S. 211-213). В состав комиссии было включено 14 чел.; каждая сторона была представлена 2 князьями, 2 юристами и 3 теологами. Со стороны католиков в заседаниях принимали участие: Генрих Младший (1489-1568), герц. Брауншвейг-Вольфенбюттельский; Кристоф фон Штадион (1478-1543), еп. Аугсбургский; теологи И. Кохлеус (1479-1552), К. Вимпина (ок. 1460-1531) и Экк. Протестантов представляли: Иоганн Фридрих (1503-1554), герц. Саксонский (с 1532 курфюрст Саксонский); Георг (1484-1543), маркграф Бранденбург-Ансбах-Кульмбахский; теологи Ф. Меланхтон (1497-1560), Й. Бренц (1499-1570) и Э. Шнепф (ок. 1495-1558). Наиболее подробные сведения о работе комиссии сохранились в записках юриста И. Вея (1484-1544), представителя католич. стороны (публикацию и анализ см.: Hon é e. 1988; общий обзор и указание других источников см.: Schirrmacher. 1876. S. 211-349). Неск. заседаний комиссии состоялось во 2-й пол. авг. 1530 г. При обсуждении 21 положения 1-й ч. Аугсбургского исповедания католич. члены комиссии придерживались ранее выработанного католич. теологами общего заключения о том, что 8 положений (1, 3, 9, 13, 16, 17, 18, 19) могут быть признаны истинными и не нуждаются в дальнейшем обсуждении. В отношении еще 7 положений (2, 4, 5, 6, 7, 8, 10) протестантские богословы дали разъяснения, после которых католические члены комиссии признали, что эти положения не содержат ложного учения. В частности, в отношении 2-го положения было разъяснено, что первородный грех лютеране понимают не как актуальный грех каждого человека, но как общее повреждение природы, распространяющееся на всех людей; такое понимание не вызвало возражения у католиков. Кроме того, протестант. теологи признали соответствующим их убеждениям католич. учение о том, что после крещения устраняется лишь формальная часть греха, а именно вина, тогда как материальная часть, т. е. составляющее содержание греха вожделение, появившееся у людей после первородного греха, при крещении не уничтожается. При обсуждении положений 4-6, содержащих учение об оправдании, протестанты согласились отказаться от учения о том, что оправдание совершается «одной верой» (sola fide), и признали корректной католич.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

Теперь очевидна большая хронологическая точность третьего Евангелиста, для которого она была и благословным оправданием его литературного предприятия, ибо, напр., у Марка события располагаются ο μντοι τξει(Папий иер.), – здесь καθεξς ( Лk. I, 3 ). Но хронологическая отчетливость сама собою способствует и объективному воссозданию подлинной истории, явления которой последовательно укладываются в хронологические рамки, при чем естественно восстановляется реальная связность всех частностей. Этим прямо обеспечивается историографическая прагматичность, и это достоинство в трудах третьего Евангелиста усматривалось издавна с такою решительностью, по которой св. Амвросий Медиоланский категорически свидетельствовал (in Luc. prol. 4, 7: M. lat. XV, 1530, 1532). что S. Lucas velut quemdam historicum ordinen tenuit, пользуясь historica stylo. Значить, на фундаменте фактической изобильности воздвигается хронологическая солидность. Но пока это есть лишь отличительное качество без строгой пробы, которая получается уже после оценки по масштабу истинности. Именно отсюда должно определиться для хронологической подробности ее достоинство, характеристичное и для самого автора. В этом теперь весь вопрос, и нужно наперед предупредить, что он большею частью решается весьма неблагоприятно для литературной репутации Луки. В общем обзоре нет возможности исчерпать эту сложную тему, и мы для иллюстрации разберем пока