Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Лимонос. Общий вид [Греч. Λειμνος], во имя св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) мужской, действующий общежительный мон-рь, принадлежит Мифимнской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в 3 км к северо-западу от Калони. Его название происходит от слова «луг» (λειμν), т. к. он расположен среди лугов. Однако некоторые исследователи указывают на переносное значение этого слова, поскольку в ранневизантийский период мон-рь иногда именовали «лугом духовным», местом процветания монашеских добродетелей. Л. был основан в визант. период и запустел к кон. XV в. В 1526 г. (или между 1523 и 1526) сакелларий Мифимнской митрополии Иоанн Агаллиан (впосл. прп. Игнатий Агаллиан ) решил восстановить Л., к-рый находился во владениях его семьи. В 1527 г. отец Иоанна передал ему эти земли офиц. документом. Иоанн построил в Л. монастырский собор и кельи. Вместе с отцом и сыном Мефодием он принял здесь монашеский постриг и стал игуменом Л. Первоначально в монашеской общине было 12 чел., впосл. число насельников значительно увеличилось. Игнатий Агаллиан передал Л. ряд своих владений и обеспечил обитель церковной утварью и богослужебными книгами. В Л. были введены общежительный устав и запрет на посещение лицами противоположного пола ( аватон ). Игумена избирала братия. В адм. зависимости от Л. находился жен. Мирсиниотиссы Пресв. Богородицы мон-рь , также восстановленный Игнатием. В патриарших сигиллиях 1527, 1531, 1540 и 1546 гг. зафиксированы привилегии мон-ря. В 1530 г. прп. Игнатий Агаллиан отправился в К-поль к патриарху Иеремии I, к-рый даровал Л. статус ставропигиального мон-ря. Прп. Игнатий устроил в Л. скрипторий и открыл школу, где преподавал также его сын Мефодий (некоторое время им помогал ученый мон. Пахомий Русан с о-ва Закинф). В 1531 г. Игнатий Агаллиан был избран митрополитом Мифимнским, а игуменом Л. стал его сын. В 1560 (или в 1563) г. Игнатий ушел на покой и поселился в Л., где провел последние годы своей жизни. В честь своего ктитора Л. также именуют монастырем прп. Игнатия.

http://pravenc.ru/text/2110511.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава V. Мир церковно-политических идей в Москве в XVI в. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Митрополит Макарий и русская агиография XVI века Первоочередной задачей было составление житий русских подвижников. Монашество взяло на себя б?ольшую часть этого дела. В начале XVI в. существовало уже несколько житий русских подвижников и святых, но их было еще немного . В 1-й половине этого века русская агиография значительно пополнилась, главным образом благодаря личному почину и руководству митрополита Макария (1542–1563) . Уже во время своего управления Новгородской епархией (1526–1542) архиепископ Макарий предпринял огромную работу —составление «Великих Миней Четий» в 12 томах, по тому на каждый месяц; работа была начата в 1529–1530 гг., а в 1541 г. Макарий передал Минеи новгородскому кафедральному собору Святой Софии как вклад на помин души своих родителей. Когда в 1542 г. он стал Московским митрополитом, труд этот был восполнен и завершен, и в 1552 г. новая рукопись была подарена московскому Успенскому кафедральному собору . «По задаче,— пишет Ключевский,— положенной в основание этого сборника, собрать и переписать «все святые книги, которые в Русской земле обретаются», Минеи Макария — самое отважное предприятие в древнерусской письменности» . Эти Минеи содержали жития всех святых православной Церкви, известные в ту пору на Руси, а также различные аскетические, катехизические, гомилетические и некоторые канонические сочинения . Макарий счел необходимым уделить достойное место в Минеях житиям русских святых. Он собрал вокруг себя помощников, и они по его поручению составляли эти жития. Ясно, что помощников Макарий искал в кругу иосифлянски настроенного монашества, с которым он связан был уже давно, со времени своего послушничества в Пафнутьевом Боровском монастыре. Поэтому можно утверждать, что в эти годы сложилась «иосифлянская школа» русской агиографии, стремившаяся представить жития святых в духе иосифлянских воззрений и описывать такую подвижническую жизнь, которая содержанием своим соответствовала этим воззрениям или была окрашена в «иосифлянские» тона. Эта иосифлянская агиографическая школа, труды которой в истории литературы обычно называются «житиями макарьевской редакции» , создала целый ряд житий, неравноценных как в литературном, так и в церковно-историческом отношении , во-первых, потому что составители житий имели разные литературные дарования, а во-вторых, потому что они обрабатывали материал, исходя из определенной церковно-политической концепции.

