Пермская Учреждена в 1383 году Великопермская (Пермская, Усть-Вымская) Кафедра в Усть-Выми Стефан (Храп) епископ, свт., рукоположен † 26.04.1396 в Москве Исаакий епископ, рукоположен с 20.01.1397 (1398) † 22.03.1416 в Москве Герасим епископ, свт., рукоположен после 1416 упоминается в 1441 и 1448 † 24.01 (ок. 449) (убит вогуличем) Питирим епископ, свт., рукоположен между 1441 – 1447 † 19.08.1455 (убит вогуличами) Иона епископ, свт., поставлен в конце 1455 † 6.06.1470 Филофей (Амфилохий) епископ, рукоположен со 2.11.1471 до 1472 переименован еп. Великопермский и Вологодский Великопермская и Вологодская С 1472 года Филофей (Амфилохий) епископ, бывший еп. Великопермский с 1472 до апреля 1501 † неизвест. В феврале 1492 года кафедра перемещена из Усть-Выми в Вологду и позже переименована в Вологодскую и Великопермскую (Пермскую). Пермская и Екатеринбургская Восстановлена 16 октября 1799 года Арсений I (Москвин) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский с 16.10.1799 по 26.11.1799 еп. Воронежский и Черкасский Иоанн (Островский) епископ, рукоположен с 5.02.1800 † 24.12.1801 Иустин (Вишневский) епископ, бывший еп. Свияжский, викарий Казанской епархии с 20.01.1802 по 31.05.1823 на покое; † 31.01.1826 Дионисий (Цветаев) епископ, рукоположен с 15.07.1823 по 21.04.1828 на покое; † 24.04.1846 Мелетий (Леонтович) епископ, свт., бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 21.04.1828 по 18.07.1831 архиеп. Иркутский и Нерчинский Аркадий (Федоров) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский и Верхотурского с 8.08.1831 по 25.12.1833 переименован и возведен в сан архиеп. Пермского Пермская и Верхотурская С 25 декабря 1833 года Аркадий (Федоров) архиепископ, бывший еп. Пермский и Екатеринбургский с 25.12.1833 по 29.03.1851 архиеп. Олонецкий и Петрозаводский Неофит (Соснин) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской, архиепископ с 29.03.1851 с 11.04.1854 † 5.07.1868 Антоний (Смолин) епископ, бывший еп. Пензенский и Саранский с 21.08.1868 архиепископ с 16.04.1872 по 9.09.1876 на покое; † 21.12.1876

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Память св. Питирима Чудотворца. Св. Питирим был четвертым Епископом Пермским, но год поступления его в Епископы неизвестен. В степенной книге свидетельствуется, что Питирим, будучи еще Архимандритом, в 1439 году, сочинил описание жития Св. Алексея, Митрополита Киевского, а также канон на обретение мощей Святителя. Бедствия, которым поражали Пермь при св. Герасиме, еще с большею силою поражали пределы Пермские при св. Питириме, преемник св. Герасима. Много мудрости и твердости духа явил Святитель, защищая паству свою, но междоусобицы между Великим Князем Василием Темным и его двоюродными братьями отнимали у добродетельного Иерарха возможность силою положить предел грабежам и разбоям Вогуличей и Вятичей. Тщетно увещевал Святитель злодеев не воевать и не грабить народ. Несчастные Зыряне терпели страшное притеснение и спасались в дремучих лесах. В 1445 году соединенные действия Зырян и Новгородской вольницы остановили на время хищничество Вогуличей, и, взяв с их Князя Асыка слово не нападать на Пермские пределы. Щедрость, милость и благодетельные распоряжения Питирима успокоили его паству. Но едва отдохнула она, едва начала поправляться, как, Святитель Питирим был, вызван в Москву, в 1447 году, для соборного деяния против Князя Дмитрия Шимяки. Во время отсутствия его, Князь Асыка, напал, на Зырянские селения, на Печере, опустошил их, и взял, множество Зырян в плен со всем, их, имуществом. Все Зырянские церкви были разорены. По просьбе Святителя Питирима, Великий Князь прислал в Зырянские церкви богатые вклады и уменьшил дань с жителей, по случаю их разорения. В течение семи лет благоденствовали жители, благословляя Святителя Питирима. Но вот, настал 1455 