Высока Твоя мышца, и не ведеша . Не видят руки, наказавшей Ассириян. Но и те, которые не видят спасения народа Иудейского, увидят и устыдятся… ревности народа, то есть те немногие, которые останутся, увидят любовь и ревность Божию к народу Своему и постыдятся идолов своих, не оказавших им никакой помощи. Как огнь истребишь супостатов Твоих (Ис. 26:11). Истребишь тех, которые прогневали величие Твое и хулой уст своих возжгли против себя огнь гнева Твоего. Были над нами властители кроме Тебя, то есть Ассирияне, которые хотели царствовать над нами вместо Бога нашего. Но мы имя Твое именуем (Ис. 26:13), имя сокровенное, но являющее себя среди нас в знамениях, совершаемых из рода в род. Не воскрешают мертвые ; ни сами, ни боги их не воздвигают из мертвых исполины (Ис. 26:14). Не поднимут из праха, подобно Тебе, воздвигающему от земли нища (Пс. 112:7), и восставляющему мертвых из праха. Потому что Ты посетил и погубил их (Ис. 26:14), то есть исполинов древних, которых истребил Ты потопом при Ное, и князей Египетских, которых с колесницами их потопил в море, и всадников их сокрыл в морских волнах. Умножил еси Ты, Господи , людей Твоих, умножил еси, к прежним благодеяниям, явленным народу Твоему, присовокупил еще новые. Отступил от хребта их, чтобы не наказывать их с прежней строгостью. И отразил все концы земли (Ис. 26:15), то есть все множество воинов, какое с Ассириянами собралось от всех концов земли. Господи, в скорби помянухом Тя , то есть Иудеи, и в тесноте жаловались, терпя наказание Твое (Ис. 26:16), потому что почитали оное тяжким и, по слабости сил, невыносимым. И яко болящая приближается родити и в болезни своей воскрича (Ис. 26:17), так и они приведены в содрогание тем наказанием, какое наложил на них Господь. Спаси нас, да не погибнем на земли (Ис. 26:18). Спаси, чтобы не покорили нас в земле нашей, не отвели нас в плен в землю чуждую, и не погибли мы среди язычников. И да не падут живущии на земли (Ис. 26:10), то есть живущие на земле Твоей, почитатели имени Твоего да не перестанут прославлять чудо, сотворенное Тобой для спасения нашего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Глава 26 1–6. Изложение содержания храмовой речи Иеремии. 7–19. Преследования, каким подвергся Иеремия за эту речь. 20–24. Смерть пророка Урии. Иер.26:1–6 . Здесь кратко излагается речь, сказанная Иеремиею в начале правления Иоакима на дворе храма Иерусалимского, содержащаяся в Иер 7.3–15 ст. Речь эта возвещала Иерусалиму ту же судьбу, какую испытал Силом; избежать этой судьбы Иерусалим мог бы только в случае искреннего обращения своего к Иегове. Иер.26:7–19 . Священники и пророки с толпою народа возмутились этою речью и хотели казнить Иеремию, но князья, пришедшие на шум, дали высказать Иеремии свои оправдания. Пророк заявил с твердостью, что он послан от Бога, и князья принимая во внимание, что за подобную же речь царь Езекия не стал преследовать пророка Михея, отпустили Иеремию на свободу. Иер.26:10 .  Когда услы­шали об этом князья Иудейские, то при­шли из дома царя к дому Го­с­по­дню и сели у входа в новые ворота дома Го­с­по­дня. «Новые ворота» Господни – как видно из Иер 36.10 вели к внутреннему притвору или к верхнему двору храма. Иер.26:18 .  «Михей Морасфитянин про­роче­с­т­вовал во дни Езекии, царя Иудейского, и сказал всему народу Иудейскому: так говорит Го­с­по­дь Саваоф: Сион будет вспахан, как по­ле, и Иерусалим сделает­ся грудою раз­валин, и гора дома сего – лесистым холмом. Речь о разрушении Иерусалима идет в III-й гл. кн. пророка Михея ( Мих 3.12 ). Иер.26:20–24 . Чтобы показать, как велика была опасность, угрожавшая пророку, здесь сообщается о том, что сказавший подобную же речь другой пророк, Урия, был казнен царем Иоакимом. Иер.26:22 .  