Митрополит Ефесский Марк Евгеник (13912—1444, память 19 января), на Флорентийском Соборе последовательно отстаивал перед католиками православную точку зрения. Был противником подписания унии с Западной Церковью. Подробнее см.: Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994.    Троице-Сергиев монастырь располагается на горе Маковце, поэтому его древнее название — «иже в Маковце».    Василий II Темный (1425—1462), в ожесточенной междоусобной борьбе сначала с галицким князем Юрием Дмитриевичем, а потом с Димитрием Шемякой был ослеплен последним в 1446 г., за что получил свое прозвище.    Свт. Петр, Митрополит Киевский и всея Руси (1305—1326, память 21 декабря), родом с Волыни, был рукоположен в Митрополита Патриархом Константинопольским Афанасием. Глава 48. Чудо об архимандрите Матфее    Некий священник, по имени Матфей, служил в сане архимандрита в одном из московских монастырей. Пробыв там некоторое время, он заболел и был отправлен в монастырь святого, где, по молитвам блаженных отцов Сергия и Никона, получил исцеление. Однако, побежденный мыслью о почетном сане, как это со многими случается, он опять вернулся в Москву, в упомянутый выше монастырь, на архимандритию, потому что там он был окружен почетом и поклонением, и через некоторое время снова заболел. Его привезли в монастырь к преподобному Сергию, и, находясь у раки святого, он получил исцеление. Но и на этот раз он не воспринял наставления и опять возвратился на упомянутую архимандритию. И так было много раз.    Спустя некоторое время он снова разболелся и, находясь в забытьи, увидел, что пришел он в обитель преподобных. И встретил его блаженный отец Никон, держа жезл, и, обличая его, сказал: «Зачем ты лицемеришь — приходишь к нам, разболевшись, а получив исцеление, опять уходишь? Отныне оставайся там, где тебе нравится жить, а к нам больше не приходи». Очнулся упомянутый архимандрит от видения и, объятый страхом, понял, что согрешал, уходя из монастыря преподобных отцов. И тотчас отправился в монастырь, дав обет не возвращаться обратно, поведал всей братии о милостивом поучении блаженного Никона, и, поболев немного, в вере и благом покаянии преставился, и погребен был с отцами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Таким образом он снова восстановил Уделы, довольный тем, что Государство Московское (за исключением Вереи) остается подвластным одному дому его, и не заботясь о дальнейших следствиях: ибо думал более о временной пользе своих детей, нежели о вечном государственном благе; отнимал города у других Князей только для выгод собственного личного властолюбия; следовал древнему обыкновению, не имев твердости быть навеки основателем новой, лучшей системы правления, или единовластия. Всего страннее то, что Василий в духовном завещании приказывает супругу и детей своих Королю Польскому, Казимиру, называя его братом. Оно подписано Митрополитом Феодосием, который за год до того времени был поставлен нашими Святителями из Архиепископов Ростовских на место скончавшегося Ионы. – Василий преставился на сорок седьмом году жизни марта 1462 г.], хотя несправедливо именуемый первым Самодержцем Российским со времен Владимира Мономаха , однако ж действительно приготовив многое для успехов своего преемника: начал худо; не умел повелевать, как отец и дед его повелевали; терял честь и Державу, но оставил Государство Московское сильнейшим прежнего: ибо рука Божия, как бы вопреки малодушному Князю, явно влекла оное к величию, благословив доброе начало Калиты и Донского. Кроме междоусобия, Государствование Темного ознаменовалось разными злодействами, доказывающими свирепость тогдашних нравов. Два Князя ослеплены, два Князя отравлены ядом. Не только чернь в остервенении своем без всякого суда топила и жгла людей, обвиняемых в преступлениях; не только Россияне гнусным образом терзали военнопленных: даже законые казни изъявляли жестокость варварскую. Иоанн Можайский, осудив на смерть Боярина, Андрея Дмитриевича, всенародно сжег его на костре вместе с женою за мнимое волшебство. Москва в первый раз увидела так называемую торговую казнь, неизвестную нашим благородным предкам: самых именитых людей, обвиняемых в Государственных преступлениях, начали всенародно бить кнутом. Сие унизительное для человечества обыкновение заимствовали мы от Моголов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Бэкон Роджер (ок. 1214–1292) – англ. философ и естествоиспытатель, монах-францисканец, автор богословских трактатов, проповедовавший необходимость непосредственного изучения Библии Бэкон Франсис (1561–1626) – англ. мыслитель, родоначальник англ. материализма Валентин (?–160) – философ-гностик, чьи сочинения дошли в передаче Иринея Лионского . Последователи Валентина, т.