в городах): Хайльбронн (ок. 1528), Исни (ныне Исни-им-Алльгой) (1529), Кемптен (1525-1529), Констанц (1527), Линдау (1528; в городе проповедовали преимущественно последователи У. Цвингли), Мемминген (1525), Нёрдлинген (1529), Ройтлинген (1521-1528), Санкт-Галлен (1526), Страсбург (1521-1524); Нюрнберг (1525), Ульм (1529), Виндсхайм (ныне Бад-Виндсхайм) (1525). Представители свободных и имперских городов Кёльна и Франкфурта-на-Майне подписали «Протестацию», однако впосл. отозвали свои подписи. Лютеранские церковные реформы к нач. 30-х гг. были проведены и во мн. др. городах Германии, в т. ч. во входивших в Ганзейский союз Магдебурге (1524), Штральзунде (1525), Целле (1526), Госларе (1528), Брауншвайге (1529), Гёттингене (1529), Гамбурге (1529), Любеке (1530) и др. (см.: Lau, Bizer. 1969. S. 43-47; подробный анализ реформационных процессов на территориях Свящ. Римской империи см.: Die Territorien des Reichs im Zeitalter der Reformation und Konfessionalisierung. 1989-1997. 7 Bde). «Протестация» продемонстрировала значительное усиление политических покровителей Л., к-рые были готовы при необходимости встать на защиту своего религиозного выбора. Лютер, одобряя консолидацию протестант. сил, вместе с тем призывал протестант. князей к осторожности. Он предостерегал не только от прямых военных действий против католич. князей и императора, к-рые считал недопустимыми по религ. причинам, но и от заключения открытого и широкого политического союза, опасаясь, что католики используют это как повод для начала вооруженной борьбы с Л. Аугсбургский рейхстаг 1530 г. был 1-м имперским совещанием после Вормсского рейхстага 1521 г., на котором имп. Карл V присутствовал лично. Император нуждался в поддержке протестант. князей для борьбы с Османской империей, которая вела успешную военную кампанию в Вост. Европе и в Австрии, угрожая герм. землям, поэтому первоначально он рассчитывал, что в ходе рейхстага удастся выработать некое компромиссное решение религ. проблемы, расколовшей Германию. По поручению курфюрста Иоганна весной 1530 г.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

21 янв. 1530 г. имп. Свящ. Римской империи Карл V назначил на 8 апр. заседание имперского сейма в Аугсбурге, чтобы ввиду тур. угрозы «рассмотреть, обсудить и решить... что можем... и должны сделать относительно ошибок и разделений в святой вере и христианской религии... выслушать мнения, мысли и замечания каждого, понять их и оценить, чтобы примирить людей и привести их к единству в христианской истине... с тем чтобы жить... всем в одной общей Церкви и в единении» (Conf. Aug. Praefatio. 1-5). 14 марта курфюрст Саксонский Иоганн Фридрих Постоянный, к-рый был приглашен на сейм как покровитель лютеран, поручил М. Лютеру , Ю. Ионе , И. Бугенхагену и Ф. Меланхтону подготовить документ с изложением позиции лютеран по спорным с католиками вопросам веры. Лютер, отлученный папой от церкви еще в 1521 г. и поставленный императором вне закона, во время Аугсбургского сейма (20 апр.- 22 сент. 1530) находился в саксонской крепости Кобург и вел активную переписку с единомышленниками, особенно с Меланхтоном. 27 марта Торгауские артикулы были представлены курфюрсту. В это же время католик, д-р теологии И. Экк опубликовал «404 статьи», где обвинил Лютера, И. Эколампадия , У. Цвингли и др. реформаторов в ересях, осужденных еще древней церковью. Меланхтон вынужден был переработать Торгауские артикулы в систематическое изложение веры на нем. и лат. языках, использовав Марбургские статьи, написанные Лютером (сент. 1529) для дебатов с Цвингли, и Швабахские статьи, написанные им вместе с Лютером, Ионой, И. Бренцем , И. Агриколой (окт. 1529 ) для синода в Шмалькальдене. В сопроводительном письме Лютеру он назвал свое сочинение «скорее исповеданием». После доработки одобренный Лютером документ 23 апр. был подписан саксонским курфюрстом, 6 герм. монархами и представителями Нюрнберга и Ройтлингена. 25 июня 1530 г. саксонский канцлер Х. Бейер публично прочитал нем. текст перед сеймом и Карлом V (к-рому затем были вручены оба текста; нем. оригинал утрачен ок. 1540, лат., видимо, уничтожен в Испании в 1569). Карл V запретил публикацию А. и., однако оба текста были немедленно, хотя и с ошибками, напечатаны, а в апр. 1531 г. Меланхтон осуществил наиболее авторитетное их издание на 2 языках. В последующие издания он вносил поправки в католич. или кальвинист. духе, поэтому они стали известны под названием «Variata»; один из таких «вариантов» Ж. Кальвин подписал в 1539 г. в Страсбурге (с т. зр. имперского права кальвинисты до 1648 считались лютеранами). «Варианты» были официально дезавуированы лютеран. правителями в Наумбурге в 1561 г., и с 1572 г. в лютеран. Церкви А. и. используется только в редакции 1531 г.

