37–39; Митр. Евгений (Болховитинов) Биографическое известие о митрополите Макарии – Вестник Европы, 1818, ч. 102, 21 (ноябрь), с. 25 – 35; Лебедев Н. Макарий, митрополит Всероссийский (1482–1563) М., 1877; Заусцинский К. Макарий, митрополит всея России – ЖМНП, 1881, 10, с. 209 – 259, 11, с. 1 – 38; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви М., 1900, т. 2, кн. 1, с. 744–875; Анисимов В. Митрополит Макарий – Известия. Общества служащих в печатных заведениях. СПб, 1917, 61–62, с. 752–756; Андреев И. Митрополит Макарий как деятель религиозного искусства – Seminarium ondakovianum. Praha, t. 7, s. 227–244; Волнянский Н. Митрополит Макарий – светоч русской культуры – ЖМП, 1947, 6, с. 26–41; Pascal P. Le metropolite Macaire et ses grandes entreprises Litteraires – Russie et Chretiente, 1949 N 1–2, p. 7–16; Leonid, Erzbichof von Jaroslavl und Rostov. Metropolit Makari von Moskau und ganz Russland. Hierarch in entscheidungsreicher Zeit. – Stimme der Orthodoxie, 1963, S 33–39; 1964, 0–1, S29–36; Веретенников П. свящ. Первосвятительская деятельность Макария, митрополита Московского и всея Руси (1563). – Вестник Русского Западно-европейского патриаршего экзархата, 1980–1981; 105–108, с. 213–246, Makari Abt (Weretenni kow) Kommt, lasst uns anbeten Eine ikonographische Skizze um den Moskauer Metropoliten Makari. – Stimme der Orthodoxie, 1984, S 34–37, 46–48; Weretennikow P., Erzpriester Neiligenpaar Der ehrwürdige Alexander Swirski und Metropolit Makari von Moskau – Ibid, N-5, s. 43–48. 9 Сперанский М. Н. Сентябрьская Минея-Четья домакарьевского состава – Сб. Отделения русского языка и словесности СПб., 1899, т. 64, 4, приложения, с. 7. 10 Сперанский М. Н. Славянская Метафрастовская Минея Четья – Известия Отделения русского языка и словесности, 1904, т. 9, кн. 4, с. 173 – 202, Протокол 14-го заседания Славянской комиссии имп. Московского археологического общества (4 октября 1894 г., в помещении Общества) – Древности. Труды Славянской комиссии имп. Московского археологического общества, М., 1895, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Лаппо-Данилевский Г. Состав представительства на Земских Соборах Древней Руси. Литографированные лекции, читанные в Санкт-Петербургском университете. Каталог магазина И.Фадеева в Москве 21, на с. 8. Латкин В.Н. Ответ на рецензию «Возражения г. Карееву на разбор книги г. Латкина».//Юридический Вестник. 1886, т. 22, кн. 1. Латкин В.Н. Законодательные Комиссии в России в 18 столетии. Историко-юридическое исследование. СПб., 1887. (Шифры РГБ: И 440/148; И 136/8). Латкин В.Н. Земские Соборы Древней Руси, их история и организация сравнительно с западноевропейскими представительными учреждениями. СПб., 1885. (Шифры РГБ: М 54/51; S 60/285; С 48/299). Латкин В.Н. Лекции по истории русского права. СПб., 1912. Латкин В.Н. Материалы для истории Земских Соборов. СПб., 1884. (Шифры РГБ: W 50/102). Лебедев А.П. Об участии мipяh на Соборах.// Глубоковский Н.Н. Памяти почившего профессор А.П.Лебедева. Под первым впечатлением тяжелой утраты. СПб., 1908. Лебедев А.П. Уроки и примеры из истории древних Вселенских Соборов применительно к предстоящему Всероссийскому Собору. М., 1907. Лебедева Н. Макарий, Митрополит Всероссийский (1482-1563). М., 1881. (Шифр ГПИБ: Г62 5/7). Ленин В.И. О Самодержавии с Боярской думой и боярской аристократией в ПСС, т. 17, с. 346. Липинский М. Разбор книги Латкина В.Н. Земские Соборы Древней Русии...//Журнал Министерства Народного Просвещения. Отдельный оттиск. (Шифры РГБ: А 183/818). Лихачев Н.П. Государев Родословец и Бархатная Книга. СПб., 1900.//Отд. Отт. Из 1-го выпуска Известий Русского генеалогического общества.(Шифры ГПИБ: Б10/102) Лихачев Н.П. Грамота Царя Бориса Федоровича, выданная «гостю» Гансу Крамеру. СПб., 1913.//Оттиск из Сборника статей в честь Д.Ф.Кобеко. (Шифры ГПИБ: ДБ58/Л65; А45/64; 42 02/25; В137/331). Лихачев Н.П. Думное дворянство в Боярской думе XV столетия. Реферат, читанный 17 марта 1895 года в Императорском обществе любителей древней письменности. СПб, 1896. (Шифры ГИПБ: ДБ23/Л65; Б13 2/64; Г14 5/129). Лихачев Н.П. Местнические дела 1563-1605 годов. Собрание Н.П.Лихачева. СПб., Синодальная типография, 1894. (Шифры ГПИБ: ДБ58/Л65; Б12 1/77; Г14 5/131; 103 3/10).

