начались богослужения. 29.12.1999 г. Иосифо-Волоколамский монастырь стал ставропигиальным. Иосиф Волоцкий (Санин Иван Иванович, 1439(40?)–09.09.1515) – игумен, церковный писатель и публицист, преподобный. Основал Успенский монастырь, позже получивший название Иосифо-Волоколамского. Боролся против ереси жидовствующих и являлся идеологом движения за владение монастырями значительной земельной собственностью. Известно его сочинение «Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих/Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого», которое хранилось в рукописных списках в разных российских монастырях (из них наиболее древняя рукопись в Соловецком монастыре). Впервые было издано в 1855 г. в Казани в качестве приложения к журналу «Православный собеседник». В 1591 г. причислен к лику святых. День памяти 9/22 сентября.) 188 (Архимандрит Геронтий – Геронтий (Кургановский Гавриил Михайлович, 1838–26.11.1903) – архимандрит, настоятель Иосифо-Волоколамского Успенского второклассного монастыря. Получил домашнее образование. В 1846 г. поступил послушником в Рождество-Богородицкий Задонский монастырь. В 1859 г. принял монашеский постриг, в 1863 г. рукоположен во иеромонаха. Пел в монастырском хоре, с 1861 по 1880 г. был его регентом. В 1899 г. возведенв сан архимандрита, назначен настоятелем Свято-Духова Новосильского монастыря. С 1902 г. настоятель Ферапонтова Лужецкого монастыря. С 22.03.1902 г. настоятель Иосифо-Волоколамского необщежительного монастыря (см.: Определение Св. Синода о назначении архимандрита Геронтия (Кургановского) настоятелем Иосифо-Волоколамского необщежительного монастыря 22 марта 1902 г.//МЦВед. 1902. 14 апр. Офиц. отд. С. 29). Автор исследований по истории ряда российских монастырей, знаток церковной музыки. Подробнее об архимандрите Геронтии (Кургановском) см.: Трейвас А.Л. Архимандрит Иосифо-Волоколамского монастыря Геронтий (Кургановский) как краевед и популяризатор церковно-исторической науки//История Волоколамского края и перспективы «Золотого наследия Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Сочинения преп. Нила – это «Предание ученикам», «Уставь», ряд посланий и заметок аскетического содержания, «Завещание» и покаянная молитва. В своем аскетическом учении преп. Нил строго следует православной традиции умного делания. Иночество в широком смысле он понимает, как духовное делание. Главная область подвига – мысль и сердце. Центром аскетического делания является молитва Иисусова и борьба с прилогами и нечистыми помыслами. Он призывает во всем держаться умеренности, а в телесных подвигах избегать крайностей. Преп. Нил основывается на всей святоотеческой восточной традиции, но более всего на учении преп. Григория Синаита , как ближайшего к нему по времени. Часто он обращается и к учению преп. Симеона Нового Богослова , однако, почти не говорит о высоком созерцании, типичном для преп. Симеона. Преп. Нил также высказывает мысль о желательности полной нестяжательности и бедности, не только лично-монашеской, но и общемонастырской. §17. Преподобный Иосиф Волоцкий (ок. 1439/40–1515 гг.) прославился своими догматико-полемическими сочинениями против ереси жидовствующих. Интересна и глубока догматическая часть этих сочинений, где преп. Иосиф успешно развивает труднейшее в догматике учение о Пресвятой Троице. Преп. Иосиф был ревнителем монашеского жития в виде строгого общежития с главной добродетелью послушания. Он считал полезным, чтобы монастыри для поддержания благотворительной и молитвенной деятельности владели собственностью. Однако, речь шла не о личной собственности каждого монаха, так как такая собственность в общежительных монастырях теоретически невозможна, а о общемонастырской собственности, в частности, о земельных владениях. Сочинения преп. Иосифа состоят из книги «Просветитель», ряда посланий и монастырского устава. §18. Старец Филофей Елеазаровский (жил в конце XV – начале XVI вв.) – игумен или духовник Трехсвятительского Псковского Елеазарова монастыря. Старец Филофей является автором нескольких посланий. Его главная заслуга в том, что он впервые обстоятельно изложил теорию Третьего Рима. Указывая, что не стоит смущаться судьбой Константинополя, старец говорит, что два Рима пали, но есть Третий Рим, сохранивший верность Христу, – столица Руси, Москва. Согласно пророческому предупреждению старца Филофея, Третий Рим не падет, пока будет сохранять верность Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В.