The Patriarchal law-courts alone had penal jurisdiction over the clergy, and over the laity they had full jurisdiction in all affairs which had a religious connotation, such as marriages, divorces, guardianship of minors, and last wills and testaments. If both disputants were Orthodox, the Patriarchal courts had the right to try any commercial/civil case. A greatly enlarged Church bureaucracy gradually developed to deal with the increased responsibilities of the Patriarch-Ethnarch, especially in the realm of legal matters. Many lay financiers and lay judges were eventually brought into this growing ecclesiastical administration. The Sultan expected the Patriarch-Ethnarch to make sure that the Christians of the realm paid their taxes and did not revolt. As long as the Christians were cooperative, the Muslims allowed them freedom of worship, basically respecting them as “People of the Book.” At this point the bishops, and clergy generally, began to dress publicly like Turkish judges, with the riasson and the cylindrical hat. And in church the bishops adopted the vesting and insignia of the Byzantine rulers, such as the mitre, sakkos, and long hair. However, the Christians were still never allowed to forget that they were a captive people. They could only build new churches or repair old ones with special permission, which was usually denied. They could make no public display of their Faith-no ringing of church bells, no outdoor processions or services, no attempting to share their Faith with non-Christians. They had to wear a distinctive costume, and except for the Patriarch they were forbidden from riding on horseback. And worst of all, they had to endure the seizure of their young sons to be enrolled in the elite Janissary regiment in the Ottoman military, which also meant being forced to accept Islam and live a life of celibacy. Russia The Rise of the Muscovite State As the Byzantine Empire was falling to the Ottoman Turks, the seeds of the coming Russian Empire were taking root in Moscow. Saint Dimitry Donskoi was succeeded as Grand Prince of Moscow by three outstanding leaders in the 15th century: Basil I (or Vasili; r. 1389–1425), Basil II (r. 1425–1462), and Ivan III (r. 1462–1505).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

Сельце Копотня с дер. 2. Сельце Мисайлово с дер. 3. Сельце Сьяново с дер. 4. Сельце Жирошкино. 5. Сельце Лешеново с дер. 6. Деревня Филимоново. 7. Деревня Денисово. Б) В Коломенском уезде: 10. Сельце Хонятино с дер. 11. Сельце Ганусово с дер. 12. Сельце Никитское с деревн.; В) В Переяславском уезде: 13. Сельце Горы с дер. и Г) В Костромском уезде в Нерехте – сельце Выголово с деревнями. Из числа означенных селений – Капотня и Жирошкино, издревле составлявшие собственность Московских Великих князей, с 1328 г. по 1425 г. пять раз упоминаются в духовных грамотах великих князей. По всей вероятности эти вотчины пожертвованы в монастырь, вел. кн. Василием Васильевичем, ибо в его духовной грамоте их уже не видим; он умер в 1462 году, след. приблизительное время их перехода в собственность монастыря между 1425 и 1462 годом. Костромские вотчины монастыря, сельце Выголово с деревнями (Крутою Горою и Пахомовым) пожертвованы (думаем мы) женою велик. кн. Василия, Мариею Ярославовною, владевшею Костромскойю округою, Галичем и Нерехтою; она в особенности благоволила к духовенству и щедро оделяла монастыри своими даяниями, как видно из данных ею грамот до нас дошедших. Костромские владения Угрешского монастыря были по близости от посада – Больших Солей, в которых живали Угрешские посельщики, управители вотчин, и полагают, что ими основан Николо-Бабаевский монастырь около 1500 года, как значится в описи Вельяминова. В Больших Солях Угрешский монастырь имел свой двор. Еще с давнего времени принадлежала Угрешскому монастырю Дюдикова пустынь, в предместии города Вологды в городском стану. В 1651 году, когда в силу 8-й статьи 19 главы уложения стали отбирать у владельцев (не исключая и монастырей) земли и соприкасавшиеся городским землям селения, и положено было отписать Дюдикову пустынь на Государя и приписать к посаду; – Игумен Угрешский показал, что означенная пустынь искони, с самого основания монастыря, была его собственностью; что по сошной крепости 1544 года она числилась за монастырем, утверждена за ним грамотою Царя Феодора Иоанновича, каковую подтвердил ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   Ярослав II Всеволодович 1238—1246.    