Но царь Иоаким и в Египет по­слал людей: Елнафана, сына Ахборова, и других с ним. Иоаким стоял в хороших отношениях с Египтом и потому фараон выдал ему бежавшего в Египет Урию. – «Елнафан, сын Ахбора» был, вероятно, тесть Иоакима ( 4Цар 24.8 ). Иер.26:24 .  Но рука Ахикама, сына Сафанова, была за Иеремию, чтобы не отда­вать его в руки народа на убие­ние». Ахикам был отец наместника Иудеи, Годолии ( Иер 39.14, 40.5 ). Особое замечание. Большинство толкователей полагает, что рассказ, содержащийся в XXVI-й гл., составлен учеником Иеремии, Варухом, почему о пророке Иеремии идет речь в 3-м лице. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иеремии. 426-612 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Библия приписывает Святому Духу многие действия, на которые способна только личность. Многие Его дела аналогичны делам Отца и Сына. Например, Святой Дух учит верующих ( Ин.14:26 ), свидетельствует о Христе ( Ин.15:26 ), направляет верующих ( Рим.8:14 ), назначает людей на служение ( Деян.13:4 ), дает распоряжения ( Деян.8:29 ), ходатайствует или молится ( Рим.8:26 ) и говорит с людьми ( Ин.15:26 ; 2Пет.1:21 ). Давайте чуть подробнее остановимся на трех перечисленных моментах. Святой Дух свидетельствует. Из Ин.15:26 мы узнаем, что Дух Святой «будет свидетельствовать» о Христе. Это же греческое слово употребляется в Ин.15:27 применительно к свидетельству апостолов. В Ин.5:33 сказано, что Иоанн Креститель «засвидетельствовал» об истине. Бог Отец «дал [ученикам] свидетельство» ( Деян.15:8 ). Будучи личностью, Святой Дух свидетельствует о Христе точно так же, как апостолы, Иоанн Креститель и Бог Отец (все они личности). Сила ни о чем свидетельствовать не может: на это способна только личность. Святой Дух ходатайствует (молится) за верующих. В Рим.8:26 сказано: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших: ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». В других отрывках Писания мы видим, что за верующих ходатайствует (то же самое греческое слово) Иисус Христос ( Рим.8:34 , Евр.7:25 ). Святой Дух (личность) ходатайствует за верующих точно так же, как и Христос (личность). Сила не может ходатайствовать или молиться за других. Святой Дух отдает распоряжения. В Деян.8:29 мы читаем, что Дух Святой повелел Филиппу подойти к эфиопскому евнуху. В Деян.13:2 Лука пишет, что Святой Дух призвал Павла и Варнаву на миссионерскую работу, а в Деян.13:4 – что они были «посланы Духом Святым». Иногда Дух запрещал Павлу и его соработникам посещать какие-то города – например, Он запретил Павлу и Силе проповедовать в провинции Асии ( Деян.16:6 ). Безличная сила не может посылать людей в одни места и не пускать их в другие. Это может только личность, обладающая разумом и волей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

«И буду тверд в завете Моем с вами» ( Лев.26:9 ). Смотри, сколько блаженств обещано, если будем исполнять заповеди. Сказано: «И буду тверд в завете Моем с вами; и будете есть старое и очень старое 88 , и выбросите старое от лица нового» ( Лев.26:9–10 ). Как выбрасываем мы «старое от лица нового»? У нас были закон и пророки (ср. Лк.16:29 ), но очень старое было прежде закона с самого начала, когда сотворен был мир. Пришли новые Евангелия, пришли и апостолы. И выбросили мы «старое от лица» их. Как выбрасываем мы старое? Мы отвергаем закон в его буквальном понимании и устанавливаем закон по духу. Можно объяснить это и так: прежде чем пришел человек «с неба» и родился «небесный» человек, все мы были «перстные» и «носили образ перстного (ср. 1Кор.15:47 и далее). Но когда возник новый человек, созданный «по Богу» (ср. Еф.4:24 ), мы отбросили от лица