Глава 16. МОЛИТВА – ПИЩА И ЖИЗНЬ ДЛЯ ДУШИ 16.1. Только любовь выше молитвы Считая молитву главнейшим делом в жизни 871 , святые отцы говорят, что она есть «превыше естества человеческого» 872 , «божественнее всех добродетелей» 873 , «царица добродетелей» 874 , так как из нее, как из источника, истекают все добродетели 875 , включая главную из них – любовь 876 . В тех же случаях, когда человеку предстоит выбор между молитвою и делом любви к ближнему, то он, по учению святых подвижников, должен предпочесть молитве дело любви. Ибо, по словам святого Иоанна Лествичника , только «любовь выше молитвы 877 , ибо молитва есть добродетель частная, а любовь объемлет все добродетели» 878 . На основании этого преподобный Никита Стифат говорит, что «если когда поешь песнь молитвы Богу, брат придет и постучится в дверь келлии твоей, не предпочти дело молитвы делу любви, презрев стучащегося к тебе брата, ибо это нелюбезно Богу. Он желает от тебя в это время елея любви, а не жертвы молитвы. Почему, оставя дар молитвы, дай брату беседу любви и удовлетвори его желание. Потом, возвратившись, принеси дар твой Отцу духов со слезами и сокрушенным сердцем, и дух правый обновится во утробе твоей» 879 . 16.2. Молитва человеку необходима, как вода рыбе Важность и значение молитвы для человека побуждает святых авторов «Добротолюбия» неустанно звать всех христиан к прохождению молитвенного подвига. Свидетельствуя, что уму человеческому «свойственно пребывать в Боге и размышлять о Нем» 880 , они призывают «иметь ум всегда в Боге и во время сна, и во время бодрствования, при вкушении пищи и беседе, за рукоделием и всяким другим делом, по слову пророка: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня» ( Пс.15:8 )» 881 . Говоря о том, что человек почерпнет полное довольство лишь в молитве 882 , святые подвижники научают отдавать время в своем каждодневном делании по Богу преимущественно молитве. Прочие же делания, говорят они, привходят только по причине утомления в молитве 883 . Так как без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу 884 , то она является для человека столь же необходимой, как вода – рыбе.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИНКМАР Гинкмар [лат. Hincmarus; франц. Hincmar; нем. Hinkmar] (ок. 806, Сев. Галлия - 21 или 23.12.882, Эперне, близ Реймса), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи. Происходил из знатного франк. рода, с детства был предназначен к духовной карьере, воспитывался в мон-ре Сен-Дени под Парижем, его наставником был Гилдуин (с 815 настоятель Сен-Дени), ученик Алкуина и первый переводчик на лат. язык сб. «Ареопагитики» . В 822 г. вместе с Гилдуином Г. прибыл ко двору имп. Людовика Благочестивого , но в 830 г., после удаления наставника от двора, Г. также покинул придворную капеллу. В 834 г. Г. вернулся, стал советником императора. В 845 г. по указанию западнофранк. кор. Карла II Лысого Г. поставлен архиепископом Реймсским и примасом франк. Церкви вместо низложенного в 835 г. архиеп. Эбона , к-рый продолжил борьбу за Реймсскую кафедру и в 840-841 гг. на короткий срок добился от папы Римского восстановления в сане. Став архиепископом, Г. стремился поправить имущественное положение архиеп-ства, ухудшившееся в период вакации и борьбы за кафедру. Ему удалось подчинить своему влиянию поставленный Эбоном клир (по нормам церковного права из-за низложения Эбона проведенные им рукоположения являлись недействительными). Несмотря на возражения Римского престола, Г. как примас Галлии короновал Карла Лысого. При Г. было закончено строительство кафедрального собора в Реймсе. Он провел реорганизацию архиеп-ства, что впосл. стало причиной для обвинений Г. со стороны имп. Лотаря I в превышении полномочий; однако на Соборе в Суасоне в 853 г. действия Г. были одобрены, в 855 г. это подтвердил папа Бенедикт III . С 852 г. Г. издал ряд постановлений, направленных на укрепление власти архиепископа в провинции и упорядочение местного церковного законодательства (Capitula episcoporum 856, 874, 877 гг.]// Mansi. T. 15. Col. 475-499; PL. 125. Col. 74-804). Проводил политику укрепления церковной дисциплины, искоренения симонии, активно использовал местные Соборы западнофранк. духовенства для проведения реформ. На Соборах Г. приобрел ведущее положение, чему способствовала его активная позиция в споре о предопределении с Готшальком из Орбе. В 858 г. ему удалось объединить западнофранк. прелатов и добиться осуждения захватнической политики Людовика II Немецкого (843-876).