http://sedmitza.ru/lib/text/436477/

Вязники. Введенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1629 - 1764. Адрес: Владимирская область, г. Вязники, ул. Пролетарская Горка, 3. Координаты: 56.24366, 42.159956 Проезд:Монастырь составляет Введенская церковь и несколько хозпостроек на крутом склоне высокой горы в центре города. На автомобиле следует двигаться со стороны Нижнего Новгорода поверху, свернув налево, на ул. Киселёва, и ориентируясь по белой Троицкой церкви с колокольней, которая относительно недалеко от Введенской церкви. Пешком снизу вверх от центральной площади города по ул.Трудовая Гора. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Приписные приходские церкви: Кувезино. Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты История Введенского монастыря в Вязниках переплетена с княжеским и боярским родом Мстиславских, потомков князя Литовского Гедимина, издревле владевших Ярополческой волостью Владимирского уезда, где ныне находится г. Вязники.  Фёдор Михайлович Мстиславский (род.? – ум. 1540) выехал на Русь в 1526 году, был женат на родной внучке Ивана III Анастасии. В 1536-1537 гг. упоминается среди Муромских воевод. Его сын, Иван Фёдорович Мстиславский (ок. 1530-1586) политический и военный деятель эпохи Ивана IV, впервые упомянут в 1547 году, известен как боярин и полковой воевода во Владимире (1548). Участвует в военных компаниях в Ливонии (1559). После введения опричнины занимает видные начальственные должности (1565), участвует в успешных переговорах с казанцами (1573). После смерти Ивана IV подвергся опале (1585), сослан в Кирилло-Белозёрский монастырь. Был женат на дочери князя Горбатого Ирине. Два его сына тоже были боярами. Один из них, Фёдор Иванович Мстиславский (ок. 1550-1622), так же как и отец стал влиятельным политическим деятелем и военноначальником. К 1613 коду Фёдор Иванович владел 50 тысячами десятин, то есть был одним из крупнейших светских землевладельцев того времени. Помимо Ярополческой волости ему принадлежали Муромские земли вплоть до села Драчёво (сейчас Селивановский район). Возглавлял правительственные войска в борьбе с Лжедмитрием I, занимал самые высокие посты вплоть до претендентства на престол после смерти царя Фёдора Иоанновича. При царе Михаиле Фёдоровиче оставался видным сановником. Жена Фёдора Ивановича Мстиславского – Домникея Михайловна, урождённая Тёмкина-Ростовская, в последствие приняла постриг, в монашестве приняла имя Ирина. Монахиня Ирина совместно с сестрой князя Фёдора Ивановича Мстиславского основали в Вязниках Введенскую женскую обитель. Скончалась в 1630 году.

http://sobory.ru/article/?object=10877

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Тучапский Макарий; † 1548 (?)), правосл. Львовский еп. В документах 20-х гг. XVI в. львовянин Макарий Тучапский упоминается как один из «старших» общины правосл. «русских» мещан Львова (ныне Украина) и предместий. Положение этих мещан было нелегким. Они не могли занимать городские должности, им был затруднен доступ во мн. цехи, во Львове «русские» мещане могли владеть землей и домами лишь на территории небольшого квартала в районе Русской ул., ограничивалась свобода правосл. богослужения. В документах 20-х гг. XVI в. Макарий Тучапский выступает в числе тех, кто отстаивали права правосл. мещан в спорах с властями города. В 1530 г. Тучапский упоминается как один из выбранных общиной опекунов львовской Успенской ц. Особенность церковной жизни на землях Русского воеводства Польского королевства состояла в том, что в сер. XV в. местная правосл. Галицкая епархия перестала существовать и управление духовенством находилось в руках наместников, к-рых назначал король по рекомендации католич. Львовского архиепископа. Еще в 1522 г. король «с согласия» Львовского архиеп. Бернарда назначил наместником на территории Галицкой епархии правосл. шляхтича Яцека Гдашицкого. Приняв монашество с именем Исаакий, Гдашицкий вступил в контакт с Киевским митр. Иосифом II , и в 1526 г. митрополит назначил Гдашицкого своим наместником в Галицкой епархии. После вмешательства Львовского архиепископа Гдашицкий был отстранен от должности, и архиепископ назначил нового наместника - Яцко Сикору. В ответ на это митр. Макарий II поставил своим наместником некоего «Гошовского попа» (вероятно, свящ. Иосифа Гошовского). Такое решение вызвало недовольство местного православного населения, и митрополит согласился назначить наместником того, кого выберет паства. Тогда духовенство, шляхта, мещане и «все поспольство... земль Русских и Подольских» предложили кандидатуру львовского мещанина Макария Тучапского. Митрополит благословил Тучапского на наместничество. По ходатайству митрополита и правосл. шляхты кор. Сигизмунд I утвердил это решение и поручил правосл. Перемышльскому епископу ввести Тучапского в должность.