год. В десяти верстах от Устьвыми, явился почти забытый князь Асыка со своею хищною дружиною. К нему присоединились Вятчане. Августа 19-го 1455 года, после Божественной литургии, Святитель, по заведенному им, обычаю, в Святительском, облачении, с крестом в руке, с иконами, хоругвями и клиром, вышел на мыс при слиянии рек Выми и Вышенги чтобы совершить молебствие. Народ окружил любимого Иерарха. В это время вверху показались Вогуличи, плывшие на плотах и прикрытые спереди срубленными елями и ветвями. Святитель уразумев, что это нападение вражьей силы, – предупредил об этом народ, осенил знаменьем креста обитель, церковь и города, и просил отойти от него скорее и спасаться. Сам же пожелал остаться и вкусить смерть за Христа Спасителя. Едва успел окончить Святительское краткое слово, как, выскочили на берег Вогуличи и Вятчане; народ и клир разбежались. Святитель остался один и решился увещевать Асыка. Но доступно ли увещевание сердцу варвара? Святый Питирим, как гласит сведения находящиеся в Архиве Вологодской Консистории, мученически был убиен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ок. 1560 Иоасаф Продолжение списка – см. Вологодская. 3434 По Никоновской лет. свт. Стефан был поставлен во Владимире митрополитом Пименом в 1383 г. (ПСРЛ. Т. 11. С. 82). Воскресенская лет. местом поставления называет Москву, согласуясь с датой в Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 49). Скончался в Москве 26.04.1396 (ПСРЛ. Т. 8. С. 69–70; Т. 11. С. 164–165). Память – того же дня. 3435 Поставлен митрополитом Киприаном 20.01.1397 (ПСРЛ. Т. 8. С. 71). В Никоновской лет. другая дата – 1398 г. (ПСРЛ. Т. 11. С. 167). Последний раз упоминается в Воскресенской и Никоновской лет. при поставлении Новгородского архиепископа 22.03.1416 (ПСРЛ. Т. 8. С. 88; Τ. 11. С. 231). 3436 Упоминается в Софийской лет. под 1438 г. среди членов Собора, отвергшего унию (ПСРЛ. Т. 6. вып. 2. Стб. 91). Эти события точно датируются 1441 г. Был удавлен своим воспитанником; орудием послужил собственный омофор святителя (Словарь исторический о русских святых. M., 1991. С. 200). Память – 24 и 29.01. 3437 Упоминается в послании российского духовенства Углицкому князю Димитрию Юрьевичу, датированном 29.12.1447 (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Τ. 1. СПб., 1841. С. 75–83). Упоминается в Воскресенской и Никоновской лет. под 1449 г. при избрании Свт. Ионы митрополитом (ПСРЛ. Т. 8. С. 122; Т. 12. С. 74). Убит вогуличами в 1455 г. (Софийская лет.; ПСРЛ. Т. 6. вып. 2. Стб. 128; Т. 8. С. 144; Т. 12. С. 109). По Словарю историческому... – вторая дата иная: 1455 г. Память 29 января и 19 августа, а также в Соборе Вологодских святых. 3438 «...Тое же осени (1472 г.) месяца ноября 8 дня поставлен Пермии епископ Филофей именем...» Однако в подстрочном примечании издатель указывает, что «...в сем месте конечно листы перемешаны...» (Царственной летописец содержащей российскую историю от 6622/1114 году. СПб., 1772. С. 436, 437). В 1492 г. переведен из Усть-Выма в Вологду, где с этого времени существует епископская кафедра (см. Вологодская). 3451 Архиепископ с 12.04.1918 (или с 05.05.1918 ?) Один их видных членов Поместного Собора 1917–1918 гг. Скончался мученически в Перми, был расстрелян и еще живым закопан в землю 07(20)06.1918. Следственная Комиссия, во главе с архиепископом Черниговским Василием (Богоявленским), направленная Собором в Пермь, также не вернулась обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Jb. 1887. Bd. 8. S. 609-628; Rossi L. Niccolò V e le potenze d " Italia dal maggio 1447 al dicembre 1451//Rivista di Scienze storiche. Pavia, 1906. Vol. 3. Pt. 1. P. 241-262, 392-429; Pt. 2. P. 22-37, 177-194, 225-232, 329-355, 385-406; 1907. Vol. 4. Pt. 1. P. 53-61; Pleyer K. Die Politik Nikolaus V. Stuttg., 1927; Dykmans M. Le cérémonial de Nicolas V//RHE. 1968. Vol. 63. P. 365-378, 785-825; Toews J. B. Formative Forces in the Pontificate of Nicholas V, 1447-1455//CathHR. 