1462. Лк. 1. 35. 1463.  Приходящий свыше и есть выше всех (Ин. 3. 31). 1464. Преподобный Иоанн Карпафийский, гл. 81. Добротолюбие. Ч. 4. 1465. Святой Исаак Сирский. Слово 5. 1466. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 1467.  Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори… «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при свое. [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.] (Притч. 3. 27, 28). 1468. Пс. 38. 4, 5. 1469.  …век мой как ничто пред Тобою (Пс. 38. 6). 1470. Закон математики. 1471. Лк. 14. 33, 26, 27. 1472. Преподобный Пимен Великий, Скитский патерик и Достопамятные сказания, гл. 144. 1473. Лк. 8. 2. 1474. Лк. 23. 40–43. 1475. Мф. 9. 13. 1476. Рим. 5. 6, 18. 1477. Мф. 5. 4. 1478. Мф. 18. 11. 1479. Ис. 53. 5–8. 1480. Еф. 2. 14. 1481. Ин. 5. 25. 1482. Мф. 25. 32. 1483. Ин. 11. 39. 1484.  Ангел Господень рече к Филиппу, глаголя: возстани и иди на полудне, на путь сходящий от Иерусалима в Газу: и той есть пуст. Деян. 8. 26. 1485. Пс. 118. 29, 30, 32. 33, 38. 1486. Ин. 11. 23. 1487. Ин. 11. 39. 1488. Ин. 11. 27. 1489. Мк. 11. 23. 1490. Ин. 11. 40. 1491. 1 Кор. 15. 42–44. 1492.  Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним (Откр. 20. 6). 1493.  Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор (Пс. 4. 2). 1494.  Десница Господня высока, десница Господня творит силу! Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс. 117. 16–18). 1495.  Яви нам свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием (Пс. 4. 7, 8). 1496. Пс. 117. 19. 1497.  Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности (Пс. 4. 9). 1498. Притч. 11. 14. 1499. Лествица. Слово 1. 1500. Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 14. Добротолюбие. Ч. 2. 1501.  …идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13. 44). 1502. Ин. 20. 17. 1503. Лк. 15. 6, 9. 1504. Лк. 15. 6, 9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

