Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК II (Маркиан), 8-й епископ Александрийский (ок. 143-153). Известен только по кратким упоминаниям в древних церковно-исторических трудах и хрониках. Евсевий Памфил в «Церковной истории» упоминает М. как преемника еп. Евмения и сообщает, что М. был епископом 10 лет ( Euseb. Hist. eccl. IV 11). В латинском переводе «Хроники» Евсевия также говорится о 10 годах епископства М.: с 143 по 153 г. (с 6-го года правления имп. Антонина Пия , 2159 г. от Авраама и 3-го года 230-й Олимпиады по 16 г. Антонина Пия, 2169 г. от Авраама и 1-й год 233-й Олимпиады). В армянском переводе «Хроники» Евсевия упоминание о М. отсутствует. Евсевий называет М. также 7-м епископом Александрии, т. к. не включает в перечень епископов ап. Марка . У позднейших визант. и арабо-христ. хронистов М. назван Маркианом и считается 8-м епископом Александрии. Согласно Георгию Синкеллу , епископство М. длилось 10 лет - 5630-5640 гг. по византийской эре от Сотворения мира, что сдвигает его на несколько более ранний период - 138-148 гг. Георгий Синкелл также считает М. епископом времен Антонина Пия. Также более раннюю датировку предлагает египетский хронист патриарх Евтихий Александрийский - начиная с 14-го года правления имп. Адриана, т. е. со 131 по 141 г. (10 лет). Ист.: Euseb. Chron./Ed. A. Schoene. Vol. 2. P. 169-171; Niceph. Const. Chron. P. 126; Georg. Sync. Chron. P. 429; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 986; History of the Patriarchs of Coptic Church/Ed. B. Evetts. P., 1907. Pt. 1: St. Marc to Theonas. P. 152. (PO; T. 1. Fasc. 2). Лит.: Atiya A. S. Marcianus of Alexandria//CoptE. Vol. 5. P. 1526. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/2562224.html

«пункты должности Невского Монастыря наместника». – ААНЛ. 1741 г. 336. лл. 4–5. 1430 В п. 2, «как поступать наместнику с служителями», и  в п. 4, «как службы монастырские наместнику надсматривать». 1435 Богданов А., «Описание СПБ.», 337–354. – Амвросий, архим., «История Росс, иер.» II, 191–209. – «Приложения», 37–43. 1437 ОААНЛ. II, 952–954. – Приселков М.. «Ал.-Невск. Мон.», 73–74. – 1-е ПСЗ. VI 3759. Здесь «Пункты» напечатаны под числом 15-го марта 1721-го года и имеют в конце добавление: по завершении кампании сдать о всем рапорт в Правительствующий Синод. 1441 ОААНЛ. II, 1075–1076. – В 1719-м году монастырский крестьянин ходатайствовал о разрешении ему построить кабак на монастырской земле при большой дороге из Петербурга в Новгород и Москву, близ деревни Купчина. Соседние кабаки были – , в Ямской Большой Московской Слободе – в 7-и верстах, на реке Тосне – в 40-а верстах, в деревне Сусаре – в 10-и верстах. – ОААНЛ. II, 827–830. 1460 ААНЛ. 1723 г. лл. 58. 8. 9. 94–95; 1725 г. 12; 1722 г. 10, л. 1. – ОАСС. II, I. 37. 38. 89. 140. 1461 ОАСС. II, I, 37–38. 140. – ААНЛ. 1722 г. 10. лл. 3. 7. 23. 24. 28. 57, 67; 1722 г. 5. лл. 55. 63. 72 и др. 1525 Амвросий, архим., «История Росс. иер.» II, 261. – Это описание невполне совпадает с изображением на странице 304-й: по «описанию» архимандрита Амвросия, на скрижали с вензелем святого Александра Невского нашить Андреевский крест, между тем, по «изображению», – креста на скрижали нет. Если следовать правилу, что всякое усложнение – признак позднейшего происхождения, а более простая конструкция – признак большей древности, то надлежит признать, что архимандрит Амвросий» имел в виду уже позднейшие скрижали. Изображение скрижалей по описанию архимандрита Амвросия помещено в начале второй части настоящей книги. 1526 См. стр. 87–83. – Амвросий, архим., «История Росс. иер.» II, 263. Здсь не оговорено, что крест на митр архиепископ Феодосий носил, как вице-президент Святейшего Синода, а только в списки Александро-Невских архимандрнтов об архиепископе Феодосие сказано, что «ему дано было позволение носить на митр водруженный крест».