Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАПИТО [также Капитон; лат. Capito; наст. фам. Кёпфель] Вольфганг Фабриций (ок. 1480, Хагенау (ныне Агно), близ Страсбурга - 4.11.1541, Страсбург), нем. гуманист, богослов, проповедник, один из ведущих деятелей нем. и швейцар. Реформации . Отец К. был состоятельным кузнецом. Первое документальное свидетельство о жизни К. относится к 1501 г., когда он поступил в Ингольштадтский ун-т на фак-т искусств (см. ст. Artes liberales ). В 1504/05 г. К. обучался в Гейдельбергском ун-те; затем - во Фрайбургском ун-те, где в 1506 г. получил степень магистра искусств. Следующие 3 года он провел в Страсбурге, работая корректором в типографии Генриха Грана; в это время он заинтересовался идеями гуманизма ( Kittelson. 1975. P. 13-15). В. Ф. Капито. Гравюра. XVI в. В. Ф. Капито. Гравюра. XVI в. В 1509 г. К. вернулся во Фрайбург, начал преподавать на фак-те искусств и обучаться на теологическом фак-те. Вскоре он был рукоположен во пресвитера; в его ординации участвовал Иоганн Экк (1486-1543), впосл. ставший непримиримым оппонентом протестантов. К. читал лекции на фак-те искусств, в т. ч. по сочинениям Иоанна Дунса Скота († 1308) и Уильяма Оккама († 1349), следуя т. н. via moderna в схоластике , и на теологическом фак-те по книгам ВЗ и НЗ (Ibid. P. 15). В 1512 г. К. получил степень лиценциата теологии; в том же году он был назначен экстраординарным профессором теологии с соответствующим должности жалованьем (Ibid. P. 16). Однако вскоре К. принял более выгодное с финансовой т. зр. предложение еп. Шпайерского Филиппа фон Розенберга (1504-1513): он был каноником и проповедником в монастыре бенедиктинцев в Брухзале, где провел 3 года. В это время К. начал изучать древнеевр. язык; впосл. он стал одним из лучших гебраистов Германии, им был создан ставший весьма популярным в Европе учебник древнеевр. языка (Hebraicarum institutionum libri duo, 1518). В 1515 г. еп. Базеля Кристоф фон Утенхайм (1502-1527) пригласил К. на должности проповедника в кафедральном соборе города и профессора теологии в ун-те. 3 июля 1515 г. К. получил степень доктора теологии во Фрайбургском ун-те и вскоре начал преподавать ВЗ на теологическом фак-те Базельского ун-та ( Kittelson. 1975. P. 25). В Базеле К. стал участником кружка гуманистов, в который входили Иоганн Эколампадий (1482-1531), Конрад Пелликан (1478-1556), Беат Ренан (1485-1547) и др. К. был знаком с жившим в Базеле Эразмом Роттердамским (1469-1536) и помогал ему в подготовке 1-го греч. издания НЗ (Novum Instrumentum omne. Basileae, 1516). Эразм в переписке отмечал хорошее знание К. древних языков, благодаря чему К. стал широко известен в Европе как ученый-гуманист. После выхода издания Эразма К. защищал его от нападок противников, в т. ч. возражая на критику архиеп. Йоркского Эдуарда Ли († 1544).

