От глагола «баять», «говорить»; байка – сказка; бахарь (часто бахорь) – краснобай Бахматовы : Федор Бахматов, крестьянин, 1539 г., Новгород; Иван Григорьев, костромской ямщик, 1604 г. Бахмат – малорослая лошадь (восточн.) Бахметев Юрий Ерофеевич, 1590 г., Арзамас [см. Дунило] Бахмуров Гаврило Матвеевич, 1560 г., Рязань Бахмур – дурнота, головокружение Бахта, Бахтины : Бахтины, XVI в. и позже, Тула; Бахта Федор Логчинов, посадский человек, 1623 г., Гороховец Бахта – бязь, крашенина Бахтей, Бахтеевы : Бахтей, крестьянин, 1545 г., Новгород; Дмитрий и Григорий Ивановичи Бахтеевы, 1603 г., Новгород [Ср. Бехтеевы] Бахт – счастье Бахтиар , Бахтиаровы : Бахтиар Григорьевич Зюзин [см. Зюзя] и Бахтиар Сидоров, первая половина XVI в.; кн. Федор Дмитриевич Бахтиар Приимков-Ростовский [см. Приимок], умер в 1550 г.; от него – князья Бахтиаровы-Ростовские [см. Дивей, Дубовый Нос, Еналей, Челибей] Бахтиар – счастливый (тюрк.) Бахтины , вторая половина XVI в. и позже в Тульском уезде Бача , холоп, 1539 г., Новгород Бачаев Аверкий Чудинов [см. Чудин], земской целовальник, 1672 г., Соль Камская Бачалдины : Вахромей Будило [см. Будило] и Михаил Алексеевичи, 1542 г., Кашин Бачалда, бакалда – рытвина, колдобина Бачарин Тарас, крестьянин, 1495 г., Новгород Бачины, помещики, с конца XV в., Новгород [см. Щавей] Бачмановы : Михаил Бачманов, старец Троицкого монастыря, 1490 г.; несколько Бачмановых, помещики, XVI в., Новгород; Ларя Бачманов, 1510 г., Рязань [см. Секач] Ср. селение Бачманово на р. Оке, недалеко от Коломны Бачура, Бачурин : Бачура, крестьянин, 1545 г., Новго род; Гридя [см. Гридя] Бачурин, 1495 г., Обонежье Башев Степан, губной староста, 1603 г., Владимир; у него сын Муртоза Степанович [см. Муртоза] Баш – голова (тюрк.), башка (рус.) Башенин Семен Дмитриевич, дьяк вел. кн. Ивана III, 1502 г., Дмитров Башина Вассиан, старец Кириллова монастыря, 1515 г. Башкины Семен и Алексей Ивашковы, 1519 г., Переяславль, где в бассейне р. Киржач деревня Баткина; Федор Александрович Баткин-Монастырев [см. Монастырь], начало XVI в., Белоозеро; Матвей и Федор Семеновичи, еретики, середина XVI в., Боровск

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Святитель Макарий был поставлен на Митрополичий престол из архиереев. Предшествующее подобное поставление в Русской Церкви было в 1473 году, когда Коломенский епископ Геронтий был посвящен во Всероссийские Митрополиты. Последующие Митрополиты – Зосима (1490–1494), Симон (1495–1511), Варлаам (1511–1521), Даниил (1522–1539) и Иоасаф (1539–1542) – были избраны из настоятелей монастырей. Первым Митрополитом Московской Руси, поставленным из архиереев, был первый автокефальный Митрополит, святитель Иона (1448–1461; пам. 31 марта). Затем из Ростовских архиепископов был поставлен Митрополит Феодосий (1461–1464), из Суздальских епископов – Митрополит Филипп (1464–1473) и, наконец, Митрополит Геронтий. В толковании на 14-е Апостольское правило, составленном при Митрополите Макарии и вклеенном в Кормчую книгу, говорится о нем: “…поставлен бысть пятый Митрополит своими архиепископы и епископы на Москве в соборной церкви Успения Пречистыя Богородица 42 . Об этом же говорится и в Житии преподобного Даниила Переславского: “…возведен быс[ть] на превеликий престол Росийския Митрополия пресвященнейший архиепископ Великаг[о] Новаграда, Божий человек, дивный Макарий многым молением благочестиваго царя 43 . Благочестие, авторитет, начитанность, просвещенность, образованность, известность, но прежде всего Промысл Божий, возвели святителя Макария на первосвятительский престол Русской