несколько важнейших примеров. I)Uздabha и поныне ставилось Евангелисту в упрек, что Лисаний называется тетрархом Авилинеи к пятнадцатому году Тиверия ( Лk. III, 1 ), между тем из Иосифа Флавия известен с этим именем лишь современник Антония и Клеопатры, казненный первым по наущению второй (Antiqu. XV. 4: 1; Beil. jud. I, 22: 3; ср. Cass. Dion. XLIX,32) около 34 г. до P. Xp. Однако было бы поспешно сразу обличать в столь грубой ошибке на 60 – 70 лет Луку, особенно заботившегося о хронологической точности. Есть данные и в пользу его. За 37-й год по р. Хр. упоминается «тетрархия Лисания», полученная при воцарении Агриппою I-м, а в нее включалась и Авилинея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

—279— ревки, (Говорящий) обещает воду, но она говорит только о качестве вкуса (воды). Самаряне были иноплеменниками, ибо были выселенцы Вавилонян. Но и они считали Иакова своим отцом по двум основаниям. Населяя смежную и соседнюю Иудеям страну, они заимствовали нечто из их религии и хотели славиться отцами Иудеев. Другое же и совершенно истинное основание – то, что большинство обитателей Самарии происходили от корня Иакова, ибо сын Навата Иероваам, собрав десять колен Израилевых и половину колена Ефремова, отделился от Иерусалима, во время царствования Ровоама сына Соломонова, и, заняв Самарию, построил в ней дома и города. 4:13–15. Всяк пияй от воды сея вжаждется 1526 паки. А иже пиет 1527 от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется 1528 в век 1529 : но вода, юже 1530 дам ему 1531 , будет в нем источник воды текущия 1532 в жизнь вечную 1533 . Глагола к Нему жена. «Еда Ты болий ecu отца нашего Иакова»: – когда Самарянка выставила эти слова в качестве неопровержимого возражения, то Спаситель опять благородно отказывается от того, чтобы открыто и ясно сказать, —280— что Он действительно больше (Иакова), но желает доказать Свое превосходство от качества дел. Поэтому Он указывает на несравненное различие и превосходство духовных вод перед чувственными и земными в словах: всяк пияй от воды сея вжаждется паки, а наполнившийся, говорит, Моими водами уже не окажется подверженным жажде, но будет иметь в себе самом источник, могущий воспитывать к жизни вечной. Итак Дарующий большее, говорит, должен быть выше имеющего меньше, – и то, что ниже, не может иметь одинаковую славу с тем, что выше. Должно знать опять, что водою здесь Спаситель называет благодать Святого Духа, коей если кто соделается причастником, то будет иметь уже в себе самом постоянный источник божественных научений, так что уже не будет ему нужды в наставлении от других, но сам будет в состоянии наставлять тех, у коих появится жажда божественного и небесного учения, – каковы были в настоящей жизни и еще и теперь живут на земле святые пророки, апостолы и наследники их служения, о коих написано: и почерпите воду с веселием от источник спасения ( Ис.12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18 . Окропление же его одежды кровью козленка 1524 , видимо, обозначает, что, нападая на него с помощью ложных свидетельств, они низвели в ненависть греха Прощающего грехи всех. Для нас Он — Агнец, для них — козленок. Агнец Божий заклан был для нас, от которых Он удалил грех мира 1525 ; козленок — для них, чьи заблуждения и прегрешения Он собрал и умножил 1526 . И поэтому Он говорит: Дополняйте меру отцов ваших (Мф. 23. 32). И потому Иаков рыдал об утрате своего потомка, ибо он как отец оплакивал потерянного сына 1527 и как пророк стенал из–за погибели иудеев. Он даже разодрал свои одежды, как во время страданий Господних — мы читаем в Евангелии 1528 – поступил первосвященник, совершив это не как частное лицо, а исполняя свое служение 1529 . И завеса в храме раздралась (Мф. 27. 