У П. Д. Боборыкина в романе «Китай-город»: «Я думал, из вас Чичиков выйдет, а вы – человек-рубашка». У него же в романе «На ущербе»: «Ты его и по батюшке знаешь? – Как не знать, сударь. Барин – рубашка!.. И овсеца когда купишь у них... в кредитец». У А. П. Чехова в повести «Дуэль»: «Самойленко... видел в Лаевском доброго малого, студента, человека-рубаху, с которым можно было и выпить, и посмеяться, и потолковать по душе» (гл. 1). У М. Горького в рассказе «Супруги Орловы»: «Этакой-то рубаха-парень, а? Рабочему, говорит, человеку в меру выпить всегда следует... слышь, Мотря? Ну-ка, нацеди мне рюмочку, – есть, что ли?». В толковых словарях русского языка в «гнездо» слов рубать «ударяя с размаху острым оружием, разделять на части; рассекать, рубить», рубануть (ср. у А. Н. Толстого в романе «Петр I»: «[Петр] выхватил шпагу и с размаху рубанул ею по столу перед лицом отшатнувшегося генералиссимуса. Полетели осколки стекол»), рубать – о добыче угля в шахтах; рубать «говорить резко, грубо, напрямик», рубать «есть много и алчно», рубаться «сражаться холодным оружием», рубиться, рубаха, рубашка, рубашечный, рубашечка, рубашонка, рубашоночка и т. п. систематически включаются и выражения рубаха-парень и рубашка-парень. Так, под словом рубаха и рубашка в семнадцатитомном словаре (БАС, т. 12, 1961, с.1498 и 1499–1501) помещен фразеологизм рубаха-парень, рубашка-парень. Опубликовано в сборнике «Советское славяноведение», М., 1968, 4, в серии статей, озаглавленной «Об экспрессивных изменениях значений и форм слов» вместе со статьями: «Клеврет», «На ять», «Солдафон». Сохранилась рукопись – пять пронумерованных листков разного формата, из которых два сильно пожелтели от времени. Печатается по опубликованному тексту, уточненному с рукописью. – Е. X. 323 Дубровский П. П. Областные великорусские слова, сходные с польскими. [СПб., 1852]. С 21. 324 Ляпунов Б. М. Этимологический словарь русского языка А. Г. Преображенского//Изв. ОРЯС АН, 1925 г., т. 30, С. 19–20. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Мы раньше сказали, что среди пастырей Литовской епархии во время управления ею преосв. Макария нередко были и люди достойные в полном смысле этого слова, равно как и их пастырская деятельность, не смотря на вышеуказанные серьезные препятствия, отличалась многими добрыми чертами и сопровождалась добрым успехом. Вот факты, которые мы заимствуем из отчетов преосвященных викариев Литовской епархии и на которые мы прежде ссылались, при общей характеристике пастырской деятельности Литовского духовенства. «Весьма почтенна личность священника о. Вениамина Соколова» (в с. Черневчечах Диспенского благочиния») говорит преосв. Евгений в отчете о ревизии церквей за 1878 г. «С глубоко религиозным настроением, с истинно-пастырскими приемами, с редким добродушием он соединяет любовь к благоустройству вообще, к опрятности, к изяществу... Теперь он занят весь мыслью о постройке новой церкви. Для этого он готов жертвовать в продолжение десяти лет все следуемое ему жалованье, отдать под залог свою усадьбу... Школа для этого священника – насущная потребность» 1500 . «Священник о. Фавст Лечицкий» (в с. Голубичах Глубокского благочиния), пишет тот же преосвященный и в том же своем отчете, – «хотя не получивший полного семинарского образования, обладает редким уменьем обходиться с прихожанами, говорит с ними удобопонятно и назидательно. Почти каждый праздник и каждое воскресение он говорит поучение и всегда вновь составленное. Многие поучения суть переделки поучений священника Скрябина, протоиерея Путятина, проповедей, изданных на малороссийском языке и разных других. Переделки эти состоят в упрощении языка и в раскрытии мыслей и обстоятельств, наиболее соответствующих его прихожанам. Собственные, как и переделанные поучения ясны, просты и