Третий ежегодный крестный ход, 21 мая, первоначально был связан с памятью о реставрации и об украшении Владимирской иконы в 1514 г. (Софийский временник. Ч. 2. С. 294-295; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. С. 254). Позднее, при вел. кн. Василии III Иоанновиче , его соотнесли с памятью о чудесном избавлении Москвы от нашествия крымского хана Мухаммед-Гирея в 1521 г. В июле 1518 г. митр. Московский и всея Руси Варлаам с крестным ходом, в к-ром участвовал прибывший в Москву с Афонской горы митрополит, встречал у мон-ря принесенные из Владимира в Москву «для исправления живописи» древние иконы Спасителя и Божией Матери и соборно служил им молебен в монастыре. В 1552 г. жители Москвы с крестным ходом вместе с митр. Московским и всея Руси свт. Макарием и духовенством встречали «у Пречистые у Сретениа» войска, с победой возвращавшиеся из Казани. У стен обители царь снял с себя воинские доспехи, надел царскую одежду (шапку Мономаха, бармы и крест) и пошел с крестным ходом в кремлевский Успенский собор (ПСРЛ. Т. 13. С. 223-227). В XVI в. была перестроена Мариинская ц., о чем свидетельствовала датировка большемерных кирпичей, исследованных при ее разборке в 30-х гг. ХХ в. В Смутное время, когда Московский Кремль захватили интервенты, в М. С. м., по некоторым сведениям, располагался штаб русских ополченцев во главе с К. М. Мининым и Д. М. Пожарским . Последнему в обители оказали 1-ю помощь после тяжелого ранения, полученного в марте 1611 г. 2 мая 1613 г. в монастыре встречали избранного царя Михаила Феодоровича Романова и его мать инокиню Марфу (Романову). Во главе духовенства был митр. Ростовский и Ярославский Кирилл IV (Завидов) . Вскоре игумен Сретенского мон-ря Ефрем был послан царем «в польское сидение» за отцом царя митр. Филаретом (Романовым) и оставался с ним до возвращения в Московию в 1619 г. Впосл. патриарх Московский и всея Руси Филарет часто служил в обители. При царе Михаиле Феодоровиче в М. С. м. были возведены келейный и настоятельский корпуса. М. С. м. упоминается в 20-х гг. XVII в. в связи с задонским в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырем , возможными основателями которого считаются сретенские старцы Кирилл и Герасим ( Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание первоклассного Задонского Богородицкого мон-ря. СПб., 1893. С. 21).

http://pravenc.ru/text/2564214.html

Гипотеза еп. Порфирия нуждается в уточнении, поскольку краткий рассказ о посещении Богоматерью Афона, сюжетно сходный с «В.», содержится уже в послании Тверского еп. Нила (Грека) (1508-1521) Юрию Дмитриевичу Траханиоту (см.: Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности. [Вып.] 3: Послание Нила, еп. Тверского, к некоему вельможе Георгию Дмитриевичу о воздвижении Пресвятые и об артусе//ХЧ. 1909. 8/9. С. 1115-1119; Брюсова В. Г. Тверской епископ грек Нил и его Послание кн. Георгию Ивановичу//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 184-185). Впрочем, нельзя сказать с уверенностью, восходит он к «В.» или же отражает устное предание. Этот текст в послании еп. Нила почти дословно совпадает с начальной частью соч. Максима Грека «Вопрошание известно от некоих, почто от тридневнаго Воскресения Христова до Фомины субботы не воздвизается Пречистыя хлебца...» ( Иванов. 1969. С. 177-178, 278; Троицкая. 1988. С. 142-143); вариант известия читается также в раннем послании того же святогорца вел. кн. Василию III ( Синицына Н. В. Послание Максима Грека (1518-1519 гг.) Василию III об устройстве афонских мон-рей//ВВ. 1965. Т. 26. С. 128-129; Иванов. 1969. С. 192, 323). На греч. почве предание о посещении Богородицей Афона, близкое к В., зафиксировано в датируемых XVI в. и позже сборниках о древностях Св. Горы (изд.: Γεδεν Μ. Ο ρδβλθυοτεΑθως. Κωνσταντινοπολις, 1885. Σ. 297-300; Τ Πτρια το Αγου ρδβλθυοτεΟρους//Νος Ελληνομνμων. 