Отгадка такого всплеска воинственности заключается в том, что султан Мурад II к тому времени откровенно устал от государственных дел, добровольно сложил с себя знаки султанской власти и передал бразды правления Османским государством своему 12-летнему сыну Мехмеду II (1444–1446, 1451–1481). Разумеется, такая рокировка не способствовала поднятию воинского духа у османов. Однако этот поступок, замешанный на клятвопреступлении (ведь Владислав клялся на Библии ), шокировал христианский мир. Деспот Бранкович и император Иоанн VIII Палеолог категорически отказались помогать венграм, а потому королю пришлось рассчитывать исключительно на собственные силы. Тем не менее он сумел собрать около 20 тысяч солдат и рыцарей 815 . Но советники юного султана сделали самое мудрое, что можно было совершить в ту минуту, – они срочно отправили посольство к Мураду II с просьбой вернуться и возглавить армию. Известие о походе латинян привело бывшего султана в ярость. Мурад II бросил все дела и, сжигаемый гневом, направился навстречу крестоносцам. Его армия была значительно больше – не менее 45 тысяч солдат, из которых 10 тысяч являлись янычарами 816 . 10 ноябре 1444 г. под Варной враги встретились. Объективно говоря, шансы в данном случае были на стороне турок. И дело заключалось даже не в том, что те имели численное превосходство. К сожалению, противоречия, раздиравшие латинян, не утихли и по сию минуту. Каждый рыцарь по-прежнему мнил себя самостоятельной фигурой, а генуэзцы, желая ослабить своих извечных врагов венецианцев, тайно перевезли турецкую армию через Босфор на своих судах. Итак, противники заняли свои позиции. Опасаясь тяжеловооруженной рыцарской конницы, султан занял оборонительное положение на возвышенностях. Напротив, крестоносцы сделали ставку на стремительную атаку. Тем не менее османы опередили их, начав наступление своим левым флангом, разметавшим словенцев, которые располагались там. Обороняясь от наступавших турок, среди прочих погиб и кардинал Цезарини. Спасая положение, Янош Гуниади взял резервы и бросился навстречу наступающим туркам, умоляя короля Владислава оставаться на месте. Но тот, желая вызвать на личный поединок самого султана, во главе 500 венгерских и польских рыцарей бросился в центр мусульманского войска. Возможно, из этой активности еще могло что-то получиться, поскольку Гуниади уже восстановил положение на правом фланге крестоносцев и возвращался обратно, но, к несчастью, король Владислав погиб смертью храбрых, и атака рыцарей захлебнулась. Весь день длилась битва, не дав никому решающего перевеса. Потери сторон были чрезвычайно высокими. Как рассказывают, крестоносцы потеряли до 13 тысяч воинов. А султан воскликнул, когда ему донесли о павших: «Да не пошлет мне аллах еще одной такой победы!» 817

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос о том, где проф. Иванов нашёл в фильме утверждения о необходимости для Византии «еще большей изоляции», - это, видимо, одна из тех загадок, над которыми придётся ломать голову его биографам. Но она, безусловно, меркнет перед «богословским» перлом о том, что, оказывается, для Церкви «время в каком-то смысле всегда одно и то же». В каком же это, интересно, смысле? Хотелось бы поподробнее знать о такой своеобразной интерпретации христианства. А то люди в Церкви до сих пор думают, основываясь на Библии, что история мира, начинающаяся с сотворения первых людей, описанного в Книге Бытия, и заканчивающаяся всеобщим воскресением и судом Божиим, описанным в книге Апокалипсис, состоит из разных наступающих во времени этапов, которые друг по отношению к другу совсем не «одно и то же». Можно привести ещё пример. Воспевая посылаемую с Запада для Византии помощь (правда, умалчивая о том, что она давалась вовсе не даром), рецензент сетует: «дважды, в 1396 и 1444 гг., османы уничтожали высланные против них в защиту Византии всеевропейские коалиции» . Однако в 1444 г. под Варной потерпело поражение войско, состоящее лишь из поляков, венгров и чехов. Конечно, рецензент нас предупреждает о том, что «всякая рассказанная история есть некоторое упрощение». Но назвать вышеупомянутое войско «всеевропейской коалицией» - это, мягко говоря, очень сильное упрощение. Особенно учитывая тот факт, что переправиться войскам Мурада II к Варне помогли европейские католики генуэзцы. Чтобы не замыкаться на одном отзыве, приведём пример из другой отрицательной рецензии на фильм, написанной обозревателем " Коммерсанта " Григорием Ревзиным. Там уже в разоблачательском задоре рецензент доходит до следующих откровений: " Никогда не было византийской интеллигенции, увлеченной Западом, Запад они презирали, потому что те были уж очень дикие. Было действительно несколько византийцев, уехавших в Рим и очень сильно повлиявших на Рим - потому что они знали латынь, греческий, у них были книги и т. д. Но обратного влияния вообще нет " .

