Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец Иоанн Вишенский Афонский старец Иоанн Вишенский   Замечательное исследование С. Шумило, радуемся за автора.  - Афон   Афонский старец Иоанн Вишенский. Жизнеописание «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца». День памяти — 29 июля Ровно год назад, 28 июля 2016 года, Украинской Православной Церковью во время праздничной литургии в Киево-Печерской Лавре был торжественно причислен к лику святых преподобный старец Иоанн Вишенский Святогорец. Почитание памяти преподобного Иоанна Священным Синодом УПЦ установлено на следующий день после дня канонизации – 16/29 июля (старый/новый стиль). Прославление преп. Иоанна Вишенского в лике святых является значимым событием для русской святогорской обители. Его канонизацией пополнился Собор Преподобных Русских Святогорцев еще одним угодником Божиим, а Свято-Пантелеимонов монастырь обрел еще одного небесного заступника и покровителя. Афонский старец Иоанн Вишенский (1550-е1620-е гг.) был одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. Еще при жизни он пользовался глубоким почитанием среди монашествующих Украины, называвших его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксирован даже в официальных соборных актах. Так Церковный Собор Киевской Митрополии, состоявшийся в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». Значительно позже, уже в XIX в., Пантелеимон Кулиш назовет его «афонским апостолом». Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, оказав серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2628

С.В. Шумило Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца Источник Содержание Вступительное слово антипросопа Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы Афон Вместо предисловия Старец Иоанн Вишенский Иоанн Вишенский и его связь с православным духовно-культурным центром в Остроге Уход Иоанна Вишенского на Афон Иоанн Вишенский и древнерусский монастырь на Афоне. Русик как центр духовного просвещения Святитель Мелетий Пигас и первые послания отца Иоанна Вишенского Монашеская реформа в Украине: старец Иоанн Вишенский и его сподвижники Возвращение на Афон. Скитания и уход в пещерный затвор Кончина старца Иоанна. Бессмертие его творений Влияние учения святителя Григория Паламы об Иисусовой молитве и «внешних» и «внутренних» знаниях на взгляды Иоанна Вишенского Духовное наследие афонского старца Иоанна Вишенского     К 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе Афон Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон Международный институт афонского наследия в Украине Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца» – К. : Издательский отдел УПЦ, 2016. – 208 с, ил. Книга посвящена афонскому старцу и православному писателю-полемисту Иоанну Вишенскому (1550-е1620-е гг.) – одному из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. В работе впервые на основе малоизвестных архивных документов предпринята попытка воссоздания подробного жизнеописания святогорского старца. Также анализируется его духовно-литературное наследие. В отличие от большинства светских исследователей, автор пытается взглянуть на Иоанна Вишенского и его произведения через призму афонской исихастско-святоотеческой традиции, в рамках которой мыслил, писал и жил подвижник.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С.В. Шумило Старец Иоанн Вишенский Материалы к жизнеописанию «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца» 1 Старец Иоанн Вишенский (1550-е1620-е гг.) был одним из выдающихся афонских подвижников, сыгравших важную роль в возрождении православия в Украине в XVII веке. Еще при жизни современники и сподвижники относились к нему с глубочайшим почтением и называли его «великий старец Иоанн Вишенский святогорец». 2 А Собор Киевской Митрополии 1621 года в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». 3 Значительно позже, уже в XIX веке, Пантелеимон Кулиш назовет его «афонским апостолом». 4 Жизнь и деятельность старца Иоанна совпала с трагическими событиями гонений на православние в Речи Посполитой, в связи с чем его полемические произведения были направлены главным образом на защиту православной веры. Следует отметить, что усиление влияния Святой Горы Афон на духовно-культурные процессы в Украине в этот период, как ни парадоксально, было тесно связано с событиями Брестской унии 1596 года. Как известно, назначаемые польскими королями «по праву патроната» православные иерархи, – преимущественно из знатных магнатов и шляхтичей Речи Посполитой, – в большинстве своем перешли в ту пору в унию с римско-католическим престолом, а во главе православия во многих регионах Украины остались в основном простые монахи-аскеты, ориентировавшиеся на Афон и его исихастские традиции. В этом отношении характерно, что на Поместном Соборе 1621 года в Луцке была утверждена своего рода «программа деятельности» возрожденной Православной Церкви, известная под названием «Совтование о благочестии». Прописанная в исихастском духе, она призывала иерархию, духовенство и паству к внутреннему очищению, покаянию и даже мученичеству за православие. В одном из пунктов Постановления предписывалось: «Послати до Патрïархи Константинополъскаго по помоч и раду и на Афонскую гору послати, визвати и препровадити преподобних росов, межи иними блаженних Киприяна и и прочïих тамо обретающихся, в житïи и богословïи цвитущих. Потреба духовная, аби и росов маючихся истинно ко житïю добродттелному, посилати на Афон яко в школу духовную». 5

