Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРЕМИ Греми [груз.- ], древняя столица (1466-1616) груз. царства Кахети. Расположен между совр. городами Телави и Кварели, у подножия хребта Самеба (Св. Троицы; юж. отрог Б. Кавказа), в Алазанской долине, в месте впадения небольшой р. Болиа в р. Инцоба (левый приток р. Алазани). Предположительно эти территории были заселены в эпоху поздней бронзы. Г. был основан царем Кахети Георгием I (1466-1476; он же последний царь единой Грузии Георгий VIII; 1445-1466) и разрушен во время нашествий (1614-1617) иран. шаха Аббаса I. В XV-XVI вв. Г. являлся не только политико-адм. и экономическим, но и культурно-просветительским центром Кахети. Среди населения до сих пор бытует предание, что в Г. существовала академия, подобная Гелатской (см. ст. Гелати ). Здесь по заказу царицы Анны (супруги кахетинского царя Александра I) был создан «Анасеули» - список груз. летописи Картлис Цховреба , написана хроника истории Кахети (не сохр.). В Г. старший сын Александра II, царь Давид (1601-1602), перевел с персид. поэму «Калила и Димна», началось поэтическое творчество груз. царя Теймураза I, писавшего о красоте Г. После разрушения города шахом Аббасом поэт Парсадан Горгиджанидзе описал это событие по заказу царя Картли-Кахети Ростома (1648-1656). Г. (площадь города ок. 50 га) по социально-экономическому принципу был разделен на 4 части (сохранившиеся руины городища и архитектурный ансамбль изучены частично). Наиболее древний район, возвышающаяся над городом цитадель («царский квартал»),- естественный архитектурный центр Г., расположенный на искусственно отделенном от скалы высоком холме. За крепостной стеной находится единый архитектурный ансамбль построек, сформированный гл. обр. в правление царя Левана (1520-1574), к-рый особое внимание уделял реставрации, строительству и росписи храмов, что имело большое политическое значение в условиях соседства с мусульм. странами: Ираном с востока и Турцией с юга. Центральный комплекс Г. составляют ц. св. Архангелов (1565), жилая резиденция царя - 3-этажный 4-угольный дворец-башня (до 60-х гг. XVI в.) с надстроенной позже 6-гранной колокольней с открытой аркадой, частично сохранившиеся хозяйственные постройки (винохранилища, давильни и др.). К северо-востоку от цитадели, у подножия холма, на территории между левым берегом р. Болиа и правым берегом р. Инцоба расположен «квартал знати». Первоначально здесь селились городские жители, с 60-х гг. XVI в. район стал застраиваться дворцами царей (сначала Левана, затем Александра II (1574-1605) и Теймураза I), а также жилыми и парадными домами знати, палатами-дарбази, объединявшими под одной крышей жилые и хозяйственные помещения, банями, были устроены фонтаны, павильон для развлечений, разбит царский сад.