http://pravenc.ru/text/1470323.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХМАД ИБРАХИМ АЛЬ-ГАЗИ [Араб.      ] (1506-1543), имам, предводитель джихада на Африканском Роге в 1-й пол. XVI в. Выходец из небогатого рода землевладельческой знати Харарского султаната (территория совр. Судана и Эфиопии), А. И. Г. с юных лет оказался вовлеченным в междоусобную борьбу на родине. С упадком торговли на Красном м. падало и значение местных султанов, в то же время росло значение т. н. эмиров, почти независимых мусульм. военачальников, под знаменем джихада водивших воинственную молодежь в набеги на богатое христ. пограничье. Молодой и талантливый А. И. Г. быстро выдвинулся в первые ряды таких предводителей, но его планы не ограничивались грабительскими набегами. Его целью было «завоевание Абиссинии», т. е. уничтожение эфиоп. христ. царства и создание на его месте идеального теократического мусульм. гос-ва. А. И. Г., скоро ставший известным по всему Африканскому Рогу под прозвищем Грань (амхар.  ; букв.- левша), принял титул «имам правоверных» и со своими сподвижниками начал планомерное завоевание всей Эфиопии. За 15 лет ему удалось сломить сопротивление армии христ. царя. Но слабостью почти уже созданного мусульм. гос-ва оказалось отсутствие адм. аппарата. Подчиненные имаму эмиры успешно громили христ. военачальников, но их «управление» завоеванными областями сводилось к безудержному грабежу населения и продаже его в рабство. За этим неизбежно последовали крушение джихада и дальнейшая христ. «реконкиста». В конце правления А. И. Г. эфиоп. царь Лебна-Денгель , спасаясь от мусульман, обратился за помощью к португ. вице-королю Индии; уже после смерти Лебна-Денгеля, 9 июля 1541 г., 400 португальцев под предводительством дона Криштобала да Гамы , младшего сына мореплавателя Васко да Гамы, высадились на Африканском побережье Красного м. Они отправились на поиски сына Лебна-Денгеля, царевича Галавдевоса (Клавдия), возглавившего силы сопротивления, по пути громя мусульм. отряды. В одной из битв раненый дон Криштобал да Гама попал в руки А. И. Г., к-рый велел казнить его после жестоких пыток (авг. 1542). Уцелевшие португальцы поклялись отомстить за дона Криштобала, и 22 февр. 1543 г., во время битвы, А. И. Г. был убит португальцами, а его войско разбежалось. Лит.: Basset R. Histoire de la conquête de l " Abyssinie (XVI siècle) par Chihab ed-Din Ahmad ben (?)lsquo;Abd el-Qaader surnommé Arab-Faqih. P., 1897; Castanhoso M. The Portuguese Expedition to Abyssinia/Transl. and ed. by R. S. Whiteway. L., 1902;                    1966; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 210-237. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77200.html

XVII в. совпадало с предыдущим делением правосл. епархии на наместничества. В 1564-1589 гг. в П. е. насчитывалось 565 сельских и 42 городских прихода, из них в Перемышльской земле - 380 сельских и 24 городские общины, в Саноцкой земле - 185 сельских и 18 городских приходов. В 1694 г. епархия имела 1120 приходов с населением 100 тыс. чел., в т. ч. 3 тыс. шляхтичей ( Bendza. 1982. S. 102). Наибольшее количество действовавших церквей было в Перемышле. В древнейший период в городе были построены церковь-ротонда во имя свт. Николая и собор св. Иоанна Крестителя. В XVI - нач. XVII в. действовало ок. 20 храмов: собор в честь Рождества св. Иоанна Крестителя (построен в 1543 вместо сгоревшей церкви, сведения о к-рой относятся к 1500-1535), св. Иоанна Крестителя во Владыче (известен по неск. привилеям XVI в.), Спаса-Преображения, св. Илии на Гарбарах над р. Сан, Рождества Господня над Саном, Пречистой Богородицы, монастырская в честь Собора Пречистой Богородицы (известна с 1543), св. Лаврентия, Богоявленская, Св. Троицы (все - в Засанье), свт. Николая Чудотворца (возможно, в предместье Подгорье), кладбищенская ц. Благовещения Пресв. Богородицы, монастырская ц. Св. Троицы по ул. Добромильской (известна с 1611), св. Петра (позднее костел иезуитов), св. Георгия (Юра) на Гарбарах, Рождества Пресв. Богородицы на Болони, арх. Михаила на Подзамче, Кучиновская (Начановская) на левой стороне дороги к Ярославу за Саном, неизвестного посвящения на Подзамче, монастырская на Вильче ( Никоровыч. 1879. С. 28-49). В краю имелись церковные школы для обучения чтению и письму. О нехватке образованных людей среди духовенства, в т. ч. высшего, писали полемисты в кон. XVI - нач. XVII в. В XVI в. на Перемышльской кафедре сменилось 8 епископов. Еп. Антоний (упом. в 1506-1519) отстаивал интересы православных; собирал епархиальные съезды с участием духовенства, шляхтичей и горожан; игнорировал запрет на колокольный звон в правосл. храмах; несмотря на запрещения, совершал крестные ходы; боролся против латинизации паствы, подсудности правосл. духовенства католич. епископу. Еп. Антоний присутствовал на Соборе Киевской митрополии в Вильно (25 дек. 1509 - 18 янв. 1510), созванном митр. Иосифом II (Солтаном) . В номинационной королевской грамоте 1528 г. на Перемышльскую кафедру Лаврентию (Терлецкому) говорится о поддержке его кандидатуры перемышльской шляхтой «русского обряда». В 1535 г. еп. Лаврентий получил королевское распоряжение ввести в должность наместника Галицкой епархии львовского мещанина Макария Тучапского , получившего благословение Киевского митрополита . Еп. Лаврентий присутствовал на Соборе во Львове в 1539 г., созванном Львовским еп. Макарием. При еп. Лаврентии, пользовавшемся уважением паствы, в 1543 г. в Перемышле было построено каменное здание кафедрального Иоанно-Предтеченского собора взамен сгоревшей церкви.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

