Сюзев Савва Дмитриевич, 1399 г., Нижний Новгород Сюльменев , Сюлеменев см. Сулменев Сюндюк см. Сундук Т Табак Федорович Немиров [см. Немир], 1568 г., Ярославль Табалов Василий, вотчинник, 1504 г., Звенигород; Таболины, позже, там же [Ср. Тоболины] Табанов Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Ср. табанить, таванить – грести от себя, давать задний ход Табунцев Роман Мартинов, дьяк, 1663 г., Казань Тавана кн. Иван Семенович Андомский, вторая половина XV в. Тавраим Владимирович Зиновьев, 1619 г. Тагаев Яков Дмитриев, слуга Троицкого монастыря, 1536 г. Тагай – собственное имя (татар.) Таир Григорьевич Лаптев [см. Лапоть], 1545 г., Новгород; Таир Самойлович Панов [см. Пановы], 1584 г., Переяславль Тайдаков Михаил Антонович, 1587 г., Тула; Тайдаковы, XVII в., там же Такорь Иван, крестьянин, 1490 г., Звенигород Талаев Ахмед [см. Ахмет] Федорович, 1563 г., Дмитров Талашман Степан Савельев, 1518 г., Вологда Таманчуков Тарх, начало XV в. Ср. на Волоке Ламском село Тарховское-Таманчуково, ныне Тархово [Ср. Тархов] Тамак – рыбий желудок Тамгин Андрей, рыболов, 1585 г., Псков Тамга – печать, родовой знак (татар.); на Руси тамга – таможенная торговая пошлина с цены товаров Танай Тимофей Михайлович Львов, конец XV в. Таней, Танеев : Таней Андреевич Капустин [см. Капуста], 1550 г., Воротынск; Болта [см. Болта] Танеев, вотчинник, конец XV в., Ростов [см. Кижман] Таптыков Григорий Дмитриевич, убит под Казанью в 1531 г.; Таптыковы, позже Рязанский и Каширский уезды [см. Каракадымов] Ср. тапта – утренняя заря; бить тапту (Даль) Тарабора, Тарабрин : Назарий Мишуков [см. Мишуков] Тарабора, холоп, 1533 г., Бежецкий Верх; Иван Тарабрин, подьячий, 1590 г., Москва Тарабары (тары-бары) – пустая болтовня; тарабор – болтун [Ср. Торубаров (Турубаров)] Тарабука, Тарабукин : Тарабука Павлов, крестьянин, 1564 г., Олонец; Томило [см. Томило] Тарабукин, подьячий, 1641 г. Тарабыка Данилов Черного [см. Черный], писарь, 1530г., Кашин Таракановы Владимир и Василий Никитичи, московские гости, 1510–1519 гг. Тараруй кн. Иван Андреевич Хованский [см. Хованские], боярин, казнен в 1682 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1069 ...великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии. – Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584), великий князь (с 1533 г.), царь (с 1547 г.), провел реформы управления и суда; при нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 г., для укрепления самодержавия в 1565 г. введена опричнина. Покорил Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства, вел Ливонскую войну (1558–1583), начал присоединение Сибири (1581). Был одним из талантливых публицистов XVI в. (см. наст, изд., т. 11: Переписка с князем Андреем Курбским, послания и гимнографическое творчество Ивана Грозного). Покровительствовал Иосифо-Волоколамскому монастырю, один из монахов которого – Кассиан Босой, был его крестным отцом (см. Житие Кассиана Босого в наст, томе, стр. 418–427). О частых визитах Ивана IV в монастырь и богатых вкладах свидетельствуют данные летописей, приходно-расходных книг Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Обиходник Евфи-мия Туркова, где описан распорядок пребывания царя в монастыре. 1070 ...старца, Тихона глаголема... – Тихон Хворостинин, в миру князь Тимофей Иванович Хворостинин, в 1559 г. был соборным старцем Иосифо-Волоколамского монастыря. Около 1572 г. был переведен на игуменство в Угрешский монастырь, однако вскоре вернулся обратно и с весны 1572 г. по начало 1574 г. игуменствовал в Иосифо-Волоколамском монастыре. Тихон Хворостинин присутствовал на соборе 1572 г., созванном в Москве по поводу желания Ивана IV вступить в четвертый брак, и подписался под разрешительной грамотой, данной царю. С июля 1575 г. был архиепископом Казанским и Свияжским. Скончался 11 июня 1576 г. 1071 Царю же и государю самому въ обитель пришедшу... – Касаясь поездок Ивана