9 . Ркп. Синодальной библиотеки XV в. 280, φυλ. 37 После молитвы: «Πρσχς Κριε»: ερες ποιε μετανοας γ´, φβ μεγλ εχμενος. δικονος· Πρσχωμεν. δ ερες ψο τν ϑεον ρτον κα λγει· Γ για τος γοις. Κα το λαο επντος τ Ες γιος, ες Κριος, ποιε ερες κρατν τν γιον ρτον σταυρος τρς λγων καϑ’ ευτν κα ατς· Ες γιος, ες Κριος. Ετα μερζει τν γιον ρτον ες τσσαρα μρη· κα λγει δικονος· πλρωσον δσποτα· κα ερες λαμβνει μερδα μαν π το γου ρτου κα βλλει ες τ γιον πατριον, λγων Πλρωμα Πνεματος γιου, Δικονος· μν. Ετα φρεται τ ζον· κα ελογων ατ ερες ν τ γειρ το κατχοντος, αρει ατ κα βλλει ες τ γιον ποτριον, λγων. Ζσις πστεως Πνεματος γου, μν. Ποιε δ μετνοας τρς, τρμων κα εχμενος. Κντεϑεν μερδα λαβν το γου ρτου, κψας κα σπασμενος ατν, λγει· Τ σμα σου τ γιον Κριε ησο Χριστ Θες μν γνοιτ μοι ες ζων ανιον, μν. Κα σϑει ατν. Ομοως κα το ϑεου κρατρος μεταλαμβνει, λγων· Κα τ αμα σου τ γιον γνοιτ μοι ες ζων ανιον κα ες φεσιν μαρτιν. Λγει κα τ· Ποτριον σωτηρου λψομαι. Ετα εσκομζονται π το γου δσκου παντα τ για δρα ν τ ϑε κρατρι. Κα ερες λαβν τοτον ν τ ριστερ χειρ, λγει μυστικς· Μετ φβου Θεο κα πστεως. Δικονος·προσλϑετε. Μετ δ τ μεταλαβεν, σφραγζει ερες τ λα, λγων μυστικς· Σσον Θες τν λαν σου... 1 Устав литургии был введён у нас митрополитом Киприаном († 1406 г.) в двух редакциях: переведённой с греческого διαταξισ’а константинопольского патриарха Филофея и южно-славянской или переводе Тырновского патриарха Евфимия. 2 Отмеченных в нашем труде: «Исторический обзор чинопоследования проскомидии до „устава литургии Конст. патр. Филофея“». Опыт историко-литургического исследования. Москва. 1895 г., стр. 12–55, 219–208. 3 Хранится в ризнице. Служебник (в 1/12 долю листа) писан около 1381–1382 г., так как в нём упоминается о князьях: «Димитрии, Владимире, Василии, Егоре, Иване» (см. у архим. Леонида – «Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой Лавры». Москва. 1880 г., стр. 26–27). Покойным еп. Амфилохием служебник этот был литографирован. См. у Срезневского. Древн. пам. письм. и языка. Изд. 2, столб. 245–246.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Папы ВИКТОР II (ок. 1020 - 28.07.1057; мирское имя Гебхард, гр. Долленштайн-Хиршбергский), папа Римский (с 13 апр. 1055) ВИКТОР III (ок. 1027 - 16.09.1087; мирское имя Дауферий, в монашестве Дезидерий), папа Римский (с 24 мая 1086) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ VI († нояб. 1047 или 1048; до избрания папой - Иоанн Грациан), папа Римский (1 мая 1045 - 20 дек. 1046) ГРИГОРИЙ XII (ок. 1325 или ок. 1335 - 1417; до избрания папой - Анджело Коррарио), папа Римский (19 дек. 1406 - 4 июля 1415) ГРИГОРИЙ XVI (1765 - 1846; мирское имя Бартоломео Альберто Каппеллари, в монашестве Мауро), папа Римский (со 2 февр. 1831)

