1531. Ниже в публикуемой автобиографии С. И. Снессоревой. С. 539–554. (Далее — ). 1532. См.: . 1533. Впервые архимандрит Игнатий побывал в Валаамском монастыре в 1838 году. Поездка эта была вызвана возложенной на него Св. Синодом обязанностью разобраться в причинах беспорядков, происходивших в монастыре, и продлилась почти полгода — с мая по ноябрь. По материалам расследования архимандрит Игнатий написал подробный рапорт из шести разделов (См.: Настоящее издание. Т. 3. С. 394–419. О связях Святителя с Валаамским монастырем см. также: И. Родченко. «Переписка святителя Игнатия с игуменом Дамаскиным». Там же. Т. 3. С. 420–505). 1534. Брат святителя Игнатия, П. А. Брянчанинов, комментируя одно из поздних писем Владыки к нему, писал: «В молодости своей еще юнкером, инженерным офицером, находясь часто в кругу современных литераторов и пользуясь особым расположением одного из них, Гнедича, Преосвященный Игнатий принял за правило и часто повторял совет Гнедича: чтоб сочинения, писанные до сорока лет, без всякого исключения считать решительно неоконченными, в том убеждении, что с этих только лет в авторе может быть признаваема достаточная зрелость ума, опыта и вкуса, а потому все, вышедшее из-под пера до сорока лет, следует не издавать печатно, а оставлять до упомянутого периода жизни, в который, пересмотрев сочинение, переправить оное и тогда произнести о нем свой суд, или отдавать в печать, или уничтожить. Это правило, которого держался Преосвященный Игнатий, служит объяснением того, почему он, говоря о своих сочинениях, считает все написанные им до сорока лет как бы несуществующими, а те, которые написаны им в сорокалетнем возрасте, он признает в вышеприведенном письме незрелыми относительно настоящей духовной высоты его понимания». — Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 6. Письма. Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова. М.: Лепта, 2002. (Далее — Творения. Кн. 6.) С. 1097. — Письмо от 21 нояб. 1862 г. 1535.  Сенковский Осип Иванович (1800–1858) — ориенталист, лингвист, критик, журналист, писатель (псевдоним — Барон Брамбеус), редактор журнала «Библиотека для чтения» с 1834 по 1856 г. До своей болезни в 1848 г. был практически полным хозяином журнала, большинство статей писал сам. «Библиотека для чтения» — ежемесячный журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. Первый в России из т. н. «толстых» журналов, пользовавшийся большой любовью читателей. Издавался в Санкт-Петербурге с 1834 по 1865 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Проходящая через все предписания Paed. заповедь целомудрия имеет приложение и ко сну. «Должно пользоваться и им не для беспечной лености, а для успокоения от дел» 1525 . По отношению и ко сну разум не должен находиться в изгнании; а требования его, с одной стороны, выражаются в том, чтобы ложе было просто и удобно 1526 , а с другой в том, чтобы спать по возможности меньше 1527 . Ложе изысканное и роскошное, помимо неудобств, приносит вред для организма 1528 . У кого оно есть, конечно, не запрещается пользоваться им, но добиваться его приобрести – не достойно христианина 1529 . Долгий же сон, хотя не противоречит природе, однако, не приносит пользы душе и телу, да и не соответствует поведению людей, вращающихся около истины 1530 . Сон, это – мытарь, берущий у нас половину жизни 1531 ; человек спящий ничего полезного не делает, по подобен мёртвому 1532 . Домочадцам вечно бодрствующего Логоса неприлично спать целую ночь 1533 , но следует отнимать от сна время, им похищенное: следует подниматься для славословия Бога 1534 и далее для обыденных занятий, если дни коротки 1535 . Но и во время сна христианин не должен гасить внутреннего света 1536 : Он должен мыслить о божественном и находиться в общении с Богом. Душа никогда не перестаёт действовать, она и во сне продолжает размышлять, далее лучше, чем наяву «потому что она уже не отвлекается тогда заботами о теле, и сама с собой размышляет о лучшем;» таким образом, нужно достигать того, чтобы она и во сне мыслила о Боге и через такое непрестанное общение с Ним уподоблялась ангелам 1537 . Такой же характер носят предписания, касающиеся пользования банями и гимнастикой. Климент вооружается против роскоши первых 1538 , против совместного нахождения в них мужчин и женщин, против того, чтобы последние пользовались услугами своих рабов. Все это – повод к разврату и разнузданности 1539 . Бани должны служить лишь для чистоты тела, но и в таком случае ими не следует пользоваться часто. Должно, прежде всего, душу омывать очищающим Логосом, а тело только по временам омывать от грязи 1540 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