и лат. классиков и философов. Он также встречался с гуманистом Джироламо Дона (Донати; ок. 1457-1511), который перевел на латынь мн. тексты комментаторов Аристотеля, а также извлечения из «Ареопагитик» и трактата «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина . Возможно, под влиянием бесед с ним Л. д " Э. решил подготовить собственный полный перевод «Точного изложения...». Последний раз Л. д " Э. посетил Италию осенью 1507 г. в составе посольства, отправленного франц. кор. Людовиком XII (1498-1515) к папе Римскому Юлию II (1503-1513). Во время этой поездки он познакомился с генеральным приором ордена августинцев-еремитов Эджидио да Витербо (ок. 1469-1532), который долгие годы занимался исследованием евр. каббалистики и перевел на лат. язык мн. сочинения евр. теологов и теософов. Л. д " Э. также удалось изучить в б-ке Ватикана рукопись с сочинениями Николая Кузанского; вскоре после этого у Л. д " Э. возник замысел издать собрание его философских и богословских произведений (см.: Carri è re. 1947. P. 115-117). С нач. 90-х гг. XV в. Л. д " Э. совмещал преподавание в ун-те с интенсивной издательской деятельностью; многие опубликованные им сочинения были по тематике тесно связаны с традиц. университетскими курсами, а также с достижениями гуманистической науки, сведения о к-рых Л. д " Э. получал во время поездок в Италию. Постоянным сотрудником Л. д " Э. при публикации переводов философских и богословских сочинений с 1500 до 1518 г. был его ученик и единомышленник Йоссе ван Клихтове (ок. 1472-1543), с 1506 г. преподававший на теологическом фак-те Парижского ун-та (подробнее о нем см.: Farge. 1980. P. 90-104. N 101). В подготовке нек-рых изданий принимали участие Шарль де Бовель (1479-1567), Жерар Руссель (ок. 1480-1546), Франсуа Ватабль ( 1547) и др. студенты Л. д " Э., впосл. преподававшие на фак-те искусств и входившие в его ближайшее окружение. Л. д " Э. как философ и издатель философских текстов Исключительное место среди опубликованных Л. д " Э. книг занимали труды Аристотеля и комментарии к ним; многие из этих изданий неоднократно перепечатывались до кон.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

Краткое Житие вместе с текстом Пахомия Логофета послужило основой для созданной в сер. XVI в. Контаминированной редакции Жития К. Она известна по 2 спискам из Кириллова мон-ря, сер. XVI в.: РНБ. Кир.-Бел. 87/1164; Соф. 1543. Похвальное слово К. отсутствует в рукописях XV в. Очевидно, оно было написано позднее Пахомиева Жития - в кон. XV - нач. XVI в., вероятнее всего в Кирилловом Белозерском мон-ре (самый ранний известный список - РНБ. Соф. 1447, 1505-1506 гг.). Предположительно автор этого текста - Гурий (Тушин). Слово существует в 2 редакциях. Первая известна в 3 списках (самый ранний: РНБ. Соф. 1447, автограф Гурия (Тушина)). Вскоре после появления Похвальное слово было сокращено и переработано - так появилась 2-я редакция (до сер. 10-х гг. XVI в.), к-рая разошлась во множестве списков и была включена в ВМЧ. Редакционная правка была предназначена для того, чтобы вывести текст за границы Кириллова мон-ря. Изменился адресат обращения: в 1-й редакции - «братие», во 2-й - «отцы, и братиа, и богосъбранный съборе». Обе редакции имеют одинаковые заглавие и инципит («Похвала преподобнаго отца нашего чюдотворца Кирила, иже на Беле-озере, и отчасти чюдес исповедание», нач.: «Похваляему праведнику възвеселятся людие…»). Слово открывается комплексом библейских цитат. Далее автор обращается к братии, предлагая «светло праздновати» день преставления святого, затем следует молитвенное обращение к К. и 29 хайретизмов, половина к-рых имеет исторический характер: в них говорится о чудесах святого. Завершается Слово молитвой святому. Источниками Похвального слова являются Житие К., составленное Пахомием Логофетом, и Похвальное слово прп. Феодосию Печерскому. Похвальное слово К. оказалось чрезвычайно авторитетным текстом, повлиявшим на др. агиографические памятники (Житие Авраамия Смоленского, Чудеса Зосимы и Савватия Соловецких, описанные Вассианом, Похвальные слова Пафнутию Боровскому, Корнилию Комельскому, Похвальное слово на обретение мощей Зосимы и Савватия Соловецких в 1566 г.).

