«А ныне ново силу учинил Руси, чего напредь того при его отце и при его предках не бывало: колько велел поставляти божниц римского закону в русских городех, да жены от мужов и детей от отцов животы отнимаючи силою покрещают в римский закон». 100 Не перенося таких стеснений в вере, многие знатнейшее литовско-русские люди перешли под власть московского государя. В 1500 г. перешел в подданство Иоанна князь Бельский Симеон Иванович; за ним последовали князь Можайский Симеон Иванович, князья Трубчевские, Мосальские, Хотетовские, бояре Мценские и Серпейские. 101 Король требовал возвращения беглецов: но Иоанн отказался выдать их. Посол Александра, Мышковский, изъяснял, что Елену не принуждают к принятию латинства и не требуют, чтобы она перекрестилась в римскую веру, а только чтобы «ее милость отцу папе послушенство вчинила. И не токмо ее милости и всем греческого закона, кто бы хотел послушенство вчинити, тогда крещения не надобе, а закон свой греческий имают держати по уставу своей греческой церкви. 102 Собранный папой собор кардиналов также согласился «ижь не есть потреба не только самую королеву ее милость, але и всей Руси снову крестить, только бы имела учинить стольцу апостольскому послушенство, подле флоренского сбору, а жити в обычаю грецком, а попы грецкие имети под послушенством». 103 Последние Ягеллоны. Сигизмунд Старый и Сигизмунд II Август. – Александру не долго довелось быть королем польским. Он скончался в 1506 г. в Вильне, на 45 году жизни. Перед смертью он вызвал в Литву брата своего Сигизмунда Казимировича, князя опавского и глоговского, которого литовцы, после погребения Александра, и провозгласили своим великим князем. Вслед затем и поляки избрали его на престол польского королевства. Царствование его (1506 – 1548) и сына его Сигизмунда II Августа (1548–1572) обнимает почти три четверти XVI столетия. Они были последними из Ягеллонов на польском престоле. С ними прекратилась династия Гедиминовичей на престоле Пястов. Сигизмунд I, или, как называли его, Старый, был государь мудрый, уважаемый в Европе. Ему довелось управлять соединенными государствами в то время, когда новые идеи и взгляды, возникшие вместе с реформацией и частью порожденные ею, волновали всю Европу, отозвавшись самым сильным образом на строе понятий в Польше и Литве. Строгий и консервативный король не мог ни устранить, ни сдержать этого наплыва новых идей, тем более, что главными проводниками их были лица, близкие ко двору, составлявшие свиту короля и супруги его, королевы Боны: но он не потерял равновесия в виду этой новой силы, не сделался ни гонителем нововеров, ни их покровителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Лютер добился того, к чему стремился, внушив ненависть к папе пятнадцати или двадцати поколениям людей, навсегда отвратив их взор от монашества, уничтожив в их глазах таинство рукоположения и мессу. И все это он сделал только потому, что папа отлучил его от Церкви, потому, что он чувствовал себя несчастным, приняв постриг, потому, что он испугался, принимая Причастие. Ценой своей ужасной мести он действительно достиг величия в глазах тех, кто эту месть с ним разделил, и величие его выглядело тем внушительнее, что таковых оказалось немало. Но все-таки мы не можем поставить точку, не задавшись последним вопросом: что стало бы с Германией, если бы Лютер обратил свои таланты не на отрицание, а на утверждение добрых дел, на защиту монашеской бедности, на восхваление добровольного смирения, на доказательство того, что с помощью Божьей можно справиться с любым искушением? Что стало бы с Германией и что стало бы с Мартином Лютером? Хроника жизни Мартина Лютера и даты выхода в свет его основных трудов 39 1483 (1484?), 10 ноября – в Эйслебене (Саксония) родился Мартин Лютер. 1497– 1498 – учеба в школе лоллардов в Магдебурге. 