1968. Vol. 54. N 2. P. 261-284; Vasoli C. Profilo di un papa umanista: Tommaso Parentucelli// Idem. Studi sulla cultura del Rinascimento. Manduria, 1968. P. 69-121; Manfredi A. I codici latini di Niccolò V: Edizione degli inventari e identificazione dei manoscritti. Vat., 1994; idem. Per la biblioteca di Tommaso Parentucelli negli anni del Concilio Fiorentino//Firenze e il Concilio del 1439: Convegno di studi, Firenze 29 nov.- 2 dic. 1989/A cura di P. Viti. Firenze, 1994. Vol. 2. P. 649-712; Brandm ü ller W. Die Reaktion Nikolaus " V. auf den Fall von Konstantinopel//RQS. 1995. Bd. 90. S. 1-22; Bonfigli C. Niccolò V: Papa della rinascenza. R., 1997; Coluccia G. L. Niccolò V umanista: Papa e riformatore: Renovatio politica e morale. Venezia, 1998; Benelli G. Papa Niccolò V umanista illuminato//La Casana. Genova, 1999. Vol. 41. N 1. P. 24-31; Miglio M. Niccolò V//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 2. P. 644-658; idem. La storiografia su Niccolò V//Atti delle Giornate di Studio Papato, Stati Regionali e Lunigiana nell " Età di Niccolò V. La Spezia, 2004. P. 21-32; Niccolò V nel sesto centenario della nascita: Atti del Convegno intern. di studi, Sarzana, 8-10 ottobre 1998/A cura di F. Bonatti, A. Manfredi. Vat., 2000; Albanese M. Gli storici classici nella biblioteca latina di Niccolò V: Con trascrizione e commento degli interventi autografi di Tommaso Parentucelli. R., 2003; Chittolini G. Niccolò V e l " Italia a mezzo del Quattrocento//Atti delle Giornate di Studio Papato, Stati Regionali e Lunigiana nell " Ета di Niccolò V.

http://pravenc.ru/text/2566088.html

Историография считает первым настоящим «ренессансовым папой» Николая V (1447-1455). Сам Николай V был по происхождению из горожан; он родился в семье врача в городе Сарцана; затем, избрав духовную стезю, поступил на службу к кардиналу Альбергати. Впоследствии стал епископом Болоньи, потом занял должность папского легата в Германии. В политике Николай V был сторонником компромиссов. В 1448 году он заключил с германским королем Фридрихом III (1440-1493) Венский конкордат, который оставался в силе вплоть до 1803 года. В этом документе, в соответствии с канонами, регулировались занятие должностей епископа и настоятелей аббатств, а также аннаты . В 1452 году, дабы скрепить мир, Николай V с большой помпой короновал в Риме Фридриха III императором «Священной Римской империи германской нации». (В качестве признака конца средневековья можно подчеркнуть, что это было последнее римское коронование императора.) Вместе с конкордатом и короной Габсбурги заполучили поддержку папы в своей экспансионистской политике. Аналогичным образом межевым знаком в европейской истории явился 29 мая 1453 года захват турками Византии. Это означало и формальный конец Восточной Римской империи, которая на протяжении 700 лет вела то захватнические, то оборонительные войны против грозивших нашествиями арабов и турок, в защиту христианства. С падением Византии Балканы также оказались в руках турок, и, появившись вновь на границах Венгрии, Османская империя стала угрожать непосредственно западному христианству. 30 сентября 1453 года папа Николай V призвал христианских монархов к крестовому походу против турок; папа взял на себя мобилизацию расчлененной Европы для этой войны. Соображения папы, основанные на средневековом рыцарском идеале, были, однако, нереальными; борьба против турок не отражала общих интересов - она была важна лишь для тех государств, которым непосредственно угрожали турки. Поэтому призыв папы не нашел широкого отклика; изнуренной Столетней войной Западной Европе нужен был мир. Папа Николай V был основателем нового «золотого века» Рима.

