в 9 общинах. Движение святости представлено в И. Церковью Назарянина (7 общин, 500 чел.) и Христианским миссионерским альянсом (6 общин, 500 чел.). Пятидесятники в И. представлены организациями Ассамблеи Бога (17 общин, ок. 2 тыс. чел.) и Церковь Бога с центром в Кливленде (1 община, ок. 200 чел.). Адвентисты седьмого дня (АСД) имеют в И. 10 общин в составе т. н. Восточносредиземноморского отделения Объединенной ближневосточной миссии Трансъевропейского дивизиона АСД. Общее количество адептов ок. 500 чел. Помимо этого в стране ведет работу ряд мелких протестантских групп (пресвитериане, квакеры , Свидетели Иеговы , мормоны ), общая численность которых составляет, по разным подсчетам, от 1 до 2 тыс. чел. Ислам являющийся гос. религией страны, исповедует подавляющее большинство жителей И. 98% из них сунниты шафиитского толка; ок. 2% - шииты-имамиты, преимущественно выходцы из Ирака. Общее количество мусульман составляет 6 млн. 20 тыс. чел. Друзы этноконфессиональная общность, сформировавшаяся в нач. XI в. в среде егип. шиитов- исмаилитов (см. ст. друзы ); компактно проживают в сев. части страны на границе с Сирией. Общая численность друзов ок. 15 тыс. чел. Новые религиозные движения представлены адептами Бахаизма, численность к-рых составляет ок. 17 тыс. чел. Э. Небольсин История Древнейшие следы деятельности человека на территории И. относятся к палеолиту. Поселение Бейда в Вади-эль-Араба (1-я пол. 7 тыс. до Р. Х.) относят к тахунийской культуре докерамического неолита Палестины. Керамический неолит представлен ярмукской культурой (5500-4000 гг. до Р. Х.), существовавшей между р. Ярмук, Тивериадским оз. и Голанами. Характерная черта этой культуры - развитое изобразительное искусство, связанное с культом плодородия. К наиболее известной группе памятников т. н. палестинского энеолита относится гхассульская культура (4300-3300 гг. до Р. Х.), развивавшаяся в горах на сев.-вост. побережье Мёртвого м. Археологами изучен ряд земледельческих поселений, принадлежавших к этой культуре: для них характерно наличие высококачественной керамики сложных форм и изделий из меди, к-рую добывали в 100 км к югу, в долине Тимна около зал.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Их общая численность - неск. сот чел. Первыми баптистами , поселившимися в П., были эмигрировавшие сюда в кон. XIX в. ирландцы. В 1927 г. в П. была направлена миссия Ирландского баптистского зарубежного миссионерского об-ва, чья деятельность привела к созданию в 1952 г. Союза баптистских церквей Юж. Перу (Unión Bautista del Sur); в нач. XXI в. в союз входили 56 тыс. чел. В 30-х гг. XX в. в П. начали работать 2 баптист. орг-ции из США: в 1931 г.- Ассоциация баптистов за всемирную евангелизацию (Asociación Bautista para Evangelistas Mundial; в нач. XXI в. объединяла в П. ок. 7 тыс. чел.); в 1937 г.- «Баптистские срединные миссии» (Baptist Mid-Missions; ок. 5 тыс. чел.). Также в 1933 г. под влиянием Южной баптистской конвенции (ЮБК) в П. стали работать аргентинские баптисты. Сами представители ЮБК впервые прибыли в Лиму в 1950 г. и в следующем году при поддержке работавших здесь аргентинских баптистов построили в столице 1-ю церковь. В течение 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XX в. баптист. общины ЮБК возникли во мн. крупных городах П. В 1966 г. эти общины объединились в Евангелическую баптистскую конвенцию Перу (Convención Evangélica Bautista del Perú). В 2017 г. она насчитывала 13 581 чел. в 183 общинах. В стране также действуют: Баптистская ассоциация «Маранафа» (Asociación Bautista Maranatha; ок. 1 тыс. чел.; в П. с 1964; прибыли из США), Международная баптистская церковь (Iglesia Bautista Internacional; в нач. XXI в. ок. 4 тыс. чел.; в П. с 1970; прибыли из США), Независимая баптистская церковь (Iglesia Bautista Independiente; ок. 12 тыс. чел.), Международное баптистское библейское содружество (Baptist Bible Fellowship International; в П. с 1958; прибыли из США). Методисты объединены в Методистскую церковь Перу (Iglesia Metodista del Perú), насчитывающую 32 тыс. чел. (по др. данным, 8 тыс. чел.) в 130 общинах. Первым методистом в П. был Дж. А. Суони. Он прибыл из США в Кальяо в 1859 г. в качестве капеллана, приглашенного в англоязычную англикан. общину, к-рая состояла гл. обр.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Америку в 1782 г., создал баптист. общину на о-ве Ямайка (1783). В 1814 г. брит. Баптистское миссионерское об-во прислало на остров первую миссию для помощи баптист. движению. В 1842 г. было создано Баптистское миссионерское об-во Ямайки, к-рое стало посылать миссии в Африку и на о-ва Карибского бассейна. В 1849 г. был основан Баптистский союз Ямайки; в наст. время он состоит из 40 тыс. чел. (300 общин) и является одним из крупнейших в стране. На острове существуют и др. баптист. группы общей численностью ок. 10 тыс. чел. Американец У. Монро основал общину англоязычных Б. в Порт-о-Пренсе в 1836 г., в XX в. на о-ве Гаити появились представители Американской баптистской внутренней миссии и др. миссионерских орг-ций. В наст. время Баптистская конвенция Гаити насчитывает 125 тыс. чел. (90 общин), общее количество Б. на острове превышает 200 тыс. чел., т. о., Б. являются крупнейшей деноминацией в стране. В 1826 г. на о-ве Тринидад У. Хамилтон основал баптист. общину среди амер. поселенцев - Церковь пятой компании. Афро-амер. Б. первыми начали работу на о-ве Барбадос и с 1905 по 1907 г. основали там 3 общины. Позднее появились миссионеры из орг-ции «Баптисты свободной воли» (Free Will Baptists) из сев. штатов США, из Свободной баптистской ассоциации и Южной баптистской конвенции. Баптистская конвенция Барбадоса была создана в 1974 г. (в наст. время 421 чел., 4 общины), Национальная баптистская миссия (черные общины) объединяет 1500 чел. (9 общин). Первая баптист. англоязычная община в Доминиканской Республике была основана в 1843 г. Доминиканская национальная баптистская конвенция (с 1968) насчитывает 1400 чел. (23 общины); остальные группы Б., объединенные в 8 различных орг-ций,- ок. 5 тыс. чел. (свыше 100 общин). На о-ве Куба миссионерскую работу вели Баптистское миссионерское об-во Ямайки, сев. и юж. Б. (США) и «Баптисты свободной воли». В наст. время на острове ок. 34 тыс. Б. (400 общин). В Пуэрто-Рико Баптистская ассоциация (ныне конвенция) была создана сев. Б. (США) в 1902 г.; в наст.

