Лит.: Смирнов С. И. Духовный отец в древней восточной Церкви: (История духовничества на Востоке). Ч. 1: Период Вселенских Соборов. Серг. П., 1906 (переизд.: М., 2003); он же. Древнерусский духовник: Исслед. по истории церк. быта. М., 1914 (ср.: ИАБ, 9. 1440, 1443); Феодор (Поздеевский), архиеп. Из чтений по пастырскому богословию (аскетика): Записи студентов МДА в 1910-1911 г. по лекциям Р. А. Е. Ф. Серг. П., 1911 (др. изд.: он же. Смысл христианского подвига: Из чтений по пастырскому богословию. Серг. П., 1911, 1995р); Hausherr I. Les grands courants de la spiritualité orientale//OCP. 1935. Vol. 1. P. 114-138; idem. Penthos: La doctrine de la componction dans l " Orient Chrétien. R., 1944. (OCA; 132); idem. Philautie: De la tendresse pour soi à la charité selon saint Maxime le Confesseur. R., 1952. (OCA; 137); idem. Contemplation//DSAMDH. 1953. T. 2. Pt. 2. Col. 1762-1872 [под псевд. J. Lemaitre]; idem. Direction spirituelle en Orient autrefois. R., 1955. (OCA; 144); idem. Hésychasme et prière. R., 1966. (OCA; 176); idem. Études de spiritualité orientale. R., 1969. (OCA; 183); Bardy G. Apatheia//DSAMDH. 1937. T. 1. Col. 727-746; Bourguignon P., Wenner F. Combat spirituel//Ibid. 1953. T. 2. Pt. 1. Col. 1135-1142; Regon J. Componction//Ibid. 1953. T. 2. Pt. 2. Col. 1312-1321; Dalmais I.-H., Bardy G. Divinisation//Ibid. 1957. T. 3. Col. 1376-1398; Dani é lou J. Démons//Ibid. Col. 142-189; Camelot P.-Th. ΕΓΚΡΑΤΕΙΑ (continentia)//Ibid. 1960. T. 4. Pt. 1. Col. 357-370; Lossky V. Théologie négative et connaissance de Dieu chez Maître Eckhart. P., 1960. (Études de philosophie médiévale; 48); D " Alverny A. La prière selon le Coran. [Pt.] 3: Le «dhikr», état de prière//Proche-Orient Chrétien. Jérusalem, 1961. Vol. 11. P. 3-16; Kirchmeyer J. Extase chez les Pères de l " Église//DSAMDH. 1961. T. 4. Pt. 2. Col. 2087-2113; Théologie de la vie monastique: Études sur la Tradition patristique. Aubier, 1961. (Théologie; 49); R é gamey P.-R. La «componction du coeur»// Idem. Portrait spirituel du chrétien.

http://pravenc.ru/text/674926.html

Сие и нынешних иерей (л. 428 об.) 1436 касается 1437  слово и зело державне. Елма же ведяше о бывшем, иже на его, сего ради и сию истязует, но негли рекл бы кто, яко зело сию горце сию казняше. Что глаголеши, рцы ми, кая горесть? Аще 1438  дрова кто собрав, камением побиен бысть, много паче священнотатец. И сия бо уженныя уже пенязе бяху. Тем 1439  же изволивый убо своя продати и раздати, таже взем от сих, священнотатец был бы. И аже иже от своих вземый священнотатец есть много паче, иже от чюждих. Да не убо елма ныне не бывает сие, и не абие воследует мучение, вознепщуему без томления сим бывати. Видиши ли, яко о сем порицаем бывает, (л. 429) 1440  яко сотворивый та священныя быти, пенязе тогда взят. Еда бо не возмогл еси, рече, и повнегда продати сия аки своими потребу 1441  действовати. Еда бо возбранен был еси, почто повнегда обещати вземлеши? Зри, како абие изначала ловитву сотворил 1442  есть диавол между знаменми бывшими и чюдеся толикими, паче же како и сей от него ослеплен бысть. Таково нечто и в Ветсем бысть, егда Ахар 1443  оный возложение украдят бысть, но обаче уведал еси и тамо, с еликим отмщением исправися вещь та. Священнотатство бо возлюбленне зело люто есть и со укоризною, многаго исполнено есть пренебрежения. Ниже продати (л. 429 об.) 1444  понудихом, рече, ниже продавша, отдавати пенязе. Ты изволил еси от своего произволения. Почто убо украл еси от священных пенязей? Почто исполни, рече, сатана сердце твое? И аще сатана сие сотворил есть, почто той порицаем бывает, повинен бысть приемый то действо и исполнивый е. Но подобаше исправити, рече, но не исправил бы ся. Иже бо таковая зря и некое же приобретение прием, много паче есте инако 1445  приобрел. Темже не подобаше просте преминути бывшее, но яко согнитию некоему отрезатись, да не и прочему на вред будет телу. Ныне бо и той ползовася не произшед, на далечайшую 1446  злобу и прочии тщаливейший (л. 430) 1447  бывше, тогда же противное случилося бы. Сего ради прежде обличает и показаует, яко не утаися его бывшее и тогда осуждает. Почто бо, рече, и от котораго произволения сие сотворил еси? Хотел ли еси имети? Подобаше ти имети изначала и не обещевати. Ныне же взем повне освятити сия, болшее священнотатство соделал еси. Похищаяй бо чюждая негли нужных вожделев, похищает. Тебе же леть бяше держати твоя. Почто убо сотворил еси сия быти священная и тогда взял есть? От многаго пренебрежения сие сотворил еси, не имать бывшее прощения. Безответно 1448  бо есть, но никто же да соблажняется, аще (л. 430 об.) 1449  нецыи и ныне суть священнотатие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