http://pravenc.ru/rubrics/130127_2.html

При этом в 40-х гг. XVI в. в летописной редакции родословца ошибочно утверждалось, что М. Р. был бездетен (Редкие источники по истории России. М., 1977. Вып. 2. С. 26). Однако другие редакции этого источника, включая официальный Государев родословец (ок. 1555) и Бархатную книгу (1686-1688), эту информацию не подтверждают (Там же. С. 76; Бархатная книга. М., 1787. Ч. 1. С. 94 и др.). Не позднее 1554 г. в связи с составлением Государева родословца в России в правление царя Иоанна IV Васильевича Грозного возник Царский синодик, в к-рый в качестве одного из предков царя Иоанна было внесено имя М. Р. (РГАДА. Ф. 375. Ист. сочинения. 89. Л. 2; Кузьмин. 2004. С. 121). Т. о. установилось поминание М. Р. как члена правящей династии московских Рюриковичей. Так, напр., между 1 окт. 1556 г. и 30 янв. 1557 г. его имя присутствует в списке Царского синодика, к-рый был послан патриарху Иоасафу II в К-поль, чтобы поминать русских князей (Россия и греческий мир в XVI в./Отв. ред. С. М. Каштанов; подг. к публ.: С. М. Каштанов, Л. В. Столярова и Б. Л. Фонкич. М., 2004. Т. 1. С. 219, 400). Ист.: ПСРЛ. Т. 7. С. 174; Т. 10. С. 154, 157; Т. 18. С. 77; Т. 20. С. 168; Т. 21. С. 307; Т. 23. С. 90; Т. 25. С. 152; Т. 28. С. 61, 220; Т. 30. С. 96; Т. 33. С. 75; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 20022. С. 336; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 311-312. Лит.: Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки по первоисточникам и главнейшим пособиям. СПб., 1891. Т. 2. С. 74, 77, 81; Голубовский П. В. История Смоленской земли до нач. XV в. К., 1895. С. 173, 177, 182-183, 202, 204, 205. Табл; Муравьева Л. Л. Летописание Сев.-Вост. Руси кон. XIII - нач. XV в. М., 1983. С. 249; она же. Моск. летописание 2-й пол. XIV - нач. XV в. М., 1991. С. 60; Кузьмин А. В. Князья Можайска и судьба их владений в XIII-XIV в.: Из истории Смоленской земли//ДРВМ. 2004. 4. С. 107-122; он же. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 84. Схема I.1; 2015. Т. 2. С. 112, 127-128, 130. Схема V.1; Домбровский Д. Генеалогия Мстиславичей: Первые поколения (до нач. XIV в.)/Пер. и вступ. слово к рус. изд.: К. Ю. Ерусалимский, О. А. Остапчук. СПб., 2015. С. 563, 577-580, 598, 600-601, 603, 673-674, 678, 735. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407)

http://pravenc.ru/text/2563762.html

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397.  Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400.  …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404.  Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410.  …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414.  …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415.  И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417.  …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425.  Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397. Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400. …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404. Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410. …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414. …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417. …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425. Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1400 Антифон, который поется во время раздробления Агнца и бывает различен по различию дней и случаев совершения литургии, – Antiphona, officio diei congrua. Daniel. P. 94. 1402 В изложениях литургии говорится, что священник произносит три молитвы перед причащением; но какие именно молитвы были в древнейшее время, в точности неизвестно; предлагаемые здесь помещаются в позднейших миссалах Амвросиевой литургии и согласны с римскими. Daniel, рр. 100–102. 1403 Вслед за этими молитвами Даниель (рр. 102–103) приводит из позднейших миссалов следующие слова, произносимые священником во время причащения Тела и Крови Христовой, почти во всем согласно с римской литургией: «Хлеб небесный приму и имя Господне призову»; «Господи, недостоин я, чтобы Ты вошел под кров мой, но только скажи слово, и исцелеет душа моя»; «Тело Господа нашего Иисуса Христа да послужит мне, принимающему, и всем, за которых я принес эту жертву, к жизни и радости вечной»; «Что воздам Господу за всё, что Он даровал мне? Чашу спасения приму, и имя Господне призову. Прославляя, призову Господа и от врагов моих спасусь». 1405 У Даниеля (р. 104) эта благодарственная молитва, начинаясь точно так же, продолжается иначе, заимствуя буквально мысли и слова из римского песнопения: Agnus Dei. 1406 Позднее употреблялись выражения: «Тело Господа нашего Иисуса Христа да соблюдет душу твою в жизнь вечную». Le Brun, р. 183. Но приведенное краткое выражение употреблено и в соч. De Sacram. Lib. IV, с. 5. 1407 Антифон перед отпуском литургии различный в разные дни. В изложениях замечается, что его повторяет и священник: dicit in cornu epistolae (Daniel, p. 108), т.е. произносит, стоя у левого края престола. 1409 Без перевода с греческого языка: Kyrie eleison. Кто произносит это, определенно не говорится в изложениях литургии. 1410 В некоторых миссалах предоставляется на выбор священника произносить перед благословением народа эту, согласную с римскою, молитву. Placeat tibi, или молитву Господню. Le Brun, р. 184. 1411 Это обыкновенное окончательное благословение народа видоизменяется в праздничные дни применительно к случаю, например, в день Рождества Христова: «Рождеством Господа нашего Иисуса Христа да благословит вас Бог и приведет к радостям рая». В праздники святых: «молитвами и заслугами Святого N да благословит» и пр. Le Brun, р. 185; Daniel, р. 112.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

