Небольшое отступление. Собственно идея примата политики над экономикой принадлежит не Карлу Марксу, а Николо Макиавелли. В 1513 году в книге «Государь» он предложил богатейшему в Европе банкирскому дому Медичи свои инструменты для реализации доктрины мирового господства вселенцев (т.е. католиков, слово «католик» означает «вселенец»). Дело в том, что в том 1513 году папой римским Львом Х стал 38-летний глава этого банковского дома Джованни Медичи. Кардиналом он был назначен еще в возрасте 13 лет. У вселенцев все решают деньги. Став кардиналом, он оставался мирянином. Лишь после избрания папой римским его для соблюдения формальностей рукоположили в священника, а затем в епископа. Макиавелли угадал рождение папской династии Медичи. Папа-банкир Лев Х жил на широкую ногу. Чтобы пополнить свою казну, он продавал должности кардиналов и индульгенции за своей подписью. Индульгенцией называли патент на нарушение Закона Божиего. Именно так, за деньги у папы римского можно было купить право на совершение греха. То есть на словах грешить было нельзя, но за деньги можно. И чем чаще в Европе нарушали Закон Божий, тем больше был доход у Ватикана. Такой экономический алгоритм был логичен, ибо Ватикан еще в XI веке отказался от мировоззрения самодостаточности и перешел в идеологию прибыли. Никола Макиавелли дополнил докрину вселенского (мирового) господства вселенцев приматом политики над экономикой. В государстве вселенцев папа был государем, а короли, герцоги, кардиналы и епископы за деньги покупали лицензии на управление колониями папы, из которых тогда состояла вся Западная Европа. В 1517 году результатом деятельности Льва Х стала Европейская реформация Мартина Лютера. Начался массовый переход европейских христиан из идеологии прибыли в мировоззрение самодостаточности. Уходили как в протестантизм, так и в православие. К примеру, преп. Макарий Римлянин происходил из богатой семьи в Риме. Он отверг роскошь, в которой жила верхушка вселенцев, роздал свое имущество нищим, а сам пешком ушел на Север России. Преп. Александр Свирский, которому как Аврааму явилась Святая Троица, принял его в православие и постриг в монахи. Преп. Макарий Римлянин жил отшельником на болоте близ современного Санкт-Петербурга в подлинной самодостаточности, он не писал книг, не посящал именитых людей, поэтому о нем не осталось никаких письменных свидетельств. Но мы и сегодня помним о нем.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/10/...

Лит.: Marzi D. La questione della riforma del calendario nel quinto concilio lateranense (1512-1517). Firenze, 1896; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 8. Pt. 1. P. 239-565; La Brosse O., de. Le Pape et le Concile: La comparaison de leurs pouvoirs à la veille de la Réforme. P., 1965; Minnich N. H. Concepts of Reform Proposed at the Fifth Lateran Council//AHPont. 1969. Vol. 7. P. 163-251; idem. The Participants at the Fifth Lateran Council//Ibid. 1974. Vol. 12. P. 157-206; idem. Paride de Grassi " s Diary of the Fifth Lateran Council//AHC. 1982. Vol. 14. N 2. P. 370-460; idem. Fifth Lateran Council (1512-1517): Studies of Its Memberships, Diplomacy and Proposals for Reform. Aldershot, 1993; idem. The Reform Proposal (1513) of Stefano Taleazzi for the Fifth Lateran Council (1512-1517)//AHC. 1995/1996. Vol. 27/28. N 2. P. 543-570; idem. The Last Two Councils of the Catholic Reformation: The Influence of Lateran V on Trent//Early Modern Catholicism: Essays in Honour of J. W. O " Malley, S. J./Ed. K. M. Comerford, H. M. Pabel. Toronto, 2001. P. 3-25; idem. Julius II and Leo X as Presidents of the Fifth Lateran Council (1512-1517)//La papauté à la Renaissance: XLVIe Colloque Intern. d " études humanistes, Tours, 30 Juin - 4 Juillet, 2003/Éd. F. Alazard, F. La Brasca. P., 2007. P. 153-166; Minnich N. H., Pfeiffer H. W. Two Woodcuts of Lateran V//AHPont. 1970. Vol. 8. P. 179-214; iidem. De Grassi " s «conciliabulum» at Lateran V: The De Grassi " s Woodcut of Lateran V Re-Examined//Ibid. 1981. Vol. 19. P. 147-172; Oakley F. Conciliarism at the Fifth Lateran Council?//Church History. 1972. Vol. 41. N 4. P. 452-463; Bilaniuk P. B. T. Fifth Lateran Council (1512-1517) and the Eastern Churches. Toronto, 1975; Latran V et Trente/Éd. O. de La Brosse e. a. P., 1975. Vol. 1; Dykmans M. Le cinquième Concile de Latran d " après le Diaire de Paris de Grassi//AHC. 1982. Vol. 14. N 2. P. 271-369; Venard M. Il Concilio Lateranense V e il Tridentino//Storia dei Concili Ecumenici/А cura di G. Alberigo. Brescia, 1990. Р. 321-368; Constant E. A. A Reinterpretation of the Fifth Lateran Council Decree «Apostolici regiminis» (1513)//The Sixteenth Century J. Kirksville (Missouri), 2002. Vol. 33. N 2. P. 353-379; Morerod Ch. Le discours de Cajetan au Ve concile de Latran//Revue Thomiste. P., 2005. T. 105. N 4. P. 595-638.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

