Ни одна редакция жития Михаила не говорит, откуда он пришел на Клопско, и ничего не знает о прежней его жизни. Биограф архиеп. Ионы рассказывает, что прежде поселения в Клопской обители Михаил явился в Новгород, пришедши туда из дальней земли и «иного отечества сый», при архиепископе новгородском Иоанне, т. е. до 1415 г. Тогда, при первом появлении в Новгороде, Михаил предсказал архиепископство Ионе, бывшему еще мальчиком. Одна летопись сохранила известие, что это было в 1408 году 286 . Неизвестно, долго ли жил Михаил в Новгороде. Когда он явился в Клопскую обитель, в монастырской церкви Св. Троицы шла служба. По-видимому, это был тогда монастырь новый, недавно образовавшийся. По древней новгородской летописи, деревянная церковь Троицы в монастыре построена в 1412 г. 287 . Несколько лет спустя, когда была построена каменная церковь , Михаил жил уже в монастыре. Отсюда видно приблизительно время его прихода на Клопско; отсюда же обнаруживается другая неточность краткой редакции. По ее известию, Михаил жил в монастыре 50 лет и 6 месяцев, следовательно скончался около 1462 года. Но биограф архиеп. Ионы, современник юродивого, знавший о последнем более всех редакций его жития, говорит, что он умер прежде смерти архиеп. Евфимия, т. е. до 1458 г. Поэтому более доверия внушает показание пространной редакции пророчеств, что блаженный жил в обители 44 года, следовательно умер около 1456 года 288 . Наконец, в некоторых местах краткая редакция впадает в неточности, не выразумев известия источника 289 . Все сказанное не позволяет видеть в редакции пророчеств простую переделку краткой некнижной повести. Находим в первой заметку, повторенную и в последней: после того как Михаил предсказал Шемяке неудачу в борьбе с великим князем Василием, на вопрос братии об успехе первого юродивый отвечал: «Заблудили наши, от супротивных бегая». Братия, добавляет редакция пророчеств, записала тот день, когда блаженный сказал это. Отсюда позволительно заключить, что предсказания Михаила записывались в монастыре еще при его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

С сайта: www.alexandrov-obitel.ru/История Александровской земли/Церкви/Рюминское Село Рюминское было завещано великим князем Василием Васильевичем Тёмным (1415-1462) жене, княгине Марье (дочери Ярослава Владимировича, удельного князя малоярославецкого), с которой он состоял в браке с 1433 г. У них родились Юрий, Иван (будущий Иоанн III), Юрий Младший, Андрей Большой Горяй, Семён, Борис, Андрей Меньшой, Анна. В 1485 г. Марья Ярославна умерла. Почти до конца XVII в. Рюминское оставалось в числе государевых дворцовых вотчин. В документах оно уже в середине XV в. называется селом, значит, в нём была церковь. В патриарших окладных книгах под 1628 г. записано: «Церковь святых чудотворцов Козмы и Дамиана в селе Рюминском… дани десять алтын с полушкою, по наказу гривна». Подобными записями церковь отмечена в 1641, 1642, 1654, 1692, 1712 и 1746 гг., что свидетельствует о её непрерывном существовании. По писцовым же книгам 1674-1678 гг.,в Рюминском с деревнями значатся 114 дворов крестьянских, 2 бобыльских, 41 пустых, земли 1416 чети на поле, сена 3479 копен, лесу повёрстного на версту в длину и ширину. В 1676 г. царь Феодор Алексеевич во время своего богомольного похода в Переславль-Залесский ночевал в Рюминском. В книге Сытного двора около того же времени записано, что в селе на пустоши Горьево построены винокурня и мельница на р. Серой. В 1679 г. они отданы Успенскому монастырю Александровской Слободы. В 1688 г. цари Пётр и Иоанн Алексеевичи пожаловали Рюминское своему ближнему боярину, ставшему тестем царя Иоанна, Фёдору Петровичу Салтыкову «с деревнями, со крестьяны и с пустошьми, с пашнею, с сенные покосы и со всеми угодьями», «в род неподвижно» с правом продать, заложить и назначить в приданое, только не отдавать в монастырь по душе, в случае же отсутствия прямых наследников вотчина будет отписана на государя. Фёдор Петрович Салтыков, сын доверенного лица царя Алексея Михайловича боярина Петра Михайловича Салтыкова (ум. 1690), руководившего судом над патриархом Никоном, был комнатным стольником.