9 . Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу, прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам. Мы видели в предыдущих главах 1404 , что Исаия, по повелению Божию предсказывал, что Иерусалим не погибнет от Ассура, но что сам Ассур понесет поражение, вступив на землю Израилеву. Это-то пророчество, которое уже сбылось на глазах слышавших его, и чудо гибели армии Сеннахерима, должны были служить удостоверением, что и все глаголы Божии сбудутся. Но для умудренных Господом людей с честным сердцем пророчества должны были иметь более обширный смысл. Они говорили о будущности всего человечества и о Мессии, на Котором сосредоточены были все ожидания и надежды. К этому мировому событию и относятся следующие стихи: очи духовные пророка видят свет великий, и он восклицает: 10 . Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них. 11 . Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор. 12 . Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах. С этими стихами мы сблизим по тожеству мысли первый стих псалма 95-го: „Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу вся земля!“ Весь этот псалом, который по тексту греческой библии приписывается Давиду 1405 , заключает в себе призыв ко всем народам земли благословлять имя Господне, „ибо „Господь царствует!“ ( Пс. 95:10 ) и „Он будет судить вселенную по правде“ ( Пс. 95:13 ). В этом же псалме (ст. 6) упоминается о ничтожестве идолов, которым кланялись народы. Те же мысли мы находим в псалмах 96 и 97, (который также начинается словами: „Пойте Господу новую песнь) и в псалмах 98 и 99, которые все в греческой библии надписаны именем Давида. Все они восклицают: „Господь царствует!“ и это благовестие лежит в основании этих молитвенных и хвалебных песнопений. Многие комментаторы 1406 указывают, что приведенные нами псалмы сближаются по мысли и выражениям со многими местами пророка Исаии, и что начертание их, может быть, должно относить ко времени Езекии, а начертателем их некоторые называют самого Исаию, некоторые царя Езекию; во всяком случае, признавая несомненное сходство Мессианских пророчеств Исаии с этими псалмами. Как мы знаем из XXV главы книги Притчей Соломона, – царем Езекией поручено было сделать собрание этих притчей. Точно тоже вероятно делалось и для Псалмов Давида и ему современных певцов 1407 . Дух Израиля в это время поднялся радостью чудесного избавления от Сеннахерима, и среди народа вспыхивает опять огонь духовной поэзии, или лучше сказать Божественного вдохновения, Тогда, по образцу священных песнопений Давида, являются новые псалмы, в которых слышатся Мессианские пророчества Исаии. Так объясняют многие происхождение пяти псалмов (95–99), о которых мы говорили выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

“Тело человека, по словам блаж. Августина, до греха могло называться и смертным в одном отношении, и бессмертным в другом: – смертным, потому что могло умереть; бессмертным, потому что могло не умирать. Иное дело, если кто не может умереть, как создал Бог некоторые бессмертные существа, и иное, если кто может не умереть: в таком смысле создан бессмертным первый человек. Это сообщалось ему от древа жизни, а не от устройства его природы, поэтому, как только согрешил и был отлучен он от древа жизни, чтобы мог умереть; тогда же как, если бы не согрешил, мог бы не умереть. Итак, он был смертен по свойству своего душевного тела, и бессмертен по благодати (beneficio) Творца”. 1406 5 . Кроме того, для упражнения и развития сил телесных Бог заповедал Адаму возделывать и хранить рай ( Быт. 2:15 ); для упражнения и развития сил умственных и дара слова, сам привел к человеку всех животных, чтобы видеть как он назовет их ( Быт. 2:19 ); для упражнения и укрепления в добре сил нравственных, преподал Адаму известную заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого древа в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2:16–17 ). § 86. Заповедь, данная Богом первому человеку, ее необходимость и значение. Чтобы иметь правильное понятие об этой первой в роде человеческом заповеди Божией, надобно обратить внимание: 1 . На человека, которому она дана. Первозданный человек – а) Необходимо имел нужду в заповеди, и в заповеди определенной. Он получил от Бога нравственные силы и сотворен добрым по природе; но ему самому еще надлежало развивать и укреплять эти силы при помощи Божией; ему надлежало сделаться добрым по собственной воле. А свобода человеческая укрепляется и утверждается в чем-либо не иначе, как действуя очень долго по одному определенному правилу, пока не приобретет глубокого навыка в избранном ею роде деятельности. С этой стороны мысль о необходимости для первого человека заповеди подробно раскрывают: Тертуллиан в писаниях против еретика Маркиона и Дидим Александрийский против манихеев. 1407