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

За исключением списка РНБ, ОР, Пог. 829, Полная редакция «Памяти и похвалы» Иакова Мниха встречается в составе особого цикла чтений св. Владимиру на 15 июля. Древнейшая известная рукопись цикла – небольшая книга, видимо, 55 лл., написанная в 1414 г. под наблюдением новгородского книжника Матвея Кусова. Впоследствии она принадлежала гр. А. И. Мусину-Пушкину и, к сожалению, погибла в 1812 г. Сохранились две копии – одна, снятая непосредственно с рукописи (Ермолаевская, РНБ ОР, F 1.295), и копия с Ермолаевской (БАН, 24.4.41). Последняя была опубликована Вс. И. Срезневским . 339 Ермолаевская копия была выправлена по рукописи. В частности, были проставлены йотированные «а» ( ), сначала переданные как обычные «а», уточнены случаи использования . В обоих случаях к обычным «а» и «е» добавлялся сверху хвост. В сборник 1414 г. входили: «Память и похвала» Иакова Мниха; «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (3-я редакция, по определению А. М. Молдована 340 ); служба (две стихиры и три тропаря св. Владимиру, канон свв. Кирику и Улите с кондаком и икосом св. Владимиру после 6-й песни); 4-я редакция Распространенного вида жития св. Владимира (по определению А. А. Шахматова) и житие свв. Кирика и Улиты. Все произведения предназначены для чтения 15 июля, в день памяти свв. Кирика и Улиты и св. Владимира. Произведения о св. Владимире, собранные Матвеем Кусовым (Мусин-Пушкинский сборник), получили наибольшую известность среди исследователей, так как этот цикл включил под 15 июля в свои Великие Минеи Четьи митрополит Макарий (1482–1563). Цикл представлен во всех трех рукописях июльского тома: РНБ, ОР, Соф. 1323 (1538 г.), ГИМ, Син. 996 (1546), Син. 182 (около 1553 г.). Отдельные списки «Памяти и похвалы» известны только с XVII в., а 4-й вид Распространенного жития самостоятельно вообще не встречается. Оба текста неоднократно публиковались вместе. 341 3-я редакция «Слова о законе и благодати» отдельно представлена только фрагментами. В первоначальный авторский текст Илариона здесь входят две вставки: «Слово о Христе и Адаме» и «Пророчества», благодаря которым он уверенно идентифицируется как отрывок 3-й редакции. 342 Ввиду важности сборника рассмотрим подробнее его состав и историю создания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особо следует отметить и почитаемые наряду с иконами, написанные на основе «Сказаний», преимущественно о явлении Богоматери, образы сакральной топографии города и его чудотворной святыни 1831 . Изображения святынь (чудотворных икон Христа, Богоматери, святых, предметов, связанных с их земной жизнью) могли иметь тот же формат и занимать в храмовом пространстве то же место, что и сами святые образа 1832 , и часто сопровождались подробными летописями о чудесах святого и текстами икосов и кондаков. Некоторые из них, возможно, становились «евлогиями» храмов и монастырей, где хранились реликвии. Само «документирование святынь», судя по предложенным примерам, было в поствизантийской иконописи явлением повсеместным, но наиболее продуктивно оно проявилось в русском искусстве. Тема «документирования святынь» в иконописи далеко не исчерпана. Ее изучение, начиная с позднесредневекового периода Древней Руси, тесно связано с исследованиями сложных общественно-политических процессов, происходивших после образования русского централизованного государства в конце XV – начале XVI в. Возникший в это время широкий интерес к историческому прошлому, к отечественным святыням 1833 , импульсом которому во многом послужила еще деятельность новгородского архиепископа Евфимия II (ум. в 1458 г.), а также развитие