1-я гвардейская дивизия была укомплектована в количестве 10538 чел. (в дивизии состояло начсостава 953, младшего начсостава 1862 и рядового 7723 чел.) и с 27 июля полками начала выходить из г.Ленинграда на оборонительные рубежи. К моменту выхода дивизии из состава ЛАНО в ней было коммунистов 1528 и комсомольцев 1312 чел. 2-я гвардейская дивизия была скомплектована в составе 11226 чел., из них начсостава 922, младшего начсостава 1421 и рядовых 9146 чел. Коммунистов в дивизии 1169 – 10,3% и комсомольцев 2289 чел. – 20,3%. Вместе с тем 19–20 июля была сформирована из отобранного для комплектования 8–10-го истребительных полков 4-я легкая дивизия в составе 4267 чел. (начсостава 390, младшего начсостава 313, рядового 3564 чел.), выступившая из Ленинграда 21 июля. Партийно-политическая прослойка в 4-й легкой дивизии состояла: коммунистов 390 и комсомольцев 830 чел. В период 24–27 июля на базе Петроградской дивизии была сформирована 3-я гвардейская дивизия и на базе Красногвардейской дивизии начато формирование 4-й гвардейской дивизии. При этом оставшиеся дивизии были приказом по ЛАНО 4 от 24 июля расформированы и их личный состав влит в 3-ю и отчасти 4-ю гвардейские дивизии, за исключением оказавшегося в значительном излишке командхозсостава, который был направлен в горвоенкомат. 3-я гвардейская дивизия была укомплектована в составе 10334 чел., имея небольшой докомплект (около 300 чел.) рядового и младшего начальствующего состава. Коммунистов в дивизии 858–8,3% и комсомольцев 1250 – 12%. На 14 августа части дивизии последовательно выбыли из Ленинграда и заняли указанные командованием фронта рубежи в укрепрайоне. К 4 августа состав дивизии достиг 8924 чел. (начсостава – 788, младшего начсостава – 1017 и рядового – 7119 чел.), причем коммунистов было 720 чел. 4 августа дивизией, согласно приказу по ЛАНО, был сформирован и отправлен во 2-ю стрелковую дивизию народного ополчения маршевый батальон в числе 897 бойцов и младших командиров. Продолжая пополняться, дивизия с 13 августа перешла на положение запасной дивизии и отправила до 17 августа еще три маршевых батальона во 2-ю стрелковую дивизию: 14 августа – 1508, 15 августа – 1036 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Язычники чувствовали себя победителями Бога иудейского, были убеждены в Его бессилии; – Даниил открывает им славу и могущество этого Бога, а вместе с тем и ничтожество других богов. Даниил мудростью превосходит всех мудрецов языческих и мудрость свою приписывает Богу, «сущему на небесах» 1505 ; и царей он приводит к сознанию, что Бог иудейский есть «Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны» 1506 ; Навуходоносор сам испытал на себе силу и могущество Иеговы, и просветленное сознание его свидетельствует, что «велики знамения» Всевышнего, «могущественны чудеса Его», что Он «силен смирить» гордых 1507 ; спасение отроков в печи, Даниила во рву львином – заставляет языческих царей исповедать, что «Бог Даниилов» есть «Бог живый и присносущий», всемогущий Владыка неба и земли, что нет иного кроме Него 1508 ; сокрушение Даниилом Вила и дракона убеждает язычников в совершенном ничтожестве почитаемых ими богов и приводит к познанию того же Бога истинного 1509 . И обаяние, какое производила высокая личность самого Даниила на его современников, было необыкновенно сильно. О силе впечатления его на иудеев прекрасно говорит разобранный уже нами отзыв о нем пророка Иезекииля 1510 ; а разного рода саги, окружающие светлый образ пророка, указывают на впечатление, какое он производил и на языческое население – не только современное ему, но, по преданию, даже и последующее. Некоторые восточные писатели приписывают пророку Даниилу изобретение «геомантии» (землегадания) 1511 . Из письменных трудов, кроме нашей богодухновенной книги Данииловой, известны с именем этого пророка и другие сочинения, несомненно подложные и апокрифические, составленные другими лицами, но выдаваемые за произведения самого пророка. Такова, напр., «онирокритика» или снотолкователь Даниила, известный на востоке под заглавием «Ossoul al Tâbir» (т. е. основы онирокритики) 1512 , а на западе в различных редакциях и под разными названиями (somnialia, conjectorium и др.) на нескольких языках 1513 . Другое оригинальное произведение, изданное с именем пророка Даниила, – это «prognosticon» или сборник предсказаний