http://pravenc.ru/text/165017.html

Часовня была построена на том месте, где икону встречали по прибытии ее в город и до этого же места ее провожало городское духовенство в день ее выноса из Харькова с. 874]. В 1874 г. часовня была перестроена в небольшой храм , который использовался духовенством для переодевания во время встречи и провод чудотворной иконы. Только в конце 80-х годов XIX столетия в ней стали совершаться службы монахами СвятоПокровского монастыря по воскресным и праздничным дням. Ответственность за храм нес монастырь. Церковь вмещала 100-150 человек, тогда как прикрепленный к ней приход имел более 1000 человек с перспективой роста числа прихожан. Долгое время в стенах и своде храма существовали трещины. Поэтому возникла необходимость в строительстве нового большого храма, который бы удовлетворял всем требованиям нового прихода. В мае 1889 года храм перешел в руки церковно-приходского попечительства, которое теперь находилось при церкви и этот вопрос стал решаться быстрее. В 1890 г. попечительство обратилось за помощью к епархиальному архитектору с просьбой о временном расширении церкви и о составлении плана для постройки новой церкви. План-проэкт был составлен и вскоре одобрен Его Высокопреосвященством архиепископом Харьковским Амвросием . В 1892 г. уже была совершена закладка нового храма. Новая церковь строилась на месте хлебного магазина Харьковского общества государственных крестьян. По плану должна была вмещать до 1500 человек. Стоимость работ предполагалась в размере 45.000 руб., правда, в 1890 г. попечительство располагало только суммой в 15.000 руб.. Получение же недостающего количества денег предполагалось осуществить через частные пожертвования. Жертвователю самой большой суммы денег, который смог бы осуществить строительство южного предела храма, предоставлялась возможность самому выбрать имя святого в честь которого был бы освящен престол. Строительство новой церкви началось 24 июня 1892 года и было окончено через девять лет 23 сентября 1901 года стараниями священника Максима Пономарева. В этот же день храм был освящен преосвященным Иннокентием епископом Сумским. На саму постройку церкви, покупку утвари и т.д. было израсходовано 150 тыс. рублей, жертвователями которых, главным образом, были москвичи.

http://sobory.ru/article/?object=03888

Закрыть Падение в бездну: к 2150 году Прибалтика исчезнет навсегда В противовес природе человека 17.02.2022 660 Время на чтение 4 минуты Источник: ФСК   Литва, Латвия и Эстония стоят на краю демографической бездны. Сбываются худшие прогнозы австралийского издания  Business Insider, который ещё на рубеже смены веков сообщил со ссылкой на исследовательскую компанию  Quartz: к 2050 году население в Восточной Европе (на Украине , в Латвии, Хорватии, Румынии, Молдове, Литве, Польше, Сербии и Венгрии) сократится на 15 %. Не берёмся судить, что происходит в других названных странах, но люди в Прибалтике медленно вымирают. В Эстонии по состоянию на 1 января 2021 года  оставалось  1 330 068 человек. Доля населения старше 65 лет составляла 20,35 % (270 641), младше 14 лет –  16,43 % (218 471). При этом, начиная с 1945 года, количество жителей в ЭССР непрерывно росло, пик пришелся на 1990 год – 1,569 млн человек. На рубеже веков (спустя 10 лет) в стране насчитали лишь 1,397 млн. В Латвии ситуация аналогичная: на 1 декабря 2021 года – 1 874 900 человек (уровень 1959 г.). Последняя перепись проводилась 10 лет назад, насчитали 2 067 887 жителей – на 13% больше. Что касается пика, как и в Эстонии, он пришёлся на 1990 год – 2 668 140. С момента восстановления независимости не прерываются депопуляция и старение населения, идущие как за счёт естественной убыли, так и за счёт эмиграции. Эксперты полагают: к 2050 году в Латвии останется 1,52 миллиона человек, из них 1/3 –  в Риге. В Литве статистики, медики и учёные хватаются за головы: ничего подобного не случалось 60 лет. В минувшем году умерло на 23,3 тыс. больше, чем родилось. Смертность (без учёта ушедших из-за Covid-19 и вызванных им осложнений) увеличилась на 10,1%. В феврале 2022-го на сто жителей в возрасте 15-64 лет приходится 31 человек старше 65 лет и 23 ребенка, включая новорождённых и 14-летних включительно. Обезлюдевшие сельские уголки в республике давно не редкость. В течение минувшего года страну покинули 28 300 постоянных жителей – население среднестатистического района, например Игналинского или Тельшяйского. У литовской эмиграции имеется черта, отсутствующая, например, в Болгарии, Польше, в других странах Восточной Европы, где подавляющую часть уезжающих составляют мужчины. В Литве 50 на 50.