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Макарию. В 1535 (7043) г. в. князь Иван Васильевич, вместе с матерью своею Еленою писали богомольцу своему архиеп. Макарию в Новгород, что в прежние годы, когда татары делали нападения на Русь, взяли в плен многих боярских детей, мужей, жен и девиц, и что теперь они отпускают их из плена, только требуют за них выкупа. При этом, просили владыку принять с духовенством епархии участие в этом выкупе и собрать со своей архиепископии, не исключая и монастырей, 700 руб. Московских, которые Макарий немедленно собрал и отправил в Москву 22-го ноября. Вслед за тем, в декабре того же 1535 г., юный государь с матерью своею Еленою опять писали владыке в Новгород, прося его благословить и отпустить наместников Новгородских в Литву на дело ратное, против их недруга, а самого приглашали в Москву для совета о земском устроении и для богомолья о здравии и благополучии государя и его матери, и о их христолюбивом воинстве. В то же время и митрополит прислал к нему послание, в котором просил приехать в Москву как для соборного богомолья о благоденствии России, так, особенно, для совещания о делах духовных и земских, и способствовать ему мудрыми советами в государевой Думе 264 . Прибыв в Москву, и здесь представляясь малолетнему государю и его матери (10-го января 1535 г.), он поднес, «по обычаю», многие дары и был принят с честью и любовью. Пробыл в Москве владыка Макарий 18 дней, «по всем церквам ездя, молебная совершая, и два раза служил литургию в храме чудотворца Николая Гостунскаго». Через день бывал у государя, «много печалования творя из своей архиепископии о церквах Божиих, и о победных людех, которых в опале было множество много». И государь уважил его ходатайство, многих помиловал и «самого, доволне одарив», с честью отпустил в Новгород 265 . В том же 1535 г., когда вводилась новая государственная монета, в. князь с матерью опять писали архиеп. Макарию, поручая ему обще с наместниками и дьяками «накрепко беречи новые денги, чтобы безумнии человецы нимало не исказили и старый бы злый обычай оставили, и на покаяние пришли» 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Видя его страдания, некоторые христиане с помощью денег упросили палачей усечь мечем голову Иоанна, чтобы скорее прекратились его страдания, и ценой же золота приобрели его обгоревшие останки и перенесли их в великую церковь . Здесь, при всём собравшемся для поклонения мученику христианском народе, мощи пострадавшего за веру Христову Иоанна положены были на приличном месте в патриаршей церкви и с тех пор, по свидетельству писателя жизни Иоанна, современника его протоиерея Навплийского Николая Малакса, источают изобильные и великие чудеса 246 . «Многие из нас возбуждены и примером его утверждены и укреплены к тому, чтобы не изменять своей вере так легко, как прежде» ... говорит жизнеописатель Иоанна. Страдания Иоанна, бывшие при многочисленных очевидцах, совершились 18-го апреля 1526-го г. Память Максимовской иконы Богоматери Икона Максимовская изображает во весь рост Богоматерь; перед Нею митрополита Максима, стоящего на коленях и приемлющего из пречистых рук её омофор. – «Сей святый и чудотворный образ Пресвятые Богородицы, как гласит надпись на сей иконе, написан бысть в лето 6807 (1299), по видению Максима, митрополита Владимирского и всея России чудотворца, родом Грека, по пришествии его из Киева во Владимир, когда он, от путного шествия в келье своей мало уснув, абие видит, аки яве, свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Превечного Младенца, и глагола: рабе Мой Максим, добре пришел еси семо посетити град Мой, и подаде ему омофор, глаголя: приими сей омофор и паси в граде Моем словесные овцы; он же прием, возбудися от сна, и в келии никого же виде, а омофор обретеся в руце его. Он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат, и положиша в него той омофор, и прославися сие чудо по всей Русской земле и в Палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим святый во время безбожного царевича Талыча, егда плени град и разори». Таким образом явление Богоматери митрополиту Максиму служило знамением небесного благословения на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Впоследствии икона Максимовская прославилась многими чудесами и теперь находится во Владимире в соборной кафедральной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Wenger 1951 – Wenger A. Ciel ou paradis//BZ 44.1951. P. 560–569. Список сокращений ЖМНП=Журнал Министерства Народного Просвещения. Санкт-Петербург, 1803–1917. ХЧ=Христианское чтение. Санкт-Петербург, 1821–1917. BZ=Byzantinische Zeitschrift. Leipzig, München, Stuttgart, 1892–. DS=Dictionnaire de spiritualite ascétique et mystique. Doctrine et Histoire/Publiésous la direction de Marcel Viller, S. J., assisté de F. Cavaliera, et J. de Cuilbert, S. J., avec le concours d’un grand nombre de collaborateurs. T. 1–17. Paris, 1937–1995. ЕПЕ=λληνες Πατρες κκλησας. Θεσσαλονκη, 1972–. ΡΟ= Patrologia Orientalis . Paris, затем Tumhout и Roma – Tumhout, 1903–. SC=Sources Chrétiennes. Paris, 1942–. Условные обозначения + добавляет < опускает Макарий (Веретенников). архим. Всероссийский митрополит Макарий: По фрагментам из житий прп. Варлаама Хутынского и при. Стефана Махрищского//Богословский вестник 2003. Т. 3. 