Комментарии " Никколо Макиавелли " ( " Niccolo Machiavelli " ). Впервые — 16 июня 1927 г. в " Times Literary Supplement " (без подписи). Перевод выполнен по изданию: T.S. Eliot. For Lancelot Andrewes. Essays on style and order. L.: Faber and Faber, 1970. Публикуется впервые. Никколо Макиавелли (1469–1527) — итальянский политический мыслитель, деятель и писатель. Противник Медичи, после их изгнания в 1494 г. — секретарь Совета десяти Флорентийской республики; после их реставрации в 1512 г. сослан в имение близ Флоренции, где написал большинство своих сочинений. Элиот упоминает его знаменитый трактат " Государь " (1513, изд. 1532, на русский переведен неоднократно) и " Рассуждения о первой декаде Тита Ливия " (1513–1519, рус. пер. 1869). Идеал Макиавелли — умеренно демократическая республика, возникающая на основе единого государства, но надежды на объединение раздробленной Италии он возлагал на сильного государя, во имя великой цели использующего любые средства (отсюда понятие " макиавеллизм " как синоним аморальной политики, неразборчивой в средствах). " Мысли " Паскаля Может показаться, что о Блезе Паскале и о тех двух сочинениях, на которых основана его слава , сказано все, что следует сказать. Подробности его жизни известны с той полнотой, на какую только можно надеяться; его открытия в математике и физике многократно описаны; его религиозные чувства и богословские воззрения послужили предметом нескончаемых дискуссий; стиль его прозы исследован французскими критиками. Но Паскаль — один из тех авторов, которых будет и должно изучать заново каждое последующее поколение. Меняется не он, меняемся мы. Не наши знания о нем возрастают, а наш мир и наше отношение к миру подвижны. История восприятия Паскаля и людей его масштаба — часть истории человечества. В этом его вечное значение. Немногие обстоятельства паскалевской жизни, о которых нужно вспомнить в связи с " Мыслями " , таковы. Он родился в Клермоне (Овернь) в 1623 г. Семья его принадлежала к верхушке среднего класса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

