Во 2-й пол. XV в. была создана икона-«таблетка» «Святые Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений Великий» из Софийского собора в Вел. Новгороде (НГОМЗ). На зап. наружном фасаде собора Рождества Богородицы в Ферапонтове (1502, мастер Дионисий), над входом, по сторонам от Богоматери «Знамение», представлены И. Д. и свт. Косма Маюмский с развернутыми свитками. Такое же изображение святого в тюрбане входит в композиции этого собора «О Тебе радуется» (на сев. стене) и «Что Ти принесем, Христе…» (на юж. стене). В Троицком соборе Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1668, артель Гурия Никитина) И. Д. изображен на юго-зап. столбе. Изображение И. Д. входит в композицию икон на сюжеты, связанные с прославлением Богоматери. Так, на иконах «О Тебе радуется» И. Д. представлен у подножия трона Богородицы протягивающим Ей свиток с написанным им гимном, напр.: на 2-сторонней иконе-«таблетке» (кон. XV - нач. XVI в., НГОМЗ; на обороте - Нерукотворный образ Спасителя); на иконе из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1500, мастерская Дионисия, ГММК); на иконе письма Георгия Клонцаса (1604, монастырь вмц. Екатерины на Синае) и др. Изображение И. Д. может быть включено в композицию «Достойно есть» развернутой иконографии. В таких случаях И. Д. со свт. Космой Маюмским изображаются в ряду монахов и аскетов, славящих Богоматерь, как, напр., на 4-частной иконе из Успенского собора Московского Кремля (ок. сер. XVI в., ГММК). На клейме храмовой иконы Благовещенского собора Московского Кремля «Благовещение с Акафистом» (1-я четв. XVII в., ГММК), иллюстрирующем 12-й икос Акафиста, среди мирян и святых, припадающих к иконе Божией Матери «Знамение», был, вероятно, представлен И. Д. (лик утрачен, реконструируется по аналогичному изображению в росписи Ризоположенской ц. Московского Кремля); он был изображен в монашеских одеждах, с развернутым свитком в руке. На иконе «Собор Богоматери», предположительно происходящей из ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Ярославле (ГРМ, 80-90-е гг. XVII в.), И.

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

1558 года), северная алтарная дверь с трёхчастной композицией (1570-е годы) и «Огненное восхождение Ильи Пророка» (1570-е годы) (см., Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы. Каталог выставки. М., 1991. Кат. 1. 2. 41). 1354 На некоторых восьмиконечных крестах в серебряных окладах середины XVI – первой четверти XVII века работы новгородских мастеров нижняя перекладина сделана прямая без наклона. Например, кресты: 1553 года (ГММК. Инв. 1193); середины XVI века (НГМ. Инв. 810); 1553 года (ГММК. Инв. 1199); XVI века (НГМ. Инв. 1372); XVI века (ГММК. Инв. 16186 охр.); 1617–1618 годов (НГМ. Инв. 1363); конца XVI – начала XVII века (НГМ. Инв. 802). Подробнее см.: Игошев В. В. Новгородские богослужебные кресты XVI–XVII веков (К вопросу о типологии церковной утвари)//Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVII веков/Под ред. И. А. Стерлиговой. М. (В печати). Аналогичную форму имеют кресты московской работы. Например, золотые сканые кресты 1593 и 1598 годов (см.: Мартынова М. В. Московская эмаль XV–XVII веков. Каталог. М., 2002. Кат. 19. 20). 1355 Макаренко Н. Указ. соч. Петроград, 1918. С. 121: Степановский И. К. Вологодская старина. Вологда, 1890. С. 33. 1356 Макаренко Н. Указ. соч. Петроград, 1918. В книге представлена фотография лицевой стороны креста и его описание без атрибуции. Ил. 99. С. 130–131. 1357 Древнерусское искусство. Каталог/Авт.-сост. Π. П. Балакин. Нижний Новгород. 2001. Кат. 19. С. 124–125; Постникова-Лосева Μ. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI–XIX веков. М., 1974. С. 83. 1358 См.: Постникова-Лосева Μ. М. Русская золотая и серебряная скань. М., 1981. Ил. 7. С. 27; Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея//Ставрографический сборник. Кн. II. М., 2003. С. 213. 1359 Это местной работы серебряные предметы церковной утвари конца XVI – начала XVII века из собрания Сольвычегодского музея: венец с высокой пятизубчатой коруной на иконе «Богоматерь Владимирская» (инв.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

