Ипостась Леонтию Византийскому , склонявшемуся к оригенизму, «удалось подобрать терминологию, выражающую связь между понятиями природа, фисис (=усия, сущность, т. е. нечто общее), и ипостась (нечто выражающее идею самобытности). Леонтий предложил новый термин во-ипостасность (энипостатон), применимый в тех случаях, когда усия, сущность, становится конкретной ипостасью. Такая терминология допускает наличие нескольких сущностей в одной ипостаси, что в свою очередь позволяет говорить о составной (или сложной) ипостаси, ипостасис синтетос» 1455 . Леонтий пишет, что «Ипостась показывает единичность, а воипостазированное – сущность. Ипостась определяет лицо характеризующими идиомами, а воипастазированное показывает, что оно не является привходящим, которое в ином имеет бытие, и не созерцается в самом себе» 1456 . Леонтий Иерусалимский (которого часто не отличают от Леонтия Византийского ) 1457 в целях раскрытия христологии Халкидонского Собора переформулировал понятие ипостаси, определив ее «как «природу, ограниченную особыми свойствами " » 1458 . Используя такое определение, Леонтий приходит к выводу, что «Слово восприняло не человеческую ипостась, а человеческую природу, общую для всех нас. Отличие Иисуса Христа от нас состояло в том, что в нашем случае общая всем людям человеческая природа всегда существует в конкретной и уникальной человеческой ипостаси. У Христа же такой ипостаси нет, Его ипостась – Божественное Слово» 1459 . Преп. Максим Исповедник «называет различия в первозданном творении ипостасными; соответственно, их преодоление человеком основано на его личносно-свободном общении со свободным творением» 1460 . Природа и состав души У Св. Кирилла Александрийского «жизненный принцип обозначается… как душа, и все, что относится к телу, является душевным. По-видимому, понятия плоть и тело им не отличаются» 1461 . Блаж. Феодорит Кирский считает, что «душа не есть какая-либо часть божественной сущности, или эманация от Бога, но разумный и мыслящий дух» 1462 . «Она есть дух тварный, невидимый, разумный, свободный от телесной дебелости» 1463 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Завершающий этап истории Мезоамерики отмечен расцветом могущественного гос-ва ацтеков. До XIII в. ацтеки были одним из кочевых племен, пришедших в долину Мехико из сев. пустынных областей. Своей прародиной ацтеки называли легендарный Ацтлан (Астлан), откуда их вывел бог-покровитель Уицилопочтли. В XIV в. за службу в войске правителя города Аскапоцалько ацтекам был дарован небольшой участок земли на острове посреди оз. Тескоко, где в 1325 г. был основан новый город - Теночтитлан. В 1428 г. ацтекский правитель (тлатоани) Ицкоатль вместе с главами могущественных городов Тескоко и Тлакопан сформировал т. н. Тройственный союз, который подчинил большую часть долины Мехико и начал экспансию за ее пределы. В течение XV в. «Тройственный союз» завоевал все соседние гос-ва и покорил племена, расширив свои границы до побережья Мексиканского зал. на востоке Мезоамерики, до владений сапотеков на юге и до земель тарасков на западе, создав огромную, но весьма шаткую военную державу. В 70-х гг. XV в. тлатоани Мотекусома I (др. варианты имени - Моктесума, Монтесума и проч.) захватил первенство в «Тройственном союзе», и Теночтитлан стал столицей всей Центральной М. В тот период в Теночтитлане велось масштабное монументальное строительство: в частности, был построен гигантский Главный храм, высотой более 60 м, посвященный богам Тлалоку и Уицилопочтли. Проблему нехватки сельскохозяйственной земли ацтеки решали с помощью устройства особых наплавных полей - чинамп, к-рые впосл. стали городскими кварталами. Был введен специальный придворный церемониал, призванный подчеркнуть божественный характер власти тлатоани. Миф о приходе ацтеков из далекой прародины Ацтлана под предводительством Уицилопочтли становится основой идеологии, подтверждающей необходимость завоевательных походов. На ацтеков возлагалась задача поддерживать силы Уицилопочтли жертвенной кровью, уберегая мир от гибели. Получает распространение жертвоприношение в форме поединка пленника с ацтекскими воинами на жертвенном алтаре («камне солнца»). В 1455 г. впервые важнейший ритуал для жителей Мезоамерики - церемонию зажжения «нового огня», знаменующую конец священного 52-летнего цикла,- провел ацтекский тлатоани.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