39. Брат спросил авву Пимена, говоря: «Что делать мне? Я борим блудною и гневною страстями». Старец отвечал: «В разрешение этого вопроса Давид сказал, что он льва поражал и умерщвлял, а медведя удавлял [ 1439 ]. Это значит: гнев должно отгонять и истреблять, а плотское вожделение удавлять воздержанием» [ 1440 ]. 40. Сказал авва Пимен: «Писание говорит: яже видеста очи твои, глаголи [ 1441 ], а я говорю вам: если и руками вашими осязаете что, то и о том не свидетельствуйте». В подтверждение этому авва привел следующий случай: «Некоторый брат был обманут таким образом: он увидел ближнего своего грешащим с женою. Долгое время он боролся с своим помыслом. Наконец, победившись, подошел к ним и толкнул их ногою, говоря: " Перестаньте! " Тогда оказалось, что это были два пшеничные снопа, лежавшие один на другом» [ 1442 ]. 41. Вопросили некоторые из отцов авву Пимена, говоря: «Если мы увидим брата согрешающего, должны ли сказать ему об этом?» Старец отвечал им: «Что касается до меня, то если встретится мне нужда идти мимо и увижу его грешащим, — пройду мимо, ничего не говоря ему» [ 1443 ]. 42. Пришли некоторые старцы к авве Пимену и сказали ему: «Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли возбудить его, чтоб он не дремал на бдении». Он сказал им: «Что касается до меня, то я, если увижу брата моего дремлющим, — положу голову его на колени мои и успокою его» [ 1444 ]. 43. Брат вопросил авву Пимена: «В чем состоит покаяние во грехе?» Старец отвечал: «В том, чтоб более не делать этого греха. Непорочные и праведные потому и названы так, что оставили грехи свои и сделались праведными» [ 1445 ]. 45. Он же, будучи спрошен, что значит сказанное в Писании: причастник аз есмь всем боящимся Тебе, сказал: «Дух Святой говорит это о Себе» [ 1447 ]. 46. Некоторый брат пришел к авве Пимену и в присутствии многих, сидевших тут, похвалил другого брата, сказав, что он ненавидит лукавство. Авва Пимен спросил его, что значит ненавидеть лукавство? Брат пришел в затруднение, не находя что отвечать, поклонился старцу, говоря: «Объясни мне это». Старец сказал: «Ненавидение лукавства состоит в том, когда кто возненавидит грех свой и оправдает брата