3. С. 129–136. Агиография —129— Важным деянием святителя Макария († 1563; пам. 30 дек.) является соборная канонизация русских святых на Московских соборах в 1547, 1549 годах. Поэтому вполне понятно, что в агиографической и гимнографической письменности содержатся сведения о святителе 465 , которые дополняют сообщения летописей о нём. Так, в описании 7-го чуда в житии преподобного Евфросина Псковского († 1481; пам. 15 мая), говорится о пономаре Исаии, который оставил Спасо-Елеазаров монастырь, но затем решил вернуться в него. «И прииде к боголюбивому Макарию архиепископу, и благословися от него, и поведа все по ряду, сотворшееся над ним, и како изцеление получи на пути от преподобнаго чюдотворца Ефросина. Архиепископ же прослави Бога и чюдотворца, и наказав его о ползе душевней, и даде ему свитку и мантию, и повеле ему идти в преподобнаго обитель, отнюдуже изыде. Он же взем благословение от архиепископа, и дойде обители преподобнаго» 466 . —130— В описании 19-го чуда агиограф так начинает с хронологии: «...в тоже время правящу кормила церковная в Великом Новеграде Макарию, мужу в добродетелех преизрядну» 467 . Автором данного жития является псковский священник Василий, в конце жизни принявший монашество в Крыпецком монастыре с именем Варлаам. Возможно, что в сан священника он был рукоположен святителем Макарием, ещё в бытность его Новгородским и Псковским архиепископом (1526–1542). Это был плодовитый писатель Макарьевской школы. О событии, связанном с пономарём Исаией, автор-агиограф мог узнать от самого святителя, с которым он неоднократно общался. Данное сообщение жития характеризует иерарха как мудрого архипастыря и заботливого устроителя монашеского уклада.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Служба равноап. Науму с 2 канонами, объединенными общим акростихом, известна по Афинскому и Софийскому спискам ( Николова. 1993) и по 5 старопечатным изданиям ( Нихоритис. 2006. С. 95). На основании сходства с канонами службы равноап. Науму Охридскому К. К. иногда атрибутируют и Пространное греч. Житие Наума, обнаруженное И. Дуйчевым в рукописи 1646 г. (Athen. Bibl. Nat. 827; см.: Trapp. 1974), но некоторые исследователи полагают, что оно было составлено раньше другим высокообразованным греч. книжником. Житие отличается высоким стилем, его композиция отвечает классическому типу метафрастовских Житий. Текст содержит много цитат и реминисценций из Свящ. Писания, вступление и заключительную молитву, факты из жизни святого являются в нем второстепенным элементом. Источниками службы являются Пространное Житие равноап. Климента и агиографические тексты о равноапостольных Кирилле и Мефодии. Э. Трапп причисляет к источникам и не дошедший в рукописях слав. протограф 2-го Жития равноап. Наума ( Trapp. 1974). Поздняя, сокращенная редакция этого Жития также находится в Мосхопольском сборнике 1742 г. Обстоятельства канонизации К. К. неизвестны. Судя по фрескам ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294-1295), уже через неск. десятилетий после смерти его почитали как святителя. Служба К. К., известная по рукописи XIV-XV вв. из афонского мон-ря Дохиар (Ath. Doch. 198, см.: Нихоритис. 2005), построена по Студийскому уставу, имеет т. н. фитанотацию. Канон 4-го гласа составлен, очевидно, последователем К. К., неизвестным греч. гимнографом. Образы К. К. присутствуют в росписях охридских храмов: Пресв. Богородицы Перивлепты, ап. Иоанна Богослова в Канео (кон. XIII в.), святых Космы и Дамиана (1325), а также в ц. вмч. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино (1317-1318) и в парекклисионе св. Иоанна Предтечи в афонском Протате (1526) ( Djuri V. J. Icônes de Yougoslavie. Belgrade, 1961. Р. 83-84; Грозданов Ц. Портрети на светителите од Makeдohuja од XI-XVIII в. Ckonje, 1983. С. 180-190; Он же. Студии за Охридскиот живопис. Ckonje, 1990. С. 84-107).

