Иннокентий VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (1432, Генуя - 25.07.1492, Рим; до избрания папой Римским - Джованни Баттиста Чибо), папа Римский (с 29 авг. 1484). Род. в семье Арано Чибо, который благодаря покровительству папы Каллиста III (1455-1458) стал рим. сенатором, и Теодорины дель Маре, происходившей из знатного генуэзского рода. В юности Дж. Чибо вел распутную жизнь и имел неск. внебрачных детей, позднее 2 из них (сына Франческетто и дочь Теодорину) он признал. Став клириком, Дж. Чибо получил от благоволившего ему неаполитанского кор. Альфонса I (1442-1458) каноникат в Капуа, но после смерти монарха архиеп. г. Капуа Джордано Гаэтано изгнал Дж. Чибо. С 1458 г. обучался в Падуанском ун-те, позже переехал в Рим, где намеревался завершить свое образование. В Риме он заручился покровительством кард. Филиппо Каладрини, сводного брата Римского папы Николая V (1447-1455), что позднее помогло ему добиться от папы Павла II (1464-1471) назначения на вакантную епископскую кафедру г. Савона (5 нояб. 1466). В 1472 г. папа Сикст IV перевел его на кафедру г. Мольфетта. В 1471-1473 гг. Дж. Чибо исполнял обязанности папского датария. 7 мая 1473 г. был возведен в сан кардинала-пресвитера рим. ц. св. Бальбины, в янв. 1474 г. стал кардиналом-пресвитером римской ц. св. Цецилии. В 1476 г., во время эпидемии чумы, Дж. Чибо был назначен папским легатом в Риме (папа Сикст IV удалился в Витербо). Быстрая церковная карьера Дж. Чибо объясняется, вероятно, его близкой дружбой с кард. Джулиано делла Ровере (впосл. папа Юлий II (1503-1513)), уже тогда обладавшим значительным влиянием в Риме. Тем не менее на конклаве, собравшемся 26 авг. 1484 г., после смерти Сикста IV, Дж. Чибо сначала не входил в число основных претендентов на Римский престол. В 1-м туре голосования фаворитом стал кард. Марко Барбо, однако он не сумел набрать необходимые 2/3 голосов. Борьба разгорелась между вице-канцлером Родриго Борджа, к-рого поддерживали представители влиятельного рим. семейства Орсини, и кард. Джулиано делла Ровере, пользовавшегося покровительством рим. семейства Колонна. Кард.-пресв. Дж. Чибо стал компромиссной кандидатурой и в ночь на 29 авг. был избран папой; он принял имя Иннокентий в память о соотечественнике папе Иннокентии IV (Синибальдо Фьески; папа Римский в 1243-1254). 12 сент. 1484 г. в Риме состоялась его торжественная коронация.

http://pravenc.ru/text/468787.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОРУССКАЯ МИТРОПОЛИЯ в 1468-1686 гг. ряд правосл. епархий под упр. митрополита Киевского и Галицкого в юрисдикции К-польского патриарха, отделившихся от общерус. митрополии. Образование З. м. стало следствием того, что Римская курия пыталась добиться признания Ферраро-Флорентийской унии правосл. населением Вост. Европы. С этой целью в окт. 1458 г. К-польский униат. патриарх Григорий III Мамма поставил на Киевскую кафедру митр. Григория (1458-1473), которого вскоре папа Пий II направил к польск. кор. Казимиру IV Ягеллончику с просьбой содействовать передаче Григорию Киевской кафедры из рук митр. св. Ионы , пребывавшего в Сев.-Вост. Руси. В Москве Григория не признали, но ряд правосл. епископов в Польше и Литве были вынуждены ему подчиниться. Вскоре Григорий под влиянием паствы, не желавшей находиться под властью папы, возвратился в Православие, а его митрополия вошла в юрисдикцию правосл. К-польского патриарха. Т. о., общерус. митрополия оказалась разделена на московскую часть под упр. автокефального митр. Ионы и польско-литов. часть (З. м.) под упр. Григория. В состав З. м. вошли епархии на территории Литовского великого княжества (Черниговская, Полоцкая, Смоленская, Туровская, Луцкая, Владимиро-Волынская) и Польского королевства (Галицкая, Перемышльская, Холмская). Первоначально резиденцией Западнорусского митрополита был Новогрудок, затем Киев и Вильно, но кафедральным городом остался Киев. Особенностью положения правосл. Церкви на польско-литов. землях была зависимость ее от правителей Польши и Литвы, католиков по вероисповеданию. Свое право патроната, унаследованное от правосл. древнерус. князей, они использовали по преимуществу в ущерб интересам правосл. церковных учреждений, опека над к-рыми могла передаваться католич. феодалам и даже католич. церковным орг-циям. Светские власти вмешивались в назначения епископов и настоятелей мон-рей, передавая правосл. архиерейские кафедры и мон-ри мирянам, оказавшим услуги власти. Одним из последствий такого неблагоприятного положения стала слабость иерархических связей в З. м.: власть митрополита над подчиненными ему епископами была ограниченной, зависимость приходского духовенства от епархиальных архиереев - слабой. И архиереи, и приходское духовенство в большей степени зависели от светских патронов, чем от священноначалия. Власть К-польского патриарха над Киевским митрополитом также была незначительной и ограничивалась поставлением на митрополичью кафедру избранного в З. м. кандидата.

