Глава 10. Анализ представлений о личности у Х. Яннараса Истина личности подытоживает в себе онтологию и этику церковной философии. 1500 Онтология личности у Яннараса и патристика В своей попытке «современного прочтения древ­него патристического наследия», 1515 опираясь на отцов Церкви, 1516 Яннарас считает «онтологию личности», как «синтез апофа­тизма с бытийными началами инаковости и свободы», 1517 естественным следствием святоотеческой мысли. Согласно Яннарасу, «для греческой философской мысли ранне- и среднехристианского периодов отправным пунктом для приближения к подлинному бытию служит реальность личности». 1518 Он черпает определение «ипос­таси» как «своеобразия», «инаковости» у отцов Каппадокийцев, 1519 которые совершили, по его убеждению, «радикальный переворот» «в отождествлении ипостаси и личности (греч. πρσωπον)»: «личность есть ипостась бытия». 1520 Однако далеко « не вся­кий патролог согласился бы» с предлагаемым Яннарасом прочтением отцов Церкви, 1521 поскольку его «энтузиазм» часто ведет его к приписыванию отцам таких идей, «которых они не имели». 1522 С большой смелостью « Христос Яннарас использует хайдеггеровскую экзистенциальную философию для актуализации значимости святоотеческого наследия в настоящее время». 1523 Он находит основания для признания наличия богословского понятия человеческой личности у отцов Церкви в использовании ими в антропологии таких понятий, как «разумное», «самовластное», «начальное» и др., 1524 т. е. увязывает свободу произволения и разумность человека с его личностностью. Однако Яннарас признает, что «почти невозможно дать исчерпывающее определение того неуловимого «нечто», что лежит в основе личности», 1525 как, впрочем, и в основе понятий сущности и энергии. Поэтому Яннарас называет «знаками сущего: природу и личность, сущность и ипостась, инаковость и энергии». 1526 Бог – Троица Личностей и Откровение Согласно терминологии Яннараса, Бог есть «Троица Личностей» 1527 и «полнота личного общения». 1528 «В новозаветном тексте сам способ выражения неоспоримо указывает на три разные Личнос­ти, Три Божественных Лица, которые в то же время не существуют отдельно друг от друга». Отец «есть Личность не толь­ко по отношению к человеку, но и в самом Своем Бы­тии: Личность по отношению к Сыну и Духу». 1529 «Бытие Бога осуществляется как со-бытие, как лю­бовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей». 1530

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

А яз дал рукою своею и осеньнее полюдие даровьное, полътретиядесяте гривьн святому же Георгиеви». 1524 Тут дань и полюдье различаются. 1525 Другой Мономашич, князь Ростислав, учреждая смоленскую епископию, дал «святей Богородици и епископу десятину от всех даней смоленских, что ся в них сходит истых кун, кроме продажи, и кроме виры, и кроме полюдья». 1526 Формула пожалования Ростислава производит двойственное впечатление: с одной стороны, она как будто бы отличает дань от полюдья, а с другой, – совмещает эти понятия. Поэтому в историографии на сей счет и мнения высказываются разные. Так, М. Д. Приселков полагал, что Уставная грамота Ростислава «различает дань и полюдье». 1527 Согласно же М. А. Дьяконову , А. А. Зимину, Я. Н. Щапову и Л. В. Алексееву, полюдье и дань здесь совпадают, как частное с общим. Иначе, полюдье являлось одним из видов дани. 1528 Нам думается, что ближе к истине был М. Д. Приселков, и вот – почему. Если полюдье считать разновидностью дани, то к ее разряду придется отнести виры и продажи, упоминаемые в грамоте наравне с полюдьем. Но едва ли это будет правильно, тем более, что в самой грамоте дань и вира разграничены: «Дедичи и дань и вира 15 гривен... ». 1529 В жалованной грамоте Ростислава о полюдье говорится еще дважды: «На Копысе полюдья четыре гривны»; «в Лучине полюдья [...] гривны». 