http://pravenc.ru/text/2057030.html

Определили: Принять к сведению. XI. Отношение на имя Преосвященного Ректора Академии Г. Директора Государственного и С.-Петербургского Главного Архива Министерства Иностранных Дел, от 7 июля за 84: «По встретившейся надобности, имею честь покорнейше просить Вас не отказать выслать, на весьма непродолжительный срок, рукопись XIX века, 4 , по времен. каталогу 54, содержащую, между прочим, «Сказку попа Лазаря царю и патриарху». Справка: По распоряжению И. д. Ректора Академии, рукопись за препровождена была Г. Директору Архивов при отношении от 16 июля за – В получении ее имеется уведомление от 25 июля за 89. Определили: Принять к сведению. XII. Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде, от 18 августа за 2388, с препровождением аттестата Владимира Архангельского на звание действительного студента Академии за 290 (замененного дипломом на степень кандидата богословия). Определили: Принять к сведению. XIII. Отношение Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, от 11 августа за 1526: «Вследствие отношения оного Совета от 24 июня сего года за 296, Духовным Собором определено и Его Высокопреосвященство утвердил: В виду того, что студент 1-го курса Константин Мещерский оставлен на том же курсе на второй год и так как по утвержденному Его Высокопреосвященством раепределению приема студентов Академии, в 1911 году следует принять вновь трех человек, то для того, чтобы не было на 1-м курсе четырех человек, принять в сем году на 1-й —513— курс двух человек и одного человека на 2-й курс, a именно принять на пособие от Лавры студента 2-го курса иеромонаха Иоанна (Маргиева), который обратился в Св. Синод с прошением о назначении ему Синодальной стипендии, а Хозяйственное Управление при Св. Синоде, отношением от 11-го июня за 22197-м, просило Духовный Собор о предоставлении иеромонаху Иоанну пособия от Лавры. О чем Духовный Собор и имеет честь уведомить Совет Московской Духовной Академии». Определили: Принять к сведению. XIV. Прошение кандидата Академии выпуска текущего 1911 года Николая Протасова :

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Написан он в Египте и во всяком случае ранее, чем Александрийский кодекс – в начале 5 века. В тексте примыкает ближайшим образом к Ватиканскому кодексу и представляет древне–египетское чтение 1520 . Codex S. Matthaei Dublinensis rescriptus, Z., так же как и кодекс С. реставрирован, и если не столь древен, то все же не позднее 6-го века и того же самого происхождения 1521 . Этот кодекс написан прекрасным квадратным письмом, без ударений и придыханий, причем имеет всего чаще знаком препинания точку 1522 . Менее значительны: Codex Guelpherbytanus, Р, отрывки из 4-х Евангелий, Codex Guelpherbytanus, Q,–ompыbku из Иоанна и Луки и Codex Borgianus, Т, отрывки из Иоанна – оба первые 1523 из 6-го, а последний 1524 даже из 5 века. В. Кодексы, имеющее разделение на стихи : Codex Cantabrigien sis, D 1525 , найденный в 1562г. в одном Лионском монастыре; в 1581 Федором Безою подарен был Кембриджскому Университету. Он содержит написанный прекрасными прописными буквами текст Евангелия Матфея, Иоанна и т. д. и Деяния Апостольские с древним латинским до-Иеронимовским переводом, без ударений и словоразделения, но с Евфалиевым разделением на стихи и главы в Деяниях Апост. Судя по свойствам его языка можно полагать, что он написан в Египте (по другим – во Франции в 5-м или 6-м веке), но текст (богатый вариантами и вставками, примыкая главным образом к Cod. Alex., но во многом согласный и с Вульгатою) во всяком случае древнее 1526 . Codex Claromontanus, D 1527 , получивший название от Clermont en Beauvaisis, откуда приобрел его Беза, первый его владетель; в настоящее время он находится в Париже (Regius 101); он graecolatinus, заключает в себе Павловы послания 1528 , с пропусками (недостает начала и конца). Он не имеет ни ударений, ни словоразделения, и относится к 7-му (или по Тишендорфу еще к 6-му) веку 1529 ; может быть он есть продолжение Cod. Cantabr. 