Предисловие Введение Священная война, которой нет Часть I. Дни пророка Начало Мекка, 570–622 Джибрил приходит. Медина, 622–632 Первые сражения Человек с непростым характером Когда прекратятся убийства Человек своего времени Из костей и камней Рай для воинов Часть II. За пределами Аравии Вперед мусульманские солдаты. Византия и Персия 632–640 Кампании на островах. Кипр, Родос и Крит 649–668 Шах и мат на Босфоре: Константинополь 668–673 Часть III. Иберийское предприятие Толедская блудница. Испания 710 Гора Тарика. Испания 711 Судьба завоевателя. Медина, 711–715 Часть IV. Ислам разворачивается Забытый исавриец. Константинополь 717–718 Зимми: Дар-аль-ислам с седьмого века и далее Набеги во Францию. Лангедок 718–732 Молот франков. Тур, 732–759. Захват Омейядов. Испания, 756–852 Долгое сопротивление. Сицилия, 827–902 Кампания на Французской Ривьере. Сен-Тропе, 898–973. Мой скромный долг Испании. Трупы Симанкаса. Любовник Авроры. Сантьяго-де-Компостела, 967–1002 Изгнать Омейядов. Испания 1085 Воин пустыни. Залакка, 1085–1086 Мио Сид. Валенсия, 1080–1108 Часть VI. Отклонение на юг Освобождение в Лузитании. Португалия, 1079–1147 Греки и норманны. Сицилия, 1025–1091. Африканское поглощение. Испания, 1104–1212 Решительный год. Лас-Навас-де-Толоса 1212 Разгром мусульман. Испания, 1212–1250 Последние пять городов. Андалусия 1230–1248 Часть VII. Натиск с востока Османское нашествие: Турция в середине 1200-х годов Монгольская орда. Русь 1340–1480 Янычары. Фракия 130–1353 Бунт геев. Фракия 1376–1388. Поле черных дроздов. Косово 1389 Дикие рыцари Франции. Никополь 1396 Венгерский герой. Варна 1444 Последняя агония. Константинополь 1453 Дорога в Рим. Белград 1456 Часть VIII. На суше и на море Голос мавра. Гранада 1492 Османская империя. Селим Мрачный 1512–1520 Красный Дунай. Мохачи 1526 Нетронутый капитал. Вена 1529 Моряки, работорговцы и пираты. Средиземноморье 1504–1546 Всегда с оружием в руках и готовыми к бою. Мальта 1565 Рапсодия смерти. Венгрия 1566 Восстание Альпухарр. Испания, 1568–1570 Страдания Брагадино. Фамагуста 1571 Прекрасный день, чтобы умереть. Лепанто 1572. Колониализм в мусульманском стиле. Восточная Европа 1574–1681 Часть IX. Угасание священной войны Блестящая победа. Вена 1683 Крах джихада. Греция и Венгрия 1685–1699. Могильщики. Центральная и Юго-Восточная Европа 1716–1770 Дуэт Орлова и Суворова. Средиземноморье и Крым, 1770–1792 Часть X. Европейский натиск К берегам Триполи. Северная Африка 1798–1830 Потомки Перикла. Греция 1821–1827 Море войн. Балканы 1828–1878 Часть XI. Возвращение джихада Войны XX века. Дар-аль-харб 1912–1945 Терроризм. Запад 1980–1990 годов Эпилог. Блестящая дружба Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРДЖА [Борха; итал. Borgia; испан. Borja], знатный испано-итал. род, оказавший большое влияние на церковную и политическую жизнь Европы XV-XVI вв. Представители этого рода, использовавшие в своей деятельности политику непотизма и не раз прибегавшие к интригам, обычно ассоциируются с коварством, жестокостью и моральной беспринципностью. Альфонсо Б. (31 дек. 1378 - 6 авг. 1458), находившийся на службе у кор. Арагона Альфонсо V, примирил своего государя с папой Мартином V и получил в награду должность епископа Валенсии (1429). Впосл., при Евгении IV , он стал кардиналом (1444), а спустя 11 лет в результате политического компромисса между влиятельными рим. фамилиями Колонна и Орсини был избран папой Римским, принявшим имя Каллист III (8 апр. 1455). Родриго Б. (1 янв. 1431 - 18 авг. 1503) род. в Арагоне, воспитывался дядей Алонсо Б., еп. Валенсии (впосл. кардинал). Изучал право в Болонском ун-те. Еще в юности Родриго были пожалованы важные церковные должности, а 22 февр. 1456 г., в возрасте 25 лет, др. своим дядей, папой Римским Каллистом III, он был произведен в кардинала. Родриго скопил огромные богатства и, невзирая на строгое осуждение со стороны папы Пия II, продолжал жить как светский государь, покровительствуя искусствам и изящной словесности. Будучи кардиналом, он стал отцом неск. детей, браки к-рых впосл. устраивал в политических целях. С 1492 г. папа Римский Александр VI . Франциск Борджа Франциск Борджа Чезаре Б. (ок. 1475/76-1507), один из сыновей Родриго. Примеры его политических методов нашли отражение в трактате Н. Макиавелли «Государь». С детства Чезаре готовили к церковной карьере. В 7 лет он был назначен на должности апостолического протонотария и каноника кафедрального собора Валенсии. В возрасте ок. 17 лет стал епископом Памплоны, а год спустя, в 1492 г., архиепископом Валенсии. Через год после избрания своего отца папой Римским Александром VI, несмотря на репутацию человека, мало интересующегося вопросами веры и больше занятого охотой, любовными приключениями и собиранием предметов роскоши, Чезаре был произведен в кардинала.