Уже в X в. он был в состоянии разрушения, так что император Константин Порфирородный подновил этот памятник, сравниваемый древними византийцами с Колоссом Родосским. Уместно здесь заметить, что 4 бронзовые коня работы Лизиппа, украшающие ныне фасад св. Марка в Венеции, составляли в свое время принадлежность ипподрома. Эти кони поставлены были на ипподроме Феодосием II и увезены из Константинополя в 1204 г. после завоевания и разграбления города крестоносцами IV крестового похода. Средняя улица прорезывала город в прямом направлении. Нельзя, конечно, думать, что все главнейшие памятники можно было видеть на этой улице или в прилегающих к ней частях. От Месы шли в разных направлениях другие улицы. На пути от площади Быка до площади Феодосия в направлении Средней улицы встречается несколько темных и невыясненных пунктов. Новые постройки здесь появились на прежней улице, и новые улицы прошли в другом направлении. Таким образом, остаются до будущих раскопок неопределенными положения Амастрийской площади, Капитолия и Филаделфия. Местность, где находится ныне мечеть Шах-заде, составляет один из узловых пунктов, откуда идут большие улицы в разных направлениях, и прежде всего большая улица, идущая прямо на запад, к знаменитому храму свв. Апостолов и к Адрианопольским воротам. По всей вероятности, здесь должно полагать древний Филаделфий, откуда Меса вела прямо к площади Феодосия. В ближайшем соседстве проходил громадный водопровод Валента, сохранившийся и доныне и составляющий незаменимый для внутреннего города способ водоснабжения. Поблизости находится храм свв. Апостолов, построенный Константином и назначенный для погребения императорской семьи. Впоследствии он сделался усыпальницей всех византийских императоров, каковой и оставался до завоевания Константинополя в 1453 г. В течение двух лет турецкой эпохи здесь нашла приют патриархия, а в 1455 г. Магомет II построил на месте храма мечеть, называемую Мехмедиэ. В истории Византии храм свв. Апостолов играл весьма важное значение и с точки зрения роскоши постройки и искусства считался одним из замечательнейших памятников Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Силы же души и тела не сразу могут, даже если захотят, вступить в общение с божественными энергиями, поскольку они все пропитаны неестественным, страстным и нечистым. Благодать, показывая сознанию падшего человека неестественность состояния его природы, доводит его только лишь до решимости себя изменить, но при этом он «остается еще таким, каким был, т.е. пропитанным грехом, и в душе по всем силам, и в теле по всем отправлениям. 1454 Он весь еще нечист, кроме единой точки, которую составляет сознающая и свободная сила – ум или дух. Бог чистейший и соединяется с сей единой частью, все же другие части, как нечистые, остаются вне Его, чужды Его, хотя Он готов преисполнить всего человека, но не делает сего, потому что человек нечист». 1455 Таким образом, благодать Божия не может сразу преисполнить собой всего человека и изменить его природу по причине качествующей в ней страстности и производимой ею беспорядочности в действиях ее сил. Тем не менее начало этого изменения наступает с изменением сознания и вселения в него благодати Святого Духа в Крещении. Уподобление человеческой природы природе Божественной совершается тем же Духом Святым, которым восстанавливался и образ Божий при Крещении, но не без участия человека. Требуется и человеку производить со своей стороны не только желание, но и усилия, стараясь исполнить данные Духом для этого заповеди. 1459 Жизнью по заповедям, трудами доброделания, насаждением добрых расположений вместо греховных, страстных человек содействует благодати Божией, переустраивая свое естество по образу Создавшего его ( Кол. 3:10 ). По мере уподобления человеческого естества естеству Божию усиливаются и действия Божией благодати, которая «сначала сокровенно держится, потом обнаруживается, наконец, раскрывается или является во всей силе». 1460 Причина такого действия благодати опять же кроется в испорченности человеческой природы и нетвердости человеческого произволения. Блаж. Диадох говорит, что первоначально «благодать скрывает свое присутствие у крещаемых, ожидая произволения души, когда же всецело обратится человек к Богу, тогда она неизреченным некиим чувством открывает сердцу свое присутствие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

покаяния, т. е. о правдивой и сакраментальной исповеди, приданы к тому и лекарства на грехи и доводы о пожитку частой исповеди». Книга разделяется, как и предыдущее сочинение, на три части, причем все они трактуют об испытании кающимся своей совести во грехах, – первая – против Бога, ближнего и самого себя, вторая – против десяти заповедей Божиих и третья – в отношении понятия семи смертных грехов и «прочих грехов, иже из них рождаются». К этим трем частям присоединены рассуждения о врачествах на грехи и о частой исповеди. Сверх того, книге, предшествует довольно пространное введение, где трактуется об окрестностях греха и об обязанностях кающегося при исповеди. В последнем случае приступающему к исповеди рекомендуется пред ее началом произносить (излагаемые здесь) обычную вступительную к исповеди формулу, а прежде того особую молитву «ко исповеди грядущему»: «О превечный Владыко, милосердия Отче. и всякия утехи Боже, аз недостойный и грешный»..., т. е. ту самую, которую мы видели выше в «книге, избранной