н. «валентинеане», образовали особое течение в христианстве, просуществовавшее до V в. Валентинианы – рим. императоры, представители западной линии Феодосиева дома: Валентиниан I Флавий (321–375), преследовавший манихеев, укреплявший позиции церкви, проявлявший терпимость к язычникам; Валентиниан II (371–383); Валентиниан III (419–455) Валид-Вали-Исаак-Ходжа – один из Сеидов, прямых потомков Мухаммеда, родоначальник ходжей Валицкий Альфонс Осипович (1808–1858) – профессор греч. литературы, поэт, переводчик Валлис Джон (1616–1703) – англ. математик Валуа – династия фр. королей в 1328–1589 Валуев Дмитрий Александрович (1820–1845) – рус. историк, славянофил, племянник Хомякова Варрон Марк Теренций (116–27 до н. э.) – рим. писатель, ученый-энциклопедист Василий II Темный (1415–1462) Васильевич – великий князь Московский с 1425, во время правления которого был положен конец зависимости русской Церкви от Константинопольского патриарха Василий IV Шуйский (1552–1612) – рус. царь в 1606–1610 Варвара, св. (? – ок. 306) – святая великомученица, погибшая в Гелиополе при императоре Максимилиане. На Русь мощи св. Варвары принесены из Константинополя в 1108 дочерью императора Александра Варварою (женою великого князя киевского Святополка II (Михаила)) Варнава (? – 76) – один из 70 апостолов, спутник апостола Павла, его послание включено в Новый Завет Варсанофий Великий (к. V – к. VI в.) – монах-отшельник, особо почитаемый на христианском Востоке. Автор сочинений нравственно-аскетического характера Вей (вэй) – китайская династия 386–535 Веллей Патеркул (ок. 20 г. до н. э. – ?) – рим. историк Веневитинов Дмитрий Владимирович (1805–1827) – рус. поэт, философ

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Перемышльской кафедре назван ряд монастырей в районе Самбора (ibid. 1878. T. 7. 26). Это Спасо-Преображенский монастырь у самого Самбора, Богородичный монастырь в Смольнице, монастырь св. Михаила в Созани (Николаев-Коссак. Шематизм провинции. С. 188) и монастырь св. Онуфрия в Лаврове (Голубець М. Лabpib: Icmopuчho-apxeoлoruчha cmyдiя//Записки чина св. Bacuлiя Великого. Жовква, 1926–1927. Т. 2. Вып. 1–4). В грамоте Ягайла 1415 г. упоминается еще один монастырь в районе Самбора — Рождественский в Терле (Розов В. Ykpa¿hcьki грамоти. Т. 1. 47). А 1425 г. датируется акт установления границ между Старым Самбором и монастырем Введения Богородицы (AGZ. 1876. T. 6. 14). Нередко о монастырях речь идет как о части владений дворянских родов. Так, в документе 1469 г. говорится о монастыре св. Онуфрия около Шептиц, во владениях рода Шептицких (ibid. 92). Иногда сведения еще более кратки: в 1441 г. упоминается монастырь в Городище во владениях рода Бибельских (AGZ. 1888. T. 13. 1489), в 1462 г. монастырь в Щитной около Ярослава (AGZ. 1891. T. 15. 4746). На территории Холмской епархии источники XV в. указывают на существование лишь одного монастыря Св. Спаса в с. Столпье под Холмом (Петров Н. И. Холмско-Подляские православные монастыри//Памятники русской старины в Западных губерниях: Холмская Русь. СПб., 1885. Вып. 7. С. 172 и сл.). На территории Полоцкой епархии в источниках 2-й пол. XV в. впервые отмечены монастыри: 1) Михайловский городецкий за Полотой. Документ 1496 г. содержит сведение о сделке, которую совершила в более раннее время Фетинья, «старица святого Михаила» (Полоцкие грамоты. М., 1978. Вып. 2. 216); 2) Иоанна Предтечи на Острове. 1479 г. датируется переписанная в монастыре Лествица (Харьковская государственная библиотека им. В. Г. Короленко. ОР. 819322а–10.9196; описание рукописи и публикацию записи на ней см.: Корнеева-Петруллан М. Лествица 1479 г. как памятник письменного языка Псковской области XV в.//Slavia, 1931. Seš. 1–2). Сведения Полоцкой ревизии 1552 г. позволяют отнести ко времени более раннему, чем XVI в., основание еще двух обителей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

В правой руке Она держит хартию с молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской), Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила. Написанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Прчистой Богородицы. Празднование Боголюбской иконе было установлено 18 июня/1 июля н. ст. Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжён, один только Боголюбский образ чудесно сохранился в огне невредимым. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая икона Божией Матери вместе в Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы, Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, после чего, татары в страхе бежали с Русской земли - Русь была спасена. После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. В 1432 году великий князь Московский Василий Васильевич Тёмный (1425-1462) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца (она считалась охранной иконой русских царевичей). Благочестивый царь Фёдор Алексеевич Романов (1676-1682) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году пожертвовал к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Этот крест с дарственной надписью стал позднее изображаться на многих списках Боголюбской иконы. Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В 1771 году город Владимир постигло страшное бедствие - эпидемия моровой язвы - чумы (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России). Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях - так прошёл весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию - народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню - Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода.