http://pravenc.ru/text/182581.html

Состояние церковных дел при отдельных митрополитах Митрополит Григорий Болгарин (1458–1473 гг.) Григорий был протодиаконом, т. е. правой рукой и ближайшим, в случае чего, заместителем митр. Исидора, когда тот отправлялся в Москву. Очевидно, Григорий был из тех балканских славян, болгар, македонцев, сербов, которые воспитывались при вселенском центре в атмосфере греческого языка и эллинской культуры, гордились этим, но совершенствовались и в своем семейном, провинциальном, церковно-славянском языке, дабы служить этим вселенскому престолу в его объединительной дипломатической миссии. Из Рима, после Флорентийской унии, в момент краткого ее восстановления в КПле в 1452 г., Григорий вместе с Исидором прибыл в КПль и там носил титул настоятеля (аббата) монастыря св. Димитрия. Очевидно, в момент падения КПля он разделял судьбу Исидора, который, скрываясь в беженской массе, был временно арестован турецкой армией. Исидору и Григорию удалось снова ускользнуть из-под ареста и снова прибыть в Рим. Дальнейшая игра фигурами застрявшего в Риме греческого униатского патриарха Григория Маммы и теперь «безработного» «митрополита Московского и всея Руси» Исидора, естественно, направилась в сторону конкурирующей с Москвой части русской церкви под короной литовско-польской. Но временно и там политическое и церковное положение дел не было благоприятно для Рима. Политика великого литовского князя Казимира IV (1447–1482 гг.), ревнителя своей самостийности по отношению к короне польской, была благоприятна для сговоров с ним великого князя Московского Василия Васильевича. Последний сам, отвергая римского ставленника, просил о том же и Казимира, чтобы он защитил русское православие в Литве. Митрополит Московский Иона отправил по обычаю в Литву своих двух посланцев, архимандритов монастырей: св. Троицкого и Кирилло-Белозерского, с письмами ко всем Литовским владыкам, с увещанием – не принимать из Рима Григория Болгарина, приводя в пример всех епископов Московского царства, давших по этому поводу клятвенное обещание у гроба святителя Петра – отвергнуть Исидора, его продолжателя Григория и быть верными церкви Московской.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Н. Коперник. Гравюра. XVII в. [лат. Copernicus, польск. Kopernik] Николай (19.02. 1473, Торунь - 24.05.1543, Фромборк), польск. математик, астроном, создатель гелиоцентрической модели устройства вселенной. Создание К. гелиоцентрической модели стало одним из ключевых моментов научной революции. Несмотря на формальное противоречие Библии, теория К. долгое время не была официально осуждена католической Церковью. Жизнь Отцом К. был краковский торговец Николай Коперник. К 1458 г. Коперник-старший обосновался в Торуне, где женился на Барбаре Ватценроде, дочери Лукаша Ватценроде, многолетнего выборного председателя городского суда; после его смерти (1462) Коперник-старший унаследовал эту должность. Когда в 1483 г. отец К. умер, покровителем семьи Коперников стал дядя К., Лукаш Ватценроде - младший. К. получил начальное образование в школе при костеле св. Яна в Торуне. После смерти отца он продолжил обучение: по одним свидетельствам - в Влоцлавеке, по другим - в Хелмно, в школе голл. организации Братства общей жизни. Первым учителем-астрономом К. был Николай Вудка - гуманист, преподаватель Влоцлавской школы и Краковского ун-та. В 1491 г. К. поступил в Краковский ун-т, бывший на тот момент крупнейшим центром изучения естественных наук. На период обучения К. в Краковском ун-те пришлись открытие Х. Колумбом Америки, появление кометы в янв. 1492 г., частичное затмение солнца в 1493 г. В ун-те К. изучал трактат «О сфере» И. Сакробоско, геометрию (по «Началам» Евклида), теорию