Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ ХРИСОВЕРГ [греч. Ανδρας Χρυσοβργης] (кон. XIV в., Родос - 1451, Фамагуста, Кипр), архиеп. Никосии (с 1447), апостольский легат Кипра, Родоса и Эгейского м., активный сторонник церковной унии . Детство и юность провел в К-поле, где вместе с братьями Феодором и Максимом Хрисовергом вступил в орден доминиканцев . Обучался и преподавал в Падуанском ун-те в Италии. В 1418 г. получил степень магистра теологии. Участвовал в различных дипломатических миссиях: 1418-1425 гг.- посланец в К-поле, 1426-1427 гг.- папский нунций при имп. Иоанне VIII и Патриархе Иосифе II , в 1428-1429 гг. находился с миссией в Польше и Литве. В 1429 г. А. Х. была предложена епископская кафедра в Сутри, но он отказался; 2 мая 1432 г. папа Евгений IV назначил его архиепископом Родоса; в 1447 г. переведен на кафедру Крита. Принимал участие во многих церковных Соборах. На Констанцском Соборе (1414-1418) А. Х. переводил речь Киевского митр. Григория Цамблака о соединении Церквей. Участвовал в Базельском Соборе , 11 окт. 1438 г. на Ферраро-Флорентийском Соборе произнес вступительную речь. На заседаниях Собора вел полемику с визант. богословом митр. Эфесским Марком Евгеником по вопросу о Filioque . А. Х. был среди подписавших с лат. стороны решение Собора 6 июля 1439 г. Соч.: Testimonium ineditum Andreae archiepiscopi Rhodi de Marco Eugenico//Acta Academiae Velehradensis. 1937. Vol. 13. P. 13-20; Απολογα... πρς τν μητροπολτην Νικαας Βησσαρωνα περ θεας οσας κα νεργεας//OCP. 1938. T. 4. P. 329-371 [Защита богословских положений Фомы Аквинского, написанная по просьбе кард. Виссариона]; Mansi. T. 29. Col. 468-486; T. 31. Col. 508-510. Лит.: Laurent M. L " activité d " André Chrysobergès//EO. 1935. T. 34. Р. 418-438; Loenertz R. Les dominicains byzantins Théodore et André Chrysobergès et les négotiations pour l " union des Églises grecque et latine de 1415-1430//AFP. 1939. T. 9. P. 5-61; Darrouz è s J. La date de la mort d " André Chrysobergès//Ibid. 1951. T. 21. P. 301-305; Walz A. Andreas Chrysoberges//LTK. Bd. 1. Sp. 514; Πατρινλης Χ. Ανδρας Χρυσοβργης//ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 698; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 742-743. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ (ок. 1215 - между 1284 и 1286), католич. архиеп. Коринфа, ученый, переводчик с греч. на лат. язык научных текстов ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк

http://pravenc.ru/text/115332.html

Он начал активно вмешиваться в борьбу между наследниками Баязида, поддерживая то одного, то другого претендента на престол. Такая политика приносила свои плоды: в борьбе за власть тур. принцы искали альянса с Византией. Одновременно М. П. прилагал дипломатические усилия к поиску помощи от зап. правителей, отправляя послов во Францию, в Англию, в Арагон, в Венецию, к папскому двору, однако всякий раз сталкивался с безразличием Запада к судьбе Византии. Внутреннее положение М. П. усугубилось катастрофической нехваткой финансовых ресурсов. Серьезные споры разгорелись в Церкви в связи со смещением К-польского патриарха Матфея I в 1402 г. В Морее нарастало сопротивление местных магнатов. После смерти брата М. П., деспота Мореи Феодора I, в 1407 г. он назначил новым деспотом своего сына Феодора II и лично отправился в Мистру, чтобы усмирить местную знать и упорядочить дела в Морее. После смерти Иоанна VII (1408) М. П. прибыл в Фессалонику, чтобы передать ее под управление др. своего сына, Андроника. В 1414-1415 гг. М. П. вновь побывал на Пелопоннесе и лично контролировал восстановление оборонительной стены (Гексамилиона) на Коринфском перешейке для обеспечения безопасности морейских владений с севера. Смерть имп. Мануила II Палеолога. Миниатюра из Летописного свода. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 29) Смерть имп. Мануила II Палеолога. Миниатюра из Летописного свода. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 29) Междоусобица преемников Баязида I (1403-1413) исключила активные действия турок против Византии. И все же в 1411 г. К-поль был осажден, пусть ненадолго и безуспешно, войсками Мусы, одного из претендентов на тур. престол, поскольку М. П. оказывал поддержку его сопернику в борьбе за власть Сулейману. Ситуация в регионе стала меняться, когда в 1413 г. победу в османской междоусобице одержал султан Мехмед I (1402-1421), консолидировавший тур. владения и укрепивший свою власть в М. Азии. Мехмед еще поддерживал мирные отношения с М. П. Новый этап тур. завоевания Византии начался с воцарением султана Мурада II (1421-1451).