XIV в. или ок. 1380, ГТГ). Встречаются изображения святого и в крещатых ризах. Уже в нач. XIV в. было создано неск. икон подобного извода: иконы, написанные в Сев.-Вост. или Центр. Руси во 2-й пол. XIV в., икона Н. из Мурома (МИХМ), из московского Успенского собора (ГММК); таковы же средник псковской житийной иконы Н., происходящей из коломенского собора во имя ап. Иоанна Богослова (ныне в ГТГ), ярославская икона (2-я пол. XIV в., ГТГ). Фигура Н. в рост могла стать центральной на оборотной стороне креста-энколпиона сложной формы, созданного в раннемосковское время, или на его нижней створке в окружении медальонов с архангелами и херувимами (меднолитые кресты-квадрифолии 1-й пол. XIV в., ГММК); полуфигуру святителя могли помещать в основание Распятия на нижнем конце креста-мощевика (напр., на серебряном кресте-мощевике 1-й четв. XV в. из московского Благовещенского собора, ГММК). Свт. Николай Чудотворец. Фреска в зап. части юж. галереи собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Свт. Николай Чудотворец. Фреска в зап. части юж. галереи собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. В Москве, как и в Новгороде, были собственные чтимые иконы Н.: в Никольском (Николы Старого) мон-ре в Китай-городе, на территории древнего Великого посада - иконописном центре кон. XV - нач. XVI в., связанном с митрополичьим домом (позднее греч. подворье); житийная икона Н. (ок. 1380, ныне в ГТГ) из Николо-Угрешского мон-ря; известная по летописным сведениям 1506 г. икона из с. Гостунского, давшая имя храму в Московском Кремле. Список икон пополнялся на протяжении позднего средневековья благодаря принесению в Москву из разных мест старинных, прославленных чудотворениями образов, среди них были и те, на к-рых Н. представлен рядом с Пресв. Богородицей и Младенцем, как, напр., на обретенной в 1539 г. и позднее посетившей столицу Ржевской Оковецкой иконе Божией Матери . Образ святителя был прославлен чудесами наряду с Богородичным образом и иконами др. святых, как, напр., икона, обретенная при взятии Нарвы (Ругодива) рус.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Помимо Москвы ряд святынь, связанных с почитанием М., сосредоточен в Новгороде. В XVI в. частицы мощей М., как правило, вкладывались вместе с частицами мощей апостолов и евангелистов Луки и Марка: именно такое сочетание мы видим в напрестольном кресте из новгородского Вяжищского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, созданном в 1553 г. при архиеп. Новгородском Пимене и вывезенном, вероятно, в 1570 г. в Москву (ныне в ГММК). Мощи М. наряду с мощами ап. Луки и других святых правосл. Востока были вложены в складень-мощевик новгородского боярина С. Е. Трусова (1561/62). Между 1566 и 1568 гг. складень был передан владельцем свт. Филиппу (Колычеву), буд. митрополиту Московскому, который отослал эту реликвию в Соловецкий мон-рь, в чьих описях она упоминается с 1570 г. (Описи Соловецкого мон-ря XVI в./Отв. ред.: М. И. Мильчик. СПб., 2003. С. 64, 105, 142, ныне хранится в ГММК). В соборе Св. Софии в Вел. Новгороде, в мощехранительнице у алтарной преграды, упомянуты мощи М. в отдельной «бумашке», в к-рой находились частицы мощей 3 евангелистов, 3 святителей, Киево-Печерских преподобных, а также 4 Московских святителей, что было возможно после общерус. прославления свт. Филиппа II, митр. Московского, в 1652 г. (Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - нач. XIX вв. Новг., 1993. Вып. 2. С. 40). Позднее, согласно описи 1833 г., среди крестов в соборе хранился серебряный золоченый крест с мощами святых, в т. ч. М.; он интересен тем, что в него также была вложена Кровь Господня «от образа истекшая». Иоанн IV Васильевич с сыновьями в 1558 г. вложил в Соловецкий мон-рь крест-мощевик с частицами мощей евангелистов М., Марка и др. апостолов, в т. ч. Варнавы (его мощи были привезены в сент. 1557 в Москву послом патриарха Дионисия II К-польского митр. Иоасафом Кизическим - ПСРЛ. Т. 13. С. 275). Этот напрестольный золотой наперсный крест (ныне в ГММК) сохранился после переделок, которым он подвергся между 1768 и 1771 гг. в Соловецком мон-ре. В сделанной тогда надписи указаны имена вкладчиков, но не указан 1558 г., который приводится без ссылки на источник игум. Досифеем ( Досифей (Немчинов), архим. Географическое, ист. и стат. описание ставропигиального 1-клас. Соловецкого мон-ря. М., 1836. Ч. 1. С. 278).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Часть мощей М. со времен Киевского митр. Петра (Могилы) находилась в соборе Св. Софии Киевской, для нее и др. святынь в 1824 г. был устроен ковчег в сев. стене напротив придела во имя Трех святителей Московских, Петра, Алексия и Ионы ( Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 47). От петровской эпохи дошел целый ряд напрестольных (воздвизальных) крестов-мощевиков, созданных в Москве и содержащих частицы мощей 3 евангелистов, в т. ч. М.: крест из церкви погоста Пятиусово Торопецкого у. Псковской губ. (кон. XVII - нач. XVIII в.), из неизв. храма (нач. XVIII в., оба - в ПИАМ), из московской ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1701, перенесен в ц. вмч. Георгия Победоносца на Красной Горке на ул. Моховой, ныне - ГММК), из ц. Успения Пресв. Богородицы в Кожевниках (20-е гг. XVIII в., мастер Ф. Никифоров; позднее находился в московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Рогожском кладбище). Заключавшие в себе мощи 3 апостолов и евангелистов московские кресты 1-й пол. XVIII в. могли повторять форму ватопедского «креста царя Константина» (четвероконечные, с равновеликими ветвями): крест благословенный 1-й трети XVIII в. (мастер-монограммист), напрестольный крест мастера Никифорова из Успенской ц. в Кожевниках, напрестольный крест работы мастера И. Егорова для ц. Воскресения словущего за Таганскими воротами (1748) и благословенный крест работы того же мастера (1750). Мощи М. и ап. Луки были помещены в напрестольный крест из Вознесенского монастыря в Московском Кремле (1709, мастер-монограммист ЕСБ, все - ГММК). Мощи М. находились в предметах личной святости петровского времени: в серебряном золоченом кресте-мощевике (1720, мастер Г. Ф. Копылов), в складне-мощевике (1720, мастер Алексей Авдеев Жданов), вмещавшем некогда 62 частицы вселенских и русских святых, в ковчеге для мощей с образом Иерусалимской Божией Матери на лицевой стороне (1-я четв. XVIII в.), в ковчеге-мощевике (2-я четв. XVIII в., ныне в ГММК, мощи не сохр.), служившем в 1617 г. как «моление келейное» матери царя Михаила Феодоровича, старицы Марфы Иоанновны.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