21 . Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня. 22 . Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. Милосердый Отец вопиет к заблудшему чаду: „Израиль не забывай Меня!“ Нам кажется, что упоминание обеих имен патриарха и первоначального, и дарованного ему, после видения в Пенуеле 1470 , должно останавливать особое внимание. Яков было первоначальное имя „держащего за пяту“ 1471 или „запинателя“, как толковал это имя Митрополит Филарет (Зап. на кн. Бытия, ч. III, стр. 5 изд. 1835). Оно имело пророческий смысл в отношении брата его, но не имело таинственного высшего значения, которое представляло собою Израиль: „князь Божий“ или „Богоборец“. В последнем имени заключались обетования всего будущего народа и среди его рода Давидова, в потомстве которого родился Еммануил 1472 . Не Иаков, представляющий ветхозаветного человека, а Израиль, прообразующий обновленного благодатию человека, увидит искупление рода человеческого и прощение беззаконий, если только: „обратится к Господу, искупившему его“ (ст. 22). 23 . Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле. Прославление Господа во Израиле, но и Иаков, т. е. все ветхозаветные, искуплены Божественным страданием и смертию и изведены из ада, сошедшим во ад Господом ( 1Пет. 3:19 ), и совоскресли с Ним. Радость небес и земли, даже до самой глубины ее, проявляется, потому что искупил Господь Иакова и прославится во Израиле. Мы признаем в этом стихе всецело Мессианское пророчество. С 24-го стиха по 27-й стих говорится о творении мира и о чудесах, явленных Израилю. Стих 28-й есть обещание нового чуда для спасения народа, как мы скажем ниже, 24 . Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю, Нам Христианам почти непонятно, как было необходимо во времена язычества, заразившего и Евреев, выяснять настойчиво догмат о Едином Боге, Творце вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Да веселятся небеса, да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, да ликуют все дерева дубравные» 1469 ; «да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы пред лицом Господа» 1470 : «ибо идет судить землю; Он будет судить вселенную по правде и народы по истине Своей» 1471 . – И вообще, все эти псалмы, составляли поэтическое изложение мыслей Исаии пророка о вечном всемирном царстве Иеговы, до того переплетаются между собою буквально или близко сходными с употребляемыми у него образами и выражениями, что, – если некоторые из этих и других образов и выражений и встречаются в других древнейших или позднейших писаниях, – во всяком случае не может подлежать сомнению, что все они принадлежат одному времени и писателю и были составлены им под влиянием пророчеств Исаии и по подражанию им. Отсюда естественно следствие, что они не могли быть написаны ранее времени Исаии пророка, или точнее говоря, – ранее происхождения последней части его пророчеств (40–66 гл.), и таким образом сама собою очевидна несостоятельность мнения как тех из древних толкователей, которые, следуя раввинскому преданию, что псалмы без надписаний принадлежат писателям, названным в надписаниях предшествующих им псалмов, вместе с 90 и 91 псалмами приписывали их писателю 89-го псалма, пророку Моисею 1472 , – так равно и мнения тех, которые вместе с 70-ю приписывали их Давиду 1473 , может быть первоначально на том основании, что некоторые из образов и выражений, заимствованных по нашему мнению ближайшим образом у Исаии пророка, встречаются уже в псалмах Давида и следовательно самого Давида имели первоначальным своим источником и писателем 1474 . Последнее, впрочем, мнение заслуживает особенного внимания: так как в подтверждение достоверности его указывают на два, по видимому, прямые свидетельства самого свящ. Писания: а) на свидетельство св. Апостола Павла в посл. к Евреям, где приводятся из 94-го псалма последние четыре стиха 1475 с такого рода замечанием, что так «в Давиде Дух святой глаголет (ν Δαβδ λγων, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. Около 1470. Алтарь Монфорте. Картинная галерея, Берлин Поклонение волхвов: какие неожиданные повороты делали художники, изображая Рождество 18 мин., 08.01.2023 Вот волхвы были одного возраста, а потом вдруг… один отрастил бороду, а другой и совсем постарел! Вот они выглядели как чужеземцы, а тут вдруг… нарядились как местные, да еще и короны надели! Что же случилось? Ведь евангельский сюжет тот же, а изображения совсем разные. Разбираемся, как и о чем великие художники разговаривали с современными им зрителями через один из самых распространенных сюжетов в европейской живописи — «Поклонение волхвов». Самое начало: первые века Искусство говорит о Рождестве Христовом и в том числе о поклонении волхвов уже в первые века, когда христианство в Римской империи было еще под запретом: уже среди изображений в римских катакомбах мы встречаем фреску, легко опознаваемую именно как «Поклонение волхвов». Поклонение волхвов. III–IV bb. Греческая капелла, катакомбы Присциллы, Рим Причем сразу в привычной для нас иконографии: трое волхвов один за другим подходят, неся в руках дары, к восседающей на троне Богородице с Младенцем на руках. Хотя фреска сохранилась не очень хорошо, но и силуэтов вполне достаточно, чтобы увидеть все эти детали. Евангелие от Мафея рассказывает нам о поклонении волхвов в начале 2-й главы: Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском… Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

http://foma.ru/poklonenie-volhvov-kakie-...

РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.252. Биржевые ведомости. 7 июля 1911; РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.390. П.М-в. Бабий поход (Письмо из Царицына)//Раннее утро. 13 июля 1911. Голос Москвы. 10 июля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.256. Русское слово. 10 июля 1911. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8771. Л.112, 118; РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.303; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.256. Р.Слово. 10 июля 1911; РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.389. Грандиозное паломничество от Царицына до Камышина; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.355. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.390. П.М-в. Бабий поход (Письмо из Царицына)//Раннее утро. 13 июля 1911; М. О.Илиодор в Саратове//Саратовский вестник. 12 июля 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.387. Многих. Заметки//Всеобщая газета. 14 июля 1911; Там же. Л.390. П.М-в. Бабий поход (Письмо из Царицына)//Раннее утро. 13 июля 1911; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.265. Раннее утро. 16 июля 1911. Там же. Л.340. Филатович Б. Паломничество о.Илиодора (Впечатления зрителя)//Московские ведомости. 10 августа 1911, Там же. Л.356; Проезд о.Илиодора и паломников//Саратовский листок. 27 июля 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.356; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.274. Илиодор в Казани (Второе посещение)//Камско-Волжская речь. 26 июля 1911. Речь в Казани 24 июля. М. О.Илиодор в Саратове//Саратовский вестник. 12 июля 1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.355. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.272 об.; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.266. Современное слово. 17 июля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.297. Николин П. Психоз//Современное слово. 2 августа 1911; Там же. Л.298. Ф.М. " Русь идет! "http://Утро России. 2 августа 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.340. Филатович Б. Паломничество о.Илиодора (Впечатления зрителя)//Московские ведомости. 10 августа 1911; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.356 об.; ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8771. Л.107 об. Рапорт хвалынского уездного исправника. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.376. Утро России. 26 августа 1911. Письмо иер.Илиодора к кн.Мещерскому. Илиодор в Самаре//Саратовский листок. 15 июля 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.388. Русское слово. 13 июля 1911; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.273. Л.5.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/03/...

РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.262. Илиодор и его " святая дружина "http://Утро России. 15 июля 1911; Илиодор и паломники в Нижнем Новгороде//Саратовский листок. 19 июля 1911. И. Пребывание иеромон.Илиодора в Самаре//Голос Самары. 13 июля 1911. Алексеев И. «Ах ты, воля, моя воля»! Посещение в июле 1911 г. иеромонахом Илиодором (С.М.Труфановым) и его сторонниками Казани [Электронный ресурс]//Русская народная линия. URL: РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.269. Филатович Б. Иер.Илиодор в Н.Новгороде (Впечатления зрителя)//Московские ведомости. 21 июля 1911. Там же. Л.274. Илиодор в Казани (Второе посещение)//Камско-Волжская речь. 26 июля 1911; Там же. Л.262. Илиодор и его " святая дружина "http://Утро России. 15 июля 1911. Свой. Илиодоров соблазн//Саратовский листок. 31 июля 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.430. Жалоба обер-прокурору П.А.Никитина; Письмо иер.Илиодора к кн.Мещерскому//РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.376. Утро России. 26 августа 1911; Никитин П. По поводу письма иер.Илиодора к кн.Мещерскому//Саратовский вестник. 25 августа 1911. Письмо иер.Илиодора к кн.Мещерскому. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.376. Утро России. 26 августа 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.340. Филатович Б. Паломничество о.Илиодора (Впечатления зрителя)//Московские ведомости. 10 августа 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.395. Раннее утро. 23 июля 1911; Там же. Л.319. Волжское слово. 26 июля 1911; Вопрос об Илиодоре//Саратовский листок. 19 августа 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.376. Письмо иер.Илиодора к кн.Мещерскому//Утро России. 26 августа 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.305. Одинокий. Возвращение паломников из Сарова//Колокол. 3 августа 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.341. Королев А. О.Илиодор в Царицыне (Путевые впечатления)//Земщина. 11 августа 1911. Там же. Л.341. Королев А. О.Илиодор в Царицыне (Путевые впечатления)//Земщина. 11 августа 1911. Там же. Л.389.; The mad monk of Russia Iliodor. Life, memoirs and confessions of Sergei Michailovich Trufanoff (Iliodor). New York, 1918. P.42.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/03/...