http://pravenc.ru/text/166445.html

Предисловие Введение Священная война, которой нет Часть I. Дни пророка Начало Мекка, 570–622 Джибрил приходит. Медина, 622–632 Первые сражения Человек с непростым характером Когда прекратятся убийства Человек своего времени Из костей и камней Рай для воинов Часть II. За пределами Аравии Вперед мусульманские солдаты. Византия и Персия 632–640 Кампании на островах. Кипр, Родос и Крит 649–668 Шах и мат на Босфоре: Константинополь 668–673 Часть III. Иберийское предприятие Толедская блудница. Испания 710 Гора Тарика. Испания 711 Судьба завоевателя. Медина, 711–715 Часть IV. Ислам разворачивается Забытый исавриец. Константинополь 717–718 Зимми: Дар-аль-ислам с седьмого века и далее Набеги во Францию. Лангедок 718–732 Молот франков. Тур, 732–759. Захват Омейядов. Испания, 756–852 Долгое сопротивление. Сицилия, 827–902 Кампания на Французской Ривьере. Сен-Тропе, 898–973. Мой скромный долг Испании. Трупы Симанкаса. Любовник Авроры. Сантьяго-де-Компостела, 967–1002 Изгнать Омейядов. Испания 1085 Воин пустыни. Залакка, 1085–1086 Мио Сид. Валенсия, 1080–1108 Часть VI. Отклонение на юг Освобождение в Лузитании. Португалия, 1079–1147 Греки и норманны. Сицилия, 1025–1091. Африканское поглощение. Испания, 1104–1212 Решительный год. Лас-Навас-де-Толоса 1212 Разгром мусульман. Испания, 1212–1250 Последние пять городов. Андалусия 1230–1248 Часть VII. Натиск с востока Османское нашествие: Турция в середине 1200-х годов Монгольская орда. Русь 1340–1480 Янычары. Фракия 130–1353 Бунт геев. Фракия 1376–1388. Поле черных дроздов. Косово 1389 Дикие рыцари Франции. Никополь 1396 Венгерский герой. Варна 1444 Последняя агония. Константинополь 1453 Дорога в Рим. Белград 1456 Часть VIII. На суше и на море Голос мавра. Гранада 1492 Османская империя. Селим Мрачный 1512–1520 Красный Дунай. Мохачи 1526 Нетронутый капитал. Вена 1529 Моряки, работорговцы и пираты. Средиземноморье 1504–1546 Всегда с оружием в руках и готовыми к бою. Мальта 1565 Рапсодия смерти. Венгрия 1566 Восстание Альпухарр. Испания, 1568–1570 Страдания Брагадино. Фамагуста 1571 Прекрасный день, чтобы умереть. Лепанто 1572. Колониализм в мусульманском стиле. Восточная Европа 1574–1681 Часть IX. Угасание священной войны Блестящая победа. Вена 1683 Крах джихада. Греция и Венгрия 1685–1699. Могильщики. Центральная и Юго-Восточная Европа 1716–1770 Дуэт Орлова и Суворова. Средиземноморье и Крым, 1770–1792 Часть X. Европейский натиск К берегам Триполи. Северная Африка 1798–1830 Потомки Перикла. Греция 1821–1827 Море войн. Балканы 1828–1878 Часть XI. Возвращение джихада Войны XX века. Дар-аль-харб 1912–1945 Терроризм. Запад 1980–1990 годов Эпилог. Блестящая дружба Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Экземпляр книги исчез 10 мая из отдела старопечатных и редких изданий Национальной библиотеки Украины имени Вернадского 16 мая. ПРАВМИР. Экземпляр первой напечатанной на территории Украины книги был украден в Киеве. Из фондов Национальной библиотеки Украины имени Вернадского украден экземпляр книги «Деяния и послания апостольские», изданной в 1574 году Иваном Федоровым во Львове. Первая книга, напечатанная на территории нынешней Украины, известна также как «Апостол». Экземпляр книги исчез 10 мая из отдела старопечатных и редких изданий Национальной библиотеки Украины имени Вернадского. Об этом заявил директор библиотеки Владимир Попик, передает ТАСС. Пресс-секретарь управления Национальной полиции в Киеве Оксана Блищик рассказала РИА Новости, что отсутствие книги обнаружила заместитель по научной работе. Возбуждено дело по статье «Кража». Опрошены сотрудники библиотеки. Определяется сумма ущерба. Иван Федоров (1520–1583) — первый книгопечатник Русского царства, а «Апостол» — его первая книга. По указу Ивана Грозного Федоров основал Московскую типографию, где в 1564 году была издана первая точно датированная напечатанная в России книга. Потом Федоров уехал в Великое княжество Литовское, где основал типографию во Львове. Там в 1574 году увидело свет второе издание «Апостола». Львовское издание «Апостола» содержит в себе также послесловие от самого Ивана Федорова, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые». Львовский «Апостол» был издан тиражом около 1000-1200 экземпляров, сейчас известно примерно о 120 сохранившихся из них. В фондах Национальной библиотеки им. Вернадского хранится пять экземпляров, но все они неполные. Кроме того, экземпляры книги есть в книгохранилищах Львова, Харькова, Днепропетровска, а также в других странах, в том числе в России, Белоруссии, Польше, Болгарии, США. Книга издана в крупном формате, оригинальное издание состояло из 278 листов, включая 264 пронумерованных.