XVI в., ГТГ) - в паре с прп. Сергием Радонежским; на кресте-мощевике из Новгорода (нач. XVI в., ГММК) - в руке посох (в ряде житийных тестов - явления В. Х. с посохом, к-рым он наказывает грешников; посох лежал на раке святого уже в 20-30-х гг. XVI в. ( Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 49, 52, 54). " Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому " с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК) " Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому " с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК) Единоличный образ В. Х., предстоящего в молитве Спасителю, Св. Троице или Богоматери с Младенцем, в XVI - XVII вв. был самым распространенным: икона сер. XVI в. (Музей-квартира П. Д. Корина); 2 иконы 2-й пол. и кон. XVI в. (обе в ГТГ), псковский шитый покров XVI в. (ПИАМ), на иконах XVI-XVII вв. (ГРМ). На редком по иконографии образе XVII в. (частное собрание) святой предстоит образу Св. Троицы, очевидно, в память явления ему на месте буд. мон-ря 3 лучей. У его ног в лесных зарослях показаны постройки Хутынского мон-ря - каменный Спасо-Преображенский собор и шатровая ц. «под колоколы» во имя сщмч. Григория Армянского, просветителя Вел. Армении. Большая часть таких икон относится к типу благословляемого Спасителем в облачном сегменте, напр. икона «Варлаам Хутынский в молении перед Спасом», написана в 1701 г. К. Улановым - преподобный изображен на фоне пейзажа в схиме, в руках четки (ГРМ). Опись Хутынского мон-ря 1642 г. перечисляет множество таких икон (напр., «Образ Варлаама Чудотворца, стоящий, окладной, во облаце Спас», «Пядничный образ Варлаама в молении, во облаце Спас»). Средник упоминаемых в этой описи икон В. Х. был того же извода ( Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9. С. 431 - 434). В описи 1630 г. келейной казны Патриарха Филарета значатся 6 образов В. Х. (РИБ. М., 1876. Т. 3. Ст. 890), опись 1701 г. московского Успенского собора называет неск. икон святого, среди к-рых «Варлаам Хутынский стоящий, с правую у него страну во облацех образ Спасителев поясной» (там же.