Церкви. Между тем некоторые историки видели в поставлении святителя Макария в Митрополиты проявление его связей с Шуйскими, чему в свое время дал убедительную критику церковный историк Е. Е. Голубински 44 . Сложность судьбы Митрополитов Варлаама, Даниила и Иоасафа подтверждают доводы Е. Е. Голубинског 45 . Святитель Макарий – единственный Митрополит, первосвятительское служение которого началось при двух его живых предшественниках, находившихся на покое в монастырях. Непростым было ранее для архиепископа Макария его начало в Великом Новгороде; аналогичная ситуация сложилась и при его вступлении на митрополичью кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

ПСТГУ. Сер. 4. 2011. Вып. 4(23). С. 7-23; Отдел религиозного образования и катехизации, 1991-2011. М., 2011; Елсуков А. В. Приходские организации РПЦ в 1945-1964 гг.: Религ. и гражданская деятельность: На мат-лах г. Москвы и Московской обл.: Канд. дис. Иваново, 2012; Кифа - Патриарший Местоблюститель сщмч. Петр, митр. Крутицкий: Сб. ст. М., 2012; Сурков С. А. Митр. Николай (Ярушевич). М., 2012. (МИЦ; 48); Московская духовная академия (1814-2014): 200 лет в Лавре у Троицы/Отв. ред.: игум. Дионисий (Шленов). Серг. П., 2014; Ювеналий (Поярков), митр. Социальное служение Церкви современному российскому обществу на примере Московской епархии: Докл. на междунар. конф.//Московские ЕВ. 2014. 3/4. С 82-89; Лобанов В. В. Обновленческая Московская богословская академия (1923-1931)//Вестн. ТвГУ. Сер.: История. 2015. Вып. 4. С. 144-154; он же. «Участником контрреволюционной группы не являюсь...»: (Мат-лы следствия 1937 г. по делу обновленческого духовенства г. Москвы)//Угрешский сб. 2016. Вып. 5. С. 166-174; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. (МИЦ; 54). А. Н. Казакевич, Д. Н. Никитин, Т. С. Павлова, В. Г. Пидгайко, свящ. Илия Соловьёв Архиереи Митрополиты Московские и всея Руси, местоблюститель Свт. Феодосий (Бывальцев; 3 мая 1461 - 13 сент. 1464), свт. Филипп I (11 нояб. 1464 - 5 апр. 1473), свт. Геронтий (29 июня 1473 - 28 мая 1489), Сарский еп. Прохор (1489-1490; местоблюститель), Зосима (Брадатый; 26 сент. 1490 - 17 мая 1494), свт. Симон (20 сент. 1495 - 30 апр. 1511), Варлаам (3 авг. 1511 - 17 дек. 1521), Даниил (27 февр. 1522 - 2 февр. 1539), свт. Иоасаф (Скрипицын; 9 февр. 1539 - янв. 1542), свт. Макарий (19 марта 1542 - 31 дек. 1563), Афанасий (5 марта 1564 - 19 мая 1566), свт. Филипп (Колычев; 25 июля 1566 - 4 нояб. 1568), Кирилл III (11 нояб. 1568 - 8 февр. 1572), Антоний (май 1572 - 1581), Дионисий (февр. 1581 - 13 окт. 1586), свт. Иов (11 дек. 1586 - 26 янв. 1589). Патриархи Московские и всея Руси, местоблюстители свт. Иов (26 янв.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА И АДРИАН (Еропкины; 2-я пол. XV - нач. XVI в.), преподобные (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Сестринские, Волоколамские, основатели Сестринского Успенского муж. мон-ря (Изосиминой пуст.) на р. М. Сестре, в 50 верстах к юго-зап. от г. Клина. Святые были родными братьями, сыновьями Юрия Еропкина, принадлежали к дворянскому роду, близкому ко двору вел. кн. Иоанна III Васильевича ( Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 52; ср.: Он же. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV-1-й трети XVI в. М., 1988. С. 232-233). О происхождении святых известно из меновной грамоты 1494/95 г., в к-рой сообщается, что «Захарья Юрьев Еропкин променил свою вотчину деревню Кушалово да и починок Кушаловской своей братье игумену Изосиме да Ондреяну», к-рые взамен отдали дер. Дягилево и 2 селища. При сделке присутствовал «Семен Юрьев сын Яропкин - брат наш» ( Антонов. 