1498 – Мартин Лютер поступает в школу святого Георгия в Эйзенахе. 1501 – 1505 – годы учебы в Эрфуртском университете. 1505 –1506 – Мартин Лютер поступает послушником в монастырь августинцев (Эрфурт). 1506 –принятие монашеского обета. 1507 – рукоположение в священнический сан. 1508 –брат Мартин перебирается в Виггенбергекий монастырь и одновременно поступает на богословский факультет Виггенбергского университета. 1510– 1511 – пешее путешествие в Рим. 1512, 19 октября – Мартин Лютер получает степень доктора богословия. 1514 –«Диктанты по Псалтири». 1515 –отца Мартина избирают викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев. 1516 –«Комментарий к Посланию к Римлянам». 1517 –«Комментарий к Посланию к Евреям». 31 октября – отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях. 1518 –«Комментарий к Посланию к Галатам».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

342 Потир – греческое название сосуда, в виде чаши на высокой ножке, употребляемого во время литургии для вознесения святых даров. 343 Это чудо, с небольшими разночтениями входящее и в состав Жития Иосифа Волоцкого редакции Саввы (ВМЧ. Сентябрь. 1–13. СПб., 1868. Стлб. 475), близко к распространенным в средневековье христианским легендам о спасении святыни от поругания. О традиционных мотивах этого рассказа Патерика и литературных параллелях к нему см. подробнее: Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. 1–5. Варшава, 1902. С. 148–159. Чудо о попе-еретике имеет под собой реальную историческую основу: «жидовствующие» не отрицали евхаристии, но пытались реформировать это понятие, видя в хлебе и вине только символы, а не подлинные тело и кровь Христа. 344 Вассиан Санин (ум. 1515), архиепископ Ростовский, писатель, брат Иосифа Волоцкого , родился в середине 40-х годов XV в., в начале 60-х годов постригся, как и его брат, в Пафнутьево-Боровском монастыре. Поддерживал Иосифа, выступавшего за введение в монастыре строгого общежительного устава, однако, по мнению Я.С. Лурье, не ушел вместе с братом на Волок, что привело к «разлучению» между ними, о чем Иосиф упоминает в Послании к Вассиану Санину. С 1502 по 1506 г. Вассиан – архимандрит московского Симонова монастыря, где какое-то время жил Досифей Топорков. Переход Досифея от Иосифа в Симонов монастырь был, видимо, связан не только с «немощью» или существованием внутренних разногласий в иосифлянской среде, но и с потребностями общего с Вассианом литературного дела. В Житии Пафнутия Боровского, созданном Вассианом, и в Волоколамском патерике Досифея Топоркова много «общих мест». В Симоновом монастыре произошло сближение Досифея Топоркова и Вассиана Патрикеева. Идейный противник Досифея, свидетельствовавшего против него на соборе 1531 г., обвиняя в ереси, Вассиан Патрикеев тем не менее вспоминал о нем как о «старце великом, добром». Таким образом, иосифлянскую ориентацию Симонов монастырь сохранил и после ухода из него Вассиана Санина, который в 1506 г. стал архиепископом Ростовским. В 1509 г., во многом благодаря хлопотам Вассиана, с Иосифа Волоцкого было снято отлучение от церкви, наложенное новгородским архиепископом Серапионом. Вассиан Санин умер в Москве, похоронен в кафедральном соборе Ростова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К ранним работам Льяноса также причисляют «Алтарь Сфорца» (1494, Пинакотека Брера, Милан). Переехав в Валенсию, Льянос в июле 1506 г. получил заказ на создание «Ретабло святых врачей» (сохр. нижняя пределла, Музей собора, Валенсия). В документах на оплату впервые упоминается имя его партнера Яньеса (предположительно до 1506 г. он посетил Флоренцию и был связан с кругом Филиппино Липпи). Действие на пределле («Оплакивание») разворачивается на фоне пейзажа, наполненного светом и воздухом. В то же