http://pravenc.ru/text/153111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ († 30.12.1456), еп. Тверской. До возведения на кафедру, вероятно, был настоятелем Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря («благословениемь и строениемь» И. в 1437/38 был написан хранившийся в Жёлтиковом монастыре Устав церковный Иерусалимский - ГИМ. Син. 331). Первое упоминание об И. связано с тем, что он через митрополичьего посла просил Киевского митр. св. Фотия разрешить ему рукополагать священников с Бежецкого Верха и из Волока Ламского в отсутствие Новгородского архиепископа. Митрополит дал такое разрешение 8 авг. 1422 г. (РИБ. Т. 6. Стб. 421-426. 50). Ок. 1435-1437 гг. «по единому слову со отцем своим с владыкою с Ильею» князья тверского дома выдали щедрую жалованную грамоту родовой обители - Отрочу в честь Успения Пресв. Богородицы мужскому монастырю . Сохранился документ о продаже И. одного из владений Тверской кафедры игумену Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря прп. Макарию Калязинскому (ок. 1444-1457). В 1437 г., по сообщению «Слова похвального» кн. Борису Александровичу, написанного ок. 1453 г. иноком Фомой, И. участвовал в принятии решения о поездке тверского посла на Флорентийский Собор . Позднее, вероятно, архиерей сыграл свою роль в том, что бежавший из Москвы митр. Исидор не нашел поддержки в Твери. В тверских летописных памятниках времени княжения Тверского вел. кн. Бориса Александровича сообщается об освящении И. храмов в Твери: во имя св. князей Бориса и Глеба (1438), во имя арх. Михаила «на сенех» (1455) (оба храма были воздвигнуты на княжеском дворе и посвящены небесным покровителям Тверских вел. князей Бориса Александровича и Михаила Борисовича), а также о том, что осенью 1446 г. епископ присутствовал при обручении в Твери сына Московского вел. кн. Василия II Васильевича Ивана (см. Иоанн III Васильевич ) с дочерью кн. Бориса Александровича Марией. В дек. 1448 г. И. прислал «повольную грамоту» в Москву при поставлении на митрополичий престол св. Ионы . В 1449 г., после бывшего в Твери пожара, епископ поучал князя «от Божественых Писаний и яко не скорбети» и Борис Александрович «утешашеся святительскими глаголы» (БЛДР. Т. 7. С. 106). Когда начались работы по восстановлению города, И. символически первым принялся за возведение городских деревянных стен («святитель же преже сам нача рубити» - Там же. С. 98). В 1452 г. митр. Иона отправил И. послание, касающееся предполагаемого участия вел. кн. Бориса Александровича в походе против Орды. В нач. 1453 г. И. обвенчал в тверском кафедральном Спасском соборе кн. Бориса Александровича со 2-й женой - дочерью суздальского кн. Александра Васильевича Шуйского-Глазатого Анастасией.