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550, с. Протасьево близ Ростова - 13.09.1626, Соловецкий мон-рь), келарь Троице-Сергиева мон-ря, писатель. Происходил из древнего московского дворянского рода. Поступил на гос. службу при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном , служил воеводой в Коле и, возможно, в Холмогорах, «государевым посланником» на Русском Севере, дозорщиком Темниковского и Шацкого уездов, участвовал в отражении набегов крымских татар и наделении землей арзамасских служилых людей (1582-1587). В 1587 или 1588 г., при царе Феодоре Иоанновиче , подвергся опале (причина неизвестна), был сослан, не ранее 1597 г. принял монашество в Соловецком мон-ре. В 90-х гг. XVI в. управлял приписным к Троице-Сергиеву свияжским Богородичным монастырем , в 1601 г. управлял Троицким подворьем в Москве, в 1602 г. был соловецким келарем, в 1603 или 1604 г.- монастырским старцем, затем, возможно, управлял подворьем Соловецкого мон-ря в Каргополе. В 1607 или 1608 г. стал келарем Троице-Сергиева мон-ря. В период осады мон-ря тушинцами находился в Москве и оказывал помощь осажденным, но, по-видимому, поддерживал связи и с интервентами. В 1610 г. был членом посольства к польск. кор. Сигизмунду III , к-рому присягнул под Смоленском. После завершения посольской миссии изменил свою позицию и уже в 1611-1612 гг. вместе с архим. прп. Дионисием (Зобниновским) и др. троицкими старцами участвовал в составлении патриотических посланий, призывавших народ к борьбе с интервентами. Во время освобождения Москвы склонял казаков кн. Д. Т. Трубецкого к поддержке ополчения К. Минина и кн. Д. М. Пожарского . Способствовал избранию Михаила Романова царем на Земском Соборе 1613 г. А. был в числе инициаторов предпринятой в Троицком мон-ре в 1616-1618 гг. правки Требника и др. богослужебных книг, из-за к-рой в июле 1618 г. были осуждены справщики архим. Дионисий, Иван Наседка и Арсений Глухой . В 1618 г. А. управлял Троице-Сергиевым мон-рем и руководил его обороной от польско-литов. войск королевича Владислава . После возвращения в 1619 г. из польск. плена Филарета (Романова), ставшего Патриархом, А. лишился влияния при дворе и, по-видимому, был сослан: в 1620 г., оставив должность, А. уехал на покой в Соловецкий мон-рь, где и умер.