1998. С. 62, 2). Наиболее ранний датированный источник, в к-ром упоминается З.,- жалованная грамота тверского кн. Иоанна Иоанновича Молодого от 30 янв. 1488 г. «Успенью святые Богородици в дом... игумену Зосиме з братьею» князь дал «деревню Стервище на реце на Сестрице и на Сосновце», с тем чтобы иноки молились за его родителей, а также «за весь наш род» (АСЭИ. Т. 3. 62. С. 94-95; Антонов. 1998. С. 61-62). Т. о., к 1488 г. Изосимина пуст. уже существовала. В XIX в. исследователи считали, что обитель была учреждена ок. 1479 г., основываясь, вероятно, на правой грамоте, выданной пустыни в 1539 г. В документе приведен допрос «старожильцев», один из которых, Власко Пятой, сказал: «Помню за шестьдесят лет, коли та земля еще вся была за великим князем за тферским, и после того, господине, князь великий Иван Васильевич, пожаловал игумена Изосиму дал ему тое реку Сестрицу к монастырю вверх по Городенку, а вниз по Ламу по реку, а с лесом по обе стороны тое реки» ( Леонид (Кавелин), архим. Правая грамота Клинской Изосиминой пуст. 7047 (1539) г.//ЧОИДР. 1876. Кн. 4. Смесь. С. 7). Однако очевидно, что Власко Пятой говорил не о том, что ок. 1479 г. монастырь существовал, а о том, что в то время земли, о к-рых идет речь, принадлежали Тверскому вел. князю. До 1485 г., когда Тверь была присоединена к Московскому вел. княжеству, Московский кн. Иоанн III не мог жаловать эти земли. Вероятно, Иоанн III передал Успенскому монастырю владения по р. М. Сестре после смерти кн. Иоанна Молодого (1490), когда во главе тверских земель были поставлены наместники Московского вел. князя (возможно, вскоре после 1491-1492, когда шла перепись тверских земель «по-московски на сохи»).

http://pravenc.ru/text/200047.html

Св. Сергий Радонежский † 25 сент. 1392. Мощи его обретены в 1428. Св. Никон Радонежский, ученик св. Сергия, † 17 нояб. 1427. Савва , с 1428. (Упом. в грамоте Василия Васильевича). Геннадий Саматов (записан в Синодике). Зиновий , 1436–45. Досифей , 1446 и 47. Св. Мартиниан 35 , игумен Ферапонтовский, 1447–54; потом отошёл в тот же монастырь. Вассиан Рыло , 1455–66. Переведён в Новоспасский. Спиридон , 1467–74. Авраамий , 1475–78. Паисий , 1478–82; оставил игуменство. Иоаким упом. 1 авг. 1483. Макарий , 1484–88. Афанасий Сук , 1489 и 90. Симон , с 1490, а 22 сент. 1495 хирот. в митрополита Всероссийского. Св. Серапион , с 1495, а 15 янв. 1506 хирот. в архиеп. Новгородского. Досифей , 1506 и 7. Памва Мошнин , 1508–14, упом. 15 дек.; † 6 мая 1515 бывший. Иаков определён 1 апр. 1515–1520, 8 нояб. оставил игуменство. Порфирий определён 2 февр. 1521–1525, в сент. оставил игуменство. Арсений Сухарусов определён в янв. 1526–27. Потом основал Вологодский Арсениев мнтрь. Александр , 1527–29. Иоасаф Скрыпицын , с 1529, а 9 февр. 1539 хирот. в митр-та Всероссийского. Порфирий , 1539–41. Алексий , 1541, а 25 февр. 1543 хирот. в архиеп. Ростовского. Никандр , 1543–45. После архиепископ Ростовский. Иона Щелепин , произведён из келарей, 1546–49. Серапион Курцев , из келарей, 1549, а 14 июня 1551 хирот. в архиеп. Новгородского. Артемий Пустынник , 1551, через 6 ½ месяцев оставил игуменство, а в янв. 1554, обвинённый в ереси, сослан в Соловки. Гурий Лужецкий , 1552, а 17 мар. 1554 хирот. в еписк. Рязанского. Иларион Кирилловец , 1554 и 55. Иоасаф Черный , 1555–60. Архимандриты Елевферий , в 1560. Архим. с 6 янв. 1561. В 1564 хирот. в еписк. Суздальского. Меркурий Дмитровец , 1564–66. Кирилл , 1566, а 11 нояб. 1568 хирот. в митрополита Всероссийского. Памва , 1569, в нояб. заточён