33) РНБ, Софийское собр., 1317 (л. 372 об. — 373) — 30–е годы XVI в. (Софийский список Великих Миней–Четьих). 34) РНБ, собр. М. П. Погодина, 872 (л. 52—56 об.) — 30–е годы XVI в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции Смешанного вида. 35) РГБ, ф. 556 (Собр. Вифанской духовной семинарии), 92 (л. 303 об. — 309) — 30–е годы XVI в. Описание см. в разделе Третьей Пахомиевской редакции. 36) ГИМ, Синодальное собр., 986 (л. 647 об. — 649) конец 30–х— начало 40–х годов XVI в. (Успенский список Великих Миней–Четьих). 37) Государственный архив Ярославской области, 418 (л. 349—354 об.; со стихом) — 30–е — начало 40–х годов XVI в. Филиграни: Рука в рукавчике — Лихачев, 1509 (1520 г.); Рука под короной — Брике, 11391 (1535—1544 гг.); Голова быка — Брике, 14993 (1528 г.); Литера Р — Брике, 8541 (1516—1526 гг.); Литера Р под розеткой — Брике, 8647 (1542 г.); Единорог — Брике, 10111 (1531 г.). 39) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 287 (4°) (л. 109 об. — 116) — вторая четверть XVI в. Филиграни: Рука под звездой — типа Брике, 11364 (1542 г.); Рука в рукавчике под трилистником — Брике, 11463 (1524—1527 гг.). 39) РГБ, ф. 138 (Костромское собр.), 16 (52 об. — 55) — вторая четверть XVI в. Филигрань: Розетка. 40) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 618 (л. 137 об. — 142) — вторая четверть XVI в. 41) РНБ, собр. М. П. Погодина, 947 (л. 657—658 об.) — вторая четверть XVI в. 42) РНБ, собр. М. П. Погодина, 802 (л. 381—384 об.; б.с.) — вторая четверть XVI в. По нижнему полю первых листов вкладная запись 1553 г. 43) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1448 (л. 125—130) — 30—40–е годы XVI в. Филиграни: Единорог — Брике, 10348 (1537 г.); Гербовый щит под короной с тремя лилиями — Брике, 1050 (1530—1545 гг.). 44) РНБ, Софийское собр., 1419 (л. 49—52; со стихом) — 30—40–е годы XVI в. Филигрань: Голова быка под стержнем, обвитым змеей — Брике, 15457 (1535—1543 гг.). 45) ГИМ, Чудовское собр., 334 (л. 151—158) — 30—40–е годы XVI b. Филиграни: Рука под цветком — Брике, 11348 (1546 г.); Гербовый щит с тремя лилиями и двумя полосами — Брике, 1050 (1530—1545 гг.); Кувшин с одной ручкой — Лихачев, 1723, 1724 (1547 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Для группы Прологов, написанных на бумаге без филиграней, приводим лишь итоговую датировку, поскольку обоснование требует особого исследования их палеографических и текстологических особенностей. 4) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 763 (л. 70—73; б.с.) — 20–е годы XVI в. 5) РГИА, ф. 834 (шбр. Синода), оп. 4, 1619 (л. 59—62; со стихом) — 20–е годы XVI в. 6) БАН, собр. Ф. А. Каликина, 34 (л. 53—55 об.) — 20–е годы XVI в. 7) РНБ, собр. М. П. Погодина, 601 (л. 77—80) — 20–е годы XVI в. 8) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 562 (1°) (л. 78 об. — 82) — около1530 г. 9) Центральная научная библиотека Академии наук Литвы, F.19—96 (л. 152—155 об.) — вторая четверть XVI в. Филигрань: Тиара — типа: Брике, 4966 (1525—1530 гг.). 10) РГБ, ф. 92 (Собр. С. О. Долгова), 39 (л. 48—50 об.; со стихом) — 30—40–е годы XVI в. Филигрань: Гербовый щит, под ним литера М — типа: Брике, 9864 (1531—1540 гг.). 11) РНБ, собр. М. П. Погодина, 611 (л. 64—67 об.) — 1547—1548 гг. Кодекс составлен при царе Иване Васильевиче (1547—1584) и ростовском архиепископе Алексее (1543—1548) (запись по первым листам). 12) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 240 (л. 38 об. — 41 об.)—сер. XVI в. 13) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 679 (л. 49—51) — сер. XVI в. 14) ГИМ, собр. М. П. Вострякова, 128 (л. 71 об. — 75) — сер. XVI в. 15) РНБ, F.I. 297 (л. 36 об. — 39)—сер. XVI в. 16) Государственная публичная историческая библиотека (Москва), 60 (л. 54 об. — 58) — сер. XVI в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на ту–лове литеры СМ — Брике, 12712 (1542—1547); Рука под звездой, на ладони тройка — Брике, 11386 (1542 г.). 17) РГАДА, ф. 187 (Рукописное собр. ЦГАЛИ), оп. 1, 117 (л. 67 об. — 70 об.; со стихом) — 50–е годы XVI в. Филиграни: Перчатка под короной с 6 фестонами — Лихачев, 1749 (1551 г.); Перчатка под короной с 6 фестонами — Лихачев, 2979 (1552 г.); Перчатка под короной с 6 фестонами — Брике, 10934 (1557—1558 гг.); Рука под звездой — Брике, 10800 (1548 г.); Рука под звездой — Брике, 10786 (1544—1545 гг.); Гербовый щит — Брике, 2026 (1553—1562 гг.); Гербовый щит—Брике, 2025 (1553 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

