1533 Отрывок из какой-то неизвестной комедии: Adesp. 341 Kock CAF III. 1534 Menander, Deisidaimon, fr. 97 Koerte. 1535 Antiphon, test. 8 DK. 1536 Cf. Theophrastus, Characteres XVI; Cicero, De divinatione II 27, 59. 1537 Diogenes, fr. 282 Mullach (Антология кинизма. Издание подгот. И.М. Нахов. М., 1996. С. 140). Cf. Plutarch., Moralia 224 e; Cicero, De divinatione II 28, 62. 1538 Homer., Odyssea, II 181—182. 1539 Philemon, fr. 100 CAF; Theodoret., Gr. aff. cur. VI 16. 1540 Diogenes, fr. 21; 118 Mullach. 1541 Diphilos, fr. 126 CAF. 1542 Menander, Phasma, 50 Koerte. 1543 Euripides, Orestes, 395—6. 1544 Epicharm, fr. 26 DK. 1545 Plato, Leg. VII, 803 c; cf. X 889 c-e. 1546 Pherecrates, Automoloi, fr. 23 CAF. Текст испорчен, поэтому дается в прозаическом переводе. 1547 Eubulos, fr. 130 CAF; Semele, fr. 95 CAF. 1548 Menander, Dyskolos 451—453. 1549 Hesiod., Opera et dies, 540—542; 556—557. 1550 Cf. Psellos PeriU e)nergei a» daimo nwn, cap. IX PG 122, 841; Galen., De causis respirationis, v. IV p. 466 Kuhn. 1551 Xenocrates, fr. 100 Heinze. 1552 Plato, )Eortai» fr. 28 CAF. 1553 Cleanthes, fr. 516 SVF; Cicero, De nat. deor. II 160; Porphyr., De abstinentia III 20. 1554 Plutarch., Quest. conviv. IV 5. 1555 Androcydes in: Holk, De acusm. sive symb. Pyth., p. 43; Plutarch., Moralia, 472 b. 1556 Cf. Chrysippus, fr. phys. 721 SVF. 1557 Cf. Theophrast. in Porphyr., De abstinentia, II 19. 1558 Cf. Exod., 30: 34—36; Eph. 4: 13. 1559 Cf. Hebr. 4: 12; cf. Is. 43: 2. 1560 Cf. I Petr. 2: 9; Ps. 118: 164. 1561 Cf. Chrysippus, fr. phys. 1058 SVF; 1562 Plutarch., Mor. 589 c. 1563 Cf. Prov. 20: 27. 1564 Cf. Chrysippus, fr. mor. 176 SVF. 1565 Cf. I Regn. 1: 13. 1566 Cf. Plato, Phaedrus, 246 b-c. 1567 Cf. Rom. 7: 23. 1568 Cf. I Io. 4: 17. 1569 Mete xonto» St. meti sxonto» L. 1570 Cf. Rom. 8: 26. 1571 Cf. Chrysippus, fr. mor. 20 SVF. 1572 Cf. Sextus Emp., Adv. math. VII 43. 1573 Cf. I Cor. 4: 15. 1574 Cf. Mt. 13: 12. 1575 Cf. Mt. 5: 8. 1576 Cf. I Cor. 12: 13. 1577 Cf. Lk. 20: 36. 1578 Cf. Strom V 106, 2—4; Excerpta ex Theodoto 63, 1; Strom. I 163, 6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

