Находясь в темнице, «Григорий начал писать небольшие книжицы для обучения маленьких детей и просил продавать их, а вырученные деньги раздавать нищим» 17 . Во время сидения в темнице он не искал себе облегчения, во всём положившись на волю Божию, дал «обет принять постриг» монашеский в Иосифо-Волоколамской обители в случае своего освобождения. Неожиданно освободившись «Божиим произволением» после двухлетнего заточения, он пришёл в монастырь, основанный преподобным Иосифом. Став послушником, он затем принял монашеский постриг и был назван в честь Гурия, став «чудным иноком» 18 . Его пришествие в монастырь, возможно, произошло при игумене Нифонте (Кормилицыне; 1522–1543), который, в таком случае мог совершить его монашеский постриг. Затем, когда Волоцкий игумен был поставлен святителем Макарием во епископы Крутицкие, то инок Гурий стал настоятелем обители (1544–1551). Сохранившийся актовый материал донёс до нас некоторые сведения о хозяйственной жизни Волоколамской обители при игумене Гурии. Родственник одной вкладчицы «дал отпись игумену Гурью з братьею», подтверждая, что ему «до того селца и до деревень дела нет» 19 , в другом случае «отчина» была выкуплена 20 . В 1543 году великий князь дал жалованную грамоту на различные владения Волоколамской обители. В грамоте говорится: «А ведает и судит тех своих крестьян игумен Гурей з братьею сами во всем и в татьбе с поличным или кому прикажут» 21 . Два года спустя он ограничил своих приказчиков в монастырских вотчинах 22 . При игумене Гурии в обитель давались вклады 23 . В соответствующем документе о вкладе могло быть оговорено: «А за то игумену Гурью з братьею написати в Сенаник... и поминати по манастырскому обычаю» 24 . В монастыре в это время были келарь старец Филофей и казначей Илия, которые приобрели владения для монастыря 25 . Вскоре келарем стал старец Иоасаф, который также осуществлял приобретения для монастыря 26 , а казначеем – старец Иосиф (Головнин) 27 , затем – старец Исаак («Заецов») 28 . При игумене Гурии в Волоколамском монастыре скончался находившийся на покое Митрополит Даниил (1522–1539;1547).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Благосклонность к православию султана Шелима все же не помешала ему разрушить в 1526 году стены Иоанно-Предтечьинской обители в Иерусалиме. Ради украшения мечети Харам Шериф он повелел изъять прославившийся своей красотой мрамор из Вифлеемского храма и одновременно с этим поставить стражу на вратах Воскресенского храма, которой была дана власть отворять и затворять храмовые двери. С этого времени с посещавших храм Гроба Господня паломников было положено собирать налог (кафар). Однако, несмотря на все это Палестинскую землю быстро стали наполнять стремившиеся изо всех концов света поклониться Святым Местам паломники. Дворяне и мыслители, архиереи и простые иноки, богатые и нищие -- все как один направляли свои стопы в Святой Град и притекали к Гробу Господню. Среди многих других в этот период Иерусалим посетили и Вселенский патриарх Иеремия I (1522-1545), Александрийский Иоаким (1487-1567) и Антиохийский Михаил V (1523-1529). Собравшись в 1522 году в Иерусалиме, восточные патриархи провели поместный собор, на котором единогласно осудили незаконно захватившего престол Константинопольской Церкви митрополита Созоагафопольского Иоаникия. Созыв собора и присутствие на нем четырех восточных патриархов как ничто другое свидетельствуют об изменении отношения к христианам на политической арене востока. Ведь собор в Иерусалиме не созывался уже на протяжении почти ста лет! Помимо греческого монашества в Святых Землях к этому времени крепко укоренилось и католическое, а