повествовательности во всех видах творчества привели к появлению в иконописи сюжетов, по-своему отразивших эти тенденции, чему особенно способствовала канонизация русских святых в середине XVI в. при митрополите Макарии (1482–1563). Изображение исторического вида реликвии в иконе становилось новой иконографией. «Документируя святыни» и в последующие века, русская иконопись сохранила ряд важных исторических и археологических свидетельств о них. Galina Sidorenko Stale Tretyakov Gallery, Moscow Documenting the Holy items: The portrayal of relics in late mediaeval icon-painting Relics and shrines account fo r a considerable number of Church feasts, judging by the complete Menology of Eastern Christendom, and the contemporary Orthodox Christian Church calendar. The deposition, transfer, recovery, exaltation and origin of holy relics give rise to monographic subjects worshipped on a par with the icons of Christ, the Virgin and saints.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обе сии последние стены с 1482 по 1508 год построены каменные. Конец Запсковской стены сомкнут был с углом Детинца через все устье Псковы реки сперва в 1537 году деревянною, а в 1631 году каменной стеной со многими на воде воротами, которые заграждались решетками для невпуска судов. Сия перегородка называлась Греблею и по ней был ходячий мост для входа в Детинец сквозь малые ворота, проделанные еще в 1462 году, которые как и мост сей назывались Смердьими; потому что они лежали к слободе Смердями населенной по правому берегу Великой реки на Запсковье. Такая же перегородка через Пскову реку в 1562 году каменная построена была и против Гремячей горы. Сия часть города, по сказанию Польского Историка Гейденштеина, со внутренней части была окопана валом по взятии уже в 1563 году Полоцка Царем Иваном Васильевичем, и укреплена бойницами с привалами из дерна. Он же укрепил и другие части стен построением многих высоких башен деревянных для стреляния с них через стены вдаль пушками. Завеличье не ограждено было ничем и при нашествии неприятелей, яко передовое предместье часто самими Псковичами, а если они не успевали, то неприятелями было выжигаемо. Крайняя большая около города стена в 1632 году окопана еще рвом и валом; а при Государе Петре Великом во время войны со Шведами в 1701 году защищена Бастионами и Болверками. Из всех сих стен уцелели только верхняя около Детинца, нижняя Домантова и крайняя около большого города и Запсковья; а прочие внутренние все уже сломаны и срыты. Вся окружность верхней Крепости или Детинца с Домантовой нижней стеной простиралась на пять сот сажень; второй стены, обнимавшей средний город, на 1325; третьей стены, обходившей, на 1950, а Запсковье на 850 сажень. Всего же вообще города по крайним стенам окружности слишком на 2800 сажень; следовательно площадь всего города горизонтально содержала около 490,000 квадратных сажень, не считая предместий за крайними стенами и Завеличья за рекой Великой. По всем стенам множество было глухих и с воротами круглых и четвероугольных башен высоких, которые в Летописях иногда называются Бойницами и Кострами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Краткое и относительно позднее Житие М. сохранилось в единственном списке XVII-XVIII вв. (РГБ. Ф. 256. 364). В Житии утверждалось, что М. был «царствующаго града Москвы родом», а его отец был «священноиерей Леонтий», хотя в более ранних источниках ни о происхождении М. из Москвы, ни о том, что он был родом из священнической семьи, ничего не говорится, в т. ч. в собственноручных записях иерарха о своих родителях; ошибочно также утверждение о священническом служении М. до поступления в Пафнутиев мон-рь (публ. Жития см.: Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий, митр. Московский и всея Руси (1482-1563). М., 1996. С. 106-108). В списках XVII-XVIII вв. (в т. ч. в составе Хронографа редакции 1599 г.) сохранилась Повесть о кончине М., в к-рой подробно описаны последние дни его жизни. Повесть была издана Г. З. Кунцевичем ( Кунцевич. 