http://pravenc.ru/text/77510.html

На нач. ХХ в. крупнейшими на территории совр. О. о. оставались общины уральских казаков в поселках Кинделинский (2500 чел.), Иртекский (1350 чел.), Затонный (1,3 тыс. чел.). В целом в Уральском войске (в т. ч. на территориях вне границ совр. О. о.) старообрядцы, по данным переписи 1897 г., составляли 39,6% от общей численности, единоверцы - 33,3% (в совокупности более 60 тыс. чел.). В Оренбургском войске старообрядцы в 1897 г. составляли 2,3%, что не превышало 20 тыс. чел. (однако совр. авторы доводят фактическую численность до 15%), крупнейшие общины существовали в станицах Сакмарской (6 тыс. чел.), Рассыпной (1,3 тыс. чел.) и Буранной (700 чел.). Официальная статистка отражала медленный, но неуклонный рост численности староверов на протяжении 2-й трети XIX - нач. ХХ в. в Оренбурге: в 1834 г.- 66 чел. (из них 24 поповца и 42 беспоповца), в 1865 г.- 281 чел. (121 и 160), в 1897 г.- 1666 чел., в 1913 г.- 2741 чел. По неск. сот старообрядцев проживало на протяжении 2-й пол. XIX в. в Бугуруслане и Бузулуке. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. произошли изменения и в социальной составляющей старообрядчества в регионе: его опорой стали состоятельное крестьянство и купечество. Так, в Оренбурге к старообрядцам принадлежали роды купцов Зубовых, Кобяковых, Коломкиных, Леонтьевых, Мануйловых, Серяковых, Турецковых и др. Оренбургские купцы-старообрядцы финансировали строительство и содержание молитвенных домов. Вместе с тем в старообрядческой среде сохранялись и аскетические настроения, что отчасти являлось причиной внутренней полемики низов с верхушкой того или иного согласия. После принятия 17 апр. 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости» активизировалась миссионерская деятельность старообрядцев всех согласий. С 1906 по 1912 г. в пределах Оренбургской епархии (Оренбургская губ., Тургайская обл., до 1908 также Уральская обл.) построено 7 старообрядческих храмов. В Оренбурге существовавшая с кон. XIX в. община Белокриницкой иерархии была зарегистрирована 27 марта 1907 г. После указа 1905 г. моленная, пожалованная в 1892 г. общине М. Г. Гущиной, была перестроена в храм и освящена в честь иконы Божией Матери «Знамение». В Бугуруслане между 1905 и 1917 гг. беглопоповцами был построен Успенский собор. К 1912 г. в пределах Оренбургской епархии действовали 32 старообрядческие общины.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

