И я, богомолец твой, за непристойные слова, что он, Игнашко, говорил про тебя, государя, и Ивашка Жеглова, что онъ пристал к худым людем и почалъ воровать, собрався с собором, помня Божию правду и твою, государеву, к себ премногую милость, забыв свою смерть, на соборе проклял. И какъ то услышали Ивашковы товарыщи, и от них отстали, и мн о том били челом, чтоб я ихъ простил. И я их прощал. А Ивашко да Игнашко не обратились и мн не бивали челом, и на меня 1446 грозилися 1447 безпрестанно убийством, и умыслили было написать меж собя воровскую запись, что было имъ стоять заодно, ково ты, государь, ни пришлешь – не даватца. И я, богомолец твой, не убояся гроз их, призывалъ попов и имъ запрещал, и памяти по них розсылал,//(л. 503) и к воровской их 1448 записи не велелъ рукъ прикладывать. И Ивашко да Игнашко многих и билъ, и в желза, и в тюрму сажали, чтоб руки к их воровской записи 1449 приложили. И добрые священники их о том имъ говорили, а иные в хоронах были, бояся моего запрещения, а иные з города сходили, А посадцкие добрые люди – т у меня пробыли. И всякое худое дло у Ивашка да у Игнашка с стоварыщи 1450 , моего ради постояния, разорялося и в совершение не приходило. А тольке 1451 бы я о том не стоял – много бы хуже псковского было в Великом Новгороде. И безпрестани за тебя, государя, Бога молили в соборной церкви о избавлении межусобныя брани и в ходы ходил почасту. И теб, государю, што 1452 в которой день здлаетца, с окольничими и воеводою с князь Федором Андревичем вмсте и особно писалъ и, наймуючи всяко, от худых людей тайно посылал, чтоб про то провсе было теб, государю, ведомо. И за то по наговору Ивашка Жеглова с стоварыщи 1453 опозорен и изувчен. Да той же Ивашко с стоварыщи 1454 , с невеликими людьми, били челом теб, государю, ложно, что бутто я всх новгородцов проклинал. А я проклинал 1455 воров, а не добрых людей. И от тово бутто сталась смута. А 1456 я проклинал в 1457 третий день смуты. Да они же хотели, крестное целованье теб, государю, изменив, невдомо в чем меж себя крестъ целовать. Да они же били челом теб, государю, что бутто я хотл церковь соборную всю разрушить. И то явное их ложное челобитье какъ мн без твоего, государева, указу разрушить? Да и софйской казны не будет столько, что розобрать, не точию что вновь создать! Да они же теб, государю, били челом, что бутто 1458 меня у Знамения пресвятыя 1459 Богородицы сила Божия поразила. И то вдомо будет теб, государю, в сыску, да и записка у окольничево и воеводы князь Федора Андревича есть, и власти вс, и дьяки досматривали бою. Да иное всякое ихъ челобитье было теб, государю, ложно, по наговору

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Елма с радостию си сына обьял 1444 бяше, излишеством радости живот свой скончаше. Оле развращения! и радость бывает смерти виновна, яже живот продолжает. Подобне Софокл мудрый, егда совершил есть трагедию премудро и ублажен был есть, От множества радости притече до конца. ни ктому сподобися видети свет 1445 солнца. Точне Кандим 1446 торжество егда совершаше и венец на главу си златый приимаше, Веселия виною дух свой испустил есть, радость велику в слезы многи преложил есть. Такожде и Диагор, три сыны имевый и за победу тыя венчаемы зревый, Егда тии венцы си 1447 ему возложиша на главу, яко отца любимаго чтиша, За великую радость живота лишися. Сия ты. читателю, слышя 1448 . удивися. Како и радость мертвит, яже услаждает, колми же паче печаль, яже огорчает. Дивяся паки, готов буди умирати. да смертию можеши жизнь вечну прияти. Ибо яже готовы смерть люди хищает, не мертвит, но во вечность жизни преселяет. А иже не готови ко смерти бывают, зде телом. а душею вечно умирают 1449 . 12 Смерть известна комуждо. но время несть вестно. того ради достоит жити свято, честно. Да. обретши во благих делесех живуща. в небо вселит, не в зубы ада всеядуща. 13 Аще древо на страну юга упадает или на север 1450 , тамо 1451 выну пребывает. Подобне и человек по дни смерти будет: вшед в 1452 небо или во 1453 ад, тамо в 1454 век 1455 пребудет 1456 . 14 Лежит нам 1457 единою комуждо прияти кончину смертну, по ней тамо пребывати Невозвратно во мир сей, иде же кто себе устроит деды место, во аде, ли в небе. Тщитеся убо, молю, благая творити, да бы не в темном аде, но в небеси быти. Во аде – тма. зуб скрежет, глад, огнь, мука вечна, в небе – свет, мир, честь, радость и жизнь безконечна 1458 . 15 1459 Любомудрие – смерти плоти не ридати, буйство же – в смерти душы утеху прияти. Смерть честная Честна смерть преподобных у Господа Бога, яко 1460 свободны деет труждения многа, И 1461 яко радость оным нову откривает, яже предивно душы их возвеселяет; Напоследок 1462 , яко я безбедственны деет о вечности блаженней, к ней же всяк благ спеет