http://sedmitza.ru/lib/text/441647/

По другой летописи – 20 Января 1398 года (у Карамзина к т. V примечание 254, col. 101), упоминаемый в числе участвовавших при поставлении новгородского архиепископа Симеона (Сампсона) 22 Марта 1416 года и потом, как полагают, вероятно, на основании местных преданий, оставивший кафедру (священника Ио. Верюжского Исторические сказания о жизни святых, подвизающихся в Вологодской епархии, стр. 328); вторым преемником был Герасим, неизвестно когда поставленный, упоминаемый под·1441 годом (Акты Истории т. I, стр. 74 col. 2, 2 Софийская летопись в Собрании летописей VI, 161 col. 1) и в неизвестном году до 1447 года скончавшийся насильственной смертью, – по одному местному преданию удушенный за нечто от своих домочадцев, по другому – удавленный омофором от своего слуги Вогулича (Верюжский ibid. стр. 331 fin.); третьим преемником был Питирим, поставленный из архимандритов московского Чудова или неизвестного монастыря, упоминаемый с конца 1447 года (Акты Истории т. I, убитый Вогуличами 19 Августа 1456 года; четвёртым преемником был наш Иона, поставленный, вероятно, в 1459 году и скончавшийся в 1571 году. 1080 Типографская летопись стр. 260; у Карамзина под 1463 годом (в т. VI примечание 629, col. 88) приводится она же. 1081 В 1459 году Иона был в Москве, – в Актах Истории т. I, 61 в Памятниках у Павлова и А так как после 19 Августа 1456 года, когда убит Питирим, он не мог быть посвящён ранее 1457 года, то невероятно предполагать, чтобы он только что был отправлен в Пермь и потом опять вызван в Москву, а, следовательно, представляется вероятным предполагать, что 1459 год, в котором он был в Москве, был годом его посвящения. 1083 По местным преданиям (у Верюжского ibid. стр. 338) и по некоторым летописям (например, Архангелогородской, стр. 136), св. Питирим убит Вогуличами в своём кафедральном городе Усть-Выми; но летописи 1 и 2 Софийские говорят (под 1455 годом): «воеваша окаянин Гогуличи Великую Пермь (и) тогда убили епископа пермьского Питирима». Неизвестная нам летопись, на которую ссылается преосвященный Макарий (без цитаты, – VI, 320) говорит, что Иона «добавне крести» Великую Пермь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но через год Ферапонт ушел на новое место, основав на просторном холме меж двух озер – Бородаевского и Паского, примерно в 20 км на северо-восток, собственный монастырь. Когда собралась небольшая братия, был возведен деревянный храм во имя Рождества Богородицы. По прошествии десяти лет, в отличие от разросшегося соседнего Кирилло-Белозерского монастыря, обитель оставалась небольшой. В те времена белозерские земли входили в удел можайского князя Андрея, сына Димитрия Донского, который имел горячее желание иметь в своем граде монашескую обитель. Князь отправляет милостыню в Ферапонтов монастырь, наделяет его землями, а сам обращается с просьбой прибыть настоятелю в Можайск. Трудно отказывать князю, тем более в те времена, и Ферапонт отправляется в Можайск, где после долгих уговоров соглашается остаться для основания монастыря. Новая обитель на берегу Москвы-реки была основана в тот же 1408 г. и названа Лужецким монастырем. Здесь преподобный Ферапонт останется до самой смерти, несмотря на постоянное желание вернуться в свой далекий заволжский монастырь, и получит местное именование Ферапонт Можайский. Он скончался на 96 году жизни 27 мая 1426 г. и упокоился в храме Рождества Богородицы. Церковь Рождества Богородицы, колокольня, церковь Благовещения. Ферапонтов монастырь После смерти преподобного настоятелем Ферапонтова монастыря становится любимый ученик Кирилла Белозерского Мартиниан Белозерский, при котором обитель достигает наивысшего расцвета, ее даже стали называть Мартиниановой. При нем монастырь приобретает широкую известность, здесь создается огромная библиотека, одна из первых в Московском княжестве. В 1447 г. Мартиниан, вместе с игуменом Кирилл оБелозерского монастыря Трифоном, благословляет князя Василия Темного против Дмитрия Шемяки. Василий Темный побеждает и настаивает на назначении Мартиниана игуменом Троице-Сергиева монастыря, возглавлявшего знаменитую обитель в 1447–1455 гг., а затем вернувшегося назад в Ферапонтов. Здесь он мирно скончается 12 января 1483 г.