472 Бенедикт XIV (1675–1758) – папа римский с 1740 г. В миру – Просперо Ламбертини. Происходил из старинного дворянского рода. Получил гуманитарное образование, является автором трудов по каноническому праву, в том числе «О беатификации и канонизации слуг божьих» (1734). Известен определенной терпимостью к процессам, происходившим в общественной жизни в эпоху Просвещения. Ш. Монтескье назвал его «папой ученых». Находясь в дружественном общении с просветителями, развивал науки в Риме. Им основаны папские литургическая и археологическая академии, кафедры точных и естественных наук в университете, в том числе для профессоров-женщин. Он оказывал помощь ряду художников и ученых (напр., А. Муратори). При известной терпимости к проявлениям инакомыслия – янсенизму, протестантизму, просветительской литературе, его понтификат отмечен и репрессивными мерами: в 1751 г. опубликована булла антимасонского содержания, в 1753 г. осуждены труды Вольтера. Подписанные Бенедиктом XIV конкордаты с рядом европейских государств (Испанией, Португалией, Савойей, Неаполем) отразили уменьшение влияния пап на политику национальных Церквей. 473 Лев Х (1475–1521) – папа римский с 1513 г. В миру Джованни Медичи, сын правителя Флоренции Лоренцо Великолепного. Кардинал с 1489 г. В 1511 г. легат в Болонье. В основе его политики лежало стремление упрочить влияние семьи Медичи. Расточительность Льва X привела к финансовому краху, который он пытался преодолеть широкой продажей индульгенций, что вызвало особое недовольство в Германии и спровоцировало выступление М. Лютера. В 1520 г. Лев Х отлучил Лютера от Церкви. В 1516 г. заключил конкордат с Франциском I, что расширило права короля над французской церковью. Лев Х прославился как меценат. Климент VII (1478–1534) – папа римский с 1523 г. В миру Джулио Медичи, двоюродный брат Льва X. С 1513 г. архиепископ Флоренции и кардинал. Пытался лавировать между французским королем Франциском и императором Карлом V, боровшимся за господство в Италии. Климент VII создал с Францией в 1526 г. Коньякскую лигу, но в 1527 г. заключил мир с императором, войска которого, выйдя из повиновения, разграбили в мае 1527 г. Рим. Папа попал в плен и в ноябре заключил новый мир. С помощью императора в 1530 г. во Флоренции была восстановлена власть изгнанных в 1527 г. Медичи. Нерешительная политика Климента VII способствовала распространению Реформации.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

По мнению Сербиной, эта летопись ближе всего стоит к Сокращенному своду по Погодинскому списку; составитель Устюж. во 2-й части привлек протограф, общий с Сокращенным сводом, дополнив его общерусскими, ростовскими, новгородскими и устюжскими известиями, извлеченными из великокняжеского Московского свода XV в. и др. письменных и устных источников. Согласно Лурье, Устюж. восходит к независимому Кирилло-Белозерскому своду. В рукописи содержится ряд уникальных общерус. и новгородских известий, присутствуют особые изложения тех событий, к-рые читаются и в др. летописях. Сербина отмечала противоречивый характер Устюж.: с одной стороны, преданность устюжан вел. князьям Московским, с другой - критические замечания в адрес как великокняжеских воевод, так и самого вел. князя. Составитель во мн. случаях отмечает участие устюжан в походах вел. князей Московских против удельных князей, подчеркивает особую роль «добрых людей» Устюга, т. е., вероятно, верхушки городского посада. Лурье считал, что новгородское Л. не продолжалось после присоединения Новгорода к Московскому гос-ву, однако позднее выяснилось, что это не так. Как показала Новикова, в 1-й пол. XVI в. оно базировалось на новгородском Л. 30-40-х гг. XV в. В основу большинства новгородских летописей XVI в. легла Новгородская 4-я летопись (Н4), 2 списка к-рой содержат текст до 1515 г. и до 1516 г., а также общий текст до 1513 г. Вероятно, в это же время был составлен еще один летописный свод новгородского происхождения. Среди источников Свода 1513 г. был и Сокращенный свод Мазуринского вида, 2-м источником была краткая новгородская летопись, завершавшаяся примерно на 1500/01 г. (может быть приблизительно реконструирована на основании сопоставления нек-рых новгородских летописей). В Новгородской летописи по списку Дубровского (НлД) и в Архивской (Ростовской) летописи (Шахматов) отразился новгородский летописный Свод 1539 г. В основе 1-й части НлД лежит Н4 Старшей редакции, близкая к Голицынскому списку, привлекались также Н4 Младшей редакции, близкая к Академическому списку, а также новгородская редакция Сокращенного свода (Новикова).