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

(9) Траян сказал: – Я стал твоим соучастником в богохульстве, не отдавая тебя на пытки. Игнатий сказал: – Я уже раньше сказал тебе, что готов на любую пытку и любую смерть, потому что спешу к Богу. 4, (1). Траян сказал: – Если не принесешь жертву, раскаешься. Итак, прежде чем пострадать, пожалей себя. Игнатий сказал: – Если бы я не щадил себя, то сделал бы, что ты повелевал. (2) Траян сказал: – Терзайте его спину свинцовыми [плетями]. Игнатий сказал: – Ты усилил царь, мое стремление к Богу. (3) Траян сказал: – Строгайте плечи его крючьями и натирайте солью. Игнатий сказал: – Весь ум мой обращен к Богу, и я не говорю о том, что страдаю. (4) Траян сказал: – Принеси жертву богам. Игнатий сказал: – Каким богам? Может, ты велишь мне жертвовать египетским [божествам] 1447 : тельцу 1448 и козлу 1449 , ибису и обезьяне 1450 и ядовитой змее 1451 , или волку 1452 и собаке 1453 , льву 1454 и крокодилу 1455 , – или персидскому огню 1456 , или морской воде, или подземному Плутону, или Гермесу-вору? (5) Траян сказал: – Я сказал тебе: принеси жертву. Твои слова ничуть тебе не помогут. Игнатий сказал: – Я сказал тебе, что не приношу жертв и не отступаю от одного единственного Бога, сотворившего небо и землю, море и все, что в них 1457 , Который имеет власть над всякой плотью, – Бога духов 1458 и Царя всего видимого и невидимого. 1459 (6) Траян сказал: – Но что мешает тебе почитать и того бога, если он есть, и этих, которых мы все вместе исповедуем? Игнатий сказал: – Естественное различение, когда оно чисто, не смешивает ложь с правдой, тьму со светом, горькое со сладким. Горе не различающим это, ибо «какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» ( 2Кор.6:15–16 ). 1460 5, (1). Траян сказал: – Разожмите его руки и положите в них огонь. Игнатий сказал: – Ни жгущий огонь, ни зубы зверей, ни рассечение костей, ни сокрушение всего тела – никакие муки диавола не отлучат меня от любви к Богу. 1461 (2) Траян сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

A lo largo de toda la serie de homilías, Crisóstomo recalca, en contra de los arrianos, que el Hijo es igual al Padre y no inferior al Padre, aunque El hable de sí mismo en forma humana cuando se refiere a su naturaleza humana. La interpretación de las parábolas es magistral, y las exhortaciones morales y ascéticas del autor reflejan las costumbres y maneras de la época. Los teatros son objeto constante de su condenación, y los monjes, de sus alabanzas. Las homilías 69 y 70 describen su modo de vivir, su vestido, sus trabajos y el contraste de sus cantos con los de la escena. Describe su victoria sobre el vicio y presenta su devoción como un ejemplo edificante para todos. Se recomienda especialmente la limosna y a los pobres se les llama hermanos de Cristo y nuestros. Las Homilías sobre Mateo gozan del privilegio de haberse conservado, aunque incompletas, en el manuscrito más antiguo que poseemos de los escritos de Crisóstomo, en el Códice uncial 95 de la Biblioteca Ducal de Wolfenbüttel, que dala del siglo VI. Hasta ahora no lo ha utilizado ningún editor. A partir del siglo XI, el número de manuscritos es relativamente grande. Ciento setenta y cinco manuscritos, por lo menos, escalonados desde el siglo IX al siglo XVI, contienen el texto completo o parte de él. Ni siquiera Field, que preparó el mejor texto que existe (reimpreso en Migne 57–8), consultó más de once o trece manuscritos (cf. PG 57,V-VII). La traducción latina más antigua de las Homilías sobre Mateo es la que hizo el diácono pelagiano Aniano de Celeda. Por desgracia, la persecución de los pelagianos, que empezó hacia el año 420, le impidió dar cima a su trabajo, y, en consecuencia, ningún manuscrito ofrece más allá de las veinticinco primeras homilías. La versión latina completa más antigua es obra de Burgundio Pisano (+ 1194); se conserva en el Codex Vat. Lat. 383, del siglo XII. Las homilías fueron traducidas por tercera vez por Jorge de Trapezunt (+ 1486) a petición del papa Nicolás V (1447–1455). Ya en el siglo y se hizo una versión armenia, de la cual publicaron los mequilaristas de Venecia, en 1826, las primeras veinticinco secciones. Una versión siríaca de la misma época se conserva, sólo en fragmentos, en cuatro manuscritos del siglo VI del British Museum. El diácono Teódulo (Abdallah) tradujo las homilías al árabe en el siglo X, y Eutimio del Monte Athos (+ 1028) las tradujo en el siglo XI al georgiano. Ninguna de ellas se ha impreso todavía.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

