И тако певши надгробныя песни, и положиша и в церкви Святого Спаса честне и боголепне. В) Пространный вид Проложной редакции Пространная статья Проложной редакции состоит из двух частей: первая представляет биографическую справку о князе Федоре с восхвалением его христианских добродетелей, вторая – совпадающий с Кратким видом рассказ о последнем дне жизни князя, его пострижении и кончине. Еще Н. И. Серебрянский отметил, что биография-характеристика Федора присоединена к рассказу о его кончине чисто механически, с повтором слов о пострижении Федора в монашество и неудачным исправлением дня пострижения (18 сентября) на день кончины (19 сентября) 501 . Таким образом, Пространный вид Проложной редакции является производным от Краткого вида. Этот вывод, сделанный Серебрянским на основе анализа всего четырех списков Проложной редакции, можем подтвердить данными более 80 списков, выявленных к настоящему времени. Внесем уточнение: Пространный вид является производным от Краткого вида варианта Б. Заголовок Пространной статьи под 19 сентября: «В тои же день преставление благовернаго и христолюбиваго князя Феодора Смоленьскаго и Ярославьскаго» (СПФИРИ, ф. 115, 126). Перечислим списки: 1) СПФИРИ, ф. 115 (Собр. рукописных книг), 126. Пролог (л. 361 об. – 363), 1474 г. Представлена только вторая часть статьи, но в нее попали слова из первой части: «Сии бо бысть 10 по Володимери, сын великаго князя Ростислава». 2) РНБ, Кирилло-Белозерское собр., 22 1099. Сборник с выписками из Пролога (л. 389 об. – 392), 1476 г.; текст написан рукой известного книгописца Ефросина. Сборник описан 502 и датирован 1450– 1470-ми годами. Но исследователи не заметили помету на л. 391 об., имеющую непосредственное отношение к рассказу о Федоре Ярославском: «177 … до 84», которую необходимо понимать в том смысле, что от 6807 г. (года смерти Федора) до 6984 г. прошло 177 лет. На основании данного расчета лет определяем время написания статьи о Федоре как 1476 г. 3) РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 305. Сборник (л. |
357 ...из Щмалотъ... – Иван IV считал, что Густав Ваза происходил из Смоланда – провинции на юге Швеции; в действительности род Ваз происходил из провинции Упланд. 358 Стенъ Стуръ – Иван IV имеет в виду, очевидно, Стена Стуре Старшего, регента Швеции в 1470–1497 и 1501–1503 гг. (в 1512–1520 гг. регентом был Стен Стуре Младший). 359 ...и в тхъ грамотахъ писано так... – Иван IV далее почти дословно цитирует русско-шведский договор 1537 г. 360 ...о Арцымагнусе корол... – Речь идет о датском принце Магнусе, которого Иван IV признал королем Ливонии. 361 ...арцыбискупу Апсалимъскому... – Архиепископ Упсальский являлся главой шведской церкви и играл важную роль в государственных делах. 362 ...а к тоб пишетъ братомъ, тотъ самъ вдает... – Иван IV намекает, очевидно, на польского короля Сигизмунда II Августа (незадолго до этого умершего), шурина Юхана III. 363 ...мы короля Арцымагнуса пожаловали городомъ Полчевымъ... – Герцог Магнус, брат датского короля Фридриха II, был провозглашен «королем Ливонии» и «голдовником» Ивана IV еще в 1570 г., но после военной неудачи под Ревелем он отказался от этого звания. В конце 1572 г. Иван IV воскресил этот план, пожаловал Магнуса городом Полчевом (Пылтсама) в качестве временной резиденции; некоторое время спустя он обвенчал его со своей племянницей Марией Владимировной. 364 ...