http://pravmir.ru/iz-biblioteki-v-kieve-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ VIII (Багратиони), свт. (пам. груз. 18 февр.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский; 1584-1589). Согласно хроникам груз. летописного свода «Картлис Цховреба», Н., сын царя Кахети Левана (1520-1574), занял престол предстоятеля ГПЦ после кончины католикоса-патриарха Николая VII (Бараташвили) , «в 1584 году... в феврале, в субботу» (Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 528-529; Вахушти Багратиони. 1973. С. 406). Краткие биографические сведения о Н. сохранились в выданной им жалованной книге 1584-1589 гг. (при издании документа в 3-м томе «Памятников грузинского права» составители ошибочно датировали его 1562-1565 гг.). С разрешения царя Картли Свимона I (1556-1569, 1578-1600) католикос-патриарх пожаловал крепостных и земли своему воспитателю и наставнику, проповеднику, священнику из Светицховели Гедеону Магаладзе. Мать Н., царица Тинатин, привезла Н. из Мцхеты в Кахети, где наставник дал ему надлежащее образование (Н. изучал богословие, церковное пение, риторику, грамматику). Царь Леван высоко ценил заслуги Гедеона. Н. также был благодарен наставнику: пожертвовав ему крепостных и земли, он отмечал: «Господь удостоил меня чести быть католикосом-патриархом, и я жалую тебе в благодарность за твои заслуги эту малость» (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 5087а; ПГП. 1970. Т. 3. С. 271; Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 295). По настоянию Н. его брат, царь Кахети Александр II (1574-1601, 1602-1605), и супруга Александра II царица Тинатин жалованной грамотой 1589 г. вернули патриаршему кафедральному собору Светицховели села Ведзисхеви, Пашаани, Хевтубани и Гиоргани, к-рые царь за 2 года до этого отобрал у собора и даровал другим. В документе царь и царица так отзывались о Н.: «…подобный Иоанну Златоусту и Василию (Великому.- Авт.) и верный нам господин католикос» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 197; Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 295-296). В том же году Н. настоял на том, чтобы Александр II обновил и утвердил подробную грамоту в отношении кахетинских земель, пожертвованных Светицховели в прошлом ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 392; Схиртладзе. 2008. Т. 1. С. 39). Учитывая высокий уровень образования Н., исследователи считают, что Свимон I мог поручить ему восстановление рукописной кн. «Сджулис канони» (Кормчая книга) - канонического сборника, представлявшего собой груз. редакцию визант. Номоканона и также содержавшего пункты груз. законодательства.

http://pravenc.ru/text/2566068.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ VII (Бараташвили), католикос-патриарх Вост. Грузии (1561-1584). Сохранилось множество документов, относящихся к периоду его предстоятельства. Из них становится известно, что мцхетский патриарший кафедральный собор Светицховели приобрел при Н. значительное количество крепостных и поместья от царей и вельмож Картли и Кахети, получил различные льготы. Так, царь Картли Свимон I (1556-1569, 1578-1600) в 1566 г. пожертвовал собору с. Гомни близ с. Ниаби ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 408; Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 294), в 1581 г.- с. Мохиси в Земо-Картли и «государственные земли с крепостными» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 420). В документе 1572 г. указано, что по распоряжению царя Свимона I тбилисским и горийским чиновникам было велено освободить от всех обязательств крепостных Светицховели, проживавших в Тбилиси и Гори (Там же. С. 414). Грамотой 1577 г. супруга царя Свимона I царица Нестан-Дареджан освободила крепостных Светицховели от государственных налогов (Там же. С. 416). Следует отметить заботу царского двора Кахети о Светицховели в 1563-1580 гг. Царь Кахети Леван (1520-1574) в 1563 г. пожертвовал 16 семей в с. Земо-Ганухи (Там же. С. 405); согласно грамоте 1568 г., сын царя Кахети Левана царевич Теймураз (впосл. царь Кахети Теймураз I) пожертвовал крепостного (Там же. С. 411). Царь Кахети Александр II (1574-1601, 1602-1605) в 1569 г. пожертвовал Светицховели большое число крепостных и передал много земель: даровал Варцанский мон-рь в Ведзисхеви, села Ведзисхеви, Гиоргицминда, Гогани (Гогаани), Гелисубани, Корети, Сепоригеле и др. (ПГП. 1965. Т. 2. С. 193); в 1575 г. пожертвовал собору 20 семей крепостных ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 415); согласно грамоте того же года, обновил пожертвования Светицховели - в частности, половину доходов мон-рей пуст. Гареджи (Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 295). Интересна совместная грамота царей Свимона I и Александра II о пожертвовании Светицховели храма в Анеши, с. Даба, а также 2 семей в Цирдали ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 414).