именно представители ордена францисканцев. Однако стараниями великого визиря Ибрагима, кровного врага австрийского короля Карла V (1519-1556), 18 марта 1523 года султанским вердиктом Сионская обитель – центр обитания францисканцев -- была превращена в османскую мечеть. В 1528 году король Франции Франциск I (1515-1547) ходатайствовал перед главой Османской Империи о передачи Сионской обители латинским монахам. Султан, разумеется, Франциску отказал, сославшись на тот факт, что поскольку на этом месте уже возвышается мечеть, то о превращении ее в христианский храм не может быть и речи, однако позволил католикам «вести попечение» об остальных строениях, бывших ранее в их владении. Это решение ознаменовало некоторую свободу для латинян в Палестине и развязало им руки для дальнейшей экспансии на Святых Местах. Это было начало новой многовековой борьбы различных конфессий за бесценные святыни востока. Именно этой борьбой и ознаменуется весь третий период истории Иерусалимской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/40226.html

Согласно позднему преданию, записанному в нач. XIX в. К. Ф. Калайдовичем , прп. Мефодий по благословению прп. Сергия поселился в пустынном месте в дубовом лесу, окруженном болотами, за р. Яхромой. Здесь он построил келью. Когда собралась братия, по совету своего наставника прп. Мефодий переселился на более удобное место, к устью реки. По преданию, преподобный сам носил («пеш нося») бревна для постройки мон-ря через реку, названную с тех пор Пешноша. Иногда преподобный уходил для уединенной молитвы в часовню св. прор. Иоанна Предтечи, расположенную на расстоянии 2 верст от обители. В XVII в. появились утверждения, что прп. Сергий посетил М. П. м. в 1382 г., однако ни в одной из редакций его Жития, написанного преподобными Епифанием Премудрым и Пахомием Логофетом (Сербом) , это событие не было отмечено. Между 22 февр. 1522 г. и 25 авг. 1530 г. дворянин В. И. Пересветов, посол удельного кн. Юрия (Георгия) Ивановича, был отправлен на переговоры из Дмитрова в Москву. Речь на них шла о подтверждении прежних жалованных грамот и сохранении размеров митрополичьих даней и пошлин, к-рые пересылались из М. П. м. Московскому митр. Даниилу . Последний потребовал от местного келаря и братии обители «грамот жаловалных прежних митрополитов», к-рые они ему «не являли» (АИ. Т. 1. 129. С. 191; РФА. 1987. Ч. 3. 142. С. 519-520. Л. 427 об.- 428 об.; Попов. 1973. С. 103-104 [в 1522 г.]). Учитывая время правления в Дмитрове кн. Петра, можно полагать, что наиболее ранняя из митрополичьих жалованных грамот властям М. П. м. относилась к периоду архиерейства Киевского митр. Фотия . Помимо кн. Петра Дмитриевича М. П. м. покровительствовали дмитровские князья Юрий (Георгий) Васильевич и его племянник Юрий (Георгий) Иванович. К 1547 г. кроме указанных сел за М. П. м. числились монастырские купли с. Широбахшино, сельцо Васильково с деревнями и меновные деревни в Лутосне, расположенные в Каменском стане, сельцо Базарово и сельцо Шилково Вышегородского стана Дмитровского у., а также сельцо Яхромское с деревнями в Дубенском стане Кашинского у. При этом общая пашня в этих монастырских владениях достигала 11 сох ( Будовниц. 1966. С. 154-155). Характерно, что в сер. XVI в. земельные владения монастыря находились на территории Дмитровского и Каширского уездов, т. е. на землях княжества Юрия Ивановича. Вероятно, тогда же М. П. м. получил право сбора таможенных пошлин в Дмитрове, и эти средства позволили приступить к строительству в мон-ре каменного собора. Но в 1549 г. М. П. м. лишился права собирать таможенные пошлины в Дмитрове и с. Кимре (ныне г. Кимры Тверской обл.).

