Приданов Леонтий Астатов, вторая половина XV й., Радонеж Придаток Нефельев, крестьянин, 1555 г., Вологда Приезжий : Приезжий Палицын [см. Палица], сытник, 1498 г., Новгород; Приезжий Шамшев [см. Шамта], помещик, середина XVI в., Новгород Приемыш кн. Семен Иванович Кривоборский [см. Кривоборский], 1495 г. Прижгибок ( Прожгибок ) Василий, крестьянин, вторая половина XV в., Новгород Приимок, Приимковы : кн. Дмитрий Федорович Приимок Ростовский, начало XV в.; от него – кн. Приимковы-Ростовские [см. Батат, Бахтиар, Гвоздь, Друган, Чечуля] Приказкин Иван, подьячий Поместного приказа, 1627 г. Приклонский Петрок Колупаев [см. Колупай], голова в казанском походе, 1545 г.; Приклонские, XVI–XVII вв., Нижегородский уезд [см. Мирослав, Сусло, Хмель, Шага] Пример Федор, крестьянин, 1605 г., Юрьев Присоха , посадский человек, 1582 г., Новгород Притвор Никита, посадский человек, 1586 г., Новгород Притыка Алексей, крестьянин, 1564 г., Олонец Притыка – 1) затыка, гвоздь, чека, 2) лишний человек Пришва Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Пришва – 1) передний вал ткацкого станка, 2) головки сапог, 3) наставка у одежды, 4) набои из досок у лодки (Даль) Пришибан Селиван, крестьянин, 1600 г., Арзамас Проесть, Проестевы : Давид Григорьевич Проесть, ловчий вел. кн. Василия III Ивановича, 1510 г.; от него – Проестевы [см. Короб] Проесть, проести – расходы на пищу и прочее в пути и вне дома Прожгибок см. Прижгибок Проживка Нестер, крестьянин, 1496 г., Заонежье Прожирины , посадские люди, 1626 г., Вязьма Проймачев Никита, посадский человек, 1646 г., Казань Прокуда, Прокудины : Прокудины, XV в., Владимир и Юрьев; Иван Прокудин, гонец с грамотами в Валахию, 1535 г.; его сын Плакида [см. Плакпда] Иванович, дворянин, 1550–1568 гг., Владимир; Прокуда Михайлович Бунин [см. Буня], 1579 г., умер в 1595 г., Ряжск; Прокудины, XVI–XVII вв., Новгород Прокуй , дал землю Ковалеву монастырю, начало XV в., Новгород Прокуня , крестьянин, 1501 г., Ростов Прокша, Прохно – Прокофий, очень распространено в Новгороде XIV–XVII вв.; Сарыч [см. Сарыч] и Беркут [см. Беркут] Богдановичи Прокшины, 1563 г., Ярославль [см. Незд]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Первая часть сочинения М. П. посвящена исследованию светской власти, т. е. земных форм человеческого общежития. Во 2-й части автор излагает свои представления о Церкви, о ее «правильной» структуре и функционировании, указывает на недостатки, характерные для существующей церковной организации, и предлагает программу реформ. В 3-й части содержатся краткие выводы ко всему произведению. В XIV-XV вв. соч. «Защитник мира» получило широкое распространение, сохранились его многочисленные рукописи (подробнее см.: Sullivan J. The Manuscripts and Date of Marsiglio of Padua " s «Defensor pacis»//EHR. 1905. Vol. 20. N 78. P. 293-307). В сер. XIV в. трактат был переведен с латыни на франц. язык (в 1375 на теологическом фак-те Парижского ун-та по поручению папы Григория XI был начат следственный процесс, чтобы обличить переводчика - Chartularium Universitatis Parisiensis/Ed. H. Denifle. P., 1891. T. 3. P. 223-227) и на флорентийский диалект. Идеи, изложенные в произведении М. П., обрели новое значение в XVI в., когда трактат был воспринят как провозвестие Реформации. В 1522 г. сторонники