http://pravenc.ru/text/2561406.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (2.02.1526, Туров (совр. Белоруссия) - в ночь на 13.02.1608, Острог (совр. Украина)), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой. Сын великого гетмана литовского Константина Ивановича Острожского († 1530) и кнж. Александры Семеновны Слуцкой, имел родного брата Илью († 1539). Получил домашнее образование, в повседневной жизни и в переписке обычно пользовался польск. языком, в совершенстве владел церковнослав. языком, немного латинским. В результате длительного имущественного спора с невесткой Беатой (урожд. Косцелецкой) К. К. получил половину родовых имений. Его главной резиденцией продолжительное время, до приобретения Острога, было Дубно на Волыни. В более поздний период К. К. принадлежала 1/3 Волыни. В молодости К. К. регулярно участвовал в боях с крымскими татарами (в 1543, 1544, 1547, 1550). Военная деятельность повлияла на его первые продвижения по службе. В 1550 г. кор. Сигизмунд II назначил его на высший в то время пост на Волыни - маршалка Волынской земли, одновременно К. К. получил должность владимирского старосты, в 1559 г. он также стал киевским воеводой - высшим должностным лицом на укр. землях. Т. о., К. К. являлся наиболее влиятельным правосл. магнатом в Великом княжестве Литовском. Для его карьеры в 50-60-х гг. XVI в. имели значение связи с могущественной семьей Радзивиллов, прежде всего с виленским воеводой и канцлером Николаем Радзивиллом Чёрным. Положение К. К. укрепил заключенный в 1553 г. брак с католичкой Софьей Тарновской, единственной дочерью великого гетмана Польского королевства Я. А. Тарновского. Этот брак принес К. К. (учитывая скоропостижную смерть единственного сына Тарновского Яна Кшиштофа) огромные поместья Тарновских, расположенные гл. обр. в М. Польше (в т. ч. Тарнов (Тарнув)) и на древнерусских землях в границах Польши. Брак с католичкой не ослабил связей кн. Острожского с Православием и одновременно способствовал сближению его с польск. шляхетскими кругами.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Отделение II. Церкви в Новгороде на Софийской стороне. 1. Церковь Святой живоначальной троицы в Свято-Духове женском монастыре Местоположение Духова монастыря и его основание. Возобновление его и построение в нем каменной церкви. Состояние монастыря в XVI и XVII веках Краткая история монастыря в прошлом и текущем столетии. Древняя Троицкая церковь в нем, и устройство ее совне и внутри в настоящем виде. Свято-Духов, 1-го класса, женский, а прежде бывший мужеский, монастырь находится в конце Новгорода близ большого земляного вала у С.-Петербургской заставы и большой дороги, расстоянием от Кремля на запад около версты. Прежде место сие числилось в Вотской пятине «в Неревском конце, за деревянным городом на посаде». Близ этого самого места находился Григорьевский Креченский погост, принадлежавший новгородскому ар-хиерейскому дому. Когда был основан здесь Духов монастырь, неизвестно. Но надобно полагать, что он существовал издревле, и в XII веке имел уже своего игумена, как сказано в летописи под 1162 годом: «Том же лете Святого Духа сшествия поставиша игуменом Саву» 363 . После этого, о духове монастыре не упоминается до XI века. «В лето 6865 (1357) постави владыка Моисий церковь каменну Сшествие Святого Духа, монастырь» 364 . По самому свидетельству летописей видно, что святитель Моисей не был первоначальным основателем Духова монастыря, издавна существовавшего, но только построил в нем каменную церковь . Вскоре после того, в 1386 году, по случаю нашествия Д. I. Донского, монастырь Духов самими Новгородцами был сожжен 365 . Потом опять обновлен ради находящейся в нем чудотворной иконы Сошествия Святого Духа. В 1475 году при осаде Новгорода от в. к. Иоанна Васильевича III, стояли войска его в Кречневе, близ Духова монастыря. В первой половине XVI века (1526–1530) введено в нем общежитие уставною грамотою новг. архиепископа Макария 366 . После того о Духове монастыре нет почти никаких известий даже до исхода XVI века, вероятно, потому, что во время нашествия Шведов он был разграблен и архивы его истреблены.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Папы времен Тридентского собора (1545-1563) Е. Гергей. История папства Реформация вынудила папство вновь стать духовной движущей силой, подключившейся к историческому развитию. Еще до созыва Тридентского собора началась реформаторская работа в Испании и Италии, которая и определила характер собора. Реформация, которая была процессом гораздо более широким и глубоким, чем просто католическое обновление, проходила в двух направлениях: с одной стороны, она имела теологически-религиозно-нравственный характер и, с другой - организационно-церковный и дисциплинарный. Католическая реформа затрагивала те же самые теоретические и организационные проблемы, что и Реформация, только с противоположным знаком. В то время как острие Реформации было направлено против монашеских орденов и папства (она лишала монашеские ордена их сферы деятельности и отрицала папство), католическая реформа началась с монашеских орденов и вела к укреплению принципа абсолютного авторитета папства. Католическая реформа обновила идеал монашества, его организацию. Она породила новые, боевые монашеские ордена, которые приближались к церковному идеалу. Из монашеских орденов нового типа первым появился в 1527 году орден театинцев, основанный Петром Карафой, архиепископом Театы, ставшим впоследствии папой Павлом IV. Из францисканского ордена в 1526 году выделился строгий орден капуцинов. В 1530 году в Милане сформировался орден барбанитов, ставивший своей целью благородную деятельность по попечительству над бедными и уходу за больными. В это же время возник и орден святой Урсулы, в задачу которого входило воспитание девушек в новом духе. В 1540 году тоже для ухода за больными возник орден милосердия. Эти духовные ордена стали образцами и популяризаторами религиозности нового типа, наполненной социальным содержанием.