архим. Захария (Захару) Эпилог «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся» Христос является знамением Божиим для людей всех времен, и путь Христов есть единственный путь, ведущий в вечное Царство Отца и Сына, и Святого Духа. Когда иудеи во времена Христа по заблуждению просили у Него «знамения с неба» 1455 , Он говорил о «знамении Ионы», которое было дано ниневитянам 1456 как единственное и исключительное знамение Божие миру. В этом знамении было пророчески предобозначено схождение Христа в преисподние места земли и затем Его восхождение превыше небес. Его личность, жизнь и пример дали ответ на все вопросы человека. Он стал вечным знамением Божиим всем поколениям настоящего века. Схождение и восхождение Христа стали источником всех даров Святого Духа 1457 . Принятие с верой этого знамения как образа и примера для подражания делает человека «другом» Божиим, согласно слову Господню, которое гласит: «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» 1458 . Как Иона для ниневитян, так и друзья Христовы во всякую эпоху, согласно Его неложному обетованию 1459 , являются знамением Божиим для своего поколения, потому что становятся устами Божиими и отвечают на все проблемы и вопросы своих современников. Они становятся знамением Божиим тогда, когда благодатью Святого Духа они прошли путь Христов: схождение (даже до ада) и восхождение (превыше Небес). Никто не может стать святым, другом, учеником Христа-Учителя, если не пройдет этого пути до конца и не познает таинства Царства Божия 1460 . Только при выполнении этого условия человек становится «светилом в мире» и «содержащим слово жизни» 1461 для своего рода. Святые, по слову апостола Павла, «будут судить мир» 1462 . И это справедливо, потому что сначала они стали устами Логоса и просветили своим словом мир. Христос говорил посредством их. И как Сам Он свидетельствует, Его слово будет судить человека «в последний день» 1463 . Если исходить из этого духовного закона, то, поскольку Церковь , водимая Духом Святым «на всякую истину» 1464 , прославила Силуана как «апостольского и пророческого учителя» 1465 , то есть как Святого, мы должны искать в его личности, его жизни и слове те признаки, которые делают его знамением Божиим для его поколения. Каково это «слово жизни», посредством которого Бог открывает Свой путь нашему поколению?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Глава XLIV 1 . А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. 2 . Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал; „Возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион? вопрошает пророк в гл. 66-й (ст. 8). Образование народа Израильского в один день, в пустыне было чудом, совершившимся после прообразовательного крещения „в облаке и в море“ ( 1Кор. 10:2 ), когда беспорядочная толпа почувствовала себя охваченною живительною силою Духа Божия, почувствовала себя единым народом в общности веры и благодарности к Господу, что и выразилось во вдохновенной песни, записанной в XV главе кн. Исход. О чудесном образовании народа говорит и Моисей во Второзаконии ( Втор. 32:10–13 ): „Господь нашел этот народ в пустыне, в степи печальной и дикой.... и вознес этот народ на высоту земли“. К этому народу, созданному не обыкновенным историческим путем 1455 , а возникшему и введенному в число народов, с дарованием ему удела, по особой воле Божией, призывавшей его и к особой высшей духовной деятельности, – к этому народу обращены слова пророчества, напоминающие ему о том, что он создан и образован и избран по особой воле Божией 1456 . 3 . ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. 