прародителе Фредрике... – Речь идет о датском короле Фридрихе I, царствовавшем с 1524 по 1533 г. 365 Керстанъ – Христиан (Христиерн) II, датский король с 1513 по 1524 г.; в 1520 г. захватил Стокгольм и учинил избиение шведской знати – «стокгольмскую кровавую баню»; событие это дало толчок к перевороту в Дании и национальному восстанию в Швеции. 366 ...Крестьянуса на Датцкомъ королевстве посадили. – В Дании королем стал в 1524 г. Фридрих I (дед Фридриха II), но только в 1533 г. его сыну Христиану III удалось овладеть всей страной. 367 ...мы от Августа кесаря родствомъ ведемся... – Иван IV имеет в виду легенду о происхождении русских Рюриковичей (через легендарного Пруса) от Августа, впервые изложенную в «Послании о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы (см. наст. изд. т. 9.). |
1492 . Obolensky D. Italy, Mount Athos, and Muscovy: the three worlds of Maximos the Greek (c. 1470–1556). (Raleigh Lecture): Read 1 June 1981//Proc. of British Academy. 1981. 67. 143–161. Shepard J.//JEH 1984. 35. 308. 1493 . Piovano A. La vie quotidienne au monastère des Grottes à Kiev//Irénikon. 1989. 62. 486–530. 1494 . Piovano A. Santità e monachesimo in Russia. Milano 1990. 1495 . Piovano A. La paternità spirituale nell’antico monachesimo russo (secoli XI-XV)//NS 9 .308). 171–203. 1496 . Piovano A. «Fuga mundi» e missione nel mondo. Il dibattito sul monachesimo russo all’inizio del secolo XX//GV 9 .670). 73–119. 1497 . Piovano A. La vita cenobitica come fattore di rinnovamento nel monachesimo russo//VM 9 .1525). 113–170. 1498 . Piovesana G. K. (SJ) Russian Hesychasm//Diakonia. [USA] 1973. 8(3). 258–265. 1499 . Podskalsky G. Das Gebet in der Kiever Rus’ – seine Formen, seine Rolle, seine Aussagen//Gattung und Genealogie der slavisch-orthodoxen Literaturen des Mittelalters (Dritte Berliner Fachtagung 1988)/Hrsg. Seemann K.-D. Wiesbaden 1992. 139–154. (Veröffentlichung der Abteilung für slavische Sprachen und Literaturen des Osteuropa-Instituts [Slavisches Seminar] an der Freien Universität Berlin. 73). пер.: La prière dans la Russie de Kiev: ses formes, son rôle, ses affirmations//Mille ans du christianisme russe (988–1988). Actes du Colloque Int. de l’Univ. Paris-X (Nanterre), 20–23.01.1988/Ed. Struve N. P. 1989. 59–78. 1500 . Podskalsky G. Der Metropolit Kiprian von Kiev/Moskau, Schüler des Gregorios Sinaites und erster Überbringer des Hesychasmus in Ru βland//OS 1995. 44. 41–48. пер.: Il metropolita Cipriano di Kiev/Mosca e la comparsa dell’esicasmo in Russia//NS 9 .308). 205–215. 1501 . Podskalsky G. Теология киевских митрополитов Киприана и Григория Цамблака и некоторые замечания о современной (нео-)паламитской теологии//Verbum 3 9 .1524). 540–544. 1502 . Prokhorov G. М. L’hésychasme et la pensée sociale en Europe orientale au XIV е siècle//Contacts. 1979. 31(105). 25–63. |
Обращали на себя внимание работы признанного в мире крупнейшего отечественного специалиста по истории Франции времени Жанны д’Арк Владимира Ильича Райцеса (1928–1995) 1468 ; И.П. Медведева по проблемам византийской дипломатики и права 1469 ; О.Г. Чайковской о клюнийской реформе 1470 ; ряд статей и монографий, посвященных средневековым ересям 1471 . Профессор Московского университета Елена Васильевна Федорова, продолжая линию, начатую O.A. Добиаш-Рождественской, подготовила монографию «Введение в латинскую эпиграфику» (M., 1982), где, среди прочего, анализируются особенности христианских латинских надписей древности и Средневековья. Особняком стоят исследования поэта, переводчика, эссеиста и хореографа Валентина Яковлевича Парнáха (псевдоним; настоящая фамилия – Парнох; 1891–1951), который опубликовал в 1930 г. на французском языке книгу «Инквизиция» – собрание монографических статей и переводов (с испанского, португальского и иврита) произведений преследовавшихся инквизицией поэтов-евреев 1472 . Из ближайших к нам по времени историко-церковных исследований отметим также специальные исторические и источниковедческие исследования, посвященные феномену Кельтской Церкви 1473 , и работы по вопросам христианизации Ирландии и Шотландии 1474 ; публикации В.