КРАСНОСЛОБОДСКАЯ 25.12.1923 07.01.1924) ПЕЧЕРСКАЯ (Нижегородская) 25.12.1923 07.01.1924) 01.1925 Леонтий Филиппович БЕРДИЧЕВСКАЯ 25.10(07.11)1941 09.1943 в/у ЖИТОМИРСКАЯ 13(26)11.1941 09.1943 Леонтий фон Вимпфен ЧЕБОКСАРСКАЯ 28.09.1914 12.02.1915 ЭРИВАНСКАЯ 12.02.1915 24.03.1916 КУСТАНАЙСКАЯ 24.03.1916 16.12.1916 ПЕТРОВСКАЯ 16.12.1916 06.05.1917 ЕНОТАЕВСКАЯ 05.09.1917 23.06(06.07)1919 (?) ЦАРЕВСКАЯ 23.06(06.07)1919?) в/у АСТРАХАНСКАЯ МОГИЛЕВ-ПОДОЛЬСКАЯ 14(27)02.1921 МОГИЛЕВ-ПОДОЛЬСКАЯ, обн. 1928(?) ИЗЮМСКАЯ, обн. 1928(?) Лонгин Корчагин в/у САРАТОВСКАЯ 24.04(07.05)2003 05(18)08.2003 САРАТОВСКАЯ 06(19)08.2003 Лонгин Талыпин в/у ДЮССЕЛЬДОРФСКАЯ 12(25)09.1981 27.09(10.10)1981 ДЮССЕЛЬДОРФСКАЯ 28.09(11.10)1981 10(23)12.1992 КЛИНСКАЯ 10(23)12.1992 Св. Лука БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) (1089) ПОЛОЦКАЯ 02.02.1504(1503?) Св. Лука ЯРОСЛАВСКАЯ 11.03.1185 10.11.1189 ТАШКЕНТСКАЯ 18(31)05.1923 22.09(05.10)1927 ЕЛЕЦКАЯ 22.09(05.10)1927 29.10(11.11)1927 КРАСНОЯРСКАЯ 01.1944 ТАМБОВСКАЯ 01.1944 27.03(09.04)1946 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 27.03(09.04)1946 29.05(11.06)1961 Св. Лука Жидята (или: Жирята, Вежета, Желдата) НОВГОРОДСКАЯ 15.10.1059 Лука Конашевич ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 18.09.1737 09.03.1738 КАЗАНСКАЯ 09.03.1738 08.10.1755 КУРСКАЯ 09.10.1755 01.01.1758 Лука Первушин КАРАКАЛПАКСКАЯ, обн. 11.1929 Макарий АСТРАХАНСКАЯ 13.01.1629 28.01.1638 Макарий ВОЛОГОДСКАЯ 08.02.1617 22.07.1619 в/у ЯРОСЛАВСКАЯ 22.07.1619 Макарий ВОЛОГОДСКАЯ Св. Макарий НОВГОРОДСКАЯ 04.03.1526 19.03.1542 ВСЕРОССИЙСКАЯ 19.03.1542 30.12.1563 Макарий НОВГОРОДСКАЯ 22.07.1619 12.09.1626 Макарий НОВГОРОДСКАЯ 08.08.1652 14.11.1663 Макарий ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ Макарий ПИНСКАЯ, II 05.1552 Макарий (в сх. Михаил) ПСКОВСКАЯ 04.11.1649 Макарий ХОЛМСКАЯ (1553) ВИННИЦКАЯ 28.01.1851 01.05.1857 ТАМБОВСКАЯ 01.05.1857 18.04.1859 ХАРЬКОВСКАЯ 18.04.1859 10.12.1868 ВИЛЬНЮССКАЯ 10.12.1868 08.04.1879 МОСКОВСКАЯ 08.04.1879 09.06.1882 Макарий Быстров СТАЛИНСКАЯ, обн. 05.1926 в/у МАРИУПОЛЬСКАЯ, обн. 03(16)06.1926 САРАТОВСКАЯ, обн. АСТРАХАНСКАЯ, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые 6 лет правления К. были отмечены борьбой между датчанами, членами Королевского совета, и нем. дворянами, к-рые помогли К. получить трон и занимали важные гос. должности. Датчанам удалось добиться от короля подписания закона, согласно к-рому высшие гос. посты могли занимать только этнические датчане. В 1539 г., когда в результате вмешательства в дела гос-ва имп. Карла V возникла опасность нового гос. переворота в пользу Кристиана II, король удалил от себя немцев, сделав ставку на дат. дворянство. Последствия «Графской распри» были окончательно преодолены, взаимное доверие восстановлено, и в 1542 г. дворяне выделили 20-ю часть своего имущества для погашения долга К. перед гольштинцами и немцами. Под рук. советника К. Йохана Фрийса была проведена реформа местного и гос. управления, резко усилившая процесс гос. централизации. Крупные феодальные владения - лены, на которые делилась страна, были превращены в административные округа. Помещики получили полную власть над арендаторами: исполняли судебные приговоры, взимали в свою пользу судебные штрафы и др. Внешняя политика К. была сосредоточена на создании союза с нем. протестантами для противодействия имп. Карлу V, который поддерживал притязания своих племянниц - дочерей Кристиана II Доротеи и Кристины - на власть в Дании, Норвегии и Швеции. В 1542 г. К. объявил войну Карлу V и закрыл прол. Зунд (Эресунн) для голл. судов. 