его старое, совлекли прежнего «ветхого человека» и облеклись «в нового» (ср. Еф.4:22 и далее). «И поставлю жилище Мое среди вас» ( Лев.26:11 ). Если в нас есть то, о чем мы говорили выше, если, совлекшись «ветхого человека», наше сердце обновилось, приходит к нам Бог, и пребывает в нас Тот, Кто сказал: «И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами» ( Лев.26:11 ). Душа Бога «не возгнушается» нами, если будем исполнять написанное. Но позвольте спросить, что такое «душа Бога». Ведь не подумаем же мы, что у Бога такая же душа, как у человека. Было бы нелепо так думать. И потому я дерзну сказать, что душа Бога – Христос. Ибо как Христос есть Слово Бога (ср. Ин.1:1 ), Божия сила и Божия премудрость (ср. 1Кор.1:24 ), также Он есть и душа Бога. И в этом смысле сказано: «Душа Моя», то есть Мой Сын, «не возгнушается вами» ( Лев.26:11 ); но Я «буду ходить среди вас» ( Лев.26:12 ). Сдается мне, что Бог здесь обещает не то, что Он будет ходить в земле иудеев, но если кто достоин быть настолько чист сердцем, что может принять Бога, Бог говорит, что будет «ходить» в нем. «И вы будете Моим народом, а Я буду вашим Богом, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего» ( Лев.26:12–13 ). Воистину Он «вывел нас из дома рабства» (ср. Исх.13:14 ), ибо мы были рабами греха, так как «всякий, делающий грех, есть раб греха» (ср. Ин.8:34 ). А Он «сокрушил узы [нашего] ярма», того ярма, которое возложил на нашу шею тот, кто пленил нас (ср. 2Кор.10:5 ) и связал нас узами греха. А Господь наш Иисус Христос «сокрушил узы греха», уничтожил ярмо нашего рабства и возложил на нас Свое благое «бремя» (ср. Мф.11:30 ) веры и любви и надежды и всей святости. «Ему слава во веки. Аминь» ( Рим.11:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Событие входа И. Х. в Иерусалим вызвало недовольство иудейских учителей, весь город пришел в движение (Мф 21. 10). Евангелист Иоанн подчеркивает, что народ приветствовал Христа, потому что был потрясен совершившимся накануне чудом воскрешения Лазаря (Ин 12. 17-18); Матфей и Лука непосредственно связывают событие с последовавшим за ним изгнанием торгующих из храма. Иудейские первосвященники, книжники и старейшины из синедриона решают предать И. Х. суду, чтобы затем выдать на казнь рим. властям (Мф 26. 1-5; Мк 14. 1-2). В это время, по Евангелию от Луки, «вошел… сатана в Иуду», к-рый договорился с первосвященниками о предательстве (Лк 22. 1-3; ср.: Мф 26. 14-16). Согласно Мк 14. 3-14; Мф 26. 6-13, в Вифании, когда И. Х. находился в доме Симона прокаженного , женщина совершает помазание, пророчески символизирующее предстоящие страдание и смерть Учителя. Накануне праздника Пасхи И. X. в кругу 12 апостолов на Тайной вечери устанавливает таинство Евхаристии (Мф 26. 26-29; Мк 14. 22-25; ср.: Лк 22. 15-20; о времени совершения Тайной вечери и о согласовании повествований синоптиков и евангелиста Иоанна см. в ст. Евхаристия ). Во время трапезы Господь предсказывает, что один из учеников предаст Его, и, преломив хлеб и благословив его, подает ученикам со словами: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое». Затем Он взял чашу с вином, возблагодарил над ней и подал ее ученикам, сказав: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк 14. 22-23; Мф 26. 26-28: «...изливаемая во оставление грехов»). Установительные слова в Евангелии от Луки: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22. 19b); «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22. 20) (об особенностях повествования в Евангелии от Луки см. в ст. Евхаристия ). Евангелист Иоанн относит к этому событие умовения И. Х. ног учеников как поданный Им пример взаимного служения (Ин 13. 1-17; см. Умовение ног ).