Р. Ваврика по проблемам католическо-православной унии 1475 и труды В.Л. Задворного по различным аспектам истории Католической церкви 1476 ; переводы и исследования Д.Е. Афиногенова по истории иконоборческого периода 1477 . И.Ю. Ващева изучает процесс становления особой системы исторических представлений в Византии на рубеже древности и Средневековья в связи с проблемой восприятия и осмысления первыми христианами собственного исторического прошлого и всей истории человечества, поставленной отцом византийской историографии Евсевием Памфилом 1478 . Архимандрит Кирилл (Говорун) в своей диссертации (PhD), подготовленной в Дарэмском университете (Великобритания), дает широкую экспозицию христологических споров VII в. (в ходе которых в богословский дискурс были введены понятия действия-энергии, а также воли и природных свойств) на основе богословского наследия Максима Исповедника , Анастасия Синаита , римских пап Мартйна, Агафона и др., а также документов Латеранского собора 649 г. и VI Вселенского собора (к сожалению, эта работа встретила пока интерес лишь западного издателя) 1479 . Выпускник исторического факультета МГУ диакон A.B. Занемонец, с 2002 г. проживающий и работающий в Израиле, посвятил ряд исследований проблеме восприятия в Византии условий и смысла Флорентийской унии 1480 . |
111 Рукоп. цветн. сем. библиотеки. Упомянутых доводов двуперстия мы здесь не приводим, считая их общеизвестными. 112 Свед. Верхнейвинских священнослужителей. Так учили и учат раскольники Верх-Нейвинского завода. 116 Свед. Баранчинск. священника. Так учат впрочем б. ч. беспоповцы, а поповцы не отвергают изображения Св. Духа, только не принимают четвероконечного креста. 1 Св. Стефан (сконч. 1396 г.), по преданию, с проповедью Евангелия доходил до Чердыни, которая называлась старою, а потом «Великою Пермью»; следовательно, мог положить здесь семена христианства. Преемники св. Стефана, особенно епископ Иона (сконч. 1470 г.) и Филофей, наиболее успели обратить пермяков, вогул, остяков и другие племена Вел. Перми, известные под именем «Чуди», около половины XV столетия. Русские Новгородские выходцы крещены были ранее. См. Ист. Р. Церкви, преосв. Филарета, пер. 2-й, Воскрес. Лет. у Карамз. т. XV пр. 629. 133 Поморские ответы. Недолжно забывать, что некоторые Пермские поповцы в настоящее время во многом согласны с беспоповцами относительно таинств Церкви. 134 Свед. о раск. Шадр. миссионера 1858 г.; тоже и в других уезд., как показывают донесения других священнослужителей. 140 Эту грамоту см. на стран. 161 на обор.; об исповедании подробнее в 3 ч. см. стр. 159 и далее. 149 Замечательно, что при опровержении заблуждений раскольников, сами они отказываются верить 2-й части сей кормчей, как содержащей гражд. постановления, а если приводят свидетельства из 2 части: то для обольщения неопытных единомышленников. 150 Свед. о раск. Быньг. зав. Екатер. уезда свидет. кормчей выписано буквально из раск. цветника. 152 Свед. сии б. ч. заимствованы из описания поморского раскола, составленного бывшим миссионером свящ. Нытвинск. з. Александром Луканиным в 1859 г. 154 См. рук. тетр. – «сказание от свящ. правил и от учителей Ц., яко неподобает к еретиком схизматиком приобщения имети в молитвах, в ядении и в питии и любви». 155 Свед. заимствованы из цветника, а сюда внесены из Семитолкового Апокалипсиса, очень уважаемого Пермск. беспоповцами, которые всегда и ссылаются на него в спорах с православными. |