1530 Новгородский и смоленский документы позволяют составить некоторое представление о полюдье. Несомненно то, что полюдье в обеих грамотах выступает как определенный сбор с населения, подвластного князю. Примечателен термин «полюдье даровное», характеризующее полюдье как дар, или добровольное приношение. 1531 В этом коренное отличие полюдья от дани, бывшей принудительным побором. 1532 Отсюда и различие между названными платежами, засвидетельствованное в княжеских актах. Прав Л. В. Алексеев, подчеркивая, что полюдье платили люди – свободные общинники. Следует с ним согласиться и в том, что полюдье «выплачивалось только свободным населением. Кто не платил дани, тот должен был отдавать князю полюдье, и наоборот».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

её епископы, назначаемые из Москвы, стали именоваться смоленскими и брянскими 895 . Таким образом две епархии Литовской митрополии – Смоленская и Чернигово-Брянская в самом начале XVI в. соединились в одну под властью Москвы. В ведении литовского митрополита осталось лишь шесть епархий. В половине XVI в. к ним прибавилась седьмая – Львовская, учрежденная, точнее, восстановленная, в территории бывшей Галицкой епархии или в области митрополичьего наместничества. Положение православия в Галиции ухудшалось, особенно во Львове, кафедральном городе латинского архиепископа, получившего право вмешиваться в управление галицким наместничеством. Но случайно и совсем не намеренно сам король помог тамошнему православию. По совету ли всеми уважаемого защитника православия князя К. И. Острожского († 1530 г.) 896 или кого другого, Сигизмунд в 1522 году с согласия львовского арцибискупа назначил в Галицию вместо нескольких одного наместника дворянина Яцка (Иакинфа) Гдашицкого) поручив ему надзор над попами и «синагогами русского обряда» в округах Львовском, Галичском, Коломыйском, Каменецком и Снятинском. Через пять месяцев Иакинф, в монашестве Исаакий, вместе с саном архимандрита получил шестой Жидачевский округ. Архимандриту – наместнику были предоставлены права, какими некогда в этих округах пользовался владыка или митрополит галицкий. Иакинф оказался убежденным православным и, не смотря на жалобы своего патрона арцибискупа львовского, повернул от него, подчинившись киевскому митрополиту 897 . М. Иосиф Салтан, гневавшийся на латинского поставленника, теперь сменил гнев на милость и окружной грамотой от 9 февр. 1526 года объявил всей Галиции, что он простил Исаакия и утвердил его своим наместником в поветах: Галицком, Львовском, Каменецком, Межибужском, Коломыйском и Жидачевском 898 . Утверждение Исаакия в звании наместника православного митрополита было шагом вперед в истории епархиально-административного устройства галицкого наместничества. Дальнейшие шаги были несколько задержаны происками львовского арцибискупа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

—279— ревки, (Говорящий) обещает воду, но она говорит только о качестве вкуса (воды). Самаряне были иноплеменниками, ибо были выселенцы Вавилонян. Но и они считали Иакова своим отцом по двум основаниям. Населяя смежную и соседнюю Иудеям страну, они заимствовали нечто из их религии и хотели славиться отцами Иудеев. Другое же и совершенно истинное основание – то, что большинство обитателей Самарии происходили от корня Иакова, ибо сын Навата Иероваам, собрав десять колен Израилевых и половину колена Ефремова, отделился от Иерусалима, во время царствования Ровоама сына Соломонова, и, заняв Самарию, построил в ней дома и города. 