на каждый год (на сирском языке) 1514 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930 – 1950-е годы. Монашеские общины. Часть II Часть I > > По неполным данным, с 1940 по 1950 год в Карлаге умерло около 40.000 заключенных. Самая высокая смертность была в годы Великой Отечественной войны. Так, в 1943 году ежемесячно умирало почти по 1000 человек. Вот эта страшная статистика: 1940 г . – 647 человек; 1941 г . – 1486 человек; 1942 г . – 8399 человек; 1943 г . – 11828 человек; 1944 г . – 5323 человека; 1945 г . – 1762 человека;  1946 г . – 1868 человек; 1947 г . – 1366 человек; 1948 г . – 1508 человек; 1949 г . – 1027 человек; 1950 г . – 650 человек. В Карлаге, правда, проводились оздоровительные мероприятия, но их было недостаточно. В лагере было всего 575 человек медперсонала, в том числе: врачей – 193; фельдшеров-акушеров – 128; медсестер – 216; фармацевтов, аптечных работников – 35; стоматологов – 3. Убывших из лагеря по литере «В» (так в отчетности шифровалась смерть заключенного) увозили на лагерное кладбище. Процедура похорон по «лагерному обряду» была максимально упрощена: никаких провожающих. Могила общая по 15 трупов в каждой (в три слоя по пять в каждом, каждый слой трупов присыпался землей), трупы совершенно голые, на ногу и кисть руки надевались жестяные кольца с выбитыми номерами (этот номер значился в акте на смерть заключенного). В одном из углов могилы устанавливался столб с выжженными номерами. Трупы плохо засыпались, бывали случаи, когда голодные собаки или волки их вырывали. Такой порядок погребения был установлен на основании распоряжения  ГУЛАГа от 16 марта 1943 г.: 1. Разрешить погребение в общих могилах по нескольку трупов вместе. 2. Допустить захоронение трупов без гробов и без белья. 3. Глубина могилы должна быть не менее 1,5 м. Ширина и длина могилы  определяется количеством погребенных. Никто не знает, сколько по Карлагу разбросано подобных безвестных кладбищ. Архивные материалы УВД КО свидетельствуют, что во внутренней службе Карлага допускалась бесконтрольность в персональном учете заключенных. По этому вопросу был издан приказ ГУЛАГа от 30 января 1947 г . «О мероприятиях по упорядочению персонального учета заключенных в лагерях, колониях и тюрьмах МВД». В этом приказе отмечалось неудовлетворительное состояние персонального учета в Карлаге.

http://pravoslavie.ru/2264.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРБЕРШТЕЙН [нем. Herberstein] Сигизмунд (Зигмунд), фон (1486, Виппах, ныне Випава, Словения - 1566), австр. дипломат и писатель, автор «Записок о Московии» (Rerum Moscoviticarum commentarii). Барон Сигизмунд фон Герберштейн. Гравюра. XVI в. Барон Сигизмунд фон Герберштейн. Гравюра. XVI в. Г. с отрочества владел словен. языком, что впосл. помогло ему во время дипломатических миссий и при сборе материалов для «Записок...». В 1499 г. Г. поступил в Венский ун-т, через 3 года получил степень бакалавра, в 1506 г. окончил курс. Г. слушал лекции гуманиста, поэта и историка К. Цельтиса (1459-1508), интерес к-рого к географии и этнографии иных народов повлиял на формирование мировоззрения Г. С 1506 г. Г. находился на службе у австр. Габсбургов , поначалу военной, с 1515 г. являлся членом Имперского совета. В 1516 г. имп. Максимилиан поручил Г. возглавить посольство к дат. кор. Кристиану II. С этого времени началась дипломатическая карьера Г., в течение к-рой он принял участие в 69 миссиях - в Венгрию, Польшу, османскую Турцию и др. Однако в историю Г. вошел прежде всего как глава австр. посольств в Москву - в 1517 г. от Максимилиана и в 1526 г. от эрцгерц. Фердинанда I (с 1531 король, с 1556 император) - и как автор «Записок о Московии», где отразились сделанные в ходе этих миссий наблюдения. Целью 1-го московского посольства Г. было посредничество в переговорах посланников польск. кор. Сигизмунда I с советниками московского вел. кн. Василия III Иоанновича о заключении мирного соглашения между Русским гос-вом и Польшей для совместной борьбы против Османской империи. Переговоры закончились безрезультатно. 2-е посольство Г. в Москву должно было способствовать превращению 5-летнего перемирия между Россией и Польшей, срок к-рого истекал в 1527 г., в вечный мир. Эта задача также не была выполнена, но перемирие было продлено на 6 лет. За дипломатические заслуги Г. получил баронский титул (1532).

