Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь. Собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила. Карта и ближайшие объекты Храм соборный, каменный, холодный, во имя Пресвятой Троицы, построен в 1530 г. великим князем Московским Василием III, отцом Иоанна Грозного, с северным приделом во имя преп. Даниила, построен в 1660 г., возобновлен в 1813 г. ; Мощи преп. Даниила Переславского, обретенные 30 декабря 1652 г., покоятся на вскрытии в арке, отделяющей соборный храм от придела имени преподобного, в серебряной раке, устроенной в 1816 г. московским купцом Космою Васильевичем Крестовниковым (переложены из медной раки 28 июля 1816 г.). В соборном храме за левым клиросом находится особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, оставленная преп. Даниилом в благословение основанной им обители. На иконе серебряная вызолоченная риза, украшенная драгоценными каменьями, устроена в 1894 г. Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908 г. Троицкий собор Данилова монастыря 1530-1532 гг. занимает особое место среди памятников древнерусской архитектуры старинного города Переславля-Залесского. Его простые и монументальные формы выдержаны в традициях среднерусской архитектуры первой трети XVI века. Фресковая роспись, выполненная в 1662-1668 гг., - первая самостоятельная работа знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина " с артелью " . Фрески Троицкого собора, включающие в себя обширный цикл иллюстраций Апокалипсиса, соединяют в себе опыт монументальной живописи предшествующего столетия с новыми приемами мастеров костромской школы второй половины XVII века... На средства великого князя Василия в Даниловом монастыре был построен первый каменный храм – Троицкий собор (1530-1532) с приделом святого покровителя новорожденного Иоанна Крестителя. Сам монастырь переименовали в Троицкий по посвящению главного храма Св. Троице. Троицкий собор принадлежит к числу древнейших архитектурных памятников Переславля-Залесского. Он был возведен в тот период, когда город после длительного перерыва вновь оказался в сфере строительной деятельности московских государей. В начале XVI века здесь был, вероятно, только один каменный храма – Спасо-Преображенский Собор XII столетия. О уже в 1520-1530 годах на средства великого князя Василия III каменные цекви строятся сразу в трех пригородных монастырях: Никитском, Горицком и Даниловом. Из построенных в то время храмов только Троицкий собор Данилова Монастыря дошел до нас без существенных переделок.

http://sobory.ru/article/?object=05685

Москва. Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Вознесенская церковь в Коломенском Карта и ближайшие объекты " ...бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси " (Львовская летопись, 1532 г.). Церковь Вознесения является первым из сохранившихся до нашего времени и самым совершенным каменным шатровым храмом, положившим начало новому типу храма, который получил широкое распространение на Руси в XVI в., прервав византийскую традицию крестовокупольной церкви (в середине XVII в. при Патриархе Никоне шатровые храмы были признаны не соответствующими церковному чину, и на их строительство был наложен запрет). Здание носит подчеркнуто центрический характер - все четыре фасада его столпа обработаны одинаково (алтарная абсида отсутствует). Полагают, что храм был заложен по велению Василия III либо в 1529 г. как моленный о даровании сына - наследника престола, либо в 1530 г. в честь рождения этого сына - будущего царя Ивана Грозного, и освящен в 1532 г. Крестчатый четверик, установленный на высоком подклете, переходит в восьмерик, который завершается шатром, увенчанным небольшим куполом. Столп храма опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодара которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки (первоначально галерея была открытой). Применение ордера и итальянизирующий характер ряда деталей декора, не встречавшихся до того в памятниках русского зодчества, дает основание предполагать участие в постройке храма итальянского архитектора. Существует мнение, что им был Петр Малый, прибывший в Москву в 1528 г. На восточной стороне галереи-гульбища расположен трон. Внутри шатер храма открыт, отчего в небольшом по площади помещении церкви (8,5 X 8,5) создается впечатление обширного пространства и общей устремленности всех форм вверх (высота столпа здесь 41 м). Не исключено, что шатер имел орнаментальную роспись. Иконостас церкви - XVII в. Источник: Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979.