Жмакин Иосиф (Санин), преподобный волоцкий, род. в 1439 или 1440 году, скончался 9 сентября 1515 г.; причислен к лику святых 20 декабря 1578 г. Он был сыном вотчинника села Язвище, в пределах волоколамских; дед его вышел из Литвы. Первоначальное образование Иосиф получил в монастыре, куда он отдан был на восьмом году жизни. По словам своих биографов, Иосиф уже в молодости отличался столько же красотою, силою и мужеством, сколько разумом и силою воли. С детства он почувствовал стремление к монашеской жизни и 20-ти лет постригся в монастыре Пафнутия боровского. В обители Пафнутия он пробыл 18 лет и это время имело для Иосифа огромное воспитательное значение. Пафнутий боровский отличался особенною привязанностью к московским князьям, которые в свою очередь платили ему особенным уважением и почти благоговением к его личности, так что после смерти он сделался как бы семейным святым у московских князей; такие отношения уважаемого наставника к представителям светской власти не остались без влияния на сложившееся у Иосифа мировоззрение. Вместе с тем монастырь преподобного Пафнутия, отличавшегося особенными хозяйственными способностями, выделялся редким благоустройством, обширностью и таким богатством, которое служило предметом удивления не только для простых людей, но даже для князей и бояр. И эта сторона монастырского быта не осталась без влияния на Иосифа. По кончине преп. Пафнутия, последовавшей в 1477 г., настоятельство в его монастыре, согласно желанию великого князя Uoahha III и избранию братии, получил Иосиф. Но игуменство его в Боровском монастыре продолжалось недолго. Он задался целью ввести в нем строгое общежитие и применить еще более строгий устав в этом и без того строгом монастыре. Среди братии поднялся ропот. Тогда Иосиф решился проверить и расширить сложившиеся у него взгляды на обязательный для монахов образ жизни посредством путешествия по разным монастырям своего отечества, тайно оставил свой монастырь и около года странствовал по русским обителям. Из этого странствования он вынес решение основать свою собственную обитель по своему собственному плану и уставу, и в 1479 году, на живописном месте вблизи родовой вотчины Саниных, недалеко от города Волоколамска, основал монастырь, получивший впоследствии название Иосифова Волоколамского и скоро приобретший громкую известность. В том же 1479 году удельный князь волоцкий Борис Васильевич пожертвовал основанному в его владениях монастырю деревню; средства нового монастыря начали быстро возрастать и через шесть лет после основания в нем уже была построена большая каменная церковь во имя Успения Богородицы; вскоре отлично обстроился и весь монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Как справедливо указал о. Иоанн Мейендорф , невоз­можно объяснить возрождение монашества на Руси в XIV-XV веках вне контекста ее связей с Византией 1572 .Один из главных возобновителей монашества на Руси, преподобный Сергий Радонежский (1314–1392) состоял в переписке с Константинопольским патриархом Фило-феем Коккиным, одним из вождей исихастского движе­ния 1573 . Сергия иногда называют «первым русским мис­тиком» 1574 : во всяком случае, он – первый, чья жизнь была пронизана мистикой огня и света до такой степе­ни, что в этом отношении его можно сравнивать с Си­меоном Новым Богословом 1575 . Жизнь Сергия совпала со временем, когда сочинения Симеона получали распро­странение среди славян. Не удивительно, что они стали весьма популярны в среде учеников Сергия: некоторые из самых древних славянских рукописей Симеона, да­тируемые XIV и XV столетиями, хранились в библиоте­ке Троице-Сергиевой Лавры 1576 . Другое подтверждение влияния Симеона на русскую духовность мы находим в том, что на его творения по­стоянно ссылаются ведущие представители двух проти­востоящих монашеских групп – так называемые «стяжатели» и «нестяжатели», которые противостояли друг другу на Соборе в 1503 года 1577 . Большая часть цер­ковной иерархии, созванной в этом году на Собор, под­держала точку зрения Иосифа