«Но какой Исаия предстанет тебе, душа, как предстал он некогда скорбящему Езекии, если не повелит Бог всех?» Как повелит Господь Исаии предстать и мне с доброй вестью, если сам я не хочу этого? Ведь «Бог и святые Его не по месту внемлют молитвам нашим, но по доброму произволению нашего сердца» 1458 ! Для чего просишь ты умножить лета живота своего, душа моя? Чтобы восстать со одра плача твоего и продолжить дни беззаконий твоих? Но посмотри, что сказано в Писании о Езекии, облагодатствованном знамением милости Божией: «Не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев Божий " ( 2Пар.32:25 ). Видишь ли, какова судьба тех, кто с презрением относится к велениям Господа своего, кто ни во что вменяет святые заповеди Его? Посмотри же теперь, как сам человек может преодолеть гнев Божий и обратить его на милость себе: «Но как смирился Езекия в гордости сердца своего, – сам и жители Иерусалима, то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии» ( 2Пар.32:26 ). Видишь ли орудие спасения, которое дано от Господа человеку и которым человек сам, по свободной своей воле, может распоряжаться во благо себе? Видишь ли, как отказ от гордыни сердечной и смирение духа ведут к тому, что Господь прелагает гнев Свой на милость? Как же добиться тебе, душа моя, того умения, которое так необходимо нам, чтобы предстать пред Господом во всей открытости человеческого существа, во всей обнаженности его от всякой гордыни и порока – так, как создан был человек Творцом его, по образу и по подобию Его? Как превратить это умение в навык, сделать его постоянно доступным, чтобы применять его без внешних усилий и понуждений, но так, как мы дышим, – просто и естественно, не осознавая необходимости нашего дыхания, но потому, что оно – непременная часть нашего телесного существа, без которой и само это существо оказывается невозможным? Как приобрести нам это естественное и простое дыхание души? И что может быть таким дыханием, как не молитва? Ведь молитва – это наше непосредственное прикосновение к святости, к Носителю святости – к Тому, Кто Един Свят, Един Господь 1459 . И она – естественна для человека, созданного по образу и подобию Божию: подобное притягивается к Подобному, потому что оно сродственно Ему, потому что оно – часть от Полноты Его. И если Он – Един Свят, то каким иным образом можем мы войти в сияние славы Его, как не путем молитвы – тем путем, который специально предназначен для того, чтобы дать человеку возможность прикоснуться к святыне?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Пророк с твердостью отвечал царю: «Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он – Бог живой. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла». Царь, заинтересовавшись, вероятно, предложением Даниила, позволил; а пророк взял смолы, жиру и шерсти, сварил все это вместе и сделал из этого ком, который и бросил в пасть дракону 1456 ; «божество», проглотив брошенный ему комок, распалось 1457 , а пророк с насмешкой обратился к вавилонянам: «вот ваши святыни!» Едкая насмешка Данила возбудила сильное негодование на него со стороны жрецов, фанатиков-язычников и вообще поклонников Вила и дракона; поднялось возмущение и против самого царя 1458 , которого обвиняли в покровительстве пророку Даниилу, в разрушении Вила, умерщвлении дракона, избиении жрецов: «царь сделался иудеем, говорили в толпе: Вила разрушил и убил дракона и предал смерти жрецов». Масса народа пришла ко дворцу и требовала у царя выдачи Даниила; в противном случае грозила умертвить самого царя со всем его семейством и свитою. В такую критическую минуту царь, как ни уважал своего друга, но в виду своей собственной опасности принужден был выдать пророка; разъярённый народ бросил его в ров львиный, где было 7 львов, которым каждый день бросали по два тела и по две овцы. Здесь пророк пробыл 6 дней и за все это время львов не кормили, чтобы они съели святого старца; но, по устроению Божию, пророк, как и при Дарии, остался невредим. Пища тоже была прислана Даниилу чудесным образом. В Иудее был в то время пророк Аввакум 1459 , который однажды наварил похлебки, приготовил хлеба и думал отнести этот обед на поле жнецам; в это время явился ему ангел 1460 и велел отнести приготовленную пищу в Вавилон к пророку Даниилу в ров львиный. Изумленный Аввакум сказал: «господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю». Тогда ангел взял его за волосы, мгновенно перенес в Вавилон и поставил у рва львиного 1461 , где был заключен пророк Даниил. Аввакум окликнул Даниила и подал ему принесенный обед 1462 ; Даниил, возблагодарив Господа за чудесную помощь, подкрепил себя пищей, а пророк Аввакум так же чудесно был перенесен ангелом опять в Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

