Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.), дворцовое село, принадлежавшее московскому великокняжескому дому с XIV в. Расположена на берегу р. Серой, на половине пути между Троице-Сергиевым мон-рем и Переславлем-Залесским. Вероятно, в нач. XVI в. рядом со Старой слободой появилась Новая слобода, или Новое село Александровское, Новая Александровская слобода, ставшая загородной резиденцией московского вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533). Остановка в А. с. предшествовала великокняжеским объездам мон-рей и дворцовых владений для охоты, здесь в 1528 г. Василий III принимал посольство казанского хана Сафа-Гирея. А. с. сохранила свое значение дворцового села и при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1533-1584), а после 1564 г. стала фактически столицей опричнины : здесь функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума, в А. с. принимались посольства из Англии, Швеции, Крыма, Дании и др. В период пребывания в А. с. царя Иоанна Васильевича с опричным двором слобода на короткий период превратилась в крупный культурный центр, фактически выполняя столичные функции. Здесь активно велось книгописание: в кон. 60-х - 2-й пол. 70-х гг. XVI в. переписывался и иллюстрировался Лицевой летописный свод, возможно, лицевое житие свт. Николая (РГБ. Больш. 15) и не менее богато украшенный миниатюрами сборник РГБ. Егор. 1844. В 1568-1569 гг. был написан комплект Миней-Четьих , отдельные тома к-рого в XVII в. вложены кн. Д. М. Пожарским в Соловецкий мон-рь , (РНБ. Сол. 501/520, окт.; 505/524 и 504/523, нояб.; 508/527, февр.; 514/533, май); писались и богослужебные книги - Минея служебная нотированная («конархистная») на авг. (РГБ. Рогож. 332, 1569 г.), в XVII в. также принадлежавшая Пожарским. Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVI в. в А. с. действовала типография, организованная Андроником Тимофеевым Невежей ; из ее изданий известны Псалтирь (1577) и Часовник (ок. 1577 и 1580). Процветало в это время в А. с. и церковное певч. искусство. По свидетельству XVII в., здесь при царском дворе трудились известные церковные композиторы поп Феодор Христианин (Крестьянин) и Иван Нос , распевший и изъяснивший Триоди «и святым многим стихиры и славники... крестобогородичны и богородичны минейные» ( Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 22).

http://pravenc.ru/text/64482.html

Гдов. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кремле. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Михаила Архангела Архитектурный стиль: Псковско-Новгородская школа ( подробнее > > ) s="" > Год постройки:1424. Колокольня - сер. 16 в. Год утраты:1944 (взорвана отступающими частями вермахта) Адрес: Россия, Псковская область, Гдовский район, г. Гдов, Кремль Координаты: 58.740667, 27.818801 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Разрушенные во время Великой Отечественной войны в Гдове церковь Успения и примыкавшая к ней колокольня Дмитриевского собора (первоначально - церковь Дмитрия) были опубликованы П.П. Покрышкиным в статье «Церкви псковского типа XV-XVI стол, по восточному побережью Чудского озера и на р. Нарове» (ИАК, 1907. Вып. 22). Он датировал церковь Успения 1431 г., т.е. временем постройки каменной крепости в Гдове, а колокольню собора отнес ко времени Ивана Грозного на основании дат на колоколах, висевших на ней (два колокола 1551 г. и один 1561 г.). Эти даты приняты в научной литературе, хотя и не подвергались проверке. Нами уже пересмотрена дата Дмитриевского собора в Гдове, постройку которого П.П. Покрышкин относил к 1540 г. на основании надписи на иконе Троицы, сообщавшей, что последняя в этом году была перенесена в собор. На барабане собора находилась керамическая надпись, ясно говорившая о том, что он построен при великом князе Василии Ивановиче (1505-1533 гг.). Так как Псков был присоединен к Москве только в 1510 г., значит, время строительства собора приходится на промежуток между 1510 и 1533 гг. Следует проверить и датировки Успенской церкви и колокольни в Гдове. Наиболее раннее упоминание Успенской церкви и колокольни относится к 7093 (1584/1585) г. В писцовой книге И.В. Дровнина каменные здания в гдовской крепости описываются так: «В городе ж церковь каменна соборная великомученик Христов Дмитрий Селунский, да церковь Успения Пречистые Богородицы, да церковь архангела Михаила, обе каменны, да колокольница каменна, а поставлены те храмы Успения Пречистые и архангел Михаил и колокольница после письма, а церковное строение и на колокольнице колокола писаны в церковном строении» (Сборник МАМЮ.