от разных книг об исповеди»; равным образом кающемуся предлагается здесь возносить субъективную молитву и по исполнении исповеди: «Слава тебе, Господи... избавителю..., яко не оставил мя еси до конца»... и пр. Издание, как очевидно, предназначалось не для духовника, а собственно для кающегося. В этом случае оно напоминает собою греческое издание Никифора Пасхалевса. При составлении его автор усердно пользовался выше рассмотренным сочинением Иннокентия Гизеля. «Наука» эта, по-видимому, также не лишена была практического употребления. Рукописные списки ее, как и некоторых из указанных выше изданий, также имеются 1455 . Кроме всех отмеченных руководств по предмету исповеди – печатных и рукописных, – в XVII же веке, и именно в 1685 г., в Чернигове было издано еще одно печатное руководство с чисто практическим назначением, озаглавленное – «Грехи собранные или наставление духовникам и приходящим к исповеди». К сожалению, с этим, несомненно весьма любопытным, руководством, мы не имели возможности ознакомиться, так как во всех известнейших русских книгохранилищах не имеется ни одного его экземпляра 1456 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Летописи и легендарные сказания того времени, составленные под непосредственным впечатлением от вторжения Батыя (12371240), не щадят мрачных красок в описании разрушений и опустошений, произведенных татарами. Цветущие города, вроде Киева, Владимира, Рязани, были разрушены до основания, их население почти полностью перебито или угнано в рабство, а большинство князей погибло в сражениях или было взято в плен. О размерах бедствия может свидетельствовать хотя бы тот факт, что такие великие некогда города, как Переяславль и Рязань, бывшие столицами княжеств, с того времени сходят с исторической сцены; позднее город Рязань был построен заново на другом месте, даже по другую сторону реки. Итальянский миссионер и путешественник Плано Карпини, проезжавший через Киев спустя пять лет после катастрофы, сообщает, что от всего города осталось не более двухсот строений; большинство жителей убито или угнано в рабство; окрестности усеяны человеческими черепами и костями 60 . Да и малочисленность дошедших до наших дней рукописей, писанных в Киевский период, – красноречивое свидетельство полного разрушения монастырских библиотек в Южной Руси. Наихудшей чертой монгольского нашествия было то, что набеги татаро-монголов периодически повторялись, хотя и в меньших масштабах. Местные восстания против татар, отказ платить им дань или усобицы между князьями вновь и вновь приводили к появлению татарских полчищ, неизбежным последствием чего были массовые убийства и грабежи. Такие погромы повторялись каждые десять лет вплоть до второй четверти XIV столетия. Лишь тогда для Руси наступил период относительного спокойствия. В 1408 г. Москва была вновь опустошена татарами, а в 1455 г. великий князь Московский Василий II потерпел поражение от казанских татар и был взят в плен. Однако не все русские города были захвачены или разрушены татарами. Города севера и запада, в основном, избежали этой участи: ни до Новгорода, ни до Ростова хан Батый не дошел. Еще более важное обстоятельство – победители не оседали среди побежденного населения; они даже не создавали собственного административного аппарата.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Интенсивная агиографическая деятельность иосифлян, а также, возможно, и слухи о подготовке к Собору, который должен был решить вопрос о канонизации многих русских подвижников, и вся атмосфера той эпохи — нестихавшая идеологическая борьба между двумя направлениями в древнерусском монашестве (иосифлянами и нестяжателями), подталкивали и нестяжателей на агиографические литературные труды. С одной стороны, они хотели показать, что и среди них много было достойных и славных подвижников, с другой — они, возможно, стремились противодействовать распространению иосифлянских воззрений. Инок Ферапонтова Белозерского монастыря, тесно связанный с нестяжателями и отличавшийся строгостью подвижнической жизни, по имени Матфей, написал житие игумена Ферапонта († 1426), основателя обители. Житие особенно интересно тем, что его составитель поддерживает идею общежития, подчеркивает необходимость личного физического труда монахов и отстаивает нестяжательство. Инок Матфей написал также житие игумена Мартиниана Белозерского († 1483). Житие, изображая игумена сторонником аскетических воззрений св. Кирилла Белозерского, отмечает независимость его поведения в отношениях с великими князьями, особенно в ту пору, когда он временно исполнял обязанности настоятеля Троице–Сергиева монастыря (1447–1455), подчеркивает его склонность к нестяжательству, духовной собранности и воздержанию и говорит о том, что главное значение Мартиниан придавал внутренней аскезе, то есть во всем обнаруживаются черты, связывающие его с воззрениями Нила Сорского. Оба жития были написаны между 1547 и 1549 гг.  Около 1547 г. в кругах заволжского монашества появилось житие монаха Иоасафа († 1483) из Спасо–Каменного монастыря. Иоасаф, происходивший из княжеской семьи, согласно этому житию, воплощал в себе тип строгого подвижника, который всю жизнь посвятил борьбе с искушениями и внутреннему деланию, считал любовь самой высокой христианской добродетелью, а внешнюю аскезу и монастырские владения отвергал. В житии содержится очень интересный рассказ о мистическом видении Иоасафа: Спаситель, явившись ему в откровении, сказал, что смирение и кротость — лучшие средства в борьбе с искушениями  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