10 тыс. чел.; действует в Н. З. с 1939); Городская церковь воздействия (City Impact Church; в Н. З. 5 центров, ок. 700 чел.; есть центры за рубежом); Церковь урожая (Harvest Church; 5 общин, ок. 1 тыс. чел.); «Церкви виноградника в Новой Зеландии» (Vineyard Churches Aotearoa New Zealand; 23 общины, ок. 1 тыс. чел.); Истинная церковь Христа (6 общин, 1 тыс. чел.; гл. обр. выходцы из кит. пров. Фуцзянь и с Тайваня); Церковь центров возрождения (Revival Centres Church; 8 церквей в Н. З., основана в Австралии в 1958); Международная объединенная пятидесятническая церковь (United Pentecostal Church International; 8 миссионерских центров в Н. З.); движение «Новая жизнь» (New Life; в 2016 объединяло в Н. З. ок. 80 церквей); «Церковь Судьба» (Destiny Church; создана в Н. З. в 2001 харизматическим проповедником Б. Р. Тамаки; в наст. время имеет центры в 11 городах страны); Ассоциация LINKNZ (ок. 17 общин); орг-ция LIFENZ (3 центра в Окленде и 1 - в Мельбурне (Австралия)); Церкви альянса в Новой Зеландии (Alliance Churches of New Zealand; в Н. З. с сер. 70-х гг. XX в.; в настоящее время 7 церквей); Церковь «Эрайз» (ARISE Church; последователи в 7 крупнейших городах, гл. обр. молодежь; основана в 2002). Новоапостольская церковь (Цюрих) насчитывает в Н. З. ок. 180 сторонников. Унитарии , прибывшие в Н. З. из Великобритании в 1863 г. (1-я церковь открыта в 1898 в Окленде, затем - в Веллингтоне (1904), Тимару (1912), Крайстчерче (1917), Бленеме (1988)), насчитывают 339 чел. (2013). Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (см. Мормоны ), по данным самой орг-ции, насчитывает ок. 112,4 тыс. чел. (по данным переписи 2013 г., 40,7 тыс. чел.), 225 общин, 52 центра, 3 миссии, 1 храм (построен в Гамильтоне в 1951). Первые мормоны прибыли в Н. З. в 1854 г. В наст. время почти половину их численности составляют маори. Внеденоминационные Южно-Тихоокеанские церкви, действующие в Н. З. с сер. 60-х гг. XX в. в рамках разных религ. орг-ций (Южно-Тихоокеанское христианское товарищество (South Pacific Christian Fellowship), Церковь берегового сообщества (Shore Community Church) и проч.), насчитывают ок.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