М. Лютера в Базеле подготовили 1-е издание «Защитника мира». В 1592 г. нидерландский кальвинист Ф. Гомар посвятил новое издание трактата франц. кор. Генриху IV и пфальцграфу Фридриху IV, выразив надежду, что изложенные в сочинении идеи будут использованы для реформирования светской и духовной властей. В XVI-XVII вв. сочинение выдержало 9 изданий на латыни, а также было переведено на английский (1533, опубл. в 1535) и немецкий (1545) языки. В XX в. появились научные издания трактата на мн. европ. языках. В 2014 г. вышел 1-й полный перевод сочинения на рус. язык, выполненный не с оригинала, а с франц. перевода, что предопределило ошибки и неточности. Др. сохранившиеся тексты М. П. обычно называются «малыми политическими трудами». Все они были написаны после «Защитника мира» и в той или иной мере развивают идеи, заложенные в этом трактате. Трактат «О переносе империи» (De translatione imperii (дата написания остается дискуссионной)) полностью основан на сочинении Ландульфа Колонны с аналогичным названием, написанном между 1317 и 1324 гг.

http://pravenc.ru/text/2562404.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАПУЦИНЫ [лат. capuccini; офиц. название - Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum, O. F. M. Cap., орден меньших братьев капуцинов], монашеский орден, представляет собой ветвь 1-го (муж.) ордена францисканцев . Монахи-К. носят рясу бурого цвета с коническим капюшоном (итал. cappuccio). История Орден К. возник в XVI в. в Италии в рамках движения за церковное обновление, к-рое активизировалось в период подготовки к Тридентскому Собору (1545-1563). Появление К. было связано с реформой францисканского ордена после его разделения в 1517 г. на конвентуалов и обсервантов . Основатель ордена францисканец-обсервант Маттео да Башо (ок. 1495-1552) в 1525 г. покинул обитель в Монтефьорентино и стал странствующим монахом-проповедником, живущим в соответствии с заветами католич. св. Франциска Ассизского и питающимся подаянием. В княжестве Камерино он получил поддержку местного епископа и кнг. Катарины Чибо, племянницы Римского папы Климента VII (1523-1534). Действия М. да Башо не были одобрены провинциальным капитулом обсервантов. Францисканец отправился в Рим, и папа Климент VII бреве «Сит nobis nuper» (от 8 марта 1526) и буллой «Religionis zelus» (от 3 июля 1528) официально признал деятельность М. да Башо и его последователей и их право свободно проповедовать. Новая община получила название «меньшие братья отшельнической жизни» и сначала существовала как конгрегация в рамках ордена францисканцев-конвентуалов. Первым настоятелем К. стал М. да Башо, однако вскоре он отказался от должности и вернулся к обсервантам. В 1535 г. его преемник Лудовико да Фоссомброне также оставил общину К., вернувшись к обсервантам. В 1542 г. следующий настоятель, Бернардино Окино, перешел в кальвинизм. Внутренний кризис в общинах К. удалось преодолеть при настоятелях Марио из Меркато-Сарачено (в миру Андреа Фабиани) и католич. св. Лаврентии из Бриндизи . Орден К. был утвержден буллой Римского папы Пия IV «Pastoralis officii cura» от 2 апр. 1560 г. 28 янв. 1619 г. Римский папа Павел V буллой «Alias felicis recordationis» провозгласил полную автономию К. и присвоил главе ордена титул генерального министра.