планетных движений, календарь Региомонтана (И. Мюллера), астрологию и «Четверокнижие» Птолемея. По окончании обучения К. не получил ученой степени, что было связано с желанием Лукаша Ватценроде, на тот момент епископа Вармийского, сделать его каноником капитула (это произошло, по-видимому, в 1495) - каноникам, не имевшим научной степени, полагался 3-годичный отпуск для завершения обучения с сохранением материального обеспечения. В 1496 г. К. отправился в Болонью для изучения светского и церковного права, а также математики и астрономии. В Болонье К. начал изучать древнегреческий язык ( Grendler P. The Universities of the Italian Renaissance. Baltimore, 2002. P. 510) и познакомился с рядом мыслителей-гуманистов; для этого периода особенно важны общение и совместная работа с астрономом Д. М. Новарой, к-рый критически относился к господствовавшей тогда астрономии Птолемея.

http://pravenc.ru/text/2057188.html

Болгарський Завдяки вже 140 ми живемо в 28 лютого 2018 р. 12:52 В интервью корреспонденту ТАСС в Софии Святейший Патриарх Неофит , Предстоятель Болгарской Православной Церкви , рассказывает об освобождении Болгарии от османского рабства в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, о дружбе Православных Церквей и о предстоящем визите Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — Ваше Святейшество, приближается большой праздник — 140-летие освобождения Болгарии от османского рабства в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Что значит эта дата для Болгарии и для Болгарской Православной Церкви? — Слава Богу за эти прожитые годы, за то, что уже 140 лет мы свободно живем своей верой и в своем свободном Отечестве. Самый большой дар от Бога, а Он есть Любовь, — свобода, поэтому мы не забываем благодарить Его за Его милость, как и всех героев, которые отдали свою жизнь во имя ближнего, проявив эту любовь. — Освобождение Болгарии сблизило два православных народа — русский и болгарский, а как сегодня Вы оцениваете отношения между нашими странами? -— Позвольте отметить, что очень многое нас сближало и за столетия до начала Русско-турецкой освободительной войны. Факт, что большая часть русских добровольцев пошли на эту войну именно из-за братьев по вере, болгар, которые страдали под иноверным османским рабством, то есть уже тогда, исторически, было единство в вере между нашими народами. Поэтому на первое место по близости между нами, я ставлю Святое Православие и все связанное с ним за последние более чем тысячу лет. Начнем от славяно-болгарских просветителей, а также книжных памятников, которые сыграли важную роль в формировании христианской культуры Древней Руси, с языка Библии и богослужений на церковнославянском языке, на котором написаны все ранние богословские книги. Вспомним первого Киевского митрополита — святого Михаила (согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским, 988-991, предположительно родом из Болгарии — прим. ред.), о рожденном в Болгарии святом Киприане, митрополите Киевском и всея Руси (1330-1406), о Киевском митрополите Григории (в период с 1458 по 1473 год), о рожденном в России в 1881 году святом Серафиме, архиепископе Богучарском, Софийском чудотворце, о других болгарских и русских святых, имена которых можно встретить в богослужебных календарях двух наших Церквей. Мы ответственны перед Богом за сохранение единства в православной вере и общения во Святом Духе, в союзе мира, во имя блага двух наших народов. Государственные руководители двух наших стран понимают важность единства веры, им делает честь то, что они ценят и помогают этому великому историческому наследству, которому Церковь дает благодатную жизнь и сегодня.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5154323...