http://sobory.ru/article/?object=06589

275 В 1341 г. Констинопольский патр. Иоанн украсил белое головное покрывало свое золотом с изображениями Спасителя, Богоматери и Предтечи. 276 Соборная грамота 1564 г. (Акты исторические. Т. 1, 173) предоставила Мо­сковскому митрополиту носить белый клобук с рясами и херувимами, как носил Новгородский архиепископ. 277 Дмитрия Герасимова послание к Геннадию о белом клобуке напечатано суеве­рами в Супрасле 1756 г. Оно же нередко встречается в рукописях. Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. 278 Соловьев П. Описание новгородского Софийского собора; Макарий (Миро­любов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде Ч. 2. Украшения клобука, без сомнения, не принадлежат времени блаж. Василия, а как указывает и опись 1690 г., устроены архиеп. Леонидом (1576 г.). 279 Собр. л. 5. 226. 6. 87. 89. 7. 210. 214; Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор рус­ской духовной литературы. Кн. 1, § 67; Шевырев С.П. История русской словесности, преимущественно древней: В 4 т. М., 1846–1860. Т. III. 280 Собр. л. III. 58. IV, 62–64. 191. Ркп святцы: «св. Василий архиепископ преста­вился 3 июля 1352 г.». Описание Новгор. святыни 1634 г. в: Чт. ОИДР. Кн. 4. 283 В летописях сказано, что молебствие совершено было на Волховском мосту. Но так как на Волховском мосту молились пред чудным крестом (Собр. л. 3. 167. 245), то известие летописей означает то же, что молились пред чудным крестом. 284 Материалы для статистики Российской империи, издаваемые с высочайшего соизволения при Статистическом отделении Совета Министерства внутренних дел. СПб., 1839–1841 (далее – Материалы для статистики Российской империи. – Ред.). Собр. л. 3. 2. В л. 6577 (1069): «обретеся крест Владимира Святой Софии на полатах, его же взял бе князь Всеслав ратью в святей Софии». О сем кресте см.: Известия Археологического общества. Т. II. 288 Собр. л. 3. 109. 138–140. 183. 237. В Соф. лет. (6, 142) днем кончины св. Симеона показан 15 д. июля. Но это – ошибка писца. По всем летописям Симеон управлял паствою 6 лет без 2 месяцев и 4 дней, а он избран 14 августа 1415 г. По ркп. святцам, «святой Симеон архиепископ преставился 1421 г. июня в 15 день». По летописи (Собр. л. 3, 241) в 1462 г. «на двух гробах кровь явися у архиепископов Новгородских Си­меона и Мартирия, у Софии, Мартириевой паперти ( Макарий (Миролюбов) , архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде Ч. 1). В Тихвинской церкви Софийской стороны ркп. служба святителям Новгородским XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В воскресном тропаре третьего гласа говорится о Христе, который «попра смертию смерть, Первенец мертвых бысть». Таким образом, понятие об особом предназначении первенца существовало не только во времена Ветхого, а затем и Нового Завета, но существовало позднее и в Христианской Церкви. Порой первенец был долгожданным ребенком, вымоленным у Бога. Таким был пророк Самуил, пророк и Предтеча Иоанн, священномученик Петр Александрийский (†311; пам. 25 нояб.). Имеются такие примеры и в русской истории. В житии Новгородского архиепископа Евфимия читаем: «Святитель Евфимий, в крещении Иоанн, сын молитвы бесплодных благочестивых родителей, новгородцев, священника Михея и Анны, на 15 году вступил в Вяжицкую обитель» 83 . В службе святителю Иннокентию Иркутскому (†1731; пам. 26 нояб.) в икосе читаем: «...радуйся, первенче духовнаго сыноположения, от Малыя России Богу посвященный» 84 . В житии говорится, что он «святый первопрестольник Иркутский» 85 . Здесь понятие первенца усвоено иерарху, трудившемуся в Сибирской Земле и полагавшему начало христианству в своей епархии. В Московском княжеском доме в первой половине XV века произошло изменение принципа престолонаследия: с родового на семейный, поэтому престол стал переходить не к старшему в роде, а к старшему сыну в семье. Московские князья и цари брали на себя подвиги благочестия, вымаливая себе первенца-наследника. «Супруга Великого князя Василия Дмитриевича, София Витовтовна, страдала родами и была при смерти» 86 . В Москве в это время находился преподобный Иаков Железноборовский (†1442; пам. 11 апр.). «Великий князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге. Преподобный отвечал: «Молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби, будет здорова и в этот вечер родит сына наследника тебе» 87 . Таковы обстоятельства рождения князя Василия II (1415–1462), вошедшего в историю с именем Тёмного. Раньше благочестивые родители старались воспитывать своих детей в вере, особенно первенцев, посвящая их Богу, чтобы они были затем молитвенниками в роду, в семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

