Из-за малочисленности православного населения Александрийская Церковь постоянно находилась в тяжелом финансовом положении и жила только благодаря поддержке других Восточных Патриархов и помощи православных государств, прежде всего России. Включение Египта в состав Османской империи значительно усилило связи между Александрийским престолом и другими Восточными Патриархатами. Многие Патриархи едва ли не большую часть своего правления проводили за пределами Египта, принимая участие в делах Константинопольской Церкви или собирая милостыню на поддержание своего престола в Дунайских княжествах. С 1517 по 1846 г.г. Александрийские Патриархи имели свою резиденцию в Фанаре (Стамбул). К эпохе Патриарха Иоакима относятся первые контакты Александрийского Патриархата с Россией. В 1523 г. он направил делегацию в Москву к царю Василию I с просьбой оказать материальную помощь Александрийской Церкви, а в 1556 г. посольство Патриарха и Синайского архиепископа с аналогичными целями отправилось к Ивану IV Грозному; помимо прочего Иоаким ходатайствовал перед царем об освобождении из-под ареста преп. Максима Грека . В обоих случаях помощь была оказана. Грозный передал щедрые денежные пожалования всем Восточным Патриархам через своего посланца Василия Позднякова, который в 1559 г. встречался в Египте с Патриархом Иоакимом и оставил описание состояния Православия на Востоке. В течение полутора столетий после этого Александрийский Патриархат поддерживал достаточно тесные связи с Москвой, получая из России значительные пожертвования. Одной из проблем этого времени становится усиление католической и протестантской пропаганды в Восточном Средиземноморье. Определенную роль в противодействии ей сыграл уже упоминавшийся Патриарх Кирилл Лукарис (1601–1620). Он некоторое время (с 1612 г.) временно управлял Константинопольской Церковью, но по проискам католиков вынужден был покинуть Константинополь. Но после кончины Вселенского Патриарха Тимофея II (4 ноября 1620 г.) Синод Константинопольской Церкви единогласно избрал «добродетелью и мудростью известного» Кирилла Лукариса, а на Александрийский престол был избран Герасим Спарталиотис (1620–1636).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но я ему этого не позволил, и если такая грамота объявилась у царя, то это плевелы, посеянные хартофилаксом. А Паисий Лигарид – лоза не константинопольского престола, я его православным не называю, ибо слышу от многих, что он папежник, лукавый человек. Стефана грека не отпускайте ж, потому что и он великое разорение церкви православной сделал, как и Афанасий Иконийский» – Гиббенет 1, 1117; Макарий 1996, 257. 21 Леонид 1873, 1618 1640. Проведенное мной сравнение текстов издания и оригинала выявило множество ошибок, искажающих смысл и без того испорченного в рукописной традиции текста. Приведу наиболее яркие примеры несоответствия текста рукописи изданию и расположу их следующим образом: сначала чтение по рукописи, а после знака «тире» это же чтение по изданию архимандрита Леонида. В круглых скобках после цитации обозначаются листы по рукописи и столбцы по изданию. 1. Пропуски отдельных слов и целых фраз: « Елика Аз заповедаю вам» (л. 32) об.) – « Елико заповедаю вам » (1620); «Сего ради присно заповедает Спас, глаголя: „ Поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болии...