51), чтобы в этих знамениях обнаружилось, что таинства поруганы и народ лишен спасительных одежд, разделено царство, которое должно быть разрушено, — ведь всякое разделившееся царство легко разрушается 1530 . И поистине оно было разделено, когда стало уже принадлежать дьяволу то, что принадлежало Христу, ведь не могли оставаться неразделенными те, которые отделяли Сына от Отца 1531 . 19 . Итак, Иосиф был продан, отведен в Египет, куплен распорядителем поваров. Весьма деятелен тот, кто готовит из сырых и необработанных продуктов, чтобы души насыщались сладостью веры, ведь знание и учение слаще любой пиши. Раньше в Египте царило грубое неверие, которое не смягчил ни жар Божественного учения и ни жажда истинного знания, и пламенные речи Господа не сделали пригодным в пишу. Иосиф был продан в Египет, потому что Христос должен прийти к тем, кому сказано: Вы были проданы за грехи ваши (Ис. 50. 1), и потому Он искупает Своею кровью тех, кого продали собственные грехи 1532 . Но Христос, быв продан, не удерживается ценой греха, так как Он не совершал греха и воспринял нашу природу, а не вину 1533 . Значит, уплатив цену, Он приобрел наш долг, а не стал должником Сам, упразднил рукописание 1534 , удалил ростовщика, вызволил должника: Один уплатил то, что должны были все. Нам не было позволено выйти из рабства. Он взял его на Себя за нас, чтобы устранить рабское служение мира, восстановить райскую свободу, даровать новую благодать, возведя в новое достоинство причастности к Нему. Таков таинственный смысл этих событий.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1529 Имеющий такое рассуждение способен ясно видеть себя, свое устроение, равно как и устроение других «сам не будучи ни от кого видим и обсуждаем верно», 1530 ибо духовный судит о всем, а о нем судить никто не может ( 1Кор. 2:15 ). Такое рассуждение «знает время, потребность, устроение человека, свойство его, силу, вéдение вопрошающего, произволение его, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания». 1531 Духовное рассуждение способно различать помыслы и духов. По этой причине неопытные в жизни духовной открывали свои помыслы Отцам, имевшим дар рассуждения или различения добра и зла, и следовали словам и суждениям их, совершая, таким образом, безопасно течение своей жизни. 1532 Как известно, духовное рассуждение основывается на духовном ощущении сердца. 1533 Чувство неотъемлемо сопутствующее всякой мысли, если обучено ( Евр. 5:14 ), то вполне способно определить источник возникающих помыслов по плодам их ( Мф. 7:20 ), т.е. по производимым ими ощущениям и действиям. «Как уксус с вином на вид одинаковы, но гортань чувством вкуса различает свойство того и другого, – говорит преп. Макарий Великий , – так и душа по самому духовному ощущению и действенности может различать дарования Духа и мечтания чуждаго». 1534 Помыслы, происходящие от Бога и благих духов, чужды смущения, страха, нравственного расстройства; они исполнены мира, радости, бесстрастия. Сопутствуемые же возникающим помыслам страхи, смущения, недоумения, греховные вожделения и страсти суть верные признаки помыслов бесовских. Преп. Варсануфий Великий сказал иноку, вопросившему его о критериях различения помыслов, следующее: «Знай, брат, что всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостью; все же вражеское бывает со смущением и мятежом». 1535 Таким образом, одним из признаков духовного рассуждения является «неложное познание доброго и противного». 1536 В общем же смысле духовное рассуждение состоит в том, «чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи».

