1514), Беррисе (1542), Маркине (1548), Севилье (1567). Члены общин жен. ветви ордена (2-й орден М.), приняв обеты, продолжали активно трудиться в миру. Также сохранялась орденская ветвь братьев и сестер - помощников (3-й орден М.; см. Терциарии ). С кон. XV в. М. прикладывал усилия к проведению внутренних реформ в ордене. В 1493 г. было запрещено пожизненное командорство. Магистр Бенито Сафон (1522-1535) предписал членам ордена получать теологическую и философскую подготовку, чтобы вести диспуты с мусульм. и иудейскими богословами. В 1536 г. на капитуле в Сарагосе магистр Пере Сорель (1535-1546) принял меры по централизации и систематизации орденских финансовых сборов. Однако, несмотря на проведенные реформы, совр. исследователи отмечают для данного периода спад как интеллектуальной, так и церковной активности в Арагонской пров. ордена ( Taylor. 2000. P. 96-97). В Кастильской пров. реформу возглавил Гаспар де Торрес (ок. 1510-1584), магистр богословия в ун-те Саламанки, исполнявший обязанности провинциала в 1559-1565 гг. Он внес в конституции М. ряд дополнений, учитывавших постановления Тридентского Собора (1545-1563). Под влиянием соборных постановлений магистр Мигель Пуйг (1546-1567) в 1561 г. унифицировал текст орденского бревиария. Исследователи отмечают, что к сер. XVI в. в условиях королевского патроната (patronato real) М. оставались достаточно независимыми от власти монарха; кроме того, сохранялась их тесная связь с органами самоуправления в Испании. В нач. 60-х гг. XVI в. испан. кор. Филипп II (1556-1598) провел реформу, направленную на уменьшение автономии религ. орденов (обзор историографии см.: Ibid. P. 109-113). Первые документы, связанные с королевской реформой М., относятся к 1563 г.; в 1567 г. программа реформ широко обсуждалась с руководителями М. и др. церковными иерархами. Представители короля, осуществлявшие визитации провинций М. и выявлявшие нарушения дисциплины, встретили активное сопротивление со стороны членов ордена. После смерти в 1568 г. магистра Матиаса Папиоля генеральный капитул для выборов нового главы ордена был отложен до конца работы проверяющих комиссий и состоялся лишь в 1574 г.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДЕМОН I (Чхетидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (1557-1578). Еще будучи епископом Гелатским (1543-1557), Е. поддерживал политику царя Имерети Баграта III (1510-1565), затем выступал на стороне царя Георгия II (1565-1583/85), который стремился к объединению Зап. Грузии в единое государство, к принятию общего для всех свода законов. Во время предстоятельства Е. западногруз. царства и княжества воевали между собой, ослабляя мощь гос-ва, усилилась агрессивная политика Османской империи, направленная против Абхазии, участились набеги переселенцев с Сев. Кавказа. Е., поддерживаемый Багратом III, перенес резиденцию Абхазского католикоса из храма во имя Пресв. Богородицы в Бичвинте (ныне Пицунда) в мон-рь Гелати , в ц. во имя вмч. Георгия,- кафедральный центр Гелатской епархии. В Зап. Грузии под председательством Е. и при участии католикоса-патриарха Вост. Грузии состоялся Собор Абхазского (Западногрузинского) Католикосата , созванный по инициативе царя Баграта III. Участниками Собора был разработан документ «Законы католикосов» (см. в своде законов гражданского права груз. царя Вахтанга VI Багратиони (НЦРГ. S 3683, Q 575) - ПГП. Т. 1. С. 393-397). Вахушти Багратиони в «Истории царства Грузинского» пишет, что в него вошли 23 постановления о гражданских и церковных правах населения Зап. Грузии, в т. ч. была установлена мера наказаний за преступления (напр., за торговлю пленными была предусмотрена смертная казнь через повешение) и исправлены ошибки в церковном уставе (КЦ. 1973. Т. 4. С. 824). При Е. были восстановлены и расписаны Рождественский и вмч. Георгия храмы Гелати, сожженные в 1510 г. турками, храмы во имя Пресв. Богородицы в мон-ре Мокви и Бичвинте, получившие название «Евдемоновские приделы». Е. пожертвовал Гелати мн. церковные святыни и архиерейские облачения, среди которых - крест и золотая чаша, украшенные драгоценными камнями (ПГП. Т. 3. С. 386-387), «предстоятельский крест» (ГМИГ), изготовленный по заказу Е. в 1565-1578 гг., и др. ( Сакварелидзе. 1987. Т. 2. С. 67). В 1568 г. по заказу Е. из золота была изготовлена главная святыня Католикосата - чудотворная Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери Одигитрия, именуемая также «Бичвинтская Богородица», о чем сообщает надпись, сделанная католикосом на иконе. Образ был помещен в кафедральном соборе во имя Пресв. Богородицы в Бичвинте, позже перенесен в ц. вмч. Георгия в Гелати.