23 мая 1544 г. в г. Шпайере был подписан мирный договор. Позднее, отказавшись участвовать в Шмалькальденской войне, К. стал посредником между императором и Саксонией (после гибели Морица Саксонского в сражении при Зиферсхаузене) и содействовал заключению между ними мира. В 1544 г. К. разделил владения в Шлезвиге и Гольштейне между своими братьями Хансом-старшим и Адольфом и сыном Фредериком, даровав им равные титулы князей. Т. к. физический раздел территорий был невозможен, то каждый из наследников получал 1/3 от доходов княжеств конкретных областей, а налоги из городов и таможенные пошлины собирали вместе, а потом делили между князьями. К. похоронен в соборе г. Роскилле.

http://pravenc.ru/text/2461999.html

«Злодейская секта христиан» HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Виктор Мазурик «Злодейская секта христиан» Первое знакомство Японии с христианством состоялось при драматических обстоятельствах: католицизм, проникший в страну вместе с португальскими миссионерами в 1542 году, к несчастью для себя, слишком активно вторгся в политику и в результате был запрещен вместе с изгнанием иностранцев в начале XVII века. Тысячи христиан были казнены, другие либо отреклись от веры, либо ушли в подполье. «Тогдашние японцы – писал святитель Николай (Касаткин), – смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христиан – как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Первое знакомство Японии с христианством состоялось при драматических обстоятельствах: католицизм, проникший в страну вместе с португальскими миссионерами в 1542 году, к несчастью для себя, слишком активно вторгся в политику и в результате был запрещен вместе с изгнанием иностранцев в начале XVII века. Тысячи христиан были казнены, другие либо отреклись от веры, либо ушли в подполье. Групповая фотография участников Всеяпонского Православного Собора 1882 г. В центре сидит св. равноап. Николай Японский Новая волна западных миссионеров, на сей раз протестантских, встретила враждебность со стороны националистов, видевших в ней идеологическую поддержку для пушек с «черных кораблей» (так японцы окрестили эскадру коммодора Мэтью Перри, заставившего в 1853 году японцев заключить ряд неравноправных договоров). Террористические акты вынудили западные державы подвергнуть бомбардировке города Кагосима и Симоносэки. «Тогдашние японцы – писал святитель Николай (Касаткин), – смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христиан – как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». И все же европейцев привлекала Япония, по словам И.А.Гончарова (в 1853 году он прибыл в Японию на флагманском фрегате Паллада в качестве секретаря вице-адмирала Путятина, при котором переводчиком состоял И.А.Гошкевич) – «этот запертый ларец с потерянным ключом, страна, в которую заглядывали, до сих пор с тщетными усилиями, склонить, и золотом, и оружием, и хитрой политикой, на знакомство… многочисленная кучка человеческого семейства, которая ловко убегает от ферулы цивилизации, осмеливаясь жить своим умом, своими уставами, которая упрямо отвергает дружбу, религию и торговлю чужеземцев, смеется над нашими попытками просветить ее, и внутренние, произвольные законы своего муравейника противопоставит и естественному, и народному, и всяким европейским правам, и всякой неправде».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Первой из таких постоянных комиссий была Священная Конгрегация Всеобщей Инквизиции (Sacra Congegatio Universalis Inquisitionis), учреждённая Папой Павлом III-м в Конституции Licet ab initio [«Хотя изначально...»] от 24 июня 1542 г. За ней последовали прочие Конгрегации, созданные Папами Пием IV-м, Григорием и Павлом V-м. Однако впервые ведомства Римской курии были выстроены в одно органическое целое Папой Сикстом V-м в его Конституции Immensa [«Безграничная»] от 22-го января 1588 г. Этот распорядок, введённый Папой Сикстом V-м и усовершенствованный