Книгоиздание творений русских святых отцов в XIX – начале XX веках Книгоиздание творений русских святых отцов в этот период переживает время своего расцвета. Оно характеризуется, во-первых, двунаправленностью (внимание и к русскому святоотеческому наследию далекой старины, и к настоящему или недавнему прошлому отечественной патристической литературы), а во-вторых, масштабами книгоиздания, во многом объясняющимися возросшими возможностями полиграфии. Что касается первого, то в XIX веке появляется особый интерес к древнерусской духовной литературе. Начинают издаваться сочинения авторов X-XVII веков. Так, в 1813 году публикуются творения преп. Нила Сорского (1433–1508): «Предание ученикам», «Монастырский устав» и Завещание. В 1821 году в «Памятниках российской словесности XII в.» ученым А. Калайдовичем впервые издаются творения свт. Кирилла Туровского (1130–1182). С 40-х годов XIX века активно развивается русское патристическое книгоиздание. С 1843 года начинается выпуск серии «Творения св. отцов в русском переводе» (ТСОРП), в которой издаются творения классического периода, в основном греческих отцов, и «Прибавлений» 296 к этому изданию; параллельно публикуются творения русских отцов и церковных писателей (многие из которых впоследствии были канонизированы). В Прибавлениях к ТСОРП в 1843 году вышло четыре Слова свт. Серапиона Владимирского († 1275); в 1844 году издается и переиздается «Слово о Законе и Благодати» и некоторые другие сочинения св. Илариона Киевского (XI век); с 1847 по 1860 год издаются отдельные небольшие творения, в основном пастырско-поучительного характера, таких отцов XIV века, как свт. Петр, митрополит Московский , свт. Алексий Московский . В 1847 году издаются некоторые из посланий преп. Иосифа Волоцкого (1439–1515), а в 1857 году в «Православном собеседнике» при КазДА вышел полностью его «Просветитель» – сочинение полемического характера, написанное против ереси жидовствующих. Поучения преп. Феодосия Печерского 1074) издавались в печатном виде митр. Макарием в 1856 году (в том числе «О казнях Божиих», о латинской вере и против пьянства).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

660 ...про Иосифовъ манастырь... – Монастырь Успения Богородицы основан преп. Иосифом в 1479 г. Иосиф Волоцкий (1439/1440–1515) – крупный церковный деятель и писатель, ученик Пафнутия Боровского. Иосиф Волоцкий был сторонником сильной великокняжеской власти, защитником монастырского землевладения и строгого общежительного устава, идеологом «воинствующей Церкви» в борьбе с еретическими движениями конца XV – начала XVI в. Местное почитание Иосифа Волоцкого как святого началось с 1579 г., повсеместное празднование было установлено собором 1591 г. Основанный им монастырь был центром иосифлянской школы монашества, книгописной культуры XV–XVI вв. Здесь в заточении находились Вассиан Патрикеев и Максим Грек . Постриженниками монастыря были крупнейшие церковные иерархи, писатели и книжники XVI столетия (митрополит Даниил, казанский архиепископ Гурий Руготин, Досифей Топорков, Нифонт Кормилицын, Евфимий Турков и др.). О волоколамском Успенском монастыре и его основателе см.: Волоколамский патерик Досифея Топоркова (наст. изд., т. 9, с. 487–501). 661 ...Печерьскаго монастыря старцем киевьским... – Киево-Печерский монастырь основан в сер. XI в. преп. Антонием (ум. в 1073 г.). Игумен Феодосии (ум. в 1074 г.) ввел в монастыре общежительный устав. Жития и подвиги монахов этого монастыря описаны в Киево-Печерском патерике (см. наст. изд., т. 4, с. 296–481). 662 Стихиры – песнопения, содержание которых составляет воспоминание события или прославление святого. Существует несколько родов стихир: стихиры каждого рода составлены по определенному размеру и приспособлены к определенному напеву. 663 ...феодоровъской архимандритъ Ефремъ... – Федоровский Училищный монастырь в Твери находился на острове в устье реки Тьмаки. Здесь была церковь Феодора Стратилата, построенная в 1323 г. Монастырь упразднен в 1724 г. 664 ...отрьческой архимандрит Вавила... – Тверской Отрочь Успенский монастырь находился при впадении реки Тверцы в Волгу. Основан он был в 1265 г. при князе Ярославе Ярославиче княжим отроком Григорием. В 1569 г. в этом монастыре Малютой Скуратовым был убит митрополит Филипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

