Ни один из западных монашеских орденов не имел такого значения и не оказал папству таких услуг, как орден иезуитов, основанный искалеченным испанским рыцарем фанатиком Игнатием Лойолою и утвержденный папою Павлом III в 1540 г. Орден этот посвятил себя на безграничное повиновение папе и преданность интересам Римской Церкви. Папа указал его усердию современную цель в противодействии протестантскому либерализму и распространении колебавшегося влияния Римской Церкви. Иезуиты предались на служение этой цели с такою ревностию, что скоро превзошли в заботах о славе и пользе Римской Церкви самих пап. Искусно устроив самое воспитание своих адептов так, чтобы в каждом из них совершенно замер живой человек с свободною мыслью, волею и чувствами, и оставался только иезуит всем существом своим преданный целям ордена, – связав всех членов общества безусловным повиновением и строжайшим взаимным контролем, раскинув сети своего общества по всем концам мира, допустив в своем уставе большую свободу во внешних правилах монашеской жизни – в одежде, религиозных упражнениях, образе жизни, испросив себе право иметь не только духовных, но и светских, явных и тайных (никому, кроме верховного генерала ордена, неведомых ) членов, и наконец положив себе правилом употреблять всякия (хотя бы и самые безнравственные) средства для достижения своих целей, – иезуиты скоро явились страшною силою, охватившею христианский мир, видимо и невидимо распространяющею везде влияние папства, а иногда в случае разногласия опасною и для самого папства. Одни из них заняли высокие места при дворах европейских в качестве духовников государей, и искусно направляли политику государств в пользу Римской Церкви и своего ордена. Другие подчиняли своему влиянию и развращали совесть народа чрез исповедь, приобретши себе славу, как самые искуснейшие духовники, отлично умевшие принаровляться к настроениям и вкусам кающихся, и отличающиеся легкими, снисходительными воззрениями на строгость нравственных христианских требований. Третьи старались захватить в свои руки воспитание молодого поколения, привлекая преимущественно детей знатных и богатых родителей в свои школы, славившиеся отличным внешним устройством, но систематически направленные к подавлению свободной мысли и развитию фанатизма или лицемерного благочестия в молодых поколениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Во Внутренней Австрии, в Штирии, Каринтии, Крайне, эрцгерцог Карл [Карл II (1540–1590) – эрцгерцог Австрийский, правитель Внутренней Австрии (1564– 1590)], последний сын императора Фердинанда, нашел при вступлении на престол, по своему собственному признанию, лишь развалины старой церкви. У него самого лично не было никакой склонности к ханжеству. Оно появилось у него лишь после того, как в 1571 году он женился на баварской принцессе Марии, молодой, энергичной женщине, стоявшей значительно выше его по силе характера и ума. Мария перенесла в грацский замок господствовавшую при мюнхенском дворе дружбу к иезуитам. Уже в 1573 году иезуиты основали в Граце богато обеспеченную коллегию, чтобы конкурировать с национальной протестантской школой, и вскоре число католических исповедников в этом почти совершенно протестантском городе поднялось с 20 до 500. Но протестанты высших классов были так могущественны во Внутренней Австрии, что эрцгерцог вынужден был на общем сейме 1578 года в Бруке-на-Муре даровать дворянству религиозную свободу и дать обещание терпеть протестантских проповедников и школы в Граце, Юденбурге, Лайбахе и Клагенфурте. Папа, иезуиты, эрцгерцогиня Баварская и баварские родственники Карла были раздражены этими уступками, и сам Карл чувствовал сильные угрызения совести. Уже в октябре 1579 года он обещал на проходившей в Мюнхене конференции князей отменить сделанные уступки. Он начал со своего герцогского дома: даже повара-еретики должны были уступить свои места баварским коллегам, добрым католикам. Главнейшие придворные должности были быть переданы