1910; см. также публикации: Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 561-567; Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий, митр. Московский и всея Руси (1482-1563). М., 1996. С. 84-98). В Пискаревском летописце содержится «Видение Макария Митрополита о опришнине» (ПСРЛ. Т. 34. С. 190), согласно к-рому М. предвидел установление режима опричнины и усердно молился, чтобы Господь отвратил от Церкви предстоящие бедствия. В «Сказании о иконописцах», распространенном в составе иконописных подлинников, говорилось, что «предивный и пречудный Макарий, митрополит Московский и всея России, писаше многия святыя иконы и жития святых отец. Той бе Макарий митрополит написа образ Успения Пресвятыя Богородицы, и на Соборе правило изложи о писании икон» ( Макарий (Веретенников), архим. Сказание о иконописцах//Макариевские чт. 2005. Вып. 12. С. 36). Соловецкий инок Сергий (Шелонин) , в сер. XVII в. составивший канон всем рус. святым, прославляет М. в 5-м тропаре 8-й песни: «Макария, блаженьству тезоименитаго, святителем славу, со Афанасием Филиппа, и Геронтия, и Даниила, с ними же и Генадия воспоем, животныя светилники, купно со Аркадием и Александром премудрыми» ( Сергий (Шелонин), инок. Канон всем русским святым//АиО. 2002. 2(32). С. 176).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

В 1531 г. Максим был вызван на новый соборный суд. Усталый и измученный жестоким заключением, Максим ограничился заявлениями, что все ошибки в переводах – дело не его, а переписчиков. Но унижение Максима не смягчило его судей: собор отлучил Максима от Причастия и в оковах отправил его в заточение в тверской Отрочь монастырь. Об освобождении Максима тщетно просили афониты, патриархи константинопольский и антиохийский. Безуспешны были так же просьбы самого Максима к Ивану IV и митрополиту Макарию. Москва боялась его разоблачений, и заступничество патриархов, свидетельствуя о его высоком авторитете за границей, могло ему в этом смысле лишь повредить. Впоследствии участь Максима была смягчена: ему разрешили Причащаться, а в 1553 г. перевели в Троице-Сергиеву лавру. В 1554 г. его приглашали на собор по делу о ереси Башкина, но он отказался, в 1556 г. он умер. Творения: Сочинения Максима построены по общему типу и распадаются на три больших отдела: 1) Экзегетические; 2) Полемические – против латинян, лютеран, мусульман, иудеев, армян и язычников; 3) Нравственно-обличительные – имеют особо важный исторических интерес, так как описывают отрицательные явления тогдашней жизни – от взяточничества властей до половой распущенности, от суеверия до ростовщичества. У Максима было немало знаменитых учеников, среди которых: князь Курбский, инок Зиновий Отенский , Герман, архиеп. Казанский. Многие мысли Максима легли в основание постановлений Стоглавого собора. Максим Грек в истории древнерусского образования явился первым посредствующим звеном, которое соединяло старую русскую письменность с западной научной школой. § 32. Святитель Макарий, митрополит Московский (ок. 14821563) Выдающийся представитель русской иерархии. Родился около 1482 г. Пострижение и монашеское воспитание получил в Пафнутиевом Боровском монастыре. По своему настроению и взглядам Макарий может быть причислен к партии иосифлян; но он не был партийным человеком. Он сумел стать миротворцем