http://pravenc.ru/text/76808.html

Евхаристия ). Несовместимость лютеровского учения о Евхаристии с учением Цвингли стала очевидна после издания в 1525 г. исповедания веры Цвингли - «Об истинной и ложной религии» (De vera et falsa religione). Обеспокоенный распространением взглядов Цвингли, Лютер в 1526 г. просил Й. и Меланхтона просмотреть сочинения древних церковных писателей, к которым апеллировали сакраментарии; в результате этой работы Й. пришел к выводу, что последователи Цвингли произвольно выбирают выгодные им цитаты и часто игнорируют контекст рассуждений (см.: JJBW. Bd. 1. S. 97-98). В 1527-1528 гг. Лютер и Цвингли вступили в открытую полемику, в ходе к-рой Лютер выпустил трактат «Исповедание о Вечере Христовой» (Bekendnis vom abendmal Christi, 1528). После ознакомления с ним Буцер высказался в пользу переговоров и принятия общего с лютеранами исповедания веры. С целью обсудить возможность достижения согласия Й. вступил в переписку с Буцером; в письмах ему он отмечал, что вероисповедные споры наносят непоправимый ущерб делу реформирования Церкви и должны быть преодолены (JJBW. Bd. 1. S. 99-100; ср.: Delius. 1952. S. 57-58; Lehmann. 1963. P. 56-57). Й. принимал участие в составлении вероисповедных документов, связанных с созывом в 1530 г. Аугсбургского имперского сейма, а также вместе с др. протестант. проповедниками присутствовал на заседаниях сейма. По поручению курфюрста Иоганна весной 1530 г. Й., Меланхтон и др. виттенбергские теологи подготовили текст «Торгауских артикулов», позднее легших в основу Аугсбургского исповедания ( Lehmann. 1963. P. 60-61). Поскольку Лютер по политическим причинам не мог присутствовать на сейме, Й. регулярно писал ему в Кобург отчеты о событиях, происходивших в Аугсбурге ( Delius. 1952. S. 61-67). Во время пребывания в Аугсбурге Й. помогал Меланхтону в подготовке текста Аугсбургского исповедания; по поручению Лютера Й. наблюдал за тем, чтобы склонный к компромиссам Меланхтон ни в чем не нарушил «евангельских принципов» ( Lehmann. 1963. P. 63). 25 июня 1530 г. Й.