http://pravenc.ru/text/62922.html

С.В. Шумило Афонский Зографский монастырь и его связи с Украиной Следует заметить, что при Зографском монастыре на Афоне издревле подвизались не только болгары, но и русины, в частности, выходцы из Украины. Так, знаменитый украинский полемист и подвижник, борец с Брестской унией старец Иоанн Вишенский, известный также как «Иоанн Русин» († 1620-е гг.), подвизался в пещерах Зографского монастыря. И именно отсюда он отправлял в Украину многие свои послания, подписывая их: «Писано во Святой Горе, в монастыре Зограф» 34 . По мнению ряда исследователей, с Иоанном Вишенским, вероятно, связано и появление в библиотеке Зографа каллиграфического Евангелия-тетр 1550 г., переписанного его земляком и, возможно, родственником Лукой, протопопом Вишненским 35 . Исследователи истории Зографа отмечают, что со второй половины XVI в. в числе братии болгарского святогорского монастыря присутствовало значительное количество иноков украинского происхождения 36 . Украинские и белорусские монахи в конце XVI – начале XVII вв. переписывали в Зографе церковно-учительную и антикатолическую литературу для отправки на родину. Известен украинский список Торжественника в двух томах, присланный в 10-х гг. XVII в. с Афона тем же старцем Иоанном 37 . Щедрыми жертвователями Зографского монастыря были украинские гетманы Иван Самойлович, Иван Мазепа, кошевой атаман Войска Запорожского Петр Калнышевский, полковник Василий Кочубей и многие другие представители знатной украинской казачьей старшины, что зафиксировано в помянниках Зографской обители 38 . В частности, ценным источником о таких связях является хранящийся в библиотеке Зографа «Русский помянник», состоящий из 116 бумажных листов 39 . Помянник охватывает период с 1639 г. до русско-турецкой войны 1877–1878 гг. 40 .По мнению Н. Мердзимекиса, этот документ представляет собой уникальный памятник, свидетельствующий об очень тесных отношениях Зографской обители с Украиной и Россией и способный пролить свет на доселе не известные факты из истории монастыря 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нехорошево, урочище. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Храм Михаила Архангела села Нехорошево Храм на данном месте появился не позднее середины XVI в. — так как на церковном кладбище сохранилось надгробие с надписью 1550-х гг. Описи 1617 г. содержат самое раннее упоминание о деревянной, «клецки», церкви во имя святого Архангела Михаила, приход которой, по данным 1620 г., составляли деревни Клеменова, Ивантина и Игнатьева (ныне Клеймёново, Ивантиново, Игнатьево). Под 1628 г. местоположение этого храма обозначено как Юшков погост. С XVIII же века данный пункт известен как село Нехорошево (Нехорошее), которое в середине XIX века именовалось также Архангельским. Село никогда не было многолюдным, оно обычно насчитывало 5-7 дворов и несколько десятков жителей. Каменный храм святого Архистратига Михаила построен около 1691 г. тщанием прихожан. Он был освящён 13 декабря этого года архимандритом серпуховского Высоцкого монастыря Иосифом, прежняя, деревянная церковь при этом перенесена в село Шатово. Одновременно с каменным храмом возведена и стоящая рядом колокольня. Принадлежа к характерному для рубежа XVII-XVIII вв. типу приходской церкви в виде бесстолпного четверика со сводчатым покрытием, храм села Нехорошева является одним из наиболее художественно ярких воплощений этой типологии в Серпуховском регионе. Возвышенный и стройный, храм гармонично соседствует с шатровой колокольней, которая уцелела намного лучше, чем церковный четверик. В четверике после пристройки приделов во второй половине XIX века верхние окна были пробиты гораздо выше изначального их уровня. А вот звонница сохранила и собранную грацию форм, и пластическую логику в чередовании своих плоскостей и проёмов, и, наконец — изящный кованый крест, венчающий её главку. К середине XIX века при церкви имелся тёплый придел во имя святителя Николая. В 1861-1864 гг. на средства и трудами местных прихожан — помещика князя Николая Сергеевича Вяземского и крестьян-жителей сельца Клеймёново, деревень Новосёлки, Съяново, Верхнее и Нижнее Шахлово, сельца Лисенки—были сооружены заново два придела, правый — во имя святителя Николая, левый — святой великомученицы Екатерины.

http://sobory.ru/article/?object=09376

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Святые 06.08.2017 Афонский старец Иоанн Вишенский (1550-е1620-е гг.) был одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. 05.08.2017 Формирование монашеской традиции на Руси восходит ко временам Великого князя Киевского Владимира Святославовича (+1015), вскоре после его женитьбы на византийской принцессе Анне и Крещения Руси. 27.07.2017 23 июля Православная Церковь совершает память преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской обители. Этот подвижник занимает особое место в сонме древнерусских святых и издревле почитается как «начальник всех русских монахов», поскольку основанная им на Киевских горах Печерская обитель многие столетия служила центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Руси. 07.04.2017 Старец Тихон (Голенков)26 марта 2017 года в рамках дня памяти преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Кирилла (Павлова) по благословению архиепископа Верейского Евгения в Троице-Сергиевой лавре состоялась презентация книги «Афонский старец Тихон (Голенков). Духовник преподобного Паисия Святогорца». 22.01.2017 Монах (2017) Фильм Аркадия Мамонтова 11.12.2016 По сведениям ОГПУ, только к началу 1927 года в горном районе Псху и озера Рица скрывалось до 400 монахов. Большинство из них подверглись арестам и репрессиям... «Стариков и молодых, женщин и мужчин гнали через несколько перевалов с долины Псху и других мест и поселений. У моря всех погрузили на баржи, везли в невыносимой тесноте, как негров во времена работорговли. Монахи плыли и пели молитвы» 11.12.2016 Все эти данные наглядно представляют связи Афона со всей Русской землей, от севера до юга, от западало востока, притом что на сегодняшний день известно только двенадцать святогорцев, прославленных в лике новомучеников и исповедников Российских. 20.10.2016 Как установила известный исследователь жизни и творчества святителя Феофана М.И. Щербакова, первым корреспондентом Вышенского Затворника на Афоне стал иеромонах Арсений (Минин), девятнадцать писем к которому, написанных в 1870-е годы, сохранились в эпистолярном наследии святителя.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=23&pid=4