http://pravoslavie.ru/36384.html

Ср. попытку Голубинского реконструировать биографию Артемия (2. 1. С. 832–836); а также: Садковский. Ук. соч. С. 60–85. Макарий. 2-е изд. 6. С. 265. Голубинский. 2. 1. С. 835. РИБ. 4. Здесь опубликованы 14 сочинений Артемия. 5 из них относятся к московскому периоду его жизни (с. 1359–1373, 1382–1390, 1390–1400, 1400–1420, 1432–1441); 9 написаны были в Литве (после 1555 г.): 1-е: с. 1201–1266; 2-е: с. 1266–1273; 3-е: с. 1273–1287; 4-е: с. 1287–1328; 5-е: с. 1423–1432; 6-е: с. 1420–1423; 7-е: с. 1441–1448; 8-е: с. 1328–1359; 9-е: с. 1373–1381. Особенно важны: 1. К люторским учителем; 4. К еретику Симону Будному; 5. к нему же. См. также: Плисс В. Симон Будный и Реформация в Литве, в: Христ. чт. 1911. 2, 9, 10. РИБ. 4. С. 1228, 1259, 1261, 1249. Там же. С. 1223, 1260, 1224, 1261, 1236, 1271. Там же. С. 1261. Там же. С. 1232, 1275, 1342. Там же. С. 1278, 1343, 1298, 1299. Там же. С. 1341, 1335, 1406, 1303, 1324, 1275, 1301, 1444, 1384, 1407. Симон Будный вначале был, вероятно, греко-православного исповедания, позже он стал кальвинистом и в середине XVI в. служил кальвинистским пастором в местечке Клецк (под Минском в Литве), где ревностно проповедовал кальвинистское учение. Он написал два сочинения: 1. Катехизис (1562, на белорусском языке) и 2. Об оправдании человека (по-русски). Впоследствии Будный перешел к антитринитариям; Малышевский И. Подложное письмо половца Ивана Смеры к вел. князю Владимиру, в: ТКДА. 1876. 2. С. 507–513; Плисс В. Ук. соч. РИБ. 4. С. 1442 4: Симону Будному), 1231 (лютеранскому учителю), 1343 8: неизвестному); а также: РИБ. 4. С. 1265, 1309. Там же. С. 1205–1208, 1278, 1350. Там же. С. 1314. Там же. С. 1203, 1265, 1326, 1342, 1443. Там же. С. 1251, 1277–1279. Там же. С. 1253, 1264, 1268, 1348. Там же. С. 1210, 1255, 1358–1359, 1265, 1422. Там же. С. 1211, 1250, 1295–1297, 1444–1445, 1243, 1247, 1270, 1284, 1446. См.: Андреев Н. Инок Зиновий Отенский об иконопочитании и иконописании, в: Seminarium Kondakovianum. 8 (1936). С. 259–262; автор пытается восстановить биографию Зиновия. Главная работа о Зиновии: Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церковно-нравоучительные сочинения (1894) — была мне, к сожалению, недоступна. Ср. русскую рецензию на эту работу: Бочановский В., в: ЖМНП. 1894. 11; а также: Калугин Ф. Гомилетические труды инока Зиновия Отенского, в: ЖМНП. 1893. 2 и 5; Тарасий, иером. Перелом в древнерусском богословии (1927).