“» (л. 322) -– «Сего ради присно заповедает Спас, глаголя: несть раб болий...» (1620); « Инии и ныне мучат в данных заточениях архиереи и архимандриты , иереи и диаконы, монасии и мирстии со женами и детми всякими нуждами» (л. 324) – « И по ныне иные мучатся в дальних странах , иереи и диаконы, монаси и мирстии съ женами и детьми, всякими нуждами» (1621). 2. Перестановка слов: «И верховный Петр апостол пишет» (л. 322) – «И верховный Апостол Петр пишет» (1620); «Стали слепы все » (л. 328) – «Стали все слепы » (1624). 3. Искажение текста рукописи: «Не скорби, брате, благо творя » (л. 323 об.) – «Не скорби, брате, благодаря Бога » (1621); «и нищих братий питает, и есмы» (л. 340) – «и нищих братий; питаеми есмы » (1633); « но вем » (л. 342 об.) – «но не вем» (1635); « И паки самому Господу глаголющу» (349 об.) – « По написанному, Господу глаголющу» (1640). 4. Исправление ошибок оригинала: «Книгу, еяже хотел еси познати нам... да пришлеши» (л. 328 об.) – «Книгу, еяже хотел еси послати нам... да пришлеши» (1625); «Иже подари мя на Москве святый человек Дионисий архиерейский архиепископ по о отшествии моем с Москвы» (л. 328 об.) – «Иже подари мя на Москве святый человеке Дионисий Ахрилскаго архиепископа по отшествии уже моемъ съ Москвы» (1625); «Поучайся присно Иоилево вещати» (л. 330) – «Поучайся присно Иовлево вещати» (1626); « И во бесловесии скотове» (л. 338) – «Ибо и безсловеснки скотове» (1631); «вместо временных, вместо тленных нетленная» (л. 343) – «вместо временных вечная , вместо тленных нетленная» (1635) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По свидетельству Сильвестра (Косова) , в 1616-1617 гг. Смотрицкий исполнял обязанности ректора Киево-Братской школы (см. в ст. Киево-Братский в честь Богоявления мужской монастырь ), где преподавал латинский язык. В 1618 или в 1619 г. Смотрицкий принял монашеский постриг с именем Мелетий в виленском Свято-Духовом мон-ре. В «Обороне Оправдания...» (1621) он писал, что «почти что с детских лет» симпатизировал монахам. (К. Студинский в неопубликованной работе «305-лimmя cмepmi Meлemiя Смотрицького» на основании латиноязычной глоссы на одном из экземпляров «Треноса...» предположил, что причиной пострижения был разрыв с невестой Алисией Гулевичевной, дочерью волынского правосл. шляхтича,- ЦДIAYЛ. Ф. 362. Оп. 1. Д. 60. С. 2.) В Свято-Духовой обители М. был нек-рое время послушником архим. Леонтия (Карповича). Он имел возможность посещать униат. виленский во имя Святой Троицы монастырь , встречался и беседовал с лидерами униатов. В окт. 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан IV возглавил в Киеве хиротонию М. во епископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского с возведением в сан архиепископа. На Полоцкую кафедру изначально был определен архим. Леонтий (Карпович), но из-за его болезни, а затем и скорой смерти архиепископом Полоцким стал М. После хиротонии М. вернулся в Вильно (вероятно, в кон. окт. 1620) и был избран архимандритом Свято-Духова мон-ря. На похоронах своего наставника Леонтия (Карповича) М. прочитал пламенную проповедь, напечатанную на «простой мове» с посвящением Киевскому митр. Иову (Борецкому) (Казанье на честный погреб пречестного и превелебного мужа, господина и отца Леонтия Карповича. Вильно, 1620) и на польск. языке (1621). Это единственная опубликованная проповедь М. Характеризуя благочестие и подвижническую жизнь архим. Леонтия, автор делает акцент на деятельности почившего в защиту Православия, обличает унию. Леонтий (Карпович) изображен как деятель, труд к-рого был посвящен общему благу. Сочинение М. оказало влияние на проповеди архим. Иоанникия (Галятовского) .