время фигуры в сцене «Оплакивания» написаны в др. манере и, вероятно, выполнены Яньесом. В 1507-1510 гг. Фернандос пишут по заказу капитула собора 12 сцен из жизни Богоматери для боковых створок главного алтаря собора Валенсии: «Встреча Иоакима и Анны», «Рождество Марии», «Введение во храм», «Встреча Марии и Елисаветы», «Поклонение пастухов», «Поклонение волхвов», «Сретение», «Отдых на пути в Египет», «Воскресение Христа», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Марии». Во время работы над алтарем художественные стили мастеров максимально сблизились, что затрудняет атрибуцию авторства сцен. Под влиянием своего партнера Яньес отказался от жесткой линейной проработки фигур и драпировок, усложнил композиционные решения, добился соотнесения человеческих фигур с пейзажем или архитектурой на дальнем плане. Льянос без сомнения обладал большим техническим мастерством, но его стилю не была свойственна монументальность, которую он обрел в работе над алтарем также благодаря соавтору. Художник упростил композиционные решения, располагая действие на 1-м плане, в его гамме появились сочные локальные цвета, прекрасно воспринимаемые на большом расстоянии. Вместе с тем он сохранил мягкость светотеневых переходов и воздушную атмосферу, пластичность персонажей и тонкую проработку ликов. Вмц. Екатерина. Между 1510 и 1516 гг. Худож. Фернандо Яньес де ла Альмедина (Прадо, Мадрид) Вмц. Екатерина. Между 1510 и 1516 гг. Худож. Фернандо Яньес де ла Альмедина (Прадо, Мадрид) Значение главного алтаря собора Валенсии состояло в том, что он не только стал первым живописным памятником Высокого Возрождения в И., но и своеобразной энциклопедией живописи для последующих мастеров.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

7 . Минатюрное евангелие. Нисано на бумаге церковно-строчным алфавитом и интересно тем, что имеет длина 1 вершок, а ширины ¾ вершка. Единственная запись его в конце евангелия Луки гласит, что писцом его был «царского двора деканоз или протоиерей Иоаким сын Давида». Здесь кстати заметить, что в Кутаисе находится в доме любителя древней грузинской письменности генерал-майора кн. Георгия Абашидзе несколько крошечных манускриптов, в разноцветных каймах по листам, с раскрашенными миниатюрами на золотом фоне безукоризненной работы. Из числа их обращает на себя внимание пергаментное евангиеле, немного меньше кацхского, в 4 ½ х 3 сантиметра, писанное красивым церковно-строчным алфавитом, который читается неиначе как при помощи лупы. Оно, судя по припискам, переписано «грешным Димитрием 14 июля короникона 194–1506 г. для патрона или господина Манучара, при крещении получившего имя Шалвы», и составляло в последнее время «собственность имеретинской царицы Марии Кациевны». Оно имеет переплет русский. Неизвестно, кто такой упоминаемый Манучар. Если он из атабегов Самцхе – имя обыкновенное в их доме, – то таковой под годом 1506 не встречается. Что же касается Марии Кациевны, то она, конечно, дочь дадиани Кации, вышедшая в 1791 г. за имеретинского царя Соломона II, выехавшая в 1811 г. в Россию и умершая в 1841 г. в Санкт-Петербурге (H. de la G., II, 1 livr., 644). 8 . Четвероевангелие. Четвероевангиеле это в серебро-золоченном окладе с грубыми на нем рельефными ликами. Миниатюры евангелистов с славянскими приписками очень хорошей работы. Никаких в тексте приписок, кроме следующей в конце книги, сделанной алфавитом Мхедрули: «Мы, царь царей Вахтанг, потеряв в сражении с неверными 10 октября 1723 г. Свимона Абашидзе, человка именитого, за брата нашего нами признаваемого, сына и брата преславного владетеля, убитого за веру и за нас, и тем причинившего нам глубокое горе, жертвуем, в прощении его грехов, святое, нами украшенное, евангелие усыпальнице его Кацху» Надпись эта сдеана Вахтангом VI с собственноручной