Святослав III Всеволодавич 1246—1248.    Михаил II Ярославич во Владимире 1248 (полгода).    Андрей II Ярославич 1249—1252.    Св. Александр I Ярославич Невский 1252—1263.    Ярослав Ярославич 1263—1272.    Василий I Ярославич и в Костроме 1272—1276.    Димитрий I Александрович в Переяславле Залесском 1276—1294.    Андрей III Александрович и в Городце 1294—1304.    Св. Михаил III Ярославич в Твери 1305—1318.    Георгий III Даниилович и в Москве 1319—1322.    Димитрий II Михайлович в Твери 1326.    Александр II Михайлович в Твери 1326—1328.     В Москве    Иоанн I Даниилович Калита 1328—1340.    Симеон Иоаннович Гордый 1340—1353.    Иоанн II Иоаннович 1353—1359, (Димитрий Константинович Суздальский, 1359—1363, † 1384 в Нижнем Новгороде).    Димитрий IV Иоаннович Донской 1363—1389.    Василий II Димитриевич 1389—1425.    Василий Васильевго Темный 1425—1462.    Иоанн III Васильевич 1462—1505.    Василий IV Иоаннович 1505—1533. Цари    Иоанн IV Васильевич Грозной 1533—1584.    Феодор I Иоаннович 1584—1598.    Борис Феодорович Годунов 1598—1605.    Феодор Борисович 1605.    Лжедимитрий 1605—1606.    Василий Иоаннович Шуйский 1606—1610.    Междуцарствие 1610—1613.    Михаил Феодорович Романов 1613—1645.    Алексий Михайлович 1645—1676.    Феодор III Алексеевич 1676—1682.    Иоанн V и Петр I Алексеевичи 1682—1689.    Петр I царь 1689—1721. Митрополиты     В Киеве:    Св. Михаил 988—992.    Леонтий 992—1008.    Иоанн I 1008—1035.    Феопемпт 1035—1049.    Св. Иларион 1051—1054.    Ефрем 1055.    Георгий 1062, † после 1072.    Св. Иоанн II 1077—1088.    Иоанн III 1089—1090.    Св. Ефрем 1091—1096.    Николай 1097—1104.    Никифор 11104—1121.    Никита 1122—1126.    Вдовство 1126—1130.    Михаил 1130—1145.    Климент 1147—1155.    Константин I 1156—1159.     В Киеве же:    Феодор 1161—1163.    Иоанн IV 1164—1066.    Константин II 1167, † после 1172.    Никифор II упомин. с 1182—1197.    Матфей упоминается в 1201, † 1220 г.    Кирилл I 1224—1233.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дмитрия Солунского, а на другой строчная подпись: печать Князя Великаго Дмитрия Ивановича всея Русии. Есть его такие же и восковые печати между 1362 и 1389 годами. 7) Печать серебряная позолоченная великого князя Василия Дмитриевича между 1392 м 1417 годами, круглая, величиною такая же, c изображением на одной стороне Св. Василия Великого , а на другой строчная подпись: печать Князя Великаго Василиева Дмитриевича Всея Русии. Есть его такие же и восковые печати между 1389 и 1410 годами. 8) Того же Князя другая печать восковая около 1425 гада, круглая, односторонняя, величиною такая же, с изображением Сидящего на коне воина с обнаженным в правой руке мечом и с надписью вокруг его, которой, однакож разобрать не можно. 9) Печать черная восковая великого князя Василия Васильевича около 1462 года, в ширину продолговатая, с изображением на одной стороне льва, раздирающего змея, а на другой подпись, коей разобрать не можно. 10) Печать воска желтого величиною в грошесик великого князя Тверского Михаила Борисовича около 1462 года, c изображением на одной только стороне Св. Георгия на коне и под ним змея, с надписью: печать Великаго Князя Михаила Борисовича. 11) Печать желтого же воска и такой же величины, восьмиугольная, великого князя Ивана Васильевича около 1462 и 1481 года, с изображением на одной стороне человека, стоящего с мечом в руке против Ангела, держащего в руке кольцо, и вкруг их надпись: печать Великаго Князя Ивана Васильевича, а на другой стороне изображен лев на задних ногах сидящий и в передних лапах держащий змею, c тою же надписью. 12) Печать такого же воску и величины, круглая, односторонняя, великого князя Ивана Васильевича 1473 года, с изображением двух полунагих человек, c покрытыми головами и c копьями в руках, а над ними надпись: печать Вел. Князя Ивана Васильевича. 