4:13–15. Всяк пияй от воды сея вжаждется 1526 паки. А иже пиет 1527 от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется 1528 в век 1529 : но вода, юже 1530 дам ему 1531 , будет в нем источник воды текущия 1532 в жизнь вечную 1533 . Глагола к Нему жена. «Еда Ты болий ecu отца нашего Иакова»: – когда Самарянка выставила эти слова в качестве неопровержимого возражения, то Спаситель опять благородно отказывается от того, чтобы открыто и ясно сказать, —280— что Он действительно больше (Иакова), но желает доказать Свое превосходство от качества дел. Поэтому Он указывает на несравненное различие и превосходство духовных вод перед чувственными и земными в словах: всяк пияй от воды сея вжаждется паки, а наполнившийся, говорит, Моими водами уже не окажется подверженным жажде, но будет иметь в себе самом источник, могущий воспитывать к жизни вечной. Итак Дарующий большее, говорит, должен быть выше имеющего меньше, – и то, что ниже, не может иметь одинаковую славу с тем, что выше. Должно знать опять, что водою здесь Спаситель называет благодать Святого Духа, коей если кто соделается причастником, то будет иметь уже в себе самом постоянный источник божественных научений, так что уже не будет ему нужды в наставлении от других, но сам будет в состоянии наставлять тех, у коих появится жажда божественного и небесного учения, – каковы были в настоящей жизни и еще и теперь живут на земле святые пророки, апостолы и наследники их служения, о коих написано: и почерпите воду с веселием от источник спасения ( Ис.12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18 . Окропление же его одежды кровью козленка 1524 , видимо, обозначает, что, нападая на него с помощью ложных свидетельств, они низвели в ненависть греха Прощающего грехи всех. Для нас Он — Агнец, для них — козленок. Агнец Божий заклан был для нас, от которых Он удалил грех мира 1525 ; козленок — для них, чьи заблуждения и прегрешения Он собрал и умножил 1526 . И поэтому Он говорит: Дополняйте меру отцов ваших (Мф. 23. 32). И потому Иаков рыдал об утрате своего потомка, ибо он как отец оплакивал потерянного сына 1527 и как пророк стенал из–за погибели иудеев. Он даже разодрал свои одежды, как во время страданий Господних — мы читаем в Евангелии 1528 – поступил первосвященник, совершив это не как частное лицо, а исполняя свое служение 1529 . И завеса в храме раздралась (Мф. 27. 51), чтобы в этих знамениях обнаружилось, что таинства поруганы и народ лишен спасительных одежд, разделено царство, которое должно быть разрушено, — ведь всякое разделившееся царство легко разрушается 1530 . И поистине оно было разделено, когда стало уже принадлежать дьяволу то, что принадлежало Христу, ведь не могли оставаться неразделенными те, которые отделяли Сына от Отца 1531 . 19 . Итак, Иосиф был продан, отведен в Египет, куплен распорядителем поваров. Весьма деятелен тот, кто готовит из сырых и необработанных продуктов, чтобы души насыщались сладостью веры, ведь знание и учение слаще любой пиши. Раньше в Египте царило грубое неверие, которое не смягчил ни жар Божественного учения и ни жажда истинного знания, и пламенные речи Господа не сделали пригодным в пишу. Иосиф был продан в Египет, потому что Христос должен прийти к тем, кому сказано: Вы были проданы за грехи ваши (Ис. 50. 1), и потому Он искупает Своею кровью тех, кого продали собственные грехи 1532 . Но Христос, быв продан, не удерживается ценой греха, так как Он не совершал греха и воспринял нашу природу, а не вину 1533 . Значит, уплатив цену, Он приобрел наш долг, а не стал должником Сам, упразднил рукописание 1534 , удалил ростовщика, вызволил должника: Один уплатил то, что должны были все. Нам не было позволено выйти из рабства. Он взял его на Себя за нас, чтобы устранить рабское служение мира, восстановить райскую свободу, даровать новую благодать, возведя в новое достоинство причастности к Нему. Таков таинственный смысл этих событий.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