Например, 23 и 26.III.1911. Там же. Л.210, 212. Правда, в первом случае опасались нападения не властей, а старообрядцев. Там же. Л.186 об. Например, 21.III.1911o.Uлuoдop (Там же. Л.206), 22.IIIo.Muxauл (Там же. Л.206. Там же. Л.206-206 об. Со слов вдовы. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.198. Телеграмма еп.Гермогена митр. Владимиру 28.III.1911. Царицынская мысль. 23 марта 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.105. Телеграмма в Синод 28.III.1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.172. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.185. Стремоухов П.П. Ук.соч. С.25, 30. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8769. Л.50, 50 об. Телеграмма министру 17.III.1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.193 об. Там же. Л.186 об. - 187. Там же. Л.189 об. Рапорт полицмейстера 21.III.1911; Царицынская мысль. 22 марта 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.91. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.41. Там же. Л.55. Телеграмма 18.III.1911. Колокол. 25 марта 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д. 259. Л.137. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.117. Л.15. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.66. Телеграмма митрополиту Владимиру 21.III.1911. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8769. Л.54, 73. Телеграммы в министерство 19 и 20.III.1911. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.117. Л.1. Колокол. 25 марта 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д. 259. Л.137. 16.III.1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.184 об. -185. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8769. Л.50-51 об. Телеграмма 17.III.1911 в 5 час. пополудни. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. л.43-44. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.195 об. На собрании 21.III.1911 в реальном училище. По словам еп.Гермогена на собрании в реальном училище 21.III.1911. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.82. Л.1 об. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.189. Рапорт полицмейстера 21.III.1911 помощнику начальника СГЖУ в Царицынском уезде. О.Михаил письмом в редакцию «Царицынского вестника» заявил, что не говорил этого: «сообщая это, «Царицынская мысль» явно «вышибает» истину с страниц своего рептильного органа». (Царицынский вестник. 25 марта 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д. 259. Л.130) Тем не менее, красочная фраза присутствует не только в газетах, но и в рапорте полицмейстера со ссылкой на трех свидетелей.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/30/...

Там же. Л.209. Земщина. 1 апреля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д. 259. Л.174. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.156. Л.36. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.215. Там же. Л.213-214. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.223-223 об. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.231. Л.82. Ответ ген.Курлова 3.IV.1911. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8770. Л.53 об. Речь. 31 марта 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д. 259. Л.173. По другому источнику эта телеграмма не содержала никаких условий: «Через дня два ожидаем приема. Все хорошо. Молитесь» (Голос Москвы. 31 марта 1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.217. РГИА. Ф.516. Оп.2. Д.267, 268. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162в. Л.338. Новое время. Цит. по: Свет. 3 апреля 1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.218. Там же. Л.223 об. Там же. Л.219. Бывший иеромонах Илиодор (Сергей Труфанов). Святой черт. Записки о Распутине. М., 1917. С.61. Русское слово. 27 марта 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д. 259. Л.155. Деньги, очевидно, на новосильское строительство. Русское слово. 2 апреля. Там же. Л.171. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8770. Л.65 об. Проповедь еп.Гермогена за Литургией 3.IV.1911. Братский листок. 14 апреля 1911. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.231. Л.82. 15.V.1911 за трапезой в Иоанновском монастыре Петербурга. Голос Москвы. 17 мая 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.292. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.317 об. Рассказ о.Илиодора об аудиенции 21.V.1911. О решающей роли Императрицы преосв.Гермоген сообщил народу в проповеди 3.IV.1911 (ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8770. Л.65 об.). РГИА. Ф.796. Оп.209. Д.2526. Л.196-197. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.226 об. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8770. Л.65. Русские ведомости. 5 апреля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д. 259. Л.189. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.95. Л.2. Свет. 7 апреля 1911. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8770. Л.53-53 об. ГАСО. Ф.1132. Оп.1. Д.95. Л.1. Черновик телеграммы, посланный о.Илиодором Синоду 28.III.1911. В беловом варианте говорится о «скорби паствы». РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.15-16. Телеграмма Синоду 12.III.1911. Царицынские события. [Конец православной сказки]. Почаев, 1911. С.37; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.218. Телеграмма еп.Гермогена Государю 31.III.1911.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/30/...