итальянцам, а на церковные должности, находившиеся в распоряжении эрцгерцога, были назначены баварцы. Затем, начиная с 1581 года, евангелических проповедников стали изгонять из герцогских городов и рынков и заменять их священниками, получившими свое воспитание у иезуитов. В то же время детям в Граце запретили посещать национальную протестантскую школу, и, чтобы иметь возможность запретить им посещение школ, находящихся в других городах, иезуитская коллегия в Граце была 1 января 1585 года преобразована в университет с вполне определенной целью – держать в чистоте католическое учение и искоренить ересь. Само собой разумеется, что некатоликам запрещали занимать какие-либо общественные должности, но еще более сильное впечатление произвело то, что герцог начал угрожать религиозной свободе даже самой знати и что он поставил дарование прав гражданства во всех городах в зависимость от принесения католической присяги.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Впрочем, внутренняя миссия в это время не была единственной ареной деятельности ордена. Уже 7 апреля 1541 года Франциск Ксавье сел на корабль в Лиссабоне с двумя товарищами, чтобы отправиться проповедовать христианство в португальских колониях на Дальнем Востоке. Эта миссия начинает собой великий завоевательный поход ордена в языческих странах. В Италии орден организовал, кроме того, миссию для обращения в христианство евреев, и Игнатий снова доказал здесь свой великий организаторский и агитаторский талант. Он не только добился от папы облегчения законного перехода евреев в христианство, но в 1543 году учредил в Риме убежище для обращенных евреев и при помощи торжественного обряда крещения успел пробудить всеобщий интерес к этому предприятию. Молодой орден развил неутомимую и разностороннюю деятельность, число его сторонников постоянно увеличивалось. Однако в 1543 году он насчитывал не более 60 членов. Но этот небольшой отряд, тщательно подобранный, представлял собой отборное войско, каждый член которого старался осуществить на деле лозунг Игнатия «Стать всем для всех, чтобы приобрести всех». Тем не менее он никогда не был бы в состоянии браться одновременно за такое количество предприятий, если бы не правильное распределение сил. Игнатий никогда и нигде не принуждал членов ордена подолгу заниматься одним и тем же делом. Сам он немедленно оставлял заведование основанными им благотворительными учреждениями, лишь только приходил к убеждению, что их существование обеспечено, и всегда отказывался руководить новыми братствами, учрежденными его товарищами. Таким образом, ему всегда удавалось держать свой орден в походной готовности и мобилизовать необходимые силы по первому знаку папы. Правда, Павел III пользовался услугами ордена лишь в довольно ограниченных размерах. В 1538 году он поручил Фаберу, Ленецу и позже Сальмерону читать курсы лекций в Римском университете; в 1540 году он послал Леже в Бресчию бороться с еретиками-протестантами; в 1541 году Сальмерон и Брэт получили от него тайное поручение поднять католиков Ирландии против их тиранического государя Генриха VIII Английского [Генрих VIII Тюдор (1491 – 1547) – король Англии с 22 апреля 1509 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Змий не взывает к мужу, но Бог взывает. И как Адам притворяется отсутствующим, так муж самарянки не может прийти с ней за «живой водой», потому что у нее «нет мужа». Ранние христианские авторы знали еврейское предание относительно 6 тыс. лет, связанных символически с 6ю первыми днями творения, и при случае апеллировали к нему. Написанное в I или II в. Послание Варнавы 1539 указывает: «Замечайте, дети, что значит: «покончил в шесть дней». Это значит, что Господь покончит все в шесть тысяч лет; ибо у Него день равняется тысяче лет. Он Сам свидетельствует об этом, говоря: «вот, настоящий день будет как тысяча лет». Итак, дети, в шесть дней, то есть в шесть тысяч лет, покончится все. «И успокоился в день седьмой». Это значит, что