вязной припиской «Вахтанг», встречаемой и в других актах его. Свимон Абашидзе был братом Вахушту Абашидзе, за которым была родная дочь Вахтанга Анука, в молодости даже проживал он в их доме и потому-то называет Симона своим братом. Грузинская хроника сохранила нам рассказ о сражении Вахтанга с турками и лезгинани в Карталини, имевшем последствием смерть Свимона и поражение Грузии. Событие это дфйствительно случилось в 1721 г., вслед за которым Карталиния была занята турками и сам Вахтанг вынужден был выехать в 1724 г. навсегда в Россию (H. de la G., II, 1 livr.,124, 298, 402).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Можайские пределы Русского государства были известны не только в связи с именем подвизавшегося здесь преподобного Ферапонта. Вскоре после его кончины недалеко от Можайска явилась Колонская чудотворная икона Божией Матери. При перенесении в Москву она была торжественно встречена Митрополитом Фотием, а после ее возвращения уже упомянутый можайский князь Андрей воздвиг на месте явления иконы Колонский Успенский монастырь 573 . Издревле почиталось в Можайске и резное изображение святителя Николая Можайского 574 . Точных сведений о том, кто был преемником преподобного Ферапонта, в монастыре не сохранилось, но в актах упоминается о настоятельстве здесь в середине XV века архимандрита Кассиана 575 , а под 1506 годом – Макария I 576 . Таким образом, в 1523 году настоятелем обители был поставлен Макарий II. Можайский период – самый короткий в жизни Митрополита Макария. Его попытался осветить Лужецкий настоятель прошлого века архимандрит Дионисий (Виноградов) 577 , однако он исходил из неверного положения о том, что Святитель настоятельствовал в монастыре двадцать лет 578 – с 1506 по 1526 год, тогда как в действительности он пробыл здесь всего три года, о чем узнаем из известия Хронографа 1599 года 579 . Впрочем, сокращение времени его пребывания в Можайске практически не отразилось на источниковедческой базе. Сохранились сведения и об отношении к Святителю великого князя Василия III. Псковский летописец, сообщая под 1526 годом об архиерейской хиротонии святителя Макария, отмечает: «Князь же великий любляше его зело» 580 . Это позволяет думать, что они могли видеться и познакомиться еще ранее. Из летописных сообщений можно предположить, когда это могло произойти. В 1513 году «июня в 14 день поиде князь велики Василей Иванович всеа Русии с Москвы в Боровск, а из Боровска поиде князь велики к Смоленску» 581 . В 1523 году Боровский инок назначается настоятелем Лужецкого монастыря в Можайске, опорном пункте борьбы с Литвой. А два года спустя «ездил князь велики Василей с великою княгинею в объезд на Волок и в Можаеск» 582 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Великое славословие и отпуст. НА ЛИТУРГИИ СЛУЖБА СВЯТИТЕЛЬСКАЯ Молитва О великий святителю Божий отче Серапионе! Вонми моей слабой молитве, и предстани за мя, грешнаго и убогаго, пред Господем, и испроси твоими усердными молитвами множеству грехов моих прощение, да, получив помощь твою, поживу во исправление жития моего. Ты, яко исполненный живою струею от Приснотекущаго Источника воды живота вечнаго – Христа Иисуса, ороси сердце мое и возбуди желание любви моея ко Господу, да путь маловременнаго жития поживу в поучении заповедей Его и в покаянии сердечнем. И, охраняемь твоими теплыми за мя молитвами, улучу от благосердаго Спаса Господа нашего Иисуса Христа благовременную в нуждах помощь и непостыдный христианский конец живота моего, прославляя Его со всеми, от века благоугодившими Ему, во веки веков. Аминь. Святитель Серапион, архиепископ Новгородский Святитель Серапион, архиепископ Новгородский, родился в подмосковном селе Пехерке. В семилетнем возрасте был отдан учиться грамоте, «дабы обрести бисер разума». С юных