удобопонятны. Некоторые очень метко изображают положение простого человека в отношении к разным требованиям христианского долга. О. Фавст со времени поступления на Голубинский приход (1868 г.) поставил для себя долгом в течение десяти лет составлять постоянно новые поучения и только по прошествии этого срока позволить себе повторять некоторые из прежде написанных поучений. Поучения, написанные все собственноручно, с указанием источников, мною пересмотрены. Это весьма редкий пример постоянного, добросовестного и самостоятельного ведения проповеднического дела» 1501 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Поскольку эти строки свидетельствуют о столкновении монастырских властей с митрополитом, то датировать редакцию следует временем правления митрополита Исидора (1437–1440 гг.) – других митрополитов с середины 30-х до конца 40-х годов XV в. на Руси не было. Заголовок (по списку Чуд. 151): «Житие и жизнь и подвизи пре-подобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Сергея, в нем же имать и от божественых чюдес его. Списано от Пахомиа иромонаха Святыа Горы». 1) ГИМ, Чудовское собр., 151 (л. 18–72) – 70–80-е годы XV в. Филиграни: Голова быка под перечеркнутым стержнем (1-й вариант) – Лихачев 1166 (1477 г.), 3802 (1476 г.); Голова быка под перечеркнутым стержнем (2-й вариант) – типа Брике, 15090 (1490–1510 гг.); Виноградная лоза – Брике, 13056 (1460–1477 гг.). 2) ГИМ, Синодальное собр., 169 (л. 202–237) – первая четверть XVI в. (копия списка Чуд. 151). Филигрань: Тиара – Брике, 4922 (1506–1525 гг.). Минея-четья в своем окончательном виде составлена в митрополичьем скриптории в Москве в 20-х годах XVI в.: оглавление на л. 1 об. написано рукой монаха Иосифо-Волоколамского монастыря Фомы Шмоилова, правка текста ряда житийных произведений сделана почерком митрополичьего писца Юшки Сасинова. 3) РНБ, Софийское собр., 1358 (л. 159 об. – 202) – 20-е годы XVI в. (копия списка Син. 169). Филигрань: Рука под звездой (два варианта)-типа Брике, 10718 (1499–1500 гг.). 4) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 383 (л. 83–113 об.) – первая четверть XVI в. (текст переработан и кончается рассказом о чуде с поселянином). Филиграни: Щит с лилией под крестом – Брике, 1610 (1499–1505 г.), 1611 (1501–1513 гг.); Рука под цветком – Лихачев, 1444 (1514 г.). 5) ГИМ, Епархиальное собр., 288 (л. 149–280 об.)-сер. XVI в. Филигрань: Литеры RP в картуше – Лихачев, 1725 (1547 г.). 6) РГБ, ф. 445 (Собр. Симферопольского педагогического института), 33 (л. 551–583) – 1551 г. (кончается главой «О видении Пре-чистыа Богородица»). 7) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 257 (л. 394 об. – 438 об.) – 1556 г. (писец – Юшко Сасинов; текст кончается главой «О видении Пречистыя Богородица»).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преп. Иоанн Лествичник пишет, что предмет, образ или слово, разжигающий душу на грех , называется прилогом, далее следует сочетание, сосложение, пленение, борьба и, наконец, страсть – «самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» 1492 . Он выделяет восемь основных страстей 1493 : чревоугодие (γαστριμαργια, gula) 1494 , блуд (πορνεα, stimulus camis), сребролюбие (φιλαργυρα, cupiditas) 1495 , гнев (ργη, indignatio), печаль (λπη, tristitia), уныние (κηδα, acedia) 1496 , тщеславие (κενοδοξα, inanis gloria) 1497 и гордость (περηφανα, superbia) 1498 . Преп. Исаак Сирин «не придерживается восьмичисленной классификации страстей. …В сущности, и понятие «страсти» у него двусмысленно: он обозначает этим словом и естественные потребности, а также и греховные укорененные привычки… много внимания он уделяет накопленным ранее впечатлениям, так называемым «предзанятым понятиям», составляющим тот глубокий фонд в подсознании, из которого демоны легко вызывают побуждения ко греху, незабытые греховные привычки» 1499 . Он пишет, что «мир слагается из страстей, как из своих составных элементов, «страсти суть части преемственного течения мира, и где прекращаются страсти, там мир останавливается в своем приемстве ...