112 Намек на общеизвестный сюжет о двух купцах, обманувших друг друга. Полностью он приводится в Большой хронике (Б. х., с. 294). 113 Одна из кратких хроник сообщает, что с разрешения Мануила II, прибывшего в 1415 г. в Пелопоннес, Карло Токко был провозглашен деспотом Янины (Эпирский деспотат),. См.: Barker J. W. On the Chronology..., p. 40. 115 См.: Bees N. A. Ein verkannter Dorfname in der Chronik des Georgios Phrantzes. – BNJ. 8, 1929–1930, s. 261–265. 118 Племянник Карло Токко, брат жены Константина Палеолога, и незаконные сыновья Карло (см.: М. х., с. 49. 2). 119 В марте 1430 г. произошло окончательное завоевание турками Фессалоники, которую в 1423 г. деспот Андроник Палеолог продал Венецианской республике. 120 Целью посольства было согласовать место  проведения собора (см.: Dolger F. Regesten. 3425). 125 Макарий Макрис – участник делегации, посланной Иоанном VIII к Мартину V для переговоров относительно собора, вопреки надеждам патриарха согласился на проведение собора в Италии, а не в Константинополе (см.: Balfour D. Ор. cit., р. 227–228). 130 Афинский герцог Антонио I Аччайуоли (1403–1435) носил титул dominus Athenarum et Thebarum. Представитель флорентийской династии (Setton К. М. The Catalans and Florentines in Greece, 1380–1462.– In: A History of Crusades, III, p. 268). 134 О жене Антонио Аччайуоли Марии см.: Setton К. М. The Florentines... р. 269–271) В Большой хронике она фигурирует под именем Марии Мелиссины (Б. х., с. 302, 18). 135 Грамота, скрепленная серебряной печатью, выдававшаяся деспотами (в отличие от хрисовула – императорской грамоты с золотой печатью). 137 Пролив между восточным побережьем Греции и островом Эвбея. Так же называлась и столица острова – ныне Негропонт. В данном случае имеется в виду мост через ров, окружающий стены города Эврипа (см. примечание В. Греку – М. х., с. 55, 1). 141 Иеромонах Дионисий – Иоанн VIII сделал его митрополитом Сард, чтобы укрепить авторитет сторонников унии на Ферраро-Флорентийском соборе (см.: Удальцова 3. В. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского – ВВ, 37, 1976, с. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