В 1541 году Сигизмунд вынужден был дать особое постановление как для Польши, так и для Литвы, которым запрещалось приглашать учителей из Германии, а молодежи посещать университеты и школы немецкие 213 . Наконец, реформационные идеи распространялись через сочинения Лютера и других реформаторов. В 1520 году правительство вынуждено было издать особое постановление против продажи сочинений Лютера; оно, именно, запретило „под страхом конфискации всего имения и вечнаго изгнания ввозить, продавать и употреблять книги Лютера“ 214 . Такими-то путями реформационные идеи проникали в Польшу и Литву. Лютеранство и кальвинизм вскоре после своего появления на западе сделались известными в Польше и Литве. В 1525 году приняли лютеранское исповедание соседи Литвы и Жмуди – восточные Пруссы со своим магистром Альбертом I. Отсюда оно распространилось в Польше и Литве и здесь нашло себе большое сочувствие. По словам универсала, изданного Сигизмундом в 1526 году, „католическия церемонии были отменены во всех костелах города (Данцига) и окружающих его местечек... древния молитвы... заменены... вновь составленными... Многие незаконно занимали кафедры (архиерейския) и под предлогом сеяния пшеницы сеяли куколь. Многие монахи и монахини, ксендзы и другия, принадлежащия к клиру, лица оставили свое звание и отложились от церкви“ 215 . В 1535 году Сигизмунд приказал опубликовать в Вяльве строгий декрет против еретиков. В 1530 году здесь явился из среды уже самих Литовцев проповедник лютеранства, – Авраам Кульва. Получив образование в Германии, он поселился в Вильне, где открыл школу и начал проповедовать лютеранство. Проповедь его имела такой успех, что устрашила католическое духовенство, которое в лице Виленского епископа обратилось за помощью к Сигизмунду I. Король выдал постановление, по которому Кульва был обязан явиться пред духовным судом, объясниться в своей вине и покориться каноническим наказаниям; в противном случае ему грозило изгнание и лишение имущества 216 . Тот же король в 1541 распространил на Литву постановление, изданное для Польши, по которому всякий, заразившийся ересью, терял дворянство, и по которому запрещалось приглашать учителей из Германии и молодежи посещать университеты и школы немецкие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Поскольку никто не знает всех смыслов Свящ. Писания, нельзя считать толкования Савонаролы заведомо ложными; более того, в истинности многих относящихся к реформированию Церкви идей, к-рые Савонарола преподносил как пророчества, образованный христианин может убедиться, используя средства естественного разума и содержание божественного откровения (Ibid. S. 149). Отзыв К. демонстрирует, что, несмотря на признание высшего авторитета папы Римского в католич. Церкви, он допускал возможность возникновения ситуации, когда долгом христианина окажется противостояние папе Римскому, действующему вопреки «божественному закону»; связанное с реализацией евангельских заповедей общее благо католической Церкви К. считал более высокой ценностью, чем незыблемость канонического и иерархического строя Церкви (ср.: Fragnito. 1969. P. 120-125; Gleason. 1993. P. 91-92). К. на службе Венецианской республики (1518-1535) Впервые добиться избрания на гос. должность в Венецианской республике К. удалось в 1518 г.: он стал одним из 3 чиновников, ответственных за учет земель с целью их последующего использования для оплаты гос. долга Венеции перед гражданами. После ряда неудачных попыток в 1518-1520 гг. получить назначение на должность венецианского посла во Франции и в Риме, 24 сент. 1520 г. К. был избран постоянным послом (orator) к имп. Карлу V (1519-1556), к-рый в 1519 г. получил необходимые для признания его императором Свящ. Римской империи голоса коллегии герм. курфюрстов, однако до 1530 г. не был коронован папой Римским, вслед. чего в официальных документах нередко именовался лишь «избранным императором». Задачей К. была защита интересов Венеции в сложных условиях 4-й из Итальянских войн (1521-1526) между Испанией, возглавляемой имп. Карлом V, и Францией, во главе которой стоял кор. Франциск I (1515-1547). До 1523 г. Венецианская республика поддерживала кор. Франциска I и считала франц. присутствие в Италии выгодным для Венеции; К. стремился оправдать такую политику Венеции перед имп. Карлом V, не допустить враждебных действий против Венеции с его стороны, а также по возможности воспрепятствовать приближению имп. войск в Италии к находившимся под контролем Венеции территориям (см.: Gleason. 