1529 Такое мнение считается почти общепринятым. См.: Funk F. X. Das Indulgenzedikt des Papstes Kallistus. – Theologische Quartalschrift. 1906. S. 541–542. 1530 Тертуллиан сам видит в своих рассуждениях церковный прогресс, когда говорит: «Nemo proficiens erubescit». De pudic. C. 1. CSEL, 20. P. 220, 24. A. Ritschl признает, что ни монтанизм, ни римский епископ не стояли на почве традиции, но вносили нечто новое каждый со своей стороны. См.: Die Entstehung der altkatholischen Kirche. S. 514, 516. Vgl.: Stufler I. Zeitschrift für katholische Theologie. 1907. S. 440; Adhémar d’Alès. La théologie de Tertullien. P. 491. 1531 Vgl.: Loots F. Leitfaden der Dogmengeschichte, § 29, 2b. S. 208; Jos. Schwane. Dogmengeschichte der vornic. Zeit. S. 453, 499; Paul Monceaux. Histoire littéraire de L’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’a l’invasion arabe. T. 1. Paris. 1901. P. 432; Adhémar d’Alès Tertullien et Calliste. Revue d’histoire ecclésiastique. T. 13. 1912. P. 256; Bardenhewer O. Patrologie, § 56, I. S. 195. 1532 Cfr.: Adhémar d’Alès La théologie de saint Hippolyte. P. 48; Adam K. Der Kirchenbegriff Tertullians. S. 179–180, Anm. 4. Cfr.: Stufler Joh. Zeitschrift für katholische Theologie. 1907. S. 325. 1533 Vgl.: Schanz. Der Begriff der Kirche. – Theologische Quartalschrift. 1893. S. 581. См. еще у Gerhard Esser’a: Die Busschriften Tertullians. S. 8, 28. 1534 De pudic. C. 18: «Aut levioribus delictis veniam ab episcopo consequi poterit aut maioribus et inremissibilibus a Deo solo». CSEL, 20, 1. P. 261, 26–27. 1535 Ibid. C. 21: «Idcirco praesumis et ad te derivasse solvendi et alligandi potestatem, id est ad omnem ecclesiam Petri propinquam». CSEL, 20. 1. P. 270, 1–6. «Sed habet, inquis, potestatem ecclesia delicta donandi». P. 269, 22–23. – Ср. замечание I. Turmerl’я: Tertullien. P. 215. Приведем интересные рассуждения Böhringer’ä «Это свидетельство показывает нам, что епископы тогда уже начали считать себя в силу апостольского преемства не только обладателями истинного учения, но и распорядителями «власти ключей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Но такая мера была настолько радикальна, что правительство никак не могло быть уверено в возможности её осуществления, а потому оно не осмелилось даже и заявить открыто о секуляризации, как цели задуманного предприятия. Гораздо смелее и решительнее могло действовать правительство для достижения своей цели посредством реформы, но этот путь был, конечно, далеко не так выгоден, как первый, потому что, подчиняя монастыри новым порядкам и поставляя их в зависимость от короны, он оставлял всё–таки их богатства неприкосновенными. Вот почему, предпринимая визитацию монастырей в видах реформы, правительство втайне не отказывалось от мысли об их секуляризации. Тот или другой исход предприятия зависел теперь от тех результатов, к каким приведёт назначенная визитация. Если она покажет, что секуляризация монастырей не представляет особенных трудностей, то, конечно, их судьба решена будет в этом смысле. Если–же препятствия окажутся слишком серьёзными, то дело должно будет ограничиться лишь одною реформой. Некоторые пробы, произведённые ещё задолго до визитации, по–видимому должны были убеждать правительство в том, что особенно сильной оппозиции при уничтожении монастырей ожидать не следует. Ещё в 1524–м, 1528–м, 1532–м и 1534–м годах некоторые религиозные учреждения в Оксфорде, Гринвиче, Кантербури, Ричмонде и др., приория Христовой церкви в Лондоне, были уничтожены, даже иногда с разрешения самого папы 320 . Имения этих учреждений употреблены были или на устройство колледжей, затеянное кард. Уользи, или на учреждение новых епископий, или же даны были в личную пользу канцлера Одлэя, как это случаюсь с приорией Христовой церкви. Конечно, эти единичные попытки секуляризации не имели никакой связи с задуманным теперь широким предприятием; но они были для него выгодными прецедентами и, совершившись почти без всякой оппозиции, давали правительству основание предполагать, что и более