http://pravenc.ru/text/187049.html

При сыне царя Давида Димитрии I (1125-1155) был достроен и расписан зап. и возведен юж. придел главного храма; из Гянджи (совр. Азербайджан) была вывезена железная дверь главных ворот города и в знак победы повешена в юж. воротах, у могилы царя Давида. В правление св. царицы Тамары († 1207 или 1213) мон-рь был одним из наиболее крупных духовных центров Зап. Грузии, где подвизались более 300 иноков. После монг. нашествия XIII в., повлекшего распад Грузии на 2 гос-ва, Г. перешел во владение западногруз. (имеретинских) царей. Эти изменения не повлияли на жизнь мон-ря: продолжалась работа в академии, под рук. видного ученого того времени Петра Гелатели на груз. язык было переведено много греч. книг. В кон. XIII в. здесь принял постриг имеретинский царь Давид VI Нарин, сделавший в мон-рь значительные пожертвования. Изучение архитектурных памятников, несмотря на отсутствие документальных свидетельств, показало, что в XIII - нач. XIV в. в Г. велось обширное строительство. В сер. XIII в. была возведена ц. вмч. Георгия. На рубеже XIII-XIV вв. между академией и главным храмом была сооружена ц. свт. Николая. Во 2-й пол. XIII в. над родником построили колокольню. К зданию академии во 2-й пол. XIII - нач. XIV в. с востока был пристроен портик. В 1509-1510 гг. турки разорили Кутаиси и опустошили Г. Очевидно, в это время погибли первоначальные росписи храмов. Имеретинский царь Баграт III (1510-1565), стремившийся к политическому и экономическому восстановлению Зап. Грузии, уделял большое внимание Г. Из грамоты, данной им и его супругой Еленой мон-рю, известно, что они восстановили ц. вмч. Георгия, сделав ее кафедрой епископа, и внесли большие пожертвования (Древности Грузии. Т. 1. С. 16). В 1545 г. из Ахалцихского края, к-рым владели турки-османы, Баграт перенес Ацкурскую икону Божией Матери в церковь в с. Цихисджвари, а его сын Георгий II (1565-1585) - в Г. Восстановлению Г. в XVI в. способствовал архиеп. Гелатский Мелхиседек (Сакварелидзе) (XVI в.), благоустроивший главный храм и пожертвовавший мон-рю различную церковную утварь.