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Отнесение псалма к такому событию естественно может вести к заключению, что писателем его был сам царь Езекия; так как псалмопевец благодарит Бога за совершенное Им избавление от своего лица и самое избавление приписывает своей молитве (ст. 13–20). Но в этом нет ничего неестественного и невозможного, что мешало бы вероятности нашего предположения о времени происхождения псалма; потому что Езекия, как известно, покровительствовал псалмопению 1440 и сам составлял свящ. песни 1441 , – и с другой стороны не менее возможно допустить, что псалом воспет был от лица Езекии и кем-либо из других певцов его времени, подобно как некоторые из певцов Давидовых пели от лица самого Давида 1442 . Во всяком случае высказанное нами предположение о времени происхождения 65-го псалма представляет наибольшую вероятность сравнительно со всеми другими догадками о нем и в свою очередь ведет нас к предположению, что к тому же времени следует относить и составление соседнего с ним 66-го псалма, так как псалом этот, как видели мы, имеет очень много сходных с ним признаков времени и вполне сходится в призывании народов к прославлению Господа, а кроме того своею молитвою во 2 и 3 ст. («Боже! Будь милостив к нам… дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое») он даже по самому выражению напоминает слова молитвы Езекии при нашествии Сеннахерима: «Господи, Боже наш, спаси нас от руки его! Да знают все царства земные, что Ты, Господи, Бог один 1443 !». Предположение это представляется тем вероятнее, что если мы допустим, при нем другое сродное предположение, что ближайшим временем написания 66-го псалма была весна третьего года после Ассирийского нашествия, с предсказанным Исаией плодородием 1444 , то для нас очень удобно объясняется и благодарность псалмопевца Богу за ниспослание плодов земных во второй части псалма (ст. 7). Имея за собою недавнее чудесное спасение Израиля и всех народов тогдашнего мира от Асссирийского владычества, а перед собою, согласно предсказанию пророка, опять поля с созревающей жатвою, благочестивый псалмопевец в это время естественно более, чем когда либо, мог чувствовать в себе возбуждение возблагодарить Бога за ниспосланное Им благословение и призывать все народы к прославлению имени Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

нашествия на Балканы. В борьбе папы и Собора он занял нейтральную позицию. После смерти Альбрехта курфюрсты избрали королем герц. Штирии, Каринтии и Крайны Фридриха III Габсбурга (1440-1493; император c 1452), короновавшегося в 1442 г. Периферийное положение и слабость его наследственных земель обусловили неустойчивость его положения в империи, необходимость искать компромисса с князьями. Фридриху III удалось получить опеку над малолетним наследником домениальных владений Альбрехта Австрийского Владиславом († 1457), провозглашенным королем Венгрии и Чехии. В целом правление Фридриха III характеризовало ослабление центральной власти в империи. Он не смог подавить княжеские междоусобицы и феодальные войны в Г. (в 1443-1445 между арманьяками и швейцарцами, в 1448-1453 между Гогенцоллернами и имперским г. Нюрнбергом, в 1444-1449 и 1450-1456 в Кёльнском курфюршестве), несмотря на провозглашенный имперский мир (Reformatio Friderici, 1442). Приняв сторону папы против Базельского Собора (1445), Фридрих III при поддержке советника Энеа Сильвио Пикколомини (впосл. папа Пий II ) заключил с Римом Венский конкордат (1448), определивший отношения Церкви в Г. и папства до 1806 г. Во время похода в Италию был коронован императором (1452). На рубеже 70-х гг. внешнеполитическое положение империи ухудшилось из-за натиска турок на Штирию, Матьяш Хуньяди занял Моравию, Силезию и Лужицкие земли, на западе усилилось давление бургундского герц. Карла Смелого (уже его отец Филипп Добрый приобрел имперские лены - графства Бургундию, Брабант, Лимбург, Голландию, Зеландию, Геннегау (Эно) и др.; Карл Смелый прибавил к ним Гельдерн и владения в Эльзасе). В 1473 г. в Трире между Карлом Смелым и Фридрихом III состоялись переговоры о наделении Карла королевским титулом и о браке сына Фридриха Максимилиана с наследницей Карла Марией; в 1475 г., после поражения Карла от имперских войск в борьбе за рейнские земли, бургундский герцог согласился на брак. В войне Карла со Швейцарским союзом имперские князья поддержали швейцарцев, в 1477 г.