http://pravenc.ru/text/1470367.html

Больных, убогих, бедняков и странников, А также псалмопений, бдений всенощных, Мужей и жен благочестивых – попросту 1505 Всего того, что Бог и заповедал нам. Но зависть неуспыпна (λλ ο σχαζεν φθνος) Но зависть неусыпна, явно, тайно ли Она стремится погубить все сущее, А новых бед началом стала власть моя... Тогда (не знаю, что их осенило вдруг) 1510 К нам съехались для утвержденья кафедры Всего Востока пастыри церковные, Из самых удаленных мест (и только лишь Египта предстоятели не прибыли). Возглавил муж их самый добродетельный, 1515 Чей скромный взор любую дерзость сдерживал, Бесхитростный и Духом преисполненный, А нравом твердый, словом, – нива Божия 32 . Кто ж не узнает в этом описании Антиохийской церкви предстоятеля?! 1520 Душа в нем соответствовала имени, Он был медовым назван, но и был таким. Не миновав вполне руки Лукавого, Немало снес он ради Духа Божия, Смывая грех свой подвигами славными. 1525 И те мужи, хоть плакал я и сетовал, Престол за мной оставили, и все-таки Не скрою, да и права нет – не всей душой Тогда я этой участи противился! Виной тому пустые упования; 1530 Желанье скоро на надежду тщетную, Ведь все так просто, если дух мечтой живет! И я такой наивности не чужд бывал... Так вот я думал, раз уж власть досталась мне (Она, мол, тоже может сделать многое), 1535 Смогу я, как наставник многоопытный, Два наши хоровода в общий строй свести И, здесь прибавив, там убавив лишнее, Объединить недолжно разделенное. Не это ль оказалось разделение 1540 Бедою самой тяжкой и мучительной, Страданием, доныне не испытанным Ни древними, ни нашим поколением? Оно ужасней было, чем Израиля, Гонимого Христоубийства злобою, 1545 Рассеянья по миру пресловутого. Но эти-то учители вселенские, Святого Духа щедрые податели, Чьи троны светятся ученьем Истины И кто повсюду голосами громкими 1550 О мире и согласье проповедует, Восстали друг на друга в исступлении. В желании союзников найти себе, Виня других иль представляясь жертвою, Они, крича безудержно и прыгая, 1555 Привлечь к себе пытались хоть кого-нибудь,

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Bd. 28; Bd. 32. Abt. 1; Bd. 33. Abt. 1; Bd. 46-47). Мн. проповеди Л. имели не только вероучительный, но и нравоучительный характер; несмотря на богословское признание отсутствия у любых добрых дел спасительной силы, Л. считал долгом проповедника заботу о нравственном благополучии вверенной ему паствы и нередко сетовал на то, что его призывы к жителям Виттенберга вести жизнь, согласную с Евангелием и прославляющую Христа, остаются не услышанными. Мн. лекции Л. по Свящ. Писанию вскоре после завершения посвященного определенной библейской книге курса издавались в виде комментариев. Сам Л. готовил такие издания лишь в отдельных редких случаях; чаще всего лекции публиковались с его одобрения на основе его предварительных заметок и записей студентов разной степени надежности (общий обзор содержания см.: Idem. 1990. Vol. 2. P. 244-250, 451-459; 1993. Vol. 3. P. 134-141). Предметом первого лекционного курса, прочитанного Л. в ун-те после перерыва, стали книги малых пророков (критическое изд.: Luther M. WA. Bd. 13); их толкованием Л. был занят до весны 1526 г. При объяснении пророческих книг Л. часто проводил смелые аналогии с текущей политической и церковной ситуацией; он также не упускал возможности противопоставить подлинные библейские пророчества, учащие о Христе, с