http://sobory.ru/article/?object=37366

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Алтарная преграда и органные хоры в базилике Сан-Марко направление в западноевроп. музыке, школа полифонического хорового и инструментального письма, сложившаяся в Венеции в 1527 - 30-е гг. XVII в. в результате деятельности большой группы музыкантов, связанных с базиликой Сан-Марко . Хотя первыми известными капельмейстерами базилики были Альберто Франчезе (Francese, т. е. француз; 80-е гг. XV в.) и Петрус де Фоссис (1491-1527; возможно, также франц. происхождения), основателем В. ш. справедливо считается франко-фламандский композитор Адриан Вилларт (капельмейстер в 1527-1562), у к-рого учились контрапункту мн. представители В. ш. Затем должность капельмейстера занимали: Чиприано де Роре (1563-1564) и Джозеффо Царлино (1565-1590) - ученики Вилларта, Бальдассаре Донато (1590-1603), Джованни Кроче (1603-1609), Джулио Чезаре Мартиненго (1609-1613), Клаудио Монтеверди (1613-1643). В алтарной части, на галереях с сев. и юж. сторон базилики, располагались 2 органа. Должность 1-го органиста занимали Джованни Армонио (1516-1551), Аннибале Падовано (1552-1565), Клаудио Меруло (1566?-1584), Андреа Габриели (1585-1586), его племянник Джованни Габриели (1586-1612), 2-го - Джулио Сеньи (1530-1533), Бальдассаре да Имола (1533-1541), Жак Буус (1541-1551), Джироламо Парабоско (1551-1557), Меруло (1557-1565?), А. Габриели (1566?-1585), Дж. Габриели (1585-1586), Винченцо Беллавере (1586-1587), Джозеффо Гуами (1588-1591). Венецианский стиль муз. письма отличает новая пространственная структура хорового и инструментального многоголосия. Наличие множества пространственных зон в архитектуре Сан-Марко (в т. ч. галерей и специальных балкончиков для музыкантов) способствовало рождению идеи многохорности: пространственного расчленения единого хора на ряд 4-6-голосных групп, называемых капеллами (cappella). Наряду с этим продолжали писать и для одного хора на 4-7 голосов. В многохорном музицировании, ставшем характерной чертой венецианской церковной музыки c 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/150245.html