http://pravenc.ru/text/164649.html

    Удивляюсь тем, кому дано не удивляться; тем, кто тут, в Сикстинской капелле, аккуратно рассматривает сперва нижний ярус, потом, ломая шею, плафон; потом, перестав ее ломать, алтарную стену. Приходится! Порядок правильный: в три приема создавалась роспись, с одинаковыми примерно промежутками — тридцать лет, и опять без малого тридцать лет. Так и я не раз смотрел, но с каким ворчливым усилием и настойчивым самообузданьем! Чуть подымешь голову к потолку, и уж не оторваться от него! А если оторвешься, глянешь пониже — чинные, терпеливо – повествовательные фрески Перуджино, Гирландайо, Боттичелли, хоть и много хорошего в них есть, покажутся ничтожными и ненужными, не говоря уже об изображениях канонизированных пап над ними… этих никогда, пожалуй, и не рассматривали, а те убиты. Жилось им тут неплохо, покуда над алтарем Божия Матерь Перуджино скромно поднималась из гроба к престолу сына, а потолок усеивали звезды, золотом по синему. Тридцать лет пожили, Бог с ними. Но Микеланджело спорит и с самим собой. Потолок архитектурно расчленен, и живопись с этим членением сочетает свое, ступенчатое, причем обрамленные поля разнятся и по форме, и по формату в соответствии с размером и удельным весом (степенью иллюзорной объемности) размещенных в них сюжетов или фигур. Алтарная же стена никак не расчленена, и огромная, сплошь из тел человеческих состоящая, безо всякой рамы композиция занимает ее всю. Нет стены, вместо нее — Страшный Суд. И это видение конца, если поддашься ты ему, зачеркнет начало, не позволит тебе вернуться к Сотворению Мира, к первым главам Книги Бытия, к предкам Спасителя, к пророкам и сивиллам. Два раза воля Микеланджело подверглась насилию, и два раза он ответил на него удесятеренной силы взрывом той же творческой воли. В 1508 году папа Юлий оторвал его от работы над им же заказанной гробницей, включавшей, по замыслу, сорок изваяний во весь рост, повелел ему променять резец на кисть; и он бежал было во Флоренцию, но вернулся, покорился. Двадцать восемь лет спустя Павел III Фарнезе снова его оторвал от все той же, так по-настоящему никогда и не законченной работы и заставил его приняться за Страшный Суд, который еще при жизни автора Павел IV Карафа приказал содрать со стены и отменил приказ, лишь уступая мольбам усердных и влиятельных заступников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Справедливо или нет это известие, очевидно, что военные действия 1507 года этим кончились. Весною следующего, 1508 года они возобновились с новою силою; Глинский волновал Русь, пустошил волости Слуцкие и Копыльские, овладел Туровом и Мозырем. Великий князь, уведомляя его, что посылает к нему на помощь полки под главным начальством князя Василия Ивановича Шемячича писал, чтоб он с этою помощию добывал ближайшие к себе города, а далеко с нею в королевскую землю не ходил, дело делал бы не спеша, пока подойдет другое, более многочисленное войско из Москвы. Глинский хотел, чтоб Шемячич помог ему овладеть Слуцком, который, как писал он к Василию, находился близко от его городов; пишут, что Глинскому хотелось овладеть Слуцком для того, чтоб жениться на его княгине Анастасии и тем получить право на Киев, которым прежде владели предки князей Слуцких. Но князю Шемячичу хотелось быть поближе к северу, откуда должны были подойти полки московские, и потому решено было идти под Минск, пустивши загоны в глубь Литвы, для того чтоб смутить землю и помешать сбору войска. Эти загоны были в осьми милях от Вильны, в четырех от Новгородка, заходили под самый Слоним. Две