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

значения, в т. ч. произведений на греч. и арм. языке (в 1512 была открыта частная типография Акоба Мегапарта). Новый расцвет искусств в В. начался с 1530 г., после преодоления политических и экономических затруднений, вызванных войной с Камбрейской лигой. Распространению нового, «античного» стиля способствует развитие идеи о рим. происхождении В., ее республики (с сер. XV в. известна легенда об основании не позднее V в. первых храмов В. Нарсесом, полководцем имп. Юстиниана I), а также приезд тосканских и ломбардских мастеров, изучавших древние памятники Вечного города. Античный стиль архитектуры Ренессанса XVI в. связан с именами Я. Сансовино (б-ка св. Марка, 1536-1537, 1588-1591; палаццо Корнер делла Ка Гранде, после 1537), С. Серлио; во 2-й пол. XVI в.- А. Палладио, работавшего не только для В. (ц. Сан-Джорджо Маджоре, 1565-1580, ц. Иль Реденторе, ок. 1592), но и в обл. Венето (особенно в Виченце), А. да Понте (каменный мост Риальто, 1588-1591), В. Скамоцци. Перестройка коснулась центральных ансамблей В. (район Пьяцца Сан-Марко и Дворца дожей), многочисленных дворцов, адм. учреждений и мостов, школ религ. братств (Скуола Нуова делла Мизерикордия, архитекторы Палладио и Сансовино, ок. 1532, фасад не завершен). Рим. формы были восприняты и в скульптуре, к-рая для нек-рых мастеров, напр. для Сансовино (Мадонна из Арсенала, 1534; скульптурный декор Лоджетты рядом с колокольней Сан-Марко, 1537-1546; бронзовые двери сакристии Сан-Марко, 1546-1569), была столь же близка, как и зодчество: в ней сохранялись принципы флорентийской пластики раннего и высокого Возрождения, связанной с именами Донателло и Микеланджело. Мадонна во славе со св. Себастьяном и др. святыми. Между 1559 и 1565 гг. Худож. П. Веронезе (ц. Сан-Себастьяно) Мадонна во славе со св. Себастьяном и др. святыми. Между 1559 и 1565 гг. Худож. П. Веронезе (ц. Сан-Себастьяно) На 20-60-е гг. XVI в. приходится расцвет творчества Тициана, создавшего портретную галерею деятелей политики и культуры В. и Европы («Император Карл V в сражении при Мюльберге», 1548, Прадо, Мадрид).

http://pravenc.ru/text/150247.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРГЕРИЙ [Верджерио; лат. Vergerius; итал. Vergerio] Петер Пауль (Пьетро Паоло) (1498, Каподистрия (ныне Копер, Словения) - 4.10.1565, Тюбинген, Вюртемберг), папский нунций, позже лютеран. теолог и политический деятель. С 1518 г. учился в Падуе, где получил степень д-ра права. С 1522 г. судья в Вероне и Падуе. С 1525 г. представитель Каподистрии при правительстве Венецианской республики. В 1530 г. поступил секретарем на службу в Рим; в 1532 г. назначен папским нунцием в Венеции, с 1533 г. в Вене. В 1535 г. в качестве папского легата В. предпринял длительную поездку в Германию, подготавливая почву для созыва церковного Собора. По возвращении в Рим участвовал в разработке папской буллы, посвященной созыву Собора. В мае 1536 г. назначен епископом Модруша в Хорватии, в сент. 1536 г. стал епископом Каподистрии. Однако В. по-прежнему более заботился о делах Римской курии, исполняя папские поручения, чем о своей епархии. В 1539-1541 гг. совершил поездку во Францию с различными поручениями; в 1540-1541 гг. посетил в Вормсе религ. диспут и участвовал в полемике с реформаторскими богословами. С 1544 г. В. попал под подозрение инквизиции, но был оправдан. В 1549 г. бежал на территорию Швейцарского союза, где с мая того же года начал проповедь идей Реформации среди италоязычного населения. В 1550 г. стал пастором лютеран. общины Викосопрано. Пытался организовать независимый реформаторский Синод италоязычных общин Швейцарского союза вместо всеобщего евангелического. Такая позиция, а также непримиримое и бескомпромиссное лютеранство привели В. к конфликту с др. реформаторами, поэтому в 1553 г. он принял предложение вюртембергского герц. Кристофа стать его советником в Тюбингене. Не имея четких обязанностей, он исполнял поручения герцога и предпринял неск. поездок в Швейцарию и Вост. Европу, способствовал распространению идей Реформации в Польше и Словении. В. был автором ряда сочинений, не сыгравших, впрочем, большой роли в эпоху Реформации. Большее значение имела его переводческая деятельность: на итал. язык им были переведены труды лютеран., и прежде всего вюртембергских, теологов.