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ИЗ САНОКА Григорий (Гжегож) из Санока [лат. Gregorius Sanoceus; польск. Grzegorz z Sanoka] (ок. 1406, близ г. Санок - 29.01.1477, Рогатин, ныне Ивано-Франковской обл., Украина), католич. архиеп. Львова, польск. гуманист и политический деятель. Происходил из шляхетской семьи. В 12 лет из-за сурового отношения к нему отца убежал из дома и 10 лет странствовал по Польше и Германии, зарабатывая переписыванием рукописей, пением и музицированием. В 1428 г. записался в Ягеллонский ун-т в Кракове, в 1433 г. получил степень бакалавра на отд-нии свободных искусств. В 1433-1437 гг. был воспитателем сыновей краковского воеводы Яна Тарновского, тогда же начал заниматься лит. деятельностью. В 1437 г., после рукоположения во пресвитера, переехал в Рим и 2 года выполнял обязанности музыканта и копииста в канцелярии папы Римского Евгения IV . Во время путешествий по Италии был во Флоренции, Ферраре и Болонье, где познакомился с итал. гуманистами и стал их приверженцем. Вернувшись на родину, Г. из С. привез с собой купленные им в Италии или скопированные в европ. б-ках книги, в т. ч. соч. Дж. Боккаччо «О генеалогии языческих богов». В 1439 г. получил в Ягеллонском ун-те степень магистра искусств за издание «Буколик» Вергилия, снабженных его комментариями. С 1440 г. служил на приходе в Величке близ Кракова. В качестве капеллана кор. Владислава III и нотария королевской канцелярии принял участие в венг. (1440) и варненском (1444) походах против турок. В 1444-1450 гг. жил в Венгрии при дворе регента, трансильванского воеводы Яноша Хуньяди, в качестве воспитателя его сыновей, затем при дворе архиеп. Яноша Витеза в Вараде (совр. Орадя, Румыния) получил должность каноника кафедрального капитула. В это время сблизился с кружком гуманистов из Болоньи (П. Верджерио, Ф. Подакатарох, Мартин из Журавицы). Возвратившись в Речь Посполитую, 17 марта 1451 г. по желанию кор. Казимира III Великого был назначен архиепископом Львова и 4 авг. того же года рукоположен в Кракове.

http://pravenc.ru/text/166840.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ († июль 1444), митр. Митилинский (1422 - июль 1444). В 1422-1437 гг. жил в К-поле. В составе греч. делегации принимал участие в Ферраро-Флорентийском Соборе . 9 апр. 1438 г. огласил акт об открытии Собора на греч. языке, в ходе Собора стал активным сторонником примирения К-польского Патриархата с Римско-католической Церковью. Д. приписывается составление Acta graeca, греч. варианта сборника документов Ферраро-Флорентийского Собора, в т. ч. «Истории Флорентийского Собора», написанной с симпатией к католичеству. Сохранилось слово-поучение (διδασκαλα) Д. о нападении турок на К-поль в 1422 г., стилистически повторяющее 2 беседы патриарха Фотия по поводу нашествия русских на К-поль в 860 г. ( Лопарев. С. 167). Ист.: Mansi. T. 31. 463-1036; Лопарев Х. Церковное слово Дорофея, митр. Митилинского//ВВ. 1906. Т. 12. С. 166-171; Quae supersunt Actorum Graecorum Concilii Florentini, necnon descriptiones cujusdam ejusdem/Ed. S. J. Gill. R., 1953. P. LXIII-LXIX. Лит.: Berthram J. C. Über Dorotheos von Mytilene: Einen ungenannten Geschichtsschreiber. Halle, 1759; Frommann T. Kritische Beiträge zur Geschichte der Florentiner Kircheneinigung. Halle, 1872. S. 63-79; Mohler L. Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann. Paderborn, 1923. Bd. 1. S. 59-69; Hofmann G. Die Konzilarbeit in Ferrara//OCP. 1937. Vol. 3. P. 110; Gill J. Sources of the «Acta» of the Council of Florence//Ibid. 1948. Vol. 14. P. 43 ff.; Laurent V. À propos de Dorothée métropolite de Mytiléne//REB. 1951. T. 9. P. 163-169; idem. Dorothée métropolite de Mytiléne//DHGE. Vol. 14. P. 689-690; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 764; Janin R. Dorotheos von Mytilene//LTK. Bd. 5. S. 525; Podskalsky G. Dorotheos von Mytilene//LexMA. Bd. 3. S. 1320; PLP, N 5929. Р. Б. Буганов Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/180275.html