по болезни оставил архиепископскую кафедру, ум. в 1417 г. 505 …и взята… у Спаса на Хутыни на владычество Семена. – Спасо-Хутынский монастырь к северу от Новгорода на Волхове. Симеон – архиепископ с 1415 по 1421 г. 506 …Омельана, нареченаго на владычество Еуфима. – Евфимий I Брадатый, архиепископ с 1423 по 1429 г. 509 …посадник Григорей Кирилович… – Григорий Кириллович Посахно, новгородский посадник, крупный землевладелец, играл видную роль в политической жизни Новгорода в 30-х гг. XV в. 515 …Олферью Ивановичу с Ываном Семеновичем с Лошинским. – Олферий Иванович и Иван Семенович Лошинский – новгородские бояре-землевладельцы. 519 И приехал тогды князь Дмитрей Юрьевич… – Имеется в виду бегство в Новгород Дмитрия Юрьевича Шемяки в 1450 г. после поражения в Угличе в борьбе с великим князем московским Василием Васильевичем Темным. В 1452 г. Шемяка предпринял новую попытку пойти на Василия Темного, потерпел поражение и снова бежал в Новгород, где умер в 1453 г. 520 Стр. 428. Преехал посадник Иван Васильевич Немир. – При жизни Михаила Клопского было два посадника с именем Иван Васильевич. Немир Иван Афанасьевич был посадником уже после смерти Михаила, но именно он принимал участие в событиях, которым посвящен этот эпизод «Жития». Здесь имеются в виду события 70-х гг. XV в., когда после военных походов в 1471 и 147S гг. и похода «миром» в 1476 г. Новгород был окончательно подчинен Москве. 521 …а у нас есть князь Михайло литовьской. – Михаил Олелькович, правнук Ольгерда, в 1470–1471 гг. находившийся в Новгороде. Еще до начала военных действий 1471 г. ушел из Новгорода. 523 Стр. 432. …в Мунтьянской земли… – Мунтения (горная страна) область в Румынии, восточная часть Валахии. Мунтьянской землей русский автор именует Валашское княжество. 524 Дракула влашеским языком, а нашим диавол. – Влад Цепеш (1456–1462 и 1476–1477 гг.) получил свое прозвище (распространенное за пределами Румынии) в наследство от отца, также носившего имя Влада (1436–1446 гг.); первоначально это прозвище было, по-видимому, связано с принадлежностью Влада-старшего к рыцарскому ордену Дракона, основанному германскими императорами, но затем оно стало ассоциироваться с румынским словом «drac» – дьявол.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Мы не можем себе позволить судить об архитектуре XIV-XV вв. по памятнику XVI в.». Сохранившиеся под поздней четырехскатной крышей «почти в нетронутом виде» венчающие части собора позволяли сделать их вполне достоверную графическую реконструкцию. Р.А. Кацнельсон, опубликовавшая чертежи собора, пояснила, что «они сделаны в 1947 г. по обмерам, произведенным П.Н. Максимовым и И.В. Воблым в январе 1930 г., перед тем, как собор был разобран». П.Н. Максимовым приводилось сравнение форм симоновского храма с формами Успенского собора в Звенигороде. Н.Н. Воронин также считал, что собор полностью перестроен из кирпича в 40-х годах XVI века, но аналогом его является Успенский собор в Коломне. Весьма интересные сведения о самом раннем Успенском соборе Симонова монастыря излагает в своём исследовании В.П. Выголов. Он приводит выдержку из текста жалованной льготной грамоты от 21 декабря 1543 года, опубликованной Н.П. Поповым, в которой сообщается, что в монастыре «было въ старой церкви (Успенском соборе. - В.В.) на полатехъ четыре службы: Преображение Спсово, да Соборъ архистратига Михаила, да Никола Чудотворець, да Василий Парийский...». Анализируя документы, В. Выголов пишет о существовании «в древнем соборе монастыря 1379-1405 гг. больших хор, где размещались целых четыре придела. Один из них - Спаса Преображения, как установлено, был создан около 1433 г., несколько позже сооружения собора. Точно так же обстояло дело и с приделом Василия Парийского, явно устроенным в честь Василия II Темного (1415-1462), носившего имя этого святого. Изначальными в соборе могли быть лишь приделы Собора Архангела Михаила и Николы Чудотворца...». Сопоставляя даты перемещений престолов древних храмов монастыря, В.П. Выголов уточняет дату Успенского собора, «который создавался, как показывают вновь полученные монастырем льготы, в течение 1546-1549 гг». Однако до последнего времени собор обычно датируется 1543-1549 годами, с перестройкой 1640-х годов. Последнее описание собора перед его уничтожением оставлено В.И.