широкая секуляризация может быть совершена беспрепятственно. В октябре 1535–го года назначенные Кромвелем агенты отправились по разным графствам Англии и преступили к исполнению возложенного на них поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Но усваивая позицию реализма, как следует нам мыслить это реальное бытие? Кудрявцев очень тщательно исследует принципы материализма, – и здесь его критика, очень основательная и самостоятельная, направлена на то, чтобы, признавая реальность вещества, внести больше точности в учение о материальном бытии. Прежде всего, Кудрявцев очень убедительно, на анализе понятия силы и понятия закона, показывает, что «в самой области материального бытия есть нечто, чему невозможно приписать признаки материальности» 1531 . Любопытно отметить частичное возвращение Кудрявцева к различению (Локковскому) «объективных» и «субъективных » свойств вещественной реальности (Локк Джон (1632–1704), английский философ, разграничивавший в своей теории познания первичные (протяженность, фигура, плотность, движение) и вторичные (цвет, запах, звук, вкус) свойства предметов). Между прочим, в большом специальном этюде Кудрявцев устанавливает объективную реальность пространства и времени 1532 . Что касается идеализма, то, признавая его «преимущество перед материализмом», Кудрявцев решительно высказывается против отрицания чувственной реальности. Кудрявцев готов даже признать, что «материальный мир не так уже разнороден с нашим духом, как то нам кажется», что возможно даже, что «между миром духовным и материальным есть более тесная внутренняя связь» 1533 . Критика идеализма очень сильна и хороша у Кудрявцева – и исходным пунктом здесь является «необъяснимость для идеализма представлений конкретно-чувственного бытия»; материализм и идеализм оба повинны, по мысли Кудрявцева 1534 , в том, что «тот и другой отрицают конкретно-духовное бытие нашего я» (хотя и по разным основаниям). Но острый дуализм духа и материи, при их взаимной несводимости друг к другу, должен всё же быть примирен: «Невозможно допустить, – пишет Кудрявцев, – чтобы в основе мирового бытия лежали два безусловно отличные, независимые друг от друга, противоположные начала». Неудача существовавших доныне попыток понять единство бытия определялась, по Кудрявцеву, тем, что «начала, объединяющего обе стороны бытия, разум искал в самом же мировом бытии " 1535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Те, кто уволятся, сложат с себя полномочия, как Томас Мор – будут  продолжать свое дело.   Тех, кто продолжит отвергать закон – просто не допустят к работе. Тех, кто не может одобрить однополые браки – тех будут травить и преследовать. И оранжевые тюремные робы в скором времени вполне могут заменить в иконографии пальмовые ветви мучеников за веру. О Томасе Море В 1529 году король Генрих VIII назначил Мора на высший пост в государстве — лорд-канцлера . Сэр Томас Мор был глубоко религиозен и прекрасно образован в области канонического права. Поэтому Мор твердо стоял на своем: расторгнуть освященный церковью брак может только Римский папа. Мор отказался признавать Генриха VIII главой церкви Англии и считал его развод с Екатериной Арагонской недействительным. В 1532 году Мор ушел в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной же причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание Англиканской церкви ; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущен отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн . Естественно, Генрих VIII заметил это. Мор был заключен в Тауэр , признан виновным в соответствии с « Актом об измене » и в 1535 года обезглавлен на Тауэр-Хилл . За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-Католической церковью и причислен к лику святых папой Пием XI в 1935 году. Источник:  patheos.com Перевод Анны Барабаш Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 сентября, 2015 5 сентября, 2015 7 сентября, 2015 17 ноября, 2017 11 июля, 2016 12 мая, 2016 31 декабря, 2015 31 декабря, 2015 23 декабря, 2015 Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/kim-devis-i-tomas-mor/