пророчествами радикальных протестант. проповедников, к-рые, по убеждению Л., руководствовались либо гордостью, либо стремлением к реализации низменных земных целей. Летом и осенью 1526 г. Л. читал курс по Книге Екклесиаста (критическое изд.: Ibid. Bd. 20. S. 1-203); согласно его интерпретации, она должна служить для христиан учебником, наставляющим без привязанности относиться к преходящим земным вещам и внешним жизненным обстоятельствам, считая их «ничем», и во всем искать возможность исполнить главную христ. обязанность служения Богу и ближнему. Из позднейших лекционных курсов наиболее объемными и важными по содержанию являются лекции 1527-1530 гг. по Книге пророка Исаии (критическое изд.: Ibid. Bd. 31. Abt. 2. S. 1-585) и лекции 1535-1545 гг. по кн. Бытие (критическое изд.: Ibid. Bd. 42-44). Особое место в корпусе лекций Л. занимают лекции по Посланию к Галатам, которые он читал с июля по дек. 1531 г. (критическое изд.: Ibid. Bd. 40. Abt. 1-2). Повторно обращаясь к толкованию этого Послания, Л. переосмыслил мн. утверждения, содержавшиеся в раннем комментарии, и представил последовательное изложение теории оправдания и спасения, намеренно прибегая к резким противопоставлениям и диалектическим парадоксам. Согласно Л., христианин должен проводить строгое различие между мнимой человеческой праведностью, приобретаемой добрыми делами, и «пассивной» христ. праведностью, которая приобретается только верой и вменяется человеку Богом. Объясняя высказывания ап. Павла, Л. подчеркивал, что закон и его дела могут только показать человеку его греховность и побудить к покаянию; дело спасения совершают исключительно благодать и вера. Религиозная и богословская полемика

http://pravenc.ru/text/2561088.html

Лихачев, 66. Приводим таблицу сумм, оставленных на помин души по духовным XVI и XVII стол, начиная с более крупных. 1568–70 гг., Мясоед Сем. Вислой–3 р.=180–222 р., прежнему духовнику 5 р.—300—370. А.Ю. –1658, инокиня Улита, мать устюжского гостя Кирилла Босого–30 р.–510 р. Р. И. Б. XII, 318.–Нач. XVI в., Леонтий Дмитриев–5 р.=315–416. А. Ю. 415. Та же сумма, 1533–38. Вас. Ив. Беззубой; 1547–48, Сем. Фед. Киселев. Лихачев 9, 20.–1680, кн. Пелаг. Григ. Волконская–20 р.–340 р. Щукин, II, 197.–1560, Сем. Дм. Пешков-Сабуров–5 руб.—300—370 р. Лихачев, 46. Та же сумма. 1598, Мих. Пушкин Сборник Троиц. Л. 530, л. 1010-–1640, Вас. Ив. Нагой–5 р.–? Сборник актов Троиц. Л. 530, л. 1025 об.–1620, Ив. Вас. Щелкалов–15 р.–210 р. Лихачев 81.—1545—46, кн. Ив. Фед. Судцкой –3 р.—189—249 р.; другому духовнику столько же. Там же, 17.–1697, Илья Фед. Нестеров, – 10 р.=170р. А. Ю. Б. I, стб. 550.– 1663 г. Маркелл, архиеп. Вологодский – ту же сумму. Летоп. Зан. Археогр. Комм., III, прил.,39. —1600—1601, Вас. Як. Волынский–3 р.=180–222 (или 36 р.). Лихачев, 70.– 1559, Ив. Аф. Тютчев–2 р.=120–148 р. Там же, 37. Та же сумма: 1565, кн. Авд. Ив. Шемякина–Пронская и 1596, Никита Як. Аминев. Федотов- Чеховской, I, стр. 225; Сборник актов Троиц. Л., 532, л. 870 и об.—1629—30, Ив. Вас. Волынский–10 р.=140 р. Лихачев, 84.–1618, княг. Антон. Хворостинина–7 р.–98 р. Сборник актов Тр. Л. 532, л. 239.–После 1682, Вл. Ив.Бастанов–5 р.=85 р. Сборник кн. Хилкова, 55.–1627, Пантел. Мисюрь-Соловцов–40 алт.=16 р. 80 к., и прежнему духовнику–5 р.=70 р.– Полов. XVII в., Як. Фил. Люткин–5 р.=85 р., бывшему духовному отцу 3 р.=51 р. Лихачев, 91.–1518, Ив. Мих. Алферьев– р.=63–83 р. А. Ю. 417.