То есть сердцем будут хулить Имя Божие всякими унизительными выражениями, вплоть до названия Имени Божия – фикцией, вымыслом человеческим. Такое прославление одними устами Имени Господня после похуления его верою – не угодно Господу Богу. Они должны отречься от синодской грамоты, хулящей и поныне Имя Господне, и от своей собственной хулы, если и сами хулили Имя Божие и поносили исповедников Славы и Божества Имени Господня. И только тогда будет угодно Богу и устное прославление ими Имени Господня, А без отречения от имяборчества и без покаяния за него устное прославление Имени Божия есть словобиение в воздухе, медь звенящая и «всуе призывание Имени Божия». Как может Господь принять от них устное прославление Имени Господня, если сердцем они отвергли его Божество, избили и изгнали за Имя Божие исповедников Афонских и доныне презирают их, гнушаются ими и репрессируют их? Св. Иоанн Златоуст говорит: «Где похулено Имя Сына Божия, там оно уже не приносит пользы призывающим Его» 1458 . Молодые архиереи совсем не знакомы с Афонским имяславческим делом. Некоторые из них, слушая подпевал со стороны и не разобравшись, вслепую хулят исповедников чистого Православия – имяславцев. Это очень прискорбно. Они принимают тяжкий грех на свою душу и заражают им свою паству. Есть архиереи даже и в годах и, может быть, краем уха слышали об Афонском деле, но не прилагают сердца к тому, чтобы познать всю истину в этом вопросе. Недостаточно знакомиться с этим вопросом лишь из постановлений Синода или циркуляров Патриарха Тихона. Чтобы судить или разбираться в этом вопросе объективно, надо изучать литературу обеих сторон и обязательно докопаться до истоков истинной причины возникновения афонской распри среди монахов и появления на Афоне имяборческой ереси, докопаться до причин противоборства двух сторон. Если что и помешает нынешним архиереям беспристрастно и деликатно разобраться в этом вопросе и выявить истинную причину появления имяборчества, так это славолюбие и гордость. Господь говорит: как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете? ( Ин. 5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Сразу же после того, как он оказался в безопасности на нейтральной территории, Н. К. объявил эти условия недействительными как принятые под давлением и угрозами, однако больше в еп-ство он не возвращался (подробнее см.: Hallauer. 2002. S. 155-198). Папа Римский Пий II выступил в поддержку кардинала и личного друга, наложив на герц. Сигизмунда интердикт и др. церковные наказания. Письменные переговоры об их снятии и разделении контроля над епископством между Н. К. и герц. Сигизмундом продолжались при посредничестве папы Римского, имп. Фридриха III и венецианского дожа до последних месяцев жизни Н. К. Мирный договор был окончательно согласован в июле-авг. 1464 г.; еп-ство в лице Н. К. получало обратно замки, значительную часть земель и все церковные права, однако Н. К. соглашался не появляться в еп-стве лично и управлять им только через викария. 2 сент. папский легат по просьбе имп. Фридриха III объявил о снятии с герц. Сигизмунда всех церковных наказаний (см.: Baum. 1983. S. 420-421; Meuthen. 2010. P. 111-116). Сложная ситуация в Бриксене препятствовала философским и научным занятиям Н. К.; между 1453 и 1458 гг. он не создал ни одного нового сочинения, не считая неск. кратких работ по математике. Однако занимавшие его в это время философские, богословские и церковные вопросы нашли яркое отражение в многочисленных проповедях (всего к 1452-1458 гг. относится более 150 проповедей Н. К.; тексты см.: Nicol. Cus. Opera. Vol. 18-19). Последние годы жизни (1458-1464) Сразу же после прибытия в Рим 30 сент. 1458 г. Н. К. оказался вовлечен в деятельность папы Римского Пия II, к-рый называл его своим учителем и видел в нем верного друга и лояльного помощника. Основной стоящей перед ним церковно-политической задачей папа Римский Пий II считал организацию нового крестового похода для борьбы с угрожавшими христ. гос-вам турками и освобождения К-поля. В нач. 1459 г. он призвал европ. государей собраться в Мантуе для обсуждения плана буд. военной кампании. Н. К. скептически относился к проекту в целом, считая, что европ.