12 . Оставайся же с твоими волшебствами и с множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть устоишь. 13 . Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Заметим, что пророк говорит, что Вавилон занимался чародейством от юности; мы в этом видим прямое указание на шаманство и магию, которые процветали при самом основании царства в то время, когда Кушиты встречаются с племенами шаманскими, говорившими приклеевающими языками, и, сливаясь с ними, заимствуют от них те знания, которые составляли достояние племен кочевых средней Азии: бирки, как начало гвоздеобразного письма, эмпирическую медицину, основанную на наблюдениях над животными, и металлургию, начала которой ищут в горах центральной Азии 1535 . Пророк именем Господа с иронией спрашивает Вавилонян, думают ли они устоять своими волшебствами против приговора Вседержителя? Могут ли их астрологи предсказать что будет, или отвратить бедствие? (Ср. выше Ис. 41:23,26, 44:25 , 45с прим.). 14 . Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним. 15 . Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась, с которыми вела торговлю от юности твоей. Каждый побрел в свою сторону, никто не спасет тебя. Горят языческие суеверия, бесстыдные обряды, сатанические чары, животные нравы растленного народа, и с ними горят те жрецы лжи, которые поддерживали лжеименным знанием тьму среди толпы, которая едва умела отличить правую руку от левой 1536 . Пламень, которым горят порождения лжи и сатанинских обманов, не пожар, возженный воинами Кира; это -совершается приговор Божий, изображенный в знаменательной X главе в ст. 17 словами: „Свет Израилев будет огнем и Святый его пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день“ 1537 . Не остается материалов для огня; все пожжено, что составляло основание и гордость древней Семито-Кушитской культуры. Стих 15-й рисует одиночество, в котором остается бездетная вдова, изображающая Вавилон. Очевидно, что под именем тех, которые отвергнулись от нее, не подали ей никакой помощи, – между тем, как она прежде вела с ними оживленную торговлю, -надо разуметь все области передней Азии, Малую Азию, Сирию, Финикию и самую Аравию. Что Вавилонский культ и его мифы отразились на религиях передней Авии-и через них даже в Греции-в том нет сомнения 1538 , но и в отношении языческого культа в Аравии, Ленорман в своих Lettres Assyriologiques, в письме о Каабе 1539 , указывал общность происхождения всех этих Сиро-Арабских мифов, в которых преобладающее влияние играет богиня воспроизведения и плодородия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ибо «если не Господь созиждет дом и сохранит град, тщетно бодрствовал стрегущий и труждающийся и зиждущий» 1531 , – и снова: «ибо не мечом своим наследовали они землю и мышца их не спасла их» (хоть [и] воевали они «мечами» и «мышцами»), «но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего» 1532 . Сим пророк показывает, что Божия сила содействовала собственному их подвигу, но вместе, отсекая и самомнение тех, которые при немногих добродетелях понадеялись сами на себя, научил, что надеющимся было спасение благодатью по вере и любви их. 3,2 Что же такое воля Божия 1533 , которой с поспешностью достигать апостол побуждает и призывает каждого? О которых Господь сказал, ублажая их: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» 1534 , и еще: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» 1535 , – не требует ли Он тем самым [от них] совершенного очищения от греха, то есть полного освобождения от страстей бесчестия 1536 и окончательного усвоения себе высшей добродетели, что означает очищение и освящение сердца причастием совершенного и Божиего Духа, несомненно происходящее в душе, которая с верой и любовью всецело предает себя Богу? Как и Дух указует совершенную цель 1537 истины и научает желающих оказаться сынами света 1538 и стать наследниками жизни, искать ее у Бога и веровать, говоря чрез Давида: «Да будет сердце мое непорочно в оправданиях Твоих, чтобы не постыдился я» 1539 . [Пророк] имел в виду, что стыд и бесчестие несут на себе еще не стяжавшие сердца непорочного от всякой скверны и нечистоты 1540 , ибо он снова говорит: «Тогда не постыжусь, когда я призираю на все заповеди Твои» 1541 . Так Святой Дух научил стяжать совершенное дерзновение пред Богом – исполнение всех заповедей 1542 и удаление от всякого грехопадения. И опять пророк, молясь, говорил: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей, и Духом Владычним утверди меня» 1543 , – указуя на ту же цель. И еще, спрашивая: «Кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святом Его», – присовокупляет, кто и каковы сии: «Неповинный руками и чистый сердцем» 1544 Дух показал [сие], чтобы 1545 грех, совершаемый делом, словом, мыслью и помышлением 1546 , был совершенно отсечен от нас собственной 1547 деятельностью и молящиеся и по вере надеющиеся старались ежедневно достигать совершенной чистоты Божией 1548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Псалом 118 Аллилуия. Блаженны