Волоколамского (1439–1515) и «стяжателей», но истинным продолжателем исихастской традиции был именно глава «нестяжателей», Нил Сорский (ок. 1433–1508) 1578 . В своем учении он делал акцент на внутреннем молитвенном опыте, от­речении и удалении от мира 1579 ; в борьбе за возврат мо­нашества к своим первоначальным корням Нил обра­щался к «Преданию Евангелия, апостолов и Отцов» 1580 . Неудивительно, что в поисках святоотеческих паралле­лей своему учению Нил часто обращался к Симеону Новому Богослову , наряду с такими авторами как Ио­анн Лествичник, Исаак Сирин и Макарий Египетский . Нила Сорского весьма привлекал мистицизм Симеона; так, среди множества цитат из Симеона в монастыр­ском «Уставе» Нила есть и отрывок из Гимна 13-го:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Главным идеологом церковного землевладения в начале XVI века был преподобный Иосиф Волоцкий (1439/40–1515). который считал, что владение землей и недвижимостью обеспечивает Церкви независимость от светской власти и открывает возможность благотворительной деятельности. Основанный им под Волоколамском монастырь являл пример широкой благотворительности: в год неурожая монастырь ежедневно кормил до 700 человек, в том числе 50 детей-сирот. Когда заканчивался хлеб в монастыре, Иосиф приказывал покупать его, когда заканчивались деньги на покупку хлеба, продавать рукописи – «дабы никто не сшел с монастыря не ядши». Монахи роптали: «Нас переморит, а их не перекормит». Но преподобный призывал иноков к терпению и послушанию. Иосиф Волоцкий был одним из выдающихся просветителей и борцом с ересью жидовствующих – рационалистическим движением, возникшим в Новгороде в конце XV века. Под влиянием иудаизма и, возможно, зарождавшегося в Европе религиозного реформизма жидовствующие выступали с критикой основополагающих христианских догматов – о Святой Троице, об Иисусе Христе как Боге и Спасителе, об иконопочитании. Родоначальником ереси, по свидетельству Иосифа, был некий еврей Схария, который совратил в нее новгородских священников Дионисия и Алексия. Из Новгорода еретическое движение быстро перешло в Москву, где его адептами стали некоторые высокопоставленные лица, в том числе посольские дьяки Федор и Иван Курицыны, а священники Дионисий и Алексий были переведены из Новгорода и назначены протопопами кремлевских соборов. Против этой ереси Иосиф написал свое знаменитое сочинение «Просветитель», в котором собрал свидетельства из сочинений отцов Церкви в защиту православных догматов. В борьбе с жидовствующими преподобный Иосиф объединил свои усилия со святителем Геннадием Новгородским , другим выдающимся просветителем, впервые собравшим все книги Священного Писания в единый свод и в 1499 году издавшим в рукописном виде так называемую «Геннадиевскую Библию ». Собирание свидетельств от Писания и церковного Предания было неотъемлемой частью программы по искоренению ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

    Что касается до русских праздников и русских и южнорусских святых, то им службы вносились в минеи иерусалимского устава постепенно и часто ставились на конце книги отдельно. Древнейшие минеи XV в. почти не имеют сего рода служб, исключения весьма редки: 28 окт. св. Арсений сербский есть в софийской минее XV века 190), но его нет в минее академии наук XIV — XV в. 424); Савва сербский в софийской минее XV в. 291) 14 янв. в тексте, а в 290 также XV в. в конце минеи; следовательно службы сим святым внесены после введения у нас миней иерусалим. устава; что же касается до болгарских святых Иоанна рыльского (19 окт.) и Илариона меглинского (21 окт.), то им службы внесены в минеи еще позднее; обоих святых нет и в иерусалимских славянорусских уставах XIV и XV веков. Итак, наши минеи, по всей вероятности, переведены в России, а не перешли к нам из южно-славянских земель, и переведены с афонских греческих миней; в них видно несомненно афонское влияние; ибо есть службы афонским святым: 5 июля пр. Афанасию (соф. мин. XV в. 209), 12 июня пр. Петру афонскому (соф. м. 1439 г. 207), 12 июля Михаилу Малеину, учителю пр. Афанасия, и что особенно важно в сем отношении, 15 окт. пр. Евфимию новому (минея академии наук 424 XIV-XV в. и соф. XV в. 290). Служба ему поставлена даже выше службы священномуч. Лукиану, тогда как памяти св. Евфимия нет не только в греческом уставе 1298 года и других не афонских, но и в древнейших славянских иерусалимских уставах XIV в. 328 синод. библ.).     