http://pravenc.ru/text/2463609.html

С весны 1513 г. Джулио Медичи принимал участие в работе V Латеранского Собора (с 6-й по 12-ю сессию). В мае 1513 г. папа включил его в группу кардиналов, определявших повестку дня соборных заседаний. В апр. 1517 г. Джулио Медичи провел во Флоренции провинциальный синод, к-рый предписал выполнение декретов V Латеранского Собора по реформированию католич. Церкви. Кардиналы Дж. Медичи (в центре) и Б. Довици да Биббьена в сцене " Битва при Остии " . Роспись станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514-1517 гг. Мастерская Рафаэля Кардиналы Дж. Медичи (в центре) и Б. Довици да Биббьена в сцене " Битва при Остии " . Роспись станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514-1517 гг. Мастерская Рафаэля Во внешней политике Лев X стремился сохранить баланс сил, сложившийся к началу его понтификата в итал. гос-вах, и не позволить Франции завладеть одновременно Миланом и Неаполем. По поручению папы Римского Джулио Медичи участвовал в решении важных внешнеполитических задач: в нояб. 1517 г. он вошел в состав комиссии, рассматривавшей перспективы заключения союза христ. государей против турок; вел переговоры с франц. кор. Франциском I после победы франц. армии в битве при Мариньяно (13-14 сент. 1515); в кон. 1515 - нач. 1516 г. организовал прием франц. монарха в Болонье, где он встретился с папой Римским, сопровождал Франциска I и Льва X во Флоренцию, потом в Рим, способствовал заключению мирного договора (по его условиям были признаны права франц. короля на Миланское герц-ство; папе пришлось отказаться от Пармы и Пьяченцы, а также вернуть Модену и Реджо-нель-Эмилию герцогу Феррарскому; в обмен Франциск I обещал не препятствовать захвату папой герц-ства Урбино). После смерти правившего Флоренцией Лоренцо II Медичи (в 1516 он получил герц-ство Урбино) папа назначил кард. Джулио Медичи легатом a latere в Тоскане (27 мая 1519): он получил широкие полномочия и фактически стал правителем Флоренции. Кардинал сыграл важную роль в реализации договоренностей папы Льва X и испан. кор. и имп. Карла V , направленных против Франции. Папа назначил Джулио Медичи легатом папской армии, и он, командуя отрядом швейцарских наемных солдат, в ночь на 20 нояб. 1520 г. захватил Милан. Однако из-за смерти Льва X (1 дек. 1521) ему пришлось спешно вернуться в Рим.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

В 1500 г., при папе Римском Александре VI (1492-1503), постоянный папский представитель был назначен в Венецию. Папа Римский Юлий II (1503-1513) направил Н. в швейцар. кантоны. При папе Римском Льве X (1513-1521) постоянные нунциатуры появились при дворе императора Свящ. Римской империи, во Франции, в Португалии и в Неаполитанском королевстве. Дальнейшее учреждение постоянных нунциатур было связано с политикой Контрреформации , хотя нестабильная политическая ситуация в Европе затрудняла этот процесс. В 1555 г. папа Римский Юлий III (1550-1555) назначил Н. в Польшу. В 1560 г. папа Пий IV (1559-1565) учредил постоянные нунциатуры в Савойе и Тоскане. В гл. 20 декрета «Si in quibuslibet», принятого 11 нояб. 1563 г., на 24-й сессии Тридентского Собора (1545-1563), были определены полномочия Н. В основных чертах новая система папской дипломатии оформилась в понтификат Григория XIII (1572-1585). К нач. XVII в. в католич. Европе сложилась система постоянных нунциатур. Их насчитывалось 13: 4 - в Италии (Савойское герцогство (Турин), Тосканское герцогство (Флоренция), Венецианская республика (Венеция) и Неаполитанское королевство (Неаполь)), 4 - в «латинском мире» (Франция (Париж), Испания (Мадрид), Португалия (Лиссабон) и Бельгия (Фландрия в составе владений Испании, нунциатура учреждена в 90-х гг. XVI в., при папе Римском Клименте VIII (1592-1605)), 4 - в «германском мире» (при императоре Свящ. Римской империи, Германия (Кёльн и Грац, ныне территория Австрии), и Швейцария (Люцерн)), 1 - в «славянском мире» (Речь Посполитая). С этого же времени прослеживается четкое разделение между функциями легата и Н. Легат, возведенный в кардинальское достоинство, выполняет важные поручения, имеющие разовый характер; Н.- постоянный дипломатический представитель Папского престола. С XVI в. все Н., отправляемые Папским престолом, имели сан епископа или архиепископа. Однако сложившаяся практика назначать Н. ко дворам европ. монархов за пределами Италии правящих ординариев итал. диоцезов противоречила решению Тридентского Собора об обязательном присутствии епископов в своих епархиях. С XVII в. назначаемые Папским престолом Н. стали возводиться в достоинство титулярных архиепископов (до 1882 - in partibus infidelium). Епископское рукоположение назначенных Н., не имеющих епископского сана, обычно совершает кардинал - гос. секретарь (при условии, что он сам имеет епископское посвящение).