1993. P. 27-31). В венецианских архивах сохранились донесения К. властям Венецианской республики (всего более 350 документов; по большей части неопубл.), являющиеся ценным источником сведений по европ. политической истории нач. XVI в. (отрывки донесений см.: Dittrich. 1881. S. 9-26, 252-258; см. также: Sanuto. 1891-1904. Vol. 30-39; Calendar of State Papers and Manuscripts. 1869. Vol. 3). Дож А. Гритти дает посольские поручения Г. Контарини. Миниатюра из «Commissione del doge Andrea Gritti». Ок. 1571 г. (Venezia. Biblioteca del Museo Correr. Classe III 1099. Fol. 1) Дож А. Гритти дает посольские поручения Г. Контарини. Миниатюра из «Commissione del doge Andrea Gritti». Ок. 1571 г. (Venezia. Biblioteca del Museo Correr. Classe III 1099. Fol. 1)

http://pravenc.ru/text/2057148.html

Что касается, собственно, опровержения ( νατροπ), то здесь, как мы видели, Ириней начинает с доводов разума. Доказывает взаимное противоречие гностических систем, сравнивая их одну с другой (например, взгляды Птолемея с учением Валентина, Секунда, Колорваса и др.). 1525 Путем последовательного развития доводит до абсурда многие положения еретиков. Штирен, 1526 разбирая Contra haereses, находит в них не без основания типы доказательств: «ех concessis» (по допущению), 1527 «progressus in infinitum» 1528 и т. п. Иногда же св. отец высмеивает мнимо глубокие таинственные соображения и заявления гностиков. Так, отметив, что еретики и, в частности, не названный у Иринея по имени один их учитель произвольно дают вымышленные имена разным членам божественной плеромы, св. отец продолжает: «В таком случае ничто не препятствует и другому кому-либо для того же самого предмета назначить такие имена: есть некоторое Первоначало царственное, недомыслимое, сила, существующая прежде всякого существа, простирающаяся во, всяком направлении. С нею соприсутствует сила, которую я называю Тыквою, с сею Тыквою соприсутствует сила, которую я называю Препустотою. Сии Тыква и Препустота, будучи одно, произвели, впрочем, не производя, собственно, чего-либо отдельно от себя, – плод, отовсюду видимый, съедомый и сладкий, каковой плод слово называет Огурцом. С сим Огурцом существует сила той же с ним сущности, которую я называю Дынею. Эти силы – Тыква, Препустота, Огурец и Дыня – произвели остальное множество сумасбродных дынь Валентина». 1529 В последних трех книгах главенствующее значение при опровержении мнений еретиков имеют доказательства из Св. Писания. Цитаты из разных книг Ветхого и Нового Заветов встречаются почти на каждой странице труда Иринея. Тексты приводятся из Бытия, 1530 Исхода, Левит, Числ, Второзакония, Иисуса Навина, Судей, Царств, Ездры, Премудрости Соломона, Притчей, Псалтири, Иова, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Михея, Ионы, Аввакума, Захарии, Малахии. 1531

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