–1535, Мария, вдова Дм. Мирославича–столько же. Лихачев, 11.–1611, Агаф. Як. Волынская – 2 р.=24 р. Лихачев, 73. Столько же– 1611, Вас. Ив. Волынский. Сборник актов Троиц. Л. 532, л. 758.–Столько же– 1647 Степ. Ив. Самарин. А. Ю. Б. II. 228, I.–1630, Харитон Семенов двум духовникам по 40 алт., т.е. по 16 р. 80 к. Сборник актов Троиц. Л. 530, л. 1341.–1542, Як. Андр. Гаряинов полполтины=от 15 р. 75 к. до 20 р. 75 к. Сборник Троиц. Л. 532, л. 858.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Он был принят за основу офиц. К. земли Вюртемберг в 1536 г., переиздавался впосл. 518 раз вплоть до 1999 г. и в свою очередь оказал влияние на множество более поздних К. По историческому значению и масштабу влияния на последующую традицию исследователи ставят К. Бренца 1535 г. в один ряд с К. Лютера и К. Филиппа Меланхтона ( Melanchton Ph. Catechesis puerilis. Lpz., 1540) (см.: Weismann. 1990). К наиболее самостоятельным и исторически значимым К. этого периода также относятся: К. Давида Хитрея (Catechesis in Academia Rostochiana/Coll. D. Chytraeus. Rostock, 1554); К. Матея Юдекса (Das kleine Corpus Doctrinae... durch Matthaem Iudicem. Rostock, 1564); К. Урбана Регия (Catechismus Deutsch... durch D. Urban Rhegi. Fr./M., 1545) и др. ( Reu. 1904-1935). Ж. Кальвин. XVI в. Неизвестный художник (Б-ка Женевского университета) Ж. Кальвин. XVI в. Неизвестный художник (Б-ка Женевского университета) В реформатских протестантских общинах в этот период появляются К., отражавшие вероисповедные особенности и не зависящие от К. Лютера. В 1563 г. в Гейдельберге был опубликован составленный по поручению курфюрста Фридриха III «Катехизис, или Христианское наставление, каким ему следует быть в церквах и школах подчиненного курфюрсту Пфальца», более известный как Гейдельбергский катехизис , ставший одним из важнейших вероисповедных документов реформатской традиции. Этот К. адресован пасторам и учителям, имеет форму 128 (129 по др. изданиям) непронумерованных вопросов с ответами и состоит из 3 ч.: 1) «О бедственном положении людей» - содержит толкование двойной евангельской заповеди; 2) «Об искуплении людей» - толкование Символа веры и церковных таинств; 3) «О благодарении» - объяснение содержания декалога и «Отче наш». Во франкоязычных реформатских общинах наибольшее распространение получили К. Жана Кальвина «Наставление и исповедание веры женевской церкви» (Instruction et confession de foy dont on use en l " église de Genève. Gen., 1537) и «Катехизис женевской церкви» (Le Caméchisme de l " église de Genève.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

Образ трехликого Христа. Роспись над алтарем ц. Преображения Господня. 1535-1545 г. Мастер Онуфрий Образ трехликого Христа. Роспись над алтарем ц. Преображения Господня. 1535-1545 г. Мастер Онуфрий В 1963-1964 гг. близ З. был обнаружен памятник раннехрист. пластики, медный крест V-VI вв. Начавшиеся в 2008 г. на территории З. археологические раскопки показали, что монастырский комплекс некогда занимал площадь 7 тыс. кв. м. Тогда же под ц. Преображения Господня были обнаружены расписанный пещерный храм XII в. и 30 вырубленных в скале испосниц. Первоначальная роспись ц. Преображения не сохранилась. В наст. время в живописи собора выделяется 2 слоя. Фрески 1-го слоя (1368/69), частично сохранившиеся в притворе, необычны по иконографии. На зап. стене вопреки традиции помещены обычно располагаемые в алтаре композиции «Гостеприимство