http://pravenc.ru/text/1840263.html

В 1542 г. К. познакомился с испан. иезуитом-послушником Альфонсо Альваресом, к-рый прибыл в Кёльн для обучения в ун-те. Альварес сообщил К. об основании Игнатием Лойолой (1491-1556) Общества Иисуса (Societas Jesu; см. Иезуиты ) и утверждении ордена в 1540 г. папой Павлом III (1534-1549), а также познакомил К. с основными духовно-аскетическими принципами иезуитов. Узнав, что один из основателей ордена, Пьер Фавр (1506-1546), путешествует по герм. землям, К. решил послушать его проповедь и познакомиться с ним. В нач. апр. 1543 г. он отправился в Майнц, где Фавр в то время читал в ун-те лекции по Псалтири по поручению кард. Альбрехта Бранденбургского, одного из ведущих деятелей Контрреформации . Из письма К. известно, что он был радушно принят Фавром, поселился рядом с ним в доме местного пресвитера и регулярно встречался для духовных бесед (PCEA. Vol. 1. P. 76-77). Вскоре К. решил присоединиться к ордену иезуитов и под рук. Фавра прошел полный 30-дневный курс т. н. духовных упражнений (специально разработанных Лойолой медитаций). 8 мая 1543 г. К. был принят Фавром в число послушников ордена и принес «первые», или «простые», обеты: добровольной бедности и послушания руководству ордена в целом и Фавру в частности как своему духовному наставнику; 3-й обет, целомудрия, уже был принесен им ранее (см.: PCTest. S. 32; PCEA. Vol. 1. P. 39). Вопреки встречающемуся в лит-ре мнению, принесение этих обетов еще не означало окончательного принятия К. в орден; об этом, в частности, свидетельствует особый пункт в обетах: К. обещал в случае отказа в приеме в орден иезуитов вступить в к.-л. другой монашеский орден по усмотрению руководства иезуитов (текст см.: PCEA. Vol. 1. P. 75-76). Вскоре К. вернулся в Кёльн и продолжил занятия теологией. Одновременно он искал среди студентов и преподавателей ун-та тех, кому были близки духовные принципы иезуитов, намереваясь по поручению Фавра создать в Кёльне постоянную иезуитскую общину. К кон. 1543 г. ему удалось собрать вокруг себя ок. 9 чел., желавших стать иезуитами. После смерти отца в дек. 1543 г. К. решил использовать унаследованное им состояние для того, чтобы арендовать в Кёльне отдельный дом, где он и др. члены кёльнской общины иезуитов, возглавляемой Фавром, могли бы вести монашескую жизнь. В янв. 1544 г. Фавр приехал в Кёльн с 2 учениками; до своего отъезда в июле того же года он жил в организованном К. общинном доме, к-рый стал важным центром религ. жизни Кёльна ( Brodrick. 1935. P. 43, 53).