когда Сын Его придет и уничтожит время беззаконного, совершит суд над нечестивыми, изменит солнце, луну и звезды, тогда Он прекрасно успокоится в седьмой день» (гл. 15). В первой половине II в. св. Иустин Мученик в полемике с иудеями ссылался на то, что «было сказано Адаму: в какой день он вкусит от древа, в тот умрет, и мы знаем, что он не пережил тысячи лет» (Диалог с Трифоном, 81). Юлий Африкан , автор первой христианской хронографии, считал, что мир должен существовать всего 6 тыс. лет 1540 . Вообще именно на этом были основаны хилиастические представления: в целом – разновидность иудейского ожидания царства Мессии на земле, в частности – мнение св. Ипполита Римского , согласно которому языческая Римская империя была последним из «четырех животных» пророчества Даниила и доживала последние десятилетия 1541 . О субботе как о конце исторического времени писал и блж. Августин: «Господи Боже, давший нам все, пошли нам покой, покой отдыха, покой субботы, покой, не знающий вечера. Весь этот прекрасный строй очень хороших созданий, совершив свой путь, пройдет; у них будет свой вечер, как было свое утро. Седьмой же день не знает вечернего заката, ибо Ты освятил его, да продолжится вечно. После трудов Своих, весьма хороших, Ты отдохнул в седьмой день (хотя и творил, не выходя из состояния покоя). И голосом Книги Твоей возвещено нам, что и мы после трудов наших, потому «весьма хороших», что Ты дал нам закончить их, в субботу вечной жизни отдохнем в Тебе. И тогда Ты так же отдохнешь в нас, как сейчас в нас действуешь. И наш отдых будет Твоим, как и наша работа – Твоя. Ты же, Господи, всегда действуешь и всегда отдыхаешь. Ты видишь вне времени, действуешь вне времени и отдыхаешь вне времени – но нам даешь видеть во времени, создаешь само время и покой по окончании времени» (Исповедь XIII. 50–52). Подобное можно встретить и у других авторов I тыс. н.э. Е. Исторические свидетельства

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Вместе с тем, Бог Отец – это начало всякого бытия, как Божественного, так и сотворенного 1535 . Только Отец имеет бытие от Самого Себя, а не от кого-то другого 1536 . Именно поэтому св. Иларий, так же как впоследствии св. Григорий Богослов 1537 , утверждает, что Отец «больше Сына (major Filio), но только как Отец Сына, по рождению, а не по роду» (generatione, non genere) 1538 . Абсолютная полнота бытия Отца проявляется в рождении Сына, по отношению к Которому Он есть «Начало» (principium), «Причина» (auctor) 1539 и «Глава» (caput) 1540 , а также в изведении Св. Духа, по отношению к Которому Он также есть Причина 1541 . Эти природные свойства Отца – вечны (aeternae proprietates), так что Отец есть «как вечный Бог, так и вечный Отец» 1542 . Своеобразная деятельность Бога Отца в творении и промышлении совпадает с Его ролью в бытии других Божественных Лиц: Отец – это Начало и Причина (принцип ex quo, «из Которого») всякого промыслительного действия Бога в мире 1543 . Не менее подробно в полемике с арианами св. Иларий раскрывает учение о Сыне Божием. 4.2.2. Бог Сын Согласно Иларию, Сын Божий, которого он называет «Единородным Богом» (unigenitus Deus), характеризуется свойством «рожденности» (genitus) или «единородности» (unigenitus), которое принадлежит только Ему одному и не допускает соучастника в этом свойстве, ведь так же как кроме нерожденного Отца нет другого «нерожденного Бога», так и кроме Единородного Сына нет другого «Единородного Бога» 1544 . Способ Его происхождения от Отца – это истинное и совершенное природное рождение (perfecta nativitas, veritas nativitatis, absoluta generatio), в результате которого получает бытие (subsistuerit) истинный Сын и совершенный Бог (perfectus Deus), рожденный «из Бога в Бога» (in Deum ex Deo natus) 1545 . Поэтому Сын есть такое же самостоятельное Божественное «Лицо» (persona), как и Отец. Помимо термина persona, который у Илария означает «субъект», нечто реально и самостоятельно существующее 1546 , он, подобно