http://pravenc.ru/text/154255.html

В технике литья изготавливали кресты-энколпионы, дробницы для украшения окладов и др. Гравировкой выполняли изображения и надписи (потир архиеп. Моисея, 1329, ГММК). В технике огневого золочения, перенятой рус. мастерами у визант. мастеров, украшали церковные и алтарные врата (Васильевские врата, 1335/36, южный портал собора александровского Успенского монастыря). Филигранью, сканью и зернью декорировали оклады икон, книг, лампад. Разновидностью скани были напаянные на поверхность конусы из тонкой проволоки, часто применяемые мастерами Зап. Европы эпохи Оттонов (X - сер. XI в.) и московскими златокузнецами XIV в., украшавшими ими оклады икон (венец и гривенка иконы «Богоматерь Боголюбская» из Благовещенского собора Московского Кремля, венец Богоматери на иконе «Богоматерь Млекопитательница» (ГОП) ( Мартынова. 1984. С. 109; Стерлигова. 2000. С. 207-213; Царский храм. 2003. С. 101-103. Кат. 9-10)). В зрелом средневековье на территории Др. Руси славились новгородская скань и филигрань, в период объединения Русского гос-ва ведущим центром техники скани стала Москва. Потир архиеп. Моисея. 1329 г. (ГММК) Потир архиеп. Моисея. 1329 г. (ГММК) Одной из разновидностей эмалирования является техника черни, состоящая в нанесении на гравированное или протравленное на металле изображение массы из серебра, меди, свинца, серы и буры с последующим обжигом. В XVI-XVII вв. чернью украшали дробницы на служебных облачениях, пеленах, церковных предметах, именуемые в описях «дробницы святые писаны чернью» (Опись Образной палаты Моск. Кремля 1669 г.; см.: Успенский А. И. Церковно-археол. хранилище при Моск. дворце в XVII в.//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. С. 67-71). Чернью декорировали и оружие. Шедеврами сребро- и златоделия в XVII в. были украшенные эмалями образцы парадного оружия работы мастеров Оружейной палаты ( Мартынова. 2002. Кат. 65, 66, 80-82, 104, 105, 221-224). Камнерезное дело тесно связано с архитектурой и скульптурой. Античная традиция украшения зданий скульптурой была унаследована Византией и странами ее круга.