http://pravenc.ru/text/2561896.html

Религ. политика, проводившаяся Витовтом в согласовании с его верховным сюзереном - польск. королем, была направлена на поддержку деятельности католич. Церкви на землях Великого княжества Литовского, в частности в родовых владениях Витовта. До 1409 г. Витовт выступил в качестве главного фундатора и ктитора костела во имя св. Николая Чудотворца в Волковыске, на содержание к-рого вел. князь пожаловал с. Ясиновичи, имения Волконовичи, Лебетовчину и Исаевичи. Известны пожалования Витовта костелам в Городно и Новогородке, получившим от него села и земли (Vitoldiana. N 20. S. 26; N 46. S. 52-53). В нач. XV в. Витовт запретил на литов. землях строительство правосл. церквей (Ibid. N 50. S. 56). В то же время в обмен на денежную помощь Витовт поддерживал католич. (литов. и нем.), евр. и арм. общины в Понеманье ( Лазутка С. , Гудавичюс Э. Привилегия евреям Витаутаса Великого 1388 г. М.; Иерусалим, 1993). Ок. 1317-1330 и в 1354-1361 гг. гродненские земли, будучи частью Туровской епархии, входили в состав Литовской митрополии . По-видимому, с нач. XV в. (несомненно, со времени свт. Фотия , занимавшего Киевскую митрополичью кафедру в 1408-1431) гродненские земли находились под непосредственным управлением Киевских митрополитов, как об этом свидетельствует ставленая грамота митр. св. Ионы протодиак. Михаилу на наместничество в Киеве от 9 февр. 1451 г. Власть митрополичьего наместника распространялась помимо Киева на Вильно, Городно, Новогородок и «по всем градом, и местом, и селом, где ни есть мои митропольскии церкви». При этом митр. Иона писал, что такие границы наместничества установились «при моем брате, при Фотее митрополите» (РФА. Ч. 1. 44. С. 172). Киевским митрополитам подчинялся гродненский Борисоглебский Коложский мон-рь, имевший право выборного самоуправления. В 1414 г. Витовт отказался принять в Городно митр. Фотия, совершавшего объезд западнорус. епархий, на святителя и его свиту по приказу литов. правителя было совершено нападение. Витовт запретил митрополиту посещать Великое княжество Литовское, конфисковал принадлежавшие ему земли. Литов. правитель принудил западнорус. епископов собраться в Новогородке и избрать 15 нояб. 1415 г. Киевским митрополитом Григория Цамблака. В 1420 г., после смерти митр. Григория, Витовт примирился со свт. Фотием, зап. и вост. части Киевской митрополии объединились.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Храм возвели за пределами древнего города, на перекрестке дорог. С его появлением сместился и центр города - образовавшаяся перед церковью площадь сделалась его новым центром. Отсюда уходили дороги на Вильню, Вселюб, Минск, Слоним. Строительство этой церкви связывают с правителями Новогрудка XII в. В это время на Замковой горе уже существовала церковь. Решено было построить общедоступный большой храм для всего окрестного люда. Предполагается, что возводили его приглашенные из Витебска и Полоцка мастера вместе со своими местными учениками. Первоначально храм был освящен в честь Пресвятой Богородицы. С 1317 г. эта церковь получает статус Кафедрального собора. В XIV в. при этой церкви основан мужской православный монастырь, в котором размещается резиденция митрополита. Местность возле Новогрудка, которая теперь носит название Митрополь, в то время принадлежала монастырю и служила летней резиденцией митрополита. В 1414-15 гг. в церкви проводились соборы епископов Западной Руси. Они созывались по указу Витовта. Рассматривался на них, по существу, всегда один и тот же вопрос - об отделении епархии от юрисдикции митрополита Киевского и создании самостоятельной литовской митрополии. Но раскол был преодолен. Этому посодействовал Московский митрополит святитель Иоанн. Он приезжал в Новогрудок в 1451 г. и прочитал в церкви Пресвятой Богородицы пламенную молитву о единстве православной церкви. Позже святитель Иоанн был представлен к лику святых (канонизирован). В 1480 г. церковь посетил епископ Смоленский Михаил. Именно после этого визита церковь стала называться соборной (главной в регионе) и из Пресвято-Богородицкой была переименована в Борисоглебскую. В 1517-19 гг. на Борисоглебскую церковь пожертвовал князь Константин Острожский. В это время (1507-21 гг.) в Новогрудке размещалась резиденция митрополита Иосифа Солтана. Старый храм, поврежденный временем и крымскими татарами, разобрали и на его фундаменте возвели в формах ренессанса трехнефное здание с чертами оборонного зодчества. Стены укрепили контрфорсами. Тогда же появилась пятистенная (граненая) апсида. Интерьер украсили в стиле поздней готики - узорчатыми перекрытиями с нервюрами.