13) Печать воску черного такой же величины, круглая, односторонняя, того же великого князя, около 1482 года, c изображением двух всадников, с надписью : печать Великаго Князя Ивана Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Преподобный Иаков Железноборовский родился во второй половине XIV в. в Костромской земле. Он был сыном галичских бояр Амосовых, В юношеском возрасте преподобный Иаков решил посвятить свою жизнь служению Богу. Монашеский подвиг он начал под руководством Преподобного Сергия Радонежского в основанной им обители. В 1392 году, в год смерти своего наставника, преподобный Иаков удалился из благоустроенной и прославленной Троицкой обители в глухие леса в 30-ти верстах от Галича. Он поселился на берегу реки Тебзы в уединенной хижине недалеко от железных рудников, которые дали название той местности – Железный Борок. Более двадцати лет преподобный Иаков жил отшельником, совершая подвиги поста и молитвы. О святой жизни подвижника стало известно далеко за пределами Костромской земли. Еще при жизни он прославился чудотворениями. Так, в 1415 году великий князь Московский Василий Димитриевич (1371–1425) обратился к преподобному Иакову с просьбой помолиться о его супруге великой княгине Софии Витовтовне, в то время тяжко страдавшей перед родами. По молитве святого княгиня София благополучно родила сына – наследника великокняжеского престола Василия Васильевича (1425–1462). В благодарность великий князь дал преподобному Иакову средства для построения храма во имя святого пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя и для основания монастыря при храме. Обитель была устроена, собрались братия, и преподобный Иаков стал их игуменом. В Москве он был рукоположен в священный сан. Преподобный Иаков ввел в монастыре строгий общежительный устав по примеру Троице-Сергиевой обители. Иноки не имели никакой собственности, все имущество было общим, средства для обители они добывали земледелием. В 1429 году казанские татары опустошили окрестности Галича. Преподобный Иаков с учениками укрылся от набега в лесу. Когда иноки вернулись в обитель, то нашли на ее месте развалины. Монастырь пришлось строить заново. Преподобный Иаков, несмотря на преклонный возраст, усердно трудился вместе с братией. Через некоторое время монастырь был не только восстановлен, но и еще более благоустроен: преподобный Иаков и иноки выкопали пруды для нужд обители, построили еще один храм во имя Святителя Николая Чудотворца. По благословению преподобного Иакова, многие бедные люди, разоренные татарами, получали в монастыре пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

471 ...на ...реце Яике, иже течет во Хвалимское море прямо бухаров. – Яик – р. Урал; Хвалимское море – Каспийское море; бухаров – имеются в виду земли, находящиеся между восточным побережьем Каспийского моря и бассейном р. Сырдарьи, входившие в XVI в. в состав Бухарского и подчиненного ему Хивинского ханств. 472 И в то же... время... гоним, прибежа... тоя же Болшия Орды Златые царь, Улус-Ахмет имя ему... – Улу-Мухаммед (Улу-Ахмет) – сын Джелал-Эддина, внук Тохтамыша, стал золотоордынским ханом в 20-е гг. XV в. В 1436 г. в результате междоусобной борьбы лишился престола и бежал на Русь, обосновавшись со своей Ордой на юго-западной окраине Московского государства близ русско-крымской границы у г. Белева. ...по умертвии Зелед-Салтана... десять лет... – Т. е. в 1422 г. ...а по взятии Казанском от князя Юрья тридесять лет... – Т. е. в 1425 г.: поход на Волжскую Болгарию в «Казанской истории» датируется 1395 г. 475 ...от великого Едичея... и мало от него смерти не прият. – Едигей (Идигу), эмир из племени мангыт, с 1399 по 1411 гг. фактически возглавлял Золотую Орду. В изгнании Улу-Мухаммеда из Сарая в 1436 г. принимал участие не сам Едигей (погибший в 1419 г.), а его сыновья, действовавшие в союзе с Гыяз-Эддином, племянником Тимура-Кутлу, занявшим престол после Улу-Мухаммеда, и сын Тохтамыша Сейид-Ахмед. 476 ...к великому князю Василию Васильееичю Московскому... – Василий II Васильевич Темный (1415–1462), великий князь московский с 1425 г., сын Василия I Дмитриевича. Во время феодальной войны в борьбе за великое княжение в 30–40-х гг. XV в. был ослеплен своим двоюродным братом Дмитрием Шемякой (см.: т. 6 наст. изд.). 477 ...в шестое лето царства своего... – Бегство Улу-Мухаммеда на Русь произошло через восемь (или 9) лет после того, как он в 1427–1428 гг. воцарился в Золотой Орде. 478 От него же бо и на великое княжение посажен бысть... – Борьба за московский стол между Василием II и его дядей Юрием Дмитриевичем была перенесена в Орду. В 1431 г. хан Улу-Мухаммед оставил великое княжение за Василием Васильевичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