http://pravenc.ru/text/2566066.html

Переславль-Залесский. Никитский монастырь. Собор Никиты мученика. Карта и ближайшие объекты Существовал уже в XII в. под именем лавры, в которой подвизался преп. Никита Столпник. Храм каменный - во имя св. муч. Никиты с двумя приделами: во имя преп. Никиты Столпника и во имя Всех Святых, заложен в 1564 г. и освящен в 1574 г. Мощи преп. Никиты, обретенные в 1425 г., покоятся под спудом в собственном храме. До настоящего времени сохранились: столп, в котором проводил время преп. Никита, и его вериги. Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908. Наиболее интересное сооружение монастыря — Никитский собор (1561- 1564), пристроенный к более ранней Никитской церкви, ставшей его южным приделом. Сам собор представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм с позакомарным перекрытием. Нынешнюю четырехскатную кровлю собор получил в XVIII веке. Для симметрии с северной стороны пристроен Всехсвятский придел. В храме прп. Никиты над его мощами была устроена чеканной работы серебряная рака, при ней находились вериги. http://nikitskiy.cerkov.ru/ Соборный каменный храм во имя вмч. Никиты существовал в Никитском монастыре с незапамятных времён, и к 1528 году он уже пришёл в совершенную ветхость и был, согласно повелению великого князя Владимирского и Московского Василия Иоанновича, разобран. Василий III дал денег на строительство новой каменной церкви (1520), но она, будучи весьма скромных размеров, простояла совсем недолго, после чего церковка " влилась " в мощное здание нового соборного храма. В 1561 году Иоанн Грозный " восхоте старую церковь, построение отца его Василия Иоанновича разобрати и новую над гробом Преподобнаго Никиты во имя Великомученика Никиты воздвигнути " . Каменный четырёхстолпный собор был выстроен вокруг небольшой церкви Никиты Столпника, первого каменного храма обители. Старая церковь вошла в новый собор как его южный придел. Позже был пристроен северный Всехсвятский. Благодаря материальной поддержке царя, строительство собора продвигалось довольно быстро - в 1564 году он был закончен строением. На освящении его присутствовали сам царь, вместе с царицей Марией, царевичем Иоанном и митрополитом Афанасием. Более ста лет крыша собора оставалась деревянной. В 1686 году " главы были опаяны белым железом и кресты железные сделаны с репьями " , а в 1764-м - покрыли железом всю крышу. В результате чего восьмискатная крыша была заменена на четырёхскатную, а также стёсаны дуги закомар. Несколькими годами ранее, в 1759 году, были растёсаны окна. По-видимому, до середины XVIII века Никитский собор стоял нерасписанным. Только в 1764 году он был " украшен живописью " . В 1838 году её поновили, но - по свидетельству современников - " довольно неудачно " . В 1876 году собор был расписан заново " хорошею живописью академическим живописцем Грибовым " .