Где страсти прекращают свое течение, там мир умирает«» 1500 . «»Мир есть плотское устроение и мудрование плоти», рассеянность и рассеяние, течение страстей, выход из мира есть, прежде всего, новая установка ума, сосредоточенность, собирание и собранность, крепость и твердость, или постоянство души, «страсти есть нечто придаточное», вторичное, – душа по природе своей бесстрастна, сама себя вводит в страсти и тогда «бывает уже вне своего естества " » 1501 . Преп. Нил Синайский придерживается восьмичастной классификации страстей 1502 . Человек и ангелы Св. Кирилл Александрийский «различает, кроме «мира сего», видимого и чувственного, иной, умопостигаемый, мир ангелов, которые являются высшею ступенью творения» 1503 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Каллист издал эдикт, которым объявляет прощение грехов против целомудрия. «Ego et moechiae et fornicationis delicta paenitentia functis dimitto» 1498 . В данном случае dimitto обозначало именно принятие в церковное общение, так как Тертуллиан очень часто dimitto заменяет словами communicare, communicatio; при том встречаются такие комбинации: recipere in communicationem, communicationem restituere и подобное 1499 . Против этого эдикта римского епископа Тертуллианом был написан трактат «De pudicitia». Нужно заметить, что характерной чертой полемических сочинений Тертуллиана является обилие аргументации. Тертуллиан сыплет самые разнохарактерные доказательства, качественной ценности доказательств, предпочитая их скопление 1500 . Может быть, он в «De pudicitia» передает и опровергает не только то, что читал в эдикте, разбирая вопрос подробнее, но во всяком случае только из «De pudicitia» мы узнаем об образе мыслей противников Тертуллиана . «De pudicitia» представляет как бы диспут между психиком и монтанистом. Тертуллиан сообщает много текстов священного Писания, которые приводил его противник. Если предположить, что все эти тексты были в эдикте Каллиста 1501 , то, значит, этот эдикт впервые дал подробную аргументацию возможности давать церковное общение смертно согрешившим, не нарушая тем самым святости Церкви 1502 . Полное прощение грехов против целомудрия доказывается прежде всего из свойств Божиих. Благость и милосердие – свойства Божии, как видно из многих мест Писания 1503 . Чада Божии должны быть также милостивыми и миротворцами, чего и требует от них Писание 1504 . Тертуллиан указывает и на справедливость Божию (tamen et justus). Бог не только милует, но и карает; так и люди не только могут, но и должны судить, как и видно из Священного Писания (см.: 1Кор.5:3–5 ). Согрешивший смертно должен оставаться вне Церкви 1505 . Противники Тертуллиана считали, что если кающийся не удостаивается церковного общения, то его покаяние напрасно 1506 . Здесь как бы высказывается мысль о невозможности спасения вне общения с видимою Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Не телесные глаза, а глаза души воспринимают силу Духа, видящую Божии дары; потому мы называем ее умной, хотя она выше ума». 1498 2.3. Подблагодатное состояние сил человеческой души 2.3.1. Состояние познавательных сил Исполнение Божиих заповедей доставляет истинное знание. 1499 Св. Григорий Палама С минуты первого воздействия благодати на дух начинает прозревать его познавательная сила – разум. Он начинает зреть духовный мир подобно тому человеку, который начинает видеть окружающее после того, как ему операционным способом разъединили сросшиеся веки и открыли глаза. 