231 Кирилл и Мефодий – братья из Солуни (Салоники), славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл (ок. 827–869; до принятия в 869 г. монашества – Константин, Константин Философ) и Мефодий (ок. 815–885) в 863 г. были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. 232 Флорентийский собор – Вселенский собор католической Церкви 1438–1445 гг., созванный Папой Евгением IV. Главной целью Собора было преодоление догматических разногласий между восточной и западной Церквями и заключение унии между ними. Турецкая опасность вынудила византийцев заключить Флорентийскую унию (июль 1439 г.) на условиях признания верховенства Папы, принятия католических догматов при сохранении лишь обрядов православной Церкви. Однако уния не вступила в силу ни в Византии, ни в Русском государстве. 233 Митрополит Московский Исидор был участником Ферраро-Флорентийского собора и подписал там унию. По возвращении в Москву был взят под стражу, но бежал; умер в Италии. 234 Василий II Темный (1415–1462) – великий князь Московский с 1425 г. Сын Василия I. Одержал победу в войне с удельными князьями (1425–1453). Ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова. Ослеплен (1446) князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище). Не принял итогов Ферраро-Флорентийского собора и отверг унию православной Церкви с католической. 235 Видимо, здесь имеются в виду книги «Философия хозяйства» и «Свет Невечерний», в которых проявилось влияние Вл. Соловьева и его мечта о грядущем соединении философии и религии в новом высшем мистическом знании (теософии). Именно во время «ялтинского сидения» Булгаков пересмотрел свои прежние убеждения и признал философию «еретическим уклонением» по отношению к религии и ее Истине. 236 Сенсуализм в религии – сведение религии к чувству, признание ее особой формой чувственно-аффективного отношения к миру. Булгаков подробно критикует такое понимание религии (применительно к религиозной концепции Шлейермахера) в книге «Свет Невечерний» (см.: Булгаков С. Н. Свет Невечерний. М., 1994. С. 38–45), однако элементы такого религиозного «сенсуализма», безусловно, содержались в самой этой книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В марте 1917 г. уволен по прошению, с назначением управляющим Высокогорской пустыни Нижегородской епархии. Скончался и погребен в Москве, отпевал его св. патриарх Тихон. ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ (кон. V в. – кон. VI в.) – преп., отшельник, весьма почитавшийся на христианском Востоке; церковный писатель, оппонент монахов-оригенистов (соч.: Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошания учеников. М., 1855). ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ , св. (329–379) – архиепископ Кесарийский, отец и учитель Церкви, создатель смешанной формы монашеской жизни. Молитва и созерцание в его монастырях чередовались с физическим трудом, для которого допускались лишь такие ремесла, которые не разрушали духовной собранности и простоты жизни монахов. Отличительной чертой монастырей Василия Великого служили также широкая благотворительность и воспитание детей обоего пола. Заслуга Василия Великого в истории догматов состоит в том, что им вместе с другими каппадокийцами была окончательно определена троичная терминология, принятая Церковью. Брат св. Григория Нисского . Выступал против арианства. В сочинении «Шестоднев», популярном в Средние века, изложил принципы христианской космологии. ВАСИЛИЙ II ТЕМНЫЙ (1415–1462) – великий князь Московский с 1425 г. Сын Василия I. Одержал победу в войне с удельными князьями (1425–1453). Ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова. Ослеплен (1446) князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище). ВАСИЛИЙ III (1479–1533) – великий князь Московский с 1505 г. Сын Ивана III и Софии Палеолог. Завершил объединение Руси вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521). Отец Ивана Грозного. ВАСКОЦ ГАБРИЭЛЬ (1551–1604) – испанский богослов, иезуит, комментатор св. Фомы Аквинского. ВЕНИАМИН ПЕТРОГРАДСКИЙ , св. (Казанский Василий Павлович; 1874–1922) – митрополит Петроградский и Гдовский. В июне 1922 г. был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей и расстрелян. Реабилитирован в 1991 г. ВИКЕНТИЙ ЛИРИНСКИЙ , св.