http://pravenc.ru/text/150391.html

кн. Вас. Иван. и при погреб. присутствовал игумен), 289 (старец Феодосий с 1532 г. игум. Хутын. м-ря); VIII, 244 (в 1504 г. погреб. кн. Ив. Борис.), 253 (в 1513 г. погреб. кн. Фед. Борис. Волоцкой), 269 (игум. Даниил, с 1522 г. митроп.), 274 (в 1530 г. Кассиан Босой крестил царев. Ивана), 285 (посещ. В. кн. Ив. Вас. 1534 г. и его болезнь); “Дворцов. разряды», III, 382 (посещ. ц. Алексеем Мих. 1653 г.), 652 (встреча вселен. патриархов 1666 г.), 770 (проводы патр. Макария 1668 г.; архим. Гермоген), 1592 (служба в Успен. соб. 14 авг. 1675 г.; присутствовал игумен); Иванов, “Onuc. госуд. архива старых дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 1.409 двор.); “Описание документ. и дел архива св. Синода», I, 66 (жалоба 1721 матроса Вас. Захарова об истребов. от м-ря 8 руб. и жалоба крестьян об обидах и излишних с них поборов), 375 (дело 1721 г. о спорных пустошах с Пафнутиев. м-рем), 704 (донош. 1721 г. старосты Твер. у. села Барашкова, вотчины м-ря, о высылке из монаст. вотчин присланн. из разн. городов приказчиков); II, ч. 1, 82 (в 1722 г. имел в Москве, в Китай-городе, на Ильин. крестце, подворье с церковью, 2 архим. кельями и 15 лавками), 154 (в 1722 г. м-рю принадлежала Осташков. слобода Ржев. у.), 354 (прошение 1722 г. монастыр. крестьян об определ. в м-рь архимандритом иером. Алекс.-Нев. м-ря Иоакима Чудовского), 796 (дело 1722 г. о сыске бежавшего из-под караула быв. архим. м-ря Германа, а по лишении сана Герасима), 951 (прошение архим. Иоакима, назначенн. вместо Германа, о присылке подьячего для поверки монаст. имущества), ч. 2, 14 (в 1722 г. м-рю принадлежало село Луково Стариц. у.), 119 (м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора); III, 1723 г., 151 (м-рю принадлежала дер. Дрызлова), 391 (к м-рю были приписаны по завещанию какого-то старца Варсонофия село Балашково и по указу царя Феод. Алексеев. Опекалов м-рь), прилож., XXVII (в 1710 г. из вотчин м-ря отдано Светл. князю село Спасское с 3 дерев. Рузского у., в коих 75 двор.), CLXV, XXXVII (о колич. хлеба в монаст. вотчинах в 1723 г); IV, 1724 г., 320 (м-рю принадлежала дер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

12 Воздержание и той разоряет, кто сластнейшаго 1530 брашна 1531 взискивает 1532 . Исраилтяне 1533 сице преступиша, манну презревше, егда мяс просиша. 13 Воздержание и тем не хранится, иже строити яд излише тщится. Тако Илии сынове твориша. Господа к гневу на ся возбудиша. 14 Воздержание растленно бывает, егда кто чрево свое пресыщает. Яко в Содоме жившии твориша 1534 , за что казненни огнем свыше быша. 15 Воздержанию и то есть противно 1535 , аще и худы пищы хощет силно, Яко же Исав сочива желаше, зане же брату первородство даше. 16 Всех тех образов ты, брате, блюдися, всяко воздержне век твой жити тщится 1536 . 17 Аще воздержник в злобе пребывает, демону точна себе проявляет, Той бо безпищен выну, но во злобе тлеет всескверный во адстей 1537 утробе. 18 Отьими дрова – пламень у гасится 1538 ; отьими пищу – страсть ти умалится. 19 Пекло, жупел, слама огнь велий раждает; вино, масло 1539 и тук похоть умножает. 20 Мерно от пищы и вина вкушаяй есть остряй разум, память соблюдаяй. 