http://sobory.ru/article/?object=09620

Иларион 1681–1705 митроп. с 1682 Ефрем Янкович 1708–1712 Епископы Суздальские и Юрьевские: Игнатий Смола 1712–1719 Варлаам Леницкий 1719–1724 Иоаким 1725–1731 Гавриил Русской 1731–1735 Афанасий Кондоиди 1735–1737 Симон Тихомиров 1739–1747 Порфирий Крайский 1748–1755 Сильвестр Главатский 1755–1760 Геннадий Драницын 1760–1775 Тихон Якубовский 1775–1786 Епископы Владимирские и Яропальские: Платон Петрункевич 1748–1757 Антоний (бывш. Каталикос) 1757–1762 Епископы Владимирские и Муромские: Павел Гребневский 1763–1770 Иероним Формаковский 1770–1783 Виктор Онисимов 1783–1786 Епископы Владимирские и Суздальские: 18 Виктор Онисимов 1786–1800 до 1799 года еп. Суздальский и Владимирский Ксенофонт Троепольский 1800–1821 Парфений Чертков 1821–1850 с 1833 г. архиепископ Иустин Михайлов 1850–1863 Феофан Говоров 1863–1866 Антоний Павлинский, архиеп. 1866–1878 Феогност Лебедев 1878–1892 с 1883 г. архиепископ Сергий Спасский 1892 Муромское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (во Владимире): Андрей Поспелов 1868 Иаков Кротков 1870–1884 Аркадий Филонов 1885–1887 Александр Богданов 1889–1892 Тихон Клитин 1892 Волынская. 19 Учреждена в 991 году. Кафедра в Житомире. 20 Епископы Владимиро-Волынские: Стефан I 991 Иоанн Антоний I Анитий Кодриус Геласий Стефан II, святой 1090–1094 Амфилохий, святой 1105–1122 Симеон, святой 1123–1136 Феодор 1137 упом.1147 Лаврентий Прокопий Антоний II Иоасаф 1223–1230 Василий 1229–1265 Никифор I, Сатанило упом. 1226 Косма 1271 Марк 1271–1287 Евсигний (Евгений) 1287 упом.1301 Афанасий I 1328–1353 Uoha I упом.1358 Афанасий II 1388–1391 Епископы Владимиро-Волынские и Берестейские: Иоанн Гоголь 1391–1405 Герасим 1414–1416 Весвассиан Даниил I упом. 1441, в 1451 удален Даниил II 1451 Никифор II 1458 Порфирий упом.1470 Феодосий 1485 Дамиан упом. 1487 Мартиниан Вассиан I 1487–1497 Вассиан II 1505–1512 Пафнутий 1513–1521 Uoha II упом. до 1535 Геннадий упом.1545 Иона Борзобогатый-Красенький нареч. еп. Владимирский Иосиф упом. 1558 Феодосий Лазовский 1566–1588 Мелетий Богуринский-Хребтович 1588–1593

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Накшбанд принадлежал к центральноазиат. традиции в исламе, основоположником к-рой был Юсеф аль-Хамадани (1048-1140), шейх тариката Ясавия. Одним из наиболее способных учеников аль-Хамадани был Абдулхалик аль-Гиждувани, ставший духовным руководителем Накшбанда. Деятельность Накшбанда была связана прежде всего с Бухарой, св. покровителем которой он был признан после кончины. Братство Н. поддерживало прочные связи с купеческим сословием и постепенно становилось все более влиятельным в обществе. Даже в наши дни продавцы дикой руты в Афганистане говорят, что ее надо жечь против сглаза, призывая на помощь шаха (персид.- шейх) Накшбанда. Со временем последователи Н. смогли взять под контроль тимуридский двор, но только при шейхе Ходже Ахраре (1409-1490) братство превратилось в доминирующую силу в Ср. Азии. Связи Ходжи Ахрара с тимуридским царевичем Абу Саидом (1451-1469) и с Шейбанидами (узбек. правящая династия в Бухарском ханстве) играли решающую роль в развитии среднеазиат. политики сер. XV в. Когда Абу Саид обосновался в Герате (ныне Афганистан), большая часть территорий к северу и востоку от его владений находилась под влиянием Ходжи Ахрара, к-рый имел мюридов даже