http://sobory.ru/article/?object=05682

Бодбийский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Бодбийский женский монастырь Бодбийский монастырь (монастырь святой равноапостольной Нины) — ставропигиальный женский монастырь Грузинской Православной Церкви, основан в IV веке. Расположен в пределах Бодбийской епархии. Содержание История [ править править код ] По сведению грузинской летописи «Обращение Картли», постройка церкви над могилой святой равноапостольной Нины относится ко времени царствования св. блгв. царя Мириана: основав здесь женский монастырь, царь пожертвовал ему много селений и земель. Царская династия Кахети и Картли особо заботилась о материальном обеспечении и благосостоянии монастыря. Можно полагать, что до 1230-х гг. Бодбийский монастырь оставался значительным христианским центром Грузии. С 1230-х гг. по XV в. сведений о монастыре не сохранилось, что связано с вторжениями монголов и сильным разрушением как епархии, так и монастыря. В XV в., с образованием самостоятельного царства Кахети, Бодбе вновь обрел былую славу религиозного центра. Однако, уже в XVI в. положение вновь резко ухудшилось в связи с иранской экспансией, что привело к упразднению женского монастыря. Но правящая династия всегда проявляла особую заботу о Бодбе - своим попечением известны цари Леван (1520-1574), Александр II (1574-1605), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648), Арчил II (1664-1675), Теймураз II (1709-1715, 1733-1744, 1744-1762), Ираклий II (1744-1762, 1762-1798), Георгий XII (1688-1703), а также другие члены царской семьи – царевич Теймураз, внук царя Левана, царевна Елена (сестра Ираклия II) и царица Кетеван (жена Георгия XII), что проявлялось в пожаловании драгоценной церковной утвари, рукописей и книг, укреплении и возобновлении монастырских церквей и помещений, в освобождении от государственного налогообложения, даровании сел и значительных земельных владений. По сведению немецкого ученого и путешественника Иоганна Гюлдендштедта, ко времени посещения им Бодбе в 1772 г. здесь уже действовала мужская обитель, упраздненная после кончины последнего бодбели Иоанна (Макашвили) в 1837 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Бодбийский_жен...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Кафоликон мон-ря Ниноцминда. VI в. [Груз. - св. Нина], жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Находится в одноименном селе (муниципалитет Сагареджо, Кахети, Грузия) на берегу р. Твалт-Хеви (левый приток р. Иори), в предгорьях юго-зап. склона Гомборского хребта, в 50 км от Тбилиси. История Согласно источникам, кафоликон Н. в честь Успения Пресв. Богородицы был построен царем Грузии св. Вахтангом Горгасали в VI в. Как «церковь больших размеров, купольную, которую построил Горгасал», Н. упоминает историк XVIII в. царевич Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 529). По мнению П. Иоселиани , храм Н. был построен на месте, где раньше стоял языческий идол ( Иоселиани. 1846. С. 133). С. Н. Какабадзе считал, что храм был построен царем Грузии св. Мирианом в сер. IV в. на том месте, где скончалась св. Нина. По его мнению, Бодиси, упоминаемое в источниках как место кончины святой,- это древнее название сел. Ниноцминда, к-рое после постройки здесь храма было переименовано и посвящено св. Нине ( Какабадзе. 1928. С. 6). Это мнение признано ошибочным: установлено, что речь в источниках идет о месте, где сейчас находится мон-рь Бодбе и где покоятся мощи святой. План кафоликона мон-ря Ниноцминда План кафоликона мон-ря Ниноцминда По исследованиям Г. Н. Чубинашвили , храм неоднократно реставрировали. Первая крупная переделка, к-рая коснулась всей верхней части церкви (арок и купола), датируется IX-XI вв. В XIII-XIV вв. к углам опор части купола были приделаны специальные контрфорсы. Храм также ремонтировали в XVI, XVII вв. и во 2-й пол. XVIII в. ( Чубинашвили. 1926. С. 102). В грамоте 1597 г. царя Кахети Александра II (1574-1605) говорится о том, что «в течение времени храм был разрушен и уничтожен и наш царь Леон (царь Кахети Леван (1520-1574).- Авт.) заново отстроил и украсил его» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 429; Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 90). В 1671 г. еп. Ниноцминдский Николай (Андроникашвили) отреставрировал фасад храма, по его поручению был устроен иконостас, построены ворота ( Ростомашвили. 1901. С. 532; Меликсет-Бег. 1920. С. 3).