непорочные в пути 1526 , ходящие в законе Господнем. Блаженны изучающие откровения 1527 Его: всем сердцем взыщут Его. Не совершающие беззакония по путям Его ходят. Ты повелел заповеди Твои твердо 1528 хранить. О, если бы 1529 направлялись пути мои к сохранению заповедей Твоих! Тогда я не постыдился бы, взирая 1530 на все заповеди Твои. Буду прославлять Тебя в правоте сердца, поучаясь судам 1531 правды Твоей. Буду хранить уставы Твои, не оставляй меня совершенно. Чем (руководясь) юный исправит путь свой? Хранением слов Твоих. Всем сердцем я взыскал Тебя, не удали 1532 меня от заповедей Твоих. В сердце моем я скрыл слова Твои, чтобы не согрешить пред Тобою. Благословен Ты, Господи, научи меня уставам 1533 Твоим! Устами моими я возвещал все изречения 1534 уст Твоих. На пути откровений Твоих я услаждался, как бы (владея) всеми богатствами 1535 . О заповедях Твоих буду рассуждать и размышлять о путях Твоих. Уставам Твоим поучусь, не забуду слов Твоих. Воздай рабу Твоему, даруй мне жизнь 1536 , и я буду хранить слова Твои. Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец я на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. С любовию во всякое время душа моя желает судов Твоих 1537 . Ты остановил 1538 гордых, прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих. Сними с меня поношение и унижение, ибо я хранил 1539 откровения Твои. Ибо вот сели князья и на меня клеветали, раб же Твой размышлял об уставах Твоих. Откровения Твои – поучение для меня, и советники 1540 мои – уставы Твои. Приклонилась 1541 к земле душа моя 1542 , даруй мне жизнь, по слову Твоему. Пути мои я возвестил 1543 , и Ты услышал меня: научи меня уставам Твоим. Путь уставов 1544 Твоих дай мне уразуметь, и я буду размышлять о чудесах Твоих. Ослабела 1545 душа моя от нерадения 1546 , укрепи меня словами Твоими. Путь неправды удали от меня и согласно закону Твоему 1547 помилуй меня. Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл. Я прилепился к откровениям Твоим, Господи, не посрами меня. По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое 1548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В период «графской распри» в Дании (1533-1536) в Н. усилились позиции противников Ольденбургской династии. Однако созванное архиеп. Олавом Гос. собрание в Буд (в совр. фюльке Мёре-ог-Румсдал), в к-ром участвовали члены норвеж. риксрода, представители от норвеж. городов и крестьянства, не смогло выработать кандидатуру нового короля Н. и предложило архиепископу стать главой гос-ва до решения вопроса о буд. монархе. После победы в Дании новый дат. король-лютеранин Кристиан III (1534-1559) сделал ставку в Н. на продат. партию. Осенью 1535 г. дат. войска под командованием К. Билле, поддержанного епископами Осло и Хамара, вторглись в Н. и направились к Нидаросу. Архиеп. Олав, заручившись поддержкой части местного населения, наладил контакты с имп. Карлом V, к-рый через своего посланника известил о намерении посадить на норвеж. престол зятя свергнутого Кристиана II, гр. Фридриха Пфальцского. Затягивая время, архиеп. Олав вступил в переговоры с прибывшими в Нидарос оппозиционными членами риксрода относительно коронации Кристиана III норвеж. королем. Архиепископ организовал восстание местных крестьян, к-рые в янв. 1536 г. уничтожили бóльшую часть дат. отряда. Архиеп. Олав обратился с открытым воззванием к населению, призывая, начать борьбу против датчан и выбить их из замков в Бергене и Осло, к-рые были захвачены дат. войсками. Поддержка населения была неповсеместной, а Фридрих Пфальцский не прибыл с обещанной армией. Архиеп. Олав приказал отпустить арестованных датчан и сообщил Кристиану III о готовности короновать его норвеж. королем в обмен на амнистию в отношении себя и своих сторонников. Кристиан III, одержав военную победу над противниками в Дании и взяв Копенгаген (авг. 1536), объявил в подчиненных ему землях Реформацию и приказал арестовать всех католич. епископов, в т. ч. и архиеп. Олава, к-рый прекратил сопротивление и 13 апр. 1537 г. покинул Н., отплыв в Нидерланды. Мятеж архиеп. Олава Энгельбректссона был использован датскими властями как повод для ликвидации независимости Н. Рецесс 30 окт. 1536 г., принятый на сословном собрании в Копенгагене, лишал Н. статуса королевства, объявив ее частью Датского гос-ва, норвежский риксрод более не созывался. Бывш. католич. еп-ства упразднялись, имущество епископов, на к-рых была возложена вина за развязывание гражданской войны, переходило короне. Вместо епископов король должен был назначить суперинтендантов, которые были обязаны принести ему присягу на верность, обладать лишь духовной властью и не участвовать в гос. управлении. Для проведения Реформации в Н. были отправлены дат. чиновники во главе наемных отрядов. В дек. 1536 г. в пользу короны было конфисковано все имущество Бергенского еп-ства, а в июне 1537 г. в управление К. Витфельда, королевского представителя в Н., перешли все земли Нидаросской кафедры.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