http://pravenc.ru/text/389355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУКАЧЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Мукачевской и Ужгородской епархии УПЦ), находится в г. Мукачево Закарпатской обл. (Украина). Первоначально мужской. 1360-1646 гг. Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца в Мукачеве. Фотография. 2012 г. Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца в Мукачеве. Фотография. 2012 г. Основан в 1360 г. кн. Феодором Кориатовичем. Грамоту князя от 8 марта 1360 г. впервые опубликовал историк И. Базилович ( Bazilovits. 1799. P. 28). На Чернечьей горе, на правом берегу р. Латорица, кн. Феодор построил деревянную церковь, а также небольшой корпус, возможно для переселения монахов из некой пещерной обители. Грамотой от 8 марта 1360 г. Кориатович закрепил за М. Н. м. села Бобовище и Лавки, а также виноградники и мельницу. Некоторые исследователи считали эту грамоту фальсификатом, изготовленным в XV в. ( Петров. О подложности грамоты. 1906), либо ставили под сомнение ее датировку ( Фенич. 2005; Kiчepa. 2008). Авторитет кн. Феодора был настолько велик, что в течение веков права М. Н. м. были т. о. защищены от посягательств со стороны вельмож и помещиков. Где именно располагался 1-й храм, неизвестно, но при входе в современный мон-рь стоит крест, по преданию на месте алтаря древней церкви. По легенде, кн. Феодор построил обитель в благодарность за чудесное спасение от змея через заступничество свт. Николая Чудотворца. Место для устроения М. Н. м. указал князю ангел. Кн. Феодор Кориатович. Гравюра. XVIII в. Кн. Феодор Кориатович. Гравюра. XVIII в. В 1444 г. венг. кор. Владислав (Уласло) I Ягеллон ввел в М. Н. м. архимандритию. Возможно, это произошло по ходатайству Киевского митр. Исидора . Уже в 1456 г. бывший регент Венгерского королевства Янош Хуньяди и его сын Матвей Корвин (впосл. кор. Венгрии Матьяш I Корвин) обязали местных христиан, в т. ч. лат. обряда, платить десятину обители на Чернечьей горе. Грамотой от 1 мая 1458 г. мон-рю предписывалось отдавать в казну десятину вина с винниц с. Ивановцы, а 14 авг. 1458 г. за М. Н. м. были закреплены села Бобовище и Лавки ( Петров. 1930. С. 158-159). Первый известный настоятель мон-ря Лука упомянут в грамоте 1458 г. кор. Венгрии Матьяша I Корвина. Др. сведения о нем имеются и в грамоте от 1 мая 1488 г., причем Лука упоминается как настоятель храма свт. Николая Чудотворца и владелец «плебании» (приходского здания) на Чернечьей горе, о самом мон-ре упоминания нет, что может свидетельствовать об упадке монашеской жизни в обители (Там же. С. 141).