IV в Иосифо-Волоколамский монастырь, М. Н. Тихомиров писал: «Грозный посещал Волоцкую обитель по два раза в год, тем более что монастырь лежал на дороге из Москвы в Старицу, где царь пытался основать свое постоянное местопребывание» (Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962. С. 122). В данном случае, видимо, речь идет о посещении монастыря Иваном IV в 1574– 1575 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЗЕРНОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1898–1980) – историк русской религиозной мысли, богослов. Эмигрант с 1921 г. Окончил богословский факультет Белградского университета (1925). Секретарь РСХД (1925–1932). Первый редактор «Вестника РСХД» (1925–1929). Доктор философии Оксфордского университета (1932), преподавал там историю православной культуры (1947–1956). Ректор колледжа в Южной Индии, профессор экуменического богословия в Дрю. Директор Дома св. Григория Нисского и св. Макария в Оксфорде. Автор книг и статей по истории восточного богословия. В России известна его книга «Русское религиозное возрождение XX в.». ЗЛАТОУСТ – см. Иоанн Златоуст, св. ЗОСИМА МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ – возведен в этот сан в 1490 г.; высказывался против казни «жидовствующих» и потому был заподозрен в еретичестве. В 1494 г. был отстранен от кафедры. ИАКОВ СЕРУГСКИЙ (ок. 450–521) – сирийский церковный писатель, названный по имени епископской кафедры (Серуг – главный город Осроены), которую занимал с 519 г. Его многочисленные произведения состоят из бесед, гимнов, проповедей и литургических текстов. В Сирийской Православной церкви причислен к лику святых. ИВАН III, ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ (1440–1505) – великий князь Московский с 1462 г., сын Василия II. В правление Ивана III было свергнуто монголо-татарское иго («стояние на Угре», 1480), составлен Судебник 1497 г., развернулось большое строительство в Москве, произошло оформление титула – великий князь «всея Руси». ИВАН IV, ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ (1530–1584) – великий князь «всея Руси» с 1533 г., первый русский царь с 1547 г., сын Василия III. При нем начался созыв Земских соборов, был составлен Судебник 1550 г.. В 1565 г. была введена опричнина. При Иване IV создана первая типография в Москве. Покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1558–1583 гг. велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян. ИВАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ (1866–1949) – поэт, философ, теоретик символизма, переводчик, один из самых ярких и творчески одарен­ных представителей русского религиозного возрождения. Значительное место в размышлениях В.И. занимает тема культуры, и особенно национальной культуры. В статье «О русской идее» («По звездам») он говорил о национальной идее как о самоопределении народной души, о «связи с вселенским процессом», утверждал, что черты национального характера, как и гения народа, провиденциально влияют на судьбу страны, вносят в жизнь религиозное начало, в противовес «люциферианской» культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Здесь он стал подвизаться в совершенном безмолвии и уединении, часто целые дни и ночи проводил в молитве пред иконой Божией Матери Одигитрии, которой его благословили при выходе из монастыря и для которой он устроил близ своей келлии часовню. Когда узнали о пустыннике окрестные жители, то стали приходить к нему один за другим и ставить себе келлии близ его хижины и просили от него пострижения. Многие из молившихся в его часовне пред иконой Богоматери получали исцеления от своих болезней; это еще более стало привлекать к преподобному как богомольцев, так и желавших нести с ним труды пустынножительства, так что святой подвижник против воли своей должен был построить храм и принять начальство над образовавшейся обителью. Около 1555 года была освящена церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии, исцеления от которой стали совершаться все чаще. Кроме этой чудотворной иконы в трехстах метрах от церкви открылся целебный источник из камня, что еще более прославило новую обитель, молва о которой достигла до самой Москвы. В то время находящаяся в болезни супруга Иоанна Грозного (1533–1584) Анастасия (1547–1560), услышав о чудесах от иконы Пресвятой Богородицы и о целебном источнике, пожелала пользоваться водою. И по приказанию царя Иоанна Васильевичу прп. Христофор должен был лично доставить ее ко двору. Велика была радость царя, когда царица получила облегчение от своей болезни, испив целебной воды, и по-царски наградил он старца, давши достаточную сумму денег на устройство обители. Через это его обитель еще более сделалась известной и теряла характер пустыни, а блаженный Христофор только и думал о безмолвии и уединении. Поэтому сначала, возвратившись в монастырь, чтобы не показаться ослушником царской воли, преподобный вскоре приступил к устройству обители и храма Пресвятой Богородицы. По окончании же постройки в 1572 году он оставил обитель и тайно уединился в неизвестное место. Предполагают, что преставился он около 1572–1582 гг. Макарий Желтоводский, Унженский Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЕВ ЛЕОХНОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Старорусском у. Новгородской губ., близ оз. Ильмень (совр. с. Леохново, в 20 км от г. Ст. Русса Новгородской обл.). Основным источником сведений об основании А. Л. м. является житие прп. Антония Леохновского в неск. редакциях, содержащих разные даты жизни преподобного: по одним сведениям - кон. XV - нач. XVI в., по др.- кон. XVI - нач. XVII в. Согласно старейшему списку жития (РНБ. Q. I. 1364, сер. XVIII в.), А. Л. м. был основан прп. Антонием в мест. Леохнове близ Рублёвой пустоши в кон. XV в. Когда собралась братия, преподобный вместе с иером. Тарасием, подвизавшимся на этом месте ранее, построил деревянный храм в честь Преображения Господня, кельи, трапезную. В житии говорится, что вел. кн. Василий III Иоаннович пожаловал мон-рю грамоту на земли и рыбные ловли на оз. Ильмень; антиминс для храма прп. Антоний, согласно житию, получил в 1479 г. от Новгородского архиеп. Геннадия (Геннадий занял Новгородскую кафедру в 1484). В нек-рых списках жития говорится о том, что грамоты мон-рю были даны царем Василием Шуйским (1609-1610). Путаница в хронологии и в именах исторических деятелей, характерная для ранней редакции жития, отсутствует в более поздних новгородских списках жития (напр.: НИКМ. Инв. 10916. Л. 1-12, нач. XIX в.). В них не указано имя архиерея, выдавшего антиминс на постройку Преображенской ц., вместо вел. кн. Василия III назван царь Иоанн IV Васильевич Грозный (1533-1584), к-рый «с великой честию принял Антония.... и даровал ему много милостыни и жалованныя грамоты на земли и рыбные ловли на озере Ильмень». В ОПИ НГОМЗ хранятся копии грамот, выданных А. Л. м. в кон. XVI в. Копии были сделаны в 1675 г. по челобитной строителя обители старца Кассиана царю Алексею Михайловичу в связи с уничтожением монастырского архива в нач. XVII в. В самом раннем из документов (1587) сообщается, что «ко Всемилостивому Спасу... в пустынь к старцу Антонию» (очевидно, речь идет об основателе обители) жалуются пустоши Рублёво и Леохново 349. Л. 2, 3 об.). Грамота 1597 г. свидетельствует о пожаловании царем Феодором Иоанновичем мон-рю пустошей Ивахново, Дурково и Гостеж (Там же). В грамоте 1598 г. сообщается, что на Софийской стороне в Новгороде, на Лукиной ул., находится монастырский сад. Рядом с садом упоминается пустующее место горшечника, к-рым также владеет мон-рь и где «велено поставить двор для монастырского приезду» (Там же. Л. 5 об.). Поскольку в новгородских писцовых книгах за 1498-1576 гг. А. Л. м. не упомянут, посл. четверть XVI в.- наиболее вероятное время основания обители.