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Г. С. Гадалова в предисловии к статье об обретении мощей выявила фрагменты 12 произведений Иоанна Златоуста и Кирилла Туровского; по предположению исследовательницы, автор принадлежал к кругу книжников митр. Даниила (1522-1539). Старший список памятника на бумаге 1521 г. находится в сборной рукописи 20-40-х гг. XVI в. (РНБ. Погод. 836). Текстологических совпадений с «Запиской...» рассказа старицы Евфросинии Сказание не содержит, что косвенно свидетельствует о создании памятника до 1524 г. В Погодинском списке заглавия нет, списки после 1547 г. имеют название «Житие» (см., напр.: ГИМ. Епарх. 648. Л. 117). Т. о., между 1521 и 1524 гг. устанавливается местное почитание М. В связи с канонизацией М. в 20-х гг. XVI в., вероятно, в Калязинском монастыре было составлено Сказание о чудесах. Сказание известно в 2 редакциях. Наиболее ранний список находится в рукописи 20-30-х гг. XVI в. и содержит описание 51 чуда (РГБ. Ф. 113. 659. Л. 336 об.- 343), списки 2-й редакции содержат 93 чуда (91-е датировано 1539), в т. ч. указаны 3 прижизненных чуда М. Поводом для создания новой редакции Сказания о чудесах М. послужило чудо с Евдокией, дочерью крестьянки Параскевы, происшедшее 26 июня 1584 г. В том же или следующем году Сказание было дополнено описанием 91-го чуда и переработано иноком Макарием, зашифровавшим свое имя в конце произведения в анаграмме. По словам автора, новую редакцию Сказания он создал по заказу своего духовного отца Серапиона, постриженика Калязинского мон-ря, и некоего брата Филарета, «саном еклисиарха», неск. лет жившего в обители святого. В 1547 г. на Московском Соборе состоялось общецерковное прославление М. вместе с др. особо почитаемыми рус. святыми («марта в 17 день, великому чудотворцу игумену Макарию Колязинскому пети и праздновати повсюду» - ААЭ. Т. 1. 213. С. 203-204). В связи с этим создаются новые агиографические и литургические произведения, посвященные М. Житие М. (нач.: «Праведник, аще постигнет скончатися…») известно в 2 редакциях - Минейной и Пространной. Оно состоит из 3 частей: собственно Жития с авторским предисловием, описания 3 прижизненных чудес и Слова о преставлении М.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Светлый и всепразднственный днесь возсия день,/якоже второе солнце,/вся празднолюбных соборы просвещая/и мглу отгоняя древняго помрачения,/честная память Макария вселенную созывает,/честней бо его и чудотворней раце/со страхом и любовию предстояще,/любезно облобызаем и молимся:/воинству нашему одоление победное даровати,/и смирение миру,/и душам нашим велию милость. И ныне, праздника или Богородичен. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213, Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную будет праведник: Обретение мощей преподобного Макария Калязинского Обретение мощей преподобного Макария Калязинского произошло 26 мая 1521 года. Купец из города Дмитрова, Михаил Воронков, пожертвовал средства на строительство каменной церкви вместо обветшавшей деревянной в Калязинском монастыре. Игумен монастыря Иоасаф водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать рвы под фундамент. Во время работ был обретен неразрушившийся гроб, от которого исходило благоухание. Игумен Иоасаф тотчас узнал гроб основателя монастыря – преподобного Макария, преставившегося в 1483 году. Братия монастыря и множество собравшегося народа совершили панихиду над перенесенным ко храму гробом. С этого дня у нетленных мощей святого стали совершаться исцеления. Об этом было сообщено Московскому митрополиту Даниилу (1522–1539), который созвал в Москве Собор и, подробно рассмотрев свидетельства о святости преподобного Макария, установил празднование новоявленному святому. Мощи были торжественно перенесены в храм во Имя Святой Троицы. Феодосием из Твери была составлена служба на обретение мощей. До 1547 года почитание святого Макария совершалось только в его обители. На Московском Соборе 1547 года, при митрополите Макарии (1543–1564), преподобный Макарий Калязинский был причислен к лику святых, память его в числе других русских святых постановлено праздновать по всей России. Сведения о преподобном Макарии