http://pravenc.ru/text/2564330.html

Георгий и трансильванский воевода Янош Хуньяди освободили Смедерево. Летом 1444 г. Георгий заключил с турками договор, по к-рому он получал во владение свои области с 24 городами, а его сыновья были отпущены из плена. Однако после поражения крестоносцев в битве при Варне (10 нояб. 1444) Георгий, хотя и не принял в ней участия, был вынужден окончательно признать османский сюзеренитет и послать отряды для осады К-поля в 1453 г. После взятия столицы Византийской империи Мехмед II повторно атаковал Сербию, в 1455 г. было взято Ново-Брдо и в руках турок оказалась юж. часть Сербского деспотата. На краткий период между смертью Георгия (1456) и захватом Смедерева (1459), положившим конец существованию средневек. Сербского гос-ва, приходятся ознаменовавшиеся семейными раздорами правления его сыновей Лазаря (1456-1458) и Стефана Слепого (1458-1459), вдовы Лазаря Елены Палеологины (1458-1459) и их зятя, сына боснийского кор. Стефана Томашевича (1459). Первым браком Георгий был женат на дочери трапезундского имп. Алексея IV, 2-м или 3-м браком (с 1414) - на Ирине Кантакузине († 1457), дочери морейского деспота Димитрия и правнучке визант. имп. Иоанна VI Кантакузина . Ее брат Фома стал одним из главных военачальников Георгия. Портрет Георгия с семьей сохранился на Эсфигменском хрисовуле 1429 г. По случаю смерти деспота Георгия было написано пространное надгробное слово, представляющее собой слав. образец высокой визант. риторики и дошедшее в списке 2-й пол. XVI в. (ОГНБ. 1/119). От брака Георгия с трапезундской принцессой родились 2 дочери: рано умершая Елена († после 1408) и знаменитая Мария (Мара) (ок. 1401-1487), ставшая в 1435 г. женой султана Мурада II и пользовавшаяся большим влиянием при дворе своего пасынка Мехмеда II. Благодаря Марии были восстановлены мн. обители (напр., Рильский мон-рь) и сохранены мн. реликвии (напр., дары волхвов из Св. Софии К-польской - 28 золотых подвесок, украшенных сканью, переданные ею афонскому мон-рю св. Павла). При ее непосредственном участии были заключены договоры о взаимной поддержке и помощи между Рильским мон-рем, с одной стороны, и афонскими обителями св.

http://pravenc.ru/text/153337.html

Расширение пределов Пермской епархии приходится на время деятельности епископов священномучеников Питирима (1444-1456) и Ионы (1459-1470), просветивших Крещением Вел. Пермь. В 1451 г. пермский кн. Михаил Ермолаевич принял Крещение в Москве и вернулся в Вел. Пермь в качестве великокняжеского наместника. В 1455 г. в Вел. Пермь приезжал еп. Питирим «крестити ко святей вере чердынцев», на обратном пути, уже в вычегодских землях, он был замучен хантами (вогулами). В 1462 г. еп. Иона «добавне крести Вел. Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловых (детей Михаила Ермолаевича.- А. К.) крести» (Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 262-263). Чрезвычайно сложным было служение сщмч. Питирима, совпавшее по времени с борьбой за Московское великое княжество между Василием II Васильевичем и Дмитрием Шемякой. Последний пользовался поддержкой жителей соседней Вятки, в 1450 г. разоривших земли Пермской епархии. В 1452 г. сщмч. Питирим был в плену у Шемяки, к-рый подверг епископа мучениям за отказ снять с него церковное отлучение. В 1480-1481 гг. против вел. князя Иоанна III Васильевича выступила языческая знать хантов и манси во главе с кн. Асыкой, а также правители югорских княжеств. Языческие правители не стремились к уничтожению христианства в Перми, в качестве посредника при их переговорах с вел. князем выступил еп. Филофей (1471-1501). По повелению еп. Филофея Пахомий Логофет в 1473 г. составил службу свт. Стефану Пермскому. Прп. Димитрий Прилуцкий в житии. Икона. Ок. 1503 г. Дионисий (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий в житии. Икона. Ок. 1503 г. Дионисий (ВГИАХМЗ) В 1482/83 г. вел. кн. Иоанн III выдал жалованную, тарханную и несудимую грамоту еп. Филофею на его городки, погосты и деревни по р. Вычегде. Данный документ отражает основной состав земельных владений Пермской кафедры, ранее подтверждавшийся московскими вел. князьями Димитрием Иоанновичем, Василием I Димитриевичем и Василием II Васильевичем. За Пермским архиереем и его преемниками подтверждались права на Усть-Вымский городок, вымские деревни «на Ибу», погост Аквад, «деревни на Коковицкой горе Коковиса», в Еренском городке - деревни Базлуга и Яма на р. Вычегде, Вожемский погост и городок Вожемская гора на р. Водже. Жившие на этих землях люди были освобождены от выплаты дани и податей. Во всех делах епископ судил их сам, «опроче душегубства». Великопермские епископы имели также владения в соседней Ростовской епархии, близ Вел. Устюга («на Виляде» - в Ильинском, Покровском, Никольском и Усть-Вилядском погостах - АСЭИ. Т. 3. 291. С. 307).