http://pravenc.ru/text/2562844.html

13.04.1589 Мелетий (Богуринский Хрептович), епископ рукоположен с 1588 (управлял с 1580) 13.01.1593 Ипатий (Потей), епископ рукоположен (униатский епископ) после 20.03.1593 (1591) в октябре 1596 лишён епископской власти, 26.09.1599 назначен митрополитом Киевским; 08.07.1613 Далее епархия состояла в унии до 1620 года Леонтий (Карпович), епископ (наречённый) избран сентябрь 1620 Владимиро-Волынская и Брестская Имена Сведения Иосиф (Курцевич),епископ рукоположен с 1620 (7.01.1621) по 1624 (июль 1625) переехал в Москву, с августа 1626 архиепископ Суздальский и Тарусский Далее епархия была захвачена униатами и православных владык не было. Волынская и Житомирская Восстановлена в 16 октября 1799 года. Кафедра в городе Остроге. С 1832 года – кафедра в Почаевской лавре. С 1 октября 1840 года – кафедра в Житомире. С 1843 по1860 годы – под управлением архиепископов Варшавских. С 1860 года – кафедра в Житомире Имена Сведения Варлаам (Шишацкий), епископ бывший епископ Житомирский, викарий Минской епархии с 16.10.1799 по 20.12.1805 епископ Могилёвский и Витебский Даниил (Натток-Михайловский [Мирдамский]), епископ рукоположен с 02.02,1806 по 06.07.1813 епископ Могилевский и Витебский Стефан (Романовский), епископ рукоположен с 14.09.1813 по 24.11.1828 епископ Вологодский и Устюжский Амвросий (Морев), епископ бывший епископ Оренбургский и Уфимский с 01.12.1828 по 01.02.1832 епископ Нижегородский и Арзамасский Иннокентий (Сельно-Кринов), епископ бывший епископ Курский и Белгородский, с 10.02.1832 архиепископ с 25.12.1833 по 28.01.1840 епископ Орловский и Севский Никанор (Клеметьевский), архиепископ бывший архиепископ Минский и Бобруйский с 28.01.1840 по 17.01.1843 архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Никанор (Клеметьевский), архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 17.01.1843 по 04.11.1848 одновременно управлял архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский Арсений II (Москвин), архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 06.11.1848 по 01.07.1860 одновременно управлял митрополит Киевский и Галицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

cimamaДyшoю мертв и спит умом. cimamaHo с теми Бог, в ком Божья сила. cimamaЖubombopящaя струя cimamaЖubyю душу пробудила cimamaBo всех изгибах бытия: cimamaOh с тем, кто духа и свободы cimamaEмy возносит фимиам; cimamaOh с тем, кто все зовет народы cimamaB духовный мир, в небесный храм. И. Громогласов Панков А.А. Охранительная деятельность православных братств в последние годы царствования короля Сигизмунда III (1620–1632)//Богословский вестник 1898. Т. 2. 5. С. 166–188 (2-я пагин.). (Начало.) —166— В 1620 году, среди великого поста, в г. Киеве остановился в братской гостинице на Подоле достопамятный духовный странник Иерусалимский патриарх Феофан, бывший в Москве и посвятивший там в патриархи государева отца Филарета Никитича; при Феофане находился экзарх патриаршего престола Арсений. Множество казаков, во главе с гетманом Петром Сагайдачным, сопровождало патриарха Феофана при въезде его в Киев. Казаки учредили вокруг братского дома почетную стражу, и, по выражении Густынской летописи «аки пчелы матицу свою, тако святейшего отца и пастыря овцы словесныя от волков противных стрежаху». 865 Проживая в Киеве всё время в братском странноприимном доме и посещая все Киевские святыни, монастыри и церкви, а также многих именитых граждан, патриарх Феофан воочию убедился, что в этом городе высшее и низшее сословие крепко держится православия, и что главной его опорой является новоучрежденное Богоявленское «братство милосердия» которое, по словам самого Феофана «есть союз совершенства, к созиданию тела Церкви Христовой, к рассуждению о принятии странных, о наставлении христианских детей в науках и честном житии, о порядке Церкви Божией и о приличном —167— её украшении». 26 мая 1620 года патриарх Феофан, имея полномочие и позволение от вселенского патриарха Тимофея, и с согласия экзарха Арсения, особой грамотой благословил Киевское братство, его новозаложенную церковь во имя Богоявления и Благовещения Пресвятой Богородицы, братский странноприимный дом, школу наук эллино-славянских и латинского письма, 866 и водрузил на братском монастыре крест в ознаменование признания сего монастыря и братства патриаршей ставропигией. 867

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