http://sobory.ru/article/?object=03324

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Борьба Православия с протестантством и иезуитами и новые, усиленные попытки к унии К оглавлению В то время, когда Западнорусская Церковь доведена была, благодаря особенно самовластию над нею литовско-польских государей, до такого жалкого состояния и нравственного бессилия, пред нею явился новый враг, которого на первых порах она могла и не признать своим врагом, так как он непосредственно устремился против исконного ее врага — латинства. Этим новым врагом для православной Церкви в Литве и Польше, как и для латинской, было протестантство. Оно начало проникать в пределы Литвы и Польши еще в предшествовавший период излагаемой нами истории, но с наступлением настоящего действовало здесь уже со всею силою, так что нам необходимо теперь прежде всего ознакомиться с этим новым врагом Западнорусской Церкви. По соседству Польши с Германиею, где в 1517 г. Лютер поднял знамя протеста против папских заблуждений и злоупотреблений, протестантские идеи вторгались в Польшу с изумительною быстротою и находили для себя здесь не менее подготовленную почву, как и в Германии. Главными проводниками для них служили сочинения Лютера, Кальвина и других реформаторов и потом воспитание польских юношей в германских университетах, особенно протестантских. В 1520 г. польское духовенство уже сочло нужным собраться в Пиотркове на Собор, на котором под председательством своего примаса, Гнезненского архиепископа Яна Ласского, строжайшим образом запретило для всех поляков чтение лютеранских и вообще еретических сочинений, и это запрещение подтверждало потом на таких же Соборах в Ленчице и Пиотркове, бывших в 1523, 1530 и 1532 гг. А польское правительство в том же 1520 г. сделало с своей стороны на торунском сейме постановление, которым запрещалось полякам «под страхом конфискации всего имения и вечного изгнания из отечества ввозить, продавать и употреблять книги Лютера».

http://sedmitza.ru/lib/text/436050/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИФОНТ (Кормилицын) († не ранее 1561, Иосифов Волоколамский мон-рь), еп. Сарский и Подонский (1554-1558). Родители Н. впосл. приняли монашество, они известны под именами Иоаким и Домна ( Сметанина С. М. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собр. Е. Е. Егорова//АЕ за 1963 г. М., 1964. С. 361; РНБ. Погод. 894. Л. 17-18. Сборник Н. 1551/52 г.), его братья и сестры - иноки Амфилохий, Симон, Иннокентий, Иоанн и Тимофей, инокини Иулиания и Агриппина (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. С. 163). Иноческий постриг буд. епископ принял в Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , основанном в 1479 г. прп. Иосифом Волоцким († 1515). Не позднее июня 1522 г. Н. стал 4-м игуменом обители после ухода с этой должности Герасима (Ленкова). Первым документом, в котором встречается имя нового игумена, является подтверждение 16 июля 1523 г. митр. Даниилом выданной Иосифову монастырю в 1512 г. митр. Московским и всея Руси Варлаамом жалованной грамоты на освобождение от податей монастырского храма Преображения в с. Бужарове Сурожской десятины (АФЗХ. Ч. 2. С. 57. 56). В период игуменства Н. грамоты с пожалованиями Иосифову Волоколамскому мон-рю выдавал вел. кн. Василий III Иоаннович (Там же. С. 83-85. 87 (1522 г.); С. 96-97. 102 (1527 г.); С. 98-99. 103 (1527 г.)), а позднее - его сын Иоанн IV Васильевич Грозный (грамоты от его имени были выданы в янв.-мае 1534 или около этого времени (Там же. С. 122-136. 130-137), а также в 1539 (Там же. С. 144-145. 149) и 1540 (Там же. С. 147-148. 153; С. 315. 302 (ссылка на грамоту 1563, данную при Н.). Во время игуменства Н. в мон-ре находились в заточении осужденные церковными Соборами прп. Максим Грек (в течение 6 лет с 1525) и князь инок Вассиан (Патрикеев) (с 1531), скончавшийся в Иосифовой обители после 4 марта 1532 г. В связи с рождением в 1530 г. в великокняжеской семье долгожданного наследника Василий III послал в Волоколамский мон-рь «милостыню» и писал Н., прося его с братией молиться «о нашем здравии и о нашей великой княгине и о нашем сыне Иване и о всем православном християнстве.... и ты бы, господине игумен, старца Касияна о нашем деле молил и на то его подвигнул, чтобы он нашего прошения не оставил и о том бы о нашем деле потружался нашего бы челобитья не презрел и яз ему челом бию» ( Зимин А. А. Переписка старцев Иосифо-Волоколамского мон-ря с Василием III//Лингвистическое источниковедение. М., 1963. С. 132); княжич был крещен в Троице-Сергиевом мон-ре волоцким старцем прп. Кассианом Босым , исполнившим тем самым просьбу вел. князя и поручение Н.