http://pravenc.ru/text/164803.html

В 1433 г. Парентучелли был отправлен на Базельский Собор (1431-1449), антипапский характер которого он критиковал (называл Базельский Собор «синагогой сатаны»; как и его наставник, кард. Н. Альбергати, он был противником концилиаризма (см. Соборное движение )). В 1434-1435 гг. сопровождал кардинала в дипломатических поездках во Францию и в Англию. В 1438 г. на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445) Парентучелли участвовал в переговорах о заключении унии с представителями Армянской, Эфиопской и Сирийской яковитской Церквей. Вероятно, по протекции кард. Н. Альбергати папа Евгений IV назначил Парентучелли на должность вице-камерленго (12 марта 1443). В сент. 1443 г., когда папский двор вернулся в Рим, он был направлен с дипломатической миссией во Флоренцию, а затем к королю Неаполя Альфонсо I. 27 нояб. 1444 г. папа Евгений IV назначил Парентучелли на Болонскую кафедру, вакантную после кончины Альбергати (9 мая 1443). Из-за городских беспорядков новому епископу не сразу удалось вступить на свою кафедру, епископское рукоположение было отложено. В 1446 г. папа направил Т. Парентучелли, еп. Болоньи, и Хуана Карвахаля, еп. Кории (1443-1446), а затем Пласенсии (1446-1469), легатами в Свящ. Римскую империю для переговоров с герм. кор. Фридрихом IV Габсбургом (1440-1493, с 1452 имп. Фридрих III ), чтобы он отказался от нейтралитета по отношению к Базельскому Собору. За успешные действия в ходе переговоров с герм. королем 16 дек. 1446 г. папа возвел Парентучелли в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Сусанна, а Карвахаля - кардинала-диакона рим. диаконии Сант-Анджело. Папская коронация Николая V. Роспись обложки расходной книги сиенского казначейства. 1449 г. (Гос. архив г. Сиены) Папская коронация Николая V. Роспись обложки расходной книги сиенского казначейства. 1449 г. (Гос. архив г. Сиены) 23 февр. 1447 г. умер папа Евгений IV. Через 9 дней на похоронах папы надгробную речь вопреки традиции произнес кард. Т. Парентучелли (обычно с такой речью выступал декан коллегии кардиналов, тогда как Парентучелли был лишь недавно возведен в кардинальское достоинство).

http://pravenc.ru/text/2566088.html

По выражению преподобного Викентия Леринского († ок. 450), consensus patrum это то, «чему верили повсюду, всегда и все» (Commonitorium, 2). В отличие от теологумена (термин введён В.В. Болотовым (1853-1900) для обозначения так называемого частного богословского мнения, с которым вся Церковь может и не соглашаться), такое согласованное мнение Святых отцов принимается всей полнотой Церкви и является частью Священного Предания. 93. Лемнос - вулканический остров в северной части Эгейского моря. 94. Митрофан II (1440-1443) - первый после подписания унии с католиками Константинопольский патриарх-латинофил. После смерти патриарха Иосифа II (1416-1439) император Иоанн VIII (1425-1448) предложил это место сначала Антонию, митрополиту Ираклийскому, затем святителю Марку Ефесскому (1392/93-1444/45), но оба иерарха отказались, поскольку патриаршее служение, при сложившихся обстоятельствах, означало согласие с унией и её проведение в жизнь. Это достоинство принял митрополит Физический Митрофан, уже глубокий старец. Хотя он и принадлежал к числу подписавших унию, но на Соборе во Флоренции Митрофан никогда не выделялся как её сторонник. Однако при нём произошла промульгация (торжественное обнародование) унии (1440). Вскоре он оставил престол. В 1443 г. три патриарха - Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский обнародовали соборное послание, в котором Митрофан был осуждён. 95. Григорий III Мелиссин (Мамми, или Мамма) в молодые годы в качестве протосингела патриарха участвовал в деяниях Ферраро-Флорентийского собора, защищая необходимость принятия церковной унии и, в конце концов, способствовав её принятию. Был назначен Константинопольским патриархом (1443/5-1450). При последнем Византийском императоре Константине XII (1448-1453) на соборе в храме святой Софии в 1450 г. в присутствии трёх восточных патриархов Григорий, как униат, был низложен. После взятия Царьграда турками, он стал «латинским» патриархом Константинополя (с 1454). Умер в Риме (1459). В защиту унии он написал несколько сочинений: «Апология против исповедания Марка Ефесского» и «Ответ на окружное послание того же Марка».