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Восстанови нас, Боже, спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас. Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род? Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?» (ст. 6–7). Но Господь и прежде уже обещал, и после возвращения из плена, в то время, когда возносились к Нему подобные скорбные молитвы, не переставал чрез рабов своих пророков утешать народ Свой обещаниями даровать ему мир и благоденствие, если только сам он пребудет в верности завету Божию 1405 . Псалмопевец с верою приклоняет слух свой к божественным вещаниям: «Послушаю, что говорит Господь Бог . Он изрекает мир на народ Свой и на святых Своих, только не возвращались бы к безрассудству» (ст. 9) 1406 . И таким образом, внимая обещаниям Божиим, он утешается надеждою на близость помощи божественной и в духе созерцает полноту спасения, которая должна некогда излиться над Сионом. «Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей! Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются. Истина возникнет из земли и правда приникнет с небес. И Господь даст благо, и земля наша даст плод свой. Правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» (ст. 10–14). Вообще, в целом своем составе псалом наш представляет как бы сокращение молитвы возвратившегося из плена Иудейского народа и бывших к нему увещаний и утешений тогдашних пророков Аггея, Захария и Малахии. Правда, за исключением показанного нами общего соответствия его характера и содержания с состоянием тогдашних Иудеев и с сущностью пророческих писаний того времени, мы не можем указать в нем никаких особенных признаков специального отношения ко времени по возвращении из плена Вавилонского; но так как с другой стороны нельзя указать в его содержании и никаких решительно побуждений, по которым бы употребленное в начале его выражение о возвращении плена Иаковлева следовало понимать не в собственном буквальном смысле об освобождении из плена, а как-либо вообще в абстрактном значении избавления от какого-нибудь другого несчастия в более раннее или более позднее время иудейской истории 1407 , то, в связи с таким указанием на после-пленную эпоху, и вообще соответствие его характера и содержания с сею эпохою получает силу доказательства, что он действительно относится ко времени вскоре по возвращении из плена Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Вышеприведенные тексты Библии ясно говорят, что люди, исказившие религиозно-нравственную природу свою и не воспитавшие в себе любви к истине для ограждения себя от лжеучения, верят ложным чудесам и принимают сопровождаемое ложными чудесами лжеучение. Это самое лжеучение, по слову Божию, и служит для таких людей наказанием за их беззакония 1399 . Священное Писание указывает и признаки ложного чуда. «Если восстанет, – говорится в Библии 1400 , – среди тебя 1401 пророк и представит тебе знамение или чудо, и сбудется это знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», то не слушай слов пророка, а пророка того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа Бога вашего, – желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; итак, истреби зло из среды себя». «Если бы даже мы, – пишет св.апостол Павел, – или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» 1402 , «ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, избранных», но вы »не верьте " 1403 . В таком же смысле устанавливают критерии для определения ложного чуда и учители церкви: блж.Феодорит 1404 , блж.Августин 1405 и Тертуллиан 1406 . По их учению, критерием для констатирования ложных чудес, о появлении которых говорил Иисус Христос, должно также служить сопровождаемое этими чудесами учение. Если оно не достойно Господа Бога, то и чудо, следовательно, ложное. На основании только что приведенных текстов можем заключить, что чудо само по себе не может еще служить доказательством Божественного посланничества, ибо подобие истинных чудес, как видно из этих же текстов, могут совершать ложные пророки 1407 , призывая людей следовать учению, противному истине Богооткровенной. Таким образом, возвещаемое учение служит критерием совершаемого этим провозвестником чуда 1408 . В этом соответствии чуда учению и заключается главное отличие истинного чуда от ложного и чудес 1409 , описываемых, но не объясняемых 1410 в язычестве 1411 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010