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Исидор, таким образом, оставив навсегда Русскую («Московскую», как он выражался) митрополию, оставил ее митрополичью кафедру там, откуда он сбежал – в Москве. В. Г. Ченцова, однако, предпринимает бесперспективную попытку связать иерархию Григория Болгарина с общерусскими митрополитами византийского периода через Исидора (с. 113, примеч. 36). Вероятно, исследовательница, не придает значения тому, что между бегством Исидора из Москвы (1441 г.) и поставлением Григория Болгарина в Риме (1458 г.) прошло 17 лет и Исидор успел утратить все права на Киевскую кафедру, чтобы иметь возможность уступить/передать их кому-либо другому . Судя по ответам Константинопольского патриарха Геннадия Схолария сербскому деспоту (составленным около 1454–1456 гг.), Исидор никак не мог признаваться с его стороны законным Киевским митрополитом: он признавал в это время «православным» того митрополита, «который сидит в Москве» (т. е. Иону) . Выходит, что именно митрополит Иона является связующим звеном в этот период между древнерусскими митрополитами и их подлинными преемниками послевизантийского периода, а не «владыка Исидор», как полагает Ченцова. Проблема аргументации Ченцовой связана здесь не только с указанной весьма существенной нестыковкой. Дело в том, что Исидор также не имел никакого отношения (как и другие общепризнанные митрополиты «всея Руси» до него ) и к самой Новогрудской кафедре, которую по прибытии в Литву занял Григорий Болгарин. Единственное, что могло бы действительно обеспечить преемственность Григория от «владыки Исидора», ставшего в 1439 г. папским легатом и кардинадом, это титул «митрополита Киевского и всея Руси», которым оба они пользовались . Однако обстоятельства назначения Григория в Риме на митрополичью «Киевскую» кафедру не позволяют признать присвоение ему данного титула в 1458 г. легитимным деянием . Это была карикатурная попытка Рима подменить православную иерархию Киевской митрополии своей, униатской. Григорий Болгарин оказался на самом деле преемником Исидора не на законной русской кафедре Киевских митрополитов (которой тот вполне справедливо лишился), а на поприще начатой и незаконченной Исидором кампании по обращению Русской Церкви в унию. «Уступка» Исидором Киевской митрополии в пользу Григория, состоявшаяся в Риме в 1458 г., разумеется, не могла иметь никакой законной силы, поскольку «владыка Исидор» к тому времени на Киевскую митрополию уже не мог иметь никаких прав.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Однако и успех Альваро де Луны оказался недолгим: противники добились от короля его отставки и казни (1453; Альваро де Луна был обвинен в том, что околдовал короля). При Энрике IV (1454-1474) знать, стремясь ослабить королевскую власть, создавала лиги, восставала против монарха, добиваясь от него новых пожалований и привилегий, вмешивалась в вопрос о престолонаследии, а магнаты окраинных провинций (Мурсия, Галисия) вели себя как независимые правители. В междоусобных войнах участвовали представители католич. духовенства, напр. Толедский архиеп. Альфонсо Каррильо де Акунья (1446-1482). Нерешительный король объявлял своей наследницей то сестру Изабеллу, то дочь Хуану; он то шел на уступки знати, то пытался их отменить. В результате в стране сформировались предпосылки гражданской войны. Арагонский кор. Альфонсо V Великодушный (1416-1458) проводил активную политику в Италии (в 1442 он подчинил Неаполитанское королевство), однако из-за долгого отсутствия короля управление пиренейскими владениями было расстроено. После смерти Альфонсо V Неаполитанское королевство унаследовал его побочный сын Ферранте, узаконенный с разрешения папы Римского, Арагон - младший брат Хуан II (1458-1479), к-рый, женившись на наследнице наваррского престола Бланке, с 1425 г. являлся королем Наварры. В 1458 г. он объединил Арагон и Наварру, но после его смерти королевства были вновь разделены. В Каталонии комплекс социальных и политических противоречий вызвал гражданскую войну (1461/62-1472). Затем вспыхнуло восстание ременсов (так в Каталонии называли лично зависимых крестьян, на которых распространялись сеньориальные повинности («дурные обычаи», испан. malos usos), в т. ч. ременса - обязанность уплачивать выкуп за право уйти от сеньора, размер выкупа полностью зависел от сеньора). Восстание под рук. Пере Сала (1482-1485), хотя и потерпело поражение, заставило кор. Фердинанда (Фернандо) II Арагонского (см. Фердинанд V (II) ) отменить в Каталонии «дурные обычаи» (Гуадалупская сентенция; 1486). Король Кастилии Хуан II.