лет желал уйти из мира, но по воле родителей вступил в брак и принял священство. Вскоре умерла жена, а затем и родители святого. Он раздал все имение бедным и принял постриг в Дубенском Успенском монастыре. В 1495 году святой Серапион перешел в Троице-Сергиев монастырь и возведен в сан игумена. После кончины новгородского архимандрита Геннадия (нареченного епископа) святитель Серапион был возведен 15 января 1506 года на новгородскую архиепископскую кафедру. В феврале 1506 года прибыл он в Новгород, а осенью в городе открылся мор. В том же году, по свидетельству новгородских летописцев, «бысть пожар зол». Пожар прекратился по слезным молитвам святителя Серапиона, когда он вышел с крестным ходом на улицы города. В 1509 году святитель был лишен епископской кафедры. Это произошло по недоразумению, из-за спора с преподобным Иосифом Волоцким . Святитель Серапион подверг преподобного Иосифа церковному запрещению за то, что он без его ведения вышел из Новгородской епархии. Недоразумение было использовано недоброжелателями, и святителя Серапиона заключили в 1508 году в Московский Андрониковский монастырь, где он перенес много страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Московские государи не оставляли П. О. м. вниманием. С 1488/89 до 1677 г. насчитывается 11 жалованных грамот вел. князей и царей. В 1488/89 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич пожаловал П. О. м. земли в Комельской и Обнорской волостях: леса на 8 верст в длину и на 3 - в ширину и пашни к волоку Лежскому на 4 версты, а также деревни Вантиево, Кебас, Половоз и сельцо Зыбалово - и освобождение их от податей. В грамоте содержалась санкция «ведати и судити своих людей и крестьян игумену з братьею самим во всем или кому прикажут». Упомянутый при этом игум. Никон 1 мая 1502 г. был хиротонисан во епископа Коломенского, но через 2 года удалился на покой в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Эту грамоту подтверждали вел. кн. Василий III (1506, игум. Евстратию) и его преемники. Вологодский кн. Андрей Васильевич Меньшой, брат вел. кн. Иоанна III, пожаловал обители рыбные ловли на истоке Вексе (в устье р. Вологды) и на р. Сухоне, что подтвердили вел. кн. Иоанн III, 28 февр. 1607 г. царь Василий Иоаннович Шуйский игум. Филарету, 14 февр. 1614 г. царь Михаил Феодорович игум. Памве, 15 мая 1625 г. царь Михаил Феодорович и патриарх Московский и всея Руси Филарет (Романов) игум. Алимпию и в 1646 г. царь Алексей Михайлович . Пятым февраля 1506 г. датирована жалованная двусрочная грамота вел. кн. Василия III игум. Алексию (подтверждена 7 мая 1551 царем Иоанном IV). В 1533 г. вел. кн. Василий III подписал «пашенный перемер» между Павловым и Корнилиевым мон-рями. 25 апр. 1538 г. составлена жалованная грамота вел. кн. Иоанна IV игум. Протасию на вотчины в Костромском и Вологодском уездах (подтверждена 5 янв. 1546). Причина выдачи этой грамоты - разорение монастырских вотчин казанскими татарами. Монастырские крестьяне были освобождены на 4 года от уплаты дани, ямских денег и от «посошной службы». По великокняжеской грамоте, датированной 5 июня 1541 (1542?) г., на монастырское с. Козлятево были выменены деревни Дор, Ермолино, Кокорево, Звягино, Филино. Жалованной грамотой от 11 февр. 1546 г. игум. Протасию вел. кн. Иоанн IV присоединил к монастырским землям с. Скалино и подтвердил право собственности обители на с. Инжевор и др. бывш. владения князей С. А. Шелешпанского и И. В. Угольского в Вологодском, Костромском и Белозерском уездах (подтверждения царя Иоанна IV 12 сент. 1550, царя Феодора Иоанновича 20 окт. 1584, царя Бориса Феодоровича Годунова и царевича Феодора Борисовича 1 марта 1599, царя Василия Иоанновича Шуйского 28 февр. 1607, царя Михаила Феодоровича 1 янв. 1615, его же и патриарха Филарета 15 мая 1625).

