Разделы портала «Азбука веры» 16 Янв 2023 Константинопольская Православная Церковь канонизировала новых святых: Герасима Микраяннанита и патриарха Иеремию I В Избранное Коллаж: mystagogyresourcecenter.com/commons.wikimedia.org Константинопольский патриархат прославил в лике святых афонского монаха и гимнографа Герасима Микраяннанита и Патриарха Константинопольского Иеремию I, пишет «Благовест-инфо» со ссылкой на OrthoChristian. Решение о канонизации утвердил Синод Константинопольской Церкви 10 января 2023 года. Для св. Герасима был установлен день памяти 7 декабря, а для св. Иеремии — 13 января. Будущий патриарх Иеремия родился в греческой деревне Зица в конце 15 века. Известно, что не позднее 1513 года Иеремия был архиепископом Софийским. В 1522 году был избран патриархом Константинопольским. Вскоре после этого отправился в поездку на Кипр, в Египет и Палестину. Во время его отсутствия в 1524 году на престол был возведен митрополит Созопольский Иоанникий. Вместе с Патриархами Александрийским и Антиохийским Иеремия отлучил Иоанникия от Церкви. При поддержке султана Сулеймана Великолепного Иеремия был восстановлен на патриаршем троне в 1525 году, и оставался патриархом до своей смерти в 1546. Иеремия I добился от Сулеймана запрета на превращение православных церквей в мечети, однако этот запрет не был подтвержден следующими султанами. В 1536 указом Иеремии I афонский скит Ставроникита, относившийся ранее к другим обителям, получил статус монастыря — одного из 20 монастырей Святой Горы. Патриарх Иеремия I скончался 13 января 1546 во Враце (Болгария), возвращаясь из пастырской поездки в Валахию. Герасим Микраяннанит (в миру — Анастасий Грекас Иоанну 1904–1991) родился в деревне Дровиани в греческом Эпире. Учился в гимназии в родной деревне, затем в Афинах. В 1923 удалился на Афон, где стал послушником Малого скита св. Анны. в 1924 принял монашеский постриг с именем Герасим. Он заведовал библиотекой Малого скита св. Анны и занимался подготовкой к изданию рукописей скита. Сам монах Герасим написал более двух тысяч песнопений для служб, канонов, акафистов. За вклад в современную литургическую поэзию 1959 году Константинопольский патриархат удостоил монаха Герасима титула «гимнограф Великой Церкви Христовой». Св. Герасим также был награжден медалями Афинской академии наук и другими светскими наградами. Скончался 7 декабря 1991 года. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/konstantinopolskaj...

1513. Письмо константинопольского патриарха к кэнтербюрийскому архиепископу и отзыв о нем газеты «Times». 1869. II. 1049. 1514. Нечто о преемстве апостольского рукоположения в англиканской церкви (был ли Матфей Паркер посвящен Вильгельмом Барловым?). – П. Е. П. (Попова). 1870. I. 188. 1515. Нидерландская реформатская церковь в отношении к государству и другим религиозным обществам. – Прот. А. Судакова. 1870. I. 1116. 1516. О значении никейского символа при современных заблуждениях. – В. Голубкова. 1868. I. 340. 1517. Эммануил Сведенборг и его вероучение. 1866. I. 72. 251. 1518. О церкви (для вразумления мнимых старообрядцев). 1854. I. 396. 1519. Особенность в учении поморцев касательно крещения. – И. Ф. Нильского . 1865. II. 181. 1520. Разбор оснований, на которых раскольники-безпоповцы утверждают свой обычай перекрещивать православных при переходе в раскол. И. Ф. Нильского . 1865. I. 606. II. 154. 1521. Разбор безпоповщинского учения о лицах, имеющих право совершать крещение. – И. Ф. Нильского . 1865. I. 83. 1522. О священстве против безпоповцев. По поводу появившихся в литературе толков об этом предмете. И. Ф. Нильского . 