http://pravenc.ru/text/161963.html

Церковные соборы в Западной Грузии в XVI-XVIII вв. и их борьба с работорговлей (версия для печати)/Православие.Ru Церковные соборы в Западной Грузии в XVI-XVIII вв. и их борьба с работорговлей Православие.Ru , 4 марта 2005 г. Церковные соборы в Западной Грузии, имевшие место в XVI-XVIII вв., в большинстве своём были направлены на исправление местных обычаев, несовместимых с христианской нравственностью – прежде всего, связанных с работорговлей и захватом феодалами церковных земель. С XIV века Грузия находилась в состоянии раздробленности, цари двух её частей и правители отдельных княжеств противодействовали друг другу, а порой даже воевали между собой. Вследствие внешних нестроений и внутренних неурядиц грузинские царства и княжества в первой половине XVI века обеднели и пришли в полный упадок. Царь Баграт III (1510-1565) В Грузии наступил жесточайший экономический кризис, и ввиду почти полного прекращения торговли производимыми в стране товарами и продуктами, началась продажа рабов в Турцию и Персию. Это проявилось, главным образом, в Западной Грузии при Имеретинском царе Баграте III (1510-1565) Против этой варварской практики торговли людьми и были направлены решения состоявшегося в Имеретии церковного собора. Неизвестно, где конкретно происходили заседания собора, это не указано в актах, но вероятно, что это было в столице Имеретии – Кутаиси. Также не указан год созыва собора, который можно лишь приблизительно отнести ко времени правления католикоса Евдемона I (между 1557 - 1578 годами) На соборе присутствовали: Мцхетский католикос (кто именно также неизвестно), Абхазский католикос Евдемон I, Кутаисский митрополит Симеон, Гаэнатский архиепископ Антоний, Драндский митрополит Филипп, архиепископ Цагерский Козман, архиепископ Хонский Захария, архиепископ Цаишский Кирилл, епископ Никорцминдский Иоаким, а также Чкондидский, Бедийский митрополиты и Моквский архиепископ. На этом соборе было запрещено продавать пленных, а также были осуждены: грабеж церквей и похищение икон, человекоубийство, кража, расхищение монастырских и церковных вотчин, нерадение духовенства к своему служению, нарушение законов о родстве и другие преступления против принципов христианской нравственности. Эти постановления также называются «Законы

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Головины Знаменитая в русских летописях фамилия Головиных прияла начало от выехавшего в Москву из Крыма, при Великом Князе Василие Дмитриевиче, в 1391 году. Грека, бывшего владетелем городов Судака, Манкупы и Балаклавы, князя Степана, Васильева сына, по прозвищу Ховра (или Хомра или Комра). Дети его уже князьями не писались, а ныне из потомков его, кроме фамилии Головиных, никого не имеется. КОЛЕНО I: Князь Стефан Васильевич Ховра КОЛЕНО II: Григорий Степанович Ховрин КОЛЕНО III: Владимир Григорьевич Ховрин КОЛЕНО IV: Иван Владимирович Хазюк † 1475 Иванъ Владимирович Голова, женат на княжне Анне Даниловне Холмской Иван Владимирович Третьяк-Ховрин Иван Владимирович Четвертак-Ховрин Дмитрий Владимирович Овца-Ховрин, казначей † 1510 Евдокия Владимировна, за князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым КОЛЕНО V: Пётр Иванович Головин, казначей † 1525; женат на княжне Марие Васильевне Одоевской Иван Иванович Скряба-Головин † 9 июля 1487 Иван Дмитриевич Ховрин Алексей Дмитриевич Ховрин Фёдор Дмитриевич Ховрин КОЛЕНО VI: Михаил Петрович больший Головин, казначей † 1566; женат на Анастасие Тарасьевне Суковой Иван-Фома Петрович Головин, окольничий и казначей † 1562 Василий Петрович Головин † 1565 Пётр Петрович Головин, окольничий † 4 февраля 1565, женат на Анне Ивановне Поджогиной Михаил Петрович меньший Головин, окольничий † 4 февраля 1565 Алексей Петрович, Головине † 1539 Анастасия Петровна, за князем Александром Борисовичем Горбатым-Шуйским КОЛЕНО VII: Иван Михайлович Иван Иванович Зелёный Пётр Иванович, казначей † 1584 Михаил Иванович, уехал в Литву Владмир Васильевич Фёдор Васильевич, окольничий † 16 апреля 1625 Иван больший Васильевич Иван меньший Васильевич Иван больший Петрович, окольничий † 9 сентября 1612; женат на Анне Алексеевне Адашевой Василий Петрович, боярин, во иноках Вассиан † 12 января 1612; женат на Ульяне Богдановне Сабуровой Иван Петрович Телега Никита Петрович Владимир Петрович Пётр больший Петрович, † 1628 Пётр меньший Петрович, боярин, во схимниках Павел † 14 декабря 1627