св. Афанасию и «омиусианам», выражает самостоятельное бытие Сына с помощью таких философских терминов, как res 1547 («вещь», «предмет»; соответствует греч. πργμα), subsistere 1548 («существовать самостоятельно», букв. «стоять-под-собой», отсюда происходит уже известный нам через Руфина термин subsistentia, являющийся аналогом греч. π στασις) 1549 , subsistens 1550 («самостоятельно существующий», соответствует греч. φεστ ς) и substantivus 1551 («самостоятельный», соответствует греч. ποστατικ ς) 1552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В вышеприведенных словах Бинтерима справедливо указывается на мистическое направление тогдашних толкователей литургических обрядов как на причину изменения и размножения этих обрядов, но подобных теоретических и притом тенденциозных причин может быть приведено очень много. Так, утвердившееся на Западе в XI в. мнение касательно совершения Таинства Евхаристии на опресноке, заранее приготовленном в виде круглой облатки 1536 , послужило к тому, что в тамошней литургии не осталось следов тех приготовительных над священным хлебом действий и молитв, которые издревле совершаются в Восточной церкви на проскомидии, и что в латинской церкви потребовалось освящение особенных маленьких опресноков для каждого причастника, между тем как по чину других литургий согласно с древнейшим обычаем все духовные и миряне причащаются частицами одного и того же Агнца 1537 . Устранение всех мирян от принесения хлеба и вина для Евхаристии, признанного неуместным по введении опресночных облаток, заранее приготовляемых священниками 1538 , подало повод к употреблению особых молитв, приспособленных к новой форме приносимого дара, которые сначала, может быть, произносились тайно священником во время пения антифона приношения (Offertorium) 1539 , а потом вошли в самый состав западной литургии и стали излагаться в ее списках (например, в Missa Illirucu) 1540 . Учение о преподавании народу Таинства Евхаристии только под одним видом хлеба, утвердившееся в Римской церкви в XII-XV вв., привело к уничтожению священного обычая – смешивать во второй раз на литургии вино, претворенное в Кровь Христову, с водой перед причащением верующих, – обычая, бывшего в практике древнейшей римской литургии, как видно из сакраментария папы Льва, а после изглаженного из литургических служебников 1541 , – вместе с тем привело к необходимости изменить важную формулу, произносимую во время преподавания Евхаристии тому или другому лицу, именно говорить: corpus Domini nostri, вместо общеупотребительной прежде формулы: corpus et sanguis Domini nostri 1542 , – равно как заменить некоторые выражения в молитвах, произносимых священником во время причащения его самого под обоими видами хлеба и вина, с применением этих молитв только к нему одному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Плохи оказывались, собственно, только финансы. Но в прямых расчетах Василия было показать в обществе, что с появлением его на троне все изменяется к лучшему и недочеты прежнего управления должны исчезнуть. В частности, в оценке церковных дел мнения в обществе, как известно, расходились. Одни —854— полагали, что дела идут, как должно идти; другие, т. е. сторонники Игнатия, думали наоборот. С точки зрения государственной власти, правление Фотия не могло вызывать каких-либо возражений. Разносторонняя деятельность патриарха придавала блеск не только церковной, но и государственной жизни; она широко содействовала политическим интересам Византии, и даже столкновение с Римом, противореча исконным междуцерковным отношениям, в данный момент, в виду верховнических притязаний папы, находило себе полное оправдание. Изменять что-либо в церковных делах, по существу, было нечего; самая попытка в этом направлении, как показало будущее, обрекалась на решительную неудачу. Но Василию было выгоднее изменять, чем не изменять, и он решается на перемену. Но если ставился вопрос о перемене, то не могли быть оставлены без внимания