http://pravenc.ru/text/2577727.html

Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь. Карта и ближайшие объекты Троицкий Данилов монастырь основан в начале XVI в. Данилом, монахом Горицкого монастыря. Данила похоронен на территории монастыря. Над местом погребения основателя поставлена небольшая нарядная церковь с маленькой изящной главкой. Торжественность входу на территорию обители придают главные монастырские ворота. Ансамбль монастыря окончательно сложился в начале XVIII в. Внутри каменной ограды располагались многочисленные хозяйственные постройки, колокольня, миниатюрная Всехсвятская церковь (построена в 1687 г.) с больничными палатами, братский корпус. Две постройки монастыря уникальны: Троицкий собор и трапезная палата с Похваленской церковью. Троицкий собор строился с 1530 по 1532 гг. по велению царя Василия III в честь рождения сына Ивана, будущего царя Грозного. Одноглавый Троицкий собор спокоен и величав, фасады почти лишены убранства. Узкие окна стен и барабана скупо освещают внутреннее пространство. Роспись собора хорошо сохранилась. Фрески XVII в. свидетельствуют о таланте замечательных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Лучшее создание живописцев - образ Спаса на куполе в главе храма. Лик Спаса - один из шедевров монументальной живописи XVII в. История Данилова монастыря и его архитектурный ансамбль. Старинный город Переславль-Залесский, основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким на берегу Плещеева озера, известен своими памятниками древнерусской архитектуры XII-XVII веков. Особое место среди них занимает Троицкий собор Данилова монастыря XVI столетия с фресковой росписью, созданной в 1662-1668 годах артелью знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина. Фрески Троицкого собора принадлежат к числу наиболее значительных произведений мастеров костромской школы монументальной живописи второй половины XVII века, сохранившихся до нашего времени. Троицкий Данилов монастырь – один из древнейших в городе. Его ансамбль, состоящий из храмов и келий XVI – начала XVIII века, хорошо виден с пересекающей Переславль московской дороги. Он был основан в 1508 году известным местным подвижником Даниилом. Сразу за монастырским прудом расположена живописная Сокольская слобода, в которов в XV-XVII веках жили государевы сокольники, выращивавшие хищных птиц для великокняжеской и царской охоты. Тогда эта местность на юго-восточной окраине современного Переславля находилась далеко за городской чертой и считалась глухой, уединенной и далеко не безопасной для одиноких путников. Здесь же на невысоком холме находилось «божедомье» или скудельницы – братские могилы, в которых хоронили умерших без церковного покаяния, бедняков, не имевших родственников и бродяг. Один раз в год, на Троицу, вокруг могил совершался крестных ход, и устраивалось общее отпевание. История появления здесь монастыря изложена в Житии Даниила Переславского.