Принято решение о канонизации Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева) 20 июля. ПРАВМИР. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении к лику святых известного афонского подвижника и ревностного поборника православия преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева), нетленные мощи которого были найдены в Киево-Печерской Лавре. Во время заседания Синода были также утверждены иконописные изображения и представленные проекты тропарей и кондаков святым ( журналы и 30 ). Почтение памяти преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) Священный Синод УПЦ установил 16/29 июля (старый/новый стиль), а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого – 7/20 июня (старый/новый стиль), в день его преставления. Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е1620-е гг.) – один из выдающихся подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. Еще при жизни его глубоко почитали монашествующие Волыни и Галиции, называвшие его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксировали даже официальные соборные акты. Так, Церковный Собор Киевской Митрополии, прошедший в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цветущим». Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, и оказал серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Среди многочисленных заслуг подвижника, помимо ревностного отстаивания чистоты православной веры, стоит также назвать участие в основании Великого Манявского скита в Карпатах и возрождении афонских уставов в монастырях в Галицко-Волынском крае в XVII ст.

http://pravmir.ru/sinod-upts-blagoslovil...

Сегодня, 29 июля 2016 года, Церковь впервые отпразднует память преподобного 29 июля. ПРАВМИР. Канонизация преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) состоялась 28 июля 2016 года за Божественной литургией перед Успенским собором Святой Успенской Киево-Печерской лавры. Богослужение и чин прославления возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Его Блаженству сослужил сонм иерархов Украинской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей и монахи со Святой Горы Афон. Чин канонизации состоялся после малого входа и последней панихиды, отслуженной Церковью по праведнику. Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний огласил решение Священного Синода Украинской Православной Церкви о причислении монаха Иоанна Святогорца к лику святых. Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Киево-Печерской лавры, зачитал краткое житие подвижника. Затем хор пропел тропарь и величание преподобному Иоанну Святогорцу, Блаженнейший митрополит Онуфрий благословил паству иконописным образом святого. В завершение чина канонизации Блаженнейший владыка, иерархи и священнослужители приложились к иконе преподобного Иоанна. Сегодня, 29 июля 2016 года (16 июля по ст.ст.), Церковь впервые отпразднует память преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского). Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е1620-е гг.) – один из выдающихся подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. Еще при жизни его глубоко почитали монашествующие Волыни и Галиции, называвшие его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксировали даже официальные соборные акты. Так, Церковный Собор Киевской Митрополии, прошедший в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цветущим».

http://pravmir.ru/v-kieve-kanonizirovan-...

     Жизнь и деятельность св. преподобного афонского старца Иоанна Вишенского (1550-е1620-е гг.) совпали с трагическими событиями гонений на православие в Речи Посполитой, в связи с чем его усилия и послания были направлены главным образом на защиту православной веры. Сам того не подозревая, он стал одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Отсюда он и писал свои пламенные полемические послания на Украину против Брестской унии. До сего дня память прп. старца Иоанна чтится в Галиции, на Волыни и даже на Святой Горе Афон. Его произведения легли в основу нового направления в украинской литературе — полемического, получившего развитие после Брестской унии. На произведениях Вишенского воспитывалось несколько поколений писателей, церковно-культурных и общественных деятелей в Украине. Претерпев «новое рождение» и неоднократные переиздания в XIX–XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях. Так благодаря писаниям афонского старца-отшельника XVII века уже в ХХ веке многие молодые люди в годы господствующего атеизма впервые приобщались к духовной сокровищнице православия и вере в Бога. Высоко ценил наследие прп. Иоанна Вишенского святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский . А Пантелеимон Кулиш, называя его «афонским апостолом Руси», так отзывался о святогорском подвижнике: «он давал сбившимся с дороги направление; он ободрял, он пророчествовал, и так действительно сталось, как он пророчествовал среди бури». Как и большинство афонских подвижников, старец Иоанн Вишенский не стремился к известности и славе среди людей, поэтому о его жизни сохранилось мало сведений. В основном они почерпнуты из кратких упоминаний в его же письмах или в других обрывочных источниках. Икона афонского старца прп. Иоанна Вишенского Святогорца      Из писаний старца известно, что родился он в г. Судовая Вишня в Галиции (ныне Львовская область). Точная дата его рождения неизвестна, поэтому на основе косвенных свидетельств большинство исследователей считали, что родился он между 1533–1550 гг. По всей видимости, происходил он из местного шляхетского рода Вишенских и имел неплохое начальное образование.

http://pravoslavie.ru/95541.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010