1912. T. 9. Σ. 123-125). Определение Афона как «жребия Богородицы» находится в Житии прмч. Антония Супрасльского , написанном в 1-й четв. XVI в. (вероятно, в 10-х гг.). Так же именуется Св. Гора в слав. проложном Житии прп. Петра Афонского (не позднее рубежа XV-XVI вв.), написанном, возможно, серб. книжником доместиком Геннадием Святогорцем ( Гehaдuje Светогорац. Служба св. Петру Атонском/Приредно Крушевац, 1995. С. 122). С «В.» сюжетно связана «Повесть о иверах, како приидоша в богоразумие», переведенная с греч. языка на слав. в 1-й пол. XIV в. и помещаемая под 27 окт. в одной из редакций Стишного Пролога (см.: Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра (XIV-XV вв.): Археография, текстология и изд. на проложни стихове. Пловдив, 2000. С. 476). Текст наряду с др. проложными сказаниями использован в 1-й четв. XVI в. в Иосифовом Волоколамском мон-ре при создании Русского хронографа (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. По указ.).

http://pravenc.ru/text/155354.html

В правление Василия III Иоанновича проявлялась большая забота об укреплении рубежей. В 1511 г. было завершено строительство мощной крепости в Н. Новгороде, усилены оборонительные сооружения в Туле – крупном центре обороны на юж. рубежах и в др. городах (Зарайске, Коломне). «Городовое дело» было одним из объектов внутренней политики. Был создан институт городовых приказчиков, которые ведали сбором «посошных людей» (вспомогательное войско, формировавшееся из сельского населения), управляли городовыми пищальниками (ист. предшественники стрельцов). Городовые приказчики ограничивали компетенцию наместников и волостелей, играли роль представителей великого князя в борьбе с удельной децентрализацией. Важным инструментом экономической и политической централизации оставались земельные описания, начатые в XV в. Удельные князья проводили земельные описания в качестве контрмеры, направленной на сохранение уделов. Так, в 1509–1510 гг. брат Василия III Иоанновича князь Семен Калужский предпринял описание Бежецкого Верха, после его смерти новое описание его владений было предпринято в 1519–1521 гг. уже московскими писцами. В 1510–1511 гг. описывались уезды, расположенные на пути из Казани в Москву (что объяснялось обострением московско-казанских отношений) – Владимир, Н. Новгород, а также Балахна и Арзамас. В 1515 г. предпринято описание М. Ярославца, в 1518 г.– пограничного Перевитска, в 1516/17 г. писцы были посланы в Старицу, Верею, Тверь, Нов. Городище, Новгород и др. города (Старица и Верея входили в удел князя Андрея, чьи отношения с Василием III Иоанновичем были весьма напряженными). Одной из причин сложных отношений между Василием III Иоанновичем и его удельными братьями было отсутствие у великого князя в течение долгого времени сына. Брак с Соломонией Юрьевной Сабуровой, в который Василий III Иоаннович вступил в сент. 1505 г., был бездетным. С молением о даровании наследника великий князь обращался к старцам Иосифова Волоколамского монастыря, др. русских обителей, к святогорским монахам.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Вполне возможно, что на всю тогдашнюю Россию это были одни из немногих рак святых из драгоценных металлов. Существует еще свидетельство о серебряном убранстве гробницы преподобного Варлаама Хутынского, которое было разграблено шведами в 1611 г. 1518 Кроме того, согласно летописям XVII в. 1519 и дневнику Марины Мнишек 1520 , при разграблении в 1608 г. ростовского Успенского собора были похищены золотая рака св. Леонтия и серебряная – св. Исаии 1521 . Но когда эти раки были сделаны и по чьей инициативе – неизвестно, хотя можно предположить, что и здесь не обошлось без московских государей XVI в. Во всяком случае, сам Успенский собор (1508–1512 гг.) был построен при поддержке великого князя Василия III 1522 . Онже и, позже, его сын Иван Грозный вложили два великолепных лицевых покрова