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН II (XV в.), патриарх К-польский (4/5 мая 1440 - 1 авг. 1443), униат. Возможно, М. происходил с Крита ( Τωμαδκης. 1951. Σ. 119-120). М. был митрополитом Кизическим в 1436-1440 гг. (1-е упоминание в этом качестве - 17 февр. 1436: Hunger. 1955. S. 298, 300) и управляющим Анкирской митрополией в 1438-1439 гг. Основной источник сведений о Патриаршестве М.- воспоминания о Ферраро-Флорентийском Соборе великого экклисиарха Сильвестра Сиропула, ярого противника унии и оппонента М. Сиропул отзывался о личных качествах М. весьма положительно. По его словам, «все почитали и уважали его как благоговейного, божественного и достойного мужа», а в его отпадении от истинной веры виновны «некоторые из императорских родственников, которые нашептали ему [излишние надежды]» ( Сильвестр Сиропул. 2010. С. 301-302). М. был избран членом греческой делегации на Ферраро-Флорентийский Собор, принимал участие во встрече патриарха К-польского Иосифа II с папой Римским Евгением IV 8 марта 1438 г. ( Laurent. 1971. P. 236), поставил подпись под документом об объединении Церквей (Quae supersunt Actorum graecorum. 1953. P. 465). По свидетельству Сиропула, пребывание М. в Италии было отмечено дурными предзнаменованиями: во Флоренции у него таинственным образом пропали схимническое облачение и дарохранительница, а по пути в Венецию после подписания унии утонул один из моряков с корабля, на к-ром находился М. В Венеции в день Успения Пресв. Богородицы М. самочинно совершил службу с поминовением папы Римского ( Laurent. 1971. P. 524). Предшественник М. на К-польской кафедре Иосиф II скоропостижно скончался 10 июня 1439 г. в ходе Собора во Флоренции. В апр. 1440 г. как основные кандидаты на кафедру рассматривались М. и митр. Трапезундский Дорофей, придерживавшийся антиуниат. позиций. По свидетельству Сиропула, имп. Иоанн VIII Палеолог вынул жребий с именами Дорофея и М. и представил избрание М. как действие Божественного провидения, но на деле предварительно потребовал от М. письменное признание унии и заранее знал, на котором из кандидатов остановит свой выбор. Ходили слухи, что на обоих жребиях было написано имя М. (Ibid. P. 552). В торжественной процессии в день поставления нового патриарха (4 мая согласно Сиропулу: Ibid. P. 554; 5 мая согласно анонимной поствизант. хронике: Schreiner. 1975. S. 632) принимал участие папский посланник Кристофоро Гаратони, и это вызвало возмущение горожан. 15 мая 1440 г. с М. отказались совершать службу с поминовением папы Римского антиуниаты свт. Марк Евгеник и митрополиты Антоний Ираклийский и Дорофей Трапезундский. После этого Марк и Антоний покинули столицу и удалились в свои митрополии, а великий экклисиарх Сильвестр Сиропул оставил службу.