http://sobory.ru/article/?object=00434

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУГЕНХАГЕН [нем. Bugenhagen] Иоганн (24.06.1485, Воллин, Померания (совр. Волин, Польша) - 20.04.1558, Виттенберг), нем. теолог, один из основателей лютеран. Церкви в Сев. Германии и Дании. Сын члена городского совета, Б. в 1502-1504 гг. учился в ун-те Грайфсвальда, стал ректором городской школы в Трептове (ныне Тшебятув, Польша), в 1509 г. принял сан священника и стал викарием в коллегии каноников трептовской ц. св. Марии. В 1517 г. Б. начал преподавать Свящ. Писание и патристику в монастырской школе в Бельбуке. Он интенсивно занимался самообразованием, экзегетикой, изучением трудов гуманистов. По заказу объединителя померанских земель герц. Богуслава X написал первую историю Померании (1518). Знакомство с сочинениями М. Лютера , особенно с его трудом «О Вавилонском пленении Церкви», стало началом нового этапа в жизни Б. В 1521 г. он отправился продолжать свое образование в Виттенбергском ун-те, завоевал доверие Лютера (позже Б. стал его духовником) и дружбу Ф. Меланхтона и в 1523 г. при их поддержке был избран городским пастором Виттенберга. После этого Б. женился и с 1533 г. стал преподавать в Виттенбергском ун-те, не оставляя обязанностей пастора. Б. постоянно занимался экзегетикой, в т. ч. составлением комментариев на Псалтирь, книги пророков и апостольские Послания, стал одним из ближайших сотрудников Лютера при редактировании перевода Библии на нем. язык. Сам Б. переложил лютеровскую Библию на нижненем. диалект (Det Nye Testament. [Wittenberg], 1525; Biblia, das ist die gantze hilige Schrift. Lübeck, 1533). Свою главную роль в Реформации Б. сыграл как видный организатор, участник строительства лютеран. Церкви и школы в различных землях и городах. В 1528 г. он разработал новую церковную организацию для Брауншвайга, в 1529 г.- для Гамбурга, в 1530-1532 гг.- для Любека, в 1534-1535 гг.- для Померании, в 1537-1539 гг. (по приглашению кор. Кристиана III) - для Дании. В 1528-1542 гг.

http://pravenc.ru/text/153543.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРГЕРИЙ [Верджерио; лат. Vergerius; итал. Vergerio] Петер Пауль (Пьетро Паоло) (1498, Каподистрия (ныне Копер, Словения) - 4.10.1565, Тюбинген, Вюртемберг), папский нунций, позже лютеран. теолог и политический деятель. С 1518 г. учился в Падуе, где получил степень д-ра права. С 1522 г. судья в Вероне и Падуе. С 1525 г. представитель Каподистрии при правительстве Венецианской республики. В 1530 г. поступил секретарем на службу в Рим; в 1532 г. назначен папским нунцием в Венеции, с 1533 г. в Вене. В 1535 г. в качестве папского легата В. предпринял длительную поездку в Германию, подготавливая почву для созыва церковного Собора. По возвращении в Рим участвовал в разработке папской буллы, посвященной созыву Собора. В мае 1536 г. назначен епископом Модруша в Хорватии, в сент. 1536 г. стал епископом Каподистрии. Однако В. по-прежнему более заботился о делах Римской курии, исполняя папские поручения, чем о своей епархии. В 1539-1541 гг. совершил поездку во Францию с различными поручениями; в 1540-1541 гг. посетил в Вормсе религ. диспут и участвовал в полемике с реформаторскими богословами. С 1544 г. В. попал под подозрение инквизиции, но был оправдан. В 1549 г. бежал на территорию Швейцарского союза, где с мая того же года начал проповедь идей Реформации среди италоязычного населения. В 1550 г. стал пастором лютеран. общины Викосопрано. Пытался организовать независимый реформаторский Синод италоязычных общин Швейцарского союза вместо всеобщего евангелического. Такая позиция, а также непримиримое и бескомпромиссное лютеранство привели В. к конфликту с др. реформаторами, поэтому в 1553 г. он принял предложение вюртембергского герц. Кристофа стать его советником в Тюбингене. Не имея четких обязанностей, он исполнял поручения герцога и предпринял неск. поездок в Швейцарию и Вост. Европу, способствовал распространению идей Реформации в Польше и Словении. В. был автором ряда сочинений, не сыгравших, впрочем, большой роли в эпоху Реформации. Большее значение имела его переводческая деятельность: на итал. язык им были переведены труды лютеран., и прежде всего вюртембергских, теологов.