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

До 1990-х годов шатровая Троицкая церковь датировалась вторым строительным периодом Слободы - пребыванием в ней Ивана IV (с 1565 по 1582 год; поскольку строительство могло начаться несколько ранее приезда Грозного в Слободу, то в качестве даты ориентировочно принимались 1560-1570-е годы). Основанием для такой датировки был её шатровый верх: традиционно считалось, что первым шатровым храмом была церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1529-1532 годах, и на базе этой теоретической предпосылки Троицкая церковь не могла датироваться первым строительным периодом Слободы - 1510-ми годами (временем пребывания в ней Василия III). В этом виде датировка Троицкой церкви просуществовала до исследований В.В. Кавельмахера. В 1980-1990-е годы он провел беспрецедентную по масштабам серию раскопок и зондажей, выявивших принципиальный факт: Покровский собор, Троицкая церковь, Успенская церковь и церковь Алексея митрополита (ныне Распятская колокольня) в Александровской слободе были возведены в одном строительном периоде. В.В. Кавельмахер показал (и это подтвердили дальнейшие исследования сына В.В. Кавельмахера С.В. Заграевского), что этим строительным периодом были 1510-е годы. Но эта версия пока не подтверждается другими авторитетными исследователями. Таким образом, можно предположить, что церковь Троицы была построена Василием III в его резиденции (в дальнейшем Александровскую слободу унаследовал Иван Грозный). Троицкая церковь соответствует типу шатрового храма, близкому к традиционному, с тремя апсидами, с четвериком, завершённым горизонтальной тягой, с кокошниками, перенесёнными на грани восьмерика. Древнее ядро Троицкой церкви состоит из собственно церкви, двойного (с двумя помещениями) белокаменного подклета и заалтарной казённой палаты. Под подклетом находятся два глубоких погреба. При общей растянутости здания в восточном направлении, все его расположенные в три этажа помещения, начиная с погребов, имеют поперечную ориентацию и слегка вытянутый план. Главный фасад здания - южный, некогда обращённый к центру дворца Василия III (возможно, к тронному залу).

http://sobory.ru/article/?object=02084

Кафоликон мон-ря Мтис. Фотография. Нач. XXI в. Сохранившиеся исторические документы свидетельствуют о том, что М. был на попечении грузинских царей и правителей, а также духовных лиц. В мон-рь вносили пожертвования св. Давид IV Строитель (1089-1125) и его сын св. Дамиан-Димитрий (1125-1154/55) (Кут. 608. Л. 1; Жгенти. 2011. С. 205). Особое внимание М. уделяли цари Имерети в XV-XVIII вв. Так, царь Баграт II (Имерети - 1463-1466, Картли-Имерети - 1466-1678) покрыл медью церковь и сделал новые двери, возобновил старые пожертвования. Позже документ подтвердили его сын Александр II (1484-1510) (Кут. 608. Л. 4-5 об.; Жгенти. 2011. С. 208) и супруга царя св. Соломона II (1789, 1790-1810) царица Имерети Мариам Дадиани (документ 1795 г.; Какабадзе. 1921. Т. 2. С. 107). Примечателен также документ пожертвований 1491 г. царя Картли Константина II (1478-1505), к-рый в тот период в 3-й раз попытался объединить Грузию и захватил часть Имерети. Чтобы добиться расположения земо-имеретинцев и квемо-рачинцев, он отменил для М. улаки (налог на коня) (Кут. 608. Л. 2-4 об.; Жгенти. 2011. С. 208; Он же. 2013. С. 98-100). В документе 1591 г. царь Имерети Леон (1583-1591) указал, что его дед, царь Имерети Баграт III (1510-1565), даровал М. крестьян в с. Кисорети (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 1323. Л. 1; Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 34-35). Сохранились небольшой фрагмент и описание документа 1637 г. царя Имерети Георгия III (1604-1639), где говорится, что царь даровал М. крестьянина из Рачи и просил Никорцминдского еп. Симеона (Чхетисдзе; нач. 30-х гг. XVII в.- 1639), к-рый по неизвестным причинам был утвержден в М., и братию М. ежегодно на Успение Пресв. Богородицы поминать его во время литургии ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 452). В 1661 г. на Успение Пресв. Богородицы М. посетил занявший в результате мятежа имеретинский престол одишский (мегрельский) кн. Вамек Дадиани (1658-1662) и «отблагодарил» вмч. Георгия за помощь: даровал М. крестьянина в с. Шавра (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 2155. Л. 1; Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 65). Еп. Никорцминдский Симеон (Цулукидзе; 80-е гг. XVII в.- 20-е гг. XVIII в.) между 1680 и 1685 гг. даровал М. крестьянина в с. Шавра, а также заказал поминовение своей души в день перед Успением Пресв. Богородицы (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 1533. Л. 1; Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 65, 81-82).