Обособление «Вольного города Риги» было обусловлено поражением Ливонской конфедерации от Русского царства, в результате чего в 1561 г. конфедерация распалась и прекратили своё существование католические (германские) Ливонский орден и Рижское архиепископство, перешедшие под вассалитет Великого княжества Литовского, а г. Рига остался без сеньора. В этих условиях управление г. Ригой (получившим в историографии наименование «Вольный город Рига») осуществлял германизированный Рижский рат (городской совет, магистрат, ратуша), который пытался укрепить самостоятельность города-государства в противостоянии с Королевством Польским (в дальнейшем – Речью Посполитой – федерацией Королевства Польского и Великого княжества Литовского) и добивался статуса вольного имперского города Священной Римской империи. В 1577 г. – в результате знаменитого «Ливонского похода» царя Ивана IV Васильевича (годы правления: 15331584) – была захвачена вся Ливония, за исключением гг. Риги и Ревеля (Колывани), присягнувшего в 1571 г. на верность королю Швеции Эрику XIV Васа (1560 – 1568) и вошедшего в состав Королевства Швеция, а также Задвинской части Курляндии. с. 177] В 1582 г. «Вольный город Рига» вынужден был признать вассалитет Речи Посполитой. «Вольный город Рига» имел свой герб, знамя и печать, а также чеканил собственную монету разных номиналов. Отличительной чертой монет, выпущенных на монетном дворе г. Риги, являются размещённые на них изображения гербов «Вольного города Риги» – большого (открывающиеся каменные ворота с двумя боковыми башнями и центральным «куполом», под приподнятой решёткой которых помещена коронованная львиная голова, а посередине над воротами – два скрещенных «папских» ключа с крестом над ними) и малого (два скрещенных ключа с крестом над ними), а также латинской надписи («легенды») «CIVITATIS RIGENSIS» («ГОРОД РИГА»). В числе монет «Вольного города Риги» из частных коллекций, найденных на территории Татарстана в 2000-х – 2010-х гг., выявлены: Монета имеет механическое повреждение в виде круглого отверстия. Размер – 22 х 22 мм, вес – 2,4 грамма. Найдена предположительно в Рыбно-Слободском районе Татарстана.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/10/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАТЫРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Алатырской и Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви), в г. Алатырь, основан ок. 1533-1584 гг. по повелению царя Иоанна IV Васильевича . Точная дата основания неизвестна, документы монастырского архива в первый раз были уничтожены в 1605-1612 гг. во время нападений на обитель татар и мордвы, о чем свидетельствует грамота XVII в. прп. Дионисия (Зобниновского) и келаря Авраамия (Палицына) : «Того монастыря двух игуменов в воду посадили, третьего с башни сбросили, четвертого священника черного зарезали, и мон-рь разграбили, и жалованные грамоты и всякие монастырские крепости и похитили, и с тех мест в остроге и за острогом монастырскую землю завладели последние люди, а вотчинами и всякими угодьями завладели татары и мордва». Вследствие бедственного положения мон-ря по повелению царя Михаила Феодоровича А. Т. м. в 1615 г. был приписан к Троице-Сергиеву мон-рю. Вместо игумена обителью стал управлять строитель, назначавшийся из Троицкого мон-ря. В 1764 г. А. Т. м. стал самостоятельным и был отнесен к 3-му классу, в него была переведена братия упраздненной Старцеугловской Преображенской пуст. Алатырского у. В 1765-1782 гг. мон-рем управляли архимандриты, в 1782-1798 гг.- игумены, с 1798 г.- вновь архимандриты. 28 сент. 1775 г., при архим. Ионе, мон-рь подвергся нападению отрядов Е. Пугачёва, и в результате пожара сгорел весь монастырский архив, поэтому документы, относящиеся к мон-рю, сохранились только с 1776 г. До сер. XVIII в. все постройки обители были деревянными, в т. ч. и храмы во имя Св. Троицы и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Заложенный в 1748 г., при настоятеле Меркурии, на месте деревянной Троицкой ц. каменный двухэтажный Троицкий храм был освящен 13 нояб. 1754 г. К 1767 г. в нижнем этаже была устроена теплая ц. в честь Богоявления Господня, сооружены трапезная и колокольня. 26 авг. 1748 г. при расчистке места для постройки Троицкого храма был обретен гроб с мощами схим. Вассиана Алатырского († ок. 1698), подвизавшегося в А. Т. м. Мощи были перенесены в храм преподобных Зосимы и Савватия, где оставались открытыми всю зиму 1748/49 г. Их освидетельствование в мае 1749 г. показало, что тело, одежда и гроб были нетленными, однако указом Святейшего Синода еп. Нижегородскому и Алатырскому Вениамину (Пуцек-Григоровичу) было предписано предать мощи подвижника земле. С 1748 г. ежегодно 26 авг. и 10 окт. в обители служились панихиды по схим. Вассиану.