1485 г. до н.э. – умирает Тутмос II. 1485–1464 гг. до н.э. – совместное правление фараона-отрока Тутмоса III и его тети Хатшепсут. Моисей бежит из дворца фараона и становится пастухом на Синае. 1464 до н.э. – Хатшепсут умирает, и Тутмос III становится единственным правителем Египта. 1464–1446 гг. до н.э. – 18 лет Тутмос III правит единолично. Каждый год он совершает по одному походу в восточные земли. Апрель 1446 г. до н.э. – исход евреев из Египта . После 1446 г. до н.э. – никаких крупных походов Тутмос уже не совершает: 600 его отборных колесниц лежат на дне Красного моря. Страна опустошена и разрушена. 1446–1444 г. до н.э. – два года после Исхода Тутмос пребывает в состояние глубокого шока. 1444 г. до н.э. – Тутмос находит выход своей фрустрации: он начинает винить во всем происшедшем свою покойную тетю. Если бы Хатшепсут, рассуждает он, не спасла Моисея из корзинки и не принесла его во дворец, не было бы ничего ! (Согласитесь, это ведь так удобно – найти кого-то, на кого можно спихнуть собственную вину!) Как результат «перевода стрелок на тетю», по приказу Тутмоса по всему Египту начинается массовое уничтожение изображений и надписей с упоминанием имени Хатшепсут. 1431 г. до н.э. – Тутмос умирает на 15-й год после Исхода. Говорят, его последними словами были: «Ну, тетя, погоди! Я тебя и в аду достану…» (это шутка, конечно, на самом деле мы не знаем последних слов фараона). По всему Египту начинается массовое уничтожение изображений и надписей с упоминанием имени Хатшепсут 1406 г. до н.э. – сыновья вышедших из Египта еврейских рабов во главе с Иисусом Навином переходят Иордан и начинают завоевывать Святую Землю. Накануне на горе Нево в возрасте 120 лет умирает боговидец Моисей, приемный сын женщины-фараона Хатшепсут и сводный брат фараона Тутмоса III. Тот, кто водил еврейский народ 40 лет по пустыне. Тот, кто «верою… отказался называться сыном дочери фараоновой», «и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища» (Евр. 11: 24–26).