" Некрасовцы», как их стали называть после, переселились в Турцию и образовали там первое значительное старообрядческое поселение 1466 . Волнения и уход некрасовцев в Турцию несколько ослабили силу старообрядцев на Дону. Зато в царствование Анны Иоанновны гребенские (терские) казаки, напротив, окончательно перешли в старую веру. Причиной этому послужило решение правительства ввести на Тереке новый порядок. До 1738 г. терские священники служили по-старому, хотя и поставлялись господствовавшей церковью. Когда же при Анне Иоанновне правительство захотело дать им священников нового обряда, то казаки наотрез отказались от этого и стали принимать перешедших в раскол беглых попов. Определить даже приблизительно, какой процент 13-миллионного населения петровской России 1467 твердо стоял на стороне старой веры, невозможно. Можно лишь предполагать, что не менее половины населения земель к северу и востоку от Волги ушло в раскол и не подчинялось официальной церкви. В центре страны, где правительственный контроль был сильнее и где крепостное право давно уничтожило традиции независимого мышления и свободы, старообрядцы держались в городах вроде Калуги и отдельными островами в некоторых имениях Пензенской губернии 1468 . Постоянные экспедиции миссионеров на север, в Новгород, Торжок, Владимир, Тверь, Урал, Нижний Новгород и даже украинские города, как Киев, Чернигов, Стародуб, где жили старообрядцы, свидетельствуют о широком распространении раскола 1469 . Наконец, казачьи области Дона, Нижнего Урала и Терека почти исключительно состояли из приверженцев старой веры. Насилие администрации и церковных миссионеров 1470 при проповеди нового обряда и собирании штрафов отталкивало народ от церкви, и число старообрядцев увеличивалось, а не уменьшалось. Сведения о массовой эмиграции старообрядцев встречаются вплоть до времени Екатерины II.»Зeлo много бегут за кордон, до панов Халецкого, Красальского и других«, (то есть на Ветку) – пишут в Петербург миссионеры в 1721 г. 1471 На Севере старообрядцы сначала уходили в шведские пределы, преимущественно, в Прибалтику 1472 . |
1462 ...как нанявшегося к ним на работу. – Хлебники хотели, видимо, силой удержать у себя работника. 1463 ...кинулся к твоей статуе... – «Прибегать к статуям или изображениям императоров... запрещено... кроме тех случаев, когда под их защиту прибегает человек заключенный в тюрьму людьми более сильными» (Dig. 48, 19, 28, 7). 1464 Лаберий Максим – был дважды консулом: в 89 г. и в 103 г. легатом в Мизии и успешно командовал армией в первую Дакийскую войну. – Вторжение сарматов в Мезию изображено на колонне Траяна, стоявшей в Риме на его форуме. Письмо это – единственный документ, сообщающий об этом вторжении во время первой войны с даками. – Сусаг – лицо неизвестное. – Децебал – царь даков, с которым вел войны Траян. – Пакор – парфянский царь, умер в 112 г. – Каким образом посольство Децебала к Пакору (не одного же Каллидрома посылал Децебал Пакору) могло пройти на берегу Черного моря через места, зависимые от Рима, непонятно. Путешествие Каллидрома приходится на 103–105 гг. 1466 ...