1500 Такой человек, хотя уже и видит, но пока плохо, ибо его атрофированная зрительная сила требует упражнений для того, чтобы видеть лучше. Разум также требует упражнения в зрении мира духовного, который он видит поначалу не в подробности, а лишь в общих чертах. 1501 Такое видение его обуславливается как слабостью самой его зрительной силы, так и той помехой, которую ему создают еще плохо открывающиеся «веки» – покровы чувственной, вещественной природы. Но разум, познавший те возможности, которые ему открывает зрительная его сила, пытается пробиться сквозь эти покровы, чтобы рассмотреть отчетливей мир духовный. На первых порах он пользуется услугами рассудка и чувственных способностей, постигая Творца через свойства Его творений. Сам Творец со своей стороны помогает ему в этом через данное Им для этой цели Откровение. В Откровении Бог насколько это возможно объяснил рассудочным способом Свои свойства и законы Своего мира, изложив их словесно. Правда, идеи Им изложенные, в силу своей сущности, непознаваемы для рассудка, действующего самостоятельно и отдельно от разума ( 1Кор. 2:8 ). Они представляются ему ни чем иным как юродством ( 1Кор. 1:18 ), безумием и соблазном ( 1Кор. 1:23 ). Но прозревший разум, пользуясь рассудком, поучается во свидéниях Господних ( Пс. 118:99 ) 1502 и познает постепенно, через это юродство проповеди , Бога ( 1Кор. 1:21 ), истинность, верность ( Пс. 92:6 ) и вечную правду Его слов ( Пс. 118:144 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

1497 Отсюда понятны рассказы подвижнических памятников о том, что в некоторых случаях сами клирики обращались к подвижникам с просьбой изгнать демона. Так, клирики ( ο κληρικο) 1498 обратились к авве Виссариану, чтобы он изгнал беса, когда, после молитвы в церкви ( γενετ ευχ περ ατου ν τ εκκλησα), демон не вышел 1499 ) 1500 . Другая, не менее замечательная, черта подвижнического совершенства, отмечаемая HoII’eм, – это прозорливость. По словам писател ζ «Лавсаика”, удостоившийся познания Бога получает познание и о всем прочем; видит тайны, потому что Бог показывает ему, провидит будущее, созерцает откровения, которые (созерцают) и святые; совершает чудеса, становится другом Божиим и получает от Бога все просимое. 1501 Дар прозорливости, между прочим, выражался в способности проникать непосредственно в нравственное состояние другого человека, точно и безошибочно видеть все душевное его содержание – тайно совершенные поступки, сокровенные замыслы. Прозорливец «как бы читал“ в душах окружающих его людей. 1502 И этот дар – вообще более редкий, чем, напр., дар различения духов – подвижники употребляли и в интересах исправления людей. 1503 Эта прозорливость в соединении с даром «различения духов“ и «очищения помышлений“ (gratia discernendorum spirituum et purgandarum cogitationum) 1504 естественно послужила основанием и в высшей степени благоприятным условием широкой и плодотворной деятельности монахов в области руководства душ. Привлекаемый молвой о необычайных проявлениях харисматической одаренности монахов, христианский народ большими толпами стекался к келье, к пещере или к столпу подвижника, надеясь удостоиться чудесных исцелений, получить наставление, вразумление, открыть тайники своей исстрадавшейся души, получить опытные и целесообразные советы, облегчить и успокоить свой метущуюся совесть.... 1505 И эта сторона общественного служения монашества, отмечаемая Holl’eм, действительно наблюдается в истории монашества, но дальнейшие выводы, которые Holl делает из фактов, сюда относящихся, нельзя не признать поспешными и тенденциозными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