http://pravenc.ru/text/115848.html

Однако лишь в исключительных случаях Голубинский мог опереться на конкретный указ Святейшего Синода (с. 169), который был бы необходим при действительной местной канонизации. Совершенно очевидно, что здесь речь шла не о местной канонизации, а о восстановлении местного почитания святых после деканонизационных актов и запретов в XVIII в. В указанный период были установлены празднования трех местных Соборов, которые также были призваны возродить местные почитания святых. В 1831 г. установлен Собор Волынских святых (10 окт., в день памяти свт. Амфилохия, еп. Владимира Волынского) в связи с возвращением Почаевского монастыря в православие из унии. Ок. 1831 г. — Собор Новгородских святых (день празднования неизвестен). Празднование подтверждено в 1981 г. и установлено на 3ю неделю по Пятидесятнице. Еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым) 5.10.1841 установлено празднество всем преподобным отцам Вологодским (17 авг.). Впоследствии соборное празднование было перенесено на неделю 3ю по Пятидесятнице. 5. Канонизация святых в 1894–1917 гг. В царствование имп. Николая II наметился перелом в вопросах канонизации, что было следствием прежде всего личного благочестия государя и его искреннего желания возродить союз православной Церкви и православного самодержавного гос-ва на основах «допетровской Руси». К общецерковному почитанию в этот период Святейшим Синодом были прославлены: Как и в предыдущий период, некоторым местночтимым святым было установлено общецерковное празднование косвенным путем. Минея дополнительная (1909) по благословению Святейшего Синода помимо служб иконам Пресв. Богородицы и святым, канонизированным в синодальный период, включала службы преподобным Сергию и Герману Валаамским, а также: 1) прп. Иову Почаевскому († 28.10.1651, пам. 28 авг.) (вероятно, учитывая то, что с 1833 г. Почаевский монастырь получил статус лавры, и основываясь на указе Синода 1763 г.); 2) прп. Тихону Медынскому, Калужскому († 1492, пам. 16 июня), местное празднование ему было установлено в царствование Иоанна Грозного (1533–1584);

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

944 ...и бия челом царю... Ивану Васильевичю всеа Руси, прося строити монастырь на мсте том. – Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584), великий князь всея Руси с 1533 г., русский царь с 1547 г. Очевидно, что Герасим испрашивал позволение на строительство монастыря (первый монастырский храм построен в 1530 г.) не у Ивана Грозного, а у его отца Василия III. Временное несоответствие в тексте Жития объясняется, скорее всего, тем, что образ Ивана Грозного приобрел в агиографической литературе устойчивую функцию покровителя монастырей. В Первой редакции Жития Герасима этот анахронизм также имеет место. Агиограф жертвует исторической правдой ради убедительности рассказа. 947 Иоанно-Предтеченский монастырь – был основан преподобным Герасимом в юго-западном конце посада города Вязьмы близ речки Бебря в 1543 г. (дата основания монастыря указана самим Герасимом в завещании-уставе). До наших дней в Вязьме сохранился каменный монастырский храм Иоанна Предтечи, построенный в 1635–1638 гг. Церковь увенчана тремя каменными шатрами, поставленными в один ряд. В России сохранился еще только один памятник подобной архитектуры – Дивная церковь в Угличе. 948 Б же намсте том... и кровопролитие. – Не лишено реальной исторической основы и это сообщение Жития. В Вязьме имел большой дом и владел поместьями конюший боярин князь Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский, бывший фаворитом Елены Глинской, вдовы Василия III и правительницы русского государства при малолетнем наследнике престола Иване. Многочисленная княжеская прислуга устроила свой притон в юго-западном конце города, «за посадом», где «боярские дети», не гнушавшиеся и грабежей, устраивали кулачные бои и азартные игры (см.: Памятная книжка Смоленской губернии за 1859 год. Смоленск, 1859. С. 58). О том, что разбои были обычным явлением в Вязьме, свидетельствует грамота 1622 г. царя Михаила Федоровича вяземским воеводам Волынскому и Урусову, в которой говорится о мерах для того, «чтоб на посаде и по слободам и в уезде разбою и татьбы и иного никоторого воровства, и корчем и зерни ни у кого ни было» (см.: АИ. Т. 3. 