http://sobory.ru/article/?object=00184

Великий князь Василий Васильевич (1425–1462) после победы над князем Димитрием Шемякой в 1450 году посетил обитель преподобного Иакова и с благодарностью молился там. В 1429 году казанские татары опустошали окрестности Галича. Преподобный Иаков с учениками скрылся в глухих лесах. Возвратившись, они нашли обитель в развалинах, однако их усилиями она была восстановлена, а также сооружен новый трапезный храм во имя святителя Николая и выкопаны пруды. По примеру Троице-Сергиева монастыря в обители было введено строгое общежитие. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось в монастыре. После многих лет совместных подвигов иноки просили преподобного быть их игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и, будучи уже в преклонном возрасте, поехал в Москву, где был облечен священным саном. Однако вскоре после возвращения он блаженно почил в глубокой старости 11 апреля 1442 года. Святые мощи преподобного, которого Господь прославил чудотворениями как при жизни, так и после смерти, были положены под спудом за левым клиросом соборного Предтеченского храма в основанной им обители. На гробницу преподобного Иакова положили каменный крест и вериги — свидетельство его монашеских подвигов. До пятидесяти исцелений и других чудесных знамений, совершившихся по молитвам преподобного, записаны в его обители. Упомянем некоторые из них. Монах, по имени Нифонт, несколько лет одержим был нечистым духом, скитался в лесу и, возвращаемый, рвал на себе цепи. Раз братия, поймав, притащили его к гробу Иакова; как только коснулся он гробницы, пришел в себя, со слезами пал перед иконой преподобного, стоявшей на гробнице, молил спасти душу и тело его, и встал здоровым. Фотий, человек богатый, поклялся в неправде: вслед за тем лицо его искривилось и он впал в расслабление. Три года пробыл он в таком положении. Родные привезли его в обитель преподобного. Во время молебного пения он громко каялся в грехах своих; в тоже время лицо его выпрямилось и он стал здоровым. Вот опыт любви преподобного к своей обители и иночеству. Инок Феодосий, лежавший расслабленным три года, обратился с молитвой слезной к блаженному Иакову. «Отче Иакове, — говорил он в душе, — ты много подаешь исцелений у гроба твоего; помоги и мне в тяжкой моей болезни». Внезапно в тишине ночной явился ему преподобный и сказал: «Дай Богу обещание пребывать в обители моей до смерти и буди у гроба моего». Расслабленный сказал о том братии; по приказанию игумена принесли его ко гробу, отпели молебен и больной сам приложился к гробу, и стал здоров. «Пока жив буду, не выйду из обители», — сказал он с восторгом и выполнил обещание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Святитель Божий окончил земное течение свое 12 февраля 1378 года. Он завещал положить тело его в Чудовом монастыре, указал и место погребения «за алтарем храма» своего, не желая, по смирению, быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иоаннович Донской (1363–1389), глубоко почитавший великого святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря. Целебные мощи его открылись спустя 50 лет после его кончины. Так как первый храм, построенный в Чудовом монастыре самим святителем Алексием во имя святого Архистратига Михаила, в память бывшего чуда его в Хонех, был деревянный, то случилось, что крыша его, пришедшая от долгого времени в ветхость, обрушилась во время совершения Божественной литургии, причем по устроению Божию все бывшие в это время в храме остались невредимыми. Тогда великий князь московский Василий Васильевич Темный (1425–1462) повелел построить каменный храм. И когда внутри прежнего деревянного храма стали копать рвы для фундамента нового храма, то нашли мощи великого святителя Алексия неповрежденными и даже одежды на нем неистлевшими. Это было 20 мая 1431 года. С того времени стали чтить память святителя. В новом храме, освященном, как и прежний, во имя Архистратига Божия Михаила, был устроен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и положили многоцелебные мощи святителя Алексия. В 1484 году при настоятеле Чудова монастыря архимандрите Геннадии (с 12 декабря 1484 года — архиепископ Новгородский; память 4/17 декабря) в обители началось строительство новой трапезной с храмом во имя святителя Алексия. В 1485 году святые мощи его были перенесены в новый трапезный храм и поставлены у южной стены, где и хранились два столетия. 