http://pravenc.ru/text/155162.html

34. АЛЕКСЕЙ ЕФРЕМОВИЧ упоминается в посольстве 14З2 г. к Литовскому Князю Свидригайлу. 35. МАКАР упоминается того же года в том же посольстве. 36. ЮРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ упоминается 1426 года в посольстве к Великому Князю Московскому и 14З1; в 1435 г. Степенным и в след. до 1461. Скончался 1465 в Монашестве. 37.ТИМОФЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Поткин упоминается 1436 в послах к Великому Князю Московскому, и 146З г. 38. ФЕДОР ПАТРИКИЕВИЧ, упоминает. 1444 в послах в Ригу, в 1448 Степенным и в след. годах до 1456. З9. МАКСИМ ЛАРИОНОВИЧ упом. в 1444 и до 1464. Скончался в 1465 г. в Монашестве. 40. СТЕПАН ЮРЬЕВИЧ упоминается 1449 и в 1463 год. 41. СТЕПАН АРИСТОВИЧ, а по другим Афанасьевич, упоминается 1449 и 1459. 42. ЛЕОНТИЙ МАКАРЬИНИЧ упом. в 1456. 43. ЗИНОВИЙ МИХАЙЛОВИЧ упом. 1456 и в следующих годах. 44. АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ упоминает. 1458 и до 1476 года, в коем он скончался под Новгородом в походе. 45. ФЕДОР НИКИФОРОВИЧ, Степенный, упоминается в 1463. 46. ИГНАТИЙ ЛОГИНОВИЧ упоминает. в том же году. 47. ДОРОФЕЙ АЛФЕРЬЕВИЧ упоминается в том же году. 48. ИВАН АГАФОНОВИЧ упоминается тогда же и в следующих годах до 1470, в коем он убит. 49. ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ упом. 1463. 50. ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ упом. 1465. 51–52. ТИМОФЕЙ ВЛАСЬЕВИЧ, а по другим Лет. Васильевич Упомин. Степенными 1465 года и далее. СТЕФАН АФАНАСЬЕВИЧ 53. СТЕФАН АГАФОНОВИЧ, Степенный, в 1468 и далее. 54. ЯКОВ ИВАНОВИЧ Кротов 1470 и далее до 1485 г. 55. ЗИНОВИЙ СИДОРОВИЧ 1471 и далее. 56. МАКАРИЙ Пыхачев того же года. 57. АФАНАСИЙ ЮРЬЕВИЧ 1472. 58. НИКИТА ЛАРИОНОВИЧ тог. год. и 1478. 59. КОЗМА АНДРОНОВИЧ Тилкин того же год. и далее. 60. КОЗМА СЫСОЕВИЧ Ледович с 1473 до 1510 г. 61. ТЕРЕНТИЙ АНДРЕЕВИЧ того же г. 62. ЛЕОНТИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (в 1475) 63. ВАСИЛИЙ ЛОГИНОВИЧ (в 1475) 64. ЕЛИСЕЙ АНИКЕЕВИЧ Каплин (в 1475) 65. СТЕПАН МАКСИМОВИЧ в 1476 и далее. 66. МОИСЕЙ ФЕДОРОВИЧ тогож. год. 67. ГАВРИЛА Картачев 1477; убит на Вече 1485 июня 13 возмутившимся народом. 68. МОИСЕЙ Сосонка тогож. год. 69. ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ Пукашов (1478 и далее) 70. АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (1478 и далее)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