http://pravenc.ru/text/2577993.html

Лит.: Keyser R. Den norske Kirkes Historie under Katholisismen. Kristiania, 1856-1858. 2 bd.; Bang A. C. Udsigt over den norske kirkes historie under katholicismen. Kristiania, 1887; Holmsen A. Norges historie: Fra de eldste tider til 1660. Oslo, 1939; Kulturhistorisk leksikon for Nordisk Middelalder. Kbh., 1956-1978. 22 bd.; Гуревич А. Я. Свободное крестьянство и феод. гос-во в Норвегии в X-XII вв. М., 1961; он же. История и сага. М., 1972; он же. Норвежское об-во в раннее средневековье. М., 1977; Hamre L. Norsk historie frå midten av 1400 - åra til 1513. Oslo, 1971; idem. Norsk politisk historie, 1513-1537. Oslo, 1998; Helle K. Konge og gode menn i Norge, 1150-1319. Bergen, 1972; idem. Norge blir en stat. Bergen, 19742; idem. Under kirke og kongemakt, 1130-1350. Oslo, 1995; Bagge S. Den kongelige kapellgeistlihet, 1150-1319. Bergen, 1976; idem. Mennesket i middelalderens Norge, 1000-1300. Oslo, 1998; idem. From Viking Stronghold to Christian Kingdom: State Formation in Norway, c. 900-1350. Cph., 2010; Andersen P. S. Samlingen av Norge og kristningen av landet 800-1130. Oslo, 1977; История Норвегии/Ред.: А. Я. Гуревич и др. М., 1980; Bagge S., Mykland K. Norge i Dansketiden. Oslo, 1987; Beskow P., Staats R. Nordens kristande i europeisk perspektiv. Skara, 1994; Mundal E. Helgenkult og norske helgenar//Collegium Medievale. Oslo, 1995. Vol. 8. N 2. P. 105-129; Møtet mellom hedendom og kristendom i Norge/Red. H. E. Lidén. Oslo, 1995; Gunnes E. Erkebiskop Øystein, statsmann og kirkebygger. Oslo, 1996; Albrectsen E. Fælleskabet bliver til, 1380-1536. Oslo, 1997; Selja - heilag stad i 1000 år/Red. M. Rindal. Oslo, 1997; Krag C. Norges historie fram til 1319. Oslo, 2000; idem. Sverre: Norges største middelalderkonge. Oslo, 2003; Steinsland G. Den hellige kongen: Om religion og herskermakt fra vikingtid til middelalder. Oslo, 2000; Myking M. Vart Noreg kristna frå England?: Ein gjennomgang av norsk forskning med utgangspunkt i Absalon Tarangers avhandling Den angelsaksiske kirkes inflydelse paa den norske (1890). Oslo, 2001; Tveito O. Kvite-Krist: En analyse av Gudsbildet i eldre norrøn skaldedikning. Oslo, 2002; idem. Ad fines orbis terrae: En studie i primær trosformidling i nordisk kristningskontekst. Oslo, 2004; Даниельсен Р. и др. История Норвегии: От викингов до наших дней. М., 2003; Ecclesia Nidrosiensis, 1153-1537: Søkelys på Nidaroskirkens og Nidarosprovinsens historie/Red. S. Imsen. Trondheim, 2003; Sigur sson J. V. Kristninga i Norden 750-1200: Utsyn og innsikt. Oslo, 2003; idem. Det norrøne samfunnet: Vikingen, kongen, erkebiskopen og bonden. Oslo, 2008; Riisøy A. I. Stat og kirke: Rettutøvelsen i kristerettsaker mellom Sættargjerden og reformasjonen. Oslo, 2004; Archbishop Eystein as Legislator/Ed. T. Iversen. Trondheim, 2011; Sigur sson J. V., Riisøy A. I. Norsk historie 800-1536: Frå krigerske bønder til lydige undersåttar. Oslo, 2011.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В янв. 1504 г. М. был спешно отправлен ко франц. двору в помощь флорентийскому послу Никколо Валори: испан. кор. Фердинанд II разгромил французов в битве при Гарильяно (29 дек. 1503), флорентийцы в связи с ослаблением Франции, их главного союзника, опасались угрозы со стороны испанцев и просили Людовика XII учесть их интересы в мирном договоре. В кон. 1505 г. стала осуществляться одна из главных идей М.- республика должна иметь собственные войска. В это время войны вели преимущественно с помощью наемников-профессионалов; большинство итал. князей были кондотьерами и служили по контракту более крупным державам. Итал. республики опасались вооружать собственных граждан во избежание смут; торговля и промышленность давали им достаточно средств для того, чтобы вести войны чужими руками или откупаться в случае необходимости. Однако наемники были ненадежны и часто воевали плохо. При поддержке гонфалоньера П. Содерини М. удалось добиться учреждения Комиссии девяти по устройству ополчения (янв. 1507; М. стал ее секретарем). В ополчение были набраны крестьяне из флорентийских владений; они прошли обучение «по швейцарскому образцу», лучшему в ту эпоху. Ополченцы неплохо проявили себя при завоевании Пизы в 1509 г., хотя не устояли во время осады Прато в 1512 г. Летом 1506 г. папа Римский Юлий II (1503-1513) решил навести порядок в церковных владениях Центр. и Сев. Италии, где после падения Борджа у власти вновь оказались мелкие «тираны». М. был представителем Флоренции в свите папы и с удивлением наблюдал за тем, как смелым и, на его взгляд, часто непродуманным действиям понтифика неизменно сопутствовала удача. Его поразило, что правитель Перуджи Джампаоло Бальони, который не гнушался расправляться со своими родственниками, не отважился противиться папе Римскому, хотя тот оказался фактически у него в руках. Эти наблюдения отразились в письме племяннику гонфалоньера Дж. Б. Содерини (Ghiribizzi al Soderino, между 13 и 21 сент. 1506 (правильная дата установлена в 1970; ранее оно датировалось нач. 1513)), где содержатся мн. основные постулаты буд. трактата «Государь».