   При этом очень хорошо известно, что аргон, являющийся газом, легко просачивается сквозь каменную породу, и нет ни­какой возможности узнать, что в действительности могло про­исходить в каждом конкретном случае.    Особенно грубейшие ошибки характерны для К-Аг (калий-аргонового) метода. Были проведены исследования подводной базальтовой породы недавнего образования, недалеко от Гавайских островов. Известно, что они образовались в резуль­тате извержения вулкана Килауиа. Показания, однако, достигали возраста 22 миллионов лет. Джоун Энгелс писала:    «Сейчас уже очень хорошо известно, что показания калий-аргонового метода, полученные в результате ана­лиза проб различных минералов одной и той же породы могут удивительным образом отличаться друг от друга».     4. Череп 1470    В 1972 году Ричард Лики нашел череп вблизи озера Рудольф в Кении, который по его словам «фактически неотличим» от черепа современного человека. Он был обнаружен под слоем вулканического KBS туфа, возраст которого согласно радиомет­рическим измерениям насчитывал 2,6 миллионов лет. Лики объя­вил, что возраст черепа равен 2,9 миллионам лет, и что он «не соответствует ни одной предыдущей модели возникновения че­ловека». Он получил название KNM-ER-1470 (Kenya National Museum, East Rudolf, # 1470).    Марвин Любеноу предоставил интересный рассказ о деся­тилетней полемике, происходившей вокруг датирования этого черепа.    При первой попытке датирования TBS туфа Фич и Миллер подвергли анализу сырую породу и получили показания от 212 до 230 миллионов лет — возраст Триасового периода, значи­тельно древнее, чем ожидалось. Так как под этим пластом были обнаружены кости млекопитающих, они заявили, что эти пока­зания очевидно являлись ошибочными из-за «возможного скоп­ления постороннего аргона, присутствовавшего в более древней породе». Хотя и порода выглядела вполне доброкачественно, все показания древнее, чем 5 миллионов лет, очевидно не вписыва­лись в известную им «шкалу последовательности эволюцион­ного развития».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

По заказу И. в 1463-1464 гг. был переписан комплект пергаменных служебных Миней. На 2 томах имеются записи писцов: РНБ. Соф. 201 (апр.) и 205 (май). К этому же комплекту могут быть уверенно отнесены рукописи РНБ. Соф. 194 (дек.), 197 (февр.), 209 (июль), БАН. 16.14.14, РГАДА. Ф. 381. 86 (сент.) и, вероятно, 108 (март) (см.: Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикологическое исследование рукописей Новгородско-Софийского собр. ГПБ. М.; Л., 1989. С. 20-21, 23-25; Жучкова И. Л., Мошкова Л. В., Турилов А. А. Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 140-142 40), 154-155 49)). В большинстве летописей, отметивших кончину И., смерть архиепископа отнесена к осени 1470 г. В Строевском списке Псковской 3-й летописи указывается 4 нояб. (Псковские летописи. Вып. 2. С. 170; ср.: С. 172 (5 нояб.)), в Московском своде кон. XV в. и в Новгородской летописи по списку Дубровского приводится дата 8 нояб. (ПСРЛ. Т. 25. С. 284; Т. 43. С. 188). В заглавии Жития И. кончина святителя отнесена к 5 нояб.; как следует из текста, эта дата была назнаменована на гробнице святителя (БЛДР. Т. 7. С. 252). Мнения исследователей по вопросу о дне смерти И. расходятся. Одни авторы придерживаются даты 5 нояб. ( Хорошев. 1980. С. 188; Рождественская. 1988. С. 426 (относит ее к 1471)), другие называют осень ( Бернадский. 1961. С. 270), окт. ( Янин. 1991. С. 117, 118) или нач. нояб. 1470 г. ( Петров. 1995. S. 122. Примеч. 62). Во всяком случае И. скончался до избрания и наречения Новгородским архиепископом Феофила 15 нояб. 1470 г. (см.: Янин. 1991. С. 187). Поскольку в великокняжеском своде 1-й пол. 90-х гг. XV в. кончина И. отнесена к 8 нояб. и эта дата подтверждается Новгородской летописью по списку Дубровского, представляющей собой новгородский свод архиеп. св. Макария ( Лурье Я. С. Летопись Новгородская Дубровского//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 52-54), то данную информацию, по-видимому, следует считать наиболее достоверной (Житие И., составленное, что наиболее вероятно, для Великих Четьих-Миней ок. 1539, является более поздним и менее надежным источником).

http://pravenc.ru/text/578254.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010