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Прп. Арсений Комельский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Арсений Комельский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) В 1543 г. мон-рь получил новую грамоту, значительно расширившую его льготы. Незадолго до кончины А. К. благословил постройку трапезной ц. во имя прп. Сергия Радонежского и передал управление обителью иноку Герасиму. В «Сказании» приведена предсмертная молитва А. К., к-рая, по мнению О. Ю. Лагутенковой, является подлинной. Монахи похоронили основателя обители близ алтаря на правой стороне храма Ризоположения. 1 июля 1654 г. при игум. Иоасафе была освящена новопостроенная каменная Ризоположенская ц. с 2 приделами: сев.- во имя прп. Сергия Радонежского и юж.- во имя А. К. Мощи святого находились в посвященном ему приделе под спудом. В XIX в. над мощами святого была устроена медная чеканная рака. При ней хранилось Евангелие, написанное А. К. в 1506 г. (ныне Вологодский областной краеведческий музей), деревянный восьмиконечный крест, обложенный по лицевой стороне чеканным серебром, и складень с изображением иконы Пресв. Богородицы, принесенный преподобным из Троице-Сергиева мон-ря. «Сказание» сообщает о 17 чудесах, совершенных по молитвам к А. К. (список 1-й пол. XIX в. БАН. Арх. 238 - о 18 чудесах, последнее под 1798), в основном об исцелениях от различных болезней у раки преподобного. 24 июня 1602 г. в мон-рь был приведен бесноватый крестьянин Комельской вол. Трофим Васильев по прозванию Зуб. Он тяжело заболел, после того как в ночь под праздник Рождества Иоанна Предтечи совершал в лесу некие «бесовские волхования». У раки А. К. был отслужен молебен, и родственники оставили больного в мон-ре. Придя в обитель на престольный праздник Положения честной ризы Пресв. Богородицы во Влахерне, они приложили Трофима к раке преподобного, и крестьянин выздоровел. 2 чуда совершились по молитвам к святому в разное время с представителями семьи Скорпиевых. Боярский сын В. М. Скорпиев, имевший поместья на р. Комеле неподалеку от Арсениева мон-ря, попал в плен и был уведен в Литву. Он много молился А. К. и обещал принять постриг в его мон-ре, если будет избавлен от плена. Однажды ночью ему явился А. К. и сказал: «Востани, Василие, и иди в путь свой радуяся» (РГБ. Ф. 354. 65. Л. 45об.). Святой указал пленнику направление бегства через болото. Чудесным образом беглец остался незамеченным и, хотя был тяжело болен, благополучно достиг вологодских пределов. Придя в Арсениев Комельский мон-рь, Скорпиев рассказал братии о своем чудесном спасении. Через неск. лет заболел его сын Порфирий, полтора месяца он не мог ничего делать правой рукой, даже перекреститься. «Порфирий хождаше ко врачом, врачи же ничтоже можаху уврачевати» (Там же. Л. 52). Тогда он вспомнил о великом милосердии, оказанном А. К. его отцу, и пришел в Арсениев мон-рь. Здесь Порфирий отслужил молебен у раки А. К. и был избавлен от болезни.

http://pravenc.ru/text/76294.html

Афанасий Вольховский 23 февр. 1753 произведён из келарей, а 23 апр. 1758 хирот. в еписк. Тверского. Гедеон Криновский 21 апр. 1758 перев. из Саввина Сторожевского, а 7 окт. 1761 хирот. в еписк. Псковского. Лаврентий Хоцятовский определён 8 окт. 1761; † 20 янв. 1766. Архиереи Платон Левшин 16 июля 1766 посвящён из иеромонахов и учителей цесаревича Павла Петровича. 10 окт. 1770 хирот. в архиеп. Тверского и оставлен архим-том. 21 янв. 1775 перев. в Москву, а 29 июня 1787 пожалован в митрополита; † 11 нояб. 1812. Августин Виноградский , архиеп. Дмитровский, с 30 авг. 1814; Московский – 19 февр. 1818; † 3 мар. 1819. Серафим Глаголевский , митр. Московский, с 15 мар. 1819; перев. в С.