отношения к Риму. Василий хорошо знал, как далеко зашел разрыв между церквами и какой тяжкий удар папе наносился определениями недавно состоявшегося к-польского собора. Осуществить эти определения значило бы окончательно порвать с папой. Однако Василий иначе расценил значение союза с Римом, чем Михаил, и предпочел сохранить его в силе 1540 . Необходимым же условием этого союза и его естественным следствием было возвращение Игнатия на кафедру; провести одну меру без другой представлялось невозможным. Что касается народного мнения, будто бы требовавшего восстановления несправедливо гонимого Игнатия 1541 , то едва ли оно оказало серьезное давление на Василия. Несомненно, в народных массах были сочувствующие Игнатию. Но их сочувствие могло быть удовлетворено простым прекращением преследований и обеспечением Игнатию почетного по- —855— ложения 1542 . Деятельность Фотия для всех, кто был способен осмыслить ее хотя отчасти, должна была возбуждать лишь сочувствие, и не без основания видят выражение этого сочувствия в тех записках, которые были поданы в защиту Фотия на суде 869 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

католической литературе обрисовываются самыми темными красками. Дело доходит до того, что Барлоу представляется самозванцем, который только величал себя епископом, но никогда на самом деле им не был. Такое обвинение покоится 1) на том, что об епископском рукоположении Барлоу не сохранилось никаких записей; 2) на том, что в комиссии епископов 1540 г., образованной королем Генрихом VIII для составления изложения веры, Барлоу высказывал мысль, что право поставлять епископов принадлежит собственно государю, – что в случае крайности может даже и простой мирянин поставлять священников; 3) на том, что Барлоу не мог быть преследуем за занятие кафедры без посвящения в сан епископа высшею церковною властью, так как тогдашний представитель этой власти архиепископ Кантербурийский Крамер вполне разделял воззрения Барлоу на посвящение в сан епископа; 4) на том, что по существовавшему в Англии обычаю избранный на епископскую кафедру и утвержденный в этом избрании уже вступал в управление своей епархией прежде, чем получал рукоположение. При таком обычае и Барлоу мог управлять епархией без посвящения. – Целый ряд солидных свидетельств и соображений, приведенных проф. Соколовым, не оставляет никакого сомнения в том, что Барлоу был настоящим епископом, а не самозванцем. Кроме того проф. Соколов делает ударение на той мысли, что личность Барлоу не может иметь решающего значения в вопросе о действительности рукоположения Паркера с православной точки зрения, так как кроме Барлоу в посвящении участвовали еще три епископа, из которых Годжкинс получил посвящение даже по чину католическому. Правда, остальные два епископа Скори и Ковердаль были низложены в правление Марии, но так как они не были и не могли быть с католической точки зрения лишены сана, то можно подвергать сомнению только законность их участия в посвящении Паркера, а не их духовную власть к преподанию хиротонии. Относительно Годжкинса католические писатели указывают на то, что он был только епископом-суффраганом, не обладавшим самостоятельной юрисдикцией. Проф. Соколов отме-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13 Разграничение терминов «лингвистика» (=«языкознание») и «филология» не у всех авторов одинаково. Ниже для наших целей достаточно считать, что первое есть изучение языка как такового, а второе – изучение текстов (как литературных, так и прочих), как правило письменных. 14 Признаюсь, я сам не могу до конца отделаться от мысли, что для АТФ его сочинения на гуманитарные темы – это забавный, хотя и изрядно затянутый, фарс, мефистофелевская насмешка математика над простофилями гуманитариями, наука которых так беспомощна, что они не в состоянии отличить пародию от научной теории. Если это так, то главные кролики этого изысканного эксперимента – его (АТФ) последователи. 