К этому времени К. стал одним из наиболее влиятельных людей в Англии. Не позднее апр. 1534 г. король назначил его своим секретарем, а 8 окт. 1534 г.- начальником судебных архивов (одна из высших должностей в англ. судебной системе). После оформления королевской супрематии он стал королевским генеральным викарием, ответственным за проведение церковной политики и реализацию актов 1534 г. К. обязал всех священников Англии проповедовать новое учение и защищать королевскую супрематию, а мировые судьи должны были докладывать ему о нарушениях. 21 янв. 1534 г. К. получил королевское поручение организовать визитации английских мон-рей. В результате работы назначенной им комиссии к лету того же года была составлена подробнейшая опись монастырской собственности, использовавшаяся при роспуске мон-рей,- «Valor Ecclesiasticus». Диссолюция мон-рей началась после принятия 7-й сессией «реформационного парламента» (4 февр. 1536 - 14 апр. 1536) акта о роспуске мон-рей с годовым доходом менее 200 фунтов. Разногласия по поводу использования полученных т. о. средств и всевозрастающее влияние К. на королевскую политику привели к ухудшению его отношений с кор. Анной Болейн, так что она даже поручила своим капелланам осудить его в проповедях (наиболее известной была проповедь Джона Скипа, произнесенная 2 апр. 1536), впрочем, ее собственное положение при дворе стало к этому времени весьма шатким. Усиление влияния ее противников (прежде всего Сеймуров), растущее нетерпение короля, так и не дождавшегося сына, и его увлечение Джейн Сеймур привели к опале и аресту Анны Болейн. Не вполне ясно, какова была роль К. в этой истории, за исключением того, что он по королевскому указу принимал участие в ее аресте и последовавшем судебном процессе, однако можно констатировать, что после казни королевы 19 мая 1536 г. его влияние усилилось. Так, летом 1536 г. он оставил должность Хранителя свитков, 2 июля был назначен лордом-хранителем малой печати вместо Т. Болейна, графа Уилтширского, отца Анны Болейн, 8 июля К. получил титул барона. В 1537 г. его сын Грегори женился на Элизабет Сеймур, сестре кор. Джейн Сеймур.