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Питирим, епископ, свт. рукоположен между 1441–1447 19.08.1455 (убит вогуличами) Иона, епископ, свт. поставлен в конце 1455 06.06.1470 Филофей (Амфилохий), епископ рукоположен с 02.11.1471 до 1472 переименован епископ Великопермский и Вологодский Великопермская и Вологодская С 1472 года Имена Сведения Филофей (Амфилохий), епископ бывший епископ Великопермский с 1472 до апреля 1501 неизвестно В феврале 1492 года кафедра перемещена из Усть-Выми в Вологду и позже переименована в Вологодскую и Великопермскую (Пермскую). Пермская и Екатеринбургская Восстановлена 16 октября 1799 года Имена Сведения Арсений I (Москвин), епископ бывший епископ Воронежский и Черкасский с 16.10.1799 по 26.11.1799 епископ Воронежский и Черкасский Иоанн (Островский), епископ рукоположен с 05.02.1800 24.12.1801 Иустин (Вишневский), епископ бывший епископ Свияжский, викарий Казанской епархии с 20.01.1802 по 31.05.1823 на покое; 31.01.182 Дионисий (Цветаев), епископ рукоположен с 15.07.1823 по 21.04.1828 на покое; 24.04.1846 Мелетий (Леонтович), епископ, свт. бывший епископ Чигиринский. викарий Киевской епархии с 21.04.1828 по 18.07.1831 архиепископ Иркутский и Нерчинский бывший епископ Оренбургский и Уфимский с 08.08.1831 по 25.12.1833 переименован и возведён в сан архиепископ Пермского и Верхотурского Пермская и Верхотурская С 25 декабря 1833 года Имена Сведения бывший епископ Пермский и Екатеринбургский с 25.12.1833 по 29.03.1851 архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Неофит (Соснин), епископ бывший епископ Вятский и Слободской, архиепископ с 29.03.1851 05.07.1868 Антоний (Смолин), епископ бывший епископ Пензенский и Саранский с 11.04.1854 архиепископ с 21.08.1868 на покое; 21.12.1876 Вассиан (Чудновский), епископ бывший епископ Екатеринбургский, с 16.04.1872 по 09.09.1876 викарий Пермской епархии с 09.09.1876 03.01.1883 Ефрем (Рязанов), епископ бывший епископ Курский и Белгородский с 19.03.1883 по 29.01.1885 переименован епископ Пермский и Соликамский Пермская и Соликамская С 29 января 1885 года

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

совершали частые походы в Месопотамию, Сирию, Палестину и даже доходили до границ Египта вместе с монголами, которые высоко ценили храбрость грузинского войска, находившегося почти всегда в авангарде и решавшего часто судьбу сражений, о чем повествуют мусульманские и христианские историки. В особенности отличались в походах монголов царь Дмитрий сын его Вахтанг III. По словам некоторых европейских путешественников и писателей того времени, Гасан-Шах (1304), разбив мамелюков в Сирии в 1300 году, приказал войскам преследовать их до самого Египта, взял Иерусалим и передал его грузинам; часть отнятых у мамелюков владений близ Киликии предоставил армянскому царю, а часть брату своему 156 . Вскоре после завоевания, в половине XV в., столицы Византии – Константинополя Магометом II, римские папы: Николай V (1447–1455 г.), Каллист III 1455 – 1458 г.) и Павел II (1464–1471 г.) старались поднять христиан против турок, с этой целью папа Пий II (1458–1464 г.) послал в Азию Людовика