4 . И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. Мы видели в конце 43-й главы (ст. 25), что Господь обещает Сам изгладить преступления человеческие; но народ Израильский лишается священства (ст. 28). От этого времени пророчества обращены ко всему человечеству, хотя чрез Израиля 1457 , из которого, как и прежде указывал Исаия, только остаток спасется 1458 . Поэтому слова ст. 3–4 наст. главы обращены к верующим Израиля, к тому „остатку“, который разнесет по всему миру благую весть о пришествии Еммануила и о спасении. Ст. 3 повторяет мысль, высказанную Исаией XXXII, 15: „Дух излиется на нас свыше“ 1459 . Вода на священном языке символ жизни, как мы видели выше. Очевидно, что это пророчество получило свое исполнение лишь после священной великой тайны Искупления, ниспосланием Утешителя, Духа Святого, на всех верующих в Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Дева Мария, воспитанная в послушании и покорности воли Божией, ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Благовещение. Фра Филиппо Липпи, 1455 г Послание, с которым явился архангел Гавриил,  было не приказом, но  радостной вестью. Если бы Дева Мария не пожелала принять такую честь, Бог не стал бы Ее заставлять – ведь для того, чтобы Спаситель родился, необходимо было и добровольное согласие избранной Богом девы. Как повествует Евангелие от Луки, только когда Мария дала согласие, ангел отошел от Нее. Укажем на еще один важный момент – как только Мария дала согласие стать Матерью, Она сразу же и зачала от Духа Святого. Момент Ее согласия – это момент Боговоплощения, начало нашего спасения. Мария была обручена с мужчиной по имени Иосиф. По преданию, праведный Иосиф был уже в преклонных летах и, вероятно, ранее состоял в браке, так как в дальнейшем будут упоминаться его дети. Та форма обручения, о которой говорит Евангелие, отличается от  принятой в сегодняшнем мире.  Оно предполагало не обязательное будущее замужество, а то, что Иосиф будет просто заботиться о Марии, оберегать Ее, хранить Ее девство. Когда Иосиф Обручник узнал, что Мария беременна, он, естественно, смутился и  даже хотел отпустить Ее, чтобы не подвергать опасности и насмешкам со стороны людей. В древнем Израиле отношение к хранению обетов, данных Богу, к хранению девства и чистоты было очень суровым. Наказанием за нарушение могла быть даже смертная казнь через побиение  камнями. Однако когда Иосиф заснул, ему явился ангел Божий, сказавший: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20–21). Проснувшись, Иосиф сделал, как повелел ему ангел – оставил Марию у себя в доме. Родившийся вдали от мира Через некоторое время, когда Мария уже должна была скоро родить, римский император Август повелел провести перепись во всех своих землях, в том числе и в Иудее, которая была частью его владений. По закону каждый должен был идти на перепись в тот город, откуда он происходил. Иосиф и Мария отправились в город Вифлеем, так как были роддом оттуда, хотя и жили в Назарете.

http://foma.ru/rozhdestvo-hristovo-prazd...

—388— Этого было достаточно, чтобы привести в со­дрогание каменные души и твердо убедить, что не обманчивы были слова, произносимые Петром, но что действительно Бог был с ним, и свято и истинно таинство, которое возвещал он. Необхо­димо и на то обратить внимание, что знамение наказа­ния и убиения только один раз произошло через апостола по нужде (для того), чтобы решающимся на зло дать доказательство силы карающей, – чудеса же благодеяний и исцелений совершал он еже­дневно и беспрерывно. И такая легкость и благодать к врачеванию была присуща ему, что никто из больных, пришедши к нему, не возвращался обманутым в надежде, но целым и здравым отходил домой. И во всяком месте Иерусалима, где появлялся Петр, он возвещал Христа 1453 ; множество больных имел он следовавшими за собой, и странное зрелище каждодневно – из сме­шанного народа: причем одни сходились, чтобы освободиться от тяготящих зол, другие – чтобы видеть исцеляемых. Так, об (этом) апостоле записано и нечто такое чудесное, чего ни о ком другом не сказано, что родственники и домашние больных выносили их на улицу на кроватях, «дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» 1454 . А это больше даже и Владычних чудес, и раб прославляется выше Господа. И скоро исполняется в этом знамении пророчество, которое Спаситель изрек к ученикам своим: «истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше —389— сих сотворить» 1455 . Говоря что, я не равняю раба с Владыкою. Отнюдь нет! безумного это мысль. Но поскольку Бог, через служителей Своих обнаруживающий Свою силу, никого из учеников не обогатил своими дарами так, как Петра, и пред всеми отличил его, превознесши даровани­ями свыше; то и на опыте дел он явлен был силою Духа, как первый ученик и больший из братий. Первым он призван был, и тотчас повиновался. Найденный на берегу морском, в тревожной местности мира, обуреваемый всегда волнами человеческих треволнений, он имеет беспрестанный молитвенный вопль около берегов. Первый между христианами пренебрег он мирскими вещами и, презрев все низменное, перешел к духовному и премирному.