в Хутынь. Паки с 1572 по 1575. Феодосий Вятка , архим. Андрониевский, (в отсутствии Памвы) 36 1570–72 (был жив в 1580). [Еписк. Рязанский]. Варлаам , 1575 и 76. Иона , 1576–84. Митрофан Дмитровец , 1584–88. Киприан Балахонец , 1588–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Макарий был поставлен на Митрополичий престол из архиереев. Предшествующее подобное поставление в Русской Церкви было в 1473 году, когда Коломенский епископ Геронтий был посвящен во Всероссийские Митрополиты. Последующие Митрополиты — Зосима (1490–1494), Симон (1495–1511), Варлаам (1511–1521), Даниил (1522–1539) и Иоасаф (1539–1542) — были избраны из настоятелей монастырей. Первым Митрополитом Московской Руси, поставленным из архиереев, был первый автокефальный Митрополит, святитель Иона (1448–1461; пам. 31 марта). Затем из Ростовских архиепископов был поставлен Митрополит Феодосий (1461–1464), из Суздальских епископов — Митрополит Филипп (1464–1473) и, наконец, Митрополит Геронтий. В толковании на 14-е Апостольское правило, составленном при Митрополите Макарии и вклеенном в Кормчую книгу, говорится о нем: “…поставлен бысть пятый Митрополит своими архиепископы и епископы на Москве в соборной церкви Успения Пречистыя Богородица”[ 42 ]. Об этом же говорится и в Житии преподобного Даниила Переславского: “…возведен быс[ть] на превеликий престол Росийския Митрополия пресвященнейший архиепископ Великаг[о] Новаграда, Божий человек, дивный Макарий многым молением благочестиваго царя”[ 43 ]. Благочестие, авторитет, начитанность, просвещенность, образованность, известность, но прежде всего Промысл Божий, возвели святителя Макария на первосвятительский престол Русской Церкви. Между тем некоторые историки видели в поставлении святителя Макария в Митрополиты проявление его связей с Шуйскими, чему в свое время дал убедительную критику церковный историк Е. Е. Голубинский[ 44 ]. Сложность судьбы Митрополитов Варлаама, Даниила и Иоасафа подтверждают доводы Е. Е. Голубинского[ 45 ]. Святитель Макарий — единственный Митрополит, первосвятительское служение которого началось при двух его живых предшественниках, находившихся на покое в монастырях. Непростым было ранее для архиепископа Макария его начало в Великом Новгороде; аналогичная ситуация сложилась и при его вступлении на митрополичью кафедру.

http://pravmir.ru/vazhneyshie-vehi-zhizn...

Архиепископы и Епископы Могилевские и Витебские (с 1803 до 1833 г.): Анастасий Братановский 1797–1805. Архп. с 1801. Варлаам Шишацкий 1805–1813. Архп. с 1808. Даниил Натток-Михайловский 1813–1821. Архп. с 1816. Иоасаф Сретенский 1821–1827. Архп. Павел Павлов (Морев) 1827–1831. Могилевские и Мстиславские (с 1833 г.): Гавриил Городков 1831–1837. Архп. с 1833. Смарагд Крыжановский 1837–1840. Архп. Исидор Никольский 1840–1844. Архп. с 1841. Анатолий Мартыновский 1844–1860. Архп. с 1853. Евсевий Орлинский 1860–1882. Архп. Виталий Гречулевич 1882–1825. Сергий Спасский 1885. Павел Вильчанский 1892–1892. Ириней Орда 1892–1893. Евгений Шерешило 1893–1896. Мисаил Крылов 1896–1904. Стефан Архангельский 1904–1911. Константин Булычев 1911. Гомельское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы: Митрофан Краснопольский 1907. Московская 31 Кафедра в Москве Митрополиты Московские и всея Руси: Феодосий Бывальцев 1461–1464. Филипп 1464–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима Бнадатый 1490–1494. Симон 1495–1511. Варлаам 1511–1521. Даниил 1522–1539. Иоасаф Скрипицын 1539–1542. Макарий 1542–1563. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп Колычев 1566–1568. Кирилл 1568–1572. Антоний 1572–1581. Дионисий 1581–1586. Иов 1586–1589 . Патриархи Всероссийские: Иов 1589–1605 . Игнатий (грек) 1605–1606 (не был признан). Гермоген 1606–1612. (Междупатриаршество 7 лет). Филарет Романов 1619–1633. Иоасаф I 1634–1640. Иосиф 1642–1652. Никон Минин 1652–1666. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким Савелов 1674–1690. Адриан 1690–1700 (последний патриарх). Стефан Яворский , блюститель патриаршего престола, 1701–1721. Архиепископы 32 : Иосиф Волчанский 1742–1745. (С 1745–1748 управлял Крутницкий 33 еп. Платон). Платон Малиновской 1748–1754. Тимофей Щербацкий 1757–1767. Митр. Амвросий Зертис-Каменский 1768–1771. (С 1771 по 1775 управлял Крутицкий еп. Самуил Миславский). Московские и Коломенские (с 1799 г.): Платон Левшин 1775–1812. Митр. с 1787. Августин Виноградский 1818–1819. Митрополиты Московские и Коломенские: Серафим Глаголевский 1819–1821.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Феодорит, незаконный митрополит литовский, 1353–1354» Роман, митрополит литовский, 1354–1361. Митрополит ГалицкийАнтоний, 1371–1392. Митрополит литовский Киприан, 1375–1381, 1382–1389. Митрополиты киевские: 1.   Григорий Болгарин, поставленный в Риме в 1458-ом году, до 1470-го года униат, в последнем году отрекшийся от унии и возвратившийся к православию, † 1472. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 29. Василий Васильевич в четвертый раз, 1447–1462. 30. Иван Васильевич III, 1462–1505. 31. Василии Иванович, 1505–1533. 32. Иван Васильевич IV, Грозный, 1533–1584 (до 1538-го года под опекой матери; с 16-го Января 1547-го года–царь). 16. Александр, сын предыдущего. 1492–1506 (с 1501-го года и король польский). 17. Сигизмунд I, брат предидущего (вместе и король польский), 1506–1548 (в 1544-м году передавший управление Литвой своему сыну Сигизмунду-Августу). 18. Сигизмунд Август, сын предыдущего (вместе и король польский) 1548–1572 (в 1568-м году на Люблинском сейме соединение Литвы с Польшей в одно государство). 14. Феодосий, 1461–1464. 15. Филипп I, 1464–1473. 16. Геронтий, 1473–1489. 17. Зосима, 1490–1494. 18. Симон, 1495–1511. 19. Варлаам, 1511–1521. 20. Даниил, 1522–1539. 21. Иоасаф, 1539–1541. 22. Макарии, 1542–1563. 2. Мисаил, 1475–1480. (Спиридон Сатана, самовольно поставленный в 1474-м или 1475-мть году и не принятый в Литве). 3. Симеон, 1481–1488. 4. Иона Глезна, 1492–1494. 5. Св. Макарий, 1495–1497. 6. Иосиф Болгаринович, 1498–1501. 7. Uoha II, 1502–1507 . 8. Иосиф II, Солтан, 1507– 1521. 9.   Иосиф III, 1522–1534. 10. Макарий II, 1534–1556. 11. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Читать далее Источник: История русской церкви/[Соч.] Е. Голубинского, засл. проф. Моск. духов. акад. – Москва : Унив. тип., 1880-./Т. 2. [Ч. 1]: Период второй Московский : от нашествия Монголов до митрополита Макария включительно. (первая половина тома). - 1900. - VIII, 919 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

, Климент Смолятич 1147–1154 гг., св. Константин I 1155–1158 гг., Феодор1161–1163 гг., Иоанн IV 1164–1166 гг., Константин II 1167–1177 гг., Никифор II 1182–1198 гг., Гавриил. Дионисий упомянут в 1205 г. Матфей упомянут в 1209–1220 гг. Кирилл II 1224–1233 гг. Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя. Кирилл III 1243–1281 гг., Максим 1283–1305 гг. Кафедра перешла во Владимир. Св. Петр 1308–1326 гг. Митрополиты живут в Москве. Св. Феогност 1328–1353 гг., св. Алексий 1355–1378 гг. Преп. Сергий. Св. Киприан 1381–1383,1390–1406 гг. Куликовская битва. Св. Дионисий 1383–1385 гг. Св. Фотий 1408–1431 гг. Исидор 1437–1441 гг. подписал унию и изгнан. 