недели стоял Глинский с Шемячичем у Минска, дожидаясь вести о московских воеводах, но вести не было; это обстоятельство заставило их отступить от Минска и двинуться к Борисову. Отсюда Глинский писал к великому князю, чтоб смиловался не для его одного челобитья, но для собственной пользы и для пользы всего притесненного христианства, которое всю надежду полагает на Бога да на него; велел бы своим воеводам спешить к Минску, иначе братья и приятели его, Глинского, и все христианство придут в отчаяние, города и волости, занятые с помощью великокняжескою, подвергнутся опасности и самое благоприятное время будет упущено, ибо ратное дело делается летом. Но великий князь, извещая о движении воевод своих – князей Щени из Новгорода, Якова Захарьевича из Москвы и Григория Федоровича из Великих Лук, приказывал Шемячичу и Глинскому, чтоб они шли для соединения с ними в Орше.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

М., 1847. Ч. 5. С. 376-468; беседы: Homiliae 1-16, 18-24//PG. 31. Col. 164-482, 489-617; Homilia dicta in Lacisis. In sanctam Christi Generationem. Homilia adversus eos qui ... dicunt dici a nobis deos tres. De baptismo 1, 2//PG. 1437-1476, 1497-1508, 1513-1628; новые изд. отдельных бесед: Homélies sur la richesse/Ed. Y. Courtonne. P., 1935. P. 15-71; Aux jeunes gens sur la manière de tirer profit des lettres helléniques/Ed. F. Boulenger. P., 1935, 1965 r ; L " homélie de Basile de Césarée sur le mot «Observe-toi toi même»//Ed. S. Y. Rudberg. Stockholm, 1962; On the Value of Greek Literature/Ed. N. G. Wilson. L., 1975; Discorso ai giovani/Ed. M. Naldini. Firenze, 1990 2 ; Il battesimo/Ed. U. Neri. Brescia, 1976; Sur le bapt ê me/Ed. J. Ducatillon. P., 1989. (SC; 357) - Текст по U. Neri; рус. пер.: Беседы 1-16, 18-24//Творения. М., 1846, 1993 р . С. 1-273, 280-390; версии: лат.: Versio latina Rufini, homuliae 1-8//PG. 31. Col. 1723-1794; Une ancienne version latine inédite de deux homélies de saint Basile (E. Amand de Mendieta)//RBén. 194 7. Vol. 57. P. 61-70; копт.: De judicio extremo// Budge E. A. W . Coptic Homilies in the Dialect of Upper Egypt. L., 1910. P. 105-114, 248-257; ст.-слав.: ВМЧ. Дек. С. 2289-2301; рус. пер.: Св. Василий Великий . Гомилия на св. Рождество Христово/Пер. и коммент. А. Р. Фокина//Богосл. сб./ПСТБИ. 2000. 5. С. 104-117; неподлинные и сомнительные (dubia et spuria): In Barlaam martyrem. De Spiritu Sancto. De paenitentia. In illud: «Ne dederis somnum oculis tuis». De jejunio 3. De misericordia et judicio. Consolamoria ad aegrotum. De virginitate//PG. 31. Col. 484-489; 1429-1438; 1475-1488; 1497-1510; 1705-1722; De libero arbitrio (Prologus asceticus 9)//PG. 34. Col. 668-673; De paradiso//PG. 30. Col. 61-72, 1155-1156; De virginitate// Amand D., ed . Une curieuse hom é lie grecque in é dite sur la virginit é adress é e aux p è res de famille//RBen. 1953. Vol. 63. P. 35-69; De incarnatione Domini// Amand D., ed . Une homélie grecque inédite antinestorienne du cinquième siècle sur l " Incarnation du Seigneur//RBen.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Tam nihil est sine ipso quam nec sine se esse potest. Ipse sibi, ipse omnibus est, ac per hoc quodammodo solus ipse est, qui suum ipsius est et omnium esse» (Кто есть Бог? Тот, без Кого ничего нет. Без Него настолько ничего нет, насколько ничего нет без самого себя. Он есть для Себя и для всего, и потому в некотором смысле только Он есть, будучи бытием самого Себя и всего»). 