http://pravoslavie.ru/155094.html

к сев. от Перемышля по дороге в Калугу, близ села Корекозова, на правом берегу р. Оки. О начале его имеются сбивчивые указания; по одним сведениям он основан в 1444 г. строителем Лютиком на иждивение кн. Воротынских, по другим здесь жил в 1508 г. отшельник Даниил, мощи коего обретены нетленными в 1652 г., но место их положения неизвестно. Фактически же существовал в 1556 г., когда в нем был настоятелем архим. Геннадий. По разорении литовцами в 1611 г. оставался в запустении и только в половине XVII столетия возобновлен Богданом Хитрово. “Опис. Лютик. Троиц. Перемышль. мон., с присовокуплением генеалог. известий о происхождении бояр Хитровых, возобновивших и устроивших обитель сию по разорении, претерпенном ею от Литвы», Москва, 1826 г.; “Ист. Росс. Иер.», V, 32; VI, 1023; Ратшин, 111; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 177; “Опис. монаст.», 1817 г., 66; “Топогр. опис. Калуж. наместн.», 32; Попроцкий, “Калуж. губ.», 538; “Памят. кн. Калуж. губ. на 1861 г.», 290; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 199; “Опис. Воронеж. Алексеев. Акатов. мон.», 34 (архим. Мефодий), 35 (архим. Филадельф и Иннокентий); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1860 г., 11 (надел. лесом 150 десят.); 1861 г., 21 (надел. 173 дес. леса); “Калуж. губ. в.», 1850 г., 1 (кратк. опис.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 575, 3; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел 114 двор. крест.); “Известия Археол. Общ.», 1865 г., V, 137 (церковн. устав XVI стол.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.153 душ. крест.); 1862 г., II, Отд. 1, 78 (Древн. обл. Вятичей); 1865 г., IV, смесь, 19 (Обозр. рукоп. и старопеч. книг); 1877 г., II, смесь, 57 (основ. 1444 г.); 1877 г., II, смесь, 107 (учреждена архимандрия в 1663 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 598 (донос 1721 г. о насилиях, делаем. архим. Филаретом); II, ч. 1, 509 (в 1722 г. м-рю принадлежало село Крекозово), ч. 2, прилож., LXVIII, XVIII (в 1678 г. имел 111 двор. крестьян.); VII, 101 (архим. Филарет в 1724 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Первым шагом К. П. в Мистре стало восстановление оборонительной стены (Гексамилиона) на Коринфском перешейке. Работы были завершены в марте 1444 г. Известно послание Виссариона Никейского к К. П., в к-ром тот поздравил его с завершением работ и предложил для повышения обороноспособности деспотата перенести столицу Пелопоннеса из Мистры на Коринфский перешеек. Укрепив оборону Пелопоннеса, К. П. в 1444 г. вторгся в Аттику, занял Афины и Фивы, находившиеся в это время под властью флорентийской династии Аччаюоли, платившей дань султану; в 1445 г. К. П. при помощи войск, присланных герц. Бургундским Филиппом III, продолжил наступление на Центр. Грецию и дошел до Фессалии. Успехи К. П. вызывали беспокойство как на Западе (источники сообщают о притязаниях кор. Арагонского Альфонса V на захваченные К. П. Афины и Фивы), так и на Востоке. 27 нояб. 1446 г. султан Мурад II вместе с изгнанным К. П. афинским герц. Нерио II Аччаюоли с большим войском (по сообщениям историков, от 50 до 60 тыс. чел.) вступил под Гексамилионом в бой с объединенным войском К. П. и его брата деспота Фомы. Султан отверг предложения К. П. заключить мирный договор (переговоры вел Георгий Халкокондил, отец историка Лаоника Халкокондила), К. П. и его брат смогли спастись бегством, но греч. войско было разбито, а Гексамилион разрушен к 10 дек. ( Chalcocond. Hist. T. 2. P. 112-119). Тур. войско продолжило наступление на Пелопоннес, однако не дошло до Мистры. Тем не менее разрушения и людские потери были столь значительны, что К. П., не получив помощи от зап. союзников, был вынужден признать свое поражение, принял обязательства платить ежегодную подать султану и никогда не предпринимать попыток вновь отстроить Гексамилион. Состояние дел на Пелопоннесе в последние годы правления К. П. подробно описано итал. гуманистом Кириаком из Анконы (1391-1452), посетившим его в июле 1447 - февр. 1448 г. Кириак, прибывший на Пелопоннес с целью изучить спартанские древности, был принят при дворе К. П., где познакомился с Лаоником Халкокондилом и философом Георгием Гемистом Плифоном.