на раку св. Леонтия 1523 . Вероятно, на протяжении почти всего XVI в. было изготовлено лишь несколько рак из драгоценных металлов. На этом фоне совершенно необычным явлением выглядит создание в конце XVI в., за относительно короткий срок, по заказу царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова, сразу целого ряда серебряных рак – для мощей святых Петра митрополита Московского, Алексея митрополита Московского, Ионы митрополита Московского, Пафнутия Боровского, Кирилла Белозерского, Макария Калязинского и Василия Блаженного 1524 . В рамках этого грандиозного по тем временам проекта была, наконец, закончена в 1585 г. (начатая еще в 1556 г., по приказу Ивана Грозного) упомянутая рака Сергия Радонежского 1525 . Из всех перечисленных рак сохранились только последняя и митрополита Ионы. Именно тогда, очевидно, и сложилась традиция, существовавшая в XVII–XVIII вв., когда русские государи выступали заказчиками драгоценных рак для мощей многих православных святых. В XVI – начале XVII вв. состав надгробного комплекса не был унифицирован. В то время рака могла существовать вообще без каких-либо иных элементов убранства – например, гробницы св. Ферапонта в Можайском Лужецком монастыре 1526 и св. князя Владимира Ярославича в новгородском Софийском соборе 1527 . Во всяком случае, так было в будние дни. В праздники же, очевидно, такие гробницы могли украшать покровами, хранившимися до этого времени в другой части храма 1528 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приблизительно в то же время, 24 февраля 1831 г., Комитет министров решает не запрещать на горных заводах Урала назначать старообрядцев управляющими и ведущими служащими 1517 . И это вполне понятно, так как почти все купечество и управление горных заводов Урала состояло из раскольников. Во главе заводов Расторгуева стояли поповцы Зотов и Харитонов, во главе заводов Яковлева – Китаев и Полузадов. Во главе екатеринбургско-уральской общины, насчитывавшей до 150 000 членов, в то время стоял Яким Меркурович Рязанов, видный пайщик Русско-американской компании, золотопромышленник и владелец лесных разработок и рыбных промыслов 1518 . Но зато в эти годы были взяты под строгий надзор полиции федосеевские общины в Ярославле и Риге; малолетние сироты, жившие в этих общинах, были забраны в кантонисты, школы закрыты 1519 . Прием новых членов в богадельни общин был ограничен, и, согласно предложениям саратовского князя Голицына, после смерти купца Папулина, попечителя общины в Судиславле, состоящая при ней богадельня была переведена в ведение Приказа общественного призрения 1520 . В августе 1830 г. был запрещен въезд в Россию иностранным староверам, что стало первым проявлением страха властей перед зарубежными связями раскола 1521 . Наконец, в 1831 г. по инициативе московского митрополита Филарета в Москве был образован собственный Секретный Комитет по борьбе с расколом 1522 . С этого времени число таких губернских Секретных Совещательных комитетов по делам о раскольниках начинает расти и к концу царствования Николая I достигает уже 23 1523 . Одним из первых (31 января 1832 г.) решений московского Секретного Комитета, утвержденным и распространенным правительством на Петербург и Пермскую губернию, стало полное и обязательное запрещение приема священников поповскими общинами, причем, это распоряжение могло быть автоматически распространено и на другие губернии 1524 . Бесчисленное множество распоряжений о расколе в царствование Николая I могло произвести впечатление хаотической и беспорядочной политики. На самом деле это было не так. Начиная с 1827–1828 гг., и вплоть до конца царствования Николая I, политика правительства и методы ее применения не меняются. Власть всего лишь не хочет создавать впечатление, что политика преследований раскола существует, и спорадически действует на местах, но по строгому плану.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