http://pravenc.ru/text/2462031.html

В 1536-1539 гг. К. по-прежнему оставался основным проводником королевской религ. политики в парламенте. Считается, что он был сторонником радикальных протестант. преобразований, так что в 1540 г. его даже обвиняли в симпатиях к анабаптизму. В то же время его стремление к реформам могло реализовываться не иначе, как в рамках, определенных королевским курсом церковной политики. В 1536 г. К. принял активное участие в публикации Десяти статей, вызвавших серьезные протесты и ставших одной из причин крупнейшего восстания в Сев. Англии, т. н. Благодатного паломничества, участники к-рого требовали в числе прочего удаления К. из совета и суда над ним по обвинению в ереси и гос. измене. После подавления восстания, в февр. 1537 г., он созвал синод, который под рук. Кранмера и Эдуарда Фокса, еп. Херефордского, составил т. н. Книгу епископов («Bishops " Book», или «Institution of a Christian Man»), излагавшую основные положения нового вероучения. Она была опубликована с королевского разрешения, однако не получила офиц. Высочайшего одобрения, что делало ее статус неоднозначным. В 1538 г. К. в числе других организовал кампанию по борьбе с такими «пережитками католицизма», как иконопочитание, поклонение мощам, паломничества и проч. подобные «суеверия», во время которой, в частности, была разрушена гробница св. Фомы Бекета в кентерберийском соборе, а мощи его, возможно, были сожжены или перезахоронены. В том же году началась 2-я волна диссолюций, затронувшая на этот раз все оставшиеся в королевстве мон-ри. Деятельность К. в этот период не ограничивалась церковной политикой - во 2-й пол. 30-х гг. XVI в. он был фактически главным министром короля и реализовал ряд важных преобразований в англ. системе управления, направленных на большую концентрацию власти в руках монарха; эти преобразования иногда исследователи называют «тюдоровская революция в управлении». Он управлял королевскими финансами, инициировав учреждение неск. специальных институций для регулирования поступавших в казну средств от роспуска мон-рей и присвоения королем десятин и др. платежей, ранее передаваемых в Рим. Для укрепления королевского влияния в сев. части Англии, где были особенно сильны католич. настроения, в 1537 г., вскоре после подавления «Благодатного паломничества», был восстановлен специальный орган управления - Совет Севера (он был учрежден еще в 1472, однако после 1502 собирался лишь изредка). Помимо этого К. приложил значительные усилия для укрепления королевской власти и установления супрематии в Ирландии и Уэльсе, пытался бороться против огораживаний и т. д. Его усилия были щедро вознаграждены королем: в 1537 г. он стал кавалером ордена Подвязки и деканом собора в Уэльсе, в 1538 г. назначен управляющим о-вом Уайт, в разные годы был констеблем неск. замков и т. д.

http://pravenc.ru/text/2462031.html

Несмотря на то что К. в это время по-прежнему не отличался особенно радикальными взглядами, его назначение архиепископом Кентерберийским было принято в штыки определенной частью консервативных епископов, так что он даже не смог провести визитацию во всей провинции. Преодолеть их неповиновение удалось в результате адм. преобразований канцлера Т. Кромвеля , к-рые позволили ему, став главным министром, контролировать практически все стороны жизни королевства. После этого он занялся и политическим обеспечением церковных преобразований. Неожиданностью для К. стали арест 2 мая 1536 г. кор. Анны Болейн и помещение ее в Тауэр. Он написал Генриху VIII письмо, в котором высказался в ее защиту, однако после разговора с ней все же последовал королевскому приказу и 17 мая 1536 г. объявил их брак недействительным с самого первого дня. Впрочем, после казни королевы К. был одним из немногих, кто открыто ее оплакивал. Религ. политика Кромвеля позволила снизить остроту противоречий между более или менее радикально настроенными епископами королевства и попытаться достичь определенного компромисса. Он проявился в изданных К. Десяти статьях (1536) - первом изложении вероучения реформированной Церкви Англии. Их текст состоит из 2 частей: первые 5 статей обнаруживают сильное лютеран. влияние (так, признаются только 3 таинства), статьи с 6-й по 10-ю, напротив, отражают в основном католич. взгляды на чистилище, иконопочитание и т. д. Публикация Десяти статей вызвала серьезные протесты и стала веской причиной крупнейшего восстания на севере Англии, т. н. Благодатного паломничества, участники к-рого считали К. одним из своих главных врагов. После подавления восстания К. начал работу над составлением т. н. Книги епископов (1537) («Bishops " Book», или «Institution of a Christian Man»), в к-рой более развернуто излагались те же взгляды, что и в Десяти статьях. Она была опубликована с королевского разрешения, однако не получила офиц. высочайшего одобрения, что делало ее статус противоречивым. В эти годы К. все чаще проявлял себя как последовательный протестант, чему способствовала королевская политика в области религии, направленная на реформирование Церкви. Так, в 1537-1538 гг. в составе посольства от гос-в Шмалькальденской лиги в Англию были приглашены неск. нем. богословов, встречавшихся с королем, Кромвелем и К. Хотя их миссия не достигла цели и предложения немцев по объединению на основе Аугсбургского исповедания (к-рое поддержал К.) не нашли одобрения у короля и определенной части англ. епископов, результатом стремления Генриха VIII установить союз с нем. протестант. княжествами стал его брак с Анной Клевской в янв. 1540 г.