Римско-католическая Церковь Является самой крупной христианской деноминацией в М. и включает 2 архиеп-ства, в состав которых входят 6 епископств-суффраганов: архиеп-ство Лилонгве (епископства-суффраганы - Дедза, Каронга, Мзузу) и архиеп-ство Блантайр (епископства-суффраганы - Чиквава, Мангоче, Зомба). Действует Епископская конференция Малави. По данным на 2014 г., в стране 152 католич. прихода, в к-рых служат 420 священников (из них 101 монашествующий), также подвизаются 307 монахов и 960 монахинь. Общее количество католиков - ок. 4,3 млн чел. Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1966 г. Протестантские церкви, деноминации и секты (Статистические данные приведены на нач. XXI в., если не оговорено отдельно.) Англиканская Церковь Появилась на территории М. в 1861 г. и в наст. время представлена 4 диоцезами - Озера Малави, Сев. Малави, Юж. Малави, Верхнего Графства. Все диоцезы входят в состав Церкви провинции Центральной Африки, объединяющей верующих в Замбии, М., Зимбабве и Ботсване и являющейся членом Англиканского содружества . Общее количество верующих - ок. 80 тыс. чел., окормляемых в 360 приходах. Лютеранство представлено Лютеранской Церковью Центральной Африки (Lutheran Church of Central Africa; 128 общин, ок. 40 тыс. чел.), начавшей свою деятельность в М. в 1962 г. Кальвинизм получил в М. значительное распространение. Самой крупной орг-цией данного толка является Церковь Центральной Африки Пресвитерианская (ЦЦАП; Church of Central Africa Presbyterian), основанная в 1924 г. на базе шотл. миссий, к к-рым в 1926 г. присоединились общины Капского синода Голландской реформатской Церкви в Южной Африке. ЦЦАП состоит из 5 синодов: 3 синодов в М.- синода Ливингстония (на севере), синода Нхома (в центре), синода Блантайр (на юге), а также синода Замбии и синода Хараре (Зимбабве). ЦЦАП насчитывает более 1,3 млн верующих в 503 общинах. Помимо этого существует ряд независимых кальвинистских орг-ций, отколовшихся от ЦЦАП в 20-х гг. ХХ в.: Церковь Африканского Завета (African Covenant Church; 200 общин, 25 тыс. чел.), от к-рой в свою очередь отделилась Последняя Церковь Бога и Его Христа (Last Church of God and His Christ; 70 общин, 15 тыс. чел.); Африканская Национальная/Международная Церковь (African National/International Church; 30 общин, 5 тыс. чел.); Пресвитерианская Церковь Африки Блэкмена (Blackman " s Presbyterian Church of Africa; 10 общин, 2,7 тыс. чел.).

http://pravenc.ru/text/2561694.html

чел.), Миссия Евангелического альянса (Mision Alianza Evangélica; ок. 1 тыс. чел.; в П. с 1962; миссионеры из США), Ассоциация свободных евангелических церквей Перу (Asociación de Iglesias Evangélicas Libres de Perú; 9 общин, ок. 500 чел.; возникла на основе миссии Евангелической свободной церкви Америки, действовавшей в П. с 1975), Христианская свободная евангелическая церковь (Iglesia Evangélica Cristiana Libre; 5,5 тыс. чел.; в П. с 70-х гг. XX в.), Южноамериканская индейская миссия (Misión de los Indios de Sud-America; центр в Пукальпе, действует в П. с 1926; в нач. XXI в. ок. 5 тыс. чел.) и др. Церкви Христа (см. ст. Ученики Христа ) (Iglesias de Cristo) появились в П. в 1965 г. из США, в нач. XXI в. включали 7,5 тыс. чел. Новоапостольская церковь (Iglesia Nueva Apostólica) в нач. XXI в. объединяла в П. 25 тыс. чел. Свидетели Иеговы (Testigos de Jehova), появившиеся в П. в 30-х гг. XX в., насчитывали в нач. XXI в. 35 тыс. чел. Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) (La Iglesia de Jesucristo de los Santos de los Últimos Días) насчитывают более 590 тыс. адептов (по данным самой орг-ции на 2018). Действуют 13 миссий, 747 приходов и 2 храма. Первая в П. община была организована в 1956 г. В 1959 г. образовалась Андская миссия. К этому времени число верующих в стране составляло 300 чел. в 5 общинах. С 1940 г. 3/4 протестантов объединены в Национальный евангелический совет Перу (Concilio Nacional Evangélico del Perú; CONEP). Иудаизм Первые марраны (евреи-сефарды, исповедовавшие иудаизм втайне) появились в П. с приходом конкистадоров. В XIX в. начинается новая волна миграции в страну евреев, преимущественно из Германии и России. В 1870 г. было создано Еврейское благотворительное об-во. В кон. XIX - нач. ХХ в. в П. прибыли сефарды из Марокко, Турции, Греции и Египта. Прибывшие в нач. ХХ в. ашкеназы и сефарды влились в сообщества, организованные нем. евреями. В 1923 г. ашкеназы организовали Израильский союз Перу, а сефарды в 1928 г.- Израильское сефардское благотворительное об-во.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

