острожским игум. Исаакия (Борисковича-Чернчицкого) , посетившего Св. Гору между 1600 и 1602 гг.

http://pravenc.ru/text/469466.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010