1517 An: me autem in altera castro, cuius nomen Buculus erat, regionis, quae Mesimiana vocabatur, in jam dictorum confinibuw Alanorum: quod videlicet castrun iidem Alani captum nunc retinere noscuntur. 1518 Г: «Брата же Анастасия отправили на осле и заключили в крепости Абхаской, которая называется Котори. Другого же Анастасия, который описал все это и прислал мне, пресвитеру Феодосию, написавшему все настоящее подвижничество святого Максима, заключили в крепости, по имени Бокеле, на границах же Осетии». Так обр. Грузинское житие называет составителем его пресвитера Феодосия (Гангрского), коему писал св. Анастасий пресвитер о себе, своем соименнике и св. Максиме. 1522 An: unde et in medio viae, ut quidam aiunt, – ut autem alii asserunt, mox ac retrusus est in castro Suaniae ad quod destinatus fuerat, obiit: поэтому в средине пути, как некоторые говорят, а как другие утверждают, лищь только удален был в крепость Суании, в которую был назначен, – он умер. 1523 An: circa undecimo vel nono kalendas augustas dormierit in Domino (нет: блаж. Анастасий) Г: Но он, будучи близок к смерти вследствие многих бедствий и мучений, претерпевших им в Византии, на пути, недоходя до крепости той, скончался и с радостью взошел в царство небесное месяца июля 24-го дня. 1524 An: Quintodecimo namque kalendarum augustarum deducti sumus utrique, per jussionem tunc principis, in id quod dicebatur Mucurisin, praesentandi in medio amici Christi exercitus... 1526 An: Thacyria juxta Hiberiam. Hinc igitur conjicio. quod circa undecimo kalendas vel nono kalendas augustas quintae indictionis in Domino, sicut dictum est, obdormierit. Г: Анастасия же диакона(?) взяли в крепость Такверскую в Абхазии, где он оставался до смерти царя мучителя. После же смерти его, получив дозволение, он вернулся в Грецию и возвестил нам все случившееся с ними. Здесь он окончил жизнь свою в больших подвигах и сподобился обители небесной с друзьями своими. 1530 An: unde et in medio viae, ut quidam aiunt, – ut autem alii asserunt, mox ac retrusus est in castro Suaniae ad quod destinatus fuerat, obit: поэтому в средине пути, как некоторые говорят, а как другие утверждают, лищь только удален был в крепость Суании, в которую был назначен, – он умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1 приспособляемости; адаптации к жизни (англ.). 1513 2 плохой приспособляемости, слабой адаптации (особенно к окружающей обстановке) (англ.). 1514 3 " Он легко сходится с людьми " (англ.). 1515 1 язык, дискурс (фр.). 1516 1 ядерным оружием (англ.). 1517 2 лучше быть красным, чем мертвым (англ.). 1518 1 " неудачника " (англ.). 1519 2 " …и я хочу подчеркнуть, Отче, что личное знакомство с Вами, после того как я Вас уже много читал, доставило мне огромное удовольствие… Пророческий аспект, если я осмелюсь так высказаться, большей части Ваших выступлений на наших собраниях, а также глубокое значение важности ближайшего будущего Православия, которые я ощутил в Вашем докладе… " (Фр.). 1520 3 Ну вот, игра сыграна. Случилось, что должно было случиться (фр.). 1521 1 Определенно (фр.). 1522 2 " Только несколько строк благодарности за то, чем Вы делитесь с нами в ваших писаниях Я уже прочитала несколько Ваших книг, и у меня нет других слов, чтобы выразить мою благодарность, кроме очень сердечного спасибо… Возможно, я никогда не встречусь с Вами лично, но я могу образовывать себя в духе Христа и в Вашем, читая Ваши слова. Да сохранит Вас Бог и даст Вам долгую жизнь и крепкое здоровье для продолжения Его дела… " (англ.). 1523 3 Наконец-то! (фр.). 1524 4 порочный круг (фр.). 1525 5 См.. 3Цар.19.12. 1526 1 инвестиционного банка (англ.). 1527 2 " Деньги к деньгам " (англ.). 1528 3 " Что нам здесь нужно – так это монашество " (англ.). 1529 1 Стихотворение Г.Иванова. Правильно: " Это звон бубенцов издалека,/Это тройки широкий разбег,/Это черная музыка Блока/На сияющий падает снег " . 1530 1 жители богатых пригородных районов (англ.). 1531 2 " Вера и сомнение у Достоевского " (англ.). 1532 1 Национальную картинную галерею 1533 2 " После смерти " (лат.), аутопсия, вскрытие трупа. 1534 1 заблуждении, мании (англ.). 1535 2 солярия (англ.). 1536 3 1Ин.2:16. 1537 1 технические неполадки (англ.). 1538 2 не так все просто! (фр.). 1539 1 " Возвращение Бога " (фр.). 1540 2 верю, ибо это нелепо (лат.). 1541

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010