1035–1049 Кирилл I Иларион 1051–1054 Ефрем I Георгий 1 1067–1077 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1089–1091 Ефрем II 1092–1097 Николай 1097–1102 Никифор I 1103–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1127–1145 Климент Смолятич 1147–1154 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1177 Никифор II 1182–1198 Гавриил С 1191– по 1281 Дионисий Матфей Кирилл II Иосиф I Кирилл III Максим 1283–1305 1308–1326 Феогност 1328–1353 Алексий 1350–1378 С 1380 –по 1461 Киприан Дионисий Исидор Митрополиты в Киеве и Галиче Феодорит 1345–1354 1354–1362 Киприан 1376–1390 (в Вильне) Григорий 1415–1419 (в Смоленске) Герасим 1433–1435 Митрополиты Киевские и всея России Григорий 1458–1473 Мисаил 1474–1480 Митрополиты Киевские, Галицкие и всея России Симеон 1481–1488 1492–1494 Макарий I 1495–1497 Иосиф II до 1503 1503–1507 Иосиф III 1509–1521 Иосиф IV 1523–1534 Макарий II 1535–1556 Сильвестр 1556–1567 1577–1579 Онисифор 1583–1588 Михаил 1588–1596 Иов Борецкий 1620–1631 1631–1633 1633–1647 Сильвестр 1649–1657 Дионисий 1658–1663 1663–1676 Антоний 1676–1679 Гедеон 1685–1690 Варлаам 1690–1707 Иоасаф 1708–1718 Варлаам 1722–1730 Рафаил 1731–1747 Тимофей 1748–1757 Арсений 1757–1770 Гавриил 1770–1783 Самуил 1783–1796 Иерофей 1796–1799 Гавриил 1799–1803 Серапион 1803–1822 Евгений 1822–1837 Филарет 1837–1857 Исидор 1858–1860 Арсений 1860–1876 Филофей 1876–1882 Платон 1882–1891 Иоанникий 1891–1900 Феогност 1900–1903 Флавиан 2. О единстве Церкви Св. Ириней еп. Лионский. « Церковь , хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли... однако верует, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует, учит и предает, как бы у ней были одни уста» 15 . Путь тех, кто принадлежит к Церкви, идет по всему миру, потому что имеет твердое предание от Апостолов и дает нам видеть, что у всех одна и та же вера; ибо все принимают одного и Того же Бога Отца, и веруют в то же домостроительство воплощения Сына Божия, и знают одно и то же дарование Духа, соблюдают те же заповеди, и содержат тот же образ устройства Церкви, и ожидают того же пришествия Господа, и допускают то же спасение целого человека, т. е. души и тела. И проповедь Церкви истинна и тверда, так как в ней (в Церкви) указывается во всем мире один и тот же путь спасения» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Основателем молдавского княжества считается Драяогн, бывший владетель марамошского (в Трансильвании) удела 494 . Судьба Молдавии во многом сходна с судьбою Валахии. Преемники Драгоша признавали над собою власть то Польши, то Венгрии, то Турции. Из них более замечательны были: Александр I Добрый 495 , Стефан IV Великий 496 , Петр Рареииь 497 , Василий Лупул 498 , и Кантемиры 499 . Александр I Добрый (1401– 1432 г.), избранный в господари Молдавии при содействии Польши, вскоре после избрания дал (1402 г.) присягу в верности королю Ягеллу, построил два монастыря– Бистрицы и Молдавицы, улучшил финансы, восстановил чины, существовавшие у румынов Вакараша и Марамоша, заботился об образовании духовенства и народа, учредил разные судебные места, центром которых был город Сучава, где он имел постоянную свою резиденцию. Стефан IV Вешний (1458– 1504 г.) был мужествен в опасностях, тверд в несчастии, скромен в счастии, и вообще в продолжении 46 лет с достоинством держал господарскую булаву. Удачными войнами он пытался возвратить Молдавии независимость от соседних держав и думал было соединить Молдавию и Валахию в одно государство. После счастливых войн с Польшею, он заключил (1459 г.) выгодный для Молдавии мир с польским королем Казимиром IV (1447 –92 г.), и хотел было занять и престол Валахии вместо Дракула, но султан Мухамед II (1451 – 81 г.) назначил (1462 г.) в господари Валахии Раду III. – Стефан выступил с войском против Раду III, овладел Букарестом, и, взяв в плен господарыню Марию и дочь её Войкицу, на которой, впоследствии, после смерти первой жены, женился, поручил (1473 г.) управление Валахиею Владу IV, в котором надеялся иметь своего союзника. Раду бежал в Константинополь. Вслед за тем началась война между Турциею и Молдавиею. Стефан разбил (1475 г.) турок на всех пунктах и отпраздновал эту победу четыредневным постом и молитвою Мухамед снова начал (1476 г.) войну со Стефаном. Но борьба с Венграми и страшная зараза, опустошавшая турецкия владения, заставила его оставить в покое Молдавию.