http://pravenc.ru/text/82707.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЕВ ЛЕОХНОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Старорусском у. Новгородской губ., близ оз. Ильмень (совр. с. Леохново, в 20 км от г. Ст. Русса Новгородской обл.). Основным источником сведений об основании А. Л. м. является житие прп. Антония Леохновского в неск. редакциях, содержащих разные даты жизни преподобного: по одним сведениям - кон. XV - нач. XVI в., по др.- кон. XVI - нач. XVII в. Согласно старейшему списку жития (РНБ. Q. I. 1364, сер. XVIII в.), А. Л. м. был основан прп. Антонием в мест. Леохнове близ Рублёвой пустоши в кон. XV в. Когда собралась братия, преподобный вместе с иером. Тарасием, подвизавшимся на этом месте ранее, построил деревянный храм в честь Преображения Господня, кельи, трапезную. В житии говорится, что вел. кн. Василий III Иоаннович пожаловал мон-рю грамоту на земли и рыбные ловли на оз. Ильмень; антиминс для храма прп. Антоний, согласно житию, получил в 1479 г. от Новгородского архиеп. Геннадия (Геннадий занял Новгородскую кафедру в 1484). В нек-рых списках жития говорится о том, что грамоты мон-рю были даны царем Василием Шуйским (1609-1610). Путаница в хронологии и в именах исторических деятелей, характерная для ранней редакции жития, отсутствует в более поздних новгородских списках жития (напр.: НИКМ. Инв. 10916. Л. 1-12, нач. XIX в.). В них не указано имя архиерея, выдавшего антиминс на постройку Преображенской ц., вместо вел. кн. Василия III назван царь Иоанн IV Васильевич Грозный (1533-1584), к-рый «с великой честию принял Антония.... и даровал ему много милостыни и жалованныя грамоты на земли и рыбные ловли на озере Ильмень». В ОПИ НГОМЗ хранятся копии грамот, выданных А. Л. м. в кон. XVI в. Копии были сделаны в 1675 г. по челобитной строителя обители старца Кассиана царю Алексею Михайловичу в связи с уничтожением монастырского архива в нач. XVII в. В самом раннем из документов (1587) сообщается, что «ко Всемилостивому Спасу... в пустынь к старцу Антонию» (очевидно, речь идет об основателе обители) жалуются пустоши Рублёво и Леохново 349. Л. 2, 3 об.). Грамота 1597 г. свидетельствует о пожаловании царем Феодором Иоанновичем мон-рю пустошей Ивахново, Дурково и Гостеж (Там же). В грамоте 1598 г. сообщается, что на Софийской стороне в Новгороде, на Лукиной ул., находится монастырский сад. Рядом с садом упоминается пустующее место горшечника, к-рым также владеет мон-рь и где «велено поставить двор для монастырского приезду» (Там же. Л. 5 об.). Поскольку в новгородских писцовых книгах за 1498-1576 гг. А. Л. м. не упомянут, посл. четверть XVI в.- наиболее вероятное время основания обители.

http://pravenc.ru/text/115848.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Галактион Вологодский, прмч. - житие Святой преподобный Галактион, Вологодский чудотворец (Память 24 сентября по старому стилю) Преподобный Галактион родился в Москве в царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533-1584 гг.). По своему происхождению он принадлежал к самому знатному боярскому роду: отцом его был князь Иоанн Иоаннович Бельский, потомок Литовских князей. При крещении отроку наречено было имя Гавриил. Отец его подвергся царской опале и был казнен, когда отроку было семь лет. Родственники отвезли его в город Старицу, и он проживал там, скрывая от всех свое происхождение, и Бог хранил его. Благочестивый отрок усердно посещал храм Божий, ревностно изучал Божественное писание, а пропитание добывал себе ремеслом сапожника. Достигнув совершеннолетия, он сочетался браком с девицей из простого звания, но супруга его вскоре умерла, оставив после себя новорожденную дочь. Видя в этом указание свыше, Гавриил решился посвятить себя Богу. Он отдал дочь свою на воспитание родным, возложил на себя тяжелые вериги и начал подвизаться в посте и молитвах. Городских жителей он упросил дать ему небольшой участок земли близ посада на реке Содиме, поставил там себе небольшую келью и затворился в ней. Вскоре он принял иноческий постриг и наречен был Галактионом. Не оставив своего ремесла, он шил сапоги и заработанные деньги делил на три части: церкви, нищим и себе на пропитание. Своими руками он ископал близ кельи пруд, обсадил его деревьями и развел в нем рыбу. Дни свои инок проводил в трудах, а ночи — в непрестанных молитвах и песнях духовных. Благодать Божия просветила разум его, воздержание и пост усмирили плоть, уединение и безмолвие развили смирение, наполнили сердце его радостью и весельем. Жители города Вологды и окрестностей, узнав о дивном житии преподобного Галактиона, приходили, чтобы посмотреть на него, получить благословение, услышать слово назидания. А святой не довольствовался обычными иноческими подвигами: он приковал себя цепью к потолку своей малой хижины, так что не мог ни выйти куда-либо из своего затвора, ни лечь на пол; когда его одолевал сон, то он только преклонял колена и в таком положении, держась за цепь, на краткое время забывался дремотой. В редких случаях он покидал келью, как, например, однажды во время великой засухи, грозившей голодом, когда Вологодский владыка послал за ним просить, чтобы преподобный помолился о даровании дождя в храме со всем народом. Господь услышал молитвы праведника и всего народа и послал сильный дождь, напоивший истомленную зноем землю.