145 Конисский; Летоп. Величка, Т. 1. Прил. стр. 29. Летоп. у Маркса 3, 21. Казакам объявили благосклонные конституции в 1607, 1609, 1618 и 1620 г. Но в 1608–1610 г. они сражались против Москвы, а в 1620 и 1621 г. против Турок – за Польшу. Б. Каменского ист. Малороссии 1, 170–179. 182. 196. 146 О Галичанах Зубрицкий в летоп. Львов. братства, стр. 93. 96–98. Протест 9 января 1601 г. О владимирской Церкви в Маяке 1844 г. сентябрь. Собр. вилен. грам. акты 1609, 1611, 1614, 1619, 1620. (Часть 2, 18–26). Крашевский пишет, что в Вильне Поцей в 1608 г. отобрал для унии 12 православных Церквей, а для православия оставил только 7. На содержании князя Острожского жили в его Степановском монастыре один за другим временно заграничные Владыки: с 1599 г. Белоградский Митрополит Лука, с 1603 г. Пелагонский Митрополит Иеремия, с 1606 г. «Владыка Мокачевский», остававшийся здесь и в 1610 г., далее является по бумагам монастыря Епископ Амфилогей (Ж. М. В. Д. 1849 мая): но они могли быть и были настоятелями Степановского монастыря, а не могли управлять делами Церквей, исключая, разве находившихся во владениях К. Острожского – и то тайно. 147 Письмо Сапеги у Каменского в ист. унии стр. 75–84. О делах Кунцевича печатная жалобная грамота 1623 г., поданная белорусскими и литовскими православными в сенате. 148 Речь депутата Дервинского напеч. у Б. Каменского в истории унии 69–73. Чит. репротест дворян православных на Минского воеводу Патр. Тышкевича, отнимавшего в 1619 г. для униатов древний Петропавловский монастырь. Тышкевич и сам, как говорят дворяне, в религии греческой родился. Репротест подписан Александром Огниским, Кн. Яном Любецким, Яном Верещакой, Матвеем Укольским, Яном Кирдеем, Константином Ратомским, Александром Гуркой, Иоакимом Зелином-Копциовичем, Яном Стецкевичем. (Чт. Моск. Общ. Ист. иод. 3, 8). Тем не менее монастырь был отдан униатам. (Ист. иер.). 149 Синопсис, написан на польском языке 1632 г. в Вильне. Сл. Колловича Miscellanca pag. 57. Кулеша: Wiara prawoslawna. Вильно 1707 г. pag. 226. Митрополит Петр Могила говорит униату Саковичу: «пойди только в Вильну и спроси: кто нынче живет на том месте, где выстроена была Церковь в честь святой мученицы Параскевии? И узнаешь, что там стоит корчма и дом позорный. Пойди в Минск и спроси: на каком месте стоит татарская мечеть? И узнаешь, что на том самом, где стояла Церковь в честь Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Так-то униатской ревностью о благочестии умножается слава Божия между Русскими». Лифос альбо камень. Киев 1642. Петр был в Вильне в 1635 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В сент. 1619 г. И. вновь отправился в Москву для получения благословения у новоизбранного патриарха Филарета (Романова) и ходатайства об уменьшении налогов с мон-ря, чтобы можно было обеспечить содержание в Соловецкой крепости ратных людей и строительство новых укреплений в связи с угрозами нападений шведов и датчан. Прибыв в Москву незадолго до Рождества, И. и сопровождавший его келарь Александр (Булатников) били челом патриарху об освобождении Соловецкого мон-ря от уплаты 530 р. пошлин «с их соляных промыслов, и с рыбных ловель, и с волостей, и за десятую рыбу, и за тамгу, и за двинскую соляную проезжую» и т. п. Просьба была удовлетворена отчасти. Указом царя от 15 февр. 1620 г. монастырь был освобожден только от двинской проезжей пошлины за провоз соли (100 р. в год) на 5 лет. И. был принят царицей-инокиней Марфой, пожертвовавшей 100 р. на строительство церкви на Анзерском о-ве (см. Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит ). Патриарх Филарет благословил И. посвятить эту церковь Св. Троице, а придел - прп. Михаилу Малеину, небесному покровителю царя. В Москве И. заказал у царского иконописца Назария Истомина икону Успения Пресв. Богородицы для местного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого мон-ря. Вероятно, этому же мастеру И. поручил написать образ Спасителя, к-рый потом также поместил в местном ряду иконостаса. Обе иконы были заказаны игуменом на свои деньги, украшены серебряными окладами с драгоценными камнями. Весной 1620 г. И. отправился из Москвы в Новгород, чтобы получить благословение новопоставленного Новгородского митр. Макария , в июле того же года вернулся на Соловки. Вскоре после возвращения И. патриарх прислал в Соловецкий монастырь 2 иконостаса и церковную утварь для храма на Анзерском о-ве. Весной 1620 г. сгорел монастырский двор в Вел. Устюге с «годовыми запасами». По челобитью И. и строителя московской службы Александра (Булатникова) 18 янв. 1621 г. монастырь был освобожден от уплаты податей на 3 года в размере 535 р. 21 алтын в год, «чтоб им в та лета было чем Соловецкой монастырь построити» (РНБ. Солов. 18/1477. Л. 277 об.- 279 об. 195).