http://pravenc.ru/text/2057056.html

Но и самая пустыня сия, яже прежде коликимь неплодиемь, коликими зверьми попираемая, ныне предобрыми и благотщателными вашими поты таковыми светлостьми благочестия преизобилно кипит, таковыми богатствы торжеств изрядно ликовствует, яко крин яко и прославившися, горами и холмами всеми, блатами и удолиями 1440 всеми, реками и езерами всеми, красно играющи, настоящую светлость торжественаго тезоименитствия преславно украшает. Ей же соглашает всеусердно Поморие, сообщается всежелателно великороссийстии концы восклицают, но и малороссийстии и белороссийстии пределы и близодунайския части и асийския страны и вся селения и места, древлецерковнымь благочестиемь сияющая, о всеблагополучномь здравии отечества вашего, зело радующеся, веселятся, и в предняя 1441 долгожизнена и многолетна быти у Господа просят. Елико ваше здравие, ваше доброснастное долгожизние свою честь и славу вменяюще, толико нынешнее настоящее светлоносие всекрасными и преизобилными окропляюще цветы, многосиянно просвещают. Чесо ради и мы, отеческаго ти благосаждения последнии отрасли, грубии келиожители, в настоящее твоея и нашея радости всеобщаго всесветлаго ликования торжество праздньственая торжественная и ликователная грубосложная немотования 1442 от убогих сокровищь вашему всебогатому учительству любезне приношаем: за прекрасныя афинейския цветы – душевное разженое 1443 желание, за благоуханныя ароматы – усердия предложение, за драгоценныя олимпийския венцы – вселюбезное благодарение, за четвероконныя, шестоконныя, осмоконныя и многоснузныя 1444 пребогатыя высокословий колесницы – грубое сие от ума и души и сердца, от трех триплетенное сочинение, за многострунныя и благогласныя органы и цевницы – в шестострунную, аще и худогласную слова ударяем цевничну. Поздравлятелная приносяще, всежеланно превозжеленному отцу взываем: «Здрав, здрав, здрав буди, вселюбезнейший отче и благодатный учителю, в настоящее твоего обновления ликование, в наставший ти новолетия степень, всездравствен, благополучен и доброрадостен, весь благодатен, весь гореносен 1445 , весь всеми разумными кипя богатствы, и нас, своя чада, любезне возводя и обогащая о пресладчайшемь Христе Исусе».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

султана Мехмеда. Их отношения с василевсом оставались доверительными до последнего дня, и, уже отходя в другой мир, правитель османов поручил своих младших сыновей св. Мануилу II, опасаясь, что его преемник заберет их жизни 794 . С началом правления султана Мурада II (1421–1444, 1446–1451) отношения между византийцами и турками резко обострились. Престарелый император уже почти отошел от дел, фактически передав бразды правления своему сыну Иоанну Палеологу. А тот быстро испортил отношения с Мурадом II, поддержав некоего Мустафу, объявившего себя сыном султана Баязеда и заявившего претензии на власть в султанате. Конечно же, это была грубая ошибка. По своему характеру Мурад II мало чем отличался от Мехмеда, и, как говорят, являясь членом тайного ордена дервишей, мечтал посвятить себя духовному служению. Но, поскольку обстоятельства требовали его участия в управлении государством, он был вынужден пресечь некоторые опасности. К одной из них относились происки второго претендента на султанский трон, брата Мустафы. Мурад II пожаловался императору св. Мануилу Палеологу на то, что в Константинополе тайно поддерживают мятежника. И предложил василевсу сохранить дружеские отношения, какие были между царем и его отцом. Но тут вмешался молодой Иоанн Палеолог, убедивший царя в том, что Мурад II не удержит власти, да и вообще очень выгодно раздуть у османов пожар междоусобной войны. Он же направил послание султану, которое потрясло и оскорбило того. Проигнорировав упрек о помощи Мустафе, юный правитель Византийского государства потребовал от султана прислать в Константинополь в качестве заложников двух его братьев. Естественно, султан ответил отказом, но дерзость запомнил. Покончив с мятежниками, Мурад II в 1422 г. осадил Константинополь 795 . Конечно, турецкое войско было еще не настолько сильно, чтобы захватить столь сильно укрепленный город, как Константинополь. Но 10 тысяч турок, вооруженных пушками, являли собой грозную силу. Мнительный, как все восточные люди, султан желал захватить византийскую столицу именно 24 августа – один дервиш предсказал ему эту дату как день гибели Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010