c. 1296–1359 St Gregory Palamas, Archbishop of Thessaloniki, defender of the Hesychasts c. 1314–92 St Sergius of Radonezh, founder of Holy Trinity monastery near Moscow c. 1322–90 St Nicolas Cabasilas, lay theologian, Hesychast 1340–96 St Stephen of Perm, scholar and missionary to the Zyrians 1341, 1347, 1351 Councils in Constantinople uphold Gregory Palamas " s teaching Patriarchate of Pe (Serbia) established by St Sava Battle of Kulikovo: Russian prince St Dimitri Donskoi defeats Tartars Battle of Kosovo: Serbian prince St Lazar defeated by Turks 1433–1508 St Nil Sorsky, Hesychast, «Non-Possessor» 1438–9 Council of Florence-Ferrara: official end of schism between Rome and Eastern Churches (but overturned in 1484) 1439–401515 St Joseph of Volokolamsk, abbot, «Possessor» Autocephaly of Church of Russia Constantinople falls to Turks Serbia falls to Turks Ottoman Turks occupy Syria and Egypt 1572–1638 Cyril Loukaris, author of Calvinist-leaning «Confession» 1573–81 Lutheran scholars in correspondence with Patriarch Jeremias II First Patriarch of Russia elected Union of Brest: creation of uniate church in Ukraine; establishment of lay " brotherhoods» in Kiev to defend Orthodoxy 1597–1646 Peter Mogila, Westernising metropolitan of Kiev 1625–72 Various «Orthodox confessions» Liturgical reforms of Patriarch Nikon of Moscow: " Old Believer» schism Moscow Patriarchate abolished by Peter the Great 1722–94 St Paisius Velichkovsky, translator of the Philokalia into Slavonic (1793) Schism in Antioch: " Melkites» unite with Rome 1749–1809 St Nikodimos of the Holy Mountain: publication of the Philokalia and the Rudder 1759–1833 St Seraphim of Sarov, monk, spiritual father Russian mission to Alaska: St Herman Greece liberated from Ottoman empire " Slavophile» movement in Russia; Alexei Khomiakov, 1804–60 Ottoman massacres in Syria prompt emigration of Christians 1853–1900 Vladimir Soloviev, religious philosopher Russian mission to Japan: St Nicholas (Kasatkin) of Tokyo late 19th century

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-camb...

Древнерусское душепопечительство обладало двумя характерными особенностями: во-первых, придание исключительной важности церковной молитве о душах людей, живых и умерших, о спасении души; во-вторых, обычай пострижения в старости или перед смертью. Эти формы благочестия не только свидетельствовали о высоком авторитете Церкви и монашества среди народа, но и способствовали укреплению монастырей, их материальному усилению. И вот в связи с этим на русской почве в своеобразной форме встал старый богословский вопрос о могуществе Церкви земной и Церкви Небесной. С одной стороны, Нил Сорский (ок. 1433–1508) – аскет и отшельник, подвижник духовного делания, прошедший суровую школу на Афоне; он и стоявите за него белозерские пустынники («нестяжатели») ратовали за строгое пустынножительство, чтобы монахи жили по пустынным скитам и кормились своим рукоделием. С другой стороны, Иосиф Волоцкий (1439–1515), также подвижник добродетельного жития и благодатных дарованнй, напротив, заботясь о религиозном просвещении народа, пекся о благосостоянии монастырей: «Аще у монастырей сел не будет, како честному и благоразумному человеку постричися, и аще не будет честных старцев, отколе взять на митрополию, или архиепископа, или епископа. А коли не будет честных старцев и благородных, то будет вере поколебание». Русская Церковь косвенно подтвердила совместимость и необходимость обоих путей, причислив и Нила Сорского , и Иосифа Волоцкого к лику преподобных. Однако решение Собора 1503 года, закрепившего земли за монастырями и в тот момент усилившего позиции Церкви, со временем, к XVII веку, способствовало упадку дисциплины и разложению нравов во многих монастырях, а в результате и упадку старчества. И окончательный, казалось бы, удар монашеству нанесли Петровские реформы. Но Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных ( Пс. 144:14 ). В середине XVIII столетия среди полного упадка и вымирания, когда монастыри закрывались, а монашествующие бродяжничали, когда высшие слои общества увлекались идеями, принесенными с Запада, а среди простонародья распространились всевозможные секты, один человек – архимандрит Паисий Величковский (1722–1794) дал толчок новому духовному возрождению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В минейных циклах в иконописи изображение М. Р. неизменно занимает место под 31 дек.; как правило, в отведенном ей клейме представлена одна: на иконах на дек. из комплекта годовых миней (напр., кон. XVI в., ВГИАХМЗ; нач. XVII в., ЦАК МДА) и на иконах на год (напр., нач. XIX в., УКМ). В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на дек.- в темной мантии поверх платья, на голове светлый плат, левая рука прижата к груди, правая опущена (см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра на меди. 2004. С. 40. Кат. 33. 4); на гравированном листе святцев на нояб. работы И. К. Любецкого (1730) - поверх мантии надета схима с островерхим куколем (см.: Там же. С. 51. Кат. 35. 4). На миниатюре в минейной части Молитвенника кнг. М. П. Волконской, созданного под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. 812. Л. 221, 50-е гг. XIX в.), иконография М. Р. близка к изображению на гравюре Любецкого. В иконописи образ М. Р. единоличный или в составе избранных святых встречается достаточно редко; как правило, образы на таких иконах обусловлены желанием заказчика иметь изображение соименной святой. К таким примерам относится икона 1-й пол. XVII в. «Арх. Михаил, побивающий семерых трясовиц, и св. Сисиний» (частное собрание, Париж) с изображением М. Р. на правом поле (на левом - арх. Уриил): святая представлена в рост, в 3/4-ном развороте к центру иконы, в монашеском облачении, на голове плат, в сложенных на уровне груди руках держит закрытый свиток ( Бенчев. Иконы Ангелов. М., 2005. С. 111). Лит.: LCI. Bd. 7. Sp. 628; Менолог. С. 196-197, 356, 382; Евсеева. Афонская книга. С. 223, 264; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 61; С. 64. Кат. 140. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/2562804.html