314 Prol. in Op. propositionum: LW I. P. 42, n. 5 (только согласно E); OL II, pp. 21–22. – Возможно, Мейстер Экхарт черпает ссылки на элеатов из двух мест у Аристотеля (I Физ., 2, 184b; Мет., A, 5, 986b). Но в данном случае он указывает, как на источник этих ссылок, на Авиценну, посвятившего доктрине элеатов главу в своей Физике (=Sufficientia, lib. I, cap. 4), озаглавленную: De improbatione eorum que dixerunt Parmenides et Melissus de principiis essendi (Опровержение сказанного Парменидом и Мелиссом о началах бытия) (Venetiis 1508, f. 16ra, I. 36–16va, I. 4). 315 Quidditas — от quid est — «что есть [эта вещь]»; anitas — от an sit— «есть ли, существует ли [эта вещь]». Если термин «чтойность», передающий латинское quidditas, стал уже — с легкой руки А. Ф. Лосева — более или менее привычным для русского слуха, то термин «естьливость» кажется невразумительным и невозможным. Однако исходное слово «anitas» образовано в латинском языке по аналогичной модели: как искусственное абстрактное существительное от вопросительной частицы an (…ли?). Поэтому передать его по–русски иначе, нежели этим новообразованием, не представляется возможным. — Прим. перев. 316 Secundum adiacens — предикат двучленного экзистенциального высказывания (propositio de secundo adiacente). В этой функции глагол «быть» предстает как полноценный смысловой глагол, употребляемый в первичном значении актуального бытия. — Прим. перев. 317 Prol. in Op. prop., ibid., n. 3; OL II. P. 20, II. 19–22. 318 Exp. in Ex., LW II. P. 21, n. 15 (см. I. P. 99, в соответствии с манускриптом E): Secundo notandum quod li «sum» est praedicatum propositionis, cum ait: «ego sum».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Церковь-колокольня прп. Иоанна Лествичника. 1505–1508 гг. Реконструкция. Чертеж Е. М. Орловой Церковь-колокольня прп. Иоанна Лествичника. 1505–1508 гг. Реконструкция. Чертеж Е. М. Орловой Из летописного сообщения о завершении строительства 3 храмов в Кремле известно имя строителя колокольни итал. архит. Бона Фрязина («Того же лета (7016) совершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн Святый, иже под колоколы, и Иоанн Святый Предотечя у Боровитскых ворот, а мастер церквам Алевиз Новой, а колоколницы Бон Фрязин» - ПСРЛ. Т. 13. С. 10). О происхождении Бона Фрязина нет точных данных. В. Н. Лазарев допускал, что он, как и Алевиз Новый, был уроженцем Венеции ( Лазарев В. Н. Византийское и древнерус. искусство. М., 1978. С. 291). С. С. Подъяпольский считал, что Бон Фрязин мог быть одним из мастеров, приехавших в Москву с посольством Дмитрия Ралева и Митрофана Карачарова. О составе этой партии мастеров известно благодаря грамоте Менгли-Гирея вел. кн. Василию Иоанновичу. Из-за литовско-рус. войны посольство пыталось вернуться на Русь через Кафу (ныне Феодосия), пройдя по владениям союзника Московского вел. князя - хана Менгли-Гирея. Хан задержал посольство и использовал одного из мастеров - Алевиза, для строительства дворца в Бахчисарае (сохр. портал 1503 г.). Подъяпольский считал, что с этим посольством приехал не только Алевиз, единственный названный Менгли-Гиреем по имени, но и Бон Фрязин, Петр Френчюшко (послан в 1508 для строительства кремля в Н. Новгороде), Варфоломей (строил в 1508/09 Дорогобуж с мастером Мастробоном) и, что более гипотетично, мастер Иван (работал в Пскове в 1516/17) ( Подъяпольский. 