Папами Климентом VIII-м, Григорием XV-м, Урбаном VIII-м, Климентом VIII-м и Пием VII-м, остался, по сути дела, в силе до наших дней. В каждую Конгрегацию входят Кардиналы (один из которых исполняет должность Префекта) и несколько Епископов. Полномочия и область деятельности каждой Конгрегации определяются предметом различных отраслей административной работы. Как правило, полномочия Конгрегации не ограничиваются пределами какой-либо территории, однако из этого правила есть и исключения. Так, полномочия Конгрегации богослужения и таинств, а также Конгрегации по делам Епископов, по делам духовенства и Конгрегации по делам институтов посвящённой жизни и обществ апостольской жизни и по католическому образованию ограничены – в том, что касается христиан восточного обряда и миссионерской деятельности территориями Конгрегации по восточным Церквам и по евангелизации народов. В настоящее время насчитывается девять Конгрегаций, каждая со своими особыми полномочиями. Как уже отмечалось выше, в каждую Конгрегацию входит некоторое число диоцезальных Епископов, которых отбирают так, чтобы добиться как можно более широкого представительства народа Божия. Тем самым ведомства получают возможность более полно доводить до сведения Римского Первосвященника умонастроения, желания и нужды всей Церкви. – Конгрегация Вероучения ( Congegatio pro Doctrina Fidei ) Эта Конгрегация была основана в 1542 г. Папой Павлом III-м как Священная Конгрегация Всеобщей Инквизиции (Sacra Congegatio Universalis Inquisitionis). В дальнейшем её называли Святой Службой (Sanctum Officium); в Motu Proprio Integrae servandae [«Чтобы сохранить в неприкосновенности»] от 7 декабря 1965 г. ей было присвоено название «Священной Конгрегации вероучения». Согласно Конституции Pastor Bonus [«Добрый Пастырь»], она занимает первое место в ряду прочих Конгрегаций.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В немалой степени этим успехом она обязана консистории вероятно, самому харак терному инновационному аспекту кальвиновского плана по структурированию своей Церкви . Кальвин о Церкви и консистории Если «Наставления в христианской вере» можно уподобить мускулам кальвиновской Реформации, то его церковную организацию можно назвать ее позвоночником. «Церковные установления» (1541 г.) были составлены Кальвином почти сразу же после возвращения в Женеву вслед за изгнанием в Страсбург. Убежденный в необходимости создания дисциплинированной, хоро шо организованной Церкви, Кальвин изложил подробные наставления, управ ляющие каждым аспектом ее жизни. Установление церковного аппарата, соот ветствующего целям Кальвина, следует считать одним из наиболее сущест венных аспектов его служения. Оно придает еще больший вес сравнению Кальвина с Лениным: оба прекрасно осознавали важность учреждений для распространения идей своих революций и не теряли времени при организации всего, что было для этого необходимо Наиболее характерным и спорным аспектом кальвиновской системы церков ного управления является консистория. Это учреждение было основано в 1542 г. и состояло из двенадцати старейшинмирян и всех членов Досточти мой Компании Пасторов (девять человек в 1542 г., девятнадцать человек в 1564 г.) Этот орган должен был собираться еженедельно по четвергам с целью поддержания церковной дисциплины. Происхождение этого учреждения неясно; представляется, что существовавшие матримониальные суды, такие, как цюрихский Ehegericht, могли служить образцом, а его прототип был фактически учрежден в Женеве во время изгнания Кальвина в Страсбург. Су щественным является то, что одной из первых сфер деятельности консисто рии были супружеские проблемы, разрешение которых считались не только юридической, но и пасторской обязанностью. Кальвин воспринимал консисторию, в первую очередь, как «полицейский» инструмент по укреплению религиозной ортодоксальности. Страсбургский опыт убедил Кальвина признать, что гарант дисциплины является существен ным фактором выживания реформированного христианства.