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Смотровая оперативная поездка штаба округа 1020.5 Ген. штаб Армейская военная игра 1418.4 Ком. войсками Окружная полевая поездка 2126.4 Ком. войсками Подполковник Харитонов Полевая поездка штаба 77 год 1220.5 Совместное учение Черноморского флота с частями ВВС 26.53.6 Капитан 2 ранга Сумин Совместное учение 77 гсд КВФ из ПВО и ВВС г. Баку 510.5 Ком. войсками Майор Стайковский Примечание: План представлен только на период 1.6.41 Округа Мероприятия Время проведения Кто проводит Кто проверяет Когда предст. разр. (задание) Отметка о выполнении Сбор старшего и высшего н/с. Оперативно-тактическая игра на картах. (Армейский) Полевая поездка «Армейская наступательная операция» 2030.3 5–15.3 Ком. войсками Сбор высшего н/с. Отработка фронтовой операции 1525.4 Полковник Ямщиков Участие в оперативно-стратегической игре 115.5 Ген. штаб Десантное и противодесантное морское учение 510.7 Ком. войсками Кап. 2 р. Сумин В/Инж. 1 р. Федоров Оперативная и тыловая поездка 2030.7 Полковник Ямщиков Участие в смотровой фронтовой, полевой поездке 1530.8 Ген. штаб Общевойсковые учения Архангельского, Вологодского гарнизонов 1530.9 Ком. войсками Сбор высшего н/с по отработке армейской наступательной операции 1014.2 Участие в смотровой полевой поездке ЛВО 115.3 Ген. штаб Военная игра на картах. Армейская наступ. операция 2628.5 Ком. войсками Подполковник Иванов Тыловая полевая поездка 1619.6 Подполковник Козлов Полевая поездка Арм. наступательная операция 2025.6 Сбор приписного состава Арм. упр. и Арм. тыла 1.61.7 Военная игра на картах: Арм. оборонительная операция 2629.7 Оборонительная Арм. операция. Групповое упражнение на картах 1114.3 Армейская двусторонняя полевая поездка 1620.10 Ком. войсками Подполковник Крантиков ПрибОВО Сбор высшего н/с 1422.2 Арм. сборы высшего н/с 26.24.3 Подполковник Карпухин Полевые арм. тыловые поездки 2022.3 Полевые Арм. оперативные поездки 2529.3 Командарм. Подполковник Карпухин Сбор приписного состава арм. управления 15.314.4 Поверочные полевые поездки с 8 армией

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

В том же году ландтаг Ливонии в Вольмаре (ныне Валмиера) утвердил соглашение вассалов Ливонского ордена с орденом и епископами об изгнании из Ливонии проповедников наиболее радикальных толков Реформации, в частности Мельхиора Гофмана (1495-1543). 21 сент. Плеттенберг получил от сословий Ливонии верховную власть над страной и гарантировал свободу лютеран. проповеди. В 1526 г. архиепископ Риги признал власть Плеттенберга как светского правителя, обеспечив католикам легальный статус религ. меньшинства. В 1527 г. Городской совет Риги пригласил д-ра Иоганна Брисмана, ученика Лютера, на должность проповедника кафедрального собора и поручил ему контролировать содержание проповедей, т. е. функции суперинтенданта. В 1529 г. Брисман и Кнёпкен составили лютеран. литургию на нем. языке (Kurze Ordnung des Kirchendienstes, 1530). После отъезда Брисмана в Германию в 1530 г. Городской совет Риги передал его функции мирянину И. Ломюллеру, назвав его должность «суперинтендант по духовным делам», затем назначил ему 3 помощников, а в янв. 1532 г. этот коллегиальный назначаемый орган получил название «консистория» (в Германии 1-я консистория была учреждена лишь в 1542 в Виттенберге). Власть Рижской консистории постепенно распространилась на всю Ливонию. В 1554 г. ландтаг в Вольмаре провозгласил свободу вероисповедания для лютеран по всей Ливонии. В 1555 г. представитель великого магистра Генриха фон Галена подписал Аугсбургский мир. К тому времени большинство населения приняло лютеранство, и только епископат и руководители ордена сохраняли верность католичеству. Основная масса латыш. крестьянства отнеслась к событиям Реформации пассивно. Источники упоминают о 1-й лютеранской литургии на латыш. языке ок. 1560 г., однако текст ее не сохранился. Первый в Латвии случай сожжения «ведьмы» зафиксирован в Гробине в 1559 г., а в 1577-1590 гг. в Риге и ее окрестностях были преданы огню 12 «колдунов». Согласно Виленскому договору от 28 нояб. 1561 г., последний магистр Ливонского ордена Готхард Кетлер (1517-1587) стал герцогом Курляндским и Земгальским и признал сюзеренитет кор.