http://pravicon.com/info-2027

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Галактион Вологодский, прмч. Описания иконы Галактион Вологодский, прмч. - житие Святой преподобный Галактион, Вологодский чудотворец (Память 24 сентября по старому стилю) Преподобный Галактион родился в Москве в царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533-1584 гг.). По своему происхождению он принадлежал к самому знатному боярскому роду: отцом его был князь Иоанн Иоаннович Бельский, потомок Литовских князей. При крещении отроку наречено было имя Гавриил. Отец его подвергся царской опале и был казнен, когда отроку было семь лет. Родственники отвезли его в город Старицу, и он проживал там, скрывая от всех свое происхождение, и Бог хранил его. Благочестивый отрок усердно посещал храм Божий, ревностно изучал Божественное писание, а пропитание добывал себе ремеслом сапожника. Достигнув совершеннолетия, он сочетался браком с девицей из простого звания, но супруга его вскоре умерла, оставив после себя новорожденную дочь. Видя в этом указание свыше, Гавриил решился посвятить себя Богу. Он отдал дочь свою на воспитание родным, возложил на себя тяжелые вериги и начал[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. XVIII.] Прп. Галактион Вологодский. Миниатюра. " Сборник житий Вологодских святых " . Россия. Начало XVIII века. ГИМ. Москва. Файл 4955.jpg:   Размер: 617x1087, 0.67 MPix, 128 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (192) , (4) . Описание: [Россия. XVIII.] Господь Вседержитель с предстоящими Вологодскими святыми (фрагмент). Икона. Россия. XVIII век. Вологодский Государственный Историко - Архетектурный и Художественный Музей - Заповедник. Файл 4957.jpg:   Размер: 514x651, 0.33 MPix, 71 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (136) , (1) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4959.jpg:   Размер: 666x930, 0.62 MPix, 90 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (138) , (1) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 4960.jpg:   Размер: 269x1138, 0.31 MPix, 45 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (135) , (2) .