Авраама», «Причащение апостолов» и сюжеты нижнего регистра «Ангел, дающий устав прп. Пахомию» и «Причащение прп. Марии Египетской». На сев. и юж. стенах помещены ветхозаветные сюжеты («Встреча Иакова с Иосифом», «Жертвоприношение Авраама») и сцены Страстного цикла (в т. ч. редкая и никогда ранее не включавшаяся в него композиция «Недреманное Око»). В нижнем регистре стен, отделенном от этих композиций рядом с поясными изображениями святых,- фигуры преподобных в рост. Уникально изображение святителей Василия Великого и Григория Богослова в одеяниях преподобных, редко встречающийся образ - мч. Варвара. Очевидно, к этому же слою живописи принадлежит композиция «Преображение Господне» в арке на внешней стене над входом в храм. Фрески выполнены в стиле «монашеской» живописи Македонии сер.- 2-й пол. XIV в. и отличаются подчеркнутой выразительностью и сосредоточенностью образов ( Джурич. 2000. С. 246, 254). В XVII в. фрески были записаны, в 1962-1963 гг. проведены их расчистка и реставрация. В 1535-1545 гг. основная часть храма была повторно расписана мастером Онуфрием. В нижнем регистре изображены вмч. Феодор Тирон и мч. Феодор Стратилат, в верхнем - сцены «Рождество», «Сретение» и др. из жизни Спасителя. Над алтарем находится редкий по иконографии образ 3-ликого Христа, перекликающийся с выполненными в традиции палеологовского искусства образами Христа Софии из ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1295), из ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Хиландаре (1318-1320), из ц. Преображения Господня в Зарзме (сер. XIV в.). В экзонартексе сохранились росписи 1-й пол. XVII в.: «Страшный Суд», «Житийный цикл свт. Николая Чудотворца» и «Христос Ангел Великого Совета».

http://pravenc.ru/text/200097.html

Строительство церкви в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и во имя Св. Троицы было начато в 1512 г. настоятелем мон-ря Куртя-де-Арджеш Паисием и закончено в период, когда Паисий стал господарем Раду VII Паисием (1535-1545, с перерывами). К 1544 г. была выполнена часть росписей, алтарь и неф были расписаны к 1548 г., во время правления господаря Мирчи V Чобанула (1545-1552, 1553-1554 и 1558-1559). 8 мая 1623 г. мон-рь был преклонен Свято-Михайловскому мон-рю в Румелии (Греция). В 1636 г., во время тур. нашествия, были разрушены ворота мон-ря, двери и кровля церкви. В 1746 г. стараниями игум. Дамаскина был расписан нартекс. В том же году, но уже при игум. Парфении, все росписи были поновлены. Игум. Парфений возглавлял делегацию, направленную в Москву для закупки икон. Мон-рь был обновлен в 1788 г. вдовой Магдаленой Балдовиной: поменяли крышу церкви, отреставрировали живопись 1544 г. В 1796 г. игум. Парфением был построен новый притвор церкви. В 1846 г. на средства игум. Иоанникия (Полидора) была воздвигнута глава над церковью, снова поновлена живопись и заменен иконостас, построены кельи. В 1864 г. мон-рь был закрыт, церковь стала приходской. В 1967 г. стараниями священников Иоанна Попеску из Бухареста и Пантелеимона Мусчеляну из Питешти был осуществлен ремонт церкви, в 1972 г. была поставлена новая кровля. Мон-рь был возрожден в 1997 г. по благословению и трудами свящ. Георгия Иоана. Подвизаются 2 монаха, настоятель - иером. Даниил (Ница). Церковь Сошествия Св. Духа и Св. Троицы мон-ря Валя-Мэнэстирий. 1512–1545 гг. Церковь Сошествия Св. Духа и Св. Троицы мон-ря Валя-Мэнэстирий. 