1862. II. 331. 1523. Несколько слов о самосожигательстве раскольников. – И. Ф. Нильского . 1864. I. 378. 1524. Взгляд раскольников на некоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, общественной и домашней. – И. Нильского . 1863. I. 27. 1525. Несколько слов о русском расколе. – И. Ф. Нильского . 1864. II. 43. 259. 371. 1526. Несколько слов о происхождении раскола. – И. Ф. Нильского . 1861. I. 89. 1527. Состояние русского раскола при Петре I. 1863. III. 37. 175. 300. 1528.      Семейная жизнь в русском расколе в царствование Императора Николая I. – И. Ф. Нильского . 1869. I. 834. II. 243. 1529. О Преображенском Московском кладбище. Материалы для истории русского раскола. – И. Ф. Нильского . 1863. II. 13. 1530. О единоверии (по поводу современных толков литературы). 1870. I. 63. 257. 741. 1531. Русский простонародный мистицизм (сообщение, читанное в этнографическом отделении Императорского русского географического общества, 13 мая, 1869 г.) – Н. И. Барсова . 1869. II. 418.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1513 Феофилакт Болгарский на Ин. 12:25—26. 1514 Василий Великий, святитель . Беседа 6. На слова из Евангелия от Луки (Лк.12:18) «разорю житницы моя, и болшия созижду " _ 1515 Там же. С. 94. 1516 Там же. С. 91. 1517 Там же. С. 89. 1518 См.: Симонов В.В. Церковь — общество — хозяйство. М., 2005. С. 346—402. 1519 Пушкин А.С. Признание/ Пушкин А.С. Соч. В 8 т. Т. 2. М. 1967. С. 363. 1520 Феофилакт Болгарский на Мк. 9:43—50. 1521 Василий Великий, святитель . Беседа 6. С. 93, 95. 1522 Там же. С. 93. 1523 Блаженный Феофилакт, толкуя эти стихи, говорит о необходимости «совершенного отречения от самого себя, так чтобы, например, не иметь никакого попечения о теле и житейских потребностях вообще, но презирать самого себя», «сделаться чуждым» самому себе. «Отвергается же самого себя тот, кто вчера был невоздержан, а ныне стал воздержан» и т. д. Особо же подчеркивает блаженный толкователь смысл слов иже хощет (аще кто хощет) : «Я, говорит, никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро; а потому, кто не хочет, тот и не достоин сего», потому что «добродетель есть дело свободы, а не принуждения» ( Феофилакт Болгарский на Мф. 16:24; на Мк. 8:34—37; на Лк. 9:23—27; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1524 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 9, 2, 2. Т. 1. С. 464. 1525 Как пишет толкователь нового времени, «образ преставления пророка Илии облечен был в символические образы: вихря, огня, колесницы и коней — обычные символы ветхозаветных богоявлений (см.: Ис. 66:15; Авв. 3:8; Пс. 49:3, 103:3). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии (см.: Сир. 48:1—12); колесница же и кони, как главная сила, опора и слава народа (см.: Исх. 14:9, 17; Втор. 20:1; 3 Цар. 10:29; Ис. 31, 1 сл.), обозначали преставление пророка, как прославление его, триумфальное шествие в мир небожителей (LXX, слав. ст. 2, 11: ς ες τν ορανν , яко на небо )» (Новая толковая Библия на 4 Цар. 2:11—12). 1526 См., например: 3 Цар. 19:9—18. 1527 Милоть (греч. μηλωτ — овчина, как пишет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» (то же — у Вейсмана в «Греческо-русском словаре»), В милоти, то есть в одежде из овчины мехом наружу, обычно изображают Иоанна Предтечу. Вульгата для слова милоть употребляет pallium.