http://pravenc.ru/text/2564308.html

Барма, Бармины: Барма, крестьянин, 1545 г., Новгород; Невер [см. Невер] Бармин, митрополичий боярин, 1378 г.; Конон Бармин, крестьянин, 1502 г., Кострома Барма – оплечье, ожерелье Барсан : Иван Григорьевич Барсан Воропанов [см. Воропанов], 1504 г.; Барсанец Прокофьевич Акинфов, 1500 г.; Барсан Гаврило Сильвестров, крестьянин, 1547 г., Двина Барсук, Барсуковы : Яков Барсук Аминев [см. Аминь], начало XV в., Кострома; Матвей Барсуков, 1565 г., Казань; Барсуковы, XVI–XVII вв., Мещера и Арзамас Бартелеманов ( Бартлемонов ) Яков Яковлевич, немчин, 1622 г., Углич; его отец получил поместье в Угличе в конце XVI в. Бартеневы см. Бортень Бартлов Григорий, немчин, 1627 г., Углич Бартушев Даниил Иванович, 1622 г., Кашин Бархат : кн. Бархат Иванович Мещерский, 1540 г., Тверь; Иван Иванович Кокорев [см. Кокорь] и Борис Алферьевич Бархат Плещеев [см. Плещей], 1566 г. [см. Аксамит] Барчиков Астат, крестьянин, 1475 г., Белоозеро Баршак и Баршаков , крестьяне, 1545 г., Новгород; Борис Баршаков, крестьянин, 1498 г., там же Барыга и Барыгины : Федор Барыга, крестьянин, 1495 г., Новгород; позже там же Барыгины; Федор Иванов Барыгин, крестьянин, 1510 г., Владимир Барык, Барыковы : Барык Князев [см. Князь], 1565 г., Коломна [Ср. Борыковы] Барышев Михаль, крестьянин, 1495 г., Новгород Барыш – прибыль, выгода Барышниковы : Савва Семенов, крестьянин, 1536 г., Бежецк; Афанасий Данилович, убит в 1580 г. под Луками Великими Баря Якутка Федоров, скотник, 1667 г., Арзамас Басалай, Басалаевы : Кузьма Федосеев Басалай, конец XV в., Суздаль; Василий Никифорович Басалай Квашнин [см. Квашня], 1528 г.; Иван Федоров Басалаев, крестьянин, 1640 г., Пошехонье Басалай – щеголь, повеса; см. Басиха Басарга, Басаргины : Тихон Басарга, старец Чудова монастыря, 1520 г., Переяславль; Василий и Семен Дмитриевичи Басаргины, вотчинники, 1543 г.; в XVI–XVII вв. Басаргины в Переяславле и Владимире; в Белеве – крестьяне Басарыга ( Басырга ): Басарыга Иванович Бабищев, середина XVI в.; Басырга Первушка [см. Первуша], тюремный сторож, 1624 г., Тотьма; Дружина [см. Дружина] Басарыга, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кулпа Семен, великокняжеский пристав, конец XV в.; Кулпа, инок Иосифова монастыря, 1565 г. Ср. кульпа, культяпа – калека, беспалый, безрукий Кулпинский Осип Федорович, 1540 г., Тверь Култашев Некрас [см. Некрас] Федорович, 1510 г., Переяславль; Иван Семенович, 1576 г., там же; Семен Федорович, 1595 г., Новгород Кулуш Осип Иванович Челищев [см. Челищев] Кулька Чампп [см. Чамины], крестьяне, 1628 г., Белев Кульнев Нечай [см. Нечай] Иванович, дьяк, 1559 г.; Григорий Михайлович, казнен в опричнине [см. Сухан] Кулюпанов Бессон [см. Безсоп] Назарович, 1587 г., Арзамас [Ср. Колюпанов] Куманлин Гаврило Никитич, 1587 г.; Федор, подьячий, 1613 г. Кумоха Логгин, крестьянин, 1605 г., Юрьев Польский; Василий Кумоха, 1646 г., Арзамас Кунавины , крестьяне, конец XVI в., Арзамас Кунай [см. Радищев; ср. Безлепкин] Кунаков Федор Васильевич, дьяк, 1630 г., Мещера; Адаш [см. Адаш] Васильевич Кунак, 1613 г., там же Куначин Степан, дворский вел. кн. Ивана, 1490 г., Переяславский уезд Кунашев Дмитрий, подьячий, 1630 г., Чаронда Кунган ( Кунганец ) Фома Иванович, боярин, 1421 г., Новоторг; его вдова