Болонского, монаха из братьев проповедников, чтобы поднять христиан против турок, освободить Константинополь и св. Землю. В 1459 г. 22 апреля Давид, император трапезундский, который мечтал сделаться королем (иерусалимским, писал папе, что Он сам и его союзники-грузинские цари и владетели, равно некоторые недовольные мусульманские князья готовы начать войну против турок с целью изгнать их из св. мест и Константинополя. Как видно, союзники уже собирались у моря, чтобы выступит в поход. Но король французский Филипп не решался сам отправиться лично в поход и отчасти вследствие этого все расстроилось До нас дошли, кроме письма царя трапезундского Давида к папе и письма царя грузинского Георгия и атабега Кваркваре к римскому же первосвященнику. Давид писал, что его союзниками будут: царь Каргалинской Георг с 60 тыс. войском, атабег самхцийлиский Кваркваре с 20 т. конницы, Бедиан (Дадиан) мингрельский его сын с 60 т. человек, владетельный князь Абхазии, его братья и князья с 30 т. человек. Далее он присовокупляет, что с грузинским царем будут джихи (черкесы), аланы (осетины) и царь (князь) Малой Армении с 10 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раздоры русских князей в борьбе за великокняжеский престол спровоцировали новые набеги остяков и вогулов во главе с князем Асыкой на земли зырян. На этот раз усмирить дикарей решили новгородцы, владевшие землями по рекам Ваге и  Двине. В 1446 г. 3000 новгородских дружинников под командованием Василия Своеземцева и Михаила Яковлева вторглись в земли вогулов и дошли до Урала. Воинственный князь вогуличей Асыка был взят в плен и  принужден дать клятву более не тревожить христиан. Перемирие позволило епископу Питириму заняться устроением церковной жизни в своей епархии, проявить заботу о пастве. В 1447 г. он прибыл в Москву, чтобы  ходатайствовать перед Великим князем Василием Темным о помощи зырянам. По его просьбе пострадавшим были уменьшены подати и отправлены подарки от семьи Великого князя. В 1448 г. епископ Питирим принял участие в церковном соборе, избравшем митрополитом Киевским и всея Руси свт. Иону. В мирные годы святитель Питирим неутомимо учил и просвещал свою паству, объезжал селения пермяков, распространял духовные книги. Древнее житие святителя говорит, что он любил проповедовать не только в церквях, но и на открытых местах, в окружении большого количества народа. Характерной чертой подвига свт. Питирима является миссионерская направленность его деятельности. Апостольская ревность влекла его к соседним народам. Вычегодско-Вымская летопись свидетельствует, что свт. Питирим впервые вышел с проповедью за границы своей епархии и крестил жителей соседней Перми Великой и ее столицы Чердыни. «Летом 1455 приезжал владыка Питирим в Великую Пермь на Чердынь крестить ко святой вере Чердынцев» . Его миссионерский талант был настолько ярким и сильным, что даже враги зырян – вогулы, жившие по соседству, под его влиянием стали постепенно обращаться к христианской вере. Успешная проповедь свт. Питирима среди вогулов вызвала ненависть князя Асыки. Войдя в союз с вятчанами, свирепый вождь вновь возобновил набеги на земли зырян. 19 августа 1455 г., в воскресный день, отряд вогулов тайно подплыл к Усть-Выми на плотах и проник в город, творя убийства и погромы. Главной целью этого набега была расправа над епископом Питиримом. В древнем житии свт. Питирима содержится краткое описание его мученической кончины. «И пришли тайно вогуличи в страну и предали многих смерти; сего же святого, схватив на пути, как овча, предали особенно мучительной смерти, наученные сатаною» .

http://bogoslov.ru/article/1261736

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010