http://pravenc.ru/text/2458929.html

Ирл. парламент, собравшийся в мае 1536 г., одобрил ряд принципов англ. Реформации (король был признан главой Церкви, запрещались апелляции к Папскому престолу, церковные подати собирались в пользу короны), однако отверг закон о передаче архиепископу Кентерберийскому прав на издание «лицензий» и диспенсаций (в 1537 эти права были переданы особой ирл. комиссии). Несмотря на то, что все эти законы были отвергнуты 3-й палатой ирл. парламента, состоявшей из прокторов (представителей духовенства), они вступили в силу по особому распоряжению колониальной администрации. В сент. 1536 г. парламент отверг 3 закона — о передаче короне таможенных сборов, к-рые ранее взимались в пользу городских общин, о введении поземельного налога и об упразднении 8 мон-рей. В качестве обоснования был выдвинут тезис о том, что король не может пользоваться всеми принадлежавшими папе Римскому правами, в частности, не вправе распоряжаться церковным имуществом. Полемика вокруг этих проектов продолжалась в янв.–февр. 1537 г., однако на 4-й сессии (окт.–дек. 1537) благодаря роспуску палаты прокторов законы были приняты в измененном виде (упразднено 13 мон-рей, введен подоходный налог для духовенства). На этой же сессии утвердили законы о запрещении папской юрисдикции — всем должностным лицам надлежало принести клятву верности королю как главе Церкви. Признание главой Церкви не короля, а папы Римского отныне стало рассматриваться как гос. измена, должностные лица и представители духовенства, виновные в подобных нарушениях, преследовались как гос. преступники. Оппозиция церковной реформе в ирл. парламенте исходила не только от прелатов и прокторов, но и от светских представителей, недовольных усилением королевской власти и ограничением самостоятельности колонии. В 1541 г. парламент объявил Гehpuxa VIII королем И., что означало отказ от титула «dominus Hiberniae » (правитель Ирландии), к-рый англ. монарх носил как вассал Папского престола (формально Генрих был лишен этого титула после папского отлучения в 1538).

http://sedmitza.ru/text/2558539.html

Согласно предисловиям к изданиям, с типографским делом Божидар познакомился в Венеции. При его жизни типография выпустила не менее 7 изданий: Служебник (1519), Псалтирь с восследованием (1519-1520), Сборник (ок. 1536), Молитвенник (1536), Октоих, гласы 5-8-й (1537), Минея праздничная (1538), Требник (ок. 1540). Оценить личный вклад Божидара в издательское дело сложно, т. к. в его типографии работали профессиональные печатники: в 1519-1520 гг.- иером. Пахомий, обучавшийся типографскому делу еще в зетской печатне Черноевичей, в 30-х гг. дечанский иеродиак. Моисей из Будимли, иеромонахи Феодосий и Геннадий из Милешевы. Репертуар и содержание изданий Божидара тесно связаны с совр. им серб. рукописной традицией. В художественном отношении эти издания представляют достаточно сложную картину. Сюжетные и «портретные» гравюры, к-рыми особенно богато украшены Сборник 1536 г. и Минея праздничная (для последней ряд изображений резался специально), выполнены в традициях итало-критской иконописи, одним из крупных центров к-рой в XVI в. была Венеция. Орнаментику изданий, в первую очередь заставки, характеризует сочетание образцов традиц. для серб. рукописной книги балканского плетеного стиля с ренессансными. Своеобразной издательской маркой Божидара, появившейся раньше его герба, является сокращенное написание его имени БО(ж) на стилизованном щите в заставках. Его новшеством в кириллическом книгопечатании является издание роскошных экземпляров на хорошо выделанном пергамене, напр. прекрасно сохранившийся экземпляр Октоиха 1537 г. из мон-ря Крка в Далмации (ныне в НБС). Лит. деятельность Божидара ограничивается пространными предисловиями и послесловиями к изданиям. В них он следует традициям средневек. серб. книгописцев (так, об изданных книгах часто говорится «писана», «написана»). Постоянно в текстах упоминается о духовном просвещении серб. народа. Подчеркнутая лояльность формулировок в отношении османских правителей указывает на то, что предполагалось широкое распространение изданных книг среди славян, находящихся под властью султана. Виченцо В.

http://pravenc.ru/text/161003.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010