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Рассмотрев все эти представления, собор постановил: чтобы святые обители по-прежнему держали свои стяжания, ради утешения убогих и недужных, которые обретают в них упокоение, чтобы самые иноки могли свободно предаваться молитве или проходить различные послушания, иногда весьма трудные, и чтобы служба Божия совершалась с должным благолепием. Вообще, положено было на соборе держаться прежних преданий церковных, не мудрствуя паче, нежели сколько подобает, по слову Апостола. Хотящим же истинно спастись и любителям безмолвия не могут воспрепятствовать в том стяжания церковные. Блаж. Серапион явил на сем соборе великое свое благоразумие, рассуждая чтó к лучшему и чтó может послужить на пользу, по собственному опыту и жития отшельнического, и управления монастырем. «В сих совопрошениях, сказано в житии препод. Иосифа, Троицкий Сергиева монастыря игумен Серапион да Иосиф разумне и добре расчиняху лучшая к лучшим, смотря обоюду пользующая» 164 . Вскоре после этого великий князь Иоанн Васильевич, передавая управление государством сыну своему Василию, указал на Серапиона, как достойного занять святительскую кафедру св. Софии в Велик. Новгороде, которая более двух лет сиротствовала после удаления св. архиепископа Геннадия, заточенного в Чудове монастыре. После кончины Иоанновой, Серапион единогласно был избран и посвящен собором архипастырей в архиепископа Новгороду, 15-го января 1506 года 165 . Это возведение Серапиона на высокую степень власти было для него призывом к самым тяжким скорбям. С любовью он был принят в Новгороде и начал пасти вверенное ему стадо по заповедям Божиим, просияв не только добродетелями, но и чудесами еще при жизни. Не более трех лет продолжалось его святительство, в продолжении которых Новгород постигли одно за другим два страшных бедствия. В феврале прибыл святитель в Новгород, а осенью открылся мор. Тоже бедствие возобновлялось и в следующие два года, также осенью. Смертоносная язва обнаруживалась железою и похитила в Новгороде множество народа. В одну последнюю осень померло в Новгороде от язвы 15,396 человек, «В лето 7016 (1508 г.), говорит летописец, бысть мор в Великом Новеграде: помре железою по три осени и в последнюю осень людей 15,396 человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

36 За весь период от основания монастыря до второй четверти XVII века нам известен только один случай продажи Кирилловым монастырем своей земли: «князь Давид Хромой дал в Кириллов монастырь село Однолетово, и то село продали, а взяли на нем (по словам «Вкладной книги») 160 рублев» (Рукоп. Кир библ. 78–1317, л. 83. – В запродажной цена селу указана в 200 руб. – А. Юр., 80, стр. 122–123). Чаще бывали случаи выкупа земель родственниками вкладчиков. Так Иван Федорович Наумов дал вкладу в Кириллов монастырь при игумене Афанасие за село Карповское с деревнями (Углицкого уезда) 120 рублей (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 87 и об.), Михаил Никитин Юрьев дал 22 рубля 18 алтын за вотчину село Лычово (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 89 об.) и т. п. (Другие примеры указаны в приложениях, где см. также и о случае отказа от вклада при игумене Серапионе). – Продавая сделанные на городских дворах своих постройки, кирилловская братия обыкновенно уступала их без земли. (О таких сделках сохранилось несколько указаний. В купчей от декабря 1559 года, упоминается повалуша «против Николы» в Золотице, доставшаяся Ивану Никитину сыну Сидорова «з делу от братьи Кирилловской», но «без земли», Рукоп. Имп. Публ. библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 966–967. – О хоромах, купленных у старца Кириллова монастыря Вассиана Поряднина также без земли, см. в купчей 2 июня 1555 года, Рукоп. Имп. Публ. библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 850–851 и т. п). Менее прочно Кириллов монастырь закреплял за собою на север каждый приобретенный «соляной участок», (Сравн. Рукоп. Имп. Публ. библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 473–476). – Стоглав неотчуждаемость монастырских вотчин признал общим правилом (Стоглав, изд. 1890, М., 335). 38 Рукоп. Соф. библ. 1451, л 99–102; Летоп. русск. литер. и древн., т. V, М. 1863, стр. 140; Преосв. Макария, Истор. Русск. церкви, т. VIII, СПБ. 1874, стр. 154: ср. А. Павлов, Ист. очерк секул. церк. земель в России, Одесса. 1871, стр. 66 к след. 41 Остановка роста монастырской вотчины, совпавшая с концом XV и началом XVI века, конечно, зависела отчасти и от направления политики тогдашнего правительства, после присоединения Белаозера к Москве. Как видно из слов приговора 11 май 1551 года, во время великих князей Иоанна Васильевича и Василия Ивановича действовало постановление, в силу которого «во Тфери, в Микулине, в Торжку, в Оболенску, на Белеозере, на Рязани, мимо тех городов людей иных городов людем вотчин не продавали и по душам в монастыри без докладу не давали» (А. Э., I, 227, стр. 219). Княжения Иоанна Васильевича и Василья Ивановича обнимали время с 1462 по 1506 и с 1506 по 1534.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010