Из русских праздников и святых встречаются службы в иерусалимских минеях XIV-XV веков. Покрову Пресв. Богородицы 1 окт. (акад. наук 424, минея XIV-XV в.), Знамению Пресв. Богородицы 27 ноября и пр. Варлааму новгородскому 6 ноября (в соф. минее 1438 года, в ней помещено даже целое житие пр. Варлаама), св. благоверному князю Владимиру 15 июля (в соф. минее XV в. 209). В минеях XVI века встречается более служб русским святым. Довольно служб русским святым собрано в софийской минее 1515 года 225, именно в конце минеи февральской. Но странно, что служба Кириллу и Мефодию, находившаяся в студийских минеях, не внесена в минеи иерусалимского устава и таким образом празднование сим святым было оставлено в России до новейших времен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые отцы и учители Церкви. Церковные писатели. Русские богословы и духовные писатели. Персоналии АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, писатель, апологет старообрядчества ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) КОРНИЛИЙ (1501-1570), игум., прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и и в Соборе святых Эстонской земли) ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121234.html

Ильинский Александр Григорьевич (1847–1877), историк, магистрант историко-филологического ф-та Харьковского ун-та; Иоанн Кронштадтский (в миру Иван Ильич Сергиев) (1829–1908), проповедник, духовный писатель, иерей (1855), протоиерей (1875), митрофорный протоиерей (1898). Законоучитель в городском уч-ще (1855–1862) и классической гимназии (1862–1889) в Кронштадте. Священник (1855), ключарь (с 1876), настоятель (с 1894) Андреевского собора в Кронштадте, член к-та по устройству в России домов трудолюбия (с 1895). Основатель Иоанно-Предтечевского братства трезвости в С.-Петербурге (1899), Иоанно-Богословского женского м-ря в с. Сура (1899), женского м-ря св. Иоанна Рыльского в С.-Петербурге (1900), член Синода (1907). Канонизирован РПЦЗ (1964), РПЦ (1990); Иоахим (1890–1920), принц прусский, сын германского императора и прусского короля Вильгельма II Гогенцоллерна, ротмистр при штабе командующего фронтом ген. Людендорфа; Иовлев Георгий Федорович (1894–1964), студент историко-филологического ф-та М.у. Поступил в 1917 в школу мичманов военного времени в Петрограде. Мичман (октябрь 1917). С 1918 в Добровольческой армии. После ранения потерял ногу. Затем в эмиграции. Председатель Лиги русских тяжелых инвалидов в Бельгии (создана в 1935); Иосиф Волоцкий (в миру Иван Иванович Санин) (1439/1440–1515), видный церковный деятель и публицист, глава течения иосифлян, игумен основанного им Волоколамского м-ря; Кабанов В. А., ревизор акционерного пароходного общества «Самолет»; Кабановы, семья В. А. Кабанова; Каблуков Иван Алексеевич (1857–1942), физико-химик, магистр (1887), доктор (1891) химии, член-корр. (1928), почетный член (1932) АН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР (1929). Преподаватель МВЖК (1882–1884), Московского инженерного уч-ща (1896–1903). Работал в Лейпцигском ун-те в лаборатории В. Оствальда (1889). Приват-доцент (с 1885), профессор (с 1903), заслуженный профессор (1910), зав. лабораторией неорганической и физической химии (1918–1920), зав. термохимической лабораторией кафедры химии (1915–1933) физико-математического ф-та М.у. (МГУ). С 1917 член правления созданного тогда же ИРЕА, с 1922 директор Ин-та химии Ассоциации НИИ при физико-математическом ф-те М. у. Преподаватель Московского сельскохозяйственного ин-та (1899–1942);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