2006. С. 267-268). Подъяпольский также предполагал, что мастер, названный в летописях Боном Фрязином, и мастер, названный в разрядных книгах Мастробаном или Мастобаном,- одно лицо (Там же. С. 268, 301). Если это так, то Бон Фрязин, как и др. итал. архитекторы, напр. Алевиз Фрязин, был одновременно и военным инженером (см. упоминание о Дорогобуже). Храм 1329 г. находился между Успенским и Архангельским соборами и не мог соответствовать по масштабу новым соборам, перестраиваемым итальянцами. Бон Фрязин поставил новую И. Л. ц. примерно по одной оси с предшествующим храмом, но отнес ее значительно дальше на восток, за линию апсид Успенского и Архангельского соборов. В результате образовалась площадь с трапециевидными очертаниями, главная ось которой проходила по центру главного тронного зала Грановитой палаты и И. Л. ц. Строительство новой церкви-колокольни внесло в организацию площади принцип регулярности и центричности ( Бондаренко И. А. Реконструкция Соборной площади Моск. Кремля в кон. XV - нач. XVI в. и творческий метод итал. мастеров//Архит. наследство. М., 1995. Вып. 38. С. 210-211) и стало этапом в формировании облика Кремля итал. мастерами.

http://pravenc.ru/text/577898.html

Ко времени правления Василия III Иоанновича относится активное каменное строительство в Москве, в первую очередь церковное, в т. ч. завершение начатого при Иоанне III формирования архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно с переездом Василия III Иоанновича в новый великокняжеский дворец в 1508 г. было закончено оформление Благовещенского собора – домовой церкви великокняжеской семьи: покрыт и позолочен верх, сделана внутренняя роспись (фрески выполнены Феодосием и Владимиром, сыновьями иконописца Дионисия), на иконы положены драгоценные оклады из золота, серебра и бисера. К 1508 г. итал. архитектор Алевиз Новый закончил строительство Архангельского собора – родовой усыпальницы моск. великокняжеской семьи (постройка начата в 1506) и воздвиг ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1508 г. др. итал. мастер – Бон Фрязин построил храм-башню Иван Великий «под колоколы». 1514-й год был ознаменован заложением по велению Василия III Иоанновича более 10 каменных храмов в Москве, строительством которых занимался Алевиз Новый. После взятия Смоленска в 1514 г. великий князь дал обет основать монастырь, в 1524 г. началось строительство Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря в Москве, завершенное в 1525 г. Итал. мастера принимали участие в возведении каменного собора Рождества Богородицы (1513) и столпообразной церкви-колокольни в Александровой слободе (10-е гг. XVI в.), ставшей загородной резиденцией Василия III Иоанновича Ряд каменных храмов в Москве был сооружен по повелению великого князя в 1527 г.: в честь Преображения на великокняжеском дворе, во имя св. вмч. Георгия у Фроловских ворот, во имя св. князей Бориса и Глеба на Арбате. Внешняя политика Внешняя политика Василия III Иоанновича развивалась в тех же основных направлениях, которые были выработаны при его отце. В отношениях с Великим княжеством Литовским главной целью оставалось возвращение русских, укр., белорусских земель с православным населением. На протяжении большей части правления Василия III Иоанновича продолжалась русско-литовская война, начавшаяся в кон. XV в. (войны 1493–1494 и 1500–1503, в ходе которых к России при Иоанне III были присоединены значительные территории). В начале княжения В. И.– в 1507–1508 гг. военные действия были не столь успешными, как в предшествующее правление, им предшествовала неудачная попытка Василия III Иоанновича занять освободившийся литовский престол. В ходе военных действий 1512–1522 гг. русского войска взяли Смоленск (присоединение его к России зафиксировано в русско-литовского соглашении 1522 г.), были сделаны неудачные попытки взять Полоцк, др. города.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010