Впечатление чуда сообщается и стоящим вне пира женщине и мужчине, которые в изумлении беседуют о происходящем. В древнейших памятниках Запада, как в graduale нац. библ. 9448 (л. 26 об.) 1532  и в кодексе Эгберта 1533 изображение стоит близко к древнехристианской скульптуре; но в XII-XV вв. оно уже является в виде церемониальной сцены за прямоугольным столом (нац. библ. fr. 828, л. 172 об.); у стола появляются собачки (нац. библ. 9561, л. 142 об.) – зародыш той безграничной художественной свободы, которую проявил в трактовании этого сюжета Рубенс. Три картины брака в Кане приписываются Рубенсу: две в Лувре 95–96) и одна в Дрезденской картинной галерее 1534 . Все они сходны по своему общему характеру, но наибольшей широтой замысла отличается луврская картина 95: роскошные палаты с колоннами в стиле Возрождения; в них огромный стол, уставленный всякими яствами; за столом множество гостей в разнообразных – венецианских и восточных костюмах, иные с бокалами в руках. Посредине в числе гостей сидят Иисус Христос и Богоматерь. Близ стола сидят музыканты 1535 и играют по линейным нотам; тут же две собаки на привязи. Слуги наливают вино из амфор в чаши; другие, в числе которых один чернокожий, подают вино гостям. Архитриклин, в роскошной парчовой одежде, держа в руках бокал, с любопытством смотрит на вино. Возле стола огромный балкон, на котором масса зрителей. Повсюду роскошь, жизнь, движение; повсюду оживленные группы и беседы; но за этой роскошью чрева и удовольствия исчезает евангельское чудо; евангельский рассказ, высокий по своей идее, превращается в шумную пирушку во вкусе венецианских балов эпохи художника; личность Спасителя теряется в блестящей толпе. Картина, блестящая по своему замыслу и исполнению, должна быть отнесена к категории картин бытовых; но она передает быт не еврейский, а венецианский 1536 . Исцеление сына царедворца ( Ин. 4:46–54 ): царедворец в цветных одеждах стоит перед Иисусом Христом, умоляя Его об исцелении сына, который был при смерти; направо Иисус Христос стоит у постели больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Основы устава К. были намечены на капитуле в Альбачине в 1529 г. В 1536 г. в римском монастыре св. Евфимии был составлен 1-й устав К., т. н. Евфимианские конституции, определявшие жизнь ордена до 1552 г. и отличавшиеся крайней строгостью. Призыв к пустынножительству и нищенствующему образу жизни дополнялся необходимостью для членов ордена проповедовать беднейшим слоям населения. Новый устав, принятый в 1552 г. под влиянием идей католич. Контрреформации , смягчил нек-рые требования Евфимианских конституций. Тогда же было предусмотрено создание орденских школ для повышения уровня образования монахов. К. уделяли особое внимание медитации: ее главными темами были Страсти Христовы, конец света, Страшный Суд и спасение человека. Из аскетических упражнений К. практиковали самобичевание и строгие посты. Внешним проявлением строгого образа жизни были отказ от брадобрития, ношение крестообразного одеяния и сандалий. В первые годы существования К. были в оппозиции к францисканцам-обсервантам, к-рые пытались добиться ареста М. да Башо и запрета на его проповедь в Анконской марке. Однако при поддержке папы Климента VII новая община продолжила свою деятельность, хотя на нее были наложены ограничения, касавшиеся прежде всего распространения идей К. Буллой «In suprema» от 16 нояб. 1532 г. обсервантам был запрещен переход в общину К. С 1537 по 1574 г. действовал запрет на создание общин К. за пределами Италии. Несмотря на это, число К. быстро росло. В 1535 г. в Италии было ок. 700 членов общин К. (основную их часть составляли бывш. обсерванты). К 1571 г. численность К. достигала 3300, а к 1587 г.- ок. 6 тыс. чел. После отмены запрета на деятельность К. к северу от Альп новые общины возникли во Франции (1574), в Испании (1577-1578), в Швейцарии (1581), в Тироле (1593), в Богемии (1599), в Юж. и Зап. Германии (нач. XVII в.), в Ирландии (1615). В XVII в. общины К. были образованы в Вост. Европе. В 1-й пол.- сер. XVII в. миссии К. появились на территории совр. Канады (1632) и совр. амер. шт. Виргиния (1650). Широкое распространение орденских обителей способствовало укреплению позиций К. в иерархии францисканцев. Быстрый численный рост ордена поставил вопрос об изменении и о приведении в соответствие с новым статусом ордена его устава. Генеральный капитул 1643 г. принял новую редакцию монашеских конституций К. (действовали по 1908) и уравнял в правах предальпийские и заальпийские провинции ордена. В 1626 г. был издан 1-й сборник литургических текстов К.