аспр (1619) ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/2. С. 334-335; Μαμαλκης. Σ. 242-243, 257, 269). Кроме денежных пожертвований делались также различные ценные вклады, так в 1521 г. господарь Валахии Владислав (Влайку) передал в собор большую икону прп. Афанасия Афонского в серебряном с позолотой окладе, на к-рой был изображен и сам господарь вместе с супругой ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/2. С. 350). В 1489 г. в В. Л. проживало 300 монахов, а в 1518/19 и 1530 гг.- 200 ( С. 99). В 1522 или 1527 г. митр. Серрский Геннадий на свои средства произвел ремонт башни Цимисхия, где находился параклис во имя первомч. Стефана, и братской трапезной. В 1535 г. живописец Феофан Критский расписал соборный храм В. Л. (по заказу Веррийского митр. Неофита), а в 1560 г. Франгос Кателанос из Фив - параклис свт. Николая (на деньги мон. Киприана). Избиение вифлеемских младенцев. Роспись кафоликона. 1535 г. Мастер Феофан Критский. Фрагмент Избиение вифлеемских младенцев. Роспись кафоликона. 1535 г. Мастер Феофан Критский. Фрагмент Тяжелым экономическим ударом для В. Л. была конфискация султаном Селимом II (1566-1574) всех подворий и владений афонских мон-рей с предоставлением права их выкупа монахами ( С. 49-52). Если хиландарский игум. Паисий (1550) и игум. Пантелеимонова мон-ря Иоаким (1560) упоминают 300 иноков, то в тур. налоговом реестре 1569 г. насчитывается всего 140 чел. ( С. 99). В 1574 г. на праздник Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь возвратился к общежительному уставу. Это событие произошло при участии Александрийского Патриарха Сильвестра (1566-1590), прибывшего в В. Л. для составления 5-го Типикона, утвержденного в 1574/75 г. сигиллием К-польского Патриарха Иеремии II ( Meyer. S. 215-218). В том же году игуменом преобразованного мон-ря был избран иером. Иосиф, а после него - Феодул. Со 2-й пол. XVI в. начинают возникать афонские скиты. Первым был основан принадлежавший В. Л. скит св. Анны (1572 или 1575). Если в 1583 г. в самой Лавре проживало 150 монахов, то в скитах - 94 чел.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Труды Диоскорида сыграли значительную роль в разработке систематики растений в XVI-XVII вв. 648 Деисус (от греч. δησις – моление) – в средневековом, преимущественно, восточно-европейском, искусстве композиция, включающая изображения Христа (посередине) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Крестителя. 649 Лихуды Иоанникий (1633–1717) и Софроний (1652–1730) – деятели русского Просвещения, греки по происхождению, учились в Италии; с 1685 г. в России преподавали в Славяно-греко-латинской академии и в других школах. 650 Синекдоха (от греч. συνεκδοχ, букв. – соотнесение) – вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя головушка» вместо «я пропал»). 651 Висковатый Иван Михайлович (?–1570) – российский дипломат, думный дьяк, печатник (с 1561 г.); первый начальник Посольского приказа, более 20 лет руководил внешней политикой России. В годы опричнины был обвинен в измене, казнен. 652 Василий III (1479–1533) – великий князь московский с 1505 г.; сын Ивана III. Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521). 653 Конха – полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических в плане частей (апсид, ниш и др.) зданий. 654 Макарий (1482–1563) – русский митрополит с 1542 г., писатель. Глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 г. добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Руководил антиеретическими Соборами 1553–1554 гг. Редактор «Четей-Миней» и «Степенной книги». 