http://pravenc.ru/text/2577675.html

В 1518 г. церковь была расписана (дата содержится во фрагментированной фресковой надписи, сделанной на тимпане зап. входа). По иконографии и стилю роспись близка к афонской живописи XVI в. На своде в медальонах изображены: в центре - Христос Пантократор, по бокам - Пресв. Богородица и Иоанн Предтеча; на подпружных арках свода - пророки; в алтарной апсиде - Божия Матерь «Одигитрия»; на приалтарных устоях - «Благовещение», разделенное на 2 части; на продольных стенах - праздничные сцены (в верхнем регистре), чудеса Христовы (в среднем регистре), а также одиночные и парные фигуры святых (в нижнем регистре). На вост. грани 2-го с востока столба сев. ряда сохранился портрет ктитора с венцом на голове, указывающего на модель церкви базиликального типа в руке. Его одежда украшена 2 вертикальными рядами крупных медальонов с изображениями двуглавых орлов - образом визант. императора, крайне редко встречающимся в груз. искусстве. Портрет не имеет надписи, но можно с большой долей уверенности сказать, что это кахетинский царь Леван (1520-1574), делавший значительные пожертвования церквам и монастырям не только Кахети, но и всей Грузии, а также Св. земли и Афона. Выбор необычного места для ктиторского портрета можно объяснить статусом царя - он правил Кахети с 1518 г., когда была сделана роспись, но на царство был венчан лишь в 1520 г. Д. Хоштария Ист.: Муравьёв А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. Т. 1. (ЗОЛКА; Кн. 1); Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Вып. 1; Пурцеладзе Д. Катцаретский Самебский (Троицкий) мон-рь//Новое обозр. Тифлис, 1891. 2475. С. 3; 2477. С. 3; Хаханов [Хаханашвили] А. Экспедиции на Кавказ в 1892, 1893 и 1895 гг.//МАК. 1898. Вып. 7. С. 1-68; Иврели (псевд.). Опять о мон-ре Самеба/И. Имедашвили//Сахалхо газети (Народная газета). Тифлис, 1912. 640 (на груз. яз.); Джаши И., свящ. Катцаретский Самебский (Троицкий) мон-рь и Иосиф Самебели//ДВГЭ. 1914. 15. С. 1-6; Меликсет-Бег Л. Кацарети//Саисторио моамбе (Исторический вестник). Тбилиси, 1924. Вып. 2. С. 159-172 (на груз. яз.); Мокцеваи Картлисай//ПДГАЛ. 1963. Т. 1; То же [Обращение Грузии]/Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; ред., исслед., коммент.: М. Чхартишвили. Тбилиси, 1989; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2008. Т. 1; 2011. Т. 2 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1683955.html

жертвователей обители много дарений делали господари Молдавии и Валахии, благодаря к-рым в основном сложился совр. облик мон-ря. В 1-й четв. XVI в. главным жертвователем был господарь Валахии Нягое Басараб (1512-1521), давший деньги на постройку башни мон-ря (1520) и каменного водопровода взамен деревянного. Он же даровал Д. м. честную главу св. Иоанна Предтечи в золотом ковчеге и посеребренную раку в виде храма для мощей К-польского патриарха свт. Нифонта II, духовным чадом к-рого он являлся. Вскоре после этого (25 окт. 1535) большая часть мон-ря сгорела, и господарь Молдавии Петру Рареш, бывший ктитором и жертвователем денег на росписи монастырского собора, на свои средства отстроил все вост. крыло Д. м. ( Μαμαλ κης. 1971. Σ. 243). Его дочь Руксандра вместе с супругом господарем Молдавии Александру III Лэпушняну взяла на себя расходы по возведению 6-этажного крыла со стороны моря. Руксандра и ее сын господарь Молдавии Богдан IV выкупили у султана Селима II (1568) большую часть отобранных им у Д. м. владений ( Γαβριλ, ρχιμ. 1959. Σ. 112). Среди ктиторов поминается и мон. Силуан, руководивший строительством при этих правителях. Миниатюра с изображением имп. Алексея III Великого Комнина и имп. Феодоры в ктиторском хрисовуле. 1374 г. Миниатюра с изображением имп. Алексея III Великого Комнина и имп. Феодоры в ктиторском хрисовуле. 1374 г. Также 2 брата, Лазарь и Бойос из Исвороса (совр. Стратоники) на п-ове Халкидики, значительно расширили в сторону сада 7-этажное юго-вост. крыло, в к-ром располагаются продуктовые склады, кухня, портняжная мастерская и кельи братии. Примерно в то же время 2 др. брата, Мануил и Фома из г. Серры, построили монастырскую пристань и восстановили древнее подворье Д. м. Орфани у горы Пангеон в Вост. Македонии. В 1574 г. Д. м. выкупил у мон-ря Ксиропотам его полномочия и с того времени находится на 5-м месте в иерархии святогорских обителей, обладая правом раз в 5 лет председательствовать в Свящ. эпистасии в лице своего представителя. В 1601 г.

http://pravenc.ru/text/178494.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010