116).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Галактион Вологодский, прмч. - житие Святой преподобный Галактион, Вологодский чудотворец (Память 24 сентября по старому стилю) Преподобный Галактион родился в Москве в царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533-1584 гг.). По своему происхождению он принадлежал к самому знатному боярскому роду: отцом его был князь Иоанн Иоаннович Бельский, потомок Литовских князей. При крещении отроку наречено было имя Гавриил. Отец его подвергся царской опале и был казнен, когда отроку было семь лет. Родственники отвезли его в город Старицу, и он проживал там, скрывая от всех свое происхождение, и Бог хранил его. Благочестивый отрок усердно посещал храм Божий, ревностно изучал Божественное писание, а пропитание добывал себе ремеслом сапожника. Достигнув совершеннолетия, он сочетался браком с девицей из простого звания, но супруга его вскоре умерла, оставив после себя новорожденную дочь. Видя в этом указание свыше, Гавриил решился посвятить себя Богу. Он отдал дочь свою на воспитание родным, возложил на себя тяжелые вериги и начал подвизаться в посте и молитвах. Городских жителей он упросил дать ему небольшой участок земли близ посада на реке Содиме, поставил там себе небольшую келью и затворился в ней. Вскоре он принял иноческий постриг и наречен был Галактионом. Не оставив своего ремесла, он шил сапоги и заработанные деньги делил на три части: церкви, нищим и себе на пропитание. Своими руками он ископал близ кельи пруд, обсадил его деревьями и развел в нем рыбу. Дни свои инок проводил в трудах, а ночи — в непрестанных молитвах и песнях духовных. Благодать Божия просветила разум его, воздержание и пост усмирили плоть, уединение и безмолвие развили смирение, наполнили сердце его радостью и весельем. Жители города Вологды и окрестностей, узнав о дивном житии преподобного Галактиона, приходили, чтобы посмотреть на него, получить благословение, услышать слово назидания. А святой не довольствовался обычными иноческими подвигами: он приковал себя цепью к потолку своей малой хижины, так что не мог ни выйти куда-либо из своего затвора, ни лечь на пол; когда его одолевал сон, то он только преклонял колена и в таком положении, держась за цепь, на краткое время забывался дремотой. В редких случаях он покидал келью, как, например, однажды во время великой засухи, грозившей голодом, когда Вологодский владыка послал за ним просить, чтобы преподобный помолился о даровании дождя в храме со всем народом. Господь услышал молитвы праведника и всего народа и послал сильный дождь, напоивший истомленную зноем землю.

http://pravicon.com/info-2027

Она прообразовала Пресв. Деву Богородицу, Которая и по рождении Сына не пременила своего девства. 4151 Царь Иоанн IV Васильевич по прозванию Грозный, впервые венчавшийся на царство и принявший титул царя, царствовал с 1533 по 1584 гг. 4152 Разумеется Симеон Бекбулатович, казанский хан, крещенный татарин. Одно время (в 1574 г.) Грозный посадил его на царский престол вместо себя, хотя, конечно, Симеон считался царем лишь по имени. Через 4 года он был сослан из Москвы и ему дали в управление Тверь и Торжок. 4153 Устье – р. Ярослав. губернии, вместе с р. Вексой образует верховье р. Которости, левого притока Волги, куда она вливается в самом Ярославле. 4154 Белозерская страна находилась при Белом озере, которое расположено в северо-вост. углу нынешней Новгородской губернии. Здесь было особое княжество, которое с половины XIV в. принадлежало московскому князю. 4155 Онежское озеро находится в пределах нынешней Олонецкой губернии на северо-востоке от Ладожского озера. 