http://pravenc.ru/text/150391.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ [Серб. Павле Смедеревац] (XVI в.), митр. Смедеревский (не позднее 1531-1532). Источники сообщают о П. лишь начиная с 1531 г. в связи с его попыткой восстановить автономию Печской Патриархии (см. в ст. Сербская Православная Церковь ), после османского завоевания серб. земель в сер. XV в. переданной в юрисдикцию Охридской архиепископии . Самым ранним документом, посвященным П., является послание К-польского патриарха Иеремии I (1522-1546) от сент. 1531 г., список к-рого обнаружил проф. МГУ А. С. Павлов в составе греч. Минология XVII в. (см.: Грамата. 1905; Снегаров. 1932. С. 511-512). В этом послании патриарх Иеремия по просьбе архиеп. Охридского Прохора (1523-1550) подтвердил, что действия П. угрожают положению Охридской архиепископии. Вначале патриарх отметил, что Печская Церковь ранее относилась к Охридской архиепископии и была от нее отторгнута насильно. Особо он подчеркнул, что эта Церковь не имела разрешения К-польского Собора на автономию, в то время как статус Охридской архиепископии является каноничным. Далее патриарх говорил о «некоем Павле» (т. е. о П.), который «имеет лик пастыря, а в действительности является волком» и уподобляется не ап. Павлу, а ересиарху Павлу Самосатскому (ок. 260-268/9), т. к. благодаря подкупу со стороны светских властей вывел Печскую Церковь из юрисдикции Охридской архиепископии. В завершение он советовал Собору охридских архиереев, согласно 30-му апостольскому канону, отлучить П. и всех его последователей от Церкви. П. также посвящено послание патриарха Александрийского Иоакима I († 1565(1567)), который узнал о его деятельности от афонского иером. Германа Сербина во время пребывания в пасхальные дни в Иерусалиме (см.: Документи о буни. 1922. С. 34). За то, что П. пожелал сравниться со своим архиепископом, патриарх Иоаким предал анафеме его и всех его последователей. Данные документы свидетельствуют о том, что после возникновения конфликта с П. архиеп. Прохор заручился поддержкой вост. патриархов. В 1530 г. архиеп. Прохор созвал Собор в Охриде. Акты этого Собора не сохранились, но из решений Собора, состоявшегося в Охриде в 1532 г., известно, что на нем П. попросил прощения за свои действия (см.: Там же. С. 37). Но, несмотря на это, в дальнейшем он продолжил добиваться автономии Печской Церкви, о чем свидетельствуют решения Собора 1532 г., на к-ром П. был осужден за учинение раскола в Церкви, а особенно за именование себя архиепископом. В тех же документах в качестве его последователя упоминается еп. Зворникский Феофан (Там же). Следов., П., опираясь на епископов, вероятно глав епархий, располагавшихся севернее Печа (в которых сохранялась память о самостоятельности Сербской Церкви), в 1532 г. не подчинился решениям Собора и впосл. совершил хиротонии иерархов на кафедры, находившиеся южнее Печа: Неофита - во епископа Лесновского и Пахомия - во епископа Кратовского.