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кончина свт. Дионисия в Киеве 1389–1425 Великое княжение Василия I Дмитриевича. Новопоставленный патр. Константинопольский Антоний подтверждает низложение митр. Пимена. Кончина Пимена (11 сентября) Присоединение Нижнего Новгорода к Московскому княжеству. Свт. Киприан прибыл в Москву и был принят вел. кн. Василием I 1392–1430 Вел. кн. литовский Витовт. Присоединение к Литве Смоленска. Разгром Тимуром Золотой Орды, начало его похода на Русь. После разорения г. Ельца, вследствие чудесного явления Пресвятой Богородицы, продвижение войск Тимура было остановлено Прп. Кириллом Белозерским основан мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы посл. четв. XIV – нач. XV в. Иконописец Феофан Грек, выполнивший росписи Архангельского (1399) и Благовещенского (1405) соборов в Москве Посещение свт. Киприаном русских епархий на территории Польши и великого княжества Литовского Осада Москвы татарами под предводительством Едигея При митрополичьей кафедре завершена работа над общерусским летописным сводом (Троицкая летопись) 1408–1431 Свт. Фотий, митр Киевский и всея Руси Грюнвальдская битва. Победа польских и русско-литовских войск над Тевтонским орденом Вел. кн. Василий Дмитриевич выдает дочь Анну замуж за сына византийского имп. Мануила II Палеолога По настоянию вел. кн. литовского Витовта Собор западнорусских епископов избрал и через год рукоположил (без благословения Константинопольского патриарха) митрополита для Литвы и Галича Григория Цамблака 1416, 1427 Два послания свт. Фотия псковичам против ереси стригольников Прп. Епифаний Премудрый создает житие прп. Сергия Радонежского. До этого им же написано житие свт. Стефана Пермского Кончина митр. Григория Цамблака и воссоединение Русской митрополии под управлением митр. Фотия 1425–1462 (с перерывом) 1429–1458 Великое княжение Василия II Васильевича Новгородский архиеп. Евфимий II. Активизация новгородского летописания, создание Новгородской I летописи (младшего извода) 1430–1432 1433–1435 Вел. кн. литовский Свидригайло Митр. Киевский и всея Руси Герасим. В 1435 г. митр. Герасим сожжен в Витебске по приказу литовского кн. Свидригайло

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Подле сей гробницы находятся еще три сомнительные, без надписей; но по некоторым летописям значат 461 : На XXIII-й гробн.: «Великого Князя Юрья Данииловича Московского, который был на великом княжении девять лет, убит в Орде от Князя Дмитрия Михайловича Тферскаго, в 1326 году: тело его, по повелению Царя Азбяка Ординскаго, привезено в Москву и погребено в церкви Святаго Архангела Михаила, Петром Митрополитом, в первую субботу Великого поста, того же года» 462 . На XXIV-й гробн.: Князя Ивана Ивановича Малаго. О сем Князе в письменном Хронографе находятся следующее: «В лето 6872 (1364) преставись Князь Иван Иванович, глаголемый Малый, брат Князя Дмитрия Ивановича, и положен бысть на Москве, в церкви Архангела Михайла на площади». Свидетельство сие подтверждает изображение на стене ангела его С. Иоанна Богослова. На XXV-й гробн.: Как между Князьями Удельными, погребенными в сем соборе, не находится Галицкаго Князя Димитрия, по свидетельству летописи 463 , положеннаго здесь в 1441 году: то, вероятно, крайняя к стене гробница покрывает его тело; пред нею на стене изображен в схиме Князь Дмитрий Александрович 464 . От западной стены, идучи к северным дверям, подле стены: На XXVI-й гробн.: «В лето 7044 (1536) Августа в 3, преставись Благоверный Князь Георгий Иванович Дмитровский». На XXVII-й гробн.: «В лето 6934 (1425) Ноября в 5 преставися Благоверный Князь Андрей Владимирович Донского». На XXVIII-й гробн.: «В лето 7002 (1493) Ноября в 6, преставись Благоверной Князь Андрей Васильевич Углецкой большей». От северных дверей к иконостасу: На XXIX-й гробн.: «В лето 6970 (1462) преставися Благоверный Князь Василей Ярославич» 465 . На боку сей гробницы вырезано: «Покой, Спасе наш, с праведными рабы своя в селех избранных ти; аще бо и согрешиша вси, но не отступиша от тебе». От южных алтарных дверей, подле иконостаса, к южной стене, три гробницы рядом: На ХХХ-й гробн.: «В лето 6970 (1462) Марта в 28, преставися Благоверный и Христолюбивый Князь Великий Василей Васильевич». На XXXI-й гробн.:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010