3, 4; Перескоков М. Л. Пермское Приуралье в финале раннего железного века. Пермь, 2018. С. В. Кузьминых, Г. Н. Чагин П. к. входит в Уральский экономический р-н, является важным индустриальным регионом России. На долю П. к. приходится свыше 2% добычи и свыше 5% первичной переработки нефти. В экономике РФ выделяется крупным производством продукции химической промышленности (ок. 1/3 российского производства минеральных удобрений, в т. ч. 100% калийных, карбамидо-формальдегидного концентрата, формалина, полиамида, кальцинированной соды, безводного аммиака), шахтных маневровых электровозов, газовых бытовых плит, бумаги, картона, клеенчатой фанеры, целлюлозы. П. к. входит в Уральский экономический р-н, является важным индустриальным регионом России. На долю П. к. приходится свыше 2% добычи и свыше 5% первичной переработки нефти. В экономике РФ выделяется крупным производством продукции химической промышленности (ок. 1/3 российского производства минеральных удобрений, в т. ч. 100% калийных, карбамидо-формальдегидного концентрата, формалина, полиамида, кальцинированной соды, безводного аммиака), шахтных маневровых электровозов, газовых бытовых плит, бумаги, картона, клеенчатой фанеры, целлюлозы. Религия Большинство верующих в П. к.- православные. По данным Мин-ва юстиции РФ на 31 марта 2019 г., в крае зарегистрированы 494 религ. орг-ции, из к-рых 255 представляют РПЦ (входят в Пермскую митрополию ). Также действуют общины: 2 - РПЦЗ, 1 - Истинно православной Церкви, 19 - старообрядцев, 3 - католиков, 1 - Армянской Апостольской Церкви , 81 - протестантская, 122 - мусульманские, 3 - иудеев, 1 - буддистов, 3 - индуистов, 1 - Церкви объединения (мунистов), 1 - представителей Бахаи религии , 1 - адептов «Церкви-Семьи апостола Иоанна и Марии Магдалины». Русская Православная Церковь Начало Крещения земель совр. П. к. пришлось на время деятельности епископов Пермских сщмч. Питирима (1444-1455) и свт. Ионы (между 1455 и 1459-1470). Первая попытка христианизации коми-пермяков в 1455 г.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Icon by a follower of Andrei Rublev. 1425. Moscow. Icon from the Dormition Cathedral of the Monastery of St. Cyril of White Lake. Circa 1497. Museum-Reserve of Cyril of White Lake. Icon from the iconostasis of the Church of the Transfiguration at the St. Cyril of White Lake Monastery. 1595. Museum-Reserve of Cyril of White Lake. Palekh icon. Middle of the eighteenth century. Palekh. Icon. End of the eighteenth to beginning of the nineteenth century. Rybinsk State Museum-Reserve. Icon from Nizhny-Novgorod. Nineteenth century. Private collection. Palekh icon. Beginning of the nineteenth century. Palekh. Giovanni Bellini. Transfiguration. Circal 1455. Museo Correr, Venice. Giovanni Bellini. Transfiguration. Circal 1455. Museo Correr, Venice. Giovanni Bellini. Transfiguration. Circal 1455. Museo Correr, Venice. Andrei Ivanov. Transfiguration. Between 1807 and 1809. St. Petersburg. Alexander Ivanov. End of 1840 to beginning of 1850. Moscow. Tweet Donate Share Code for blog The Lord’s Transfiguration: Paintings, Icons, and Frescoes Natalya Mihailova [caption id="" align="" width="" ] Mosiac in the apse of the Church of St. Apollinare in Classe. Middle of the sixth century. Ravenna, Italy.[/caption] [caption id="" align="" ... Since you are here… …we do have a small request. More and more people visit Orthodoxy and the World website. However, resources for editorial are scarce. In comparison to some mass media, we do not make paid subscription. It is our deepest belief that preaching Christ for money is wrong. Having said that, Pravmir provides daily articles from an autonomous news service, weekly wall newspaper for churches, lectorium, photos, videos, hosting and servers. Editors and translators work together towards one goal: to make our four websites possible - Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru and Pravmir.com. Therefore our request for help is understandable. For example, 5 euros a month is it a lot or little? A cup of coffee? It is not that much for a family budget, but it is a significant amount for Pravmir.

http://pravmir.com/lord-s-transfiguratio...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010