http://pravenc.ru/text/2563450.html

1971. P. 568-570). В апр. 1443 г. в Иерусалиме состоялся антиуниат. Собор, в котором приняли участие 3 вост. патриарха - Филофей Александрийский, Иоаким Иерусалимский и Дорофей I Антиохийский. Аутентичность ороса этого Собора ставилась учеными под сомнение ( Gill. 1959. P. 354). Из него следует, что М. обвиняли в «разбойничьем» захвате К-польской кафедры и во вмешательстве в юрисдикцию восточных патриархов (Orientalium documenta minora. 1953. P. 68-72). В 1443 г. М. вновь потребовал от императора более решительного проведения в жизнь униат. политики, и Иоанн VIII был вынужден объявить о созыве поместного Собора, который должен был окончательно утвердить унию. Было отведено 15 дней на подготовку к Собору, но еще до завершения срока, 1 авг. 1443 г., М. внезапно скончался, и Собор так и не состоялся. Сиропул увидел в этом совпадении действие Божественного провидения, не попустившего окончательного утверждения Флорентийской унии ( Laurent. 1971. P. 570-574). Несмотря на униатскую позицию М., патриарх Геннадий II Схоларий признавал его последним законным патриархом, занимавшим престол до падения К-поля от рук османов (1453). Сменивший М. униат Григорий III Мамма законным патриархом не считался, поскольку бежал в Рим ( Georges (Gennadios) Scholarios. 1935. P. 510). По словам Схолария, М. раскаялся перед смертью, но, будучи окружен латинянами, не смог принести покаяние открыто (Ibid. 1930. P. 194). Ист.: Georges (Gennadios) Scholarios. Œuvres complétes/Ed. L. Petit, X. A. Sidéridès, M. Jugie. P., 1930. Vol. 3. P. 194; 1935. Vol. 4. P. 510; Hofmann G. Patriarchen von Konstantinopel: Kleine Quellenbeiträge zur Unionsgeschichte//OrChr. 1933. Vol. 32. N 89. P. 5-39; Epistolae pontificiae ad concilium Florentinum spectantes/Ed. G. Hofmann. R., 1946. Vol. 3: Epistolae pontificiae de ultimis actis concilii Florentini annis 1440-1445 et de rebus post concilium gestis annis 1446-1453; Orientalium documenta minora/Ed. G. Hofmann. R., 1953; Quae supersunt Actorum graecorum Concilii Florentini/Ed. J. Gill. R., 1953; Laurent V. Les «Mémoires» du grand ecclésiarque de l " Église de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le Concile de Florence (1438-1439). P., 1971; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 632; 1977. Bd. 2. S. 458; Сильвестр Сиропул. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1439): В 12 ч./Пер. с греч.: диак. А. Занемонец. СПб., 2010. Лит.: PLP, N 18069; Λμπρος Σ. Μιχαλ Καλοφρενς κα Μητροφνης Β//ΝΕ. 1904. Τ. 1. Σ. 43-56; Τωμαδκης Ν. Μιχαλ Καλοφρενς Κρς, Μητροφνης Β κα πρς τν νωσιν τς Θλωρεντας ντθεσις τν Κρητν//ΕΕΒΣ. 1951. Τ. 21. Σ. 110-144; Hunger H. Zwei byzantinische Urkunden der Späten Palaiologenzeit aus der Österreichischen Nationalbibliothek (Suppl. gr. 143 und 144)//BZ. 1955. Bd. 48. N 2. S. 297-308; Gill J. The Council of Florence. Camb., 1959; ΘΗΕ. Τ. 8. Σ. 1134; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 9. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563450.html

В 20-х гг. XV в. Османская империя, оправившись от поражения в битве при Анкаре (1402), нанесенного войсками Тамерлана , вновь стала угрожать Венгрии и Византии. В 1421 г. тур. войска вторглись в Трансильванию, а в мае 1428 г. имп. Сигизмунд I Люксембург потерпел поражение у замка Галамбоц (ныне Голубац, Сербия). В 30-х гг. XV в. войска султана Мурада II (1421-1444, 1446-1451) неск. раз вторгались в Сербию. В 1439 г. после 3-месячной осады они взяли серб. столицу Смедерево, а в 1440 г. осадили Белград. В это время в Венгрии обострились династические конфликты: после смерти кор. Альбрехта Габсбурга (1439) началась борьба за трон, в которой участвовали вдова короля Елизавета Люксембургская, дочь Сигизмунда I, и польский кор. Владислав III (1434-1444), избранный представителями венг. сословий. В 1440 г. он был коронован под именем Ласло (Уласло) I. В 1441-1442 гг. венг. военачальник Янош Хуньяди одержал в Сербии неск. побед, которые дали надежду на освобождение Балкан. Кроме того, визант. имп. Иоанн VIII Палеолог (1425-1448), находившийся в Италии после заключения Флорентийской унии , вел переговоры с европ. государями о союзе против турок. За активную борьбу с Османской империей выступала Венеция. Интерес к вост. политике проявлял и Филипп III Добрый, герц. Бургундии (1419-1467), еще в 1438 г. принесший обет отправиться в поход против турок. 1 янв. 1443 г. папа Римский Евгений IV (1431-1447) издал буллу с призывом к походу против турок. Венгерский военачальник Янош Хуняди. Гравюра. 1499 г. Венгерский военачальник Янош Хуняди. Гравюра. 1499 г. Весной 1443 г. против Мурада II восстал Ибрагим, бейлербей эмирата Караман, подстрекаемый визант. имп. Иоанном VIII Палеологом. 9 июля кор. Владислав III, папский легат кард. Джулиано Чезарини и серб. деспот Георгий (Гюрг) Бранкович приняли решение о начале военной кампании. Успех похода зависел от согласованности действий войск Владислава III и Ибрагима и флота Папского гос-ва и Венеции, к-рый должен был воспрепятствовать переправе тур.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010