Лит.: Иосиф (Баженов), иером. Описание Св.-Благовещенской Никандровой пуст. СПб., 1858; М[иротворцев] М. Л. Никандрова пуст.: (Ист.-стат. описание)//Памятная кн. Псковской губ. 1861. Ч. 2. С. 1-34; Гнутова С. В. Резная икона мон. Аполлоса «Никандр Псковский» 1924 г.//Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., 1988. М., 1995. С. 132; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 455; Т. 2. С. 177-178; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 412; Никандрова пуст.: История и современность. Св.-Благовещенская Никандрова пуст., 2005; Жизнь и подвиги преподобного отца нашего Никандра Псковского пустынножителя и чудотворца. Псков, 2007; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 93, 100, 102; Силкин А. В. Покров на раку преподобного Никандра Псковского: Исслед. и реставрация//Сохранение культурного наследия: Исслед. и реставрация: Сб. ст./Сост.: Ф. Ю. Бобров. СПб., 2016. С. 366-378. О. А. Зверева Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕФРЕМ (Евстафий; † 1486), прп. (пам. 26 сент., 16 мая, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ИОАКИМ Опочский, (XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), игумен ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий

http://pravenc.ru/text/2565254.html

Главным идеологом церковного землевладения в начале XVI века был преподобный Иосиф Волоцкий (1439/40–1515), который считал, что владение землей и недвижимостью обеспечивает Церкви независимость от светской власти и открывает возможность благотворительной деятельности. Основанный им под Волоколамском монастырь являл пример широкой благотворительности: в год неурожая монастырь ежедневно кормил до 700 человек, в том числе 50 детей-сирот. Иосиф Волоцкий был одним из выдающихся просветителей и борцом с ересью жидовствующих – рационалистическим движением, возникшим в Новгороде в конце XV века. Под влиянием иудаизма и, возможно, зарождавшегося в Европе религиозного реформизма жидовствующие выступали с критикой основополагающих христианских догматов – о Святой Троице, об Иисусе Христе как Боге и Спасителе, об иконопочитании. Родоначальником ереси, по свидетельству Иосифа, был некий еврей Схария, который совратил в нее новгородских священников Дионисия и Алексия. Из Новгорода еретическое движение быстро перешло в Москву, где его адептами стали некоторые высокопоставленные лица, в том числе посольские дьяки Федор и Иван Курицыны, а священники Дионисий и Алексий были переведены из Новгорода и назначены протопопами кремлевских соборов. Против этой ереси Иосиф написал свое знаменитое сочинение «Просветитель», в котором собрал свидетельства из сочинений отцов Церкви в защиту православных догматов. В борьбе с жидовствующими преподобный Иосиф объединил свои усилия со святителем Геннадием Новгородским , другим выдающимся просветителем, впервые собравшим все книги Священного Писания в единый свод и в 1499 году издавшим в рукописном виде так называемую «Геннадиевскую Библию ». Собирание свидетельств от Писания и церковного Предания было неотъемлемой частью программы по искоренению ереси. Однако у этой программы была и другая составляющая – требование наказаний и даже смертной казни для отступников от Православия. Выдвигая это требование, Иосиф Волоцкий апеллировал к византийской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #964a99ed18 Закрыть О духовных «содругах» - преподобных Иосифе Волоцком и Ниле Сорском Диакон Георгий Малков   00:22 19.10.2011 730 Время на чтение 18 минут Преподобный Иосиф Волоцкий Преподобный Иосиф (в миру Иоанн Санин; 1439/40-1515) уже в восьмилетнем возрасте был отдан родителями для обучения и духовного воспитания в Крестовоздвиженский монастырь в городке Волок на Ламе. Лет двенадцати его вернули домой, но вскоре он тайно ушел сначала в пустынь близ Твери, а затем по совету опытного старца перебрался к известному тогда своей духовной строгостью преподобному Пафнутию Боровскому, который и постриг его в 1460 году в монахи. На своем иноческом пути Иосиф уже изначально проявил себя как твердый, склонный к подчеркнуто уставному благочестию и последовательно аскетичный монах. Однако