1512–1545 гг. Мон-рь Рынкэчов расположен в с. Кырстьени. Упоминается в акте от 19 июля 1498 г. господаря Влада IV Кэлугэрула (Монаха), подтвердившем владения мон-ря. Заново основан между 10 июня 1647 и 17 сент. 1648 г. капитаном Арсением Шойму. Перестроен в 1848 г. Кафоликон посвящен Введению во храм Пресв. Богородицы, деревянная церковь - Благовещению Пресв. Богородицы и прор. Илии. Настоятель - иером.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Францисканец Франсиско де Лос Анхелес Киньонес уже в 1535 г. подготовил и выпустил 1-е изд. нового Б., к-рый предназначался только для частного употребления, в то время как прежний сохранялся для публичной молитвы. Реформа проходила под лозунгами «возврата к источникам», что было отмечено в заглавии («Римский Бревиарий, составленный и построенный, главным образом, из [текстов] Свящ. Писания и проверенных житий святых»). Др. наименование - Бревиарий Св. Креста (Breviarium S. Crucis) - происходит от названия базилики, настоятелем к-рой был Киньонес. В этом Б. сохранено традиц. для рим. обряда еженедельное вычитывание Псалтири, но псалмы расположены не в библейском порядке, а соответственно их длине и содержанию, по 3 псалма на каждом часе (2 коротких и 1 длинный) без повторов. Перенесение псалмов на др. день запрещается. В текст Б. введены краткие титулы-комментарии к псалмам. Из 4 nocturnae (ночных или предрассветных служб) Киньонес оставил только одну с 3 чтениями, зарезервировав для нее самые длинные псалмы и соединив с Laudes (аналог заключительной части визант. утрени), к-рые потеряли свой гимн. Пс 118 разделен на 11 частей, к-рые входят в службы воскресных 1, 3, 6 и 9-го часов. Отменены праздничные псалмы, чтения из житий, вотивные службы и весь певч. материал (антифоны, респонсории, гимны и т. п.; во 2-м изд. частично восстановлены), но зато увеличен объем чтений из Свящ. Писания. Значительно сокращено число служб святым (санкторал) (оставлено всего 111 памятей святых). После разрешения на публикацию в 1535 г., данного папой Павлом III , уже через год, в 1536 г., Б. Киньонеса выдержал 11 изданий, а за следующие 32 года - более 100. Кард. Караффа, став папой Павлом IV (1555-1559), отозвал папское разрешение на издание реформированного Б. и хотел ввести в употребление свой собственный, но его неожиданная смерть помешала осуществлению этих планов. При Пии IV (1559-1565) Б. Киньонеса вновь ненадолго был разрешен. Breviarium Romanum restitutum Тридентский Собор (1545-1552, 1562-1563) в связи с нараставшей литургической анархией и ввиду угроз, исходивших от протестантизма, принял решение о реформировании литургических книг (вопрос обсуждался на 3-й сессии в 1563). Специально созданная комиссия предложила взять за основу проект кард. Караффы, но папа Пий IV воспротивился этому. При следующем папе комиссия в обновленном составе постановила вернуться к дореформенному состоянию (до 1535), восстановив Б. Римской курии (отсюда его наименование restitutum - «восстановленный»). Исполняя волю Собора, папа Пий V (1566-1572) издал буллу «Quod a nobis» (9 июля 1568), в к-рой устанавливался 200-летний срок давности для Б., все менее древние запрещались. Т. о., собственные Б. сохранили только нек-рые монашеские ордена (бенедиктинцы, доминиканцы, кармелиты и премонстранты), а также кафедральные соборы Милана, Аквилеи, Толедо, Парижа, Лиона, Безансона, Кёльна, Мюнстера и Трира.

http://pravenc.ru/text/Бревиария.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010