из парфянских рудников. – Драгоценных металлов не было ни в западных, ни в центральных округах Парфянского царства, т. е. в Ираке, Иране и на окраинах Армении. Добывали железо, свинец. Около Нишапура были знаменитые и древние копи, откуда брали бирюзу. 1467 Юлий Ларг – ближе неизвестен. Предки его получили римское гражданство, вероятно, в римской колонии, выведенной Юлием Цезарем в Гераклею. 1468 Он, просил меня в завещании принять его наследство... – Наследник должен в течение определенного времени заявить, что он согласен принять наследство. 1469 Гераклея – была когда-то значительным городом и оставалась независимой до 74 г. до н. э., когда Митридат Эвпатор наложил на нее свою руку. – Войны Митридата и хозяйничание местного династа, вырезавшего римскую колонию, выведенную сюда Юлием Цезарем, окончательно ее разорили и подорвали ее значение. – Тиум – «маленький городок, замечательный только тем, что он родина Филатера, родоначальника Атталидов» (Страбон 12, 542, 8). 1470 ...установить игры, которые... будут названы траяновыми. – Такие игры были очень популярны; организованные по образцу Олимпийских игр, они устраивались по всему эллинистическому миру. |
Троекур кн. Михаил Львович Ярославский, 1495 г.; от него – князья Троекуровы [см. Ахмет, Тюмень] Тропин Иван Семенов, подьячий, 1522 г., Москва Тропыня , дворский тверского князя, середина XV в., Кашин Тростенский кн. Александр Андреевич Оболенский [см. Голодный], убит в 1445 г. под Суздалем татарами. Фамилия от села Тростье в Оболенске [см. Козлина, Тетеревик] Трохно – Трофим или Трифон, Новгород Трояков Филя Захаров, дьячок, 1526 г., Белоозеро Трубак Федор, крестьянин, 1580 г., Новгород Трубица Григорий Петрович Вельяминов, первая половина XVI в.; Григорий Андреевич Трубицын, 1613 г., Арзамас Трубников Федор Семенович, середина XVI в., Рязань Трудница Иван, крестьянин, 1564 г., Олонец Трун, Трунов : Труп, крестьянин, 1545 г., Новгород; Трунец Иван, рыболов, 1585 г., Псков; Григорий Трунов, дворцовый дьяк, 1600 г. Трун – тряпье, ветошь; трунить – подшучивать (Даль) Трунин Григорий Протасьевич, 1590 г., Мещера Трупехин Антипп, посадский человек, 1585 г., Псков Трус, Трусов : Матвей Панфилович Трус Воробин [см. Вороба], середина XV в.; от него – Трусовы; Еремей Трусов, посол в Рим к папе, 1537 г. Трус – землетрясение; переносное – страх, трусливый, боязливый Трусанов , крестьянин, 1470 г., Кашин Трутень Алешка, крестьянин, 1498 г., Новгород Труха, Трухин : Труха, крестьянин, 1540 г., Новгород; Караул [см. Караул] Иванович Трухин, 1603 г., Новгород Труха – сор, мелкое сено, древесная гниль; Труха, Трухно – Трофим или Трифон, Новгород Трухан , крестьянин, конец XV в., Новгород Трухач, Трухачев : Трухач, крестьянин, начало XVI в., Новгород; Василий Иванович Трухачев, 1579 г., Ряжск Трушин Михаил, казак, 1636 г., Епифань Трушневы Салтык [см. Салтык] и Висл [см. Висл] Степановы, крестьяне, конец XV в., Белоозеро Трызло Иван, крестьянин, середина XVI в., Новгород; Трызловы, конец XVI в., там же Трынковы Никита и Кузьма Борисовичи, 1550 г., Тверь Тряблый Иван, 1664 г., Двина Тряпка Яковлевич Посохов [см. Посоховы], 1545 г., Новгород Тряс Елизаров, крестьянин, 1571 г., Новгород |