в Монголии. Ходжа Ахрар был убежден, что для внедрения божественного закона во все сферы жизни необходимо обладать политической властью. При нем Н. достигло наибольшего политического и экономического влияния в Центр. Азии. Опираясь на поддержку торговцев и землевладельцев, Ходжа Ахрар вмешивался в междоусобицы Тимуридов и в течение 40 лет был фактическим правителем всего региона. Среди последователей Н. при гератском дворе были такие известные люди, как великий персид. поэт Нуриддин Абдурахман ибн Ахмад Джами (1414-1492), посвятивший одну из поэм, «Дар свободного» (персид. Тухфат аль-ахрар), Ходже Ахрару. В 1456 г. Джами стал главой Н. в Герате. В 1469 г. к власти в Герате пришел султан Хусейн Байкара (1438-1506), покровительствовавший Джами. Вазиром (везиром) султана был знаменитый поэт и меценат Алишер Навои (Низамаддин Мир Алишер, 1441-1501), также активный последователь Н.

http://pravenc.ru/text/2564642.html

Епископы (в Вологде): Антоний Быстров 1910. Волынская 10 Епископы Владимиро-Волынские (во Владимире Волынском): Стефан I (болгарин) 992. Иоанн. Антоний I. Анитий. Кодриус. Геласий. Св. Стефан II 1090–1094. Амфилохий 1105–1122. Симеон 1123–1136. Феодор 1137; упом. 1147. Лаврентий. Прокопий. Антоний II. Иоасаф 1223–1230. Василий; упом. 1229–1265. Никифор I Сатанило; упом. 1266. Косма 1271. Марк 1271–1287 . Евсигний (Евгений) 1287; упом. 1301. Афанасий I 1328–1353. Uoha I 1359–1388. Афанасий II 1388–1391. Епископы Владимиро-Волынские и Берестейские: Иоанн Гоголь 1391–1405 (хиротонис. будто бы в 1404). Герасим 1414–1416. Весвасиан. Даниил I; упом. 1441; в 1451 удален. Даниил II 1451; упом. 1452. Никифор II 1458. Порфирий; упом. 1470. Феодосий 1458. Порфирий; упом. 1470. Феодосий 1485. Дамиан; упом. 1487. Мартиниян. Вассиан I 1487; † 1497. Вассиан II 1500–1512. Пафнутий 1513–1521. Uoha II ; хирот. 1523; упом. до 1535. Геннадий; нареч. 1536; упом. 1547. Иона Борзобогатый-Красенский; не хиротон. Иосиф; упом. 1558. Феодосий Лазовский 1566–1588. Мелетий Богуринский-Хребтович 1588–1593. Ипатий Поцей 1593–1595. Иосиф кн. Курдевич 1621–1625. Епископы Волынские и Житомирские (в г. Остроге): Варлаам Шишацкий 1799–1805. Даниил Натток-Михайловский Мирдамский 1806–1813. Стефан Романовский 1813–1828. Амвросий Морев 1828–1832. Архиепископы (c 1833 г.): Иннокентий Сельнокринов-Коровин 1832–1840. Еп. до 1833. Кафедра в Житомире Никанор Клементьевский 1840–1843. (C 1843 по 1860 г. епархиею управляли Архп. Варшавские). Антоний Павлинский 1860–1866. Еп. до 1862. Агафангел Соловьев 1866–1876. Еп. до 1868. Димитрий Муретов 1876–1882. Тихон Покровский 1882–1885. Палладий Ганкевич 1885–1889. Модест Стрельбицкий 1889–1902. Еп. до 1892. Антоний Храповицкий 1902. Еп. до 1906. Кременецкое викариатство (переименовано в 1902 г. из Острожского). Епископы (в г. Кременце): Паисий Виноградов 1902. Димитрий Сперовский 1903–1904. Амвросий Гудко 1904–1909. Никон Безсонов 1909. Владимиро-Волынское викариатство, учр. в 1891 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Олонецкая. Аглимозерская, Глинозерская или Наглимозерская–Артова (1364), Андомский-Николаевский (1368), Ильинский-Алмозерский (1627), Ильинский- Ладвинский (1630), Казариновская (1663), Куржанская (1707), Николаевский-Верхне-Оятский (1788), Николаевский-Верхопаданский-Корнилиева пустынь (1789), Николаевский-Шуйский (1833), Нятин (1845), Покровский-Вытегорский (1891), Рогозерская-Богоявленская (1962), Рождественский на Олонце (1968), Рождествен­ский на Острове Коловой (1977), Рождественский-Пиркинский (1978), Спасо-Вышеостровская (2042), Спасозерская-Вассианова (2043), Троицкая-Лужандозерская (2109), Шальский-Спасский (2227), Шунгский-Николаевский-Ильинский (2233), Яблонская-Успенская (2240). Орловская. Воскресенский-Брянский (1531), Николаевский-Ливенский (1778), Спасов-Преображенский, что на Андрианове горе, или Андреянова пустынь (2041), Троицкий-Кромский (2118). Пензенская. Богородицкий-Саранский (1413 муж. и 1414 жен.), Богородицкий-Одигитриевский-Инсарский (1419), Петропавловская-Нижнеломовская (1869), Покровский-Нижнеломовский (1892), Предтечев-Богородице-Одигитриев-Пензенский (1925), Рождественский-Починковский (1979), Рябкинская (1994), Успенский-Троицкого острога (2195), Чудовский-Ивансыровский (2224). Пермская. Архангельский-Соликамский (1384), Введенский-Исетский-Далма- товский (1474), Введенский-Нейвинский (1476), Воздвиженская-Кунгурская (1491), Покровский-Ирбитский (1893), Покровский-Соликамский (1894), Пыскорский (1952), Рождественский или Христорождественский-Тагильский (1969), Тихвинский-Кунгурский (2103), Тохтарев-Богородицкий (2124), Трифонова-Мулянская (2106), Троицкая-Варлаамова-Плесенская (2107). Подольская. Вознесенский в Венице (1506), Тимоновско-Дранский (2102). Полтавская. Благовещенский-Коробовский (1405), Борисоглебский-Переяславский (1451), Иоанновский-Переяславский (1644), Красногорская-Чернугская (1695), Печиникский (1879), Покровский-Полтавский (1895), Ризположенский-Деймановский (1960), Рождество-Богородицкий-Переяславский (1983), Саввин-Переяславский (1998), Слепородская-Юсковская (2024).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

5. Иоасаф , 1229 (Новг. Лет., I, 45). Святогорец (Ипат., 163). 6. Евсегений , 1289 (1287, Ипат. Лет., 214, 216; в дек. 1288, Ипат. 220, 222). 7. Афанасий упом. 1331; около 1353, выехав из Волыни, жил в Переяславле-Залесском; † 1362, в Костроме. II. Епископы Владимиро-Волынские и Берестейские 8. Иоанн Гоголь хирот. 1405. 9. Герасим хирот. 1414–16. 10. Даниил , 332 1451. 11. Никифор , 1458. 12. Вассиан хирот. 1487; † 1497. 13. Вассиан , 1509–13. 14. Пафнутий , 1513–22. После епископ Луцкий. (Акт. Зап. Рос., II, 146). 15. Иона , наречённый в апр. 1523 (Акт. 3. Р., II, 124). 16. Геннадий , в февр. 1540 (Акт. 3. Р., II, 201). 17. Иона Борзобогатый-Красеньский , с 1548 по 1566, перев. в Луцк. 18. Феодосий в 1566 перев. из Хельма, до 1572. (Акт. З. Р., III, 54, примеч. 13-е). 19. Мелетий Богуринский-Хребтович , вместе и архим. Киево-Печерский, с 1576; † 1591. 20. Ипатий Поцей , с 1591; с 22 1 сент. 1599 митрополит Киевский; † 8 июля 1613. 21. ? Леонтий Карлович в 1616 хирот. из архим. Виленского Духова монастыря; † 1620. 22. Иосиф Курцевич хирот. в дек. 1622 (sic) из игум. Тереховских-Темировских; около 1624 прибыл в Москву, а с 1626 архиепископ Суздальский. После сего епархией овладели униаты и владык православных не было. Епархия Галицкая Галицкая епархия упом. с XII века; обращена в униатскую около 1700 г. I. Епископы Галицкие 1. Козма хирот. 1156; упом. 1167. 2. Артемий , 1239 и 40 (1237, Ипат., 175, 180). 3. Иосиф , 1292. 4. Григорий , 1301.       333 5. Феодор , 1331–34. Роман . См. Митрополию. Нифонт , Пётр , Гавриил , Феодор , Антоний – 1371. 