http://pravenc.ru/text/293939.html

И стал он, как сказано в тексте, копать колодези, «колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею» ( Быт.26:15 ). Первое время «Исаак жил при колодезе видения» ( Быт.25:11 ), и, будучи просвещен колодезем видения, он стал открывать иные колодцы, но сначала не новые, а те, которые выкопал его отец, Авраам. И когда он выкопал первый колодец, сказано, что «филистимляне стали завидовать ему» ( Быт.26:14 ). Однако их ревность не остановила его, не уступил он и их зависти, но, как сказано: «И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его» ( Быт.26:18 ). Таким образом, он откопал те колодцы, которые выкопал его отец и которые завалила землей злоба филистимлян. Он выкопал и другие, новые колодцы «в долине Герарской» – не сам, конечно, а рабы его, «и нашли там колодезь воды живой» ( Быт.26:19 ). Но «спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Неправедность, потому что неправедно поступили с ним» ( Быт.26:20 ). Исаак удалился от их злобы и выкопал «другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Вражда. И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Пространство, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле» ( Быт.26:21–22 ). Хорошо сказал святой Апостол, когда рассуждал о силе тайн: «И кто способен к сему?» ( 2Кор.2:16 ). И сходным образом – нет, скорее, очень несходным, в той мере, в какой мы ниже его – мы тоже, видя такие великие глубины в тайне колодезей, говорим: «И кто способен к сему?» Ибо кто может объяснить, как подобает, либо тайны великих колодезей, либо тайны того, что, как сказано, было сделано для этих колодезей, если только не призовем Отца живого Слова и Он Сам удостоит вложить слова в уста наши, чтобы смогли мы зачерпнуть хоть немного «воды живой» ( Быт.26:19 ) для тебя, жаждущего напиться из этих колодезей, которые столь обильны и многочисленны?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2Мак.15:14 . (На вопрос о нем) Ония отвечал, говоря: сей братолюбец есть много молящийся о народе и святом граде Иеремия, пророк Бога. 2Мак.15:15 . А Иеремия, простерши десницу, дал Иуде золотой меч, и подавая его, сказал вот что: 2Мак.15:16 . прими сей святый меч, как дар Бога, которым ты сокрушишь врагов». 2Мак.15:17 . Ободренные сими речами Иуды, столь хорошими и могущими устремить к доблести, и души юных направить, иудеи решились не окопаться, а отважно начать и покончить дело, нагрянув со всем мужеством; ибо и город и святыни и храм были в опасности. 2Мак.15:18 . Борьба за жен и детей, еще же и братьев и родных, была для них делом менее важным: величайшее же и первое опасение было за священный храм. 2Мак.15:19 . А у оставшихся в городе, немалая была печаль и смущение о сражавшихся на поле. 2Мак.15:20 . И когда все уже ожидали наступающаго окончания дела, и когда враги уже сгустились, и воинство было поставлено в строй, и слоны размещены в надлежащих местах, а конница разставлена по углам; 2Мак.15:21 . тогда Маккавей, видя строй такого множества воинов, и пестроту приготовленных оружий, и свирепость зверей, простер руки к небу, и призывал чудотворящаго Господа всевидца, зная, что не от оружий победа, но Сам Он, как ему разсудится, дарует победу достойным. 2Мак.15:22 . А призывая Его, он говорил так: Ты, Владыко, посылал ангела твоего при Езекии царе иудейском, и поразил он, в ополчении Синнахирима, сто восемдесят пять тысяч. 2Мак.15:23 . И ныне, Обладателю небес, пошли ангела добраго пред нами на страх и трепет врагам. 2Мак.15:24 . Величием мышцы Твоей да будут поражены пришедшие с хулением на святый народ Твой. Так он кончил мольбу. 2Мак.15:25 . А бывшие с Никанором шли под звуки труб и песней. 2Мак.15:26 . Бывшие же с Иудою, призывая Господа и молясь, сразились с неприятелями. 