Жегула Никифор, крестьянин, 1627 г., Курмыш Жегуля Изъединов [см. Изъединов], вотчинник, 1540 г., Тверь Жеденев Жедень Семен Иванович Воейков [см. Воейковы], 1625 г. Жедринский Андрей Алексеевич, городовой приказчик, 1539 г., Нижний Новгород [см. Грибан] Жекула Захарович Новосильцев [см. Новосилец], середина XVI в. [Ср. Жукола] Желай кн. Иван Иванович Лыков-Оболенский [см. Лыко] Желвак Григорий, крестьянин, 1592 г., Арзамас Желваков Федор Сидоров, посадский человек, 1646 г., Казань Желвачев Аким, посадский человек, 1620 г., Ржева Владимирова [Ср. Жолвачев] Желда Иван Федорович Плещеев-Очин [см. Плещей, Очи], середина XVI в. Желдыба Якуш, ямщик, 1638 г., Москва; Желдыбин Никифор, посадский человек, 1611 г., Нижний Новгород Железников Десятый [см. Десятого] Борисович, 1568 г., Ярославль Железо Василий, крестьянин, 1495 г., Новгород Желнин Позняк [см. Позняк] Данилов, крестьянин, 1534 г., Переяславль Желна – 1) черный дятел, 2) назойливый человек (Даль) [Ср. Жолна] Желнинский Владимир Матвеевич, 1540 г., Тверь. Фамилия от села Желнина Желоб ( Жолоб ) Пушечников [см. Пушечников], дворянин, первая половина XVI в., Захожская волость Тверского уезда; от него – Желобовы-Пушечниковы Желтиков Тимофей, крестьянин, 1579 г., Шуя Желтоногов Ратман [см. Ратман] Григорьевич, 1590 г., Мещера Желтоух Петр Михайлович Пушкин [см. Пушка], 1639–1684 гг. Желтуков Григорий, крестьянин, 1606 г., Белев Желтухин Евстафий, 1470 г., Белоозеро; Андрей Григорьевич, 1493 г. [см. Ахмат, Рюма, Соболь] Желыба Якуш, крестьянин, 1582 г., Новгород и 1585 г., Псков Желыбало Игоша [см. Игоша], крестьянин, 1610 г., Арзамас Желябовские : Утеш [см. Утеш] Федорович Желябовский, 1563 г.; в XVII в. Желябужские Жемайлов Тимофей Александрович, 1556 г., Кашира; Жемайловы, XVI–XVII вв., Коломна [см. Немир] Жемчугин Иван, крестьянин, 1564 г., Новгород Жемчужник, Жемчужников : Прокофий Жемчужник, крестьянин, 1495 г., Новгород; Иван Жемчужников, дворянин, пристав у черкасских князей, 1584 г.; Василий Терентьевич, 1602 г., Новгород |
Заручившись такой поддержкой, святитель Иона смог все свои силы направить на укрепление Пермской Церкви. Главным делом жизни святителя стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся верований небольших, но очень воинственных народностей Великой Перми — остяков и вогулов. Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры. Подобно первосвятителю Пермскому Стефану, святитель Иона встретил на своем пути немало лишений, опасностей и гонений. Неутомимо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ, поклонявшийся языческому истукану – Золотой бабе. В 1459 году архипастырь уезжал в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности православию. В 1462 году епископ Иона был вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одержав убедительную победу над главными пермскими волхвами, святитель сумел зажечь светом Христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей (по некоторым сведениям, сына того самого Асыки, от руки которого принял кончину святитель Питирим). С помощью этого князя, нареченного во Святом Крещении Михаилом, епископ Иона приступил к искоренению языческих кумирниц и идолов. За 1462–1463 годы проповедью слова Божия епископ Иона окончательно обратил в христианство народы Великой Перми, которую он, по выражению летописца, «добавне крести». В 1468 году пермские земли пострадали от набега казанских татар. Святитель Иона, не щадя своих сил, старался помочь пострадавшим. Пятнадцать лет длилось его святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года святитель Иона мирно отошел ко Господу. По свидетельству летописца, «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в его епископии, близ мощей святых в церкви (Благовещения Пресвятой Богородицы), по левую сторону Герасима и Питирима, епископов Усть-Вымских, чудотворцев. |
| |