655 Максим Грек (в миру Михаил Триволис) (ок. 1475–1555) – публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. В 1518 г. приехал из Ватопедского монастыря на св. Афоне в Русское государство. Сблизился с церковной оппозицией; был осужден на Соборах 1525 г. и 1531 г. Оставил обширное литературное наследие: публицистические статьи («Стязание о известном иноческом жительстве», «Главы поучительны начальствующим правоверно»), философские и богословские рассуждения, переводы, статьи по грамматике и лексикографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Ни в одном источнике не названа книга, заранее выбранная для перевода, речь идет лишь о просьбе прислать «переводчика книжного на время». Напротив, из послания великому князю Василию III о переводе Толковой Псалтири следует, что выбор был сделан уже в Москве. 3 На известии послания о выборе книги и осмотре греческих книг великокняжеской библиотеки основан красочный рассказ одного из Сказаний. Собрание греческих книг московской «книгохранительницы», сообщается в нем, вызвало восхищение ученого грека, сказавшего великому князю, что ему не довелось видеть в таком большом объеме «греческие книги» даже у себя на родине. Довольный этими словами великий князь поручил выделить те, которые еще не переведены на «словенский» язык. Особо следует обратить внимание на известие Сказания о том, что прп. Максим составил своего рода опись непереведенных греческих книг царской библиотеки («имена книгам тем явственно сотвори»), а Василий III приказал хранить их отдельно от других в сопровождении «писания». Именно в такой редакции (а не непосредственно в редакции послания Василию III о переводе Толковой Псалтири) известие повлияло на распространенную позже версию об античной библиотеке Ивана Грозного (в Сказаниях речь идет о его отце). Ни в послании, ни в Сказании не уточняется, впрочем, о каких греческих книгах идет речь – античных или христианских. Но редактор – переписчик Сказания в XVII в. счел необходимым добавить, что прп. Максим обнаружил «святые» греческие книги. 4 Василий III Иоаннович В источниках не упоминается о том, что прп. Максим приступил к переводу Толковой Псалтири сразу по приезде в Москву (март 1518 г.). Напротив, записи на рукописях свидетельствуют, что первым был перевод Толкового Апостола, начальная часть которого (Деяния) переведена к марту 1519 г. (запись на одной из самых ранних и авторитетных рукописей РГБ, ф. 304, Троицк. 118, л. 150). Эта часть занимает около четверти всего памятника. Дальнейшие части (Апостольские послания) переводились в течение 1519–1520 гг., возможно, еще в начале 1521 г., хотя записи на рукописях отсутствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

В. и. в монастырях Москвы Списки чудотворной В. и. появились в древних московских мон-рях, вероятно, вскоре после создания икон-наместниц для Успенских соборов Владимира и Московского Кремля. В. и. XV-XVI вв., происходившие из московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря , к-рый был основан на месте встречи святыни в 1395 г., не сохранились. Первая из них, видимо, напоминала список кон. XIV - нач. XV в. из Успенского собора Владимира. В Симоновом Новом мон-ре также находились иконы, близкие по иконографии к первым точным спискам В. и. Из этого мон-ря происходит В. и. (138 ´ 104 см; с поздними надставками; ныне в ГТГ), иконография и композиция к-рой повторяют список из Успенского собора Владимира ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. 572. С. 174). В. И. Антонова датировала икону 1-й пол. XVI в., Э. К. Гусева - нач. XVI в., приписав ее мастеру «круга Дионисия» ( Гусева. 