2Мак.15:27 . И руками сражаясь, а в сердцах моля Бога, они положили на месте не менее тридцати пяти тысяч, весьма обрадованные проявлением Бога. 2Мак.15:28 . Переставши же биться, и с радостию возвращаясь, они узнали, что Никанор прежде других пал во всеоружии своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.15:24 . А список с них написал Симону первосвященнику. 1Мак.15:25 . Антиох же царь ополчился у Доры вторично, безпрестанно приближая в ней руки, и устраивая машины, и запер Трифона так, что ни войти ни выдти. 1Мак.15:26 . И послал к нему Симон две тысячи мужей избранных воевать вместе с ним, и серебро и золото и достаточную утварь. 1Мак.15:27 . Но он не захотел принять сего, а отверг все, в чем условился с ним прежде, и отчуждился от него. 1Мак.15:28 . И послал к нему Афиновия, одного из друзей своих, да сообщит ему речь сию: вы владеете Иоппиею и Газарою и Акрою, что в Иерусалиме, городами царства моего. 1Мак.15:29 . Пределы их вы опустошили, и произвели великий вред на земле, и овладели многими местами в царстве моем. 1Мак.15:30 . И так теперь отдайте города, которые вы заняли, и подати с тех мест, которыми вы завладели, вне пределов Иудеи. 1Мак.15:31 . А не то, дайте за них пятьсот талантов серебра, да за вред, который вы причинили, и за подати с городов – другие пятьсот талантов: а не то, мы придем и поратуем вас. 1Мак.15:32 . И пришел Афиновий друг царя в Иерусалим, и видел славу Симона и клеть (κυλικεον) с золотою и серебряною утварию, и пышность не небольшую, и удивился, и поведал ему слова царя. 1Мак.15:33 . И отвечав Симон сказал ему: ни земли чужой не заняли мы, ни чужих благ не удержали, а владеем наследием отцов наших, которым враги наши в некое время возобладали. 1Мак.15:34 . Мы же в свое время возвратили наследие наше и отцов наших. 1Мак.15:35 . А что касается до Иоппии и Газары, которых ты требуешь; то оне сами причинили народу вред великий в стране нашей; за них мы дадим талантов сто. И не ответил ему Афиновий ни слова. 1Мак.15:36 . А возвратился, разъяренный, к царю, и поведал ему слова сии, и славу Симона и все, что видел: и разгневался царь гневом великим. 1Мак.15:37 . Трифон же, севши на корабль, убежал в Орфосию. 1Мак.15:38 . И поставил царь Кендевея воеводою приморской страны, и дал ему рати пешия и конныя. 1Мак.15:39 . И приказал ему расположиться пред лицем Иудеи, так же приказал ему состроить Кедрон и укрепить города, и воевать народ. Сам же царь погнался за Трифоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но Христос, 36 порицая, говорит: «Что смущаете женщину? ( Мф.26:10 ). Зачем обвиняете человека помимо прежних зол в новых? Достаточно пострадал род женщин. Пусть никто не препятствует их спасению. Пусть никто не порицает омывшую миром ноги, ради нее ступавшие по земле. Ибо нищих имеете с собою ( Мф.26:11 ), примите же и Меня с нищими, потому что ради вас обнищал Я, будучи богатым, дабы вы обогатились Моей нищетой. Вы убиваете Меня и Я не обвиняю, а она готовит Меня к погребению, и вы ропщете? Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению ( Мф.26:12 ). Неужели ты не стыдишься, Иуда, что она, будучи грешницей, почитает Меня миром, а ты, хотя и апостол, глумишься надо Мной продажей. И женщина приготовляет то, что нужно к погребению, а ученик предает на смерть. Я знаю, что эта женщина – грешница, но она подарила Мне то, что имела – источник слез, умилостивляя источником Источник, принося невещественную жертву нестяжательному Учителю. Но ты, несчастный, даже оцениваешь миро, говоря, что оно стоит триста динариев. Однако ты оцениваешь не для того, чтобы похвалить ее великодушие, ведь всё богатство, собранное от злых дел, она потратила на стоимость мира, но для того, чтобы ропотом показать, что ты впал в ужасное зло, когда понес такой убыток. Но не такой уж большой, если ты не —24— выносишь потери трехсот