А. означало почти переход в католичество. В 1441 или 1442 г. И. А. вновь покинул К-поль и переселился в Падую, куда был приглашен ученым и меценатом Палла Строцци; занимался преподаванием греч. языка и философии Аристотеля. В 1444 г. в Падуанском ун-те И. А. занял одновременно кафедры свободных искусств и медицинскую. Спустя неск. лет вернулся в К-поль; с 1448 г. был преподавателем философии и медицины в к-польском ун-те Мусейон. В это время И. А., сторонник Флорентийской унии, стал одним из влиятельных советников К-польской Церкви. Ок. 1451 г. он сопровождал в составе посольства кард. Исидора (бывш. митрополита всея Руси) в Италию, ко двору папы Николая V; просил папу принять своих сыновей Александра и Николая в состав рим. клира. По возвращении решением имп. Константина XI был введен в визант. имп. синклит. В последние годы существования Византийской империи И. А. был наиболее известным ученым в К-поле; среди его учеников - Константин Ласкарис , Михаил Апостолис, Иоанн Панарет, Димитрий Ангел. Нек-рые из них впосл. эмигрировали в Италию и, как он, стали известны в культурной среде. И. А. пережил взятие К-поля турками в 1453 г. Его семья была захвачена в плен, и И. А. в течение неск. лет добивался ее освобождения, собирал средства на выкуп в Морее и Италии. Вероятно, окончательно воссоединить семью И. А. удалось только к моменту переезда во Флоренцию в 1456 г. Некоторое время И. А. прожил в Морее; в 1455-1456 гг., исполняя дипломатическое поручение деспота Фомы Палеолога, он посетил дворы папы Каллиста III, Миланского герцогства, Франции и Англии, прося о помощи Морее в борьбе против турок. Его миссия, скорее всего, завершилась безрезультатно. В окт. 1456 г. И. А. был избран преподавателем философии во Флорентийской академии, что позволило ему с семьей жить в этом городе. 4 февр. 1457 г. он прочел свою инаугурационную лекцию. И. А. преподавал греч. язык и античную философию, особое внимание уделяя учениям Платона и Аристотеля. При этом он не был склонен противопоставлять традиции платонизма и аристотелизма, предпочитая представлять древнюю философию как нечто единое и видеть в разногласиях мыслителей лишь свидетельство богатства античной традиции.