1530 – Список с него из 11-го века Cod. Sangermanensis, бывший прежде в монастырей. Germain des Près в Париже, в настоящее время находится в Петербурге 1531 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Василий Великий , объясняя таинственное значение собрания в 3-й час, между прочим, указывает на один из псалмов, употребляемых в это время. Он говорит: «потом в 3-й час опять братия должны собираться для молитвы. В это время, воспоминая о дарах Св. Духа, верующие должны просить, по примеру псалмопевца: сердце чисто созижди во мне Боже». 1524 Эти слова Василия Великого указывают на псалом 50-й, произносимый в его время, как теперь и у нас, на 3-м часе Богослужения. Таким образом 3-й час, соответствующий нашему 9-му дня, установлен древними отцами церкви для молитвы, в воспоминание тех из таинств веры, который некогда совершались в этот час, именно, воспоминаются предательство Искупителя нашего спасения врагами Иудеями на суд Пилату и те страдания, какие Спаситель претерпевал в претории Пилата до 6-го часа. На третьем же часе воспоминается и сошествие Святого Духа на Апостолов в виде огненных языков. 1525 О содержании 6-го часа В 6-й час дня, соответствующий нашему 12-му, св. церковь собирает чад своих в общее собрание; и как тогда, так и теперь, применительно к совершившемуся событию в этот час, она предлагает псалмы, напоминающие нам о распятии 1526 на кресте Господа нашего Иисуса Христа, с предшествующими ему и последующими обстоятельствами. Св. церковь в 53, 54 и 90 псалмах 6 часа указывает молящимся то на предательство Иудино: ты же человече равнодушне, знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением; 1527 – то на ненависть Иудеев, преследующих Его: смятохся от гласа вражия, и от стужения грешнича. Яко уклониша на мя беззаконие, и во гневе враждоваху ми; 1528 – то на лукавство их: яко лукавство в жилищах их, посреди их; 1529 – то на буйство искавших смерти Господа, или на явных и тайных врагов, препятствующих христианам идти по пути спасения: яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою; 1530 – то на землетрясение и мрак, покрывавший землю от 6-го часа до 9-го; 1531 то изображает внутренние чувства страждущего Спасителя, приносящего себя в жертву за грехи мира: волею пожру тебе; 1532 то высказывает твердое упование на веру Христову и, ради креста Христова, избавление отдавшегося под Его защиту и покровительство: яко той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

В уезде: 14. с. Барашевка (при р. Лесной) волости Трояновской, от Житомира и ближ. почт. ст. 8 вёрст, от ближ. ж.-дор. ст. Бердичев 42 вер., от ближ. приход. с. Вильска 20 вер. и с. Шумска – 12 вёрст. Приход 7-го кл. Церковь во имя свв. апостолов Петра и Павла. Построена в 1849 году на средства казны, передана в духовное ведомство и освящена в 1853 г. Каменная, с такою же колокольнею. Церкви принадлежит на кладбище в деревне Березовке деревянная, весьма ветхая часовня; когда и кем она построена – неизвестно; починена в 1877 г. на средства немца Громадецкого; утвари в ней нет никакой; при ней один небольшой колокол на 2 столбах. Земли – 49 десятин всего. Причт: 1 свящ. – 300 руб. и псаломщ. – 50 руб. Причтов. дом с хозпостройками – весьма ветх. На хуторе Бае, кроме того, церкви принадлежит старый дом с сараем. Есть школа грамотности. Деревни приходские: Альбиновка в 5 вёрстах, Березовка в 10 вер. и хуторы: Давидовка в 2 вер., Плоски в 2 вер., Довжика в 5 вер. Дворов всего 138, прихожан – 1101 душ обоего пола, рим.-катол. 22 д. об. п. Священник – Николай Михаил. Собботович (с 1879 г.) и псаломщик – Михаил Мартин. Собботович (с 1880 г.). 15. с. Вересы 61 волости Черняховской, от Житомира и ближ. почт. ст. 10 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Бердичев 55 вер., от ближ. приход. с. Трокович – 5 вёрст. Приход 6-го класса. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1883 году на средства прихожан. Деревянная, с такою же колокольнею. Древняя деревянная церковь невместительна и ныне считается кладбищенской; когда и кем она построена – неизвестно. Земли: усад. 3 дес., пахот. 29 дес. 1,512 саж., сенок. 13 десят. 528 сажен, и неудобн. 2 десят. 696 сажен. Причт: 1 свящ. – 300 руб., псаломщ. – 50 руб., и просфорня – 16 руб. Причт. дом и хозпостройки ветхи. Утвари в обоих церквах достаточно. Копии метрич. книг хранятся с 1789 года. Деревня приход. Городищи в 3 вер. Дворов всего 187¾, прихожан – 1526 д. об. п. Свящ. – Иосиф Георг. Ковальницкий (с 1886 г.) и псаломщ. – Иван Феодор. Рева (с 1857 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010