http://ruskline.ru/opp/2022/02/17/padeni...

Блаженный Иперехий. Увещание к подвижникам 859 5. Началом отречения [от мира] для монаха является страх Божий. Монах, не имеющий этого страха, останется вне врат Царства Небесного 860 . 6. Начало жизни монашеской есть благое ведение; неведение же Бога омрачает душу монаха 861 . 7. Благой удел монаха – целомудрие и освящение; без них монах лишается своей доли в наследии отцов. 8. Подвижничество монаха заключается в размышлении над [Священным] Писанием и в творении заповедей Божиих; монах, не посвящающий себя им, не является подвижником 862 . 9. Пища монаха – творить волю Божию 863 , а питие его – осуществление заповедей Христовых; ибо чувственная пища не приближает монаха к Богу 864 , но «проходит в чрево и извергается вон» ( Мф. 15, 17 ). 10. Поступь монаха, шествующего благочестиво, стирает церковные ступени. Благочестива поступь монаха, не переходящего из дома в дом ( Лк. 10, 7 ) 865 . 11. Жизнь монаха должна быть непорочной, чтобы не стать ему посмешищем для «женщин, утопающих во грехах» ( 2Тим. 3, 6 ) 866 . Ибо стрелой искушения, [пронзающей сердце,] является женщина, творящая блуд по домам 867 . 12. Монаху следует [всегда] держать совет с [человеком] разумным, а совет неразумного не должен находить места в сердце его. 13. Монах, бодрствующий в псалмах, славословиях и духовных песнях ( Кол. 3, 16 ; Еф. 5, 19 ), изгоняет прочь ночные призраки 868 . Однако если монах, возгордившись своими свершениями 869 , [начинает] предаваться сну, то он плетет паутину 870 . 14. Добрый монах избавляется от сетей диавольских с помощью крестного знамения 871 . Монах же земной и тяготеющий к земле попадает в западни сатанинские 872 . 15. Дух 873 монаха должен быть постоянно занят деланием благих дел; дух же монаха праздного не может преисполниться благими [дарами Божиими]. 16. Упражнение 874 монаха состоит в непрерывной чреде [добрых] помыслов, следующих друг за другом. Бодрствование же монаха укрощает нечистые помыслы 875 . 17. Пашней монаха является благая душа, плодоносящая по-евангельски [добрые плоды] 876 . Монах, возделывающий ее, вкушает плод, приносимый ею. Сладок сей плод в устах монаха, ибо он – награда за труды его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский характер Беседа с Иваном Дроздовым 03.05.2019 874 Время на чтение 10 минут Иван Дроздов - человек необычайный. Писатель великой и трагической эпохи русской истории, он прошел, как говорится, огонь, и воду, и медные трубы, проявив себя сразу в нескольких ипостасях: журналиста, военного, издателя-литературоведа, критика, писателя, но никогда не был просто свидетелем, соглядатаем - он всегда был в бою, на каждом своем рубеже, за каждую пядь русской жизни. Сейчас Ивану Владимировичу 96 лет, он живет в Сергиевом Посаде, один из последних «антипеределкинцев», когорты русских писателей и поэтов «Радонежского братства». Хочется, чтобы читатели познакомились с этим удивительным человеком и его творчеством. - Иван Владимирович, правда ли, что, будучи автором множества художественных книг и публицистических работ, собкором газеты «Известия», главным редактором издательства «Современник», Президентом Северо-западного отделения Международной славянской академии, вы не окончили ни одного класса общеобразовательной школы? Как это возможно? - Да, готов признаться: в школе я не учился. Как такое могло случиться, если с моего поколения началась в России эпоха всеобщей грамотности? Да, как и все мои сверстники, я, едва мне исполнилось семь лет, с волнением переступил порог школы и проучился в ней две-три недели. Но как только в конце сентября наступили холода, я вынужден был прервать свое образование по причине полного отсутствия теплой одежды. Это было в начале тридцатых годов прошлого столетия, когда по русской деревне прошелся каток реформ: в сусеках нашего дома под метелку вымели муку, зерно и крупу, со двора увели корову, овец и свиней. Деревня наша Слепцовка стронулась с места: по единственной улице неспешно двигались повозки с домашним скарбом, с малыми детишками. 17-летней сестре моей Анне и 15-летнему брату Фёдору отец сказал: «Поезжайте в Сталинград на строительство тракторного завода. И Ванятку с собой возьмите - город не даст ему пропасть».