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Церковь св. Иоанна Крестителя в Уаро. XVI в. Фото: Л. К. Масиель Санчес Церковь св. Иоанна Крестителя в Уаро. XVI в. Фото: Л. К. Масиель Санчес В сент. 1513 г. испан. конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа (ок. 1475-1519) пересек Панамский перешеек и узнал от местных индейцев о существовании процветающей, богатой золотом страны в юж. части Тихого океана. В 1522 г. испанец Паскуаль де Андагойя (1495-1548) принял участие в походе в П., однако при попытке вторжения в гос-во инков потерпел поражение. В 1524 г. Франсиско Писарро (ок. 1478-1541) совместно с военным Диего де Альмагро (1475-1538) и со свящ. Эрнандо де Луке († ок. 1533) организовал т. н. Левантийскую компанию по исследованию тихоокеанского побережья к югу от Панамы. В том же году они предприняли 1-е плавание в П., но достигли лишь дельты р. Сан-Хуан. Во время 2-й экспедиции, в 1526-1528 гг., Писарро достиг г. Тумбес, находившегося в составе инкского гос-ва. С целью получения финансирования 3-й военной экспедиции Писарро отправился в Испанию, где добился аудиенции у Карла V . В 1529 г. была подписана «Толедская капитуляция» - королевский декрет, согласно которому Писарро был назначен пожизненным губернатором, генерал-капитаном и главным альгвасилом пров. Перу. Ему были пожалованы дворянский герб и звание рыцаря военно-религ. ордена Сантьяго. Согласно этому же декрету, де Альмагро был посвящен в рыцари и назначен командующим г. Тумбес, а де Луке был объявлен епископом Тумбеса. В 1531 г. Писарро во главе небольшого испан. отряда (ок. 180 чел.) отправился в 3-ю экспедицию в страну инков и в мае 1532 г. достиг г. Тумбес. В том же году конкистадоры основали 1-й колониальный город на перуанской земле - Сан-Мигель-де-Пьюра. 15 нояб. 1532 г. испанцы вступили в оставленный жителями г. Кахамарка и пригласили на переговоры Атауальпу. На следующий день Сапа Инка прибыл в город. На центральной площади один из участвовавших в походе доминиканцев , Винсенте де Вальверде (ок. 1498-1541), протянул ему Библию и призвал признать власть испан.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Перед временем унии ей принадлежали: укрепленный замок в г. Владимире и несколько дворов, местечко Квасов, 16 селений в поветах Луцком и Владимирском, волость Купетовская, заключавшая в себе местечко Озерань, 11 селений и рыбных ловель, остров Волослав на р. Луге, на котором находился монастырь св. Онуфрия. 341 Кафедрой владимирских епископов был Успенский собор, освященный первым владимирским на Волыни епископом Стефаном. Этот храм служил усыпальницей владимирских удельных князей, от Всеволода Владимировича († 1015) до Мстислава Изяславича. Храм этот разрушился еще до нашествия татар. Около 1170 г. владимирский князь Мстислав, взамен разрушенного храма, создал другой, тоже в честь Успения Пресвятой Богородицы, доселе называемый Мстиславским. Он несколько раз был разрушаем татарами. После, во время унии, подвергался разным перестройкам в латинском вкусе, а с конца XVIII в. стоит в развалинах. 342 Владимиро-Брестские епископы со времени разделения митрополии. Герасим, бывший на соборе западно-русских епископов 1415 г. Даниил в 1450 г. посвящен был в епископы отступившими от православия цареградским патриархом Григорием Маммою и русским митрополитом Исидором; но потом вызван был м. Ионой на суд в Москву, где принес покаяние и торжественно отрекся от латинства. (А И. I, 53. Преосв. Макария, Ист. Р. Ц. Т. VI, стр. 27, прил. II). Даниил, 1451 г. – Никифор, 1458 г. Феодосий(уп. 1485 г.). – Вассиан I (1487–1497). Вассиан II (1500–1512); в 1509 г. присутствовал на виленском соборе (А. 3. Р. II, 124); в 1511 г. королевской грамотой, по