http://pravenc.ru/text/2578503.html

И. пользовался поддержкой кор. Сигизмунда I в попытках противостоять нападкам католиков на православных и укрепить юрисдикцию митрополита над правосл. паствой. В 1525 г. И. обратился к королю с жалобой на католич. Виленского еп. Яна Охстата-Тельнича, взявшего под защиту провинившихся перед православными капелланов собора св. Иоанна, и король встал на сторону правосл. митрополита. В 1530 г. по жалобе И. на виленских мещан в Вильно была послана грамота Сигизмунда I. Король приказал местным властям, чтобы они не привлекали живущих в городе церковных людей к светскому суду и не заставляли их платить налоги в пользу ратуши. Король подтвердил подсудность правосл. духовенства и мирян, живущих на церковных землях в Вильно, митрополиту. 22 авг. 1531 г. была получена королевская грамота, запрещавшая уряднику католич. Виленского еп. Яна судить православных и вмешиваться в их духовные дела, даже если они к нему обращаются. Однако правосл. духовные лица и миряне продолжали апеллировать к католич. властям, и 26 нояб. 1533 г. по просьбе И. Сигизмунд I дал грамоту, запрещавшую «князьям, панам, воеводам, наместникам, тиунам, старостам и боярам» вмешиваться в дела правосл. Церкви, «чинить гвалт и кривды» людям, живущим на церковной земле. В грамоте говорилось о том, что местные власти должны принуждать правосл. духовенство подчиняться своему архипастырю, а непокорных выдавать митрополиту. Король отправил своего дворянина, чтобы тот устно передал распоряжение не препятствовать правосл. митрополиту судить духовенство и церковных людей. В противном случае королевский эмиссар должен был насильно представлять священников и мирян на суд митрополита. И. имел судебный спор о земельном владении с канониками виленского католич. собора св. Станислава. Король грамотой от 25 февр. 1532 г. призвал католич. сторону исполнить требования суда и правосл. иерарха. В 1527 г. католич. духовенство Гнезненской пров. добивалось от короля возобновления запрета на строительство правосл. храмов и разрушения уже поставленных ( Sawi ki J. Concilia Polomae. Warsz., 1948. T. 2. S. 13). Светская власть не пошла навстречу этому требованию.

http://pravenc.ru/text/673651.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОИШ Гоиш [португ. Góis] Дамиан ди (1502, Аленкер - 30.01.1574), португ. гуманист и ученый, одним из первых познакомил европейцев с традициями Эфиопской Церкви. Род. в знатной семье и в 1511 г. стал пажом при дворе кор. Мануэла I (1469-1521), в 1523 г., при кор. Жуане III (1521-1557), Г. был послан секретарем миссии Feitoria de Frandres в Антверпен, где за 5 лет познакомился с идеями и деятелями Реформации. В 1528 г. в Англии он встретился с Т. Мором. В 1529 г. Г. ездил с дипломатическими поручениями к польск. кор. Сигизмунду в Краков и Вильно, а в 1531 г.- ко двору дат. кор. Фредерика I. Эти поездки дали ему возможность хорошо познакомиться с учителями ранней Реформации И. Бугенхагеном, Эразмом Роттердамским, Ф. Меланхтоном и М. Лютером, и их идеи произвели на Г. большое впечатление. В 1530 г. в Лиссабоне он встретил эфиоп. свящ. Цага Зааба (от эфиоп.- благодать Отца), посланного к португ. королю эфиоп. царем Лебна Денгелем просить военной помощи для отражения мусульм. нашествия имама Ахмада Ибрахима аль-Гази . Г. подробно расспросил эфиоп. священника о его стране и состоянии Эфиопской Церкви, результатом чего явились 2 книги, написанные им по-латыни: «Посольство великого индийского императора пресвитера Иоанна» (1532) и «Верования, религия, нравы эфиопов под властью священника Иоанна» (1540). Однако в книгах было описано не столько действительное состояние Эфиопской Церкви, сколько представления самого Г. о том, какой должна быть христ. Церковь не только в Эфиопии, но и повсюду. Эти книги вызвали, с одной стороны, большой интерес у европ. гуманистов, к-рых очень привлекал «мистический и мудрый» Восток, в т. ч. и Эфиопия, а с другой - серьезное неодобрение у членов инквизиции. В дальнейшем Г. долго жил в Италии и во Фландрии, затем заведовал португ. архивами в Торре-ду-Томбу. В 1566-1567 гг. по поручению кардинала-инфанта Энрике он написал и издал историю королей Мануэла I и Жуана III. Но научная деятельность не спасла его от преследования инквизиции. В 1573 г. Г. был арестован и заточен в мон-рь, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/165239.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010