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/3/russki...

Отрывки из дневника А. В. Горского В числе бумаг А,. В. Горского, сохраняющихся в семейном архиве его родственников, имеется, между прочим, его дневник, собственноручно писанный карандашом на двадцати почтовых листках малого формата. Записи этого дневника начинаются с 29-го декабря 1874 года и оканчиваются 9-м июлем 1875 г. Как известно, это было время последней болезни Александра Васильевича, которая открылась сильным сердечным припадком 21-го декабря 1874 г. и свела его в могилу 11-го октября 1875 г. Дневник этот, как показывает самое его содержание и как можно видеть из некоторых его отдельных выражений, имел специальную задачу и, вероятно, предпринят был по желанию врачей, пользовавших больного. Записи дневника представляют собой подробную историю болезни, при чем А. В. с возможной точностью отмечает все свои болезненные ощущения, наблюдения за различными отправлениями своего организма, отчет о ходе жизни каждого дня, о сне, питании, прогулках и т. д., о посещениях врачей и о поездках к ним в Москву, об их исследованиях, заключениях, советах и предписаниях, о ходе лечения и действии лекарств и т. д. В виду такого специального характера дневника мы не считаем удобным полностью предлагать его вниманию читателей и ограничиваемся лишь отрывками, которые с биографической точки зрения представляют, по нашему мнению, некоторый интерес. 8 января. Среда. Посетил меня Μ. П. Черинов 874 , внимательно обо всем расспросил, всего осмотрел и назначил образ жизни и лечения... Черинов говорит, что прежде 6 или 8 недель нечего и думать о возвращении к служебным занятиям: профессорским и административным, а долго ли оставаться здесь 875 этого определить теперь же нельзя. Нужно видеть действие лекарств; притом я не знаю вашего доктора. Судя по правилам, данным для жизни, он главное значение полагает именно в питании, а не в лекарствах; Бог знает: «обновится ли, яко орля, юность моя». 15 февраля. Суббота. Сон был отлично хорош. Пробудился в конце 5 часа, улегшись по обычаю в 10 часов и вскоре заснув. Ни вчера ни сегодня не выезжал кататься, потому что погода была не благоприятна – холодно, ветрено и сыровато. Днем также уснул. На этом спокойном состоянии основываясь, предполагал в воскресенье отслужить литургию, в первый раз после Р. Хр. Но меня отговорили. Впрочем, решился готовиться к приобщению Св. Таин и без литургии. Улегся после правила в 11 часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РАЗДЕЛ III. О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ Глава 1. Грехопадение и его последствия 1.1. Сущность грехопадения Грехопадение есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди (см.: Рим.5:19 ). В связи с этим событием и его последствиями возникает вопрос о соответствии тяжести преступления прародителей и строгости последовавшего за ним наказания. Эта заповедь – запрет вкушения от древа познания добра и зла – по сути является заповедью поста, воздержания. При этом в христианском понимании пост никогда не являлся самоцелью, пост есть приуготовление. Адаму пост был дан как необходимое испытание его свободной воли, как «закон для упражнения свободы» 874 , чтобы добродетель человека являлась не просто природным свойством, но была обусловлена его суверенным личностным выбором. Таким образом, этот пост являлся не самоцелью, а средством, с помощью которого человек должен был подняться на более высокую ступень совершенства. Но пост, установленный Богом, не мог быть нарушен человеком самовольно 875 . За грехом прародителей, внешне открывающимся как простое непослушание, скрывается страшный грех, который можно определить как нежелание нести свой крест. Бог не только указал человеку цель жизни – совершенство, но и предложил средство для ее достижения. Человеку был предложен труд – физический (возделывать и хранить рай – Быт.2:15 ) и интеллектуальный (наречение имен животных – см.: Быт.2:19–20 ), а также труд постнический, аскетический. Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь, предложенный змием, – вкусите... и вы будете, как боги ( Быт.3:5 ) – путь, который в дальнейшем получил наименование магии. Сущность этого пути заключается в стремлении приобрести знание, власть, силы и способности незаконным образом, не затрачивая для этого никакого труда, прежде всего нравственного. Поскольку первая заповедь в сжатом виде содержала в себе все заповеди, открытые впоследствии через Моисея 876 , грехопадение – это не просто непослушание, а целый комплекс греховных действий и состояний, среди которых блаж. Августин выделял «поругание святыни... духовное прелюбодеяние... воровство... и алчность» 877 . Центральное место среди них занимает гордость, т. е. такая установка сознания, когда весь мир начинает восприниматься человеком в эгоцентрической перспективе, когда человек предпочитает свои желания всему, в том числе и Божественным установлениям, а значит и Самому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ахав Ахав («брат отца», т.