12 февраля 1535 года, в день памяти святителя, мощи его были переложены в новую серебряную гробницу. 20 мая 1686 года при патриархе всея России Иоакиме († 1690) мощи святителя торжественно перенесли из обветшавшего к тому времени трапезного храма в арку между новоустроенными храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и храмом во имя святителя Алексия, где почивали открыто. Ныне святые мощи покоятся в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Обретение мощей митрополита Алексия, святителя Московского и всея Руси, состоялось 20 мая 1431 года, более чем через полвека после его блаженной кончины, в царствование великого князя Московского Василия Васильевича Темного (1425–1462), при Митрополите Московском и всея Руси Фотии († 1431; память 2 июля и 27 мая). Однажды во время Божественной литургии обрушился свод ветхого деревянного храма в Чудовом монастыре, где был погребен святитель Алексий. При этом никто из молившихся в храме не пострадал. По повелению великого князя на месте деревянного храма начали строить каменный. При копании рвов под фундамент нового храма и были обнаружены нетленные мощи святителя Алексия. В новом храме, освященном, как и прежний, во имя Архистратига Божия Михаила, был устроен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и положили многоцелебные мощи святителя Алексия. С того времени Русской Церковью было установлено празднование его памяти: 12 февраля – в день кончины и 20 мая – в день обретения мощей. В 1484 году при настоятеле Чудова монастыря архимандрите Геннадии (с 12 декабря 1484 года – архиепископ Новгородский; память 4 декабря) в обители началось строительство новой трапезной с храмом во имя святителя Алексия. В 1485 году святые мощи его были перенесены в новый трапезный храм и поставлены у южной стены, где и хранились два столетия. 12 февраля 1535 года, в день памяти святителя, мощи его были переложены в новую серебряную гробницу. 20 мая 1686 года при Патриархе всея России Иоакиме († 1690) мощи святителя торжественно перенесли из обветшавшаго к тому времени трапезного храма в арку между новоустроенными храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и храмом во имя святителя Алексия, где почивали открыто. Ныне святые мощи покоятся в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. В печатном Уставе 1682 года о праздновании обретения мощей святителя Алексия сказано: «Обретение честных мощей иже во святых отца нашего Алексия, митрополита Киевского и всея России чудотворца. Бдение в обители его и в велицей Церкви; повсюду же полиелей». В Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе (ок. 1634 года), читаем: «... Мая в 20 день Алексию чудотворцу благовест в ревут (так назывался один из больших колоколов на колокольне Иоанна Великого в Кремле. – Ред.), трезвон большой, бдение в Чудове...». В Иконописном подлиннике сохранилось описание иконы обретения мощей святителя: «Обретение честных мощей пишется тако: церковь с приделом, около церкви ограда каменная; святитель Алексий лежит во гробе в саккосе, на главе клобук белой, у главы стоит святитель сед, власы велики и долги, брада аки Иоанна Богослова; за ним старец сед, брада аки Власиева, и прочие старцы разным подобием; против середины гроба стоит князь, подобием молод аки Георгий, а за ним друтий аки Димитрий; еще за ним аки Иоаким Богоотец, надсед мало, и прочие священники и диаконы разным подобием».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