1995. Кат. 8. С. 100). Появление этой иконы следует связывать с поновлением в 1518 г. икон из владимирского Успенского собора, когда, вероятно, по заказу митр. Варлаама (либо им самим) был создан также список для Симонова мон-ря ( Щенникова Л. А. Почитание чудотворной Владимирской иконы Богоматери в эпоху Дионисия и его последователей//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 2002. Вып. 6. С. 151-166). Варлаам был поставлен во митрополита из архимандритов этого мон-ря; сюда он возвратился в 1521 г., оставив кафедру. Владимирская икона Божией Матери из Симонова Нового мон-ря в Москве Нач. XVI в. (ГТГ) Владимирская икона Божией Матери из Симонова Нового мон-ря в Москве Нач. XVI в. (ГТГ) В Новодевичьем мон-ре среди сотен Богородичных образов имелось неск. десятков списков В. и. До 1917 г. здесь почиталась В. и., напоминавшая древнюю святыню не только иконографией, но и драгоценным убором (80-е гг. XVI в.; находится в местном ряду иконостаса Смоленского собора Новодевичьего мон-ря, у сев. алтарных врат). На широких полях ее оклада помещены 12 килевидных дробниц с двунадесятыми праздниками; на одной из дробниц (вместо Сошествия Св. Духа) представлены св. Феодор Стратилат и вмц. Ирина - соименные святые царя Феодора Иоанновича (1584-1598) и царицы Ирины Феодоровны, в 1598 г. постриженной в Новодевичий мон-рь с именем Александра († 26 окт. 1609). Это, несомненно, царский вклад. Самая драгоценная икона-пядница (31,5 ´ 27,5 см; кон. XVI в., Оружейная палата ГММК), отмеченная в описи 1860 г., была передана в Оружейную палату. На широких полях иконы - золотой оклад с черневыми изображениями двунадесятых праздников в килевидных дробницах; драгоценная корона с камнями и жемчугом; на обороте - изображение Голгофского креста с орудиями Страстей. Эта икона, точно повторяющая древний чудотворный образ не только по иконографии, но и по структуре драгоценного убора, либо могла быть вкладом царя Бориса Годунова, умоленного «взойти на престол» благодаря крестному ходу в Новодевичий мон-рь с чудотворной В. и., либо принадлежала его сестре царице-инокине Александре.

http://pravenc.ru/text/154962.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Бытие Божие 1518. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Диалог атеиста с христианином: Интервью, данное корр. ВВС Марганите Ласки/Пер. с англ.: Е. Л. Майданович//АиО. 2000. 1(23). С. 277–297. 1519. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Бог под вопросом/Пер. с фр.: Е. Л. Майданович//АиО. 2000. 4(26). С. 264–274. 1520. Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Тайна и откровение: О смысле жизни//ХЧ. 1991. 1. С. 87–95; 2. С. 97–107; 3. С. 61–67; 5. С. 44–55. 1521. Ильин В. Н. Несколько слов о природе безбожия//ВРЗЕПЭ. 1961. 38/39. С. 142–149. 1522. Култаева М. Д. Философский пантеон, или Бог в философии и Бог в религии//В1Р. 2000. 1. С. 124–130. 1523. Лега В. П. О доказательствах бытия Бога//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 32–37. 1524. Мефодий (Ермаков), иером. Телеологическое доказательство бытия Божия в свете достижений современной науки//ДМ. 1996. Вып. 3. С. 19–32. 1525. Почему Вы порвали с религией?: Открытое письмо бывшему свящ. Дарманскому по поводу его ст. «Почему я порвал с религией»//ВРЗЕПЭ. 1963. 42/43. С. 164–171. Защита основ христианского вероучения и нравственный укор П. Дарманскому – бывшему выпускнику ЛДА, публично похулившему имя Божие и извергнутому из сана (1958–1959 гг.). 1526. Софроний (Сахаров) , архим. Православие – свидетельство Истины//ЦиВр. 2000. 3(12). С. 226–252. Из писем к Д. Бальфуру. 1527. Флоренский П. А., свящ. Из богословского наследия: 1. Страх Божий; 2. Культ, религия, культура; 3. Культ и философия; 4. Таинства и обряды; 5. Дедукция семи Таинств; 6. Освящение реальности; 7. Свидетели; 8. Словесное служение. Молитва; 9. Философия культа//БТ. 1977. Сб. 17. С. 85–248. Публ. труда «Философия культа» (с неоговоренными купюрами). Ср. 2228. 1528. Харди Д. В., Форд Д. Ф. Хвала и пророчество/Пер. с англ.: И. Кукота//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 350–365. Гл. из кн.: Hardy D., Ford D. Praising and Knowing God [=Восхваление и познание Бога]. Philadelphia, 1985. 1529. Шкода В. В. Теологический аргумент//BiP. 2000. 1. С. 108–116; 2001. 2. С. 131–139. См. также 521, 1418. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010