15 Вообще в НХ много фактических ошибок разной степени серьезности. Но мы не считаем нужным каждый раз на них останавливаться, поскольку на фоне всего остального они уже не имеют большого значения. 16 В цитатах мы везде сохраняем авторское оформление слов (весьма непоследовательное, например, то строчными, то прописными буквами и т. п.). 17 При всей оригинальности такого способа объяснения различных названий, АТФ все же не является его уникальным сторонником: в главе 1 мы уже видели точно такое же объяснение для названия Рим. Очевидно, лингвистам-любителям свойственно приходить к одним и тем же нелепостям, даже если они при этом являются академиками других наук. 18 В арабском языке (и других семитских) корень состоит из согласных (обычно из трех), а гласные выражают различные грамматические значения. 19 Читатель мог видеть уже в главе 1 пример точно такого же подхода к названию этого города; тут отечественные лингвисты-любители трогательно единодушны. 20 По имени философа и историка Иосифа Юста (Жозефа Жюста) Скалигера (1540–1609), разработавшего приемы пересчета различных древних летосчислений на юлианский календарь. 21 Вообще книга НХ написана очень небрежно: изложение все время перескакивает с одной темы на другую, масса повторений, полный беспорядок в форме подачи разбираемых слов, приводимые названия нередко перевраны (например, вместо Хольмгард дается Хольмград, пишется то Кенигсберг, то Кенингсберг, вместо геджра регулярно пишется геждра, вместо тамга – обычно тагма и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Афинская Синтагма представляет самый лучший и самый критический труд, изданный до сих пор по источникам права православной церкви 658 . Она имеет научное значение и строго критически излагает все, на основании чего можно составить точное понятие о происхождении и развитии канонического права православной церкви. Значение ее не ограничивается одною поместною церковью и – по точному замечанию Бинера, со стороны своего содержания она имеет значение для всей православной церкви, в отношении же полноты и критики – имеет значение для всего христианского мира. После этого главного издания, приведем в хронологическом порядке остальные важнейшие издания источников и сборников церковного права: 1 . SS. Apostolorum et 88. Conciliorum canones, издание епископа в St. Brieux Johannes de Tillet. Paris, 1540 659 . 2 . То νιτολικο νομμου βιβλα Γ. Juris orientalis libri III ab Enimundo Bonefidio J. C. digesti ас notis illustrati et nunc primum in lucem editi cum latina interpretatione anno 1573. Paris 660 . 3 . Juris graeco-romani tam canonici quam civilis tomi duo, Johannis Leunclavii Amelburni v. cl. studio ex variis Europae Asiaeque bibliothecis eruti, latineque redditi. Francoturti, 1594 661 . 4 . Canones SS. Apostolorum et SS. Conciliorum cum commentariis Johannis Zonarae nunc primum graece et latine conjunctim editi... Studio et labore Johannis Quintini Hedui. Lutet. Parisiorum, 1618 662 . 5 . Bibliotheca juris canonici veteris in duos tomos distributa, quorum unus canonum ecclesiasticorum codices antiquos, tum graecos, tum latinos complectitur, subjunctis vetustissimis eorumdem canonum collectoribus latinis; alter vero insigniores juris canonici veteris collectores graecos exhibet... Opera et studio Gulielmi Voelli et Henrici Justelli. Lut. Paris, 1661 663 . 6 . Ecclesiae graecae monumenta edidit Jogannes Baptista Cotelerius. Lutet. Paris 1677–1686, в трех томах, к которым Мавринцы добавили в 1698 г. четвертый том под заглавием: Analecta graeca 664 . 7 . Synodicon sive Pandectae canonum SS. Apostolorum et Conciliorum ab ecclesia graeca receptorum, nec non canonicarum SS. Patrum epistolarum: una cum scholiis antiquorum singulis eorum annexis et scriptis aliis huc spectantibus... Totum opus in duos tomos divisum Guilielmus Beveregius, ecclesiae anglicanae presbyter, recensuit, prolegomenis munivit et annotationibus auxit. Oxonii. 1672 665 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010