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Феодорит, незаконный митрополит литовский, 1353–1354» Роман, митрополит литовский, 1354–1361. Митрополит ГалицкийАнтоний, 1371–1392. Митрополит литовский Киприан, 1375–1381, 1382–1389. Митрополиты киевские: 1.   Григорий Болгарин, поставленный в Риме в 1458-ом году, до 1470-го года униат, в последнем году отрекшийся от унии и возвратившийся к православию, † 1472. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 29. Василий Васильевич в четвертый раз, 1447–1462. 30. Иван Васильевич III, 1462–1505. 31. Василии Иванович, 1505–1533. 32. Иван Васильевич IV, Грозный, 1533–1584 (до 1538-го года под опекой матери; с 16-го Января 1547-го года–царь). 16. Александр, сын предыдущего. 1492–1506 (с 1501-го года и король польский). 17. Сигизмунд I, брат предидущего (вместе и король польский), 1506–1548 (в 1544-м году передавший управление Литвой своему сыну Сигизмунду-Августу). 18. Сигизмунд Август, сын предыдущего (вместе и король польский) 1548–1572 (в 1568-м году на Люблинском сейме соединение Литвы с Польшей в одно государство). 14. Феодосий, 1461–1464. 15. Филипп I, 1464–1473. 16. Геронтий, 1473–1489. 17. Зосима, 1490–1494. 18. Симон, 1495–1511. 19. Варлаам, 1511–1521. 20. Даниил, 1522–1539. 21. Иоасаф, 1539–1541. 22. Макарии, 1542–1563. 2. Мисаил, 1475–1480. (Спиридон Сатана, самовольно поставленный в 1474-м или 1475-мть году и не принятый в Литве). 3. Симеон, 1481–1488. 4. Иона Глезна, 1492–1494. 5. Св. Макарий, 1495–1497. 6. Иосиф Болгаринович, 1498–1501. 7. Uoha II, 1502–1507 . 8. Иосиф II, Солтан, 1507– 1521. 9.   Иосиф III, 1522–1534. 10. Макарий II, 1534–1556. 11. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Читать далее Источник: История русской церкви/[Соч.] Е. Голубинского, засл. проф. Моск. духов. акад. – Москва : Унив. тип., 1880-./Т. 2. [Ч. 1]: Период второй Московский : от нашествия Монголов до митрополита Макария включительно. (первая половина тома). - 1900. - VIII, 919 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

34. АЛЕКСЕЙ ЕФРЕМОВИЧ упоминается в посольстве 14З2 г. к Литовскому Князю Свидригайлу. 35. МАКАР упоминается того же года в том же посольстве. 36. ЮРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ упоминается 1426 года в посольстве к Великому Князю Московскому и 14З1; в 1435 г. Степенным и в след. до 1461. Скончался 1465 в Монашестве. 37.ТИМОФЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Поткин упоминается 1436 в послах к Великому Князю Московскому, и 146З г. 38. ФЕДОР ПАТРИКИЕВИЧ, упоминает. 1444 в послах в Ригу, в 1448 Степенным и в след. годах до 1456. З9. МАКСИМ ЛАРИОНОВИЧ упом. в 1444 и до 1464. Скончался в 1465 г. в Монашестве. 40. СТЕПАН ЮРЬЕВИЧ упоминается 1449 и в 1463 год. 41. СТЕПАН АРИСТОВИЧ, а по другим Афанасьевич, упоминается 1449 и 1459. 42. ЛЕОНТИЙ МАКАРЬИНИЧ упом. в 1456. 43. ЗИНОВИЙ МИХАЙЛОВИЧ упом. 1456 и в следующих годах. 44. АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ упоминает. 1458 и до 1476 года, в коем он скончался под Новгородом в походе. 45. ФЕДОР НИКИФОРОВИЧ, Степенный, упоминается в 1463. 46. ИГНАТИЙ ЛОГИНОВИЧ упоминает. в том же году. 47. ДОРОФЕЙ АЛФЕРЬЕВИЧ упоминается в том же году. 48. ИВАН АГАФОНОВИЧ упоминается тогда же и в следующих годах до 1470, в коем он убит. 49. ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ упом. 1463. 50. ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ упом. 1465. 51–52. ТИМОФЕЙ ВЛАСЬЕВИЧ, а по другим Лет. Васильевич Упомин. Степенными 1465 года и далее. СТЕФАН АФАНАСЬЕВИЧ 53. СТЕФАН АГАФОНОВИЧ, Степенный, в 1468 и далее. 54. ЯКОВ ИВАНОВИЧ Кротов 1470 и далее до 1485 г. 55. ЗИНОВИЙ СИДОРОВИЧ 1471 и далее. 56. МАКАРИЙ Пыхачев того же года. 57. АФАНАСИЙ ЮРЬЕВИЧ 1472. 58. НИКИТА ЛАРИОНОВИЧ тог. год. и 1478. 59. КОЗМА АНДРОНОВИЧ Тилкин того же год. и далее. 60. КОЗМА СЫСОЕВИЧ Ледович с 1473 до 1510 г. 61. ТЕРЕНТИЙ АНДРЕЕВИЧ того же г. 62. ЛЕОНТИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (в 1475) 63. ВАСИЛИЙ ЛОГИНОВИЧ (в 1475) 64. ЕЛИСЕЙ АНИКЕЕВИЧ Каплин (в 1475) 65. СТЕПАН МАКСИМОВИЧ в 1476 и далее. 66. МОИСЕЙ ФЕДОРОВИЧ тогож. год. 67. ГАВРИЛА Картачев 1477; убит на Вече 1485 июня 13 возмутившимся народом. 68. МОИСЕЙ Сосонка тогож. год. 69. ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ Пукашов (1478 и далее) 70. АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (1478 и далее)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

С мая 1457 г. по поручению папы Каллиста III И. из М. занимался организацией крестового похода против турок. Столкнувшись в Венгрии со значительными трудностями, он был вынужден вернуться в Италию. В 1458 г. папа Пий II настоял на продолжении миссии, и И. из М., приступив в Италии к вербовке солдат для войны с турками, разработал план нападения на г. Патры. Затем он отправился в путешествие по Сев. Италии, проповедуя и призывая к участию в крестовом походе. По преданию, в Милане он обратил к покаянию 36 блудниц, после чего ему было предложено занять архиепископскую кафедру, вакантную после смерти архиеп. Карло да Форли (1457-1461). Об этом эпизоде сообщают все биографы И. из М., однако некоторые исследователи считают его недостоверным ( Marcora C. Carlo da Forli, arcivescovo di Milano//Memorie storiche d. diocesi di Milano. Mil., 1955. Vol. 2. P. 270-271). На Пасху 1462 г. во время проповеди в Брешии И. из М., говоря о страстях и воскресении Христа, присоединился к мнению отдельных францисканских богословов о том, что кровь, пролитая Христом во время мучений, на протяжении 3 дней от Его смерти до Воскресения не была причастна Его божественной природе. Инквизитор-доминиканец Иаков Брешианский призвал И. из М. в трибунал, однако тот отказался предстать перед судом. Этот инцидент привел к обострению споров между францисканцами и доминиканцами. В булле от 1 авг. 1464 г. папа Пий II запретил впредь упоминать этот вопрос и постановил, что ни одна из трактовок не является еретической. Во время Великого поста 1467 г. И. из М. проповедовал в Анконе и Мачерате, после чего принял решение прекратить публичные выступления, объяснив это усталостью и преклонным возрастом. Согласно собственноручной записи в одном из манускриптов, последняя проповедь была произнесена им в день памяти св. Бернардина Сиенского 20 мая 1467 г., после чего И. из М. удалился в мон-рь Форано близ г. Аппиньяно. Однако в следующем году он прибыл в Рим для встречи со своим другом кард. Франческо да Савоной (буд. папа Сикст IV ), затем посетил Ассизи и Монтепрандоне. В 1472 г. неаполитанский кор. Фердинанд попросил папу Сикста IV направить к нему И. из М., к-рый уже при жизни получил известность как аскет и чудотворец. Прибыв в Неаполь (1473), И. из М. произнес неск. проповедей во францисканской ц. Санта-Мария ла Нова, затем удалился в пригородный мон-рь Св. Креста. В последующие годы он изредка покидал обитель для произнесения проповедей в Ноле, Сорренто и др. городах Неаполитанского королевства. Через год после смерти И. из М. по благословению папы Сикста IV останки святого были перенесены в ц. Санта-Мария ла Нова и помещены в алтаре одной из капелл.

http://pravenc.ru/text/200327.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010