http://pravenc.ru/text/673965.html

Текст памятника представлен первой частью Антониевской редакции без предисловия. Можно выделить две группы списков. Первая группа: 1) ЯМЗ, 15358. Сборник (л. 122–133), кон. 50-х – нач. 60-х годов XVII в. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом литеры SLG – Дианова Т. В. Филиграни XVII века по старопечатным книгам Украины и Литвы. М., 1993. 442 (1659–1661 гг.). Текст дополнен по Степенной книге; отметим: среди убитых в Батыево нашествие упомянут князь «Василей Долгая рука». 2) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 278. Сборник (л. 133– 138), 70-е годы XVII в. Филигрань: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка MLI – Дианова и Костюхина, 352 (1673–1674 гг.). Текст начинается со слов: «…дно во граде Ярославле, измлада бо Христа возлюби». 3) ГАЯО, 473. Сборник (л. 74–82 об.), 70-е годы XVII в. Филигрань: Герб Амстердама, под ним буквы CD – Гераклитов, 51 (1671 г.). Текст начинается со слов: «от всякия неправды огребашеся, аки воин изящен». Вторая группа: 1) Список, изданный А. А. Титовым 557 . 2) РНБ, Софийское собр., 1354. Сборник (л. 67–72), 1597 г. (дата читается во второй части рукописи – Соф., 1355). 3) РГАДА, ф. 187 (Рукописное собр. РГАЛИ), 61. Сборник (л. 42 об. – 52), сер. XVII в. § 9. Редакция 1620 г. Редакция датируется 1620 г. условно – по древнейшему списку (Увар., 492). Представляет компиляцию из Переработанной редакции иеромонаха Антония, Великих Миней Четьих и Степенной книги, разнесенную под двумя числами: 19 сентября и 5 марта. Под 19 сентября читается собственно Житие Федора Ярославского, под 5 марта – статья о проявлении мощей и последующие чудеса. Редакция составлена скорее всего дьяконом одной из Ярославских церквей, судя по тому, что автор постоянно вставляет дьяконов в перечисление «священнического чина», а протопопа Константина называет протодьяконом. Выявлено два списка редакции: 1) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 492 (1 ). Сборник (л. 1–13 об., 201 об. – 233), 1620 г. В записи писца на л. 397 говорится, что книга написана «рукою многогрешнаго раба Божия Георгия Евсевиева сына Комынина в преславном и в преименитом и богоспасаемомъ граде Ярославле, по велению ярославцов посадцкых людей Ивана да Козмы, да Назария, да Аникия Второво детей Чистово и иных посадцькых людей, святого и славнаго пророка Илии прихожан, и совершена бысть сия книга книга в лето 7128-го, марта в 23 день … И положена бысть в храмъ святого пророка Илии и преподобнаго отца Варлама Хутынскаго чюдотворца, а настоящии храм Покров Пресвятеи Богородицы на Пробоинаи улицы въ граде Ярославле Поволъском» 558 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не умаляя значения Межигорья в жизни казаков Запорожской Сечи, нужно отметить, что сведения о несметных богатствах монастыря (подаренных запорожцами), частом и поголовном паломничестве казаков в обитель, их традиционном уходе сюда на склоне лет (с обрядом веселого «прощания с миром», описанным в романе Пантелеимона Кулиша «Черная Рада» и стихотворении Тараса Шевченко «Чернец»), – являются частью мифического образа казачества из народных преданий и литературы эпохи романтизма кон. XVIII – 1-й пол. XIX вв. (сказанное не относится к факту приезда казаков в обитель на временное послушание по обету). Монастырь не раз объявлялся ставропигиальным – с прямым подчинением Патриарху Константинопольскому или Московскому. В 1610 г. (иногда ошибочно указывают 1600) старопигию Межигорья объявил экзарх Константинопольского Патриарха архиеп. Мирликийский Матфей, затем ее подтвердил 15 марта 1617 г. (иногда ошибочно – 1607) экзарх Пелопоннеса архиеп. Монемвасийский Иоасаф, а 10 июля 1620 г. – патриарх Иерусалимский свт. Феофан. По мысли Алексея Кузьмука, Межигорье нуждалось в актах 1610-1620 гг. для защиты от униатов и сохранения самостоятельности (при возросшем влиянии Киево-Печерской Лавры на киевские монастыри). В авг.