Калязинском помещены также 17 марта, в день памяти преставления святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С тех пор, как преподобный Макарий поселился в пустыни, он не изменял своего строгого правила до глубокой старости. Уже при жизни преподобный неоднократно исцелил расслабленных и бесноватых. Преемником епископа Моисея по кафедре был родной брат преподобного Макария епископ Геннадий (Кожин) (1460-1477). Прославился святостью племянник преподобного Макария - преподобный Паисий Угличский (+ 1504). В Калязинском монастыре хранился сборник слов святителя Григория Богослова , переписанный им. Скончался 17 марта 1483 года. По кончине на нем нашли тяжелые вериги , о которых до этого ничего не знали. Нетленные мощи преподобного Макария были обретены 26 мая 1521 года. Купец из города Дмитрова, Михаил Воронков, пожертвовал средства на строительство каменной церкви, вместо обветшавшей деревянной, в Калязинском монастыре. Игумен монастыря Иоасаф водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать рвы под фундамент. Во время работ был обретен неразрушившийся гроб, от которого исходило благоухание. Игумен Иоасаф тотчас узнал гроб основателя монастыря, преподобного Макария. Братия монастыря и множество собравшегося народа совершили панихиду над перенесенным ко храму гробом. С этого дня у нетленных мощей святого стали совершаться исцеления. Об этом было сообщено Московскому митрополиту Даниилу (1522 - 1539), который созвал в Москве Собор и, подробно рассмотрев свидетельства о святости преподобного Макария, установил празднование новоявленному святому. Мощи были торжественно перенесены в храм во Имя Святой Троицы. Феодосием из Твери была составлена служба на обретение мощей. До 1547 года почитание святого Макария совершалось только в его обители. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. Памятник преподобному Макарию Калязинскому в городе Калязине. Фото Владимира Синькова В Калязин к преподобному ходили пешком простые люди, ездили цари: в 1553 году обитель посетил царь Иоанн Грозный , в 1599 - Борис Годунов с супругой и детьми прибыл испросить у преподобного Макария благословение на вступление дочери Ксении в брак. Тогда царственными богомольцами была устроена серебряная рака, куда были переложены честные мощи святого.

http://drevo-info.ru/articles/9670.html

155 Преп. Иосиф Волоколамский в начале 10-й главы своего Устава или своей Духовной грамоты («Отвещание любозазорным») вместе с Антонием и Феодосием Печерскими , Сергием Радонежским, Варлаамом Хатынским и Кириллом Белозерским называет как прославленных в празднуемых Русских святых Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого, Аврамия Ростовского и Павла Обнорского. 157 Что касается до самой Москвы, то в Следованной Псалтири, принадлежавшей митр. Даниилу (1522–1539), -Академии, ркп. из Волоколл. 149, находятся следующие Русские святые: 12 Февр. митр. Алексий. 3 Мая Феодосий Печерский , 14 Мая Исидор Твердислав (sic) Ростовский, 15 Мая Исаия еп. Ростовский, 23 Мая Леонтий еи. Ростовский и Никита Переяславский, 28 Мая Игнатий еп. Ростовский, 9 Июня Кирилл Белозерский, 15 Июля вел. кн. Владимир, 24 Июля Борис и Глеб, 20 Сентября князь Черниговский Михаил с боярином Феодором, 25 Сент. Сергий Радонежский, 22 Окт. Аврамий Ростовский, 6 Ноября Варлаам Хутынский, 21 Дек. митр. Петр. 158 Оказывается необходимым предполагать какой-нибудь правительственный акт, перед самым собором 1547-го года или ранее данный, еще и потому, что иначе останется для нас необъяснимым, откуда взял свои сведения автор жития митр. Ионы. Допуская крайне трудно допустимое на самом деле, что ко времени митр. Макария общепочитаемость всех помянутых 15-ти святых установилась или ввелась сама собою, можно было бы думать, что всем им было праздновано в Московском Успенском соборе, как в кафедральном храме Русской митрополий и как в центрально-представительном храме всей Русской церкви, и что практика Успенского собора и составляла источник сведений для автора жития. Но мы имеем устав Московского Успенского собора первой половины  ΧV Π века и в уставе этом не достает четырех тогдашних общепочитаемых святых (устав напечатан b III