http://pravenc.ru/text/674995.html

49 Цари египетские XIX династии, по Манетону были:Рамзес I-й (1464–1458 г.), Сефос I-й (1458–1407 г.), Рамзес II-й великий (1407–1341 г.), Менефта I (1341–1321 г.), Аменемес (1300–1295 г.), Туорис (1295–1288 г.). По памятникам:Рамессу I, Сети I, Рамессу II, Марнефта I, Сети II, Марнефта II (1321–1300 г.), Амеимезес, Сифта и его жена Таузер. См. Бругша Hist. d’Egypt. p. 291.   50 Бругш относить исход евреев к последнему году царствования потому, что допускает гибель Фараона в Черном море. Но ни из истории перехода евреев через Черное море, ни из песни Моисея по переходе нельзя заключать, чтобы погиб сам Фараон; здесь говорится только о потоплении колесниц, коней и воинства Фараонова ( Исх. 14:13–31, 15:1–21 .). 52 Цари XVIII династии у Иосифа Флавия:Амозис 23 г. 4м., Хеврон 13 л., Аменофис 20 л. 7 м., Амессес его сестра 21 г. 9 м., Мефре 12 л. 9 м., Мефрагмутозис 25 л. 10 м., Тмозис 9 л. 8 м., Аменофис 30 л. 10 м., Горус 36 л. 5 м., Акенхерес его дочь 12 л. 4 м., Ратотис его брат 9 л., Акенхерес 12 л. 5 м., Акенхерес 12 л. 3 м., Армаис 4 г. 1 м., Рамессес 1 г. 4 м. Итого 240 л. 7 м. По памятникам:Аагмес 25 л., Аменготеп I (Аменофис) 13, Тауудмес I (Тотмозис) 21, Тауудмес II 22, Тауудмес III 48, Аменготеп II 31, Тауудмес IV 31, Аменготен III 37, 4 незаконных царя, из них Аменготеп IV 11л., 33 г., Гор-ем-геб 12, Рамессу. Итого 242 года. 53 В собрании филологов и ориенталистов в Аугсбурте в 1062 г. Сент. 24–27. Профессор мюнхенский Лаут представил папирус на котором читается: " Anpiy, которые носили камни для укрепления (стражи) великого города Рамес­су Мераму». Кто были Anpiy? Лаут отвечает:евреи. Если так, то, стало быть, они были в Египте при Рамзесе великом. Но это трудно доказать. Много построено и других предположений по этому поводу. Одни видят в Anpiy какой- то ливийский народ, другие иверийцев Кавказа, иные Амордов греков (Zeitschrift der deutschen Morgenland-Gesellschaft. Bd. XII. S. 275. ср. Herzog. Real-Encyklopaedie Heft. 177. р. 447.) 54 Это поклонение Сутеху Лепсиус объясняет так:Сутех соединяет в себе все другие образы божеств чуждых и царь Менефта воздает ему особенную честь, чтобы себя и свое царство поручить его покровительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Упрочение (пусть временное) республиканского строя в Новгороде было в условиях надвигавшегося на Русь единодержавия анахронизмом, результатом своекорыстной политической линии, настойчиво проводившейся Евфимисм и новгородским боярством. И все же годы, когда архиепископский престол занимал Евфимий, для Новгорода были отмечены подъемом во всех областях его жизни. Об этом говорит уже «Евфимьевское возрождение», давшее шедевры архитектуры и живописи, овеянные тоской по ушедшему в далекое прошлое величию Новгорода, успешно противостоявшего в XII в. натиску великих князей Северо-Восточной Руси. Пусть в этом было что-то от «пира во время чумы», но плоды, взращенные Евфимием, позднее войдут в сокровищницу общерусской культуры. И кто знает, не навеяно ли было обращение к древнерусской традиции в Москве конца XV в. в какой-то мере опытом Новгорода середины того же столетия? Мертвые уходят в вечность, но живые остаются. Уже через девять дней после смерти Евфимия новгородцы 19 марта 1458 г. избирают его преемника — Иону. В том же году они совершают опрометчивый шаг, посылая посадника Ивана Лукинича к Казимиру IV с просьбой дать им князя-служебника на новгородские пригороды. Великий князь литовский охотно откликнулся на это приглашение, и в ноябре 1458 г. в Новгород прибыл «королевич» с его послом полоцким наместником Андреем Саковичем. Прибывшему князю Юрию Семеновичу даны были новгородские пригороды (Руса, Ладога, Орешек, Ям и половина Копорья) в кормление. Это в Москве, конечно, должно было восприниматься если не как нарушение буквы Яжелбицкого договора, то во всяком случае как шаг, противоречащий его духу. Новгородцы считали докончание 1456 г. подтверждением их «старины» (в частности, и права приглашать князей-служебников). Великий князь рассматривал его как свидетельство наступления новой эры, знаменующейся подчинением Новгорода великокняжеской воле. Повод для разъяснения своей позиции у Новгорода нашелся. В Москву отправился на поставление в архиепископы Иона. С Ионой в столице побывало представительное новгородское посольство во главе с посадником Федором Яковлевичем и тысяцким Василием Казимиром.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