динариев, а продал Меня, Господа, взяв 37 тридцать! Что вы дадите мне, и я вам предам Его ( Мф.26:15 )? Несчастный! Раб продает Владыку. Порядок извратился: Я искупаю тебя от греха Своей Кровью, а ты продаешь Меня за тридцать оболов? И потом, человек продает Бога? Раз он продает – пусть представит: Кто Тот, к Кому прицениваются? За какую же цену купят Бога? И что так дешево совершаешь сделку? Продает кто-нибудь Бога в образе человека за тридцать оболов как раба, как варвара? И раздели: сколько за воплотившегося Бога, и сколько за явившегося человека? Что вы дадите мне? А ты, что ты желаешь получить? Они ведь не могут дать ничего равноценного Богу. Они предложили ему тридцать сребренников ( Мф.26:15 ). Неужели за тридцать оболов продают безмездного Врача, – Врача, дающего глаза слепым, заставляющего хромых бегать? Это говорю, чтобы навести тебя на мысль, поскольку вы смущаете женщину за то, что она Свободного в мертвых еще и прежде смерти почтила как мертвого, за то, что она миром предзнаменовала благодать погребения и воскресения. Но ты получишь в качестве плода предательства веревку, а память о ней, где ни будет проповедано Евангелие ( Мф.26:13 ), пребудет неизгладимой». Сказал Он, и на деле оказалось так, что миро Аарона и Елеазара прекратилось, и рог иссяк, а алавастр ее увеличивается с каждым веком, сохраняя благоухание памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тема верности народа З. с Яхве вновь поднимается в конце повествования о пребывании Израиля у Синая (Лев 26). При этом вполне ясно выражено условие хранения З. со стороны Яхве - верность Израиля. «Если вы будете поступать по уставам Моим… то Я дам вам дожди в свое время… буду тверд в завете Моем с вами… и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев 26. 3-12). В Лев 26. 15 подчеркивается, что нарушение З. со стороны Израиля повлечет за собой кару. Яхве наведет на них «мстительный меч в отмщение за завет» (Лев 26. 25); но, если народ вернется к Яхве, Он вспомнит З. Свой с Иаковом, Исааком и Авраамом (ср.: Лев 26. 42). Яхве более не хочет, как на Синае, уничтожить его и т. о. разрушить Свой З. с ним. Но Он вспомнит «для них завет с предками», к-рых вывел из земли Египетской (ср.: Лев 26. 44-45). З. в Моаве (Второзаконие) Перед вступлением в землю обетованную Яхве повелевает Моисею заключить З. с израильтянами, чтобы дополнить З. на Хориве (Синае). Поколение Израиля, пришедшее из пустыни, должно «вступить… в завет Господа, Бога… и в клятвенный договор с Ним, который Господь, Бог твой, сегодня поставляет с тобою, дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом…» (Втор 29. 12-13). Во Второзаконии заключение З. предполагает неск. иную по сравнению с откровением на Синае ситуацию, в к-рой народ может оказаться в земле обетованной (напр., если народ пожелает избрать царя или возникнет проблема ложных пророков). При этом утверждаются условия для исполнения теми евреями, к-рые не были у Синая. Для читателей Второзакония, как и для всех последующих поколений, это поколение израильтян, слушающее Моисея перед входом в землю обетованную, является образцом: «Не с вами только одними я поставляю сей завет и сей клятвенный договор, но как с теми, которые сегодня здесь с нами стоят пред лицом Господа, Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня» (Втор 29. 14-15). Структура Второзакония как документа З. имеет параллели с договорами между древневост. империями и вассалами, напр. с хеттскими договорами 2-го тыс. до Р. Х. ( Тантлевский. 2000). Ряд исследователей считают, что это может указывать на то, что книга восходит ко времени Моисея и не является результатом работы богословов VII в. до Р. Х., о чем писали мн. совр. ученые (см. ст. Второзаконие ).

http://pravenc.ru/text/182425.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010