См.: Киприанович Г. Я. Жизнь Иосифа Семашко , митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западнорусских униатов с православною церковью в 1839 г. Изд. 2-е. Вильна. 1897; Яблонский А. Митрополит Иосиф Семашко (к 100-летию со дня кончины).//ЖМП. 1968. 11. С. 61–65. 33 Иосиф Волоцкий (Савин Иван Иванович); (12 ноября 1439 – 9 сентября 1515) – духовный писатель. 367 Ириней Лионский ; (ок. 130 – 202), св. – епископ Лионский. 186 Исаак, ветхозаветный патриарх . 453 Исайя, пророк . 158 Исидор (Богоявленский Иоанн Яковлевич); (30 октября 1879 – 18 декабря 1949). Сын псаломщика Курской епархии, младший брат митрополита Елевферия. Окончил Курскую ДС (1900) и С.-Петербургскую ДА (1904), к. б. С 1904-воспитатель Александро-Невского духовного училища. С 1905 – священник, с 1913 – протоиерей; служил в Ямбурге, с 1908 – в Кронштадте, с 1912 – в Гатчине. С 18 октября 1912 – благочинный 2-го округа Царскосельского уезда. 1915 – магистр богословия («Значение Иерусалимского храма в Ветхозаветной Истории еврейского народа». Пг. 1915). Сотрудник «Православной Богословской энциклопедии». В 1919 эмигрировал в Эстонию, служил в Симеоновской церкви в Таллине, был настоятелем Александро-Невского кафедрального собора, председателем Таллинского епархиального совета. В 1938 организовал в Таллине богословско-пастырские курсы, существовавшие до 1940. Участник съездов РСХД в Прибалтике, был председателем Ревельского отделения РСХД. Лектор Русского народного университета в Тарту. См.: Кончина епископа Таллинского и Эстонского Исидора (1879–1949).//ЖМП, 1950. 1. С. 19–20; Алексий II, Патриарх. Православие в Эстонии. М. 1999; Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии. Ymca-Presse, 1993. 5, 6, 184, 432, 478 Исидор (Никольский Яков Сергеевич); (1 октября 1799 – 7 сентября 1892). Хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии 11 ноября 1834, с 5 июня 1837 – епископ Полоцкий и Виленский, с 17 апреля 1840 – Полоцкий и Витебский, с 19 апреля 1840 – епископ Могилевский и Мстиславский (архиепископ – с 5 апреля 1841), с 12 ноября 1844 – экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский (митрополит – с 26 августа 1856). С 1 февраля 1858 – митрополит Киевский и Галицкий, с 1 июня 1860 – Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский (до 24 июня 1865) и Финляндский, первенствующий член Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кстати, косвенным подтверждением вывода о генетической связи умствований русских еретиков с иудейской каббалой является то обстоятельство, что буквально тогда же – только чуть позже, в кон. XV – нач. XVI в., – и в Западной Европе каббала использовалась как положительный источник знания. Так, её всерьез пытались приспособить к христианству – причем с целью создания более совершенной, чем все существующие, универсальной и синкретической теологии – итальянец Джованни Пико делла Мирандола и немец Иоганн Рейхлин 371–373; 48:254, 486–487]. И, между прочим, в лоне католической Церкви взгляды названных мыслителей-гуманистов были тоже квалифицированы как еретические. Без сомнения, отмеченная здесь культурно-историческая параллель не только оправданна, но и весьма показательна, – особенно если рассматривать её в контексте хорошо известных контактов Московской Руси в XV в. как раз с Италией и Германией. Преподобный Иосиф (1439–1515), в миру Иван Санин, был учеником преподобного Пафнутия Боровского, его преемником по игуменству в Рождество-Богородицком Пафнутьевом монастыре, а затем основателем Успенской обители на Волоке Ламском (1479), которая в XVI в. получила в Московской Руси известность и большое влияние как церковно-общественный и культурно-просветительный центр, цитадель подвижников и архипастырей русского народа. Преподобный Иосиф Волоцкий – один из самых ярких и энергичных людей своего времени; последовательный сторонник иноческого общежития на основе всецелого послушания и твердой уставной дисциплины; ревнитель социального служения Церкви миру через духовное наставничество, благотворительность и милосердие и потому твердый защитник церковно-монастырского имущества и хозяйственной деятельности монастырей в качестве крупных землевладельцев; горячий проповедник богоответственной власти царя, охранитель национальных религиозных традиций и святынь и потому непримиримый обличитель вероотступников – по существу, врагов православия и православной государственности. Вместе с тем преподобный Иосиф Волоцкий самый крупный и плодовитый русский писатель (полемист, публицист, богослов, идеолог) рубежа XV–XVI вв., оставивший и большое и удивительно разнообразное идейно-тематически и стилистически литературное наследие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010