http://pravenc.ru/text/171620.html

Лит.: Трофимовский Н. В. Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб., 1864. Смоленск, 2013п; Холмогоровы В. И. и Г. И., сост. Ист. мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII вв. М., 1901. Вып. 10: Можайская десятина (Московского у.); Успенский А. И. Церковно-археол. хранилище при Московском дворце в XVII в.//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-92; Журова Л. И. Повесть о Луке Колочском//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 246-248; она же. Сказание о Колочской иконе. Новосиб., 2000; Поселянин Е. Богоматерь. С. 451-453; Чернов С. З. Археол. исследование Колоцкого мон-ря и с. Колоцкое в Можайском р-не//Макариевские чт. Можайск, 1995. Вып. 3. Ч. 1. С. 103-126; Макарий (Веретенников), архим. Макарьевские соборы 1547 и 1549 гг. и их значение//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 11: Рус. худож. культура XV-XVI вв. С. 8, 15; Толстая Т. В. Икона Богоматери Тихвинской или Колочской из Успенского собора Моск. Кремля: История, иконография и атрибуция//Рус. искусство позднего средневековья, XVI в.: Тез. докл. междунар. конф. СПб., 2000. С. 42-44; она же. К истории иконостаса Петропавловского придела Успенского собора//Филимоновские чт. М., 2004. Вып. 2. С. 67-91; она же. Икона «Богоматерь Тихвинская с Троицей и святыми» из Успенского собора Моск. Кремля//Образ Византии: Сб. ст. М., 2008. С. 527-552; Гордеева И. Н. Икона «Богоматерь Тихвинская со святыми на полях» нач. XVI в. из собр. ГММК//Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: Иконография, история, почитание: науч. конф. (С.-Петербург - Тихвин, 24-27 окт. 2001 г.): Тез. докл. СПб., 2001. С. 50-53; она же. Реставрация и исслед. иконы «Богоматерь Тихвинская, со святыми на полях» нач. XVI в. из собр. ГММК//Грабаревские чт.: 5-я междунар. науч. конф.: Докл. и сообщ. (31 янв.- 1 февр. 2002). М., 2003. С. 163-175; Волкова Л. П. Девятый Всероссийский Патриарх Иоаким (Савелов): (Мат-лы из истории можайского боярского рода Савеловых)//Макариевские чт. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 579-592; Семенищева Е. В. Основание Колоцкого Успенского мон-ря и прп. Кирилл Белозерский//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2003. Вып. 5. С. 52-59; «Угодно в очах Божиих дело сие»: Сокровища ЦАК МДА/Сост.: Л. П. Тарасенко. Серг. П., 2004; Успенский Колоцкий жен. мон-рь: Ист. описание. Можайск, 2009; Искусство сохранять искусство: Реставрация в музеях Моск. Кремля: Кат. выст./Сост.: Т. В. Атамуратова, И. М. Соколова. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/1841796.html