жалобе полоцкого архиепископа, позван на сеймовый суд (А. 3. Р. II, 63, 82). – По смерти Вассиана II упоминается Пафнутий, владыка берестейский и владимирский, 1513–1522. (А. 3. Р. II, пр. 146). Иона, уп. в 1523 г. (А. 3. Р. II, пр. 75, 92). Геннадий, 1539–1546. (А. 3. Р. II, 201, 212). По смерти его, королевскую привилегию на епископство получил Иван Борзобогатый-Красненский; вступил в управление, оставаясь мирянином, и начал самовольно распоряжаться имуществом епископской кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

– 14) Естон или Еастон, английский бенедиктинец и кардинал († 1397), кроме трудов по еврейскому языку, сделал перевод Ветхого Завета с оригинального текста. – 15) Альфонс Тостат, епископ авильский, откуда его прозвание Abulensis (1400–1452), комментировал пространно Библию. – 16) Дионисий Картезианец (1400–1471) оставил Commentarii in universos Scripturae Sacrae libros, Кельн, 1553. – 17) Манеттус (Gianotti или Gianozo Marotti), из Флоренции (1396–1459), перевел, по приказанию папы Николая V, Псалмы с еврейского и Новый Завет с греческого. – 18) Иоанн Жерсон (1363–1429) составил известное число комментариев на св. Писание и дал несколько прекрасных правил герменевтики в своих Propositiones de sensu litterali Scripturae Sacrae. § III. – Новый экзегес Комментарии эпохи возрождения 1 . Возрождение наук и открытие книгопечатания сообщили всецело новую жизнь библейскому экзегесу. К несчастию, известное число ученых этого времени было более или менее пропитано идеями протестантизма и вольномыслия. Эмиграция значительного числа греческих ученых на Запад в XV веке, Феодора Газского. (1400–1478), Георгия Трапезундского (1396–1486), кардинала Виссариона (1395–1472), Еммануила Хризолора († 1415), Димитрия Халкандило (1424–1513), Константина Ласкариса († 1493), Андроника Фессалоникийского († 1478), оживила здесь любовь к изучению греческой филологии и классических наук. Это движение, называемое возрождением, а также гуманизмом, заключало много спасительных элементов; но оно содержало также закваску язычества и рационализма, которые должны были незаметно произвести результаты самые плачевные. 2 . Влияние новых идей, благоприятствуемых возрождением и пропагандируемых книгопечатанием, сила распространения которого безгранична, скоро обнаружилось в стремлении к нововведениям. Это как бы страсть к перемене и любовь к новизне заметна главным образом: 1) в Фоме де Вио, известном под именем кардинала Кайетана (1480–1534); 2) в Еразме Роттердамском (1467–1536); 3) в Февре д’Етапль или Фабере Стапуленском (1455–1536) и 4) в Рейхлине (1454–1522).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

В 1486 году преподобная Ангелина перевезла из Италии на родину, в Купиново, тело супруга (святые мощи праведного Стефана были обретены в Фурланском Белграде после знамения в храме, когда над гробницей святого воссиял свет). По возвращении семьи на родину в 1486 году сын святых Стефана и Ангелины – блаженный Георгий вступил на престол деспота Сербского в Среме (область на северо-востоке современной Югославии). Спустя 9 лет, оставив мирские заботы на попечение младшего брата Иоанна, он принял монашеский постриг с именем Максим. Впоследствии святой Максим стал архиепископом Влашским. Его трудами в Среме воздвигнуты монастыри Хопово и Крушедол. С просьбой о помощи в строительстве Крушедольского монастыря преподобная Ангелина обращалась к русскому князю Василию. В мрачное время турецкого владычества эти монастыри были хранителями православной веры. Праведный Иоанн был последним