http://sedmitza.ru/lib/text/441656/

VII. О ТАИНСТВЕ СВЯЩЕНСТВА § 238. Связь с предыдущим; священство, как особое Богоучрежденное служение в Церкви (иерархия) и его три степени; понятие о священстве, как таинстве Излагая доселе учение о таинствах, мы о каждом из них замечали, что оно может быть совершаемо и преподаваемо верующим только пастырями Церкви, епископами и пресвитерами. Но для того, чтобы люди могли соделываться пастырями Христовой Церкви и получать власть совершать таинства, Господь учредил еще особое таинство, – таинство священства. Священство понимается в двояком смысле: как особое сословие людей, особое служение в Церкви, известное под именем иерархии (священноначалия), и как особое священнодействие, чрез которое посвящаются и поставляются люди в это служение. В первом смысле священство мы уже рассматривали, и видели: а) что сам Господь учредил иерархию, или чин пастырей 1526 , которых одних только уполномочил быть учителями в Церкви, священнодействователями и духовными управителями, а отнюдь не предоставил сего всем верующим (§ 172); б) что в этой иерархии три существенные, Богоучрежденные степени: первая и высшая – степень епископа, архиерея; вторая и подчиненная – степень пресвитера, иерея, священника; третья и еще низшая – степень диакона (§ 173), и – в) что все эти три степени иерархии поставлены в определенном отношении между собою и к пастве, и имеют определенное участие в общем их служении для Церкви (§ 174). Теперь скажем о священстве, как о таинстве. Под именем священства, как таинства, разумеется такое священнодействие, в котором, чрез молитвенное возложение рук архиерейских на главу избранного лица, низводится на это лицо Божественная благодать, освящающая и поставляющая его на известную степень державной иерархии, и потом содействующая ему в прохождении его иерархических обязанностей. Называется еще это таинство рукоположением 1527 , таинственным рукоположением 1528 , возведением в (священный) сан 1529 , благословением пресвитерства 1530 , таинством святительским 1531 . § 239. Божественное установление и действительность таинства священства