208. ПИЙ II Римские Папы. Список 208. ПИЙ II. 1458—1464. Энеа Сильвио Пикколомини. Родился в 1405 г. в Корсиньяно (ныне Пьенца) около Сиены. Учился в Сиенском университете. Молодой гуманист зачитывался произведениями Цицерона, Ливия и, подражая римским поэтам, писал эротические стихи. С 1430 г. выполнял функции секретаря трех епископов и трех кардиналов, проявив при этом большие дипломатические способности, которые использовал, в частности, при дворе германского императора. В 40 лет он принял священнический сан и поступил на службу к Евгению IV, который назначил его епископом Сиены, а затем — кардиналом. В 1458 г. после бурного конклава он был избран папой. Принял имя Пий в честь латинского поэта Вергилия, который назвал «набожным» (по-латыни pius) патрона папы — мифического Энея, предка римлян. Будучи гуманистом, Пий II поддерживал развитие культурной жизни при папском дворе. Сам он постоянно интересовался классической литературой, проводя ночи, как сам об этом говорил, за чтением латинских поэтов или за написанием собственного дневника. Он оставил после себя единственную известную нам папскую автобиографию, называвшуюся «Комментарии». Ее рукопись хранится в Ватиканской библиотеке и до сих пор не дождалась полного, не урезанного церковной цензурой издания первоначального текста. Во времена Пия II расширился римский университет, называвшийся «Сапиенца». Пий II вынашивал фантастические планы обращения в христианство турецкого султана. Он предпринял также усилия, направленные на организацию большого крестового похода с целью отвоевания у турок Константинополя. 14 августа 1464 г. папа стоял у окна, тщетно ожидая появления союзнического флота, который он намеревался лично препроводить до Босфора. Когда его известили о том, что ни один корабль не прибудет, папа умер от огорчения. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/442556/

1996. P. 154-163). Избрание Базельским Собором в кон. 1439 г. антипапы Феликса V (1439-1449; мирское имя - Амадей VIII, герц. Савойский) было воспринято в Риме как серьезная угроза, поэтому в преддверии буд. важного рейхстага, проведение к-рого было запланировано германским кор. Фридрихом IV на кон. 1440 - нач. 1441 г., папа Римский Евгений IV поставил перед своими сторонниками в Германии задачу не допустить признания герм. князьями антипапы. О том, что в нач. 40-х гг. XV в. Н. К. воспринимался как наиболее выдающийся из папских представителей в Германии и приобрел репутацию талантливого дипломата, свидетельствует характеристика, данная ему влиятельным гуманистом и церковным политиком Энеа Сильвио Пикколомини, к-рый в этот период находился на стороне Базельского Собора и антипапы Феликса V, а впосл. перешел на сторону папы Римского Евгения IV; в 1458 г. он стал папой Римским Пием II (1458-1464) и являлся главным покровителем Н. К. в последние годы его жизни. Пикколомини называет Н. К. «Гераклом всех евгениан» (Hercules omnium Eugenianorum), признает его широчайшую образованность и глубокую ученость, а также значительный вклад, внесенный Н. К. в дело защиты интересов Папского престола в Германии (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 281. N 427a). С нач. 40-х гг. XV в. дипломатическая деятельность Н. К. в Германии становится все более интенсивной, а его положение в офиц. папских делегациях все более значимым. В 1-й пол. 1440 г. Н. К. удалось уговорить нового архиепископа и курфюрста Трирского Я. фон Зирка признать Евгения IV законным папой Римским в обмен на значительные финансовые привилегии (см.: Ibid. S. 284. N 433). Хотя Я. фон Зирк впосл. оказывал лишь весьма ограниченную поддержку сторонникам папы, пытаясь проводить выгодную для него независимую политику, благодаря усилиям Н. К. был предотвращен его возможный переход на сторону антипапы Феликса V, а представители папской стороны на рейхстагах могли рассчитывать на то, что как минимум один из влиятельных курфюрстов-выборщиков будет выступать против предложений делегатов Базельского Собора.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010