бурной эпохи и устроителем жизни церковной. Как и Иосиф Волоцкий Макарий был сторонником монастырского общежития. В 1526 г. он стал Новгородским архиепископом. Здесь он прекратил купножитие монахов и монахинь в одних и тех же монастырях. Украшал храм Св. Софии и начал работу по собиранию всех чтимых церковью книг, обретавшихся в русской земле. В 1542 г. Максим стал митрополитом Московским. Он занял кафедру в момент острой боярской борьбы, но продержался до 1563 г. В 1547 – 1549 и 1551 гг. состоялись церковные соборы, оставившие глубокий след в истории, первые два собора решали вопрос о канонизации святых. Стоглавый собор 1551 г. ставил своей задачей обновление русской церкви. Постановления собора затрагивают церковное богослужение, епархиальное архиерейское управление и суд, жизнь высшего и низшего духовенства, монашества, христианскую жизнь мирян. В 1551 и 1557 гг. были предприняты важные ограничения накопления земель в руках церкви. При Макарии была основана первая типография в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

с 5.06.1309 † 5.02.1325 Моисей (Митрофан) архиепископ, свт., рукоположен с 1325 по 1330 на покое, в 1352 вернулся на кафедру Василий (Калика) епископ, свт., рукоположен с 29.08.1331 † 3.07.1352 Моисей (Митрофан) архиепископ, свт., повторно с 1352 по 1358 на покое; † 25.01.1362 Алексий архиепископ, рукоположен с (12.07.) 1360 по (22.04.) 1388 на покое; † 3.02.1389 Иоанн (Порфирьев) епископ, рукоположен с 17.01.1388 по 20.01.1414 (избран 7.05.1387) на покое; † 24.06.1417 Симеон (Сампсон в иноках) архиепископ, рукоположен с 22.03.1416 (избран 11.08.1415) † 15.06.1421 Феодосий избран, не был рукоположен с 1.09.1421 по 30.08.1424 изгнан; † 29.09.1425 Евфимий I (Брадатый Емилиан) архиепископ, рукоположен с сентября 1424 † 1.11.1428 (1429) Евфимий II (Вяжицкий) архиепископ, свт., рукоположен с 26.05.1434 (избран с 13.11.1429) † 11.03.1458 Иона архиепископ, свт., рукоположен с февраля 1459 † 5.11.1470 Феофил архиепископ, свт., рукоположен с 15.12.1471 по 24.01.1480 (избран 15.11.1470) заточен в Чудов монастырь, в июле 1482 отрекся от кафедры; † 26.10.1482 Сергий архиепископ, рукоположен с 4.09.1483 по 24.06.1484 удалился в Хутынский монастырь и принял схиму; † 9.04.1495 Геннадий (Гонзов) архиепископ, свт., рукоположен с 12.12.1484 по 26.06.1504 вынужденно отрекся от кафедры; † 4.12.1504 Серапион архиепископ, свт., рукоположен с 15.01.1506 по 1509 Лишен кафедры и сослан в Андроников монастырь, в 1512 удалился в Троице-Сергиев монастырь † 16.03.1516 Междуархиерейство семнадцать лет. Макарий архиепископ, свт., рукоположен с 4.03.1526 по 16 (19).03.1542 митрополит Московский и всея Руси Феодосий архиепископ, рукоположен с 18.06.1542 по май 1551 удален на покой в Иосифо-Волоцкий монастырь † 26.02.1563 Серапион (Курцов) архиепископ, рукоположен с 14.06.1551 † 29.10.1552 Пимен (Черный) архиепископ, свт., рукоположен с 20.11.1552 по февраль 1570 лишен кафедры † 25.09.1571 Леонид архиепископ, рукоположен с 4.12.1571 по октябрь 1575 лишен кафедры † 20.10.1575 (убит в Новинском монастыре)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В XIII в. сродник св. Константина, князь Георгий Ярославич, возобновил сей храм, существовавший после того более 300 лет; но иноческой обители тогда при нем еще не было. – Царь Иоанн Васильевич, проходя, в 1553 г., с войском под Казань, и молясь в этой церкви, произнес при гробах Муромских князей обет создать тут, по благополучном возвращении, монастырь. В следствие чего, в 1555, приступлено к перестройке ветхой Благовещенской церкви; при чем найдены мощи сих святых нетленными; а в 1563, Царь, исполняя обещание, устроил на