http://pravenc.ru/text/2463147.html

СПб., 1913. С. 285–291; Описание РО БАН. Т. 4, вып. 1. Повести, романы, сказания, сказки, рассказы/Сост. А.П. Конусов, В.Ф. Покровская. М.; Л., 1951. С. 227–233. 34.8.18. Требник. Середина XV в. 4 ° . 151 л. Без начала и конца. Сербский. Филиграни: 1) Звезда, вид: Брике, 6027 (1457 г.); 2) Голова оленя, вид: Лихачёв, 973–974 (1440–1441 гг.), Пиккар XV, 1, III, 422–423 (1436 г.); 3) Три горы, вид: Лихачёв, 2636 (1450-е гг.); 4) Ножницы с петелькой, близкий: Лихачёв, 3931 (1450 г). Записи: л. 54 об. – «...писасе сия книга глаголема Требник лето Господне 1725 в 15 икъ Стоиков от Пени пангиски...» (лист оборван, нрзб., XIII в.); л. 130 об. – «Сия книга кир Стоика мещанина из Пенишехера» (XIII в.); л. 151 об. – «Сия святая книга глаголемии Требник монастира Пекскаго...» (далее стёрто одно слово); л. 9 об., 148–151 – записи о вкладах, сербские (XIII в ). Содержание: л. 2 об.–7 об. – разрешительные молитвы. Описания: Срезневский В.И. Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в Рукописное отделение Библиотеки Императорской Академии наук в 1900 и 1901 годах. СПб., 1902 Т. 1. С. 2–4; ПС XV, 1597. 45.8.157. Богослужебная рукопись (отрывок). Первая половина XIV в. 4°. 3 л . Пергамен. Содержание: л. 1–2 – отрывки молитв из чина исповеди. Описание: Пергаменные рукописи Библиотеки Академии наук СССР. Описание русских и славянских рукописей XI–XVI веков/Сост. Н Ю. Бубнов, О.П. Лихачёва. В. Ф. Покровская. Л., 1976. С. 115. Рукописи Владимиро-Суздальского объединённого историкоархитектурного и художественного музея-заповедника В-5636 / 35. Требник. 1530-е гг. 4°. 615 л. Филиграни: 1) Рука с цветком, тип: Лихачёв, 2875 2876 (1530-е гг.); 2) Единорог, вид: Лихачёв, 1564 (1529 г.); 3) Перчатка со звездой, вид: Пиккар XVII, V, 1695 (1534 г). Содержание: л. 94–115 об. – чин исповеди (без начала); л. 95 об.–97 – поновление; л. 98–100 об. – поновление инокам; л. 100 об.–103 об. – поновление священникам; л. 113–115 об. – поучение детям духовным; л. 115 об.–127 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