http://pravicon.com/icon-1486

Так, в 1302 году, по завещанию Переславского князя Иоанна Дмитриевича, Переславль был отказан Московскому князю; а в 1474 году, при великом князе Иоанне III, и Ростов присоединился к Москве. В 1579 году был вновь построен и освящён 27 знаменитый, доселе существующий Московский Успенский собор. В этот вновь построенный и освящённый Московский собор стали собирать важнейшие святыни из других городов России или в подлинниках, или в точных копиях. Так были принесены из Новгорода – Корсунская икона Всемилостивого Спаса, из Владимира – Владимирская икона Богоматери, из Пскова – Псково-Покровская икона Богоматери, из Устюга (1507 г.) – образ Благовещения Пресвятой Девы Марии. Можно с вероятностью полагать, что и Московский Корсунский Крест принесён был из Киева сперва в Ростов или Суздаль, а потом уже и в Москву, например, на освящение Успенского собора в 1479 году. 28 Влияние ростовских святынь сказывается на стенной живописи Московского Успенского собора; например, над северными дверями (снаружи) изображены Ростовские иерархи. Имел ли Переславский Корсунский Крест какие украшения на себе при перенесении его из Киева – неизвестно. Но то несомненно, что нынешние украшения Креста, состоящие в ковчежцах с мощами святых угодников и разноцветных крестиках из камней, сделаны усердием благоверных князей и княгинь северной России. Об этом свидетельствуют, во-первых, царские короны на ковчежцах с мощами и русские надписи над изображениями праздников и святых угодников, во-вторых, ковчежцы с мощами русских святых Ростовской земли. Что же касается времени, когда сделаны украшения Креста, то, принимая во внимание, что в Кресте нет ковчежцев с изображениями и мощами святителей Московских – Петра (1326 г.), 29 Алексия (1354–1378 гг.), 30 Ионы (1449–1471 гг.), 31 Филиппа (1566–1569 гг.) и святого Сергия Радонежского чудотворца (1391 г.) 32 ; а есть ковчежцы с изображениями и мощами святых князей Феодора Смоленского (его мощи открыты в 1463 году) и Василия Ярославского (мощи открыты в 1501 году) и, останавливаясь на том, что ковчежцы с мощами русских святых стоят на линии Креста последними, а ковчежец в форме креста с мощами святого князя Феодора Смоленского не походит на другие изящные ковчежцы, нельзя не прийти к заключению, что ковчежцы с мощами греческих святых и разноцветные крестики были устроены ранее ковчежцев с мощами русских святых, именно до 1472 года – до открытия мощей святителя Московского Ионы, и что полное завершение украшений Креста с ковчежцами мощей русских святых последовало не позднее времён царствования Иоанна Грозного (1533–1584 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

После покорения сербских земель турками наши церковные люди начинают обращать свои взоры на Россию, которая возвышалась и богатела, и в которой православие все более крепло. В письмах, с которыми сербские церковные люди все чаще обращались в русским правителям за помощью, имеются следы и того, что уже тогда они видели в Москве третий, православный, Рим, а в русском царе своего будущего освободителя от турок. Русские правители начинают становиться главными ктиторами сербских церквей и монастырей. Череду просителей из сербских земель, насколько нам сейчас известно, в 1509 году открывает Белградский митрополит В своем письме великому князю Василию Иоанновичу (1505 – 1533) митрополит Феофан говорит, что «Господь из-за грехов наших предал сербское господство в руки Посланники митрополита, монахи Анастасий и Иоанникий, подчеркивают в своем представлении великому князю, «что сербские деспоты отошли ко Господу», и что никто другой не поможет обессиленным сербским К великому князю Василию Иоанновичу обращалась и деспоторица Ангелина, просившая помощи для постройки монастыря. Помощи просили и монахи из Кучая «в сербской земле». 28 августа 1550 года в Москву прибыли игумен монастыря Хиландара Паисий с тремя старцами. Хиландарцы жаловались, что остались без своих цартвенных ктиторов и просили великого князя, чтобы он походатайствовал перед султаном, о получении ими охранительной грамоты для монастыря, что великий князь и Во времена правления царя Иоанна Васильевича Грозного (1533 – 1548 гг.) связи сербских монахов с Россией были весьма оживленными. Туда чаще всего ездили монахи из Хиландара, которым царь подарил в Москве подворье и право периодически приезжать за милостыней. Помощь, которую Русский царь в 1588 году послал монастырю, позволила монахам откупится от долга туркам и вернуть церковные сосуды, заложенные за Царь Иоанн Васильевич помогал и монастырю а его наследник Феодор Иоаннович (1584-1598), помимо Хиландара, и монастырю Имеются сведения и о прибытии в Россию в XVI веке монахов из других монастырей: в 1551 году старец Иосиф из Чудова монастыря подарил Евангелие монастырю Папрача «в сербской стране, в области Из одной записи 1582 года мы узнаем, что игумен Григорий, в великой схиме названный Василием, переписал книгу «Иосифа Премудрого» с русского извода, потому что, как он сообщает, ни сербского ни болгарского извода найти не смог. Русскому языку он научился во время двух своих путешествий в Россию, куда направлялся по монастырским делам и где получал Интересно, что переписчик особо подчеркивает, что сербские монахи на Святой горе не понимали русский текст. Архимандрит Григорий был в Москве в 1592 году и получил в подарок В тот самый год был в Москве и игумен Лонгин, а в 1585 году игумен монастыря Папрача

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010