http://sedmitza.ru/lib/text/441744/

Вклад П. М. В. в протестант. теологию заключается прежде всего в детальном обосновании реформатского представления о религ. смысле таинства Евхаристии. П. М. В. был одним из наиболее последовательных сторонников символического понимания Евхаристии. Он настаивал, что слова Иисуса Христа «сие есть Тело Мое» (Мф 26. 26) указывают не на пресуществление евхаристического Хлеба в Тело Христово, как полагали католики, и не на реальное присутствие Тела Христова на алтаре, как учили лютеране, но лишь на то, что Хлеб выступает в Евхаристии как образ Тела Христова, Которое реально пребывает на Небесах, а не на алтаре (подробнее см.: Corda. 1975). В учении о предопределении позиция П. М. В. в значительной мере совпадала с т. зр. Жана Кальвина , хотя и не зависела от нее напрямую. П. М. В. полагал, что Бог предвечно избирает и предопределяет праведников, спасение к-рых происходит только по благодати, без к.-л. предшествующих заслуг. При этом П. М. В. более точно, чем Кальвин, следовал позиции блж. Августина , еп. Гиппонского: он различал акт избрания и акт отвержения, понимая последний скорее как отрицательное отсутствие решения о спасении, чем как положительное решение о предопределении к погибели (подробнее см.: Donnelly. 1976; James. 1998; Zuidema. 2008). В обосновании политической концепции Реформации важную роль сыграли взгляды П. М. В. на королевскую супрематию. Соч.: Loci communes. Kyngstoni, 1576; Peter Martyr Library/Ed. J. P. Donnelly e a. Kirksville, 1994-2006. 9 vol. Ист.: Simler J. Oratio de vita et obitu viri optimi praestantissimi theologi D. Petri Martyris Vermilii. Zurich, 1563. Лит.: McNair P. M. J. Peter Martyr in Italy: An Anatomy of Apostasy. Oxf., 1967; Sturm К. Die Theologie Peter Martyr Vermiglis während seines ersten Aufenthalts in Strassburg 1542-1547: Ein Reformkatholik unter den Vätern der reformierten Kirche. Neukirchen-Vluyn, 1971; Anderson M. W. Peter Martyr: A Reformer in Exile, 1542-1562. Nieuwkoop, 1975; Corda S. Veritas Sacramenti: A Study in Vermigli " s Doctrine of the Lord " s Supper. Zürich, 1975; Donnelly J. P. Calvinism and Scholasticism in Vermigli " s Doctrine of Man and Grace. Leiden, 1976; McLelland J. C., ed. Peter Martyr Vermigli and Italian Reform. Waterloo, 1981; Donnelly J. P., Kingdon R. M., Anderson M. V. A Bibliography of the Works of Peter Martyr Vermigli. Kirksville, 1990; Di Gangi M. Peter Martyr Vermigli, 1499-1562: Renaissance Man, Reformation Master. Lanham, 1993; James F. A. Peter Martyr Vermigli and Predestination: The Augustinian Inheritance of an Italian Reformer. Oxf., 1998; Peter Martyr Vermigli: Humanism, Republicanism, Reformation/Ed. E. Campi, F. A. James, P. Opitz. Gen., 2002; Peter Martyr Vermigli and the European Reformations: Semper Reformanda/Ed. F. A. James. Leiden etc., 2004; Zuidema J. Peter Martyr Vermigli (1499-1562) and the Outward Instruments of Divine Grace. Gött., 2008; А Companion to Peter Martyr Vermigli/Ed. W. J. T. Kirby, E. Campi, F. A. James. Leiden; Boston, 2009.