http://sobory.ru/article/?object=39881

То, что якобы Царица Анастасия Романовна из «худородного» рода, является откровенной ложью в устах бояр, никак не опровергаемой по ходу сериала «Грозный». По генеалогическим преданиям, русский боярский Род Романовых ведет свое начало от происходящего «из Литвы» воеводы княжеского рода Андрея Ивановича Кобылы (Камбилы), прибывшего примерно в 1330-е гг. из Великого Новгорода на службу ко Двору Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты. Сам факт, что прибывший из Великого Новгорода в Москву Андрей Иоаннович Кобыла при Дворе Московских Великих Князей Иоанна Калиты и Симеона Иоанновича Гордого был боярином, указывает на то, что этот человек в те поры был славен знатностью и благородством происхождения. Только действительно знатный человек боярин Андрей Кобыла мог быть послан в 1347 г. сватом Великого Князя Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого ко Двору Тверского Князя Всеволода Александровича за невестой Княгиней Марией Александровной. Был Московским боярином и Федор Андреевич Кошка († 1407), во время похода Великого Князя Димитрия Иоанновича на Куликово поле в 1380 году боярину Федору Андреевичу Кошке-Кобылину было поручено блюсти Москву. Его старший сын Иван Федорович Кошкин-Кобылин (†1427) также был весьма близок к Великому Князю Димитрию Донскому (он в таком качестве упомянут даже в завещании Князя Димитрия), а потом стал боярином у Великого Князя Василия I Дмитриевича († 1425) и даже у юного тогда Великого Князя Василия II Васильевича (1415–1462). Его младший сын Захарий Иванович Кошкин-Кобылин († 1461) также занимал высокое боярское положение при Дворе Великого Князя Василия II Васильевича. При Великом Князе Иоанне III Васильевиче Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин († 1504) стал воеводой, участвовал в стоянии на Угре 1480 года, в походе на Великий Новгород (1480) и на Казань в 1485 году, с 1488 года стал Великокняжеским Наместником в Великом Новгороде, где искоренял ересь жидовствующих, и получил боярский чин в 1493 г. Пожалуй, самым знаменитым боярином из прямых потомков Андрея Ивановича Кобылы стал его пра-пра-пра-правнук Никита Романович Захарьин-Юрьев (†1586; перед смертью постригся в монашество с именем Нифонт). Родной брат Царицы Анастасии Романовны. Он был одним из ближайших сподвижников, советников Царя Иоанна и воспитателем Царевичей Иоанна и Феодора. Окольничим он стал в 1558 г., боярином – в 1562 г. Слава о благородстве характера и доблести Никиты Романовича была столь широка, что в народе о нем слагали песни, которые пели и столетия спустя.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