В 1900 г. в Манагуа начала работать Центральноамериканская евангелическая миссия - внеденоминационная протестант. миссионерская орг-ция с центром в Далласе (шт. Техас), основанная в 1890 г. амер. предпринимателем и библеистом Сайрусом И. Скофилдом. В 1911 г. в Н. существовало 9 церквей Центральноамериканской миссии и 26 общинных центров. В 1958 г. в Гранаде этой орг-цией была построена школа на 58 учеников. В нач. ХХ в. в Н. появились адвентисты седьмого дня. В 1904 г. были крещены первые представительницы народа мискито. К 1938 г. у адвентистов были церковь и начальная школа на 120 учеников. С 1955 по 1958 г. число прихожан составляло 800 чел., с 1960 по 1966 г. их количество выросло почти вдвое - с 980 до 1834 чел., а в 1978 г. достигло 6 тыс. чел. До 60-х гг. ХХ в. рост числа протестант. конфессий в Н. был медленным. В 1937 г. в стране существовало 7 деноминаций. К 1965 г. их количество увеличилось до 26. В 1978 г. основными протестант. орг-циями в Н. были: Моравская церковь (12 950 чел.), Ассамблеи Бога (8,5 тыс. чел.), общины адвентистов (6073 чел.), Церковь Бога (5250 чел.), Баптистская конвенция (4659 чел.), Баптистская международная миссия (3040 чел.). В период нахождения у власти семейства Сомоса протестант. орг-ции в основном воздерживались от критики правящего режима. Действовавшая в то время конституция гарантировала свободу вероисповедания, т. о., протестант. орг-ции имели возможность продолжать свою миссионерскую работу, строить церкви и привлекать в свои ряды верующих. Власти в свою очередь ограждали их от нападок католич. фанатиков, выступавших против проведения протестантами мероприятий в общественных местах. В сер. 90-х гг. XX в. основными протестант. орг-циями в Н. были Ассамблеи Бога (603 общины, 65 315 чел.), Моравская церковь (144 общины, 52 274 чел.), Церковь Бога (Кливленд) (363 общины, 21 308 чел.), Объединенная евангелическая пятидесятническая миссия (273 общины, 19,2 тыс. чел.). 12 авг. 2016 г. издано постановление «Механизмы облегчения организованного и безопасного въезда и выезда из Никарагуа представителей Церквей, деноминаций и конгрегаций», которое вызвало резкое недовольство протестант. орг-ций. Документ обязывал эти орг-ции получать разрешение на въезд в страну миссионеров в Мин-ве управления с указанием их личных данных: имени, возраста, рода занятий, религ. принадлежности, национальности, а также даты и времени въезда и выезда, графика передвижения по стране и т. д. Запрос рассматривался в течение 7 дней. Правительство имело право запретить миссионерам въезд в Н. В числе причин принятия данного постановления были названы вопросы безопасности страны. В сент. 2016 г. между властями Н. и лидерами протестант. орг-ций было подписано соглашение об упрощении въезда в страну миссионеров, после чего ситуация нормализовалась.