8 . Приходское устройство в Буковинско-Далматинской митрополии особое для Буковины и особое для далматинских епархий. а) В Буковине учреждение приходов последовало в 1843 году; помимо дополнительных узаконений, на тех же основаниях они существуют и в настоящее время. При каждой приходской церкви состоит самостоятельный приходский священник, которого назначает епархиальный епископ, осведомившись о нем у консистории 1499 , и по выдержании им установленного испытания 1500 . Состоит также, как и в Русской церкви, постоянный псаломщик, который, кроме помощи при богослужении, оказывает приходскому священнику помощь и по ведению приходского делопроизводства 1501 . В больших приходах существует и приходский помощник, который, однако, во всем зависит от приходского священника 1502 . В меньшие церкви на место приходского священника определяются наместники. Содержание приходское духовенство получает из богатого православного буковинского церковного фонда 1503 . Ради помощи приходскому священнику в деле поддержания церковной дисциплины и нравственности, в благолепном совершении богослужения, в сохранении в должном виде церкви и зданий, принадлежащих церковной общине, в снабжении всем нужным сирот и вдов, а также в управлении церковным имуществом, существует в каждом приходе советь из 6–12 уважаемых прихожан, избранных народом, под председательством приходского священника. Совет выбирает из своей среды двух епитропов, обязанность которых состоит в заведывании текущими делами приходского управления. Он созывает в определенное время церковную скупщину, которой дает отчет в своих действиях, и которая имеет право выбирать и самый совет 1504 . б) В Далматинских епархиях приходы учреждены в 1853 году. Приходского священника назначает, как и в Буковине, епархиальный епископ, осведомившись о мнении консистории 1505 . Временное установление о вознаграждении приходского духовенства издано в декабре 1887 г. и вошло в силу в январе 1888 г. 1506 . Вознаграждение это получается из государственной казны, так как в Далмации нет никакого православного церковного фонда. Управлением церковным имуществом в приходах заведуют старосты, представляющие отчет консистории 1507 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Философия противоречила бы самой себе, если бы начала с понятий важных и содержательных (как, напр., понятие об абсолютном начале бытия), не обосновав эти понятия». Последние слова тем резче подчеркивают свободу философского исследования, что, как мы увидим дальше, Кудрявцев устанавливает, что «идея абсолютно совершенного существа есть коренная и основная идея нашего ума». Эта четкая позиция критицизма у Кудрявцева восполняется очень важным учением его о так наз. «идеальном знании», но этого мы сможем коснуться уже позже, когда изучим гносеологию Кудрявцева. Сейчас же, при анализе основной философской установки у него, нам должно коснуться ещё его своеобразного понятия «истины». Что считать «истиной» о любом предмете? Так наз. «имманентный» критерий истины, видящий истину в отсутствии противоречий в мысли о предмете, покоится на определенной метафизике познания – именно на доктрине гносеологического идеализма, которая сама строится на движении мысли к истине. Если взять не имманентный критерий истины, а критерий «трансцендентный», т.е. «согласие» понятия предмета с его «действительностью», то это недостаточно в том отношении, что обычно понятие «действительности» берется в смысле эмпирической действительности, которая не только текуча, но часто «отступает» (как показывает сам же эмпирический материал) от своей «нормы». Например, «уродливо» растущее дерево мы отличаем от дерева, растущего «нормально». Именно эта пестрота эмпирического материала вскрывает его «неполноту». Поэтому, по мысли Кудрявцева, истина есть «совпадение того, чем должен быть предмет, с тем, что он есть или бывает» 1499 , или, как он тут же говорит, «согласие предмета с самим собой». То, чем «должен был бы» быть предмет (в своей «идее»), может быть в реальном бытии предмета выражено неполно, односторонне или даже «уродливо». Кудрявцев, как и все почти наши «академические» философы (т.