moмe Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографич. Комиссией; недостает в нем: Иакова, епископа Ростовского 27-го Ноября, Макария Колязинского 17-го Марта, Ефрема Перекомского 16-го Мая и вел. кн. Ольги 11-го Июля). Сохранилась, как сказали мы, до настоящего времени Следованная Псалтирь митр. Даниила, который отделяется от митрополита Макария всего тремя годами (низведен с кафедры в 1539 г., тогда как Макарий возведен на кафедру в 1542-м году), и в Псалтири этой не достает шести имен нашего списка 15-ти общепочитаемых святых, именно: вел. кн. Ольги. Антония Печерского, Димитрия Прилуцкого и князя Ярославского Феодора с сыновьями Давидом и Константином.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

По примеру первоначального составителя жития и дополнитель его повести об этом чуде заключает словами: «Не токмо же ту сущим дивного сего мужа прикосновением честного гроба или одеяния и кроплением освященные воды бывают исцеления, но и далече сущим, иже с верою святое его имя призывающим». Народное почитание блаженного Исидора началось, как мы видели из жития, с самого дня его кончины; тогда же, вероятно, началось и церковное празднование памяти его, по крайней мере местно, потому что чрез тринадцать лет по кончине его имя уже внесено было в святцы 434 . Всеобщее же празднование памяти блаженного Исидора в православной России замечается уже в начале XVI века. Уже в церковном уставе Троицкого Лютикова монастыря, написанном между 1474 и 1531 годами, надобно полагать на юге, в митрополии Киевской, под 14 мая читаем: «Святого Исидора Христа ради юродивого чудотворца ростовского» 435 . В церковном уставе, писанном в 1522 году для епископа Вологодского и Пермского Алексия, 14 мая также положена «память святого Исидора Христа ради юродивого ростовского чудотворца» 436 . В акте собора 26 февраля 1547 года, на котором постановлено написать службы и праздновать повсеместно в русской земле четырнадцати святым и девяти местно, ни между этими последними, ни между тени имени Исидора не упоминается 437 , следовательно, почитание его не ограничивалось уже в то время одним местом его подвижничества, но было распространено вообще на Руси, так что не было нужды в особом относительно почитания его соборном постановлении 438 . В грамоте царя Иоанна Васильевича Грозного к митрополиту Макарию от 1653 года, блаженный Исидор перечисляется между другими святыми представителями державы русской 439 . Времени составления службы блаженному Исидору с точностью определить нельзя 440 . Из того, что на соборе 26 февраля 1547 года не было рассуждаемо о составлении ее, видно, что к тому времени она была уже составлена. Рукописная она встречается во многих древних сборниках служб. По рукописному подлиннику бывшей Новгородской Софийской библиотеки XVII века «Сидор юродивый рус, власы велики, брада Христова, плечо правое наго, риза санкир» 441 . Блаженный Иоанн власатый, Христа ради юродивый, ростовский чудотворец

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

26 мая 1521 года купец из города Дмитрова Михаил Воронков пожертвовал средства на строительство каменной церкви, вместо обветшавшей деревянной, в Калязинском монастыре. Игумен монастыря Иоасаф, совершив молитвословие, водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать рвы для фундамента. Во время работ нигде не выступала вода, копатели находили только кости погребенной братии: наконец обрели неразрушенный гроб, из которого исходило благовоние. Об этом было донесено игумену; Иоасаф тотчас узнал гроб основателя монастыря Макария. Ударили в колокол, собралась братия и множество народа, радуясь обретенному сокровищу. Иноки благоговейно подняли гроб блаженного и отнесли его в палатку близ церкви, где отпели над ним панихиду. Когда же открыли гроб, излилось из него еще большее благоухание; тело преподобного оказалось совершенно нетленным, не истлели даже одежды. С этого дня у нетленных мощей святого стали совершаться исцеления. Об этом было сообщено Московскому митрополиту Даниилу (1522–1539), который созвал в Москве собор и, подробно рассмотрев свидетельства о святости преподобного Макария, установил празднование новоявленному святому. Мощи были торжественно