ТСЛ 220, ф. 304. Служебник. Первая четверть XII в 4 ° . 247 л. Филиграни: 1) Кувшин с двумя ручками, литерами IL, короной, вид: Гераклитов, 839 (1620–1621 гг.); 2) Кувшин с одной ручкой, литерами S/OM, полумесяцем, вид: Гераклитов, 560 (1622 г.); 3) Кувшин с одной ручкой, литерами II, полумесяцем, вид: Гераклитов, 635 (1620–1621 гг.); 4) Рука, не отожд. Запись: л. 2–4 – «Служебник Елися попа Омелана сына Дешникова, Пафнутевьского постриженика чернаи поп лета 7128 году». Содержание: л. 221 об.–247 об. – чин причащения больного и чины исповеди (без конца); л. 222 об.–223 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 222 об.–223 – вопросник о вере (ВВ-Арханг. 72) (вставлен в середину вопросника инокам); л. 224–226 об. – поновление инокам; л. 226 об.–228 – поновление священникам; л. 228–230 – поновление дьяконам; л. 232–233 об. – поновление священноинокам; л. 233 об.–236 – поновление священникам-бельцам и дьяконам; л. 236 об. – краткий вопросник инокиням (КрЧЖ- Соф. 868 ); л. 236 об.–238 об. – поновление инокиням. Описание: [Иларий, иером., Арсений, иером.] Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С. 4–5. ТСЛ 221, ф. 304. Служебник. 1530–1550-е гг. 4°. 136 л. Филиграни: 1) Перчатка с короной и лилией, вид: Брике, 11333 (1548–1550 гг.); 2) Кувшин с одной ручкой и лилией, вид: Лихачёв, 1710, 1715–1716 (1544 г.); 3) Литера Р, тип: Лихачёв, 2877 (1530-е гг.): 4)      Перчатка с короной и сердечком, тип: Брике, 11004 (1552 г.); 5)      Перчатка с короной, вид: Брике. 10907 (1534 г.) Запись: л. 1 – «1795-го года 7». Содержание: л. 91–119 об. – чин исповеди; л. 92–92 об. – поучения кающемуся; л. 92 об. – краткий вопросник (извод Кр-Свир. 91); л. 94–100 поновление мирянам; л. 102–103 – молитва разрешительная; л. 104 об.–106 об. –- молитва разрешительная; л. 113–116 об. – поновление священноинокам; л. 117–118 об. – поновление инокам; л. 118 об.–119 об. – поновление инокам. Описание: [Иларий, иером., Арсений, иером.] Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С. 5–6. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 109–113 (чин исповеди, в том числе вопросник Кр-Свир. 91).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

О том, что физические взгляды К. определялись его метафизическим представлением о принципах мировой гармонии, свидетельствует также краткое соч. «О гомоцентрических сферах» (De homocentricis ad Hieronymum Fragastorium; текст см.: Ibid. P. 238-243), в котором он выступил в поддержку астрономической теории Джироламо Фракасторо († 1553). Ссылаясь на принцип сферического совершенства универсума, К. приветствовал отказ Фракасторо от теории эпициклов и предложенную им систему объяснения движения планет с помощью теории гомоцентрических сфер, которая в действительности являлась реакционным и научно несостоятельным возвращением к аристотелевской астрономии (ср.: Gleason. 1993. P. 85-87). Богословские сочинения, над которыми К. работал в 20-х - нач. 30-х гг. XVI в., свидетельствуют о возникновении у него устойчивого интереса к новым религиозным идеям, связанным с распространявшимся в Европе учением Лютера и других протестантских проповедников, а также отражают его внимание к дискуссиям католических теологов о злоупотреблениях в католич. Церкви и о необходимых церковных реформах. Между 1530 и 1535 гг. К. по просьбе одного из друзей прокомментировал вероучительное содержание составленного Филиппом Меланхтоном (1497-1560) лютеран. Аугсбургского исповедания (1530) в соч. «Опровержение артикулов или вопросов лютеран» (Confutatio articulorum seu quaestionum Lutheranorum; 1-е изд.: Contarini. Opera. P. 564-580; научное изд.: H ü nermann. 1923. S. 1-22; нем. пер.: Jedin. 1949. S. 19-49; название дано издателями собрания сочинения К. 1571 г.; рукописи или более ранние издания этого сочинения неизвестны). Хотя в преамбуле сочинения К. упоминает «артикулы лютеран, которые обсуждались на съезде в Аугсбурге в присутствии императора» (см.: H ü nermann. 1923. S. 1), т. е. Аугсбургское исповедание, в предлагаемом комментарии он не следует порядку артикулов Аугсбургского исповедания и не цитирует их дословно. Нек-рые исследователи видели в этом свидетельство того, что К. не был знаком с текстом Аугсбургского исповедания и почерпнул сведения о его содержании лишь из пересказов и католических полемических трактатов (см.: Dittrich.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