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—157— звавшего вас к всыновлению, – и от Господа нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа. Давшего Себя за грехи наши, чтобы изъять нас из настоящего 1452 века лукавого, то есть от зол, совершающихся в сем веке, – по воле Бога 1453 Отца нашего, чтобы открыть о явленной в мире благодати Отца и Сына. 1: 6–15. Удивляюсь, что вы так скоро переходите, не от меня, но от Призвавшего 1454 вас чрез меня к 1455 благодати Своей 1456 , чтобы отойти к другому Евангелию. И хотя я подумал, что речь идет о проповеди Симона, однако это не есть что-либо иное, так как окончен срок закона, в коем возвещалась. Не есть иное, или иной Христос или иная истина. Но люди по своему произволу хотят совратить 1457 вас от Евангелия Христова. Если вы увидите у них чудеса или пленитесь их заверениями о себе самих, что они суть ученики Симона, – если бы я сам даже пришел к вам с иным Евангелием, или Ангел, который конечно не может низойти, но если бы нисшел для того, чтобы прибавить или уменьшить против того, что я предал вам: – анафема да будет. Принятием обрезания не оказывайте лести проповедникам обрезания. Ведь если бы я угождал священникам, кои меня не учили, то я уже не был бы Христовым слугой, каковым теперь видите меня. Итак, то Евангелие, которое я вам благовествовал, не от людей я принял, как новые учители ваши, то есть ревностные ваши соблазнители; —158— но бывшее мне откровение обратило меня от прежней жизни моей в иудействе. Ведь слышали вы, что чрезмерно преследовал я Церковь Божию, разрушая и опустошая, – или как преуспевал я в иудействе более многих сверстников моих в делах закона. 1: 15–24. Когда же благоволил Бог 1458 , Избравший от чрева матери моей, чтобы вместо преследователя я стал преследуемым в Церкви Христовой и благовестителем Христа не у Иудеев, но среди язычников: тогда я не пошел 1459 в Иерусалим к Апостолам и не отправился туда, куда не посылал меня, но отошел в Аравию 1460 и в Дамаск языческий. Потом после лет трех 1461 пришел 1462 в Иерусалим, не для того, чтобы научиться Евангелию у Петра, но чтобы видеть 1463 Петра 1464 , – и пробыл у него дней пятнадцать (ср. Деян.9:26 ). Ничего нового не сообщих он мне, и я пришел в страны Сирии и Киликии ( Деян.9:30; 15:41 ). Был даже не знаком 1465 церквам сущим во Христе от обрезания 1466 , ибо я не путешествовал туда после откровения. А только был у них слух, что преследовавший нас 1467 некогда, ныне, прийдя, благовествует веру, которую некогда презирал и опустошал. И во мне 1468 (ради

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Макарий Великий: “если монета, имеющая в себе образ царев, бывает испорчена; то и золото теряет цену, и образ ничего не пользует: тоже испытал и Адам”; 1455 в) Феодорит: “Адам, возжелав быть Богом, погубил и то, чтобы быть образом Божиим”. 1456 Следствия для тела : 1) Болезни, скорби, изнеможение (посл. восточн. Патр. О пр. вере, чл. 6). Повредив все силы души, грех прародителей, как действие противоестественное, неизбежно произвел подобное же расстройство и в их теле, внес в него семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабления и страданий. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою., в болезни будешь рождать детей ( Быт. 3:16 ). И Адаму сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей ( Быт. 3:17 ). В поте лица твоего будешь есть хлеб (19). Все это признавали за следствия прародительского греха и учителя Церкви, 1457 например: а) Феофил Антиохийский : “из греха, как будто из источника, изливались на человека болезни, скорби, страдания; 1458 б) Ириней: “в осуждение за грех муж принял печали и земной труд, и то, чтобы вкушать хлеб в поте лица своего...; равно и жена приняла печали и труды, и воздыхания, и болезни рождения..”. 1459 2 . Смерть (Простр. Хр. катех., о чл. 3, стр. 43). В поте лица твоего, сказал Бог Адаму, будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься (Бы. 3:19). Смерть телесная сделалась необходимым последствием грехопадения наших прародителей, с одной стороны, потому что грех привнес в тело их разрушительное начало болезней и изнеможения; а с другой – и потому, что Бог удалил их по падении от древа жизни навсегда: и сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал бы жить вечно (22).Так смотрели на смерть святые Отцы и учители Церкви, 1460 в частности:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010