http://pravenc.ru/text/2580408.html

Сочинения преп. Максима Грека. Ч. 2. С. 357—367 (Слово XXIX). В этом послании упомянута просьба вселенского патриарха об освобождении Максима Грека 1546 года (см. далее, прим. 26—27), но вместе с тем автор пишет, что 17 лет лишен причастия, что указывает на 1542 год как дату послания. Возможно, послание направлялось митрополиту дважды, и во второй редакции в него была добавлена (в самом конце) просьба патриарха, а остальной текст, переписанный писцом механически, остался без изменений. Нельзя исключить и ошибку в передаче числа (послание известно в рукописях первой трети XVII века: РГБ, Троицкое собрание, 200 и 201). 317 Филарет [Гумилевский]. Максим Грек//Москвитянин. 1842. 11. С. 91—96. Возможно, посланием, на которое отвечал митрополит Макарий, была вторая редакция предыдущего послания (1542 года). 318 Сочинения преп. Максима Грека. Ч. 2. С. 367—376. В позднем Житии, содержащем значительное количество недостоверной или вымышленной информации, рассказано о том, что с запросом к Даниилу обращался сам Иван IV («за какую вину отец мой на него возъярился и заключил в темницу»). Даниил отвечает: «Того не знаю… злонравные люди небратолюбцы вознегодовали и с помощью лживых свидетелей оболгали его приснопамятному отцу твоему, и мне оклеветали его» (Белокуров С. А. О библиотеке московских государей. М., 1899. С. LXXV?LXXVI). 319 Сочинения преп. Максима Грека. Ч. 2. С. 382—386. 320 ам же. С. 157—184; Ржига В. Ф. Опыты по истории русской публицистики XVI в. Максим Грек как публицист//ТОДРЛ. Л., 1934. Т. 1. С. 61–71. 321 Филарет [Гумилевский]. Максим Грек//Москвитянин. 1842. 11. С. 84–91. 322 Сочинения преп. Максима Грека. Ч. 2. С. 376—379. 323 Дробленкова Н. В. Великие Минеи Четьи. В кн.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 126–133. 324 Преп. Максим Грек. Сочинения. Т. 1. С. 439—449, 453—459; Буланин Д. М. Переводы и послания… Л., 1983. С. 82—94. 325 Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев. С. 286. 326 Сочинения преп. Максима Грека. Ч. 2. С. 351. 327

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

23 Юпитер — в древнеримской мифологии — верховный бог неба, громовержец, разъезжавший по небу на колеснице. 24 Речь идет о жуках скарабеях. Эти жуки из семейства пластинчатоусых считались священными в древнем Египте; фигурки таких жуков служили у египтян амулетами и печатями. 25 Вигвам — хижина североамериканских индейцев. 26 Вампум — бусы из ракушек у североамериканских индейцев, употреблялись как заменитель денег; вышивки такими бусами иногда употреблялись для записей. 27 По созвучию с " bear-garden "  — медвежий садок, место травли медведей или, в переносном смысле, шумное сборище. 28 Фемистокл (525 — 460 гг. до н. э.), Аристид (530 — 468 гг. до н. э.) и Перикл (495 — 429 гг. до н. э.) — афинские политические деятели периода войн с персами. В частности, Перикл был инициатором многих строительных проектов восстановления Афин после войн. 29 Северо-западный морской путь — проход для кораблей вдоль арктического побережья Канады и Аляски, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. 30 Сассафрас — американский лавр, размножается корневыми отпрысками; кора корней содержит много эфирных масел. 31 Ритцио, Давид (1533–1566) — итальянский музыкант, в 1564-66 гг. личный секретать Марии Стюарт (1542 — 1587), королевы Шотландии (1542–1567). 32 Миссис Корнелия Блимбер — чопорная директриса школы в романе английского писателя Ч. Диккенса (1812 — 1870) " Домби и сын " . 33 Каустик, каустическая сода — едкий натр, химический продукт, широко применяемый в хозяйстве и промышленности. 34 Дамон и Питиас (Финтий) — герои древнеримского сказания, дружба которых стала легендарной. Питиас, участвовавший в восстании против Дионисия, тирана Сиракуз, был приговорен к казни. Дамон предложил свою жизнь в залог за то, что Питиаса отпустят на один день, чтобы он мог сделать необходимые дела. Питиас вернулся ко времени, назначенному для казни. Дионисий, пораженный их верной дружбой, смягчился и отпустил обоих. 35 Колосс — исполинская медная статуя древнегреческого бога солнца — Гелиоса, поставленная в гавани острова Родос в 280 г. до н. э. В переносном смысле, предмет или существо громадной величины или роста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010