http://pravenc.ru/text/2561518.html

1509 Но аутентичность фрагмента «Панария» оспаривается, и никто никогда не говорил, что халкидонские отцы были обмануты, приняв поддельную формулу. Когда символ был зачитан на первой сессии собора, большинство делегатов, очевидно, никогда не слышали о нем, но в результате некоей непреодолимой силы они побороли сомнения и признали его аутентичность. 1510 Тем не менее, среди уважаемых ученых есть некоторые, которые держатся мнения, что константинопольские отцы действительно сложили новый символ. 1511 Но если их позиция заключается в том, чтобы бросить вызов сложившейся теории, они так и не смогли объяснить, что же конкретно сделали отцы I Константинопольского собора с текстом уже существовавшего символа. Адекватный подход к вопросу, вероятно, находится посередине (via media), как сказал Дж. Келли. 1512 Название «символ 318 отцов» может весьма гибко применяться не только к никейскому символу в чистом виде, но также и к различным формулам явно никейским по вере, но не совсем идентичным по тексту. Таким образом, Халкидон называет оба символа «той же самой верой». 1513 Когда 1-е правило Константинопольского собора говорит нам, что отцы подтвердили никейскую веру, это, скорее всего, означает, что они подтвердили версию символа, позже представленную в Халкидоне. Исторические источники не дают особого упоминания об этом, потому что такое деяние не было сложением нового символа. Поэтому отцы в Халкидоне проявили изначальную сдержанность к символу, представленному в качестве символа I Константинопольского собора. Это можно объяснить «чрезвычайно сомнительным статусом собора 381 г. в глазах многих епископов». 1514 В любом случае, для наших целей достаточно знать, что в обиходе существовали многочисленные символы, и одобренный в Халкидоне текст был тем, который господствует с V в. и со временем оказался в литургии. Введение Символа веры в литургию Как некогда заметил Эдмунд Бишоп, «введение символа в литургию погружено во мрак». 1515 История, по-видимому, восходит к монофизитам конца V в. Фрагмент «Церковной истории» Феодора Чтеца (ок. 528 г.) утверждает, что Петр Суконщик ввел в Антиохии (ок. 489 г.) произнесение символа на каждом общественном богослужении. 1516 Но из-за того, что данный фрагмент считается интерполяцией 1517 – что не делает событие небывшим, однако 1518 – и нашего сомнения, что «кафолический гимн» Псевдо-Дионисия означает Символ веры , 1519 древнейшим несомненным упоминанием символа на литургии является иной пассаж «Истории» Феодора, который сообщает, что патриарх Тимофей Константинопольский (511518 гг.) ввел Никейский символ в евхаристию Великой Церкви: Тимофей указал, чтобы символ веры 318-ти отцов произносился на каждом синаксисе для умаления Македония, который не принимал символа. Прежде он читался только раз в год в Великую пятницу во время наставления епископом оглашенных. 1520

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010