Сербским деспотом в Среме (с 1493 г.). Беды и житейские заботы не ослабили в нем любви ко Христу. Преданный своему отечеству, с горячей молитвой шел он на неверных. Праведный Иоанн отошел ко Господу около 1502 года. Нетленные мощи его были обретены в 1505 или 1506 году. Сербский народ чтит святого как своего заступника и скорого помощника православных воинов. Вскоре после смерти праведного Иоанна, преподобная Ангелина раздала имущество нищим и удалилась в Крушедольский монастырь, где подвизался ее сын, блаженный Максим. Неподалеку от монастыря она основала женскую обитель (ныне приходская церковь в честь Сретения Господня). С 1513 года до своей кончины – 18 января 1516 года – блаженный Максим был митрополитом Белградским и Сремским. Его нетленное и благоухающее тело было обретено в церкви святого Луки в Купиново около 1522 года. Преподобная Ангелина проводила дни в подвигах поста, непрестанной молитвы и труда. Скончалась она около 1520 года. Имена святых – «последних Бранковичей» – в национальном сознании сербов связаны с защитой отечества от иноверных. В годы турецкого владычества сербский народ обращался к ним с молитвами об избавлении от завоевателей. Нетленные мощи святых хранились в семейной гробнице в храме святого Луки в Купиново, и прославились многочисленными чудесами. Даже неверные получали исцеление от них и удивлялись величию христианской веры. В 1716 году турки предали огню мощи святых Бранковичей, от которых сохранились лишь частицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В последнем законе К. видел новый элемент общественно-политического устройства, способный установить баланс сил между привилегированными и непривилегированными сословиями при верховном арбитраже монарха, а также обеспечить надежную финансовую и политическую поддержку королевской власти. Была упорядочена административно-судебная система городского управления, к-рая теснее связывалась с королевской властью. Города получили монополию на торговлю важнейшими товарами (пиво, вино, сельдь и проч.) и проведение ярмарок. Только Копенгаген, Мальмё, Ландскруна и Хельсингёр получили право на покупку зерна внутри страны и на его экспорт. Постепенно города становились главным источником пополнения гос. казны. Статус крупнейших земельных собственников сохранили дворянство и Церковь, но появился ряд ограничений. Так, король получил право вмешиваться в отношения между землевладельцами и их крестьянами; повинности крестьян в пользу землевладельцев стали регламентироваться; было запрещено произвольно сгонять крестьян с обжитого ими участка (за исключением случаев, когда арендаторы не исполняли в срок своих обязательств) и продавать наиболее зависимых из них (пожизненных арендаторов); существенно ограничивалась возможность землевладельца вести торговую деятельность. Церковная реформа Тронный манифест 1513 г. гарантировал духовенству сохранение всех земельных владений и привилегий. Однако К. стремился ограничить права духовенства, сделать Церковь подконтрольной королевской власти. Правовыми кодексами в 1521-1522 гг. был введен запрет на увеличение Церковью своего недвижимого имущества, в т. ч. путем получения дарений. Судебный иммунитет Церкви фактически был ликвидирован; суд над духовенством был передан чиновникам королевского суда (4 магистрам, докторам права, находившимся в г. Роскилле), подача апелляций в Римскую курию была запрещена, т. к. все церковные проблемы должны были решаться внутри страны. С помощью постоянной дипломатической миссии в Риме К. получил возможность в обход дат.