свой кошт обитель, и церковь сделал соборной, в которой и почивают мощи св. Князей Муромских Константина и чад его Михаила и Феодора, в одной раке. АРХАНГЕЛЬСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Юрьеве-Польском; находится под управлением архимандрита. Монастырь этот в конце XIII века уже существовал; когда ж именно основан, точных сведений нет. В нем 6 церквей каменных, старинной архитектуры, из которых: 1) соб. Архангела Михаила, с приделом Пророка Илии; она построена, вместо древней, в 1560 году, здесь почивают под спудом мощи князя Димитрия Святославича Юрьево-Польского 1 , сына В. К. Святослава III ; он скончался в иноч. и схиме , в 1269 году. 2) Знамения Богородицы, теплая. 3) Иоанна Богослова, над святыми вратами. Сверх того, в 1 версте от обители, деревянная церковь Апостолов Петра и Павла, бывшая некогда соборною в отдельном монастыре (см. Петропавловской Юрьево-Польский мон.). УСПЕНСКИЙ-КОЗЬМИН, муж. 3 класса, в Юрьево-Польском уезде, на реке Яхроме, в 40 верстах от Владимира, на урочище, называемом в древности Хвахматица; находится под управлением игумена. Он основан около 1482 года Преподобным Козьмой, который и был здесь первым игуменом; мощи его почивают под спудом в Успенской соборной церкви сего монастыря. В этом храме находится явившаяся Препод. Козьме, в 1482 году, Чудотворная икона Божией Матери, называемая Яхромскою; празднество которой совершается 14 Октября. В числе преемников св. Козьмы известны: инок Илларион, муж добродетельный, который здесь и погребен, и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

рукоположен с 26.05.1434 (избран с 13.11.1429) 11.03.1458 Иона, архиепископ, свт. рукоположен с февраля 1459 05.11.1470 Феофил, архиепископ, свт. рукоположен с 15.12.1471 по 24.01.1480 (избран 15.11.1470) заточён в Чудов монастырь, в июле 1482 отрёкся от кафедры; 26.10.1482 Сергий, архиепископ рукоположен с 04.09.1483 по 24.06.1484 удалился в Хутынский монастырь и принял схиму; 9.04.1495 Геннадий (Гонзов), архиепископ, свт. рукоположен с 12.12.1484 по 26.06.1504 вынужденно отрёкся от кафедры; 04.12.1504 Серапион, архиепископ, свт. рукоположен с 15.01.1506 по 1509 лишён кафедры и сослан в Андроников монастырь, в 1512 удалился в Троице-Сергиев монастырь; 16.03.1516 Междуархиерейство семнадцать лет Макарий, архиепископ, свт. рукоположен с 04.03.1526 по 16 (19).03.1542 митрополит Московский и всея Руси Феодосии, архиепископ рукоположен с 18.06.1542 по май 1551 удалён на покой в Иосифо-Волоцкий монастырь; 26.02.1563 Серапион (Курцов), архиепископ рукоположен с 14.06.1551 29.10.1552 Пимен (Чёрный), архиепископ, свт. рукоположен с 20.11.1552 по февраль 1570 лишён кафедры; 25.09.1571 Леонид, архиепископ рукоположен с 04.12.1571 по октябрь 1575 лишён кафедры; 20.10.1575 (убит в Новинском монастыре) Александр (Бердов), архиепископ рукоположен с 12.09.1576 по 30.01.1589 переименован и возведён в сан митрополит Новгородского и Великолуцкого Новгородская и Великолуцкая С 26 января 1589 года Имена Сведения Александр (Бердов), митрополит бывший архиепископ Новгородский и Псковский с 30.01.1589 02.06.1591 Варлаам (Белковский), митрополит рукоположен с 20.02.1592 15.04.1601 Исидор, митрополит рукоположен с 06.02.1603 (1604) 10.04.1619 Макарий, митрополит бывший архиепископ Вологодский и Великопермский с 22.07.1619 12.09.1626 Киприан (Старорусенков), митрополит бывший митрополитСарский и Подонский с 20.10.1626 17.12.1634 Аффоний, митрополит, свт. рукоположен с 08.03.1635 по 07.01.1649 удалился на покой в Хутынский монастырь; 06.04.1653 Никон, митрополит рукоположен с 11.03.1649 по 25.07.1652

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010