4156 Василий Шуйский, избранный боярами после свержения Лжедимитрия I, царствовал с 1606 по 1610 г. 4158 Михаил Федорович Романов, избранный в цари земским собором от всей Руси, вступил на престол в 1613 г. и царствовал до 1645 г. 4159 Спустя около года после такой чудесной победы, прибыли в Тихвинский монастырь царские послы для заключения мира со шведами. Сняв список с чудотворной иконы Богоматери, послы отправились за 50 в. от монастыря в деревню Столбово, недалеко от города Ладоги, туда же прибыли и шведские послы. Здесь, 10 февраля 1617 г. был заключен Столбовский мир, причем главной порукой мира со стороны русских был принесенный ими список с чудотворной Тихвинской иконы. Этот список впоследствии был перенесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем впоследствии усиленного прошения новгородцев, участвовавших в войне против шведов, отправлен был в Новгород и поставлен в Софийском соборе, где находится и теперь. 4160 Тихвинская икона Богоматери есть одна из самых известных и почитаемых икон Ее в России. Тысячи народа ежегодно стекаются в Тихвин для поклонения этому чудотворному образу. Русские князья и цари обогатили обитель своими вкладами и сами путешествовали на поклонение иконе. В обеих столицах, во многих городах и обителях и даже сельских приходских храмах имеются прославленные чудесами списки с этой иконы – В Тихвинской обители совершается 24 раза в год крестный ход по окрестностям монастыря с чудотворной иконой. Стоимость драгоценных украшений на иконе простирается до 70 тысяч рублей. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 415-416; Леонид [Кавелин], архим. Исторический очерк г. Дмитрова в связи с историей его соборного храма и мон-рей его области до XVIII ст.//ЧОЛДП. 1878. Апр. Отд. 2. Паг. 2. С. 22-24; 500-летие Борисоглебского мон-ря в г. Дмитрове//ПрибЦВед. 1888. 20. С. 543; 500-летний юбилей дмитровского Борисоглебского мон-ря//Моск. ЦВ. 1888. 21. С. 264-265; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание г. Дмитрова с уездом и святынями. М., 1893. 2 т.; Былов Н. Н. Дмитровский Борисоглебский мон-рь: Ист. очерк. М., 19052; Тихомиров М. Н. Город Дмитров: От основания города до пол. XIX в. Дмитров, 1925; он же. Села и деревни Дмитровского края в XV-XVI вв.//Моск. край в его прошлом. М., 1928. Ч. 1. С. 5-34; он же. Российское государство XV-XVII вв. М., 1973. С. 222-227; Некрасов А. И. Худож. памятники Москвы и городов Моск. губ. М., 1928. С. 125-126; Каштанов С. М. Монастырский иммунитет в Дмитровском уделе 1504-1533 гг.//Вопросы соц.-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России. М., 1961. С. 25-29; он же. К истории монастырского землевладения в Дмитровском уделе XV-XVI вв.//Culture and Identity in Moscovy: 1359-1584=Московская Русь: Культура и ист. самосознание. М., 1997. P. 227-247; Попов Г. В. Художественная жизнь Дмитрова в XV-XVI вв.: Москва и искусство моск. уделов. М., 1973. С. 31-40; Хохлов Р. Ф. , Якута Е. В. Памятники архитектуры Дмитрова//Рус. город. М., 1979. Вып. 2. С. 71-94; Гаврилов С. А. Собор Бориса и Глеба Борисоглебского мон-ря в г. Дмитрове по данным натурных исслед.//Мат-лы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1984. С. 48-53; он же. Борисоглебский крест 1467 г.//Сов. Арх. 1985. 2. С. 213-222; Чтения, посвящ. 840-летию Дмитрова. Дмитров, 1994; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 112, 153, 194-196; Памятники архитектуры Моск. обл./Сост.: Е. Н. Подъяпольская. М., 1999. Вып. 1. С. 124-127; Фролов М. В. Белокаменные надгробия XVI-XVII вв. из Борисоглебского мон-ря г. Дмитрова//ДРВМ. 2001. 3(5). C. 18-20; Пэнэжко О. Г. , прот. Дмитров: Храмы Дмитровского р-на. [Владимир], 2002. С. 18-22; Брусов М. , свящ. Дмитровский церк. округ//Моск. ЕВ. 2003. 1/2. С. 69-70; Яганов А. В. К вопросу о датировке собора Благовещенского Киржачского мон-ря//ДРИ: Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. СПб., 2003. С. 130-145; Яганов А. В. , Рузаева Е. И. Успенский собор в Дмитрове. М., 2003; Куликов А. М. , Яганов А. В. Храмозданная надпись Алексеевской церкви Дмитровского Борисоглебского мон-ря//Дмитровский филиал РМАТ, МЗДК: Сб. науч. докл. и сообщ. Дмитров, 2004. Вып. 7. С. 5-14.

http://pravenc.ru/text/178614.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010