е. «весь в отца»): 1) сын и наследник израил. царя Амврия, основателя династии, царствовавший в 874–852 гг. до Р.Х. Время его правления было ознаменовано религ. конфликтами внутри страны и успешной внешнеполит. борьбой за господствующее положение Израиля в Палестине и Сирии. Жена А., деятельная дочь сидонского царя Ефваала Иезавель, склонила мужа к поклонению Ваалу. Почитание тельцов, изготовленных Иеровоамом, должно было в первую очередь заместить собой богослужение в Иерусалимском храме ( 3Цар 12 и след.) и было задумано не как подмена веры в Яхве, а, скорее, как престол для Господа. Но при А. в Израиле офиц. вводится поклонение чужим богам, что означало открытый вызов Яхве со стороны Ваала. Вдохновительницей поклоняющихся Ваалу была царица Иезавель, а ее противником – пр. ⇒ Илия . А. занимал промежуточную позицию. Примечат., что известные нам имена трех его детей связаны с именем Яхве: Охозия, Иорам, Гофолия. Но жена А., все более обретая власть над ним, толкала его к злу. А. соорудил в Самарии капище и жертвенник Ваалу и установил истукан Ашеры ( 3Цар. 16:31–33 ; в Синод. пер. имя «Ашера» передано как «дубрава»); жертвенники Господу были разрушены, а Его пророки истреблены, за искл. тех ста, которых удалось спасти управляющему дворцом Авдию ( 3Цар. 18:4 ; 3Цар. 19:10 ). Зато 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры начали творить свое беззаконие в Израиле ( 3Цар. 18:19 ). На табличках из слоновой кости, найденных во время раскопок дворца А. в Самарии ( 3Цар. 22:39 ), обнаружены изображения чужеземных божеств. (⇒ Мегиддо ;) За поклонение богам плодородия Господь покарал израильтян многолетней засухой и жесточайшим голодом, что было заранее предсказано Илией ( 3Цар. 17:1 ). Илия получил от Господа поручение вызвать пророков Ваала и Ашеры на гору Кармил для публичного свершения над ними Божьего суда; только после этого мог пойти дождь. А. согласился на это. В то время как Ваал никак не проявлял себя, ниспосл. Господом огонь поглотил приготовленную для Него жертву всесожжения. Вслед за этим Илия убил «пророков Ваала» ( 3Цар. 18 ). Это не было актом мести или фанатизма, а соответствовало древнему праву, согл. которому любая форма отпадения от Яхве каралась смертью ( Исх. 22:20 ; Втор. 13:6–15 ). А., вероятно, пришел в смятение, но Иезавель не покорилась. Она стала угрожать Илии смертью, и тот был вынужден бежать. На горе Хорив Господь повелевает ему призвать тех, кто должен исполнить Божий суд над А. и Иезавелью: Илия должен помазать Азаила на царство в Сирии, Ииуя – в Израиле, а Елисея – в пророки вместо себя ( 3Цар. 19:1 ; пророк совершает только два первых помазания, 4Цар. 8:13 ; 4Цар 9:2 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В армии и военных училищах выявили больше двух тысяч заболевших коронавирусом 27 апреля, 2020. Новостная служба Среди заболевших есть и преподаватели, и воспитанники учебных заведений 27 апреля. ПРАВМИР. В вооруженных силах России и военных учебных заведениях обнаружили в общей сложности 2 090 случаев заражения коронавирусом. Данные приводятся в бюллетене Министерства обороны. Так, в вооруженных силах с помощью сплошного тестирования выявили 874 заразившихся. У подавляющего большинства инфекция протекает бессимптомно. Четыре человека находятся в тяжелом состоянии, 15 — в состоянии средней тяжести. Также коронавирус подтвердился у 779 курсантов и слушателей в военных вузах и 192 человек из довузовских учебных заведений. В числе заболевших есть и преподаватели, и воспитанники. Среди гражданского персонала вооруженных сил выявили 245 зараженных. Для профилактики во всех воинских частях и организациях Минобороны ежедневно проверяют температуру у всего личного состава, дезинфицируют транспорт, служебные и жилые помещения. Из-за коронавируса призывные комиссии начнут работать после 6 мая, а отправлять новобранцев на службу будут после 20 мая. Все призывники перед направлением в войска обязательно пройдут тест на COVID-19. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-armii-i-voennyh-uchi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010