6. Иоанн , 1415. (Акт. 3. Р., II, примеч. 125-е). 7. Макарий Тучапский хирот. 22 февр. 1540 334 (Акт. Зап. Рос., II, 201, 205. Примеч. 125-е). Упом. 6 мар. 1547. (Тоже, III, 6; упом. 10 янв. 1549, sic). 8. Арсений Болобан , «епископ Львовский и Каменца Подольского» хирот. 1549. Упом. 1555 и 1565 (Акт. 3. Р., III, примеч. 14-е). 9. Иоанн , 1569. II. Епископы Львовские и Каменца Подольского 10. Гедеон Болобан хирот. 1570, низложен 5 окт. 1596; † 1607.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно там -а не в Москве — произошло первое, но очень кратковременное, возмущение против византийского церковного правления, вызванное неканоническим поставлением для этих областей отдельного митрополита, Григория Цамблака (1414— 1418), который, как мы видели раньше, явился на собор в Констанце (1417 г.). В 1437 г. великий князь Василий вновь подчинился авторитету Византии, приняв без наружного протеста унизительный отказ признать его кандидата на митрополичью кафедру, шесть лет пустовавшую после кончины Фотия (1431 г.), — епископа Рязанского Иону. Он снабдил деньгами византийского кандидата Исидора и отправил с ним на собор большую свиту (в обозе было 200 лошадей). Очевидно, ко времени возвращения Исидора (1441 г.) москвичи получили немало сведений о греческой оппозиции решениям собора и раскаянии многих подписавших соборный акт. Чтобы объяснить последующее изгнание Исидора, недостаточно ссылок на особые «мессианские», антивизантийские или антизападные, настроения, тем более что после него почти восемь лет тянулось выжидание. Так как уния не была еще официально объявлена, великий князь дипломатично решил ничего о ней не знать. В 1441 г., в почтительном послании к патриарху Митрофану, великий князь умолял его позволить русским самим поставить себе митрополита, мотивируя прошение так: «за нужу далечнаго и непроходимаго путешествия и за нахождение на наше христианство безбожных агарян и за неустроения и мятежи, еще в окрестных нас странах и господарей умножения, свободно нам сотворите в нашей земли поставление митрополита...» Митрофан был сторонником Флорентийской унии и, очевидно, не ответил. В конце концов, в 1448 году Иону возвел в митрополита «Киевского и всея Руси» синод русских епископов. Но русские намеренно продолжали «наивную» дипломатию. В 1451 году Василий отправил послание новому византийскому императору Константину: «И просим святое ти царство, — писал он, — да не помолвиши о том на нас, яко дерзостне сие сътворихом — не обослав великого вашего господства; но сие за великую нужу сътворихом, а не кичением ни дерзостию. А сами есми во всем благочестьи... И церковь наша русская — от святыя Божия церкви Премудрости Божия Святыя Софея Цариградскыя благословения требует и ищет, во всем по древнему благочестию повинуется ей». Василий — и это знаменательно — упоминает «нынешние новоявльшиеся разгласия» а то, что русские не сносились с патриархатом, объясняет незнанием, есть ли в Царьграде патриарх, ибо ни от кого о нем не слыхали и имени его не знают.. Последнее было правдой, потому что на место проуниатского патриарха Григория Маммы, вынужденного покинуть столицу и перебраться в 1451 году в Рим, никто поставлен не был.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3287...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010