Вельяминово. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село в исторических документах впервые было упомянуто в духовной грамоте великого князя Василия Темного (1415—1462 гг.). Почти в центре села высится каменное здание церкви, история которой, как и история села, уходит в далекое прошлое. Учитывая традицию называть селения по фамилии их владельцев, логично предположить, что оно существовало и в более ранний период и принадлежало кому-то из представителей знаменитого боярского рода Вельяминовых, начало которому положил тысяцкий Ивана Калиты — Протасий. Может быть, это был Иван Васильевич Вельяминов, казненный Дмитрием Донским в 1378 г. за измену, или его брат Николай Васильевич, предводительствовавший коломенским полком на Куликовом поле, где он и пал смертью храбрых. В царствование Петра I сельцом Вельяминово владела Анна Михайловна Заболоцкая, по мужу Волынская, которая построила в сельце деревянную церковь в честь Преображения Господня на каменном основании. Церковь построена была с приделом во имя Архистратига Михаила. Колокольня церкви была деревянной. Год постройки — неизвестен, но сельцо в 1709 году писалось уже как село. Шестиярусный иконостас церкви имел два десятка икон и был местами позолочен. Придельный же иконостас был поменьше. Над вызолоченными, с резьбою царскими вратами размещалась икона «Тайная вечеря», в алтаре за престолом с правой стороны находился образ Божией Матери «Неопалимая Купина», а с левой у жертвенника — Божией Матери Владимирской, обе с медными венцами. В это же время была образована Вельяминовская волость, а в селе разместилось волостное правление. Основная масса крестьян продолжала существовать за счет хлебопашества, подрабатывая в зимнее время на стороне. Об их сравнительно высоком благосостоянии говорит тот факт, что после пожара 4 мая 1861 г. они в короткие сроки отстроили полсотни сгоревших домов, а уже через два года просили митрополита Филарета о разрешении построить в селе новую каменную церковь. И хотя денег для этого почти не было, прихожане надеялись общими усилиями справиться с нелегкой задачей.

http://sobory.ru/article/?object=02589

Ко времени великого князя Василия II Васильевича Темного (1415–1462 гг.) относится «Послание великого князя Василия Васильевича константинопольскому патриарху Митрофану, об отступлении от православия митрополита Исидора», в рассказе о выборе князем Владимиром веры содержится упоминание и об «арменьской ереси», что следует считать позднейшей вставкой, так как эпизод отсутствует в более ранних летописных сборниках. В «Послании Российского духовенства Углицкого князю Дмитрию Юрьевичу (1447 г.)», приводится история армянского царя Трдата, смирившегося пред Богом и его угодником сщмч. Григорием Просветителем, как наглядный пример для гневливого русского князя. Прп. Максим Грек в «Слове против армянского зловерия» полагает, что армянская догматика содержит три главные ереси: теопасхизм, афтартодокетизм и монофизитство. В отличие от предшествующих русских богословов, прп. Максим приводит более развернутое опровержение данных ересей. В царствование Ивана Грозного число армян в Московском государстве многократно увеличилось. Бывали случаи их перехода на царскую службу и принятия православия. Ответ русских послов патриарху Иоакиму о том, что «у нашего Государя в царстве жилища» инославным нет, вероятно, следует объяснить желанием послов подтвердить и возвысить сложившееся мнение о Московской Руси как оплоте вселенского православия. Усмотрев в Московском государстве новый центр христианского мира, армянский народ начинает ориентироваться на Московскую Русь в надежде с ее помощью освободиться от турецкого и персидского гнета. Около 1549–1550 гг. Московскую Русь впервые посещает верховный католикос-патриарх Армянской Церкви Степанос Салмастаци, а затем следующий католикос — Микаэл Себастаци. Посещение Московского государства католикосом Степаносом можно считать первым официальным, межконфессиональным контактом обеих Церквей на высшем уровне. Окончание следует.   Архивные материалы Дело по прошению армянского католикоса Иоанниса о запрещении печатания книг и статей об армяно-григорианской церкви без предварительной цензуры армянского духовенства//РГАДА. Ф. 1252. Абамелек-Лазаревы. Оп. 1. Д. 387. Л. 2 — 12 об.

http://bogoslov.ru/article/6192778

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010