http://pravenc.ru/text/469810.html

По сведениям биографов, И. из М. провел неск. лет в Тоскане, где изучал богословие под рук. Бернардина Сиенского . В 1420 г. во францисканском мон-ре Спасителя во Флоренции был рукоположен во пресвитера. Согласно автографу И. из М. в одной из рукописей (Vat. lat. 7780. F. 1v), в 1422 г. он произнес там первую проповедь. По поручению Римского папы Мартина V в 1420-1431 гг. он странствовал по Тоскане, Умбрии и Марке, проповедуя и искореняя ересь «малых братьев» (см. ст. Фратичелли ), крайних последователей католич. св. Франциска Ассизского . И. из М. обличал социальную несправедливость, боролся с ростовщичеством, для чего основал ряд светских братств, к-рые предоставляли денежные ссуды под низкий процент. В 1432-1434 гг. И. из М. в проповедях обличал богомильскую ересь в Далмации, Славонии и Боснии. По указанию генерального настоятеля ордена францисканцев Гвильермо Робадзольо да Казале он действовал также и как легат (визитатор) францисканских монастырей в Боснии. В 1435-1439 гг. в качестве инквизитора посетил Чехию и Венгрию, где безуспешно пытался бороться с гуситской ересью, призывал правителей к участию в крестовом походе против турок, встречался с герм. имп. Сигизмундом, чтобы передать личные послания папы Римского Евгения IV с призывом возглавить крестовый поход. В 1440 г. папа Евгений IV благословил И. из М. совершить паломничество в Св. землю. В 1441 г. он побывал на о-ве Кипр, однако неизвестно, достиг ли он Палестины. По возвращении продолжал выступать в проповедях против «малых братьев». В 1443 г. назначен апостольским нунцием в обл. Аквилея. Получив известие о кончине Бернардина Сиенского († 20 мая 1444), поспешил на похороны наставника и произнес похвальную речь над гробом усопшего. Последующие годы И. из М. провел в обл. Марке, где выступил посредником во время мирных переговоров между городскими общинами Фермо и Асколи (1446). В 1449 г. с разрешения папы Римского Николая V он основал в родном Монтепрандоне мон-рь во имя Богородицы Милостивой (Мадонна делле Грацие). В дискуссиях внутри ордена францисканцев между обсервантами и конвентуалами И. из М. принял сторону обсервантов. В 1450 г. выступил свидетелем на канонизационном процессе быв. главы обсервантов Бернардина Сиенского. В 1455 г. Римский папа Каллист III поручил ему выработать основы примирения между обсервантами и конвентуалами. Составленная И. из М. программа, хотя и была обнародована Папским престолом в булле от 2 февр. 1456 г., не удовлетворила конфликтующие стороны.

http://pravenc.ru/text/200327.html

После очередного поражения Сербии Маро основала новый альянс за пределами Адрианополя 2 июня 1444 года. Согласно различным источникам, при дворе своего отца Маро получила великолепное образование, а его приемный сын Мехмед II своими успехами был обязан именно ей. По историческим записям Критовуло, именно благодаря ей он научился говорить по-гречески. После смерти ее мужа Мурада II в феврале 1451 года его преемник Мухаммед II разрешил Маро с великими почестями вернуться в Сербию, после чего был заключен долгожданный мир. Ей было возвращено ее приданое и учреждена хорошая пенсия, как об этом говорит Халкокондилис. В том же году летописец Г.Франтзис предложил ей выйти замуж за императора Константина Палеолога XI. Согласно С. Ренсимену, Франтзис считал богатую христианскую вдову султана, которая была еще довольно молода и любима в турецком дворе, а также обладала большим влиянием в турецких кругах, хорошей партией для императора. Отказ Маро был безоговорочным, так как она обещала себе, что, как только ей удастся уйти из гарема султана, она посвятит всю свою оставшуюся жизнь благотворительности, оставаясь в безбрачии. В 1454 году подобное предложение поступило и от чешского правителя, которого, однако, ждала та же участь, что и его предшественника. Ее отец умер в 1456 году, а в 1457 году скончалась ее мать. Тогда-то в семье Маро и сложились довольно напряженные отношения, так как семья разделилась на тех, кто надеялся на мирное сосуществование, пусть временное, с турками, в то время как другие надеялись на помощь Запада. Маро даже не присутствовала на похоронах своей матери, пытаясь избежать нежелательных встреч с западниками. Она уехала в Адрианополь с дядей Фомой Катакузиносом и с братом Григорием, который впоследствии, скорее всего, стал монахом в Афонском монастыре Хиландар. Стефан, вероятно, переехал в православную сегодня Албанию и там женился на дочери губернатора Ангелине. У него родились трое детей, которые были канонизированы. Старший сын, принц Георгий Валахский, стал монахом и архиепископом сербов, приняв имя Максимус. Он заключил мир с Молдавией и Валахией после Богдана Радулу. Мехмед воспринял возвращение Маро с радостью. Ее сопровождала ее племянница Кралица, дочь архиепископа Лазаря, которую Мехмед II сразу же взял себе в супруги.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1760

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010