-Петербург 19 июня 1821. Филарет Дроздов митр. Московский с 3 июля 1821; † 19 нояб. 1867. Иннокентий Вениаминов , митр. Московский, с 5 янв. 1868. 2 Новоспасский (Спасо-Преображенский, в Новом), в Москве, на Крутицах. Основан великим кн. Иоанном Калитой 1330 г. в Кремле (где собор Спас на Бору); а на Новое место перенесён около 1490 г. Ставропигиальный. [II, 269; VI, 260.] Архимандриты Иоанн , 1330, а в 1346 хирот. в еписк. Ростовского. Пётр , 1346–1353. Иоанн Непейца около 1375 оставил архимандрию. Не он ли, в 1379, был в Царьграде (Карамз., V, 59)? Михаил Митяй , 1375, кандидат митр-лии; † в 1379 на пути в Царьград. Симеон в 1382 убит Татарами. Сергий , в апр. 1389. Феодосий , 1404. Матфей . Трифон , 1453, а 13 мая 1462 хирот. в архиеп. Ростовского. Вассиан Рыло , 1466, из игуменов Троицких, а 13 дек. 1467 хирот. в архиеп. Ростовского. Герман , в мар. 1474. Елиссей , 1482–88 38 . Афанасий Щедрый , 1491–1506. Савва , Грек, в янв. 1526 сослан в Возмищский мнтрь. Феодосий , 1539, а 2 июля 1542 хирот. в еписк. Коломенского. Нифонт Кормилицын в 1543 перев. из Иосифова, а 11 мар. 1554 хирот. в еписк. Сарского. Никифор , 1554–1558. Галактион в 1558 перев. из Иосифова, а 8 апр. 1565 хирот. в еписк. Сарского. Антоний , 1565–1568. Вассиан , из Ипатиевского, 1569–1575. 14 февр. хирот. в архиеп. Казанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Сергий Радонежский † 25 сент. 1392. Мощи его обретены в 1428. Св. Никон Радонежский, ученик св. Сергия, † 17 нояб. 1427. Савва , с 1428. (Упом. в грамоте Василия Васильевича). Геннадий Саматов (записан в Синодике). Зиновий , 1436–45. Досифей , 1446 и 47. Св. Мартиниан 35 , игумен Ферапонтовский, 1447–54; потом отошёл в тот же монастырь. Вассиан Рыло , 1455–66. Переведён в Новоспасский. Спиридон , 1467–74. Авраамий , 1475–78. Паисий , 1478–82; оставил игуменство. Иоаким упом. 1 авг. 1483. Макарий , 1484–88. Афанасий Сук , 1489 и 90. Симон , с 1490, а 22 сент. 1495 хирот. в митрополита Всероссийского. Св. Серапион , с 1495, а 15 янв. 1506 хирот. в архиеп. Новгородского. Досифей , 1506 и 7. Памва Мошнин , 1508–14, упом. 15 дек.; † 6 мая 1515 бывший. Иаков определён 1 апр. 1515–1520, 8 нояб. оставил игуменство. Порфирий определён 2 февр. 1521–1525, в сент. оставил игуменство. Арсений Сухарусов определён в янв. 1526–27. Потом основал Вологодский Арсениев мнтрь. Александр , 1527–29. Иоасаф Скрыпицын , с 1529, а 9 февр. 1539 хирот. в митр-та Всероссийского. Порфирий , 1539–41. Алексий , 1541, а 25 февр. 1543 хирот. в архиеп. Ростовского. Никандр , 1543–45. После архиепископ Ростовский. Иона Щелепин , произведён из келарей, 1546–49. Серапион Курцев , из келарей, 1549, а 14 июня 1551 хирот. в архиеп. Новгородского. Артемий Пустынник , 1551, через 6 ½ месяцев оставил игуменство, а в янв. 1554, обвинённый в ереси, сослан в Соловки. Гурий Лужецкий , 1552, а 17 мар. 1554 хирот. в еписк. Рязанского. Иларион Кирилловец , 1554 и 55. Иоасаф Черный , 1555–60. Архимандриты Елевферий , в 1560. Архим. с 6 янв. 1561. В 1564 хирот. в еписк. Суздальского. Меркурий Дмитровец , 1564–66. Кирилл , 1566, а 11 нояб. 1568 хирот. в митрополита Всероссийского. Памва , 1569, в нояб. заточён в Хутынь. Паки с 1572 по 1575. Феодосий Вятка , архим. Андрониевский, (в отсутствии Памвы) 36 1570–72 (был жив в 1580). [Еписк. Рязанский]. Варлаам , 1575 и 76. Иона , 1576–84. Митрофан Дмитровец , 1584–88. Киприан Балахонец , 1588–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010