http://pravenc.ru/text/1470367.html

В ходе Аугсбургского рейхстага (1530) лютеранами было оглашено составленное Меланхтоном Аугсбургское исповедание ; Цвингли также составил исповедание веры цюрихской протестант. общины. Желая подчеркнуть собственную религиозную независимость и вместе с тем обозначить возможность компромисса между религиозными взглядами Лютера и Цвингли, К. и др. страсбургские реформаторы, в т. ч. Буцер, Якоб Штурм (1489-1553), Матис Пфаррер (1489-1568), составили Тетраполитанское исповедание (Confessio Tetrapolitana), названное так вследствие того, что оно являлось исповеданием веры 4 городов: Страсбурга, Констанца, Меммингена и Линдау. К. и др. страсбургские проповедники намеревались представить документ на рейхстаге, однако его в отличие от Аугсбургского исповедания власти даже не позволили прочесть. От Аугсбургского исповедания документ отличается гл. обр. учением о Евхаристии, формулируя к-рое К. и Буцер занимали промежуточную позицию между Лютером и Цвингли: они говорили как о присутствии в Евхаристии истинных Тела и Крови Христовых, так и о том, что евхаристические Хлеб и Вино не меняют своей сущности; настаивали на духовной, а не телесной природе причащения. В 30-х гг. К. фактически передал руководство общиной Страсбурга Буцеру и почти отошел от дел. Вместе с тем он поддерживал переписку со мн. деятелями Реформации и принимал участие в различных межпротестант. совещаниях и переговорах. Так, К. присутствовал на собрании в Берне местных проповедников (9-14 янв. 1532), где способствовал восстановлению мира между протестант. проповедниками и городским советом (подробнее см.: Strasser. 1928). В 1533 г. городской совет Страсбурга разрешил провести общее собрание проповедников; в ходе собрания К. принимал участие в обсуждении исповедания веры и церковного устава протестант. общины Страсбурга ( Baum. 1860. S. 492). Как эксперт по проведению церковного реформирования, К. в 1535 г. давал консультации протестант. общине и городским властям Франкфурта-на-Майне; в 1537 г. он дал управлявшему княжеством Пфальц-Цвайбрюккен герц. Рупрехту советы относительно его обязанностей при осуществлении религ. реформ. В нач. 1536 г. в Базеле состоялась встреча К., Буцера, Генриха Буллингера (1504-1575), Освальда Микония (1488-1552) и др. реформатов, к-рая завершилась принятием Первого Гельветического исповедания, засвидетельствовавшего единство в вере протестант. общин ряда городов Германии и Швейцарии, в т. ч. Цюриха, Берна, Базеля и Страсбурга.

http://pravenc.ru/text/1470323.html

Скорбей, яже не чаю быти разрушимы. Плачевна не престает бряцати цевница 1530 , Перси – гусли, жаль – струны, цевничник – десница. При сих гуслех и нощи и дни провождаю, Все жития моего время истощаю. О! коль краты тяжесть духа тщахся сокрушити, Внегда в недрех глаголы желах утаити! О! елижды день бяше, весь во скорбех бяше, Нощи вся, яже имех, вопль мой провождаше. Не стеняти елижды имеях уветы 1531 , Стенанию запретить прилагах наветы! В радость разрешити ся совет ваш бысть, друзи, Абие вся решилем веселия узы 1532 ? Но егда вопль мой смехом хощу укротити, И при смеху силен вопль мой возшумети. Множицею желая аз мирно уснути, Но в слезах утренюю 1533 нощи вся минуты. Аще же заключаю плачь в себе крепчае, То яко море от волн бежит жесточае. Вы есте сведители, дебри и потоки, Удолия 1534 и холми, коль плачь мой жестокий. Весте 1535 , с воздыханием колико аз брахся 1536 , Но стенанием сердца всегда побеждахся. И само ехо воплем моим подвиженно Жалостныя отглашать 1537 гласы убежденно. То аз, то оно в воплех и ламентах выну 1538 , Плачем ся и стеняем взаим на премену, Яко пандионийски ответ имут сестры, 1539 Егда своих жалостей счытают реестры. Плачется Прогне ложа, мужем оскверненна, Рыдает Филомела, девства си лишенна; 1540 Една другую в воплех своих вспомогают, Обе слезящи жалость свою воспевают. Тако и Алциона гибель мужа в море Рыдает, 1541 возвышшая гласы своя горе, Или яко горлица, друга си лишенна, Стеняет непрестанно, многоболезненна. Сице есть и живот мой, на семь основанный, Да ни един ему день преидет безпечалный. Повседневно наводят жизни моей борбы Непрестанны болезни, непрестанны скорби. Но яко вопль бысть моим глаголом начало, Воплем ся и житие дабы окончало! Благодарение за денежную казну Щедра твоя рука, отче преподобный, 1543 Достойна мзды есть – Господь праведный С небес да воздаст! – шла твоя казна Полше полезна. Но какая помочь нам от твоей казны? Бог весть сребролюбца лукава соблазны, Вовремя прислана злому волку-вору, Угодило в пору. Хоть надежен друг француз, шалберов 1544 старшина,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010