е. связанные с Духовными академиями), принимает платонизм, как учение об идеальной стороне в космосе. Эта метафизическая установка и определяет для Кудрявцева его учение об истине: эмпирическая реальность не покрывает всей тайны бытия, под ней есть идеальная сфера. Поэтому истина о вещах требует сопоставления эмпирической реальности с той идеей, которая воплощается в этой реальности: лишь «согласие идеи с явлением дает нам истину о бытии». «Эмпирическое знание, – пишет тут же Кудрявцев 1500 , – предполагает знание высшее, которое обняло бы истину (о мире) в большей широте и глубине», т.е. достигло бы понимания идеи тех или иных вещей. Это то и должна дать философия, как «наука об идеях» 1501 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Конрад Пелликан. Гравюра И. Т. де Бри. XVI в. [Нем. Pellikan; лат. Pellicanus; наст. фамилия Кюршнер (нем. Kurschner)] Конрад (9.01.1478, Руффак, Эльзас - 5.04.1556, Цюрих), нем. теолог, гебраист, экзегет, деятель нем. и швейц. Реформации. Сын ткача, переехавшего в Руффак из г. Вайль-дер-Штадт (близ Штутгарта). Начальное образование П. получил в Руффаке (c 1584). В апр. 1491 г. по приглашению своего дяди, гуманиста Йодокуса Галла († 1517), начал учебу в Гейдельбергском ун-те, но через полтора года вернулся в родной город, вероятно из-за недостатка средств. В Гейдельберге взял фамилию Пелликан, с одной стороны созвучную лат. переводу его настоящей фамилии (букв. «скорняк», лат. pellio), с другой - содержащую сходство с «птичьей» фамилией дяди (gallus - лат. «петух»). Вернувшись в Руффак, занялся самообразованием, пользовался б-кой местного конвента францисканцев. В нач. 1493 г. решил вступить в этот орден, принес торжественные обеты 24 февр. 1494 г. С 1496 г. учился в Тюбингене, в т. ч. у известного математика, монаха-францисканца Павла Скрипториса († 1506). Ок. 1499 г. начал самостоятельно учить евр. язык, сравнивая параллельные лат. и евр. тексты из Книги прор. Исаии в сочинении доминиканца Петра Нигри «Stella Messiae» (1475). В июне 1500 г. познакомился со знаменитым гебраистом и ученым-гуманистом И. Рейхлином (1455-1522). В 1501 г. П. написал краткий учебник евр. грамматики (опубликован в Страсбурге в 1504). В том же году рукоположен во пресвитера. В 1502 г. стал лектором во францисканском конвенте в Базеле, помогал местному печатнику Й. Амербаху в издании собрания сочинений блж. Августина. С 1508 г. лектор конвента в Руффаке. Кустод францисканского конвента в Пфорцхайме, близ Штутгарта (1511). Служил секретарем Каспара Шатцгеера, выходца из францисканской провинции Верхняя Германия (1514-1417). П. сопровождал его во многочисленных поездках, в т. ч. в Париж (там он познакомился с Ж. Лефевром д " Этаплем ) и Италию (на генеральный капитул францисканцев в Риме в 1517). В 1516 г. П. стал общаться с Эразмом Роттердамским († 1536), к-рому помогал готовить издание сочинений блж. Иеронима Стридонского . В 1517 г. назначен кустодом конвента в Руффаке, в 1519 г.- в Базеле, где стал членом кружка гуманистов, в к-рый входили В. Капито (ок. 1480-1541), И. Эколампадий (1482-1531), Беат Ренан (1485-1547). Вскоре увлекся идеями церковной Реформации, тайно участвовал в подготовке к печати сочинений М. Лютера . С 1522 г. обвинялся в пропаганде учения Лютера, в следующем году был смещен с поста кустода, но благодаря поддержке городского совета Базеля получил кафедру профессора теологии в местном ун-те. Читал лекции по ВЗ, сотрудничал с базельскими типографами. В 1525 г. получил от У. Цвингли приглашение переехать в Цюрих и решился на окончательный разрыв с католич. Церковью.

http://pravenc.ru/text/2579934.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010