21 Дрова 1540 многая 1541 мал огнь угашают, брашна лишняя 1542 разум истребляют. 22 1543 Яко от огня дым всегда бывает, тако от вина похоть ся раждает 1544 . 24 Воздержание мысли благи родит, добродетели в человецех плодит. Во всяких делех благия советы дает и мудры на вопрос ответы. 25 Уне есть мерно по вся дни вкушати, нежели долго от пищ ся держати. Пост бо безмерный силу истребляет, дух уныния и печаль раждает 1545 . 26 Многу воздержание ползу содевает, человека в здравии благом соблюдает. Продолжает житие, весть душу строити, еже своя делеса изрядно творити. И страстми владети то 1546 деет, ум чищает и к 1547 небесней мудрости прямо обращает. Добродетели плодит, злонравие губит; блажен, кто благостыню 1548 сию выну любит. Бог же воздержание воздает благими во мире временными и в небе вечными. Отроци еврейстии брашен не вкусиша скверных во Вавилоне 1549 и прекрасни быша. Моисий четыредесять 1550 древле дний постися и собеседовати Богу сподобися. Точне Илиа пророк в воздержности 1551 бяше, а Господь в содружество Свое й прияше.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

1 приспособляемости; адаптации к жизни (англ.). 1513 2 плохой приспособляемости, слабой адаптации (особенно к окружающей обстановке) (англ.). 1514 3 " Он легко сходится с людьми " (англ.). 1515 1 язык, дискурс (фр.). 1516 1 ядерным оружием (англ.). 1517 2 лучше быть красным, чем мертвым (англ.). 1518 1 " неудачника " (англ.). 1519 2 " …и я хочу подчеркнуть, Отче, что личное знакомство с Вами, после того как я Вас уже много читал, доставило мне огромное удовольствие… Пророческий аспект, если я осмелюсь так высказаться, большей части Ваших выступлений на наших собраниях, а также глубокое значение важности ближайшего будущего Православия, которые я ощутил в Вашем докладе… " (Фр.). 1520 3 Ну вот, игра сыграна. Случилось, что должно было случиться (фр.). 1521 1 Определенно (фр.). 1522 2 " Только несколько строк благодарности за то, чем Вы делитесь с нами в ваших писаниях Я уже прочитала несколько Ваших книг, и у меня нет других слов, чтобы выразить мою благодарность, кроме очень сердечного спасибо… Возможно, я никогда не встречусь с Вами лично, но я могу образовывать себя в духе Христа и в Вашем, читая Ваши слова. Да сохранит Вас Бог и даст Вам долгую жизнь и крепкое здоровье для продолжения Его дела… " (англ.). 1523 3 Наконец-то! (фр.). 1524 4 порочный круг (фр.). 1525 5 См.. 3Цар.19.12. 1526 1 инвестиционного банка (англ.). 1527 2 " Деньги к деньгам " (англ.). 1528 3 " Что нам здесь нужно – так это монашество " (англ.). 1529 1 Стихотворение Г.Иванова. Правильно: " Это звон бубенцов издалека,/Это тройки широкий разбег,/Это черная музыка Блока/На сияющий падает снег " . 1530 1 жители богатых пригородных районов (англ.). 1531 2 " Вера и сомнение у Достоевского " (англ.). 1532 1 Национальную картинную галерею 1533 2 " После смерти " (лат.), аутопсия, вскрытие трупа. 1534 1 заблуждении, мании (англ.). 1535 2 солярия (англ.). 1536 3 1Ин.2:16. 1537 1 технические неполадки (англ.). 1538 2 не так все просто! (фр.). 1539 1 " Возвращение Бога " (фр.). 1540 2 верю, ибо это нелепо (лат.). 1541

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010