перенесены в храм во имя Пресвятой Троицы. Феодосием из Твери была составлена служба на обретение мощей. До 1547 года почитание святого Макария совершалось только в его обители. На Московском Соборе 1547 года, при митрополите Макарии (1543–1564), преподобный Макарий Калязинский был причислен к лику святых, память его в числе других русских святых постановлено праздновать по всей России. Май 27 Ферапонт Можайский, преподобный Преподобный Ферапонт Можайский (Белозерский), Лужецкий чудотворец, в миру Феодор, родился в 1337 году в Волоколамске в дворянской земле Поскочиных. С детства он проявил стремление к благочестивой жизни и иночеству. По сказанию жизнеописателя его, Ферапонт хотя «и не хитр был грамоте», но имел здравый ум и доброе сердце, а потому все более и более утверждал себя в благочестии. Сорока лет без предварительного искуса он был пострижен игуменом Московского Симонова монастыря преподобным Феодором, племянником преподобного Сергия (впоследствии архиепископ Ростовский, память 28 ноября/11 декабря). В этой обители инок Ферапонт сблизился с преподобным Кириллом Белозерским (память 9/22 июня), вместе они проходили подвиг спасения в постничестве и молитвах и слушали духовные наставления преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября/8 октября и 5/18 июля), посещавшего монастырь для поучения братии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИЙ (14.03.1482-14.01.1567, Успенский Желтиков мон-рь), свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых), еп. Тверской и Кашинский. Основным источником сведений об А. является слово «О преставлении святого епископа Тверского Акакия и о житии его вкратце» (РНБ. Погод. 1564, XVI в.), написанное духовником А., известным рус. книжником архим. Вассианом Кошкой - свидетелем последних дней жизни святителя. Прямая речь, к-рую архим. Вассиан в изобилии приводит в слове «О преставлении», с большой долей вероятности передает подлинные слова А. и правдиво описывает повседневную жизнь и благочестие святителя. Слово «О преставлении» было написано, видимо, вскоре после кончины А., т. к. уже через год - в 1568 г. скончался архим. Вассиан. А. неоднократно упоминается в рус. летописях, его подпись стоит на документах церковных Соборов, монастырских жалованных грамотах. Согласно синодику Иосифова волоколамского мон-ря , отец А.- иерей Василий, мать - в монашестве Юлия (Титов А. А. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря. М., 1906. 154). Нек-рые исследователи неверно отождествляют А. с племянником прп. Иосифа Волоцкого - иноком Акакием. Монашеский постриг А. принял в Иосифовом волоколамском мон-ре от основателя обители. В 1517 г. А. был поставлен архимандритом Возмищенского мон-ря в Волоколамске. 30 марта 1522 г. митр. Московский Даниил «поставил во Тверь епископа Акакия». Тверская кафедра к тому времени была ок. года вдовствующей после кончины еп. Нила Грека ; † 1521). Сразу после хиротонии А. вместе с Собором архиереев ходатайствовал перед вел. кн. московским Василием III за опального кн. В. В. Шуйского, поставив свою подпись под крестоцеловальной записью. В 1539 г. участвовал в интронизации Всероссийского митр. Иоасафа , 3 года спустя - в интронизации митр. Макария . А. присутствовал на Соборах: в 1547 г., когда были причислены к лику святых еп. Арсений Тверской , прп. Макарий Калязинский , и в 1549 г., когда был канонизирован кн. Михаил Тверской и осужден бывш. чудовский архим. Исак Собака. В 1550 г., во время казанского похода Иоанна IV Васильевича , когда во Владимир к царскому войску отправился митр. Макарий, в Москве для управления Церковью остались архиеп. Ростовский Никандр и А. В 1551 г. А. присутствовал на Стоглавом Соборе . 16 июля 1551 г. он подписал с др. участниками Собора приговор о церковных пошлинах в Новгородской епархии. В 1553-1554 гг. А. присутствовал на Соборах, обличивших ересь М. Башкина и Ф. Косого, разбиравших сомнения посольского дьяка И. М. Висковатого относительно нек-рых сюжетов в рус. иконописи того времени. 3 февр. 1555 г. А. принимал участие в хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) .

http://pravenc.ru/text/63772.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010