http://pravenc.ru/text/2461997.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Константинопольский Патриархат канонизировал новых святых: Герасима Микраяннанита и патриарха Иеремию I 13.01.2023 Константинопольская Православная Церковь прославила в лике святых афонского монаха и гимнографа Герасима Микраяннанита и патриарха Константинопольского Иеремию I . Решение о канонизации утвердил Синод Константинопольской Церкви 10 января. Как сообщает OrthoChristian, для прп. Герасима был установлен день памяти 7 декабря, а для свт. Иеремии - 13 января. Будущий патриарх Иеремия родился в греческой деревне Зица в конце XV века. Известно, что не позднее 1513 года он был архиепископом Софийским. В 1522 году избран патриархом Константинопольским. Вскоре после этого Иеремия отправился в поездку на Кипр, в Египет и Палестину. Во время его отсутствия в 1524 году на престол был возведён митрополит Созопольский Иоанникий. Вместе с патриархами Александрийским и Антиохийским Иеремия отлучил Иоанникия от Церкви. При поддержке султана Сулеймана Великолепного Иеремия был восстановлен на патриаршем троне в 1525 году и оставался патриархом до своей смерти в 1546. Иеремия I добился от Сулеймана запрета на превращение православных церквей в мечети, однако этот запрет не был подтверждён следующими султанами. В 1536 указом Иеремии I афонский скит Ставроникита, относившийся ранее к другим обителям, получил статус монастыря - одного из 20 монастырей Святой Горы. Патриарх Иеремия I скончался 13 января 1546 во Враце (Болгария), возвращаясь из пастырской поездки в Валахию. Герасим Микраяннанит (в миру - Анастасий Грекас Иоанну, 1904-1991) родился в деревне Дровиани в греческом Эпире. Учился в гимназии в родной деревне, затем в Афинах. В 1923 удалился на Афон, где стал послушником Малого скита св. Анны. В 1924 году принял монашеский постриг с именем Герасим. Он заведовал библиотекой Малого скита св. Анны и занимался подготовкой к изданию рукописей скита. Сам монах Герасим написал более двух тысяч песнопений для служб, канонов, акафистов. За вклад в современную литургическую поэзию 1959 году Константинопольский Патриархат удостоил монаха Герасима титула «гимнограф Великой Церкви Христовой». Согласно «Православной энциклопедии», св. Герасим также был награждён медалями Афинской академии наук и другими светскими наградами. Скончался 7 декабря 1991 года. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.01.2023 17:05:20

http://drevo-info.ru/news/28678.html

SPb., 1890. T. 1. S. 64). О других вкладах кн. К. И. Острожского в Борисоглебский собор в Новогрудке в 1518–1519 гг. см.: Ярушевич. Ревнитель православия. С. 147–148. Подлинность грамоты кн. К. И. Острожского церкви св. Николая в Смолевичах вызывает сомнения. Явно недостоверна дата документа, язык его заметно отличается от того, которым написаны другие грамоты князя (Ярушевич. Ревнитель православия. С. 183). Вкладная запись кн. К. И. Острожского Дерманскому монастырю не может датироваться 1507 г., так как в ней Константин Острожский фигурирует как «пан виленский», каким он был между 1513 и 1522 г. В рамках этого временного промежутка употребленный в записи «8 индикт» указывает на 1520 г. Подлинность грамоты монастырю в Тороканях вызывает сомнения: в 1517 г. не существовало еще уряда «каштеляна волынского», позднее среди волынских каштелянов не было Пясечинских. По мнению М. С. Грушевского, язык грамоты дает основания утверждать, что это фальсификат 2-й пол. XVIII в. (Грушевський. Icmopiя Т. 5. С. 264). Грамота 1507 г. была затем дополнена новым пожалованием Сигизмунда I 1511 г., по которому кн. К. И. Острожскому предоставлялось право в монастыре «общину въстановити и ряд справити подлуг их закону греческого». Особенность этого документа в том, что он определяет порядок выборов игумена обители — кандидата на игуменство должны были предлагать королю «князи, панове и земяне Волынское земли» вместе со старцами монастыря. При этом игумен обязывался дать королю 60 золотых «челобитья» (Архив Юго-Западной России. 1907. Ч. 8. Т. 4. 34. С. 289). Эта попытка поставить Жидичинский монастырь под коллективный патронат Волынских владык — одно из первых проявлений стремления сословных объединений шляхты и мещанства подчинить своему контролю церковные учреждения, находившиеся ранее под великокняжеским патронатом. Полоцкий привилей содержит ряд статей, определявших статус и характер отношений между разными группами местного духовенства. Так, подтверждалось право владыки получать с попов в свою пользу налог — «куница соборная шерстью» (аналогичная норма есть и в витебском привилее — там же.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010