при всей своей внутренней сосредоточенности на монашеской аскезе Иосиф отнюдь не был лишен живого человеческого чувства любви к ближним, проявление которой во всех сторонах христианского бытия он всегда осознавал как личный моральный долг. В первую очередь именно в этом и следует искать истоки его постоянной устремленности, вслед за преподобным Пафнутием, к общественному служению - к помощи сирым, убогим, больным или же голодавшим во время неурожаев крестьянам. И что вовсе не типично для иноков, чаще всего стремившихся полностью оборвать все свои связи с прошлой, мирской жизнью, в том числе и с родными и близкими, преподобный Иосиф, судя по его «житию», некоторое время явно был мучим мыслями о своих одиноких и по старости беспомощных родителях. В конце концов, не выдержав этой душевной тревоги, он обратился за советом к преподобному Пафнутию. Тот, видя, что его ученик имеет «великое по Бозе усердие и крепкий и непоколебимый ум» и что «не вредит его материна любовь» - как это бывало присуще «обычно маломощным», - «повеле ему о них попечение имети, старости ради и немощи, отца веля в монастырь к собе взяти» . В результате мать Иосифа по его совету приняла монашество в соседней Власиевской обители, а отца он взял к себе в келью, постриг его в иноки с именем Иоанникий и ухаживал за ним, «кормя его своима рука», поскольку тот был «в велицей немощи и во ослаблении рукама и ногама» . Иосиф стал для отца и старцем, и учителем, и слугой, и «подпорой», «от уныниа утешая, чтяша Божественная Писания» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гимнография преподобных ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник монашества в Вост. Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов, основатель мон-ря Зедазени ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ИОВ (Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551-1651)), игумен, прп. Почаевский (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/296400_2.html

Именно эта проповедь, а не его мистическое учение, нашла отклик в русских душах. Библиография: А. Архангельский « Нил Сорский », СПБ. 1881. – Архим. Иоанн Шаховской « Нил Сорский », Берлин 1939. – Г. П. Федотов «Святые Древней Руси», Париж 1931. – В. Жмакин «Митроп. Даниил и его сочинения» (Чтения Об-ва Истор. Древн. 1881, 1–2). – А. Кадлубовский «Очерки по истории древней русской литературы житий святых», Варшава, 1902. – Преп. Нил. «Устав»  («Пам. Древн. Письменности», т. 179, СПБ. 1912). – А. Правдив «Препод. Нил Сорский : Устав его скитского жития» («Христианское Чтение»  1877, I). – К. Радченко «Религиозные и литературные движения в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием «Киевские Унив. Изв.» 1898, 5–8). – И. Смолич «Великий Старец Нил Сорский »  («Путь», 1929, 19. – Тюменев «Нилова Пустынь» («Истор. Вестник»  1898, 74); «Кирилло-Белозерский монастырь»  («Истор. Вестник» 1897, – Ф. Успенский «Очерки по истории византийской образованности» (СПБ. 1891). – Е. Behr-Sigel «Nil Sorsky et Joseph de Volokolamsk» («Irenikon», t. XIV, 1937). Преподобный Иосиф Волоколамский (1439–1515) Выше мы уже отметили, говоря об огромном духовном влиянии Сергиевой Лавры, что оно распространилось в основном по двум направлениям: на Север, в Заволжье, и на Юг, т, е. в сторону центральной России, где очагом культурной и религиозной жизни страны была Москва. Если Преп. Сергий, благодаря своей богатой одаренности, мог сочетать, и действительно сочетал в своей личности черты созерцателя и активного деятеля, то у его учеников, менее одаренных в этом отношении, возобладала, порою даже для них самих неосознанно, та или другая из этих двух характерных сторон их святого наставника. В силу исторических условий и, в частности, развития русского государства, эти два различных духовных течения разграничились также географически. Созерцательный дух Преп. Сергия сосредоточился на Севере, на Юге возобладала его активная общественная направленность. Московское монашество предстанет нам как монашество городское, общежительное, занятое общественными, культурными и политическими вопросами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010