Здесь митр. Макарий не показывает попытки самостоятельной рефлексии и обновления дискуссии с протестантизмом, а скорее, просто резюмирует кальвинистскую доктрину предопределения, используя следующие конфессиональные сочинения: Confessio Helvetica Prior (1536), De Institutio Christianae Religionis (1536), Confessio Belgica (1561). В качестве православного ответа на это учение он цитирует лишь отрывок из «Confessio Dosithei». Подобным образом митр. Макарий излагает лютеранскую доктрину оправдания из следующих источников: Loci communes Филиппа Меланхтона (1521), De servo Arbitrio (1525) Мартина Лютера, Confessio Augustana (1530), Apologia Confessionis Augustanae (1530–1531). Затем он цитирует православное учение об оправдании из «Confessioni fidei orthodoxae». Такая форма работы с источниками позволяет предположить, что сам митр. Макарий вообще 33 не обращался к первоисточникам и к современным ему протестантским авторам, а использовал готовые цитаты из православных исповеданий веры. Ссылки митр. Макария (Булгакова) на недогматические труды католических и протестантских авторов Современники и более поздние исследователи наследия владыки Макария часто отрицательно отзывались о его сухости и чрезмерно громоздком изложении, за которым теряется всякая живая богословская мысль. Особенно отличался такой критикой о. Георгий Флоровский . Тем не менее он признал важность трудов преосвященного Макария, отмечая, что «богатство материала, здесь собранного и сопоставленного, почти исчерпывающее» 34 . Энциклопедический характер написания проявляется, среди прочего, в попытке идти в ногу с последними научными достижениями в различных областях богословия. Каковы характеристики этого энциклопедического подхода митр. Макария по отношению к «недогматическим» трудам католических и протестантских богословов, будет рассмотрено ниже. Во Введении упоминаются западные богословские труды, особенно в тех разделах, где преосвященный Макарий дает советы, какие книги можно использовать «без вреда» для более детального изучения той или иной области богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1528 г. Б. принял участие в Бернском диспуте У. Цвингли , к-рый стал решающим событием для утверждения Реформации в этом городе. На стороне Цвингли он участвовал в Марбургском диспуте его с Лютером, где различие вероисповедных установок в трактовке причастия сорвало наметившееся объединение (в т. ч. и политическое) 2 течений Реформации (1529). Собеседование Б. с Лютером в Кобурге (1530) сблизило их позиции. Б. на протяжении мн. лет искал компромисса в доктринальных вопросах, к-рый позволил бы сплотить или хотя бы сблизить разные направления реформационного движения. В 1530 г. для Аугсбургского рейхстага, где была сделана неудачная попытка преодолеть раскол в зап. христиан. Церкви, Б. совместно с В. Ф. Капито выработал «Исповедание четырех городов» (лат. Confessio Tetrapolitana), принятое в Страсбурге, Констанце, Меммингене и Линдау. Б. способствовал присоединению этих городов к Шмалькальденскому союзу (1531), образованному для политического и возможного военного противостояния восстановлению в протестант. землях католич. Церкви. Он сыграл решающую роль в разработке проектов церковных порядков при проведении Реформации в Ульме, Меммингене и Биберахе (1531), в Аугсбурге (1534-1537). После гибели Цвингли в 1531 г. усилилась тенденция к сближению всей верхненемецкой Реформации с лютеранством. В 1534 г. на тайном совещании в Констанце Б. удалось добиться от духовенства ряда городов принятия 10 статей, в к-рых содержалась его формула причастия о вкушении тела и крови Христовой «вместе» с хлебом и вином. Этот шаг навстречу лютеранам был подкреплен в 1536 г. важным соглашением - «Виттенбергской конкордией». В 1538 г. при активной гос. поддержке ландграфа Филиппа Б. сумел мирным путем остановить распространение анабаптизма в Гессене. После кончины Капито в 1541 г. Б. стал суперинтендантом страсбургской церкви и вместе с Ф. Меланхтоном пытался содействовать проведению Реформации в Кёльнском архиеп-стве, но эта попытка провалилась, хотя составленный им проект церковного устава (1543) позднее был использован Архиепископом Кентерберийским Т. Кранмером в интересах Реформации в Англии.

http://pravenc.ru/text/153723.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010