1448 Автокефалия Русской Церкви: св. Иона I 1448–1461 гг., Феодосий 1461–1464 гг., Филипп 1464–1473 гг., Геронтий 1473–1489 гг. Свержение татарского ига. Зосима 1490–1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих. Симон 1495–1511 гг., Варлаам 1511–1521 гг. Даниил 1522–1539 гг., Иоасаф 1539–1542 гг., св. Макарий 1542–1563 гг., Афанасий 1564–1566 гг, св. Филипп 1566–1568 гг. убит во времена Иоанна IV Грозного. Кирилл 1568–1572 гг., Антоний 1572–1581 гг., Дионисий 1581–1586 гг., св. Иов 1586–1589 гг. Установление Патриаршества. Патриархи Всероссийские: св. Иов 1589–1605 гг. низложен Лжедмитрием I. Игнатий 1605–1606 гг., свщмч. Гермоген 1606–1612 гг. Смутное время. Митр. Пафнутий Крутицкий 1612–1613 гг. Митр. Ефрем Казанский 1613г. Митр. Филарет (Романов) 1614–1619 гг. в плену 1619–1633 гг. Патриарх и соправитель царя. Иоасаф I 1634–1640 гг. Иосиф 1642–1652 гг., Никон 1632–1666 гг., Иоасаф II 1667–1672 гг. Большой Московский Собор. Питирим 1672–1673 гг., Иоаким 1674–1690 гг., Адриан 1690–1700 гг., митр. Стефан (Яворский) 1701–1721 гг. , местоблюститель Патриаршего престола. Иосиф (Волганский) 1742–1743 гг., Платон (Малиновский) 1745–1754 гг., Тимофей (Щербацкий) 1757–1767 гг., Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 гг., еп. Самуил Коломенский 1771–1776 гг., Платон (Левшин) 1775–1812 гг., с 1787 г. митрополит. Августин (Виноградский) 1818–1819 гг., Серафим (Глаголевский) 1819–1821 гг., св.

http://pravoslavie.ru/106353.html

Святитель Макарий был поставлен на Митрополичий престол из архиереев. Предшествующее подобное поставление в Русской Церкви было в 1473 году, когда Коломенский епископ Геронтий был посвящен во Всероссийские Митрополиты. Последующие Митрополиты — Зосима (1490–1494), Симон (1495–1511), Варлаам (1511–1521), Даниил (1522–1539) и Иоасаф (1539–1542) — были избраны из настоятелей монастырей. Первым Митрополитом Московской Руси, поставленным из архиереев, был первый автокефальный Митрополит, святитель Иона (1448–1461; пам. 31 марта). Затем из Ростовских архиепископов был поставлен Митрополит Феодосий (1461–1464), из Суздальских епископов — Митрополит Филипп (1464–1473) и, наконец, Митрополит Геронтий. В толковании на 14-е Апостольское правило, составленном при Митрополите Макарии и вклеенном в Кормчую книгу, говорится о нем: “…поставлен бысть пятый Митрополит своими архиепископы и епископы на Москве в соборной церкви Успения Пречистыя Богородица”42. Об этом же говорится и в Житии преподобного Даниила Переславского: “…возведен быс[ть] на превеликий престол Росийския Митрополия пресвященнейший архиепископ Великаг[о] Новаграда, Божий человек, дивный Макарий многым молением благочестиваго царя”43. Благочестие, авторитет, начитанность, просвещенность, образованность, известность, но прежде всего Промысл Божий, возвели святителя Макария на первосвятительский престол Русской Церкви. Между тем некоторые историки видели в поставлении святителя Макария в Митрополиты проявление его связей с Шуйскими, чему в свое время дал убедительную критику церковный историк Е. Е. Голубинский44. Сложность судьбы Митрополитов Варлаама, Даниила и Иоасафа подтверждают доводы Е. Е. Голубинского45. Святитель Макарий — единственный Митрополит, первосвятительское служение которого началось при двух его живых предшественниках, находившихся на покое в монастырях. Непростым было ранее для архиепископа Макария его начало в Великом Новгороде; аналогичная ситуация сложилась и при его вступлении на митрополичью кафедру.

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010