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Глава 10. Анализ представлений о личности у Х. Яннараса Истина личности подытоживает в себе онтологию и этику церковной философии. 1500 Онтология личности у Яннараса и патристика В своей попытке «современного прочтения древ­него патристического наследия», 1515 опираясь на отцов Церкви, 1516 Яннарас считает «онтологию личности», как «синтез апофа­тизма с бытийными началами инаковости и свободы», 1517 естественным следствием святоотеческой мысли. Согласно Яннарасу, «для греческой философской мысли ранне- и среднехристианского периодов отправным пунктом для приближения к подлинному бытию служит реальность личности». 1518 Он черпает определение «ипос­таси» как «своеобразия», «инаковости» у отцов Каппадокийцев, 1519 которые совершили, по его убеждению, «радикальный переворот» «в отождествлении ипостаси и личности (греч. πρσωπον)»: «личность есть ипостась бытия». 1520 Однако далеко « не вся­кий патролог согласился бы» с предлагаемым Яннарасом прочтением отцов Церкви, 1521 поскольку его «энтузиазм» часто ведет его к приписыванию отцам таких идей, «которых они не имели». 1522 С большой смелостью « Христос Яннарас использует хайдеггеровскую экзистенциальную философию для актуализации значимости святоотеческого наследия в настоящее время». 1523 Он находит основания для признания наличия богословского понятия человеческой личности у отцов Церкви в использовании ими в антропологии таких понятий, как «разумное», «самовластное», «начальное» и др., 1524 т. е. увязывает свободу произволения и разумность человека с его личностностью. Однако Яннарас признает, что «почти невозможно дать исчерпывающее определение того неуловимого «нечто», что лежит в основе личности», 1525 как, впрочем, и в основе понятий сущности и энергии. Поэтому Яннарас называет «знаками сущего: природу и личность, сущность и ипостась, инаковость и энергии». 1526 Бог – Троица Личностей и Откровение Согласно терминологии Яннараса, Бог есть «Троица Личностей» 1527 и «полнота личного общения». 1528 «В новозаветном тексте сам способ выражения неоспоримо указывает на три разные Личнос­ти, Три Божественных Лица, которые в то же время не существуют отдельно друг от друга». Отец «есть Личность не толь­ко по отношению к человеку, но и в самом Своем Бы­тии: Личность по отношению к Сыну и Духу». 1529 «Бытие Бога осуществляется как со-бытие, как лю­бовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей». 1530

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Кроме великокняжеской казны (платье, меха, сосуды, драгоценные камни и пр.), казначей ведал государевы доходы, получали пошлины и оброки и сдавали в оброчное содержание разные доходные статьи, вели известные расходы и ведали дела о холопстве и некоторые судебные дела; первыми уставными грамотами выборным судьям и старостам предписывается обращаться по их делам к казначеям и дьякам 21 ; вместе с царской утварью они хранили, как сказано, и московский дипломатический архив XVI в. В переговорах с послами они принимали ближайшее участие, состояли членами особых, назначавшихся для сего, комиссий. Но значение казначеев по отношению к делам внешней политики не ограничивалось только этим, а простиралось еще далее. Приезжавшие в Москву послы турецкие, крымские и ногайские всецело подчинялись их распоряжению и заведыванию даже и тогда, когда учрежден был Посольский приказ. Так напр., по получении в декабре 1526 г. известия о предстоящем приезде в Москву турецкого посла, великий князь приказывает казначею П. Головину дать послу пристава. По приезде в апреле 1549 г. турецкого посла, казначей Ф. Сукин «сказывает» царю о том, что у посла есть от султана грамота. При приеме царем посла «являет» казначей (в 1549, 1551, 1554, 1555, 1558, 1584 гг.). О приезде в 1529 г. (во время отсутствия из Москвы великого князя) турецкого посла доносят князю боярин Мих. Юрьев и казначей П. Головин, которые согласно приказанию великого князя принимают посла и берут у него султанскую грамоту. Просьбу турецкого купца об отпуске его докладывают царю в 1551 и 1564 гг. казначеи. Турецкий посол о болезни своей доносит казначею П. Головину (в 1530 г.) и казначей распоряжается, согласно приказанию великого князя, описью имущества посла. В 1525 г. извощиков с рухлядью из Москвы, отправленною с турецкими послом, отпустили из Москвы казначеи. В ноябре 1521 г. они «отпустили» и посла «санчага кафинского». Казначеям и по учреждении Посольского приказа подчинялись турецкие купцы. В 1584 г. января 20 к царскому столу приглашен был турецкий купец Магмет Чилибей. Стола он дожидался на Казенном дворе; здесь же был и самый стол. В 1590 г. января 15 отпущен был из Москвы другой турецкий купец; приставу, который должен был его проводить, наказ дан был с Казенного двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010