-окт. 1620 г. свт. Феофан восстановил православный епископат Украины, после чего в 1626 г. патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис упразднил межигорскую ставропигию. В 1686 г. запорожские казаки ходатайствовали о сохранении за Межигорьем исключительного права присылать в Сечь духовенство, и патриарх Московский Иоаким, как постриженник Межигорской обители, взял ее традиции под охрану путем объявления своей ставропигии в грамотах от 28 фев. 1687 г. и 5 марта 1688 г. Под влиянием местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Стефана (Яворского), бывшего выходцем с Украины, 12 февр. 1703 г. царь Петр I отменил эту ставропигию, подчинив монастырь Киевскому митрополиту, но в 1710 г. восстановил ее за заслуги нового игумена Иродиона, который в 1708 г. участвовал в посольстве к запорожцам (с целью отговорить их от поддержки союза гетмана Мазепы со шведами).

http://azbyka.ru/palomnik/Межигорский_Пр...

Современные Патриархи Востока занимают более мягкую позицию в вопросе отношения к инославным. Они уже не богословствуют в стиле греческого «Пидалиона» [qqqqqqq] : «Латиняне – еретики. Нет никакой нужды доказывать это, ибо одно то, что мы имеем такую ненависть и такое отвращение к ним столько веков, – одно это явно показывает, что мы гнушаемся ими как еретиками» . Так на каком основании я должен слушать непрославленных иерархов прошлого и отрицать авторитет тех, в послушании кому я нахожусь сейчас и от кого сам принял благодать священнослужения? Чтобы не впасть в модернизм, я лучше буду исповедовать равную благодатность Церкви разных времен. И не буду к мертвым иерархам обращаться за благословениями на борьбу против иерархов живых. Еще желающие перекрещивать католиков могут сослаться (и ссылаются) на решение Московского собора 1620 года. Но это решение было пересмотрено на соборе 1667 года, который опирался на постановление Константинопольского собора 1484 года и вполне резонно заметил, что Соборное уложение 1620 года «не прилично» применило апостольские правила к католикам. „Аще кто негодовати начнет за соборное изложение то, еже бысть при святейшем патриархе Филарете Никитиче Московском, ревность имея еже бы не разрушити его, о сем таковый да не негодует и да не сумнится, но да весть, яко и во древняя времена Собор Собора исправляше, не негодующе о первом, но на лучшее Церкве смотряюще исправиша последи " . Как пример указывается на то, что некоторые постановления Соборов Неокесарийского и Карфагенского были отменены Отцами Шестого Вселенского Собора, и добавляется: „многа ина таковая обрести имать, что от прежних убо святых Соборов изложенная, от последних без зазора исправленная, а не зазираху и не поношаху прежним в неисправлении». Собор 1667 года тем более мог отменить постановление Собора 1620 года, что на последнем кроме патриарха присутствовали только 6 епископов русской Церкви, следовательно Собор имел характер малого поместного; на Соборе же в 1667 г. присутствовали 3 патриарха, 14 митрополитов, 8 архиепископов, 5 епископов и 56 лиц с саном священства, «следовательно, этот Собор имел характер хотя поместного, но великого или почти вселенского» .

http://predanie.ru/book/71831-vyzov-ekum...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010