http://pravenc.ru/text/2565326.html

Протестантские церкви, деноминации и секты. Баптисты в К.-В. объединены Баптистской миссией, организованной в 50-х гг. XX в. амер. баптистами из Ассоциации баптистских миссий и насчитывающей ок. 260 чел. (1 община). Движение святости представлено Церковью Назарянина, основанной в 1933 г. проповедниками из США и являющейся самой крупной протестантской организацией страны. По состоянию на 2010 г. членами церкви являлись ок. 10 тыс. чел. (55 общин). Пятидесятничество представлено такими группами, как Ассамблеи Бога , к-рые появились в К.-В. в 1989 г. благодаря усилиям миссионеров из Бразилии и имеют 5 общин, количество верующих ок. 400 чел. Помимо этого в стране существуют такие независимые орг-ции пятидесятнического толка, возникшие в нач. 90-х гг. XX в., как Пятидесятническая церковь «Бог есть любовь» (6 общин, 2,5 тыс. чел.), Вселенская церковь Царствия Божия (13 общин, 1,5 тыс. чел.) и др. Адвентисты седьмого дня появились на островах в 1935 г. вместе с португ. миссионерами, они принадлежат к Объединенной миссии Сахель, входящей в состав дивизиона Западно-Центральной Африки. В наст. время в К.-В. 6677 адвентистов (32 общины). Новоапостольская церковь , рост общин к-рой начался с 1980 г., объединяет более 2 тыс. приверженцев в 22 приходах. Иеговы свидетели , по данным на 2011 г., насчитывают 2 тыс. адептов в 35 общинах. Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) имеют 3 тыс. последователей в 18 общинах. Ислам, в подавляющем большинстве суннитского толка, в К.-В. исповедуют выходцы из стран континентальной Зап. Африки (Сенегал, Мавритания и др.), занятые преимущественно в сфере торговли. По данным на 2010 г., количество мусульман в стране составляло ок. 10 тыс. чел. Новые религиозные движения представлены Бахаи религией, появившейся в К.-В. в нач. 50-х гг. XX в., в их орг-циях к 2000 г. насчитывалось ок. 650 членов. Исторической особенностью о-вов Зелёного Мыса было отсутствие коренного населения как такового; в результате работорговли все африкан. этнические религии распространялись на островах одновременно с христианством и исламом. Наличие различных этнических групп и большое количество смешанных браков среди рабов способствовали появлению и развитию мн. религ. традиций. Верования разных толков распространены в первую очередь в сельской местности и практикуются в сочетании с теми или иными христ. или мусульм. обрядами. Однако в наст. время приверженность к традиц. племенным верованиям постепенно теряет актуальность. Религиозное законодательство

http://pravenc.ru/text/1319740.html

чел., гл. обр. представители народа катаб; в 1973 откололась от Христианской реформатской церкви Нигерии); Пресвитерианская церковь Нигерии (Presbyterian Church of Nigeria; ок. 700 общин, 500 тыс. чел. (по др. данным, от 3,8 до 5,8 млн чел.); восходит к миссиям Церкви Шотландии, начавшим деятельность в Н. в 1846; в 1954 обрела автономию); Вселенская реформатская христианская церковь (Universal Reformed Christian Church (N.K.S.T.); 360 общин, ок. 1 млн чел.; возникла в 1957 на базе общин, основанных миссионерами Нидерландской реформатской церкви в Юж. Африке, проповедовавшими с 1911 среди народа тив на территории совр. штатов Адамава, Тараба и Бенуэ; в 1960-1985 находилась под упр. Суданской объединенной миссии; в 1964 ею осуществлен полный перевод Библии на язык тив). Кроме того, действуют др. орг-ции, связанные с кальвинист. традицией: Евангелическая церковь «Преодолеть все» (Evangelical Church Winning All; ок. 6 тыс. общин, до 5 млн чел.; создана как Евангелическая церковь Зап. Африки (Evangelical Church of West Afrika) в 1954 на основе общин Суданской внутренней миссии; одна из крупнейших христианских организаций в Н., имеет отд-ния в других африкан. странах, а также в США и Великобритании); Церковь Христа в странах (Church of Christ in Nations; ок. 1,3 тыс. общин, ок. 1 млн чел.; восходит к деятельности Суданской объединенной миссии; в 1948 основана как самостоятельная орг-ция; в 1977 зарегистрирована как Церковь Христа в Нигерии (Church of Christ in Nigeria); имеет отд-ния в ряде африканских стран и в Великобритании); Объединенная евангелическая церковь (United Evangelical Church; ок. 1 тыс. общин, до 2 млн чел., гл. обр. в штатах Аква-Ибом, Имо и Бенуэ; восходит к деятельности ирл. проповедника Самуэла Александра Билла, который в 1887 основал миссию на юго-востоке Н., получившую имя по названию местной реки Ква-Ибо; в 1944 основана как Церковь Ква Ибо (Qua Iboe Church) из отдельных миссионерских станов). Пресвитерианская церковь в Лагосе. 1927 г. Пресвитерианская церковь в Лагосе.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010