в 1447 г. дала Троицкому монастырю вотчину мужа – село Хотунецкое-Кунганово, в Торжке Кунган, кумган – подвесной медный рукомойник Кундум Пирогов сын Оладьин [см. Пирог, Оладья], 1546 г., Кострома Кунеев Иван Иванович Губа [см. Губа], 1513 (1518? – С. В.) г. Куней, крестьянин, 1492 г., Владимир Кунец , крестьянин, 1545 г., Новгород Кунжин Грибан [см. Грибан], 1564 г., Новгород Кунжа, кумжа – род лососи, лососевая форель Кунилов Докучай [см. Докучай] Данилович, 1578 г., Арзамас Куница, Куницын : Куница Григорий Афанасьев, подьячий, 1534 г. Куничников Игнатий, казнен в 1570 г., Новгород Кунка, Кункины , крестьяне, начало XVI в., Новгород; Кункин Филипп Васильевич, 1578 г., Арзамас Кунка – малая куна, женский детородный орган Кунщиков Матвей Васильевич, 1602 г., Новгород Куняев Григорий, крестьянин, 1673 г., Новгород Кур, Куров : Григорий Куров Непейцын [см. Непейца], убит в 1552 г. под Казанью; Дмитрий Куров, новоторжец, 1550 г., тысячник, посланник в Ногаи, 1563 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Церковь вмч. Георгия. Интерьер Церковь вмч. Георгия. Интерьер Фасады церкви завершены профилированными карнизами, нек-рые окна декорированы наличниками с геометрическим орнаментом. Дверной проем украшен широким орнаментированным порталом, к к-рому с обеих сторон примыкают по 2 глухие арки, поддерживаемые полуколонками. С зап. стороны храма - портик с 3 арочными проемами, построенный предположительно в нач. XVI в. Багратом III и его супругой Еленой. Документальных источников о времени сооружения церкви не сохранилось; строение не имеет первоначальных надписей. Ряд исследователей основывали датировку на изображениях исторических персонажей в росписи храма, однако ошибочная идентификация образа имеретинского царя Баграта III (1510-1565) как царя объединенной Грузии в XI в. привела к бытованию неправильной даты построения храма. Анализ внутреннего пространства здания показал, что по пропорциональному построению храм нужно поставить в один ряд с группой памятников рубежа XII-XIII вв. (Икорта, Кватахеви, Питарети, Бетаниа, Цугругашени). Однако широкое применение в оформлении утопленных в стену наличников вместе с нек-рой сухостью их исполнения, а также характер резьбы орнаментов относят время создания храма к сер. XIII в. Вместе с тем такие его особенности, как равномерное распределение света без акцентирования центральной подкупольной части и вход с запада, изолируют этот памятник в кругу хронологически близких зданий и указывают на активное влияние облика соборной церкви. Храм был украшен росписью в кон. XVI в. по заказу католикоса Евдемона I в правление Георгия II. В декоре купола выражена идея Славы Христа, в алтарной апсиде изображены Богоматерь Никопея между апостолами Петром и Павлом, «Поклонение жертве», фигуры святых. В центральном пространстве храма представлены сцены земной жизни Христа, житийные композиции небесного покровителя церкви вмч. Георгия, изображения отдельных святых. Портреты ктитора католикоса Евдемона (Чхетидзе) и многочисленных членов царской семьи занимают нижний регистр росписи. Одновременно с росписью храма была расписана и алтарная преграда. Церковь во имя свт. Николая

http://pravenc.ru/text/161963.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010