равноап. Елена и свт. Андрей Критский " (1-я пол. XIX в., ЦМиАР) - с раскрытой книгой в руках. " Ерминия " Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) дважды упоминает Андрея Критского как " старца с седою бородою " - среди святителей, говорящего: " Вонми, Господи Иисусе Христе... " (Ч. 3. § 8. 13), и среди гимнографов, с надписью: " Помощник и Покровитель бысть мне во спасение " (Ч. 3. § 15. 2). В Большаковском иконописном подлиннике (XVIII в.) об Андрее Критском сказано: " Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре [омофоре], испод вохра с белилом " . Храмы, святыни В 1883 году во имя святителя Андрея Критского был устроен придел в колокольне московского храма Харитона Исповедника XVII века в Огородниках. Частицы мощей святителя Андрея Критского были вложены в Крест воздвизальный (1494/95 гг., ГММК); панагию-мощевик Иоанна Грозного (XVI в., ГММК); в Крест-мощевик (нач. XVII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК). Молитвословия Тропарь, глас 1 Христову Церковь цевницею языка твоего,/песнословя умильно, возвеселил еси,/богословием же Препетыя Троицы/славу всем сказал еси ясно,/тем тя, яко тайноглагольника, поем,/Андрее, пастырю Критский,/и величаем память твою,//Христа славяще дивнаго во святых Своих. Кондак, глас 2 (подобен: Вышних ища:) Вострубив ясно Божественная сладкопения,/явился еси светильник мира светлейший,/светом сияя Троицы, Андрее преподобне./Темже вси вопием ти://не престай моляся о всех нас. Молитвословия из греческой Минеи в переводе Наталии Бахаревой Тропарь, глас 5 Давидовы гусли, отче, подражая,/в Церкви преподобных песнь нову воспеваеши,/яко мудрый наставник Духа Божия./Ты бо возгремел еси нам песни благодати/и слово правды,/Андрее, отцев славо,//во спасение душ наших. Кондак, глас 2 Протрубив ясно божественная сладкопения,/показася еси светильник миру светозарнейший,/светом сияя Троицы, Андрее преподобне./Темже вси вопием ти://не престай моляся о всех нас.

http://drevo-info.ru/articles/5158.html

Воздвижение Креста Господня, со сценами его обретения. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (частное собрание) Воздвижение Креста Господня, со сценами его обретения. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (частное собрание) Другая важная тема - К. вновь отверзает для человека рай:                    (Триодь Постная. Ч. 1. Л. 224);            (Октоих. Ч. 1. С. 275); К. упраздняет херувима с огненным мечом, поставленного для охраны дерева жизни в раю (Быт 3. 24):                              (Триодь Постная. Ч. 1. Л. 228 об.); теперь Церковь - рай, а К.- дерево жизни:                                  (Там же. Л. 228). Следующая тема: через страдания Спасителя на К. человек вновь получил жизнь и бессмертие:                (Минея (МП). Сент. С. 398);                  (Октоих. Ч. 1. С. 99);                  (Там же. Ч. 2. С. 198). К. как орудие жестокой казни, смерти и страдания переосмысляется как орудие спасения и жизни:                    (Триодь Постная. Ч. 1. С. 230). Часто гимнографы в своих песнопениях обращаются к ветхозаветным прообразам К., в особенности ими богат канон на Крестовоздвижение Космы Маюмского:               (Минея (МП). Сент. С. 418);                                (Там же; ср.: Исх 17. 11-12);                            (Там же. С. 419; ср.: Числ 21. 8-9);                  (Там же. С. 420; ср.: Быт 48. 14). Гимнографы воспевают также отдельные благодатные дары, к-рыми обладает К.: защищает от нечистых духов, исцеляет телесные и духовные недуги, помогает как в духовной брани, так и в войнах против инославных - ярко и лаконично это отражено в песнопениях:                                  (Минея (МП). Сент. С. 418),                      (Октоих. Ч. 2. С. 284). Литургическое употребление К. Крест напрестольный из Чудова мон-ря. 1598 г. (ГММК) Крест напрестольный из Чудова мон-ря. 1598 г. (ГММК) Различные виды К. составляют неотъемлемую принадлежность правосл. церковного здания и совершаемого в нем богослужения. Начиная со значительных по размеру К., венчающих купола храма и иконостас, и заканчивая небольшими К. на облачениях священнослужителей, даже на закладках литургических книг и т. д., все эти К. являются знамением победы Христовой над смертью и грехом и служат постоянными напоминаниями о христ. вере приходящих в церковь людей.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010