28 Благослови, отче! – С этими словами чтец обращается к священнику за благословением перед чтением в церкви или за трапезой. 29 Бысть въ дни... великого князя Василия Васильевича... и великого князя Бориса Александровича Тврьскаго, и великого князя Феодора Резанскаго Олговича в лто... Фотию митрополиту... и в Новгород ... архиепископу Ифимию Брадатому. – Упоминание названных здесь светских и духовных правителей Руси в соотнесении с 1436 (6944) г. не соответствует данным летописей: в 1436 г. в действительности правили только великий князь Московский Василий II Темный (1425–1462) и великий князь Тверской Борис Александрович (1426–1461). Великий же князь Рязанский Федор Ольгович (1402 – ок. 1427) и оба упомянутых церковных иерарха – митрополит Фотий (1408–1431) и архиепископ Новгородский Евфимий (1423–1428) – к указанному сроку скончались. Время правления названных исторических деятелей может быть отнесено только к короткому промежутку 1426–1427 гг. (который, по-видимому, и следует считать точкой отсчета рассказа о преп. Савватии, начинающегося с описания его жизни в Кирилловой монастыре). Что же касается 1436 года, то согласно позднейшей соловецкой традиции этот год считается временем прибытия на Соловки преподобных Зосимы и Германа и, следовательно, датой основания собственно монастыря (эта традиция отражена, в частности, в Соловецком Летописце, созданном в начале XVIII в.). 30 ...во едином от манастырей Блозерскых Кирилов именуем... – Кирилловский монастырь в Белозерье был основан преп. Кириллом в 1397 г. Преп. Савватии был младшим современником и, по-видимому, учеником преп. Кирилла (ум. в 1427 г.). 34 ...остров, рекомый Валам. – Валаам – остров в Ладожском озере с несколькими прилежащими к нему островками: известен благодаря монастырю, основанному в XIV в. преподобными Сергием и Германом Валаамскими. 35 ...«богат сый нас ради обнища, да мы его нищетою обогатимся». – Почти дословная цитата из Слова на Пасху св. Григория Богослова . С этими же словами игумен обращается и к каждому новому брату, приступающему к монашескому постригу (в чинопоследовании иноческого пострижения).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Относительно недавно была сформулирована гипотеза о принципиально разном отношении к Орде сторон, противоборствующих в так называемой «феодальной войне» в Московском великом княжестве второй четверти XV в. По мнению А.А. Зимина, Василий II был верным вассалом Орды, в то время как Юрий Дмитриевич «сознавал, что только в борьбе с Ордой можно добиться создания мощного единого государства», а Дмитрий Шемяка «сделал все, что в его силах, чтобы объединить русские земли и нанести решительный удар ордынским царям», «прочно держал в своих руках» «знамя борьбы с татарскими насильниками» 839 . Прозвучавшие в литературе критические оценки такого взгляда 840 представляются вполне справедливыми. Юрий Дмитриевич – фигура, несомненно, яркая, но никакого осознания необходимости борьбы с Ордой в его деятельности не просматривается: в 1431–1432 гг. он не «поднимает знамя борьбы», а пытается получить от хана ярлык на великое княжение. Еще менее годится на роль борца с игом Дмитрий Шемяка. Воевал он с татарами всего однажды, в 1437 г. под Белевым, причем по повелению Василия II. В 1439 и 1445 г. Шемяка не помог великому князю против Улуг-Мухаммеда, после пленения Василия добивался ярлыка на великое княжение, а в 1447 г. заключил союз с Мамутяком. Василий II, напротив, много воевал как с ордой Улуг-Мухаммеда, так и с ордой Сеид-Ахмета. Оба князя соперника признавали сюзеренитет «главного царя» – до 1437 г. Улуг-Мухаммеда, позже Кичи-Мухаммеда; в этом отношении разницы между ними не было 841 . В 1460 г. «царь Ахмут, Болшые орды Кичи-Ахметев сын (хан Махмуд, воцарившийся после смерти в 1459 г. своего отца Кичи-Мухаммеда 842 . – А.Г.), приходил ратью к Переяславьлю к Рязаньскому и стоал под городом три недели, на всяк день приступая ко граду, бьющеся, граждане же, милостью Божиею и пречистыя его Матери, одолеваху ему и много у него татар побили, а от гражан ни един врежден бысть; и поиде прочь с великим срамом, а на Казат улана мирзу велико нелюбие држа, тот бо бяше привел его, не чающе от Руси ничего съпротивления» 843 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010